voeto.ru страница 1
скачать файл


Задания
муниципального этапа XXVII Всероссийской олимпиады
школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч. год


10 класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 50 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Важнейшим условием жизни грибов является:
    а) достаточная освещенность;
    б) наличие органических веществ, необходимых для их питания; +
    в) совместное обитание с растениями;
    г) возможность формирования плодового тела, необходимого для размножения.

  2. Основу слоевища лишайника составляют клетки:
    а) цианобактерий;
    б) гриба; +
    в) многоклеточной водоросли;
    г) одноклеточной водоросли.

  3. Плауны размножаются:
    а) только семенами;
    б) только спорами;
    в) спорами и вегетативно; +
    г) только вегетативно.

  4. Среди растений исключительно на суше встречаются:
    а) зеленые водоросли;
    б) красные водоросли;
    в) голосеменные; +
    г) покрытосеменные.

  5. На рисунке представлен агротехнический прием:

    а) пасынкование;
    б) мульчирование;
    в) пикировка; +
    г) стратификация.

  6. Конечным продуктом фотосинтеза у зеленых растений является вещество:
    а) крахмал; +
    б) хлорофилл;
    в) углекислый газ;
    г) вода.

  7. У цветковых растений мужские половые клетки образуются в:
    а) пестиках;
    б) тычинках; +
    в) семязачатках;
    г) пыльцевой трубке.

  8. Могут размножаться спорами:
    а) папоротники и хвойные;
    б) хвощи и папоротники; +
    в) папоротники и покрытосеменные;
    г) мхи и хвойные.

  9. У сосны от опыления до созревания семян проходит примерно:
    а) неделя;
    б) месяц;
    в) год;
    г) полтора года. +

  10. Формула цветка шиповника:
    а) *Ч5Л5Т5П1;
    б) *Ч5Л5ТП1;
    в) *Ч5Л5ТП; +
    г) *Ч5+5Л5ТП.

  11. В почвенном питании растений главную роль играет зона корня, обозначенная на рисунке «Х», – это зона:
    а) деления;
    б) роста;
    в) всасывания; +
    г) проведения.

  12. Гельминтами называют:
    а) всех червей;
    б) всех червей, паразитирующих в организме животных и человека; +
    в) только плоских червей, паразитирующих в организме животных и человека;
    г) только круглых червей, паразитирующих в организме животных и человека.

  13. Земноводные, являясь холоднокровными животными с невысоким уровнем обмена веществ, ведут активную жизнедеятельность благодаря:
    а) всеядности;
    б) развитию с метаморфозом;
    в) питанию только богатой белками животной пищей; +
    г) способности к длительному пребыванию под водой.

  14. Овладение умением разводить и поддерживать огонь было жизненно необходимым для:
    а) австралопитеков;
    б) человека умелого;
    в) человека прямоходящего;
    г) неандертальцев. +

  15. К основным методам физиологии человека как науки следует отнести:
    а) препарирование с применением хирургических инструментов;
    б) исследования с применением микроскопической техники (микроскопирование);
    в) наблюдение и эксперимент; +
    г) ультразвуковые исследования (УЗИ) и электрокардиографию (ЭКГ).

  16. По какому, наиболее точному, признаку можно отличить гладкие мышечные волокна от поперечно-полосатых:
    а) по цвету;
    б) по количеству ядер в клетке; +
    в) по количеству межклеточного вещества;
    г) по наличию ресничек.

  17. Эритроциты вырабатываются в:
    а) красном костном мозге; +
    б) печени;
    в) селезенке;
    г) лимфатических узлах.

  18. Люди, обладающие группой крови IV:
    а) являются при ее переливании универсальными донорами;
    б) являются при ее переливании универсальными реципиентами; +
    в) являются при ее переливании универсальными донорами и реципиентами;
    г) не могут предоставлять кровь для переливания.

  19. Вакцину используют для формирования у человека:
    а) естественного врожденного иммунитета;
    б) естественного приобретенного иммунитета;
    в) искусственного активного иммунитета; +
    г) искусственного пассивного иммунитета.

  20. При малокровии ткани тела человека испытывают недостаток:
    а) кислорода; +
    б) питательных веществ;
    в) воды и минеральных солей;
    г) всех названных веществ.

  21. Из указанных значений энергетической ценности продуктов ее наименьшее количество выражает:
    а) 500 Дж;
    б) 50 калорий; +
    в) 0,5 Калорий;
    г) 5 килокалорий.

  22. К водорастворимым относится витамин:
    а) А;
    б) С; +
    в) D;
    г) Е.

