voeto.ru страница 1
скачать файл

Технологическая карта урока

Окружающий мир

Тема урока: Как помочь птицам зимой.

Цели деятельности педагога: познакомить с многообразием мира зимующих птиц, обобщить жизненный опыт учащихся по наблюдению за зимующими птицами, рассмотреть виды корма для зимующих птиц; развивать внимание, память, мышление; воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной помощи людей зимующим птицам.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся узнавать признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - птицы; называть представителей зимующих птиц; получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (строить кормушки); обобщать жизненные наблюдения.

Метапредметные:

Регулятивные: под руководством учителя организовывать своё рабочее место, определять цель выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей работы, осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для бережного отношения к природе, выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов, формулировать проблему и самостоятельно создавать способы её решения.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, работать в паре, группе.

Личностные: осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.

Оборудование: учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь рисунки с изображением птиц; корм для зимующих птиц; различные виды кормушек; костюмы-шапочки птиц для сценки; карточки.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения

Деятельность
учителя

Деятельность обучающихся

Формы
совзаимодействия

Универсальные


учебные действия

I.Мотивация к учебной деятельности.



Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой.

Ребята, напомните, пожалуйста, какой сейчас у нас урок?

1)Эмоциональный настрой.

-Какое нам с вами нужно настроение, чтобы урок получился удачным?

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на протяжении всего урока. Пожелаем друг другу удачи.

-Посмотрите за окно, какой чудесный день! Полюбуйтесь красотой природы.

 Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок,

Начинаем наш урок.

 - Так же как тихо падает снег, сядем и мы.

 ( С этими словами учитель опускает на стол  бумажную снежинку).


Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

Отвечают на вопросы.


Дети друг друга хлопают по ладоням, любуются красотой природы.



Фронтальная

Регулятивные: под руководством учителя организовывать своё рабочее место,

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и с ориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют с позицией школьника

II. Выявление места и причины затруднений.

Беседа

-О каком времени года говорится в стихотворении?

-Назовите зимние месяцы. Сколько их?

- Что изменилось в природе с приходом зимы?


Обучающиеся отвечают на вопросы
(Зима – самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзает почва и водоёмы. Земля покрывается снежным ковром. Зима – трудный период в жизни животных.)

Фронтальная

Познавательные: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для бережного отношения к природе, выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов, формулировать проблему и самостоятельно создавать способы её решения.


III. Построение проекта выхода из затруднения.

Беседа и игра о птицах.

-Тема нашего урока спрятана в загадке:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица)

-Давайте вспомним, кто такие птицы?



Игра «Да – нет».

- Я вам сейчас перечислю признаки животных, и если признак характеризует птицу, вы хлопайте в ладоши.

- Тело покрыто шерстью.

- Тело покрыто перьями. (+)

- Есть клюв. (+)

- Есть зубы.

- Отыскивают пищу с помощью лап и клюва. (+)

- Эти животные летают. (+)

- Эти животные плавают. (+)

- У них две пары ног.

-Эти животные зимуют с нами. (+)

-Эти животные улетают зимой в тёплые края. (+)

-Молодцы!

-Объясните, почему вы хлопали тогда, когда говорилось, что эти животные «улетают на юг», и тогда, когда говорилось, что «зимуют с нами»?

-А вот о каких именно птицах пойдёт сегодня разговор на уроке, вы узнаете, посмотрев на доску (картинки зимующих птиц).

- О снегире, воробье и сороке, которые у нас живут зимой.

-Кто догадался? Какую тему урока сегодня будем изучать?

-О зимующих птицах. Как помочь птицам зимой.

-Верно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. И непросто говорить о них.

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте наши задачи, продолжив мои предложения:

Мы должны ознакомиться _______________________

Мы должны выяснить_____________________

Мы должны научиться______________________

Цели: Мы должны научиться зимующих птиц называть, различать и выяснить, чем мы им можем помочь в трудное зимнее время.

- А как вы думаете, для чего нам это нужно?     


Обучающиеся отгадывают загадку и играют в игру «ДА – нет».

Самостоятельно формулируют тему и цели урока.



Фронтальная

Познавательные: общеучебные –осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об условиях, необходимых для жизни птицам, зимующих в наших краях;

логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов)

Предметные: научатся узнавать признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа - птицы; называть представителей зимующих птиц;

IV.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1.Коллективная работа с текстом



V. Реализация построенного проекта

1.Работа в парах




Чтение отрывка из произведения Н.Никонова «Зимняя сказка»

Словарная работа

Задай вопрос соседу


- Послушайте отрывок из произведения уральского писателя Николая Никонова «Зимняя сказка» и ответьте на вопрос: От чего зимой больше всего страдают птицы?

