voeto.ru страница 1
скачать файл
Умеем ли мы учить

«Времена не выбирают»- сказал классик. В них живут, с ними считаются, им соответствуют.

Какова роль учителя в современных условиях?

Учитель сегодня должен уметь управлять деятельностью, как всего коллектива учащихся, так и каждого отдельного ученика.

При традиционной организации обучения нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока. При изучении нового материала учитель объясняет - учащиеся слушают, думают, усваивают. Все работают. Начинается закрепление. Учитель ставит вопросы классу. Для ответа вызывает к доске или с места отдельных учеников. Что делают в этот момент остальные? Предполагается, что они слушают ответы.Слушать надо внимательно всем, а вызовут одного- двух. Но зачем тогда слушать?- делает вывод ученик. Если вызовет учитель, тогда и начну думать. Сколько времени теряется при этом из урока в урок!

Учитель, понимая всё это, переходит к фронтальному опросу. Создаётся видимость активной работы всех учащихся. Но всех ли? В каждый момент отвечает один. Многие так и не ответят ни разу. Недостатком такой работы является дробный характер, приблизительность учета доли участия в ней каждого ученика, необъективность оценок за случайный удачный или неудачный ответ.

А сколько сил и времени тратит учитель на проверку письменных заданий учащихся? Тщательно проверяются ошибки, выставляются оценки. А ученик, получив тетрадь, только на оценку и посмотрит, только она и интересует его.И опять учитель тратит энергию на то, чтобы заставить учащихся анализировать и исправлять ошибки. И так изо дня в день - проверил домашнее задание, объяснил новое, закрепил и снова дал задание на дом.

Время вносит свои коррективы в систему образования, предъявляет новые требования к учителю и ученику. В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придется заниматься всю оставшуюся жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, так как научить человека мыслить и работать можно лишь при условии развития человека как самодеятельной личности, способной к активной и творческой самоорганизации всех видов деятельности на основе самообразования, самовоспитания, саморазвития, овладения научной организацией умственного и физического труда. Самым важным является овладение умением активно управлять своими желаниями, научиться целеполаганию и мотивированию своей познавательной деятельности. Научиться ценить время, чтобы каждая свободная минута использовалась для продвижения и совершенствования своей личности. Самопознание и самоорганизация являются основой развития и реализации потенциальных возможностей человека. Ученик должен выступать как субъект, активный участник процесса своего обучения, воспитания и развития. Только заложив в школе основы самообучения и взаимообучения, можно надеяться на успешное решение проблемы непрерывного самообразования. В связи с этим А. Дистервег писал, что «развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение»(1, с.11).

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход. В новом образовательном пространстве картина мира и личность ребенка строятся в процессе совместной деятельности ребёнка с взрослыми и сверстниками. Здесь ребёнок имеет право на поиск, ошибку и творческие открытия. В этом процессе поиска истины происходит переход от отчуждённого знания, через личные открытия к личному знанию.

«Деятельность учителя в ходе изучения темы неотделима от деятельности учащихся… Она должна состоять из трёх основных этапов: мотивационного, операционно – познавательного и рефлексивно- оценочного» (2, с. 102). Его отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально делового подхода. Учитель, реализуя в педагогической деятельности рефлексивно- адаптационную и деятельностно- творческую функции образования, совершенно по иному организует процесс обучения и воспитания детей по сравнению с традиционной системой .Первая функция состоит в том, чтобы «учить детей учиться», развивать их личностные механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности. Вторая функция предполагает развитие в ребёнке «умения думать и действовать творчески», формирование в личности ребёнка творческого начала через творчески- продуктивную деятельность .Личностно- деятельностный подход с позиции обучающегося означает наличие актуальной ситуации, новых форм, правил, способов и средств социально- профессионально- коммуникативной деятельности, развитие не только профессиональной компетентности ученика, но и его личности в целом. Обучение на уроке это не только изучение новой информации, но и обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приёмам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде. Умение самостоятельно работать- это то, чему ученик должен научиться на уроке.

Личностно- деятельностный подход включает в себя увеличение времени на самостоятельную работу на уроке и как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой. Домашние задания должны быть разноуровневыми, часть из них могут быть проблемными, творческими. Самостоятельная работа на уроке не только позволяет активизировать деятельность учащихся, но и создаёт условия для индивидуальной работы учителя. Но чтобы спокойно работать индивидуально на фоне самостоятельно работающего класса, необходимо предварительно специально обучить учащихся приёмам самостоятельной работы, приёмам взаимоконтроля и самоконтроля. Большую роль играют разноуровневые самостоятельные работы. Главным при выполнении таких заданий является включение механизма саморегуляции. Учащиеся начинают с минимального задания, затем по желанию переходят к выполнению задания следующего уровня. Кроме индивидуальной самостоятельной деятельности необходимо отрабатывать организацию парной, групповой работы, включая эти формы работы в процессе изучения новых знаний, их закрепления.

Чем больше учащийся будет самостоятельно работать на уроке, пользуясь в одинаковой степени помощью учителя, одноклассников при взаимоконтроле в паре, его успехи в большей степени будут зависеть от его стараний и способностей. Если ученик, пользуясь помощью учителя и одноклассников, будет помогать им сам, мы увидим, как изменится каждый ученик, как трансформируются наши представления о каждом из них. В самом процессе обучения создаются условия и закладываются основы для реального воспитания нравственности. Овладение знаниями в современных условиях является не единственной задачей обучения в школе. Важное развитие потребности нести свои знания другому, заботиться о всех и ценить заботу каждого о тебе, овладение умением работать самостоятельно, чтобы быть готовым к непрерывному самообразованию, самосовершенствованию, развитию своих творческих сил и способностей. Труд учителя, ставшего другом и помощником ученика, в этих условиях становится творческим, высоконравственным, свободным.

Литература

1.Дистервег А. Избр. пед. Соч. М. :1956. С.11.

2.Фридман Л. М. Психолого – педагогические основы обучения математики в школе. М.: Просвещение. 1983. С. 102.

3.Савинов Е. С. Примерная основная программа образовательного учреждения. Основная школа. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение. 2011. С.342.



4.Границкая А. С. Научить думать и действовать. М.: Просвещение. 1991. С.175

Учитель математики МБОУ «Волоконовская СОШ №1» Махиборода А. И.
скачать файл



Смотрите также:
«Времена не выбирают»- сказал классик. В них живут, с ними считаются, им соответствуют
50.94kb.
Аудирование
23.64kb.
Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита
29.1kb.
«Я помню! Я горжусь!»
109.84kb.
Как подумаешь, куда велик божий свет! Живут в нем люди богатые и бедные, и всем им просторно, и всех их призирает и рассуждает господь. Живут роскошные и празднуют; живут горемычные и трудятся; каждому своя доля
29.81kb.
-
107.24kb.
В гостях у нашей бабушки
38.17kb.
1.Інформація про проект. Ціль проекту
131.45kb.
На сегодняшний день в России насчитывается около 2-х тыс детских домов, в которых живут 67 тыс воспитанников, из них 27 тыс учатся в 150 школах-интернатах
40.23kb.
Порнографами являются сторонники США в Украине, хорошо известен вред порнографии, США уничтожают Украину порнографией
21.64kb.
Игры для учащихся 7-8 классов по естествознанию
215.21kb.
Московские Епархиальные Ведомости
425.32kb.