  23. Фильтрация крови в почках происходит в:
    а) пирамидках;
    б) лоханках;
    в) капсулах; +
    г) мозговом слое.

  24. При образовании вторичной мочи в кровяное русло возвращается вода и:
    а) глюкоза; +
    б) соли;
    в) белки;
    г) все выше перечисленные вещества.

  25. Повреждение наружных покровов, вызванное действием высокой температуры или химических веществ, – это:
    а) потертость;
    б) опрелость;
    в) ожог; +
    г) отморожение.

  26. Железа внутренней секреции, управляющая большинством гормональных процессов в организме человека:
    а) щитовидная;
    б) поджелудочная;
    в) надпочечники;
    г) гипофиз. +

  27. Проводниковая функция характерна для отдела головного мозга:
    а) передний мозг;
    б) мозжечок;
    в) средний мозг;
    г) промежуточный мозг. +

  28. Вегетативная нервная система:
    а) не контролируется сознанием человека; +
    б) имеет высшие центры только за пределами центральной нервной системы;
    в) регулирует координацию произвольных и точных движений;
    г) обладает всеми перечисленными свойствами.

  29. Анализатор представляет собой систему, которая обеспечивает:
    а) восприятие информации (раздражителя) соответствующим рецептором;
    б) доставку информации (проведение возбуждения) от рецептора в мозг по нервным путям;
    в) анализ полученной информации в соответствующих структурах мозга и возникновение ощущения;
    г) все перечисленные функции. +

  30. Вкус, воспринимаемый вкусовыми луковицами задней трети языка, является:
    а) сладким;
    б) кислым;
    в) соленым;
    г) горьким. +

  31. Воспаление среднего уха называют:
    а) катарактой;
    б) отитом; +
    в) циститом;
    г) ринитом.

  32. В процесс дрессировки собак для выполнения команд (вперёд, сидеть, стоять и др.) вовлекается поведенческий механизм:
    а) импринтинг;
    б) условный рефлекс; +
    в) привыкание;
    г) повышение чувствительности.

  33. Овуляция происходит в момент:
    а) разрушения желтого тела;
    б) образования желтого тела;
    в) оплодотворения;
    г) разрыва фолликулы. +

  34. Сердцебиение плода человека регистрируется от момента зачатия с:
    а) трех недель;
    б) пяти недель; +
    в) трех месяцев;
    г) четырех месяцев.

  35. На самочувствие человека оказывают положительное воздействие:
    а) полное отсутствие звуков (полнейшая тишина);
    б) положительно заряженные ионы;
    в) отрицательно заряженные ионы; +
    г) ультра- и инфразвуки.

  36. Наиболее быстро развиваются в крупных промышленных городах болезни:
    а) желудочно-кишечного тракта;
    б) верхних дыхательных путей и легких; +
    в) кожи;
    г) опорно-двигательного аппарата.

  37. Повышенные дозы облучения человеческого организма не вызывают:
    а) нарушений функции кроветворения;
    б) злокачественных опухолей;
    в) желудочно-кишечных кровотечений;
    г) инфаркта миокарда. +

  38. Экологические факторы воздействуют на живые организмы:
    а) одновременно и совместно друг с другом; +
    б) одновременно и изолированно друг от друга;
    в) совместно друг с другом, но в определенной последовательности;
    г) изолированно друг от друга и в определенной последовательности.

  39. Энергетическим ресурсом у зеленых водорослей является:
    а) солнечный свет; +
    б) энергия окисления органических веществ;
    в) энергия окисления неорганических веществ;
    г) вода.

  40. Примером конкуренции являются взаимоотношения между популяциями:
    а) карася и карпа в одном водоеме; +
    б) карася и щуки в одном водоеме;
    в) карася и уклейки в одном водоеме;
    г) щуки и уклейки.

  41. Хищники в природном сообществе:
    а) уничтожают популяцию жертв;
    б) способствуют росту популяции жертв;
    в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность; +
    г) не влияют на численность популяции жертв.

  42. Исследование процессов кровообращения У. Гарвеем преимущественно основано на применении метода биологии:
    а) описательного;
    б) сравнительного;
    в) исторического;
    г) экспериментального. +

  43. Относительное постоянство внутренней среды организмов является проявлением жизненного свойства:
    а) раздражимость;
    б) самовоспроизведение;
    в) саморегуляция; +
    г) изменчивость.

  44. Наука, изучающая клетку:
    а) гистология;
    б) морфология;
    в) цитология; +
    г) эмбриология.

  45. Функции носителей наследственной информации выполняют:
    а) белки;
    б) углеводы;
    в) жиры;
    г) нуклеиновые кислоты. +

  46. Стадия клеточного цикла, во время которой происходит репликация ДНК:
    а) интерфаза; +
    б) профаза;
    в) метафаза;
    г) телофаза.

