voeto.ru страница 1
скачать файл

МОУ «Староивановская СОШ имени Н.И.Коткова»

«Горьким словом моим посмеюся…» (Н.В. Гоголь)

(урок по пьесе

Н.В.Гоголя «Ревизор»)

Подготовила и провела

учитель русского языка

и литературы

Скворцова В.М.

с. Староивановка

2009 г.
«Горьким словом моим посмеюся…» (Н.В. Гоголь)

(урок по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор»)
…Целой толпе живой урок…

Н.В.Гоголь

Смех – великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный, как связанный заяц.

Оборудование: таблички с именами персонажей комедии, афиша театральной постановки «Ревизора» в Москве, часть класса закрыта занавесом


На доске – словарь:
Партер

Амфитеатр

Бельэтаж

Ложа

Бенуар


Водевиль

Фарс
Ход урока:

1. Орг.момент

Слово учителя:

Мы с вами читали комедию Н.В.Гоголя «Ревизор», знакомились с персонажами, следили за поворотами сюжета, т.е. изучали как литературное произведение. А сегодня мы попытаемся взглянуть на гоголевскую комедию как на сценическое произведение. Эпиграфом урока будут слова самого Н.В.Гоголя: «Целой толпе живой урок». Сказаны они не о «Ревизоре», а о театре вообще. Никто из вас, ребята, не был в настоящем театре, но, я уверена, встреча с театром обязательно случится в вашей жизни. А сегодня давайте попытаемся представить себя в театре. Звенит первый звонок, зрители начинают занимать места в партере (это места, расположенные в самом низу, ниже уровня сцены), заполняют амфитеатр (места, расположенные уступами), бельэтаж (первый ярус зрительного зала над театром и амфитеатром), знатные дамы и господа занимают отделенные перегородками ложи в бенуаре по обеим сторонам партера.

Медленно гаснет свет, и на сцене начинается захватывающее, волшебное действо, и, кажется, исчезают стены, кресла, занавес, ты оказываешься там, в спектакле, для тебя одного играют, нет, не играют – живут на сцене актеры. А на сцене – не водевиль с танцами и куплетами, не фарс легкого содержания с чисто внешними комическими приемами, а такая комедия, которая смешна только «снаружи, а внутри это горе-гореваньецо, лыком подпоясано, мочалами испутано» (Так оценил комедию «Ревизор» критик Ник. Ив. Надеждин).

Каким был путь пьесы Гоголя к спектаклю по этой пьесе? Каждый спектакль начинается с афиши. Вот такая афиша (правда, слова были написаны чуть иначе, по правилам 19 века) оповестила петербуржцев о премьере «Ревизора». А о том, как прошла премьера расскажет ученица…
«Петербургская премьера «Ревизора» состоялась 19 апреля 1836 года. Этот день сделался великим днем русского театра. Н.В.Гоголь принимал живейшее участие в подготовке спектакля, хотя и видел, что актеры не в силах были осуществить его замысел, и очень волновался. Его тревога была вызвана ещё и тем, что весть о первом представлении комедии облетела весь Петербург. У афиши и касс собирались любители театральных новостей. Здесь были и литераторы, и студенты, и чиновники, купцы, лакеи богатых господ, присланные за билетами. Петербург – большой охотник до театра.

И вот, наконец, первый спектакль. Великолепный зал Александринского театра полон. Ложи и первые ряды партера сияют звёздами сановников и драгоценностями дам. В царской ложе – Николай 1 с наследником. Только на галерке теснятся зрители неаристократического круга. В театре много знакомых Гоголя: Пушкин, Вяземский, Жуковский, Крылов, Глинка.

Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах, аплодисментов почти совсем не было, но было напряженное внимание зрителей. Пятый акт завершился всеобщим негодованием: «Это – невозможность, клевета и фарс». Царь на представлении комедии много смеялся и аплодировал, желая подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать её всерьёз. Однако потом сорвался: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»

Своей игрой в роли городничего всех покорил Иван Иванович Сосноцкий. Благодаря ему спектакль не провалился. Николай Осиповч Дюр, игравший Хлестакова, не смог отступить от водевильных традиций, «ни на волос не понял, что такое Хлестаков», и потому главная роль в спектакле пропала».


В «старой» столице в Москве, премьера «Ревизора» состоялась 25 мая 1836 года. Об этом расскажет ученица…

«Ещё до постановки «Ревизора» в Петербурге Гоголь предполагал отправиться в Москву, чтобы прочитать московским актерам свою комедию и помочь в её постановке. Но после премьеры в Александринском театре настроение Гоголя переменилось, он переслал пьесу в Москву, но сам решительно отказался туда ехать.

В письме к Михаилу Щепкину, известному актеру, Гоголь просил его «из дружбы» к нему «взять на себя всё дело постановки» «Ревизора» с тем, чтобы сам он играл городничего.

В день московской премьеры в театре присутствовала в основном аристократическая публика. Действительные и статские советники, дамы в бриллиантах заполнили ложи, бельэтаж, бенуар.

Могли ли эти зрители оценить «Ревизора»? В легком французском шепоте слышалось осуждение комедии.

И все же именно в московском театре нашелся актёр, сумевший воплотить на сцене то, что было создано Гоголем «на бумаге». Это был Михаил Щепкин. Своей игрой на премьере Щепкин не был доволен, но от спектакля к спектаклю он все больше и больше вживался в образ городничего. И вскоре одна из газет написала: «Кажется, что Гоголь с него списывал своего городничего, а не он выполнял роль, написанную Гоголем».

