voeto.ru страница 1
скачать файл

Урок окружающего мира по теме "Поверхность нашего края в технологии развития критического мышления" (4-й класс)

Задачи урока:

  • создать условия для развития познавательной активности детей;

  • способствовать развитию навыков работы с информацией в процессе чтения;

  • развивать умение делать выводы из результатов самостоятельной работы.

Цели:

  • систематизировать знания учащихся об особенностях поверхности родного края;

  • познакомить учащихся с краеведческими данными о происхождении форм рельефа местности и с экологическими проблемами города и мерами, принимаемыми для их решения;

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Планируемые достижения:

Предметные:

  • описывать на основе предложенного плана и по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края;

  • находить на карте региона основные формы земной поверхности;

.

Метапредметные (УУД):

  • принимать, сохранять и стремиться выполнить учебную задачу;



  • отображать на схеме, как человек использует поверхность земли и к чему это приводит – действия «синтез» и «моделирование»;

  • самостоятельно находить нужную информацию;

  • работать группе: получать информацию из текста учебника, самостоятельно находить нужную;

  • формулировать выводы;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.


Межпредметные связи:

  • литературное чтение (осмысленное чтение текста в соответствии с поставленными целями и задачами);

  • математика (моделирование схем);

  • краеведение.

Тип урока: обобщение изученного материала..

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование урока: учебник, компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку, физическая карты России и Московской области.

Ход урока

    1. Стадия «Вызов».

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Личностные: проявлять интерес к истории своего города.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать

последовательность необходимых операций (алгоритм действий).



Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

Учитель читает отрывок из стихотворения А. Пришелец «Наш край». Слайды 1-9

То берёзка, то рябина,


Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой!

Солнцем залиты долины,


И куда ни бросишь взгляд –
Край родной, навек любимый,
Весь цветет, как вешний сад.

(во время декламации демонстрируется презентация, сделанная детьми в творческой части дом. зад.)

- К. Паустовский писал: «Изучение незнакомого края всегда начинается с карты. Это занятие… интересное….. По карте можно странствовать так же, как по земле...» Расскажите о нашем крае, используя карту.

Дети ведут рассказ по плану: (проверка дом.зад.) Слайд 10

1) Географическое положение;

2) Дата первого упоминания. Когда получен статус города?

3) Города - соседи;

4) Районный город;


( Город Куровское расположен на юго-востоке Московской области. В Орехово- Зуевском районе, который расположен на границе Московской и Владимирской областей. В 1646 году впервые упоминается деревня Куровская. В 1952 году Куровское преобразуется в город. Соседями нашего города являются города Ликино –Дулево, Орехово-Зуево, Шатура, Егорьевск. Городом районного значения для нашего стал город Орехово-Зуево)

-- Для дальнейшего повторения используем «тонкие и толстые» вопросы.



Тпрямая со стрелкой 4онкие вопросы

Тпрямая со стрелкой 5олстые вопросы

1. На какой равнине расположилась Московская обл.? (На Восточно-Европейской или Русской равнине)

1. Назовите рельеф местности Орехово-Зуевского района. (Мещёрская низменность). Как узнали? (на зелёном цвете пунктир. линии, на картах так обозначаются низменности и болота) Слайд 12

2. Как равнины различаются по высоте? (низменности, возвышенности, плоскогорья)

2. Какие объекты рельефа есть в черте нашего города? Предлагаю вспомнить экскурсию. (овраги, балки, искусственные и природные водоёмы, холмы)

3. По физической карте обл. назовите основные формы рельефа Московской области. (Смоленско-Московская возвышенность; Москворецко-Окская равнина; Клинско-Дмитровская гряда; Мещерская низменность) Слайд 11




- Кто догадался, на какую тему будет сегодняшний урок? (Поверхность нашего края)

Слайд 13

- Предлагаю с помощью ключевых слов составить вопросы, ответы на которые вы будете искать на уроке.

Предложу такой набор «Ключевых» слов:

А) происхождение, рельеф, формы.

