voeto.ru страница 1
скачать файл

Проект «Здоровье»

(Укрепление и сохранение здоровья детей)

Для классных руководителей 5-11 классов


Проблема здоровья – одна из самых важных в школе. По данным Министерства здраво­охранения и социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50% - имеют патологию, а 40% -относятся к группе риска. В этой связи перед школой встают две задачи. Во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в школу. а во-вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здо­рового образа жизни, чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный характер, комфортно себя чувствовать без сигарет или нар­котиков.

Проведённый в школе мониторинг состояния здоровья обучающихся, педагогов, привёл к выводу о необходимости создания в школе здоровьесберегающей среды, а также медико-психолого-социально-педагогического сопровождения школьников. Решение этой проблемы возможно через реализацию программы «Здоровье».


Основные проблемы:

1.Достаточно высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания, развития, здоровья своих детей;

2.Повышение заболеваемости среди учащихся и педагогов;

3.Гиподинамия;

4.Необеспеченность детей полноценным питанием;

5.Недостаточность санитарно-гигиенического и валеологического воспитания.


Условия реализации проекта


1.Ввести программу «Здоровье» в начальной школе (1 час в неделю) с использованием динамических часов;

2. Внедрить в уроки минутки (здоровья физкультминутки) как в рамках ОБЖ, так и междисциплинарно. На всех ступенях обучения

3.Дополнить тематику проекта всем комплексом методических средств - книги, памятки, компьютерные обучающие программы с тестированием знаний по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции, видеоматериалы, серии плакатов по профилактике курения, наркомании, разработки уроков по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата и памятки для учащихся и родителей.

4 Успешная реализация проекта возможна только в том случае, если работают все его направления и структурные элементы.



Цели:

1.Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни.

2.Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

3.Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни.


Задачи:

1.Улучшение медицинского обслуживания детей и работников школы.

2.Пропаганда здорового образа жизни.

3.Формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья.

4.Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

5.Укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности обучающихся.

6.Воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своём здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Участники проекта


  • учащиеся;

  • классные руководители;

  • учителя-предметники;

  • медицинские работники, закреплённые за школой;

  • врачи-специалисты;

  • школьные специалисты (психолог);



Направления работы:

1.Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников в образовательном учреждении


2.Организация и проведение диагностических мероприятий. Мониторинг.
3.Организация профилактических, оздоровительных мероприятий для обучающихся
4. Формирование системы знаний о здоровьесбережении
5. Работа с родителями обучающихся.
6.Внешние связи школы.
Этапы выполнения программы «Здоровье» по направлениям работы


Этап

Наименование мероприятий

Сроки реализации

Исполнитель

1

Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников в образовательном учреждении.

1.Осуществление контроля за соблюдением норм СанПиНа.



2009-2012 гг.


Руководство школы, педколлектив, медицинские работники.



2.Проведение экспертной оценки хода реализации инновационных здоровьесберегающих технологий.

2009- 2012 гг

Методический совет, методические объединения.


3.Разработка методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на различных уроках, учебных, диагностических, оздоровительных программ.

2010- 2013гг.

Методический совет, МО

4.Повышение уровня знаний педагогического коллектива по сохранению и укреплению здоровья через семинары, лекции и другие формы работы.

2009-2013 гг.

Администрация школы, методсовет.

5. повышение квалификации, педагога- психолога, педколлектива по вопросам сбережения здоровья.

20010 – 2013гг

Администрация школы школы,

ИУУ г.Твери



6.Развитие материально-технической базы:

-приобретение спортивного инвентаря для проведения уроков физической культуры и спортивных секций;

-оборудование спортивных площадок около школы;

-приобретение спортивного оборудования для ГПД, для летнего оздоровительного лагеря.



2009-2012 гг.

Администрация школы,

спонсоры



П

Организация и проведение диагностических мероприятий.








1.Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья.

2009-2012 гг

Медицинские работники школы, администрация школы.

2.Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей на основе комплексной оценки.

2009-2012 гг

Администрация школы, медицинские работники, психолог.

Ш

Организация профилактических, оздоровительных мероприятий для обучающихся







1.Обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов.

2009-2012 гг

работники столовой, зам.директора по АХЧ

2.Работа по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.

2009-2012 гг

Учитель

физической культуры,



3.Психопрофилактическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях.

2009-2012 гг

Психолог

IV

Формирование системы знаний о здоровьесбережении
1.Различные формы урочной и внеурочной деятельности.