Но комедия многим зрителям оказалась не по вкусу. Щепкин писал по этому поводу: « Один знакомый забавно объяснил мне эту причину: «Помилуй, - говорит, - как можно было её лучше принять, когда половина публики берущей, а половина дающей». До кого она не коснулась – все в восхищении, а остальные морщатся».

Сегодня на уроке мы не можем не сказать восторженного слова о великом русском актере, нашем земляке Михаиле Щепкине.


«Михаил Семенович Щепкин родился в 1788году в селе Красном, Курской губернии, Обоянского уезда (ныне село Алексеевка Яковлевского района Белгородской области). Отец его был крепостной человек графа Волькенштейна.

Когда Мише было 7 лет, он впервые увидел в домашнем театре графа оперу. С тех пор он навсегда полюбил театр. С 1800 года он сам начинает играть на сцене.

Только в 1822 году друзья и почитатели его актерского таланта смогли собрать деньги для выкупа Михаила Щепкина из крепостной неволи. А 20 сентября 1822 года он впервые выступал на Московской сцене. Через много лет этот день назовут «началом новой эры в сценическом искусстве». 58 лет отдал М.С. Щепкин сцене. На сцене театра он создал правду. Роль городничего в «Ревизоре» - одна из лучших его ролей».
6 июня 1836 года Гоголь уезжает за границу. Он устал от ожесточенных нападок, угроз со страниц продажной печати. Но главное – он был не удовлетворен «Ревизором». Почему? Что не понравилось автору в спектакле по его пьесе?

Актеры, публика не поняли авторского замысла, неверно истолковали характеры персонажей.

А как поняли пьесу мы?

Задание 1

На доске перепутаны имена и фамилии персонажей пьесы, их должности. Наведите порядок: кто есть кто?

Задание 2


Поговорим о главных персонажах. На доске – карточки с написанными на них личностными качествами (по-своему неглупый, говорит и действует без всякого соображения, хвастлив и самонадеян, несколько приглуповат, любит порисоваться, уверен в себе и в своей смышлености, хозяин жизни, умеет выйти сухим из воды, без проблеска мысли, труженик, опытный обманщик, пустейший человек, взяточник, патриот)

Распределите, какие качества вы отнесете к городничему, какие – к Хлестакову, а какие – ни к тому, ни к другому.


«Из рассказа Осипа мы узнаём, что Иван Александрович Хлестаков «елистратишка простой», но очень любит …… и стремится ……….. В сцене первой встречи с городничим он, в отличие от Антона Антоновича, говорит и ……. Мы видим, что он……

В сцене хвастовства хорошо видна его…….. Он…… Все его хвастливые речи без ……… Это ……..человек»


«Антон Антонович Сквозник-Дмухановский считает себя ………., потому что он всегда умел ……….., хотя он и ……… Из рассказов купцов и других «жалобщиков» мы узнали, что городничий очень …………..

С разными действующими лицами комедии он говорит по-разному, это значит, что он…..

В речи Антона Антоновича много реплик «в сторону», он ………..

Он оценивает поведение противника, думает, как его провести.


Задание 3

Пользуясь карточками-подсказками, составьте характеристики городничего и Хлестакова.


А теперь наши артисты готовятся к выступлению. Попробуем и мы «сыграть» Гоголя.

Перемежаясь с «Татантеллой», сцены из пьесы:

Д.1, явл. 6

Д.2, явл.2,3

Д.3, явл. 1
Мы увидели Ивана Александровича Хлестакова в далеко не лучший момент его жизни и женскую часть того общества, которое совсем скоро поможет Хлестакову воплотить в жизнь свои мечты. И вот кульминация действия – чтение письма. Послушаем настоящих актеров театра. (Запись)
Обман раскрыт (хотя Хлестаков никого и не обманывал, он не выдавал себя за ревизора)

Так почему же чиновники приняли его за ревизора? Какое чувство (из написанных на доске любопытство, страх, соперничество, искательство, смех, зависть) объединяет их всех? А чего боятся чиновники?


В пьесе нет положительного героя? Гоголь писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное благородное лицо, действовавшее в ней во всё её продолжение. Это честное, благородное лицо был…» Найдите на доске слово, указывающее на это лицо. (смех)
А почему смех – горький?

Почему всё-таки везёт Хлестакову?



Д/з: развернутый ответ на вопрос «Что такое хлестаковщина?»
скачать файл



Смотрите также:
Урок по пьесе Н. В. Гоголя
66.61kb.
Итоговый урок по комедии Н. В. Гоголя
33.05kb.
Фантастика народных сказок и легенд в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
26.72kb.
Сравнительная характеристика героев Остап и Андрий Два брата, две судьбы, два характера. Такие схожие и такие различные жизни. В произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
42.32kb.
Ruský jazyk a literatura Перевод драматического текста в теории и на практике
1567.73kb.
Урок обобщение Форма проведения: классический урок с элементами ролевой игры
92.19kb.
Фатхулла Абдуллин Обреченность в любви Подстрочный перевод к пьесе Хыянәтсез хыялый”
412.76kb.
О. А. Патриотический урок «Мой край родной земля моя Алтайская» Патриотический урок
126.82kb.
"Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
115.12kb.
В пьесе два места действия квартира Джона и Мэри на улице Кенилуорт и квартира Джона и Барбары на Льюин Роуд
1145.9kb.
Н. В. Гоголя "Мертвые души". Учитель Архипова Н. П. г. Волгоград Методические рекомендации
110.79kb.
Урок теми Сехет йышĕ Урок тĕсĕ Урок тытăм. Ачасен пĕлÿ шайĕ
246.94kb.