voeto.ru страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать файл


Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012-2013г)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 пос. Жигалово Иркутской области (666402, Иркутская область, пос. Жигалово, ул. Сосновая 1А)

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии:

среднее образование



Исследование

«ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛОВНО-ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА»

Автор работы: Лябина Елена Сергеевна, учитель специального (коррекционного) класса VIII вида, первая квалификационная категория

Место выполнения работы: МКОУ СОШ №2 пос. Жигалово Иркутской области, ул. Сосновая 1А

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛОВНО-ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА........................................................................................................................5

1.1. Изучение условно-графической наглядности в общепедагогической и специальной литературе......................................................................................5

1.2. Проблема использования условно-графической наглядности на уроках истории......................................................................................................15
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕР СФОРМИРОВАННОСТИ ОРИЕНТИРОВКИ В УСЛОВНО-ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ОБЩИМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ……………...…………..........................................................................................20

2.1. Методика и организация исследования.............................................20

2.2. Результаты констатирующего эксперимента....................................28
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В УСЛОВНО- ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ОБЩИМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ……….…….….................................................................39

3.1. Цели, содержание и методика использования условно-графической наглядности на уроках истории в 9 классе у учащихся с ОИН........................................................................................................................39

3.2. Результаты формирующего эксперимента........................................43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................50

ЛИТЕРАТУРА.................................................................................................54

ПРИЛОЖЕНИЯ..............................................................................................58

Введение

Особенности психофизического развития школьников с умственной недостаточностью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида. Эффективность, качество обучения во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других факторов. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений, навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться. Однако, эта среда имеет сложную структуру и ученик в силу первичного дефекта лишен самостоятельной социализации. Использование условно-графической наглядности на уроках истории – один из способов помочь ребенку в усвоении учебного материала и, непосредственно адаптации его в жизни, преследования коррекционной и воспитательной целей [10].

В научной и методической литературе недостаточно изучены вопросы эффективного использования видов условно-графической наглядности при формировании правильных и точных представлений о предметах и явлениях природы и общества. Решение данного вопроса как в плане формирования теоретических и практических знаний, так и в плане развития мышления учащихся, способствовало бы совершенствованию учебного процесса в направлении развития самостоятельности личности.

Обоснование выше изложенного материала определяет актуальность данной темы.

Главной целью дипломной работы является рассмотрение возможности использования условно-графической наглядности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В соответствии с основной целью работы решаются следующие задачи:

- определение понятия условно-графической наглядности в литературе;

- выявление характера сформированности ориентировки в условно-графической наглядности детьми с ОИН на уроках истории;

-формирование ориентировки в условно-графической наглядности у старшеклассников с ОИН в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Объектом исследования является процесс формирования исторических знаний у старшеклассников с ОИН.

Предметом – возможности использования условно-графической наглядности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Практическая значимость заключается в рассмотрении методики преподавания истории в специальных коррекционных школах, используя принцип условно-графической наглядности.

В структурном плане дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.

Дипломное исследование было проведено на базах МОУ СОШ №1 и МОУ СОШ №2 п. Жигалово Иркутской области в качестве испытуемых выступали учащиеся 9 класса в составе 12 человек (экспериментальный класс) и 9 класса в составе 12 учащихся (контрольный класс). Все дети имеют диагноз: легкая умственная отсталость.

Методы исследования:


  1. Изучение общей и специальной литературы.

  2. Беседа с учителями.

  3. Наблюдение.

  4. Эксперимент.

  5. Индивидуальное проверочное обследование.

  6. Количественный и качественный анализ полученных результатов.


ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСЛОВНО-ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

1.1. Изучение условно-графической наглядности в общепедагогической и специальной литературе

В научной и методической литературе недостаточно изучены вопросы эффективного использования видов условно-графической наглядности при формировании правильных и точных представлений о предметах и явлениях природы и общества. Решение данного вопроса как в плане формирования теоретических и практических знаний, профессионально значимых умений и навыков, так и в плане развития мышления учащихся, способствовало бы совершенствованию учебного процесса в направлении развития самостоятельности, инициативы и других необходимых компонентов основных сторон личности.