Пасмурно, пусто, бело в полях. Тишина в лесу. И везде снег. Спит медведь в глубокой берлоге. Спят ежи, укрытые листьями. Дремлют деревья в сонном зимнем царстве.

Только самые бодрые птицы и звери не спят зимой. Трудно им, голодно и страшно. Да они и не умеют плакать, не жалуются никому.

Мелкие синички с рассветом поднимаются. Едва просветлеет восток, они уже копошатся в вершинах сосен, ищут тлей, пауков, букашек. Так целый день – от дерева к дереву, от кустика к кустику. Нашёл корм – сыт и весел. Не нашёл – ослаб и замёрз. А к вечеру, сбившись стайкой, они садятся тесно рядом, чтобы было потеплее.

Словарная работа:

Копошатся – шевелятся, суетливо передвигаются.

Тля – вредное насекомое.

Просветлеет восток – рассветает, покажется солнце.

- От чего зимой больше всего страдают птицы?

Проблема: Что же страшнее для птиц, голод или холод? (слова на доске)
-Задайте друг другу вопросы и постарайтесь вместе на них найти ответы.

-Кто не сможет сформулировать вопрос можно пользоваться карточкой – подсказкой.

1.О каких птицах рассказывает автор?

2.Почему птицы сбиваются в стайки?

-Давайте вместе ответим на вопросы ребят….

-Кто пользовался подсказкой? Прочитайте вопросы.

-Бывает очень трудно найти птицам природное лакомство.

- Что это за лакомство такое?

-Что же им делать? Можем ли мы им помочь?


Слушают чтение отрывка из произведения и отвечают на вопросы

Уточняют значение слов


Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Формулируют вопросы и задают друг другу, работая в паре. Используют в качестве подсказки карточки – помощницы.





Коллективная

Фронтальная

Работа в парах


Познавательные: общеучебные–извлечение необходимой информации из прочитанного отрывка; логические

дополнение и расширение имеющихся знаний



Познавательные: формулировать проблему и самостоятельно создавать способы её решения.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, работать в паре, группе.


VI.Физкультминутка





Песня «Будь здоров»

Выполняют движения под музыку

Коллективная

Регулятивные :

осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.




VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1. Инсценирование «Птичьи жалобы»

2.Работа в группах

3. Проверка работ в группах

4.Физкультминутка


VIII. Включение в систему знаний повторение.

1.Работа по учебнику



IX.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Инсценировка

Работа по карточкам «Определи, какая птица в группе лишняя»

Составление «Меню для птичьей столовой»,

Чтение рассказа

Работа в печатной тетради



Успокойтесь птицы, всё будет в порядке. Мы всё учтём и исправим ошибки!

-Знаете ли вы, ребята, названия птиц, которые прилетели на кормушку?

-Как видите, мало сделать кормушку, надо продумать, а удобна ли она для птиц?

1 группа: Ребята изготовили кормушки. Рассмотрите их. Какая из кормушек наиболее удачная, удобная для птиц. Где надо развешивать кормушки?

2 группа: Определи, какая птица в группе лишняя? Почему? Что ты о ней знаешь? Расскажи.

Дятел, скворец, журавль, ласточка.

3 группа: скворец, ласточка, свиристель, грач.

4 группа: клёст, жаворонок, воробей, поползень.

5 группа: Составить «Меню для птичьей столовой».

-Что такое меню? (листок с перечнем блюд в столовой)

-Из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья.



  1. Рябина.

  2. Семечки.

  3. Ржаной хлеб.

  4. Белый хлеб

  5. Конфеты

  6. Пшено

  7. Зерно

  8. Сало соленое

  9. Кусочки сырого мяса

1 группа: Какая из кормушек наиболее удачная? Почему?

-Где надо развешивать кормушки?

-У кого дома висят кормушки?

Мы кормушку смастерили

И столовую открыли.

2 группа: Определи, какая птица в группе лишняя? Почему? Что ты о ней знаешь? Расскажи.

Сообщение: Вы знаете, что один день дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков. А как дятел спит в своём гнезде – дупле? Зацепившись когтями за ствол и сидя на хвосте.

-К вам у меня такой вопрос: что такое: «кузница дятла»? (ствол или пень, где дятел долбит шишку).



3 группа:

Сообщение: А из вас кто-нибудь наблюдал за свиристелями? Понаблюдайте. Эти птицы питаются рябиной и во время еды падают в обморок. Почему? Как вы думаете? Может это ягоды так действуют на них?

4 группа:

- Каждую осень перелётные птицы улетают в теплые места, туда, где много пищи. Жаворонок улетает в Африку.

-Кто найдёт и покажет на карте , где она находится?



