voeto.ru страница 1
скачать файл





А.П. Анисимов,

Ведущий научный сотрудник НИИ

современного права ФГОУ ВПО

«Волгоградская академия государственной службы»,

Доктор юридических наук
Все дело в масштабе
В настоящий момент одним из важнейших вопросов общественно-политической жизни города Волгограда продолжает оставаться вопрос о приватизации гражданами своих садовых земельных участков. Практика показывает, что в ходе проведения приватизации граждане-садоводы встречают невероятные и искусственно созданные препятствия. Совершенно типичной в этом отношении является ситуация, в которую попали граждане-садоводы, члены садоводческого товарищества «Волжанин», расположенного в границах города Волгограда (Ангарский поселок), которым вот уже несколько месяцев незаконно отказывают в приватизации их садовых земельных участков.

На общем собрании 30 сентября 2005 г. членами садоводческого товарищества было принято решение о переоформлении (приватизации) своих садовых участков в собственность в порядке, установленном земельным законодательством. Желание приватизировать свои участки высказало 77 (семьдесят семь) человек.

В течение сентября-октября 2006 г. 34 (тридцать четыре) садовода из садоводческого товарищества «Волжанин» получили постановления районной администрации о приватизации, кадастровые планы, а также свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельные участки (февраль 2007 г.). Проекты границ данных земельных участков были выполнены в масштабе 1:1000.

В марте 2007 г. оставшиеся садоводы (в количестве сорока трех человек), изъявившие желание приватизировать свои земельные участки, обратились в администрацию Ворошиловского района г. Волгограда с заявлением о приватизации участков, приложив к данным заявлениям те же документы, что и их предшественники. Однако должностными лицами районной и городской администрации им было отказано в согласовании графических материалов ПГЗУ (планов границ земельных участков), что фактически означало отказ в принятии решения об их приватизации. В качестве оснований для отказа в совершении упомянутых действий данные должностные лица ссылались на п.4.2 Решения Волгоградской городской Думы от 29 марта 2006 г. № 29/588 «О порядке оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения», которым предусмотрено оформление плана границ земельного участка в масштабе 1:500 вместо выполненного садоводами масштаба 1:1000.

Представляется, что данный отказ является незаконным по следующим основаниям.

1) Согласно п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г., не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Указанные садовые земельные участки не отнесены в соответствии с федеральным законом к числу участков, приватизация которых гражданами запрещена.

2) В соответствии с п.4 ст.28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (ред. от 30 июня 2006 г.), предоставление садовых участков в собственность граждан осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.

Правлением садоводческого товарищества «Волжанин» были подготовлены и представлены в администрацию Ворошиловского района все вышеприведенные документы. Указания на масштаб планов земельных участков (межевого дела) данный федеральный закон не содержит.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» (с изменениями от 18 июля 2005 г., 4 декабря 2006 г.), установление порядка проведения землеустройства отнесено к полномочиям Российской Федерации, а не органов местного самоуправления.

Такие правила проведения землеустройства и масштаб планов границ земельных участков давно утверждены специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Например, согласно п. 12.1 Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом 8 апреля 1996 г.), чертеж границ земельного участка составляют в масштабе, равном или крупнее масштаба базовой кадастровой карты (плана), рекомендованном в таблице. В утвержденной данной инструкцией таблице указаны масштабы базовых кадастровых карт и планов для городов и поселков 1:1000 и 1:2000. Более того, все существующие в городе землеустроительные организации работают именно в том масштабе, который предусмотрен федеральными законами.

Наряду с Федеральным законом «О землеустройстве», полномочия органов местного самоуправления в части установления собственных правил и порядка проведения землеустройства НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ:

1) ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29 декабря 2006 г.), устанавливающей вопросы местного значения городского округа. Данной статьей не указано среди таковых установление новых правил проведения землеустройства на территории муниципального образования. Не существует и федеральных законов, наделивших бы данным правом органы местного самоуправления городского округа «город Волгоград»;

2) ст.ст.53-59 Устава (Основного закона) Волгоградской области от 17 июля 1996 г. № 73-ОД (ред. от 28 декабря 2006 г.) не устанавливают для органов местного самоуправления на территории Волгоградской области никаких дополнительных полномочий в сфере землеустройства;

