voeto.ru страница 1
скачать файл

Тема выступления на педагогическом совете

«Коммуникативность и лидерство»
... Вы должны кем-то стать прежде, чем сможете что-то сделать, и что-то сделать прежде, чем сможете что-то получить.

З.Зиглер

Цели: определение понятия «лидер» и качеств, присущие этому человеку; ознакомление педагогов с методическими средствами и приемами диагностики и развития лидерских и коммуникативных навыков.


1. Скажите, пожалуйста, что вы понимаете под понятием «Лидер»? Кто это? Какими качествами обладает? (Мозговой штурм).
2. Для одних людей «быть лидером» означает обладать властью, умение влиять на людей. Для других – это ответственность за что-то или за кого-то, связанная с бессонницей, ожиданием выполнения этой ответственности. Для третьих – это способ существования. Это энергия и радость от того, что ты не только признан, но и востребован, не только готов принимать решения, но и знаешь, как это делать. Такой человек на вопрос «Тебе что, больше других надо?» однозначно и внятно дает положительный ответ.

Быть лидером – это и радость, и груз ответственности и десятки дилемм, требующих решения, и умение не только ладить с людьми, но и хранить верность принципам. Быть лидером – значит научиться быть им, ведь лидерами не рождаются. И сам факт того, что умению быть компетентным руководителем можно обучиться, – повод для оптимизма.

Э. Кристоферс и Л.Смит утверждают, что у людей с детства есть три выраженных потребности:

- во власти;

-общении с людьми;

-решении проблем.

Когда речь идет о лидерстве, мы имеем дело с тем, что все три возможности / способности являются для человека актуальными. Лидер – человек, который способен влиять на окружающих, с тем, чтобы эффективно добиваться поставленных целей. Другими словами, лидер – это успешный коммуникатор.
3. Я предлагаю вам сейчас самим проверить свои лидерские способности с помощью простого теста, который вы можете использовать и с детьми. Результаты этого теста помогут вам более эффективно организовывать групповую работу в классе (от организационных до учебных вопросов).

(проводится «Психогеометрический тест», обсуждаются результаты).


4. Теперь я предлагаю вам поучаствовать в упражнении, развивающем коммуникативные и лидерские качества, которое вы также можете использовать в воспитательной и развивающей работе с детьми.

Упражнение «Гений маркетинга»

(Ведущий приносит непрозрачный мешок, в который будут помещены разные предметы в соответствии с личными, возрастными особенностями участников). Каждый из вас сейчас будет доставать из мешка один предмет. Задание: в течение 15 минут продать группе этот предмет, представив максимум, но не менее пяти, реальных достоинств товара наиболее эффективным способом.

Вопросы для обсуждения:


  • Чему научила игра?

  • Чей опыт продаж показался вам наиболее успешным?

  • Чьи идеи вам наиболее запомнились и почему?

Тест и некоторые упражнения я подготовила для вас и раздам памятки «В копилку педагогу».

Спасибо всем за работу!

Педагог-психолог МОУ СОШ № 52 Мосина С.А.

В копилку педагогу

«Коммуникативность и лидерство»

Игры и упражнения для детей, развивающие коммуникативные, лидерские, творческие качества.
Упражнение «Гений маркетинга»

(Ведущий приносит непрозрачный мешок, в который будут помещены разные предметы в соответствии с личными, возрастными особенностями участников). Каждый из вас сейчас будет доставать из мешка один предмет. Задание: в течение 15 минут продать группе этот предмет, представив максимум, но не менее пяти, реальных достоинств товара наиболее эффективным способом.

Вопросы для обсуждения:


  • Чему научила игра?

  • Чей опыт продаж показался вам наиболее успешным?

  • Чьи идеи вам наиболее запомнились и почему?


Упражнение «Ты и твое имя»

Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем вертикально свое имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5 минут, чтобы написать напротив каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените.

Давайте обсудим результаты.
Упражнение «Харизматическая личность» (с 8 класса)

Для начала обсудим в группе само понятие «харизматическая личность». (Харизма – это способность человека притягивать и удерживать внимание других людей, излучать энергию, которая способствует принятию такого человека, ощущению легкости и желательности его присутствия; Харизматический человек уверен в себе, но не самоуверен, он приветлив, но не «сладок» и не льстив, общение с ним приятно, к словам его хочется прислушиваться). Ах как хочется быть харизматическим! Что для этого сделать? Ну, во-первых, попытаться проанализировать, как выглядит и как ведет себя харизматическая личность. Во-вторых, попытаться «настроиться на волну» харизматического лидера, поискать подсказки в стиле его поведения, в его жестах.