Впервые в XVII в. Я.А.Коменский [24] обосновал принцип наглядности как основу успешности всякого обучения. По мнению А. С. Певзнер [39] наглядность является основным средством обучения. Значительным шагом вперед в разработке этой проблемы являются научные и учебные книги И. М. Ушакова [40]. Она дала более глубокое психологическое обоснование условно-графической наглядности.

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Применяя графическую наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое созерцание, которое, как известно, является в конечном счёте исходной ступенью всякого познания. Оно строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучаемым.

В современной научной литературе, посвященной проблемам школы на всех уровнях образования (С.Я.Батышев [5], А.П.Беляева [7], Л.А.Волович, А.Т.Глазунов, Г.И.Ибрагимов, Е.А.Корчагин, М.И.Махмутов, Г.В.Мухаметзянова, А.М.Новиков, В.А.Скакун, И.П.Смирнов и др.) рассматриваются различные подходы, способствующие эффективности учебно-воспитательного процесса.

Анализ психолого-педагогических работ зарубежных и отечественных ученых от классиков дидактики и теории воспитания (Я.А.Коменский [24], И.Г.Песталоцци [41], К.Д.Ушинский [48]) до современных исследователей в этой области (Ю.К.Бабанский, А.П.Беляева, П.П.Блонский, Б.С.Гершунский, М.И.Махмутов, Г.В.Мухаметзянова и др. [7, 15]) позволил рассмотреть условно-графическую наглядность как метод обучения учебного процесса.

Так, в качестве педагогического детерминанта интенсификации учебного процесса обосновываются методом условно-графической наглядности. В общепедагогических работах (Кабанова-Миллер Е.М, [26] Гуревич А. Я. [16], М.А.Данилов [18], Х. С. Замский [24] и др.) и методических трудах (М.Н.Скаткин, Н.В.Верзилин, В.И.Маркин и др.) условно-графическая наглядность рассматривается как метод, наилучшим образом способствующий созданию у учащихся правильных и ясных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их обогащению определенным запасом конкретных знаний. Источником дискуссий являются различия во взглядах на роль условно-графической наглядности в познавательной деятельности, но в любом случае дидактический принцип наглядности был и остается одним из ведущих в обучении.

Отдельные психолого-педагогические аспекты проблемы условно-графической наглядности отражены в диссертационных исследованиях, посвященных использованию наглядности в условиях объяснительно-иллюстративного, развивающего и проблемного обучения в школах: как средству обучения в начальной школе (Н.П.Конобеевский, 1958), как функции в анализе изучаемых объектов и практических действиях школьников (Н.В.Модестова, 1962), как предметной наглядности на уроках в 1-м классе (О.Н.Колумбина, 1966), в условиях проблемно-поисковой деятельности (В.И.Евдокимов, 1971). Приведенный перечень тематики дидактических исследований проблемы условно-графической наглядности за последние года говорит о сложности исследования данной области дидактики (две работы по высшей и средней профессиональной школе).

Исследователями рассматривается ряд эмпирических классификаций средств наглядности (М.Б.Волович, Я.А.Коменский, Н.П.Конобеевский и др.) и в то же время отсутствует научно обоснованная и направленная на развитие определенных профессиональных умений и навыков классификация условно-графических изображений.

Следует отметить, что литература по психологии (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Р.Х.Шакуров и др.) раскрывает ведущую роль основных видов деятельности в формировании психических процессов и свойств личности, но не содержит исследований по восприятию обучаемыми различных видов условно-графической наглядности [16, 22, 27, 33].

Таким образом, анализ состояния проблемы использования средств наглядности (графических изображений) в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений, в учебной и методической литературе, психолого-педагогических исследованиях позволяет выявить следующее противоречие:

между объективной потребностью в использовании дидактического принципа наглядности в интенсификации учебного процесса и недостаточным научно-методическим обоснованием его реализации.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические методы использования условно-графических изображений, способствующие интенсификации учебного процесса в целях развития и формирования знаний, умений, навыков.