2009-2012 гг


Учителя физической культуры, ОБЖ, классные руководители, психолог



2.Организация и проведение олимпиад, спортивных праздников и состязаний для школьников с участием педагогов и родителей обучающихся.

2009-2012 гг

Учитель физической культуры,

классные руководители,

заместитель директора по воспитательной работе


V

Работа с родителями обучающихся

1.Различные формы работы с родителями обучающихся.



2009-2012 гг

Классные руководители, руководство школы.

VI

Внешние связи школы.

1.Установление связей и сотрудничество с общественными и другими заинтересованными организациями.


2009-2012 гг


Руководство школы



2.Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через все доступные средства массовой информации.

2009-2012 гг

Руководство школы


Здоровьесберегающая деятельность

Основные направления

Мероприятия, рассчитанные на перспективу

Условия

1.Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей

- ежегодные углубленные медосмотры, выявление отклонений, осмотр специалистами по показаниям здоровья, составление «карточек здоровья» учащихся, начиная с 1 класса;

-анализ состояния здоровья, выявление тенденций



Взаимодействие с медицинскими учреждениями поселения; учреждениями культуры; работа с микрорайоном школы; использование бюджетных средств, средств родителей и собственных средств

2. Коррекция здоровья при осуществлении образовательного процесса и в летний период

100% охват горячим питанием, организация диетического питания, введение в рацион питания витаминных и йодосодержащих препаратов

3.Поддержка санитарно-гигиенического режима, профилактика травматизма

- Постоянный контроль за выполнением санитарных норм и предписаний органов надзора,

-своевременный ремонт здания и оборудования. Регулярная корректировка инструкций по ТБ, инструктирование



Взаимодействие с медицинскими учреждениями поселения; учреждениями культуры; работа с микрорайоном школы; использование бюджетных средств, средств родителей и собственных средств

4. Усиление двигательного режима

Проведение физкультминуток в начальных и средних классах, приобретение спортинвентаря, охват всех нуждающихся детей занятиями по ОФП, творческими кружками

5.Валеологическое и психологическое сопровождение учебного процесса

- проведение психологом тренингов для учителей и психологическое сопровождение учащихся «группы риска»; методические рекомендации по работе с этими детьми; создание кабинета психологической разгрузки

Взаимодействие с медицинскими учреждениями поселения; учреждениями культуры; работа с микрорайоном школы; использование бюджетных средств, средств родителей и собственных средств



Здоровьесберегающая структура урока.
1.Валеологическое пространство
- Санитарное состояние кабинета: освещённость, своевременное включение искусственного освещения, температура воздуха, свежесть воздуха, чистота пола, мебели.

- Состояние мебели: правильная расстановка, функциональность, соотвествие мебели росту учеников.

-Предметно-пространственная среда: оформление кабинета (количество стендов, объём информации, сменяемость информации, наглядно-иллюстративные материалы в шкафах).

- Озеленение кабинета.

- Другие приёмы оформления (фотообои, картины и др.)

- Качество и эстетика оформления наглядных пособий, дидактического материала.

- Цветовая гамма: соответствие цветовой гаммы мебели, отделки стен, пола, цвета штор.

- Наличие и размещение ТСО.


2.Учитель и ученик как основные объекты валеологического наблюдения.

Валеологический «портрет» учителя:

- Внешний вид учителя.

- Психологический настрой учителя на урок.

- Психоэмоциональное состояние учителя.

- Правильное и профессиональное построение и построение речи, отсутствие сарказма, насмешек, упрёков, интонация.

- Жестикуляция.

- Направленность взгляда.

- Уверенность в своих действиях, умение управлять классом.

- Тактичность, доброжелательность.

- Начало урока с психологического настроя ( привлечение внимания и обеспечение необходимой мотивацией).

- Аккуратные и разборчивые записи на доске, рациональность использования классной доски.
Валеологический «портрет» ученика:

- Внешний вид ученика (опрятный вид одежды и обуви, стрижка, чистота рук).

- Соблюдение правила ношения второй обуви.

- Психоэмоциональное состояние ученика.

- Место ученика в соответствии с психофизиологическими особенностями.

- Активность ученика на уроке.

- Контроль и коррекция деятельности учеников.

- Наблюдение учителя за самочувствием учеников:

- Оценка действий ученика отделяется от личного отношения к нему педагога.

- Учитель избегает прямых указаний и коррекции действий учеников.

- Ученики побуждаются к самооценке и самокоррекции, а также к оценке и коррекции деятельности друг друга.

Создание продуктивной атмосферы на уроке:

- Использование интересных, необычных аспектов темы, парадоксов, юмора в примерах, связанных с практической жизнью и бытом, с режимом дня учеников.