Б) использование, охрана, поверхность, город

У детей должны получиться такие вопросы: Слайд 14

А) Какие формы рельефа можно встретить в нашей местности? Каково их происхождение?

Б) Как используется поверхность в городе и надо ли её охранять?)

- Каким способом можно добыть ответы? (самостоятельно, спросить у учителя) Что выбираете? (самостоятельную работу)

-Какова же цель урока? (самостоятельно найти ответы на вопросы)

- Составьте план своих действий. (?)

Примерный ответ детей:


  • Разделимся на группы;

  • Индивидуальная работа;

  • Обобщение, построение ответа;

  • Презентация ответа.

  • Сравним свой ответ с эталоном;

  • Подведение итогов групповой работы.

2.Стадия «Осмысление содержания».

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности;

Познавательные: проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять небольшие устные монологические высказывания.

- Рассмотрите внимательно фотографии (пустыри, свалки в оврагах, овраги). Какие чувства вы испытываете, глядя на эти фотографии? (Разочарование, грусть и т.д.) Слайд 15

- Ребята, такие места на Земле, это боль планеты. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Нужно ли сохранять поверхность земли? (Ответы детей)

Предложу детям деловую игру:

- Представьте себе, что нашими вопросами заинтересовался научно-исследовательский институт. Разделимся на 2 кафедры: краеведов и экологов. Самостоятельно выбирайте себе для работы вопросы по профилю кафедры.

Вопросы под номерами на экране, группа называет номер и берёт лист с заданием того же номера. Вопросы, план ответа, инструкции и правила групповой работы написаны в «маршрутных» листах.



Правила работы в группе:

  • Во время работы каждый должен стараться для всей группы.

  • Никто не должен забывать, что в группе он не один. Важно быть внимательным к своим товарищам.

  • Во время обсуждения не забываем, что в других группах тоже идёт обсуждение.

  • Во время межгруппового обсуждения все предельно внимательно выслушивают друг друга. Важно суметь выслушать другого и понять его, а потом высказываться самому.

  • Чтобы каждый смог высказаться, распределите роли выступающих: первый зачитывает задание, второй рассказывает, как работали в группе, третий – о том, что в результате получилось. От группы могут выступать все, кто хочет, желательно в разных ролях.

Краеведы: Какие формы рельефа можно встретить в нашей местности? Каково их происхождение?

Результат - рассказ о крае учёного – краеведа (РАФТ). Источники, с которыми работают дети:



  • Интервью с историком – краеведом Балашовой С.Г.;

  • Историко-краеведческий альманах;

  • Фотографии, принесённые из похода;

  • Повесть К. Паустовского «Мещёрская сторона»;

  • Учебник А.А. Плешакова.

Примерный рассказ детей:

« Я (мы) - историк краевед……………………. Приглашаю вас на лекцию по теме «Формы рельефа нашей местности? Каково их происхождение? Вы знаете, что на равнинах встречаются овраги и балки. У оврагов крутые, осыпающиеся склоны. На склонах мало растений. Начинаются овраги с маленькой бороздки на поверхности почвы, затем потоки дождя ее размывают. Овраг увеличивается и занимает большие участки почвы. (Дети показывают фотографию оврага). Со временем склоны оврага могут стать пологими, зарасти растениями. Овраг станет балкой. Балка – это углубление с пологими, заросшими растениями склонами.

Про курганы представить отрывок из интервью. Слайд 16

В нашей местности протекает две реки: Нерская и Вольная.(можнот рассказать о версиях названия рек). Есть болота Комаринское, Ивановское, Манёнково.Один искусственный водоем – карьер – место добычи полезных ископаемых открытым способом «Земснаряд». Он появился, когда понадобился песок для строительства железнодорожной насыпи.

К.Паустовский сказал: «В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой». Любите наш край!»

Экологи: Как используется поверхность в городе? Нужно ли сохранять поверхность земли?