В результате следует, что в современной педагогике под условно-графической наглядностью понимается орга­низация чувственного познания ученика. Чувственное познание как отражение окружающей действительности в ощущениях, воспри­ятии, представлениях, конкретно-образном мышлении может иметь в развитии ученика самостоятельное значение или быть средством формирования абстракций. Чувственные образы рассматриваются как средство, способствующее усвоению понятий, законов, правил, теории.

В сложном процессе перехода мысли от конкретного к абст­рактному чувственные образы занимают различное место в зави­симости от учебной задачи. Организуя учебный процесс, учитель должен понимать, что опора на чувственное познание учащихся, на их представления, на их личный опыт - одно из главных усло­вий успешности обучения.

Использование условно-графических наглядных пособий является важнейшей из сторон организации чувственного познания в учебном процессе. Образы реальных предметов, явлений, свойств, процессов можно дать в виде натуральных объектов или изображений на картине, схеме, диаграмме и т. п.

При использовании наглядности важна не только и, может быть, не столько техническая оснащенность, сколько адекватная методика использования в учебном процессе. Условно-графическая наглядность является средством для создания новых и воспроизведения имеющихся чувственных образов в сознании ученика.

Следует отметить, что условно-графическая наглядность классифицируется на схематические и символиче­ские наглядные пособия, которые представляют собой схемы, чер­тежи, карты, символы и т. п. Они используются для лучшего по­нимания и усвоения математических, грамматических, физиче­ских, исторических, географических и других закономерностей, теоретических положений.

В современной дидактике понятие условно-графической наглядности относится к зрительным, слуховым, осязательным и другим видам восприятия. А каждый вид наглядных средств обучения имеет свои характерные качества. Условно-графическая наглядность в обучении способствует восприятию предметов и изучаемых процессов, формирует представления об объективной действительности, и вместе с тем предлагает анализировать и обобщать воспринимаемые явления в связи с учебными задачами. Но условно-графические наглядные средства могут не только создавать у учащихся образные представления, но и формировать понятия отвлеченных связей и зависимостей. Понимание, возникающее в мышлении учащихся, отражает основные, существенные, ключевые стороны предметов, явлений и процессов. Именно через лаконичные наглядные средства формируют у обучающихся умения наблюдать, описывать, анализировать и дифференцировать. Это позволяет эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся и способствует формированию полноценных образов изучаемых понятий. Что является основой дидактики.

Использование условно-графической наглядности для управления познавательной деятельностью в процессе обучения способствует:

- развитию интеллектуального мышления. При этом можно говорить и о визуальном мышлении, и коммуникативном мышлении и т.д.

- изменению иллюстративных свойств средств условно-графической наглядности на познавательные, которые становятся основой всего процесса обучения.

Однако, прежде всего, надо отметить, что условно-графические наглядные материалы должны отвечать общедидактическим, эргономическим и методическим указаниям, от соблюдения которых может зависеть скорость восприятия учебной информации, ее понимание, усвоение и закрепление полученных знаний. Так, условно-графические наглядные средства обучения должны быть:

- ориентированы на мотивацию обучения, вызывать интерес и увлекать познавательной деятельностью. Рассматривая учебные материалы, надо отметить, что одним из главных стимулов мотивации является проблемность, которая может активизировать мыслительную или творческую деятельность;

- доступными, то есть соответствовать возрастным особенностям учащихся. Каждому учителю хорошо известно, что школьникам можно давать только такой материал, который они готовы воспринимать. В обратном случае, если информация непосильна для учащихся, можно наблюдать, как изучаемый материал только заучивается без осмысления;

- содержательными с позиций современной науки и для передачи смысловой полноты теоретического материала. Теоретическое изложение наглядного материала позволяет обеспечивать системность, последовательность и прочность усвоения изучаемой темы;

- интерактивными, способными организовывать коммуникативные ситуации.

- дозированными с оптимальным использованием условно-графической наглядности. Наверное, каждый педагог может привести пример использования готовых средств обучения, в которых огромное количество информации. С одной стороны, это хорошо, но с другой - переизбыток информации может привести и к обратному эффекту. Внимание обучающихся будет отвлекаться на посторонние детали, а учителю сложно выстроить занятие;

- эргономичными, целесообразными, комфортными для восприятия и работы с физиологической и психологической сторон.