- Проблемные и творческие задания на уроке.

- Использование на уроке жизненного опыта учеников.

- Поощрение конкретных учащихся за конкретную работу.

- Учитель поддерживает и одобряет учеников.

- Применение активных методов обучения (дискуссии, ролевые игры, диалог).

- Использование специальных способов организации работы активных (пассивных) учеников.

- Своевременная, адекватная и взвешенная реакция на нарушения дисциплины на уроке.

- Использование элементов дополнительного воздействия: музыкальное оформление, цветотерапия, акватерапия, деревотерапия, ароматерапия и др.

- Валеологические компоненты урока, элементы урока по формированию позитивного отношения к жизни, осмыслению собственного «Я», формированию знаний и умений взаимодействия с условиями окружающей среды, гигиенических навыков, навыков ведения здорового образа жизни (валеологическое просвещение).

- Соответствие применяемых методических приёмов и валеологических технологий индивидуальным возрастным психофизиологическим особенностям ученика.
Способы предупреждения утомляемости на уроке:
- Постановка урока в расписании с учётом валеологических требований.

- Оптимальная продолжительность урока.

- Физиологичность урока: врабатывание, учёт шкалы распределения внимания учеников во время урока (использование данных физиологии и гигиены) для оптимальной работоспособности.

- Тренинг анализаторов на уроке.

- Физкультминутки, валеологические разминки на уроке.

- Учёт санитарно-гигиенических требований к использованию ТСО и вычислительной техники.

- Оптимальное соответствие объёма учебного материала познавательным возможностям учащихся.

3.Валеологическая сертификация урока

(соответствие построения и хода урока требованиям

здровьесберегающего обучения с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей учеников)

Цели:

- оценить факторы, влияющие на качество образовательного процесса (наполняемость класса, условия труда и обучения, психологический климат урока).

- Оценить факторы, влияющие на качество образовательного процесса (наполняемость класса, условия труда и обучения, психологический климат урока).

- Определить соответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и индивидуальным возрастным психофизиологическим особенностям учеников.

- Оценить работу учителя в соответствии с данными паспортов здоровья учеников.

- Выявить причины и факторы, снижающие работоспособность учеников на уроке и повышающие их утомляемость, разработать коррекционные мероприятия.

- По результатам анализа урока выработать рекомендации для учителя по оптимизации урока, повышению качества результатов обучения.

- Определить дальнейший план работы с учителем в режиме валеологического мониторинга.

- Оценка валеологического компонента в теме урока.
4.Выводы, рекомендации, предложения.

6.Самооценка учителем урока.

6.Оценка урока учениками.

7.Предложения (материалы урока, данные анкетирования о результатах урока и т.д.)



Ожидаемые результаты реализации проекта


  1. Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;

  2. Формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

  3. Введение оптимального режима труда и отдыха детей.

  4. Повышение уровня физического, а отсюда - психического и социального здо­ровья детей.

  5. Снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов.


Приложения к проекту «Здоровье»

«УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»
СИСТЕМА МЕР И МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДДЕРЖКЕ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И УЧИТЕЛЕЙ
Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе.

Для общей оценки здоровья как резерва адаптационных возможностей организма предлагаются многочисленные подходы и методы. Описанные ниже методы не требуют аппаратурного оснащения и могут быть сделаны на уроках или в ходе факультативных занятий.



Тест «Реакция сердечно-сосу­дистой системы на нагрузку в форме наклонов туловища»

В течение полутора минут надо сделать 20 накло­нов с опусканием рук. Сосчитать пульс за 10 секунд трижды: до наклонов (П,); сразу после них (П2) и че­рез 1 минуту (П3). Затем рассчитать показатель, ха­рактеризующий работу сердечно-сосудистой сис­темы по формуле: 1 + П2 + П3 - 33) / 10. Если полученный результат находится в пределах: 0-0,3 — вы получаете отличную оценку; 0,31-0,6 — хорошую; 0,61-0,9— удовлетворительную; 0,91-1,2— плохую; оценка более 1,2 означает, что вам следует обратиться к врачу. Основной интерес эти показатели представляют при отслеживании их динамики.



Тест-анкета ориентиро­вочной оценки риска на­рушений здоровья учащегося

Проводится экспертом, в качестве которого может выступать классный руководитель, хорошо знающий учащегося педагог или психолог. Инструкция эксперту

Постарайтесь дать оценку учащемуся по приведен­ным ниже позициям используя 4-балльную шкалу:


  1. — признак не выражен (отсутствует);

  2. — признак слабо выражен или проявляется из­
    редка;

  3. — признак умеренно выражен или проявляется пе­риодически;

  4. — признак явно выражен или проявляется постоянно.
    Признаки

  1. С детства наблюдались проявления ослабленного
    здоровья, болезненности.

