voeto.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г.Ворсма




Открытый урок.

ТЕМА: «Периодический закон Д.И. Менделеева»
Класс – 11
Тип урока: коммуникативный
Вид урока: интегрированный
Учителя: Ф.В. Никитина

Н.Н. Чинякова

2007-2008 учебный год


Цель: Доказать гениальность величайшего открытия 19 века, в области физики и химии, Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеевым.
Задачи урока:

Образовательные


  • обобщение знаний по химии и физике;

  • формирование умений объяснять факты с позиции науки;

  • дать глубокие и прочные знания по теме;

  • формировать умения сочетание знаний и навыков для успешного выполнения практической деятельности;

  • научить умению применять полученные знания в образовательном процессе

Воспитательные

  • воспитание любви к Родине, патриотизма, любви к матери.

  • воспитание трудолюбия

  • воспитание коммуникабельности

Развивающие

  • формирование умений и навыков самостоятельной учебной деятельности.

  • развитие познавательных процессов учащихся: памяти, речи, мышления.

  • развитие умений применять логические операции: анализ, сравнение, систематизация, обобщение.

  • развитие интереса к предметам.

Урок рассчитан на 45 минут.


Посев научный взойдёт для жатвы народной.

Д.И. Менделеев.
Учитель:

Слабеющая рука горящего в жару старика медленно ведёт перо по бумаге: « В заключение считаю необходимым в самых общих чертах высказать…»Сил дописать фразу не хватило. Он знаком подозвал служителя. Тихим шёпотом велел подать себе гребёнку, сам расчесал волосы и бороду. Приказал принести чашку с холодным чаем. Напуганный бледностью больного служитель замешкался и тогда в последний раз, в самый последний раз проявился властный характер старца: «Михайло! Ты, кажется, собираешься меня не слушаться?» Тревожно спал в ту ночь Петербург. Умирал Менделеев. Тревожно спала в эту ночь вся Россия. Общественное мнение каждой страны выделяет одного, пользующегося уважением всех слоёв общества: таким любимцем Англии был Фарадей, Франции _ Пастер, Америки_ Эдисон. В России – Дмитрий Иванович. За что такое уважение? За умение вносить гармонию и закономерность в хаотическое нагромождение фактов.

Этот урок мы проводим в рамках программы мероприятий посвященных юбилею Д. И. Менделеева (175 лет со дня рождения). Имя Д.И. Менделеева звучит на каждом уроке химии и на многих уроках физики, и в представлении большинства Менделеев прежде всего химик. Но из всего количества трудов (примерно 430) химии посвящено лишь 9 %. Его можно назвать химиком, физиком, технологом, геофизиком, экономистом., политиком…. Его перу принадлежит множество работ в различных областях науки но цель нашего урока - доказать что Периодический закон (ПЗ) и Периодическая система химических элементов (ПЗХЭ)- величайшие открытия 19 века.

А всё начинается с родительского дома, оттуда он получил свою путёвку в науку.


Презентация «Дмитрий Иванович Менделеев» (Патрикеева Ира).
Учитель.

Своей матери он посвятил работу «Исследование водных растворов по удельному весу» (1865-1887). Только сильная и целеустремленная женщина, мать 17 детей, могла вырастить «последыша» «только своим трудом, ведя заводское дело, воспитывала трудом, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы». Так писал о своей матери Д.И. Менделеев.


Учитель

Статьи, брошюры, книги, докладные записки. Каких только проблем не коснулся этот мощный ум. Дайте общую оценку научной деятельности Дмитрия Ивановича Менделеева?


Презентация «Общая характеристика научной деятельности Д.И.Менделеева»

(Дорофеев Артём).


Учитель.

В энциклопедии «Великие ученые о Дмитрии Ивановиче Менделееве написано: Российский ученый, открыл ПЗ и ПСХЭ». Таким образом это важнейшее открытии века. В чем его суть?


Презентация «открытие Периодического закона»

(Тихонова Ира).


Учитель.

Формулировка ,данная Менделеевым, не могла быть точной и полной с современной точки зрения, так как соответствовала состоянию науки на тот период времени, когда не было известно строение атома. Какой прием оказали ученые первому появлению ПСХЭ? Большинство химиков рассматривало закон как удобное учебное пособие для студентов. Против неё не возражали, но и не принимали в серьёз. Менделеев потратил не мало сил, чтобы убедить научный мир в важности сделанного им открытия.

Самой убедительной проверкой любой научной теории считается предсказание будущих открытий и триумф Менделееву принесли «пустые клеточки». Что это такое?
Презентация « Открытие германия» (Тихонова Оля).

Учитель.


Располагая химические элементы в порядке возрастания атомных весов, Менделеев Д.И сознательно пошел на нарушение основного принципа и расположил химический элемент с большим атомным весом раньше, чем с меньшим. Почему?
Ученик.

Менделеев учитывал свойства химических элементов. Он сделал 4 исключения:

№18-19

№27-28


№52-53

№90-91


Например, аргон - инертный газ, калий - щелочной металл и его место в первой группе главной подгруппе.
Учитель.

Для нас это понятно, но в те годы это мог сделать только гений, проявив научную интуицию, расположив химические элементы по сходству в свойствах, хотя о строении ядра атома ничего не знал.


Презентация «Состав атомных ядер» (Шишулина Катя).
Учитель.