Следует отметить, что условно-графическая наглядность средств обучения может играть важную роль в формировании информационно-интегрированной образовательной среды, в которой учитель самостоятельно конструирует и направляет процесс обучения, решает целый комплекс современных дидактических, методических, психологических и эргономических вопросов.

Итак, рассмотрим классификацию условно-графических наглядных средств, которые существенно облегчают восприятие текста [13].

- Таблица - это самое простое графическое изображение материала, в котором основными элементами графики являются линии и колонки. Число столбцов и строк, в которых располагается учебный материал, может быть различное.

Таблицы широко используются как в печатных, так и электронных учебных материалах, реализующих зрительную наглядность. Текстовая и числовая информация, представленная в форме таблицы, значительно легче воспринимается.

Главный признак и критерий создания таблиц - это использование их в тех местах текста, где требуется:

- повысить зрительную наглядность и облегчить восприятие того или иного смыслового фрагмента текста;

- осуществить определенное сравнение двух и более объектов (таких содержательных элементов текста, как события, факты, явления, персоналии, предметы, фрагменты текстов и др.);

- осуществить группировку ряда объектов;

- произвести систематизацию тех или иных объектов.

Таким образом, в самой табличной форме заложены возможности для широкого использования наглядного разъяснения смысла в определенном месте текста; приема сравнения двух или более элементов, раскрытия отношений противопоставленности или аналогии. Поэтому таблицы по выполнению их функциональной роли разделяют на три вида [13].

1. Разъяснительные - в сжатом виде облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют сознательному его усвоению и запоминанию.

2. Сравнительные- осуществляют сопоставление и противопоставление материала и являются одним из видов группировки его, то есть отражают специфику табличной формы. Сравниваться могут любые элементы: существенные сопоставимые признаки исторических, социальных, экономических и политических объектов, типы хозяйств, типы темперамента человека и т.п. При сравнении выделяют у них общее, особенное, единичное и т.д.

3. Обобщающие или тематические - подводят итог изученному теоретическому материалу, способствуют формированию понятий. Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляют основные черты явлений, событий, процессов и т.п., самое существенное в них.

Таблицы систематизируют изучаемый материал, облегчают возвращение к ранее пройденному материалу и могут быть размещены в форме выводов в конце параграфа или темы.

Далее, практичность таблицы во многом определяется компактным расположением материала, облегчающим сопоставление и противопоставление сравниваемых объектов (признаков, фактов, явлений, событий, персоналий, документов, героев, темпераментов, процессов, тем и др.). При этом сопоставляемые элементы таблицы желательно располагать друг под другом (в столбик), противопоставляемые - рядом (по горизонтали).

Продуманное расположение материала особенно важно при его схематической подаче. Удачная компоновка в таблице учебного материала должна помочь учащимся в восприятии и понимании текста. Эффективность использования таблиц повышается, когда они совмещаются с другими графическими средствами, например, со схемами, рисунками, картинами и т.д.

Схематическое изображение - это графическое изображение материала, где отдельные части и признаки явления обозначаются условными знаками (линиями, стрелками, квадратами, кружками), а отношения и связи - взаимным расположением частей и использованием двунаправленных стрелок [28].

Схемы, как и таблицы, бывают разноформатными.

К условно-графической наглядности относятся не только схематические изображение, но и графические изображения, аппликации, схематические рисунки. Они используются как для выявления существенных признаков, связей и отношений явлений, событий, процессов и т.п., так и для формирования локального образного представления фрагмента текста. При помощи схематического изображения автор раскрывает явления в его логической последовательности, обеспечивает наглядное сравнение двух или более объектов, а также обобщает и систематизирует знания.

По функциональному признаку схематические изображения классифицируются на следующие типы:

- сущностные, которые отражают составные части понятий, явлений, процессов и т.п.;

- логические, устанавливающие логическую последовательность между частями;

- образные, улучшающие понимание трудных мест в тесте.