  2. Ранее переносил тяжелые заболевания, травмы,
    операции.

  3. Растет в неблагополучной семье.

  4. У семьи материальные трудности.

  5. Характерно асоциальное окружение (друзья, соседи, родственники).

  6. Ведет неправильный (нездоровый) образ жизни.

  7. Ведет малоподвижный образ жизни (недостаток
    физической активности).

  1. Отличается низким интеллектуальным уровнем.

  2. Отличается низким культурным уровнем, узким кру­гом интересов.

  1. Характерна несформированность гигиенических навыков.

  2. Беззаботен, отличается безответственностью.

  3. Проявляет астенические черты характера, сла­бую волю.

  4. Не проявляет интереса к укреплению своего здоровья.

  5. Отличается низкой поисковой активностью, безынициативен.

  6. Имеет повышенно возбудимую нервную систему, подвержен стрессам.

  7. Отличается плохими взаимоотношениями с учителями.

  8. Характерна повышенная утомляемость.

  9. Употребляет (употреблял в прошлом) одурманивающие вещества.

  10. Курит.

  11. Предъявляет частые жалобы на здоровье.



Интерпретация результатов

Благополучными можно считать показатели в пре­делах 20-25 баллов. Показатели более 40 баллов являются основанием для отнесения школьника к группе риска. Целесообразен также сравнительный анализ показателей учащихся одного класса с вы­делением в этом классе группы неблагополучных учащихся, а также сравнение показателей разных классов.



Тест-анкета для ориентировочной оценки риска нарушений зрения

Целесообразно, чтобы данный тест был проведен родителями школьника.



Инструкция эксперту

Постарайтесь дать оценку ребенку по приведенным ниже позициям, используя 4-балльную шкалу:



  1. — признак не выражен (отсутствует);

  2. — признак слабо выражен или проявляется изредка;

  3. — признак умеренно выражен или проявляется пе­риодически;

  4. — признак явно выражен или проявляется постоянно.
    Признаки

  1. Много читает.

  2. Нередко читает при плохом освещении или лежа.

  3. Больше часа (получаса для младших школьников) в
    день проводит за компьютером.

  4. Больше двух часов (1 часа для младших школьни­ков) в день проводит у телевизора.

  5. Читает, пишет «уткнувшись носом» в текст.

  6. У родителей плохое зрение (носят очки).

7.Неправильно питается (недостаток витамина «А»).

8.Имеется тенденция повышенного артериального и/или внутричерепного давления.

9.Беспечно относится к гигиене зрения, не следит за
утомлением глаз.

10.Имеет выраженные черты инертности, медли­тельности, флегматичности.



Тест-анкета для ориентировочной оценки риска сколиоза и других нарушений осанки

Инструкция та же, что и в предыдущей тест-анкете.



Признаки

  1. Имеет привычку сидеть, лежать в неправильных
    позах.

  2. Носит сумки, портфель в одной руке.

  3. Имеет привычку сутулиться.

  4. Проявляет недостаточную двигательную активность.

  5. Не занимается оздоровительной гимнастикой
    (физзарядка, участие в спортивных секциях, пла­вание).

  6. Занимается тяжелой атлетикой (поднятием тяже­стей).

  7. Неправильно или нерегулярно питается.

  8. Имеет астеническое, диспропорциональное телосложение.

  9. Беспечно, беззаботно относится к своему здоровью, своей внешности.

  10. Имеет выраженные черты инертности, медлительности, флегматичности.


Интерпретация результатов по двум тест-анке­там:

благополучный показатель по каждой из анкет — до 10 баллов, при показателе более 20 баллов уча­щийся должен быть отнесен в группу риска.



Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья

Тест-анкета заполняется каждым школьником само­стоятельно. Приводится форма тест-анкеты для юно­шей (мальчиков).

Из тест-анкеты для девушек (дево­чек) исключается вопрос 6.

На вопросы № 1-10 предполагается отвечать «да» или «нет»; вопросы № 11-15 предусматривают выбор од­ного из предложенных вариантов ответов.



Вопросы

  1. Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривлен­
    ной спиной.

  2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.

  3. У меня есть привычка сутулиться.

  1. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.

  2. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

  3. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

  4. Я питаюсь нерегулярно, «кое-как».

  5. Нередко я читаю при плохом освещении лежа.

  6. Я не забочусь о своем здоровье.




  1. Бывает, я курю.