  47. Стадия митоза, во время которой происходит расхождение хроматид:
    а) профаза;
    б) метафаза;
    в) анафаза; +
    г) телофаза.

  48. Органические вещества, обеспечивающие клетку энергией:
    а) белки и жиры;
    б) жиры и углеводы; +
    в) углеводы и нуклеиновые кислоты;
    г) вода и углеводы.

  49. Не является обязательным структурным компонентом клетки:
    а) клеточная мембрана;
    б) ядро; +
    в) генетический аппарат;
    г) цитоплазма.

  50. Из перечисленных способов размножения к половому относится:
    а) семенное размножение; +
    б) почкование;
    в) черенкование;
    г) спорообразование.


Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Корень может:
    I. поглощать воду с растворенными веществами. +
    II. закреплять растения в почве. +
    III. расти за счет вставочной меристемы.
    IV. синтезировать аминокислоты, гормоны, алкалоиды. +
    V. образовывать чешуевидные листья на старых участках корней.
    а) I, II, III;
    б) I, II, IV; +
    в) II, IV, V;
    г) I, III, V.

  2. В составе жилки листа можно обнаружить:
    I. ситовидные трубки с клетками спутницами. +
    II. сосуды. +
    III. склеренхиму. +
    IV. уголковую колленхиму. +
    V. паренхиму. +
    а) I, III, IV;
    б) I, II, IV, V;
    в) I, II, III, V;
    г) I, II, III, IV, V. +

  3. Для цветковых растений произрастающих в воде характерно:
    I. плохое развитие или отсутствие механической ткани. +
    II. хорошее развитие механической ткани.
    III. хорошее развитие древесины, обеспечивающей передвижение воды по растению.
    IV. наличие крупных межклетников в тканях корней, листьев и стебля. +
    V. преобладание в пучках ксилемы и плохое развитие флоэмы.
    а) I, III;
    б) II, V;
    в) I, IV; +
    г) II, III, IV.

  4. Надземный тип прорастания семян характерен для:
    I. фасоли. +
    II. гороха.
    III. липы. +
    IV. клена. +
    V. овса.
    а) I, II, IV;
    б) II, III, V;
    в) I, III, IV; +
    г) II, IV, V.

  5. Яркая черно-желтая полосатая окраска является предупреждающей у:
    I. тигра.
    II. колорадского жука. +
    III. суматранского барбуса.
    IV. шершня. +
    V. мухи журчалки.
    а) I, III, IV;
    б) I, V;
    в) II, III, V;
    г) II, IV. +

  6. Морские ежи и морские звезды могут использовать для передвижения:
    I. параподии.
    II. иглы. +
    III. лучи. +
    IV. амбулакральные ножки. +
    V. членистые ходильные ножки.
    а) I, II, III, IV;
    б) II, IV, V;
    в) II, III, IV; +
    г) III, IV, V.

  7. Органы боковой линии у рыб служат для:
    I. определения направления и скорости течения. +
    II. определения химического состава воды.
    III. обнаружения приближения хищника или добычи. +
    IV. обнаружения подводных препятствий. +
    V. ориентировки в пространстве по линиям магнитного поля.
    а) I, IV, V;
    б) I, III, IV; +
    в) II, IV, V;
    г) II, III, IV.

  8. Хрящевые рыбы, живущие в морской воде, поддерживают нормальный осмотический баланс, экскретируя лишние соли через:
    I. почки. +
    II. жабры. +
    III. ректальные железы. +
    IV. кожу.
    V. слизистую оболочку рта.
    а) I, II, III; +
    б) I, II, IV;
    в) II, III, V;
    г) II, III, V.

  9. В экологии рассматриваются пирамиды:
    I. чисел. +
    II. биомассы. +
    III. видового состава.
    IV. энергии. +
    V. трофических связей.
    а) II, IV, V;
    б) I, II, IV; +
    в) I, IV, V;
    г) I, II, V.

  10. Относится (-ятся) к идиоадаптациям:
    I. мимикрия. +
    II. покровительственная окраска. +
    III. предостерегающая окраска. +
    IV. половой диморфизм.
    V. паразитизм.
    а) I, II, III; +
    б) I, III, IV;
    в) II, III, V;
    г) III, IV, V.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

        1. Тело низших растений всегда представлено слоевищем с крупными листьями.

        2. Водорослями называют любые растения, обитающие в воде.

        3. В хлоропластах растительных клеток на свету откладывается первичный крахмал. +

        4. Стебли многолетних растений всегда могут выполнять фотосинтезирующую функцию.