Не только таблицы, но и схемы, блок-схемы позволяют акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале, подводят их к осмыслению той или иной закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, а требуют определенной мыслительной активности, самостоятельности, развивают абстрактное мышление учащихся.

Однако, необходимо обратить внимание на то, что вопрос о целесообразном использовании схем, блок-схем, таблиц или их комбинации надо решать в каждом конкретном случае отдельно.

Также к условно-графической наглядности относятся:


  • диаграммы – графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин или числовых отношений величин при помощи линий, геометрических фигур и условных рисунков;

  • графики – условное пространственное изображение функциональных зависимостей между различными количественно- выраженными сторонами предметов и явлений действительности;

  • картосхемы – упрощенная карта, содержание которой строго ограниченно элементами, важными для понимания ее сюжета;

  • исторические карты – это условно-графическое пособие, которое позволяет изучать исторические события и явления общественной жизни условиях географически определенного места, устанавливать влияние географической среды на общественную жизнь, осмысливать локальные исторические связи и закономерности общественного развития.

Ревина Е.Г. выделила педагогические условия, которые обеспечивают эффективное развитие ориентировки в условно-графической наглядности у школьников:

  1. Наличие у педагогов устойчивой направленности на развитие ориентировки в условно-графической наглядности.

  2. Обеспечение мотивации учащихся к использованию условно-графической наглядности.

  3. Обеспечение вариативности содержания учебных занятий.

Этим же автором выделены педагогические приемы, которые обеспечивают реализацию педагогических условий для развития ориентировки в условно-графической наглядности у школьников в образовательном процессе без изменения базисных учебных планов и увеличения нагрузки на учащихся:

  1. Введение в структуру урока этапов, позволяющих акцентировать внимание и сосредотачивать усилия преподавателя на развитии ориентировки в условно-графической наглядности у школьников.

  2. Широкое использование на уроках специально подобранных учебных заданий с учетом возрастных особенностей мышления детей.



1.2. Проблема использования условно-графической наглядности на уроках истории

В отечественной литературе о приёмах использования условно-графической наглядности в преподавании истории было написано немало книг и методических статей. Несколько лет назад вышло в свет практическое пособие М.В.Коротковой [28] «Наглядность на уроках истории», представляющее собой энциклопедию педагогического опыта работы с исторической картой, хронологическими комплексами, карикатурами, схемами, таблицами, Обычно к схемам и таблицам, картам и линиям времени методисты и учителя относятся как к средствам обучения и разрабатывают приёмы их эффективного использования для образной демонстрации новых фактов, для обобщения и проверки знаний и умений учащихся. Но этот вид учебной работы представляется довольно сложным, потому что в учебных пособиях истории условно-графическая наглядность, как правило, обеспечены только кратким пояснительным текстом.

Между тем в некоторых зарубежных учебных пособиях истории появились специальные рубрики, обучающие школьников критическому анализу карты и статистических данных, а также методам работы с произведениями искусства как свидетельствами исторической эпохи. Все эти умения представляются важными для жизни в многокультурном и быстро меняющемся мире.

Методисты И.В.Гиттис, А.А.Вагин, Н.В.Андреевская, Д.Н.Никифоров и др. уделили достаточно внимания приёмам использования условно-графической наглядности на уроках истории. Но все формы познавательной деятельности школьников с этим видом наглядности в конечном итоге сводятся к описаниям, рассказам, логическому анализу изображения. Условно-графическая наглядность успешно используется учителями «в качестве зрительной опоры, самостоятельного источника новых знаний, средства моделирования схем» [9].

Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщённые образно-знаковые изображения исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости в определённом масштабе с учётом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетание и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты.

Первичные умения по работе с картами ученики получают на уроках природоведения и исторической пропедевтики в начальной школе. Они имеют представление о том, что на горизонтальной плоскости карт изображена местность в условном виде и масштабе.

Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны на карте земного шара, применяют одновременно историческую и географическую (физическую) карты или общую и тематическую. На них помещён один и тот же объект, но он изображён в разных масштабах. Обучение может идти от единичного к общему или от общего к единичному. В первом случае учитель демонстрирует историческую карту (единичная), потом по конфигурации суши и морей, контурам береговой линии, направлением рек учащиеся находят эту же территорию на физической карте полушарий (общее). Ученики убеждаются, что на исторической карте отображена меньшая часть земной поверхности. Её очертания мелом учитель наносит на физическую карту, и ученики ещё раз сравнивают положения рек, морей с контурами исторической карты.