  2. Помогает ли тебе школа заботиться о своем здо­ровье?

а) да;

б) нет;


в) затрудняюсь ответить.

12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома


полезный для здоровья образ жизни?

а) да;


б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

13. Какие наиболее типичные для тебя состояния на
уроках?

а) безразличие;

б) заинтересованность;

в) усталость, утомление;

г) сосредоточенность;

д) волнение, беспокойство;

е) что-то другое.

14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое


здоровье?

а) заботятся о моем здоровье;

б) наносят здоровью вред методами своего препо­давания;

в) подают хороший пример;

г) подают плохой пример;

д) учат, как беречь здоровье;

е) им безразлично мое здоровье.

15.Как обстановка в школе влияет, по твоему мне­нию, на твое здоровье?

а) не оказывает заметного влияния;

б) влияет плохо;

в) влияет хорошо;

г) затрудняюсь ответить.


Обработка результатов

По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 11-12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 13 балл начисляется за ответы «а», «в», «д». По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полу­ченные баллы суммируются.


Интерпретация результатов

Благополучным считается результат, составляющий не более 6 баллов

«Зона риска» — более 12 баллов
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ, РАБОТАЮЩИМ

С БОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ



ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ

Это болезнь обмена веществ, при которой в организме не хватает ин­сулина, а в крови повышается содержание сахара, поэтому для жизни боль­ному диабетом необходимы инсулин и диета. В настоящее время при пра­вильном лечении и соблюдении определенных требований диабет хорошо компенсируется. Сахарный диабет - это особый образ жизни.

Педагог должен знать, что сахарный диабет опасен своими осложнения­ми. Наиболее частым осложнением является гипогликемия, или низкий сахар крови. Развивается это состояние при большой физической нагрузке или при передозировке инсулина по сравнению с количеством принятой пищи. Признаки гипогликемии:


  • изменения в поведении (необъяснимый смех или плач, упрямство, грубость);

  • запутывание (путает самые простые вещи, ребенку трудно гово­рить, писать, считать);

  • при .медленном снижении сахара - головная боль, спутанность, сонливость;

  • при быстром падении сахара - слабость, дрожь, «ватные» колени;

  • если сахар в крови не повысить, то могут возникнуть опасные симптомы гипогликемической комы: помутнение сознания, потеря сознания, судороги.

Рекомендации

  • при первых признаках гипогликемии ребенку необходимо дать

несколько кусочков сахара или чай с сахаром, или сок с сахаром.

Другое серьезное осложнение при диабете - гипергликемия, или высо­кий сахар крови. Это осложнение возникает чаще в результате нарушения диеты (съел много сладкого), острых заболеваний (грипп, ангина), стрессо­вой ситуации (сильное волнение при написании контрольной работы), низ­кой дозы введенного инсулина.



Признаки гипергликемии:

  • нарастающая жажда,

  • учащение мочеиспускания,

  • головная боль, тошнота, общая слабость,

  • боли в животе.


Рекомендации: для снижения высокого сахара необходимо быстрое и пра­вильное изменение дозы инсулина совместно с врачом во избежание развития диабетической комы.

Чтобы не допустить этих осложнений, каждый учитель должен:



  • знать поименно детей с диабетом, владеть информацией о длитель­ности заболевания, о наличии осложнений; осуществлять наблюдения за самочувствием ученика на уроках и переменах;

  • знать время инъекций инсулина и время индивидуального режима питания;

  • своевременно согласовывать с медицинскими работниками (врач или процедурная медсестра) вопросы питания и инъекционной те­рапии ученика на период экскурсий, поездок;

  • периодически интересоваться показателями сахара. Для больных диабетом существует метод самоконтроля за уровнем сахара в кро­ви с помощью индивидуальных приборов - глюкометров. Такие приборы должны быть в медицинском кабинете школы.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Главным симптомом этого заболевания является приступ удушья, кото­рому предшествует приступообразный кашель, свистящее, затрудненное дыхание, стеснение в груди. Приступ может возникнуть в результате нерв­ного стресса, физической» нагрузки, холодного воздуха, резких запахов, кон­такта с аллергеном (шерсть животных, пыльца растений и т. д.). Приступы удушья приводят к недостатку кислорода в головном мозге, у детей снижа­ется работоспособность.

Рекомендации:

Для таких детей очень важно соблюдение требований школьной ги­гиены. Но помимо этого педагог не должен пользоваться дезодоранта­ми и другими средствами современной парфюмерии (духи, туалетная вода, лаки для волос), курение вообще исключается. В классе не долж­ны стоять цветущие комнатные растения, обязательна ежедневная влажная уборка класса, наличие сменной обуви у детей. Педагог не должен допускать психотравмирующих ситуаций.