Разбейтесь на группы по 3-4 человека. Задание для каждой группы: поделиться своими впечатлениями о встречах с харизматической личностью. Кто она, эта личность? (10-15 минут).

Следующее задание: постройте на базе рассказов живую скульптуру, отражающую смысл услышанных историй. (Каждая группа показывает свою композицию другим группам, а зрители дают яркое название показанной скульптуре).

Вопросы для обсуждения:


  • Как шла работа в подгруппах?

  • Какие из историй, показанных товарищами, вам понравилась?

  • Что вы могли бы сделать, чтобы стать харизматической личностью?


Упражнение «Лидер. Кто он, каков он?»

Потребуется смельчак-доброволец, готовый вступить в игру. Участники образуют тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного героя. Ему дается всего 3 минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться), хитростью (комплементы), искренностью убедить круг и отдельных представителей впустить его в центр. Наш герой отходит от круга на 2-3 метра Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за руки...

Начали!

Спасибо за смелость. Кто следующий готов померяться с кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали!



В конце игры обсуждаем стратегию поведения игроков. Есть ли разница между тем, как они ели себя здесь и в обычных условиях?

А теперь вернемся к упражнению, немного изменив задачу. Каждый, кто решится сыграть против круга, обязан будет выбрать и продемонстрировать абсолютно не свойственную ему стратегию поведения.

Вопросы для обсуждения:


  • Легко ли играть по чужому сценарию?

  • Что дает нам вхождение в роль другого человека?

  • Что нового я открыл в себе, в товарищах?


Упражнение «Лидер – это»

Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы (ножницы, клей, фломастеры, карандаши), газеты, журналы. В течение 30-40 минут они готовят (поодиночке или в группах) некий коллаж с использованием материалов. Тема работы: «Я – лидер!»

Работы развешиваются на стенах кабинета (можно анонимно и угадывать автора, можно представлять свои работы). Обсуждается, чьи работы оказались наиболее удачными. Итак, лидер – это...
Упражнение « Побег из тюрьмы».
Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: "Первая шеренга будет играть преступников, вторая - их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания сообщники с помощью жестов и мимики должны "рассказать" преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый "сообщник" спасает одного "преступника")". После окончания игры "преступники" рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.
Упражнение «Народная мудрость в пословице».

Ведущие предлагают участникам разделиться на тройки. Каждая тройка получает свою пословицу, которую она должна представить с помощью мимики и жестов своим коллегам. Время на подготовку – 5 минут. Затем каждая тройка представляет свою пословицу, а остальные ее угадывают.


Игра «Путешествие на необитаемом острове».

Ведущие предлагают участникам группы продолжить путешествие, которое они начали накануне, но для начала снова объединиться в те подгруппы, где они были ранее. Воздушный шар был поврежден, благодаря совместным усилиям, своевременно принятым решениям по освобождению корзины от ненужных в тот момент вещей, все смогли благополучно высадиться на остров.



Волею судьбы вы оказались на необитаемом острове. Здесь богатый животный и растительный мир, но есть и опасности: ядовитые растения, холодная зима, возможные визиты каннибалов. Сплоченной группой продержаться можно, а в одиночку нереально. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни в родные края. Ваша задача - создать для себя условия, в которых вы смогли бы выжить. За такой срок люди иногда дичают, за раздражительностью вспыхивают ссоры, драки не на жизнь, а на смерть. Как проявите вы себя в этой жизни. ВЫ должны освоить остров, организовать хозяйство. Определитесь с тем:
Кто будет вашим лидером и нужен ли он вам.

Наметьте первоочередные дела.

Распределите обязанности. Мы подготовили вам ряд пунктов, которые вы должны будете обсудить.


  1. Каковы санкции за невыполнение обязанностей?

  2. Какие законы вы примете в первую очередь?

  3. Как вы будите решать задачу распределения?

  4. Имеет ли право человек никому не подчиняться и жить по-своему?

