voeto.ru страница 1
скачать файл
МОУ “БСОШ №1 им. А.М.Рудого»

Воспитатель ГПД

Холодова Оксана Евгеньевна

Экологическое воспитание младших школьников

Воспитание детей младшего школьного возраста имеет свои особенности, обусловленные тем, что этот возраст во многом загадочен и обманчив для взрослых. Проникнуть в его загадку, понять, какие с ним связаны задачи, разработать адекватную этому возрасту воспитательную технологию помогает тесная связь учителя, воспитателя с каждым ребёнком. Важнейшая задача учителя, воспитателя начальной школы – совместить образовательный процесс с воспитательным. Если школа не только дает знания, но и воспитывает, то, как показывает практика, отношения ученика с учителем становятся более содержательными и продуктивными.



1. Введение.

Экологическое образование и воспитание охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.

Изучение экологии школьниками даёт новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу ребёнка. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь. Ведь малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить ребёнка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.



Основная цель.

На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.

В соответствии с поставленной целью формируются и задачи:

Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;

  • научиться применять на практике полученные знания.

Развивающие:

  • развивать у детей эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

  • формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

  • повышать общий интеллектуальный уровень;

  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;

  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям, природе;

  • воспитывать потребность в общении с природой;

  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;

  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

В работе с младшими школьниками целесообразно использовать следующие формы воспитания: экскурсии, конкурсы, викторины, игры и т. д.

Экологическое воспитание немыслимо без проведения экскурсий в мир природы. Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Учащимся можно поручить какую – либо полезную работу, направленную на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнений территории, состояние растительного покрова, следу человеческой деятельности и т. д. Предварительная беседа перед экскурсией поможет заинтересовать учащихся, раскроет необходимость личного участия в деле охраны природы. Перед началом экскурсии необходимо познакомить с элементарными правилами поведения в природе. Можно дать задание выявить состояние зелёных насаждений, степень вытоптанности участков парка, загрязнённости водоёма. Такая работа вызовет у детей большой интерес, желание сделать что – то полезное, помогает воспитывать бережное отношение к природе. На экскурсии дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы, делать сопоставления. Здесь формируется система представлений о природных комплексах.

После экскурсии школьники обрабатывают собранный материал: составляют коллекции опавших листьев, семян, плодов, рисуют картины, книжки – малышки в форме бабочек, медведей, куда записывают свои сочинения, делают поделки из природного материала.



Экологические игры – это форма экологического образования, основанная на развёртывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включённости. Выделяют следующие экологические игры: а) соревновательные экологические игры – тип экологической игры, основанной на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, умений, навыков. Различные конкурсы экологической направленности пользуются особой популярностью. Виды конкурсов: конкурс – аукцион, кроссвордов, экологическая викторина, КВН. б) ролевые экологические игры - тип экологической игры, основанной на моделировании социального содержания экологической деятельности, соответствующих ролей, системы отношений и т. д. Ролевые (сюжетные) игры инициируют условия воображаемой ситуации, а участники игры выполняют определённые роли. Эти игры как бы приближают участников к условиям реальной жизни. Проведение ролевых игр требует серьёзной предварительной подготовки, вовремя которой будущие «специалисты» повышают свою профессиональную компетентность в соответствующих областях знаний, чтобы не проиграть.

Учебно – тематический план занятий по экологии



Тема занятия

Количество часов

Теория

(презентация+беседа)

Практика

(рисунки, поделки)

Экскурсии

1

2

3



4

5

6



7

8


Что такое экология?

Мир вокруг нас

Заповедник «Белогорье»

Викторина «Наши пернатые друзья»

Спасённые животные

Знакомство с кабинетом биологии

Экологические ситуации

Берегите родную природу

...


1

1

1



1

1

1



1

3


-

1

1



-

-

-



-

3


1

1

1



1

1

1



-

3


Тема №1. Что такое экология?

Тема №2. Мир вокруг нас.

Значение воздуха на Земле, вода – это жизнь, охрана животных и растений (красная книга), как сохранить наш животный и растительный мир, детские рисунки на тему «Сохраним наш мир».



Тема №3. Заповедник «Белогорье».

Животные заповедника с голосами, правила поведения в заповеднике, плавно переходящее в практическое занятие загадка и стихотворение о бабочке, практическое занятие: работа с бумагой «Бабочка», заключительные слова.



Тема №4. Викторина «Наши пернатые друзья».

Загадки о птицах, разделы «Знаете ли вы?», «Что служит кормом для птиц?», «Когда так говорят?», народная мудрость, приметы, где ребята должны соотнести первую часть приметы со второй и проверить по стрелкам.



Тема№5. Спасенные животные.

Животные, бывшие на грани исчезновения или считавшихся вымершими.



Тема №6. Знакомство с кабинетом биологии.

Беседа+презентация «Наша красивая планета» Куравина Т. Л., знакомство с экспонатами в кабинете, растениями.



Тема №7. Экологические ситуации.

Вопрос и три ответа, один из которых правильный.



Тема №8. Берегите родную природу.

Сказка о старичке-лесовичке и колобке, где собраны другие сказки и различные истории, рассказы о природе.



И т. д.

О показателях сформированности экологической культуры ребёнка начальной школы можно судить по следующим проявлениям:



  • соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

  • выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

  • ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

  • доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с раннего возраста, только тогда приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Семехина Т. А.
скачать файл



Смотрите также:
Воспитание детей младшего школьного возраста имеет свои особенности, обусловленные тем, что этот возраст во многом загадочен и обманчив для взрослых
71.38kb.
«В гостях у сказки» Дополнительная образовательная программа для детей младшего школьного возраста
201.94kb.
А. Лопатина, М. Скребцова Л77 начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / А. Лопатина, М. Скребцова. 3-е изд., исп и доп. М.: Амрита-Русь, 2007
3046.32kb.
1 Что такое ритмическая гимнастика (аэробика) и что она дает? 7
186.28kb.
Справочник образовательных учреждений г. Челябинска Челябинск
2362.28kb.
Красникова Ю., Шеметова В
201.77kb.
Печатные работы сотрудников психолого-логопедической службы ноу цо «Школа Сотрудничества»
77.62kb.
1 Высшим органом самоуправления Учреждением является общешкольная конференция (далее Конференция), реализующая принцип государственно-общественного характера управления образованием
40.71kb.
Общая характеристика
384.05kb.
Биологический возраст Формулирование понятия «биологический возраст»
31.47kb.
Организация индивидуального сопровождения детей «группы риска»
200.53kb.
Программа развития муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста Прогимназия №2 на 2011-2016 годы Воронеж 2011 г
982.22kb.