При оказании помощи во время приступа удушья:


  • не следует пугаться и поддаваться панике;

  • срочно вызвать медицинского работника;

  • у каждого больного астмой имеется карманный баллончик - ингаля­тор, в котором находится дозированный аэрозоль, он и должен быть использован в период приступа. Очень важно правильно пользо­ваться аэрозолем, иначе ингаляция не поможет;

  • ребенок должен сидеть или стоять, сделать глубокий спокойна -выдох через сомкнутые губы, затем обхватить мундштук ингалятор* губами и, слегка запрокинув голову, начать делать вдох и, нажима.» на баллончик, продолжать вдыхать глубоко насколько ЗТО ШЗШлх но, на высоте вдоха задержать дыхание, затем спокойно выдохнуть. При необходимости повторить ингаляцию; S рекомендуется чередовать ингаляции с питьем горячей жидкости (чая или воды);

  • после ингаляции выполнить упражнения дыхательной гимнастики -делая неглубокие вдохи и как можно длительные выдохи через сомкнутые губы.

Педагог должен знать, что для больных астмой существует метод са­моконтроля (пикфлоуметрия), позволяющий заранее выявить обострение ас­тмы.

Несмотря на тяжесть заболевания, необходимо активно привлекать де­тей для участия в жизни класса, они должны посещать кружки, секции.



ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЭПИЛЕПСИЕЙ

Для детей, страдающих эпилепсией, характерны приступы судорог с рас­стройством сознания, изменения в эмоционально-психической сфере. Фор­мируются такие черты, как медлительность, излишняя пунктуальность, сле­дование привычным схемам поведения. При попытках (со стороны) измене­ния этой схемы следует бурный протест ребенка. Такие дети очень чувстви­тельны к недостатку кислорода. Ежедневная медикаментозная терапия тре­бует настойчивости и упорства.

Рекомендации:

  • Во время судорожного припадка ребенок обычно падает на пол или на землю. Если представится возможность, надо постараться сделать падение мягким. После того, как ребенок оказался лежащим на полу, освободить пространство вокруг него от стульев, столов и т. д. Подложить ему под голову полотенце, пиджак или свою руку, что­бы предотвратить травму головы. Шея должна быть в вытянутом положении, что поможет свободнее дышать. Обеспечить доступ свежего воздуха.

  • Во время судорог происходит спазм и сокращение мышц челюстей, из-за чего зубы сомкнуты. При попытке разжать их пальцами рис­куете получить укус. Если протиснуть какой-либо предмет между зубами, пострадавший рискует сломать зубы. Поэтому лучше дать возможность событиям развиваться самостоятельно.

  • Придать телу ребенка правильное положение. Плавным движением повернуть ребенка набок, на левую сторону. Такое положение позволит освободить рот от накопившегося секрета. По окончании су­дорожного припадка наступает сон в течение нескольких часов.

  • Если приступ не прекращается через 3-5 минут, вызвать «скорую».

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СО СКОЛИОЗОМ

Практика показывает, что заболевания опорно-двигательного аппарата, в том числе позвоночника, имеют широчайшее распространение среди де­тей. Позвоночник играет одну из ключевых ролей в здоровье. От состояния позвоночника зависит функциональное состояние внутренних органов и фи­зическая выносливость. Сколиоз - это системное заболевание соединитель­ной ткани, характеризующееся искривлением позвоночника. По локализа­ции сколиоз бывает верхнегрудной, грудной, грудопоясничный, поясничный и комбинированный.

При сколиотической болезни ухудшается выносливость к длительной статической нагрузке, ухудшается подвижность ребер, грудной клетки в це­лом, что приводит к уменьшению жизненной емкости легких и снижению насыщения крови кислородом, увеличению внутригрудного и внутрибрюшого давления, а это уже отрицательно сказывается на деятельности цен­тральной нервной системы и внутренних органов. Эти изменения сопровож­даются снижением приспособительных возможностей организма, ухудше­нием сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, снижением работоспособности. У детей часто отмечается плохой сон и ап­петит. Внимание у них понижено, координация движений нарушена. Лече­ние сколиоза представляет трудную задачу и должно проводиться длительно и систематически. При своевременном и настойчивом комплексном лечении удается остановить прогрессирование сколиоза у 80 % детей и подростков. Наилучший лечебный эффект достигается на ранних стадиях сколиоза (I-II степени).

