voeto.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей
«Дворец детского творчества г.Буйнакска»

Открытое занятие

на тему:

«Эмоциональное

содержание мелодий»

Педагог студии вокального пения «Лира»

Саидова Заира Алиевна


г. Буйнакск, 2012г.

Тема: «Эмоциональное содержание мелодии»

Цели:

образовательная:

- ознакомление учащихся с мелодиями контрастного характера и содержания, на примере творчества великих композиторов; - определение взаимосвязи музыки и живописи через образное восприятие мира; - привить детям умение воспринимать музыку осознано, включая воображение.



развивающая:

- развитие эмоциональной сферы учащихся, музыкальной памяти;

- развитие умения определять характер мелодии, эмоциональное содержание;

- расширение кругозора.



Воспитательная:

- Привитие интереса к классической музыке; - Эстетическое воспитание.



Тип занятий: комбинированное.

Оборудование и материалы:

- фонозаписи произведений В.А.Моцарта «Мелодия ангелов», (6 симфония,

2 ч.), П.И.Чайковского «Вальс цветов», Э.Григ «Утро»;

- портреты композиторов;

-смайлики, с изображением различных эмоций;

-цветные карандаши и бумага.

План занятия:


  1. Вводная беседа.

  2. Теоретическая часть.

  3. Разминка.

  4. Творческий практикум.

  5. Подведение итогов занятия.

  6. Исполнение песни.

Ход занятия:

Вводная беседа:

- Наше сегодняшнее занятие я хочу начать с отрывка стихотворения великого русского поэта А.С.Пушкина:


Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

- Вам понравилось это стихотворение?

(ответы учащихся)

- Какое у вас настроение после прослушивания этого отрывка? Радостное, но все равно немного грустно, что лето уже позади.

- А какое еще настроение бывает у человека?

Печальное, злое, грустное, праздничное и т.д.

- От чего зависит наше настроение?



От чувств, которые мы испытываем.

- Как человек проявляет свои чувства?



Смеется, кричит, плачет, прыгает, обижается и т.д.

- А как называется выражение этих чувств?



Эмоция.

Теоретическая часть:

Эмоция - чувства, переживания. Это способность души испытывать от ощущений, восприятий и представлений удовольствие или неудовольствие.

-Ребята, а разве только люди испытывают эмоции?

Нет, животные тоже умеют радоваться и грустить.

- Давайте попробуем отгадать по смайликам, какие эмоции они выражают?

- Какое настроение выражает этот смайлик?

(проводится демонстрация рисунков со смайликами)

- Ребята, вы, наверное, догадались, что на сегодняшнем занятии мы будем говорить об…… дети отвечают хором – «об эмоциях». А звучит тема нашего занятия так: «Эмоциональное содержание мелодий».

- Как вы думаете, можно ли в мелодии отразить эмоциональное состояние человека?

- Можно.

- Сколько красок в палитре художника, столько оттенков эмоций испытывает человек. Порою в великом русском языке не хватает слов, чтобы все человеческие чувства охарактеризовать и объяснить.

И только музыка может понять человека и рассказать ему о нем же и его переживаниях. Сегодня мы будем говорить о том, какие чувства могут передать мелодии. - А как вы думаете, какие эмоции могут передаваться при помощи мелодий?

- Грусть, радость, веселье, печаль и т.д.

- К какому музыкальному ладу относятся грустные и печальные песни?



К минорному.

- Какой еще вы знаете музыкальный лад?



Мажорный.

- Какие песни относятся к мажорному ладу?



Веселые, радостные.

- Я вам предлагаю послушать произведение гениального русского композитора и дирижера П.И.Чайковского.

Петр Ильич Чайковский - родился в 1940 году в многодетной семье. И с раннего возраста сильно отличался от своих сверстников особой музыкальностью. За свою жизнь он сочинил много красивых музыкальных произведений, разных по своему характеру и содержанию. Одно из известнейших произведений вы слышали при просмотре мультфильма «Щелкунчик».

- Кто-нибудь видел этот мультфильм?



Ученики отвечают.

- Давайте прослушаем отрывок из этой оперы и попробуем понять, что же хотел изобразить композитор? Но прежде, ребята, ответьте мне на вопрос.

Можно ли что-нибудь изобразить с помощью музыки?

Да, настроение, красоту, природу и т.д.

- А в каком еще виде искусства что- либо изображается?



Скульптура, живопись.

- На нашем занятии присутствуют гости – учащиеся студии «Мастерская художника», которые постараются на бумаге изобразить настроение нашего сегодняшнего занятия. И в конце, они покажут итог своей работы.

А теперь, я предлагаю вам закрыть глаза и мысленно погрузиться в волшебные звуки вальса…

(Звучит произведение П.И.Чайковского «Вальс цветов»)

- Понравилось вам произведение? Какие эмоции оно вызывает?



Нежность, восхищение, торжественность….

- А как бы вы его назвали?



Варианты детей.

- А вот П.И.Чайковский назвал его «Вальс цветов».

- Как вы думаете, к какому ладу относится его произведение, какова оно характера?

К мажорному. Оно радостное, веселое, торжественное и т.д.

- «Вальс цветов» П.И.Чайковского светлое, солнечное произведение. В нем удивительно сочетаются стройность и гармоничность. Но во всей истории музыки не найдешь композитора, чьи мелодии были бы только радостными и гармоничными. И это закономерно: ведь жизнь никогда не бывает только светлой и ясной, в ней неизбежны утраты, ошибки и разочарования. Именно в искусстве наиболее ярко проявляются чувства и раздумья, которыми живет человек.