Вывод: Какие птицы прилетели на кормушку?

5 группа: Карточки с какими продуктами вы выбрали?

-Значит, какой корм будем подсыпать в кормушки?

- А что нельзя класть в кормушку?

Вывод:


- Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем крае.
Проверим, хорошо ли вы знаете птиц. Слушайте внимательно! Если я ошибусь, вы должны встать.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи,

Белки и ежи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди и утки.

И спасибо шутке!
-Рассмотрите рисунок на с. 31 в хрестоматии. Что делает Миша?

Трудно приходится птицам зимой. Много их гибнет. Птицы перемещаются ближе к жилью человека. А зачем именно, мы узнаем, прочитав рассказ на с.30 (хрестоматия)

- Где живут зимой галки и вороны?

Чем они питаются?

По каким признакам различают ворону от галки?

У какой птицы прозвище «белобока»?

Почему?

Прочитайте 2 предложение в тексте: «Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями».



- Как понимаете выражение?

-Что же страшнее для птиц, голод или холод?

-Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий день птицы едва успевают его утолить. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.


Раскрасьте птиц, которые зимой прилетят на кормушку.

Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц. Теперь вы знаете, как мы можем им помочь в трудные зимние дни. А весной они порадуют вас своими песнями.




Инсценировка «Птичьи жалобы» Участвуют, смотрят сценку.
Звучат голоса птиц.

Сорока: Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе жалобы пишут, привередничают и капризничают.

Щегол: Семечки и пшено в столовой недавленые. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера пшено раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.

Синица: Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.

Снегирь: Остался голодный, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Работают в группах. Анализируют, делят птиц на две группы. Проверяют работу. Читают названия птиц и сообщают интересные сведения о птицах.

Строят предположения, рассуждают.

Учатся выделять названия птиц, выполняя движения.

Рассматривают рисунки, читают текст в хрестоматии



-

Отвечают на поставленные вопросы.


Раскрашивают зимующих птиц


Групповая

Коллективная

Коллективная

Коллективная


Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию,допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера.

Предметные: получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (строить кормушки); обобщать жизненные наблюдения.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, работать в паре, группе.

Личностные: осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

IX.Рефлексия УД на уроке.

Обобщить полученные на уроке сведения и определить свое эмоциональное состояние на уроке

Чтение стихотворения А.Яшин «Покормите птиц зимой»





-Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги.

-Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой сегодня на уроке?

-Удалось ли нам её достичь?

-Что нового узнали?

-Чему научились?

- Теперь я знаю, что ….

- Я понял, что ………

- Я буду …..


-Удалось ли вам сохранить хорошее настроение?

Кому удалось сохранить хорошее настроение, покажите солнышко, а кому не удалось, то положите его на парту.


Закончим урок замечательным стихотворением.


Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние


на уроке

оценивают результаты учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);



  • осуществляют самооценку.

Ученик читает стихотворение наизусть

Подкормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.


Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.


Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.



А. Яшин.


Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и оценивают результат своей работы.

скачать файл



Смотрите также:
Урока Окружающий мир Тема урока: Как помочь птицам зимой
219.64kb.
Методическая разработка урока «Как устроено вещество, или Был ли прав Демокрит?» Физика, 7 класс Тема урока «Молекулы» Тип урока: открытия нового знания. Место урока в системе уроков
125.04kb.
Тема: «Весь мир говорит по-английски» по умк: М. З. Биболетовой. 7Класс
72.02kb.
Урока дата Тема урока Вид урока зун межпредметные связи тсо
36.17kb.
Разработка урока литературы в 5 классе
40.88kb.
№ урока Дата Раздел Тема урока Кол- во часов Тип урока Знания, Умения, навыки Формы контроля
172.03kb.
Урок предмет: изо дата урока: 02. 12 г. Учитель: Скрынникова Н. В. Класс: 5 Тема урока: Работа в технике
82.2kb.
План конспект урока класс 5 Предмет социально-бытовая ориентировка тема: «Личная гигиена» Тема урока: «Выполнение гигиенических процедур»
115.78kb.
Конспект урока Предмет: русский язык Класс: 8 Тема урока: Безличные предложения
53.04kb.
Конспект урока Аттестуемый педагог Казакова Людмила Ивановна Предмет литература Класс 5 а Тема урока Михаил Юрьевич Лермонтов. "Бородино". Цели урока: познакомить учащихся с содержанием баллады "Бородино
36.61kb.
Урок: №2 Тема четверти : «В музыкальном хороводе закружились вместе» Тема урока : «Танцевальная музыка»
75.04kb.
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!» Цели урока: продолжить знакомство с произведениями С. Козлова
28.4kb.