Рекомендации:


  • в процессе обучения необходимо выполнять режим разгрузки по­звоночника, чередуя положение лежа и стоя;

  • постоянно вырабатывать навык правильной осанки (нормальную осанку можно рассматривать как условный рефлекс, а это значит, что хорошей осанке надо обучать, это длительный процесс) - пра­вильная осанка лечит сколиоз;

  • контролировать выполнение врачебных рекомендаций (хирурга-ортопеда, врача ЛФК, педиатра) каждым учеником;

  • воспитывать положительное отношение к занятиям лечебной физ­культурой и плаванию;

  • благоприятный психологический климат в классе для ровного и хорошего настроения учащихся, вселять веру в положи­тельный исход заболевания.

  • занятия лечебной корректирующей гимнастикой строить в соответ­ствии с рекомендациями врача ЛФК с использованием различных физических упражнений: для формирования и закрепления навыка правильной осанки; для формирования стереотипа правильного ды­хания; для формирования мышечного корсета (упражнения для мышц спины, живота).

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СОМАТИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

(заболевания органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой, эндок­ринной, мочеполовой системы)



Для таких детей характерны:

  • повышенная утомляемость;

  • частые головные боли, боли в области сердца и живота;

  • замедленное мышление;

  • снижение познавательных интересов;

  • пассивность на уроках;

  • неуверенность в себе.

  • Рекомендации. Для такой категории больных детей оздоровление должно начинаться с соблюдения норм и требований школьной гигиены: соблюдение режима дня - оптимальное время начала занятий, большая продолжительность пребывания в школе, кратность приема пищи;

  • соблюдение соответствующего воздушно-теплового режима и проветривания, (в классных комнатах 18°С - 20°С, в рекреациях 17.

  • проведение ежедневной влажной уборки всех помещений;

  • обеспечение нормируемых уровней освещенности рабочего места ученика, классной доски;

  • организация рабочего места ученика - подбор мебели с учетом роста, определение места за партой с учетом остроты зрения, слуха частоты простудных заболеваний;

  • регламентация учебной нагрузки - оптимально составленное расписание уроков в соответствии с гигиенической оценкой, проведение утренней гимнастики, физминуток на уроках для снятия утомлен улучшения мозгового кровообращения и мобилизации внимания:

  • проведение ежедневных прогулок, стимулирование двигательной активности детей;

  • дневной сон;

  • дополнительные каникулы в первых классах и дополнительные вы­ходные дни для тяжелобольных детей;

  • полноценное диетическое питание.

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на фор­мирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эффектно-волевой сфе­ры. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные воз­можности его распределения.

У детей может быть снижена вербальная память, страдает продуктив­ность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и после­довательность заданий. Низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Дети с речевой патологией в целом обладают полноценными предпо­сылками для овладения мыслительными операциями, доступными их воз­расту. Но могут быть отставания в развитии словесно-логического мышле­ния (без специального обучения испытывают затруднения в овладении ана­лизом и синтезом, сравнением и обобщением).

Двигательная сфера характеризуется недостаточной координацией, не­уверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности испытывают при выполне­нии движений по словесной инструкции. Отмечается недостаточная коорди­нация пальцев, кистей рук, недостаточное развитие мелкой моторики.

При этом следует отметить, что у детей в обычные сроки развивается по­нимание обиходно-разговорной речи, интерес к игровой и предметной деятель­ности, эмоционально-избирательное отношение к окружающему миру. Рекомендации:



  • работу строить индивидуально, при этом особое внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;

  • во время уроков сводить до минимума отвлекающие факторы;

  • предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;

  • дозировать выполнение большого задания, предлагать его в виде по­следовательных частей и периодически контролировать ход работы;

  • во время урока предусматривать возможность для двигательной «разрядки»;

  • по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка и по­ощрять его хорошее поведение.

У слабослышащих детей отмечается определенная специфика в разви­тии зрительного восприятия окружающей действительности; формируется тонкое восприятие мимики и жестов, которые сопровождают устную речь окружающих людей. Зрительное восприятие играет большую роль в разви­тии общения с другими людьми.

У детей с патологией слуха в раннем школьном возрасте снижена память В дальнейшем же по мере обучения точность узнавания и воспроизведения предметов, а также осмысленность запоминания возрастают. Может наблю­даться задержка развития словесной памяти. Запоминание и сохранение в па­мяти тем надежнее, чем более выражены в материале смысл и содержание.