Если для изучаемой темы нет соответствующей карты, то её нельзя заменить картой другого исторического периода. В противном случае у учеников будут формироваться ошибочный исторические представления. Лучше использовать физическую карту, не имеющую границ, или провести занятия по атласу или карту учебника.

При показе по исторической карту следует соблюдать основные правила. Перед показам учитель даёт словесное описание географического местоположения пункта или рубежа, места события, опираясь на уже известные учениками ориентиры или обращаясь к физической карте (без подписей объектов). При описании границ называют не только физико-географические ориентиры, но также соседние государства и народы. Ученик лишь тогда будет знать местоположение исторического объекта, когда сможет найти его по ориентировочным пунктам и рубежам.

Характеризуя, обучающихся с отклонениями в развитии, можно отметить их инертность, вялость, рассеянность, лёгкую отвлекаемость, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.

Одной из проблем учителей истории является то, что, готовясь к уроку, учитель прилагает максимум усилий для того, чтобы в процессе овладения новым материалом не было затруднений. Практика преподавания свидетельствует об однообразной методике ведения уроков. Это чтение текста, рассказ учителя, ответы на вопросы. Однообразие приёмов не вызывает у учащихся активной учебной деятельности непосредственного интереса к предмету.

Такое обучение приводит к запоминанию учащимися учебного материала, но развития мышления при этом не происходит. За учащимися закрепляется позиция ведомых, которая исключает инициативу, активность в познавательной деятельности. Поэтому необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не на основе запоминания, а на сознательном применении знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию.

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у учащихся с отклонениями в развитии на уроках истории и во внеурочное время к учебному предмету является условно-графическая наглядность, которая способствует улучшению восприятия материала, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал. Особо подчёркивается коррекционное значение этого вида деятельности учёными А. Н. Граборовым, М. И. Кузьмицкой, М. М. Нудельманом, Г. А. Кулагиной и др.

На уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида используются такие же наглядные пособия, как и в общеобразовательной школе, но учитель должен установить, что из этих пособий следует взять, а что видоизменить и упростить. Критериями отбора являются, прежде всего, достоверность изображения и доступность для восприятия учащимися. Так, на уроках истории в 7 -8 классах преобладает изобразительная наглядность, реже бывает представлен на уроке сам предмет, но на учебных экскурсиях это возможно восполнить. В 9 классе возрастает роль условно-графической наглядности, но все равно она используется не столь широко, как в общеобразовательной.

Итак, мы рассмотрели теоретические аспекты использования условно-графической наглядности на уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида и выяснили, что:


  1. Условно-графическая наглядность отражает сущность исторических явлений, их взаимосвязь и динамику языком условных знаков.

  2. Она представлена картами, схемами, графиками и диаграммами.

  3. Необходима для:

  • создания у школьников количественных и качественных сторон исторического процесса;

  • размещения исторических фактов во времени и в пространстве;

  • выделения существенных признаков фактов, их причинно-следственных закономерностей;

  • изучения исторического события и явления общественной жизни в условиях географически определенного места.

  1. При использовании условно-графической наглядности на уроках наглядности в специальной (коррекционной) школе VIII вида возникают сложности, связанные с тем, что конкретность мышления учащихся с нарушением интеллекта не всегда позволяет им правильно переработать информацию, представленную в условной форме, и использовать её как источник исторических знаний.

  2. На уроках истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида используются такие же наглядные пособия, как и в общеобразовательной школе, но учитель должен установить, что из этих пособий следует взять, а что видоизменить и упростить.


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
881.54kb.
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества
82.34kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
53.55kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
67.48kb.
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества
95.78kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
125.13kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
350.45kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
19.96kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогического творчества
1392.06kb.
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
258.09kb.
«Проблема современного питания школьников»
77.91kb.
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
68.66kb.