        5. Бесполое размножение хламидомонады происходит при наступлении неблагоприятных условий.

        6. Нервная система медузы устроена сложнее, чем у полипов. +

        7. Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне. +

        8. К группе кожных желёз млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные. +

        9. При сильном похолодании некоторые птицы могут впадать в спячку. +

        10. Парасимпатическая нервная система увеличивает секрецию слюны, симпатическая – останавливает. +

        11. Червеобразный отросток (аппендикс) не имеет полости.

        12. В норме слюны у человека выделяется меньше, чем желудочного сока. +

        13. Во время отдыха количество сахара в крови уменьшается. +

        14. На больших глубинах в Мировом океане могут существовать только детритные цепи питания.

        15. Популяционные волны связаны только с колебаниями численности и не оказывают влияния на генофонд.

        16. Единственная функция клеточной мембраны – поддержание постоянной формы клетки.

        17. Цитоплазма обеспечивает взаимосвязь всех частей клетки. +

        18. Пиноцитоз характерен только для животных клеток.

        19. Качественный и количественных состав органоидов клетки зависит от выполняемых ею функций. +

        20. Наиболее вероятно, что эволюция покровов у беспозвоночных шла в направлении развития мерцательного эпителия в плоский эпителий. +

Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

    1. [мах. 2,5 балла] Соотнесите систематические группы растений (А–Б) с их
      признаками (1–5).


      Признаки:

      1. Гаметофит раздельнополый.

      2. Гаметофит обоеполый, на нем развиваются
      и мужские и женские гаметы.

      3. Гаметофит представлен заростком.

      4. Для оплодотворения необходима водная среда.

      5. Для оплодотворения не нужна водная среда.



      Систематическая группа:

      А. Покрытосеменные

      Б. Папоротниковидные





      Признаки

      1

      2

      3

      4

      5

      Систематическая группа

      А

      Б

      Б

      Б

      А

    2. [мах. 2,5 балла] Соотнесите половые клетки человека (А–Б) с их характеристиками (1–5):

Характеристики клетки

1. В строении клетки различают головку, шейку и хвост.

2. Обладают относительно крупными размерами по сравнению
с половыми клетками, принадлежащими противоположному полу.

3. Клетка способна к активному передвижению.

4. Клетка имеет несколько оболочек, располагающихся поверх
цитоплазматической мембраны.

5. Из одной клетки-предшественницы их образуется


четыре.

Половые клетки

А. Сперматозоид

Б. Яйцеклетка


Характеристики клетки

1

2

3

4

5

Половые клетки

А

Б

А

Б

Б




    1. [мах. 2,5 балла] Установите соответствие между перечисленными группами организмов (1–5) и их ролью в цепях питания (А-В).

Организмы:

1. Сапротрофные бактерии.

2. Зеленые растения.

3. Травоядные животные.

4. Хищные животные.

5. Плесневые грибы.



Трофические уровни:

А. Консументы.

Б. Редуценты.

В. Продуценты.



Характеристики

1

2

3

4

5

Группы организмов

Б

В

А

А

Б




    1. [мах. 2,5 балла] Соотнесите вещество (А–Д) и биологический материал, из которого оно может быть получено (1–5).

Биологический материал:

1. Клеточная стенка грибов

2. Печень животных

3. Клеточный сок растений

4. Сердцевина стебля растений

5. Хлопковое волокно



Вещество:

А. Крахмал

Б. Сахароза

В. Целлюлоза

Г. Хитин

Д. Гликоген



Биологический материал

1

2

3

4

5

Вещество

Г

Д

Б

А

В


скачать файл



Смотрите также:
Задания муниципального этапа XXVII всероссийской олимпиады школьников по биологии. Московская область – 2010-11 уч год
134.36kb.
1. Сроки проведения Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии проводится 3 ноября 2008 года
41.71kb.
Задачами Всероссийской олимпиады школьников по технологии является: воспитание технологической культуры учащихся; выявление и развитие способностей личности учащихся
54.66kb.
Задания муниципального этапа XXIX всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2012-2013 уч год
59.72kb.
Новости Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
31.95kb.
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2010-2011 учебном году
183.43kb.
Банк данных победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников за 2013-2014 учебный год
87.91kb.
Информация об итогах участия школьников г
93.29kb.
Площадь Революции, д
79.56kb.
Отчет по итогам школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по математике в городе Ижевске в 2013-2014 учебном году
92.21kb.
Результаты муниципального (районного) этапа всероссийской олимпиады школьников
162.3kb.
Задания муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по физике в 2011-2012 учебном году 9 класс
11.12kb.