  5. Будут ли органы управления вмешиваться в частную жизнь?

  6. Если человек злой и вредит другим. Что с ним делать?

  7. Если кто – то захочет жить отдельно, имеет ли он право на участок острова?

  8. Какое будет наказание за совершенное преступление? Кто будет «палачом»?

  9. Как вы будите решать отношения между мужчинами и женщинами?

  10. Как будете решать вопросы планирования семьи и воспитания детей?

  11. Нет ли у вас сейчас обиженных, одиноких, недовольных?

  12. Будут ли у вас праздники, выходные дни?

Может быть, вам удастся не только выжить, но и создать идеальное общество.

У вас есть треть списка того, что вы оставили в корзине. Время на работу в подгруппе до 25 минут. Итак, время пошло.

Презентация своих проектов каждой подгруппой.



Рефлексия.

Необходимо обсудить ход прошедшей в каждой подгруппе дискуссии.


Упражнение «Герб».

Каждому участнику предлагается нарисовать свой герб, который отразил бы его представление о собственных лидерских качествах, возможно уже увиденных и раскрытых вами или желаемых. Ведущие напоминают, что герб может быть любой геометрической формы, но с девизом, который всегда есть у каждого в жизни. Время на выполнение задания 15 минут.

Затем рисунки раскладывают вкруг и участникам занятия, пожеланию, предлагается озвучить то, что они хотели бы рассказать.
Упражнение «Меняются местами те, кто…».

Педагог называет определенный признак, наличие которого и будет сигналом к смене своего места нахождения:

- кто одет в брюки;

- кто утром завтракал;

- кто пришел на это занятие;

- кто любит смотреть телевизор;

- кто здесь девочки;

- кто здесь мальчики;

- кому исполнилось уже 14 лет.

Этюд « Книжная страница».

Педагог предлагает разбиться на подгруппы и каждой подгруппе дает задание проиллюстрировать одну страницу из сказки, которая обозначена на карточке. На подготовку дается до 7 минут, затем каждая подгруппа презентует свою книжную страницу, а остальные угадывают название сказки.



Психогеометрический тест – (Сьюзен Деллингер)

Цель: определение главных, доминирующие черты характера и особенностей поведения школьников.

Стимульный материал теста состоит из пяти фигур: квадрат, треугольник, круг, зигзаг, прямоугольник.



Инструкция: «Посмотрите на фигуры и выберете ту, в отношении которой ты можешь сказать «Это Я». Это будет первая фигура. Затем из оставшихся фигур выбери наиболее подходящую для тебя. Это будет вторая фигура. И так далее.»

Интерпретация результатов основывается на символическом значении используемых фигур-стимулов:



Квадраты” – люди трудолюбивые, упорные, выносливые и терпеливые, ценят порядок, склонны к анализу, эмоционально сдержанны.

Треугольники” – люди, рожденные быть лидерами, они энергичны, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, их достигают.

Круги” – люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, высшая ценность для них – благополучие окружающих.

Зигзаги” – люди с развитой интуицией, инакомыслящие, устремленные в будущее и больше интересующиеся возможностями, чем действительностью.

Прямоугольник – символ неопределенности, переходная форма, которую могут “носить” остальные фигуры. Характерные черты – непоследовательность и непредсказуемость, низкая самооценка.

Первый выбор дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения тестируемого. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым может представлять наибольшие трудности. Остальные фигуры дополняют общую картину, по их расположению также можно судить о степени выраженности обозначаемых ими качеств в структуре личности.
скачать файл



Смотрите также:
Положение
23.45kb.
Выступления на педагогическом совете
87.31kb.
Принято на педагогическом совете
33.94kb.
Председатель профсоюзной на педагогическом совете
67.02kb.
На педагогическом совете приказ №159/1 от 30. 08. 2013 г
70.36kb.
Локальный акт №6 Положение о педагогическом Совете Учреждения
56.8kb.
Педагогическом совете
475.04kb.
Рассмотрено на педагогическом совете. Утверждено
64.6kb.
Рассмотрен на педагогическом совете " " 2010г
174.42kb.
На педагогическом совете школы «30» августа 2013 г
190.98kb.
На педагогическом совете школы
125.41kb.
Положение о педагогическом совете
2345.63kb.