3) ст.5 Устава города-героя Волгограда (принят постановлением Волгоградского Горсовета народных депутатов от 29 июня 2005 г. № 20/362 «О новой редакции Устава города-героя Волгограда» (в редакции постановления Волгоградского Горсовета народных депутатов от 22 февраля 2006 г. № 28/565) (с изменениями от 8 ноября 2006 г.) в числе вопросов местного значения городского округа принятие новых правил и требований в сфере землеустройства не предусматривает; ст.24 Устава, определяющая компетенцию городской Думы, установление новых правил в сфере землеустройства, отличных от федеральных, также не предполагает.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» органам местного самоуправления рекомендовано оказывать содействие гражданам в приватизации их садовых земельных участков. В рассматриваемом же случае (а в аналогичной ситуации находятся и сотни других садоводов города Волгограда) должностные лица местной администрации незаконно отказали в приватизации земельных участков на основании решения городского совета, принятого за рамками его компетенции и искусственно создающего препятствия для реализации гражданами своих конституционных прав на получение земельного участка в собственность, гарантированного ч.1 ст.36 Конституции России.

Абсурдность ситуации заключается еще и в том, что половина членов садоводческого товарищества «Волжанин» успешно приватизировала свои земельные участки, представив графические материалы в масштабе 1:1000, как это и предусмотрено федеральными нормативно-правовыми актами.

Сложившееся отношение со стороны районной и городской администрации к проблемам садоводов не способствует поддержанию и укреплению доверия граждан к органам власти городского округа «город Волгоград» и препятствует налаживанию диалога между институтами власти и гражданским обществом. Нарушение прав садоводов, большинство которых являются пенсионерами или ветеранами войны, не лучшим образом характеризует чиновников местной администрации, не проявляющих элементарного уважения к людям, проработавших всю жизнь на благо области и города.

В сложившейся ситуации становится совершенно очевидным, что пресечь противозаконные действия чиновников городской администрации, по всей видимости полагающих, что город Волгоград является неким аналогом античного полиса – города-государства, где действуют только им принятые правовые акты, можно только посредством активного отстаивания гражданами своих конституционных прав. Для этого членами садоводческого товарищества «Волжанин» подготовлены обращения в городскую общественную палату, областную общественную палату, главное управление архитектуры и градостроительства администрации Волгоградской области и прокуратуру.



Чем закончится противостояние граждан и городских властей, целенаправленно нарушающих земельные права граждан, покажет время. Однако совершенно очевидно, что сформировать у чиновников местной администрации уважение к людям можно только при наличии у волгоградцев активной жизненной позиции, самоуважения и желания защищать свои права от произвола чиновников. Без этого невозможно формирование гражданского общества, в котором чиновники существуют для решения общественных вопросов, а не граждане – для удовлетворения чиновничьих амбиций.

Юрист-практик. – 2007. - № 6 (июнь) – С.5.
скачать файл



Смотрите также:
В настоящий момент одним из важнейших вопросов общественно-политической жизни города Волгограда продолжает оставаться вопрос о приватизации гражданами своих садовых земельных участков
61.2kb.
На текущий момент (сентябрь 2006 года) общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в Афганистане остается сложной
64.56kb.
Блок 8 Вопрос 54
200.83kb.
Аукцион по продаже права на заключение договоров аренды четырнадцати находящихся в государственной собственности Нижегородской области земельных участков, входящих в состав единого лота, общей площадью 4 532 179 кв
464.06kb.
3. Закон рсфср от 03 июля 1991 г. №1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в рсфср» // Ведомости Совета народных депутатов рсфср и Верховного Совета рсфср. 1991. №27. С
3825.11kb.
На ярмарку за работой
18.99kb.
Заключение о результатах публичных слушаний по изменению вида разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами 50: 14: 040305: 361 и 50: 14: 000000: 209, расположенных по адресу: Московская обл
27.79kb.
Выборгский район реализует закон о бесплатном предоставлении участков земли
52.43kb.
После распада Советского Союза одним из самых сложных вопросов в урегулировании межгосударственных отношений для независимых республик Центральной Азии являлся территориальный вопрос, т е
68.9kb.
Информация об участии инвалидов в политической и государственной жизни Республики Беларусь
61.27kb.
Геополитическая структура мира: новые степени свободы?
207.84kb.
Восстановленный глутатион
142.6kb.