У слабослышащих детей наблюдается задержка в овладении речью. Это определяет своеобразие развития мышления. Проведение анализа и синтеза знаний об объектах затруднены в связи с необходимостью использования словесного материала об объектах. Эти операции протекают успешнее, когда ана­лиз осуществляется не только в словесном плане, но и связан с практическим опытом. В процессе обучения они сравнительно легко овладевают словарным составом языка. Однако с трудом усваивают значение обобщающих термин, осмысливают понятия. Все это может отразиться на грамматике.

Дефект слуха влечет за собой некоторые особенности и в формировании личности детей. Касаясь характерологических особенностей, можно от­метить такие качества, как доброта и привязанность. А также вспыльчивость и недоверчивость. Этим детям свойственны и черты инфантилизма (значи­тельно дольше остаются детьми, не «спешат» взрослеть). У них высокая самооценка (т. к. она недостаточно сформирована). Но с возрастом самооценка становится адекватной (правильной и критичной).

Рекомендации:


  • посадите в классе ребенка так, чтобы он видел лица учащихся при ответах и лицо учителя при объяснении учебного материала;

  • если у ребенка одно ухо слышит хуже, чем другое, его посадка должна обеспечивать восприятие речи учителя ухом с наименьше степенью тугоухости;

  • при диктантах лицо учителя (по возможности) должно находиться на одном уровне с лицом ребенка;

  • если ребенок не услышал диктуемое слово, можно проговорить его ему около ушной раковины;

  • речь учителя должна быть эмоциональной и выразительной, но не утрированной;

  • при прохождении нового материала новые термины, понятия, смысл которых объясняет учитель, можно предъявлять ученику в виде пе­чатных табличек или писать на доске;

  • для безболезненной адаптации ребенка в среде слышащих одно­классников проведите воспитательную беседу с ребятами, коррект­но объясняя особенности общения со слабослышащим ребенком;

  • в работе с родителями упор делайте на то, что без их помощи и под­держки ребенку будет очень трудно успевать за слышащими одно­классниками;

  • дома с ребенком должны общаться так же, как и в школе - голосом нормальной разговорной громкости (можно немного громче), ис­ключить из общения все жесты и ни в коем случае не кричать;

  • единый речевой режим в школе очень важен.

Объясните учителям, работающим с ребенком, особенности его характера, слуха, позна­комьте их с правилами общения со слабослышащими детьми; если ребенок носит индивидуальный слуховой аппарат - требуйте его постоянного ношения в школе и следите за тем, чтобы он был постоянно включен (отключать или снимать его можно только на перемене или на уроках ЛФК);

ПОМНИТЕ! Нельзя подходить и обращаться к слабослышащему ребенку со спины. Это пространство вызывает у него тревогу. Луч­ше посадить ребенка поближе к стене, чтобы сзади никто не мог его напугать. Особенно важно соблюдать это правило в начальный пе­риод пребывания ребенка в школе;



если вы заметили, что ученик вашего класса часто переспрашивает вас или одноклассников, старается подойти поближе, не реагирует на ше­потную речь, не всегда внимательно слушает объяснение, часто раздра­жается или замыкается в себе - обратитесь к родителям с просьбой об­следовать его слух у отоларинголога или сурдопедагога.
скачать файл



Смотрите также:
Положение о стратегической команде моу сош №2 г. Хвалынска по реализации комплексного проекта модернизации образования Общие положения
30.9kb.
Отчет о реализации регионального проекта «Танцующая школа»
40.52kb.
«Разработка и обоснование реализации инновационного проекта по созданию приборов учета, контроля и регулирования тепло- и водопотребления»
959.82kb.
Условия исполнения муниципального контракта, указанные в заявке и являющиеся критерием оценки заявок на участие в конкурсе
67.55kb.
Условия реализации проекта
294.35kb.
Резюме. Название инвестиционного проекта: «Строительство «Экстрим-центра» в Автозаводском районе г. Тольятти»
76.81kb.
Уроков по реализации пилотного проекта «Компьютер для школьника»
14.95kb.
Срок выполнения проекта
179.57kb.
Отчет о реализации проекта «Я, ты, он, она: мы здоровая страна» за февраль-март 2008 года в моу «Яльчикская сош»
111.96kb.
Информация о мероприятиях по реализации приоритетного национального проекта «Образование». О программе мониторинга реализации комплексных проектов модернизации образования кпмо
25.49kb.
1. Общие положения Настоящее Положение регламентирует порядок реализации, состав участников и сроки реализации краевого этапа Всероссийского проекта «Наша общая Победа»
331.74kb.
Исполнитель принимает на себя обязательство о том, что коммерческая информация, полученная в рамках подготовки и реализации проекта, является конфиденциальной и не подлежит разглашению или передаче третьим лицам
42.02kb.