Периодическая система химических элементов стала путеводной звездой для физиков ядерщиков, которые завершили великое творенье русского ученого. Они открыли больше десятка химических элементов, встречающихся в природе, и увековечили имя создателя Периодической системы химических элементов, присвоив элементу №101 имя Менделеева – Менделевий.

Кто из физиков – ядерщиков обогатил Периодическую систему химических элементов?
Презентация Ядерные реакции» (Юля Кирдышева).
Учитель.

Менделеев Д. И. – ученый, но гениальные люди гениальны во всем. Его мощный ум коснулся проблем сыроварения, действий удобрений, температуры высших слоев атмосферы, конструкций керосиновых ламп, полеты на воздушном шаре, винокурения и даже увлекался живописью.


Презентации «Куинджи А.И.» (Короткова Александра).
Учитель.

Открытие периодического закона стимулировало развитие других наук, позволило вскрыть физический смысл ПЗ и объяснить расположение химических элементов. Оно привело к открытию атомной энергии. И вы используете данные ПСХЭ для характеристики химического элемента, химической связи, при составлении химических и ядерных реакций.



Дайте характеристику элементу №30, исходя из его положения ПСХЭ.
Учитель.

На склоне лет, подводя итоги своей деятельности, Менделеев Д. И. не без гордости заметил : «Сам удивляюсь – чего только я не делал в своей научной жизни. И сделано, думаю, не плохо.» И действительно, все, за что брался крепкий менделеевский ум, сделано своеобразно, добротно и основательно. В течение урока мы с вами доказали, что периодический закон – величайшее открытие, выполняющее три функции: обобщающую, объясняющую и прогностическую. И заслуга Менделеева неоспорима. Не зная ПЗ и ПСХЭ, нельзя владеть знаниями химии и физики в полной мере



Мы коснулись лишь частички наследия Д. И. Менделеева. И очень хотелось, чтобы вы в дальнейшем сделали выбор в пользу химии и физики, прославили Россию и наш город открытием новых химических элементов.

Викторина.

  1. Когда и где родился Д.И. Менделеев? Чем был известен этот город в царской России?

  2. Какой труд молодого учёного вышел в свет по его возвращении в Россию из заграничной командировки.

  3. О каком своём фундаментальном труде Д.И. Менделеев писал: «…любимое дитя моё. В нём- мой образ, мой опыт. педагога и мои задушевные научные мысли»? Сколько изданий труд выдержал при жизни ученого?

  4. Что явилось величайшим достижением творческой деятельности ученого, принесшему ему всемирную славу, и стала главным трудом всей его жизни? Сразу ли этот труд получил признание? Как его оценивали прогрессивные ученые мира? Какое предложение о судьбе своего главного труда вызвал сам Менделеев на склоне лет?

  5. Какое ставшее классическим уравнением вывел Менделеев, изучая газы?

  6. О какой своей монографии Дмитрий Иванович писал: «это исследование посвящается памяти матери её последышем. Она могла его вырастить только своим трудом, ведя заводское дело; воспитывала своим пределом, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы»?

  7. Сколько научных работ и по каким разделам науки было опубликовано Д.И. Менделеевым7

  8. Используя ПСХЭ определите высшею степень окисления атома серы.

  9. Назовите общую формулу высших оксидов элементов 7 группы.

  10. Какое изобретение Д. И. Менделеева содействовало усилению мощи огнестрельного оружия? Какие последствия своего открытия он описал?

  11. Когда и почему Д.И. Менделеев оставил свою работу в Петербургском университете? Кто сменил его на кафедре химии?

  12. С какай целью Д.И. Менделеев в почтенном возрасте совершил поездку в Париж?

  13. К проведению каких исследований он призывает в одном из своих научных завещаний? Подтвердилось ли предвидение ученого о необходимости этих исследований?

  14. Как Дмитрий Иванович относился к литературе и искусству? Назовите его любимые произведения искусства. Что такое менделеевские среды?

  15. Что связывало Д. И. Менделеева с Александром Блоком?

  16. Чем любил заниматься Дмитрий Иванович в часы досуга?

  17. Каким был Менделеев в общении с людьми?

  18. Что, по убеждению Д.И.Менделеева, « первое и главное в жизни»?

  19. Какие три области своей многогранной деятельности сам Д.И. Менделеев определил как « три службы Родине»?

  20. Когда скончался великий ученый и где он похоронен?

  21. Какой день считается днем открытия закона Д.И Менделеева?
скачать файл



Смотрите также:
Научные труды Д. И. Менделеева
67.37kb.
Закон Д. И. Менделеева
71.1kb.
1. Периодический закон и периодическая система химических элементов
30.16kb.
Химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и главных подгрупп в зависимости от атомного (порядкового) номера
418.72kb.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
71.75kb.
Экзаменационные билеты по химии в 9 классе за курс основной школы Билет №1
1191.6kb.
У глерод (лат. Carboneum), с химический элемент IV группы периодической системы Менделеева
66.78kb.
Закон всемирного тяготения закон Гука сила трения сила и импульс закон сохранения импульса
21.15kb.
О. А. Яманов тгспа им. Д. И. Менделеева, г
50.96kb.
Кандидат искусствоведения, зав кафедрой дизайна, изобразительного искусства, методик преподавания Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск
93.77kb.
Закон республики карелия о внесении изменения в Закон Республики Карелия «О муниципальных районах в Республике Карелия» Принят Законодательным Собранием 20 октября 2011 года Статья 1
12.25kb.
Строение атома. Вариант 1
21.87kb.