- Поэтому, не следует удивляться, что выдающийся австрийский композитор XVIII века Вольфгант Амадей Моцарт, гениальность которого проявилась уже в трехлетнем возрасте. В пять лет он уже сочинял несложные менуэты. За большое число мажорных произведений, его назвали Гелиосом- богом солнца и музыки. Не удивительно, что он создает не мало прекрасных лирических произведений. Давайте прослушаем одно из таких произведений, которая называется «Мелодия ангелов».

(Звучит произведение «Мелодия ангелов» В.А.Моцарта)

- Какие эмоции у вас возникли при прослушивании этого произведения?



Грусть, печаль, ностальгия и т.д.

Да, а к какому музыкальному ладу относится это произведение?



К минорному ладу.

- Чем отличаются эти два произведения?



Они разного лада, разного характера.

- А у вас бывало так, что вы слушаете музыку и задумываетесь так, что уходите в своих мыслях куда- то далеко, и вам представляются различные виды, или события?



- Бывало.

- А теперь закроем глаза и послушаем еще одно произведение, а затем поделимся впечатлениями.



(Звучит произведение Э.Грига «Утро»)

- А это произведение, какие эмоции у вас вызвало?



- Пробуждение, возрождение, рассвет.

- К какому ладу вы бы отнесли это произведение?

- Оно написано в минорном ладе, но характер и настроение этого произведения радостное и светлое и называется оно «Утро». Написал его норвежский композитор Эдвард Григ.

- Хочу обратить ваше внимание, не все минорные произведения должны быть грустными или мрачными. Бывает и так, что произведение написано в миноре, а звучит торжественно и радостно, как в нашем примере. Такое же возможно и в мажорном ладе.

- Произведения, которые мы сегодня прослушали, разные по своему эмоциональному содержанию. Мы знаем, что внутри каждого человека есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение.

Задание «Нарисуй настроение музыки»

Давайте с помощью этих качеств попробуем изобразить на бумаге то, что нам рассказали композиторы через свои прекрасные произведения.



(Педагог напоминает названия прослушанных композиций и включает их фонограммы поочередно. Учащиеся рисуют эмоциональное восприятие музыки. После чего учащиеся кратко анализируют свои работы.)

Разминка

А теперь мы с вами поиграем и увидим, как каждый из вас умеет выразить и определить эмоциональное состояние человека.



Проведение игры «Отгадай настроение»

Один изображает эмоциональное состояние при помощи пантомимы, а другие отгадывают, какое настроение или эмоцию он пытался изобразить.

Творческий практикум

Мы умеем видеть эмоции, умеем слышать эмоциональное состояние, а теперь попробуем продемонстрировать нашим гостям, как певицы на сцене выражают эмоциональное состояние исполняемой песни.

А для начала, давайте подготовимся к пению. Подготовим наш артикуляционный аппарат (упражнения для губ и языка). Вспомним наши распевки (стокатто, легатто).

(проводится распевка)

А сейчас, давайте петь. Для этого, разделимся на две группы. Каждая команда должна исполнить песню из пройденного репертуара, которую им необходимо исполнить в разных музыкальных ладах: одна группа в мажорном ладе, другая - в минорном.



( Исполнение песни по выбору учащихся)

- Давайте посмотрим, удалось ли нашим художникам почувствовать и передать эмоциональное содержание нашего занятия. Что же увидели наши художники?



Анализ работ художников.

(обращается к учащимся)

- Попробуйте угадать, какие музыкальные произведения изображены на этих картинах?



(учащиеся угадывают)

- Послушаем художников, правильно ли вы отгадали, и что они хотели изобразить.



(описание нарисованного художниками)

Подведение итогов занятия

И теперь мы с уверенностью можем сказать, что музыку можно не только слушать, видеть, исполнять, но и нарисовать. Сегодня на уроке вы услышали, прочувствовали и эмоционально передали различные настроения. Но вам еще предстоит в своей жизни услышать произведения, мелодии которых будут являть вам самый разнообразный мир эмоций.

Молодцы дети мы сегодня хорошо потрудились, а в заключении давайте поднимем настроение себе и нашим гостям.

Назовите вашу самую любимую песенку, которую вы хотели бы подарить нашим гостям. Ее мы с вами и исполним.



(исполнение песни «Оранжевое солнце»)

Ну и какое у вас теперь настроение?



Давайте пожелаем нашим гостям хороших эмоций.

(пожелания учащихся)

Спасибо ребятам, спасибо художнику и спасибо гостям. Желаю вам пронести это настроение как можно дольше. До свидания, до новых встреч!
скачать файл



Смотрите также:
Занятие на тему: «Эмоциональное содержание мелодий»
74.38kb.
Международное гуманитарное право. Вводное занятие
61.25kb.
Краткое содержание занятия 16 Слушали лекцию на тему «Происхождение жизни»
70.72kb.
Стрюк Олег Витальевич, учитель физической культуры Тема: «Влияние утренней гимнастики на умственную работоспособность и эмоциональное состояние»
133.91kb.
Занятие на тему: «Пасхальные традиции русского народа»
55.53kb.
Занятие по Охране окружающей среды На тему: «Друзья природы» Воспитатель: Шамсиева Зульфия Камалудиновна
61.09kb.
Занятие по экологии в форме устного журнала «Пернатые друзья» Программное
67.16kb.
Занятие на тему «Любовь огромная страна» 11 класс Цель: создание условий для формирования нравственных качеств личности
239.11kb.
Занятие Содержание занятия «Модели конечных автоматов»
202.15kb.
Класс 15 музыкальные инструменты
59.27kb.
Занятие по формированию элементарных экологических представлений. В месяц проводятся 3 занятия по рисованию и 1 занятие по аппликации
44.18kb.
Контрольная работа по дисциплине «Страхование» на тему «Страхование ответственности» Воронеж 2009 Содержание Понятие страхования ответственности
221.57kb.