Результат («фишбоун» - рыбий скелет). Источники, с которыми работают дети:



  • Учебник А.А. Плешакова;

  • Исследовательский проект Усачёва С. «Экология в нашем городе»;

  • Подборка фотографий, принесённых из похода.прямая со стрелкой 13

Сделаю вступление с показом фотографий:

«Занимаясь хозяйством, люди используют поверхность земли. В нашем городе встречаются пустыри, но в последнее время их стали застраивать жилыми домами и другими зданиями. Это хорошо, но увеличивается и количество несанкционированных свалок. Это беспокоит горожан. Берега Земснаряда песчаные, значит, если вдоль них не будет деревьев, то они могут стать оврагами. Очень огорчает скопление мусора по берегу Нерской и Земснаряда, люди портят те места, где великолепно можно отдохнуть».



Примерный ответ детей:

Работая, мы заполнили схему в виде рыбьего скелета. В верхнем треугольнике (голова) наш вопрос: «Каковы последствия использования поверхности земли человеком?» На левых веточках мы записали, как человек использует поверхность земли. А на правых, к чему это приводит. В нижнем треугольнике сделали вывод: используя поверхность земли, люди наносят урон природе.

В ходе работы обучающиеся вписали в схему:



Левые веточки:

1. Добыча полезных ископаемых

2. Строительство домов, зданий

3. Распашка равнин (склонов)



Правые веточки:

1. Карьер, террикон

2. Свалки (Рассказ про полигон)

« Полигон твёрдых бытовых отходов - это экологическая беда города Куровское. Ситуация с полигоном была взята под контроль районных властей и сейчас заметно улучшилась. Полигон преобразился, стал работать согласно инструкции: мусор уплотняется и пересыпается грунтом. Чтобы не было пожара круглосуточно полигон патрулируют пожарные. Прежде чем отходы попадают нас полигон, специалисты проверяют машины на радиацию».

3. Уничтожение почвы, рытвины, овраги, балки.

Получается, что поверхность надо охранять и также тщательно как воду и воздух, растения и животных. Это значит: препятствовать образованию оврагов, свалок, сажать растения. По-хозяйски распоряжаться поверхностью края».

Напомню учащимся, что руководитель кафедры распределяет роли.

- Индивидуальным заданием для вас станет работа с источниками информации. Посмотрите весь материал и решите, кто с каким источником будет работать. Помните, что при чтении вы будете делать пометки (инсерт) в текстах, которые послужат ответом на ваш вопрос. Затем результаты индивидуальной работы соедините воедино и дайте отчет.

Группы получают определённое время. Во время групповой работы учитель координирует работу групп.

Физминутка

Поднимает руки класс-это раз,


Повернулась голова - это два.
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре

С силой их к плечам прижать - это пять.


Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

Учитель дважды указывает на время (окончание индивидуального этапа и полное завершение). По окончании времени учитель сообщает, что пришло время собраться вместе и доложить результаты, напоминает, что докладчиков нужно внимательно слушать; можно даже делать короткие записи.

Самооценка групповой работы по алгоритму (план на слайде). Нужен эталон(!)

Слайд 17 – 19 Эталоны.

Алгоритм для самопроверки: слайд 20


  • Что нужно было сделать в задании?

  • Какова была цель, что нужно было получить в результате?

  • Удалось ли получить результат?

  • Справились ли с заданием полностью и правильно или не полностью и с ошибками? Где была ошибка?

3 Стадия «Рефлексия».

УУД, формирующиеся на данном этапе:

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результ.ата;

Познавательные: воспроизводить по памяти необходимую информацию,

- Итак, в конце совещания предлагаю вспомнить его тему и цели (тема и цели на слайде). (односложные ответы детей) слайд 21

- Попробуйте объединить всю полученную информацию в таблице. Работа ведётся в парах (у детей имеются заготовки таблиц)

овал 3овал 6

А Б


прямая со стрелкой 9прямая со стрелкой 10

овал 1

прямая со стрелкой 11прямая со стрелкой 12

овал 7овал 8

В В Г


А) исторические данные;

Б) формы рельефа;

В) использование поверхности;

Г) географическое положение.

Ограничу учащихся во времени. Заслушаем желающих ответить. Успокою тех, у кого не получилось, предложу в качестве творческой части домашнего задания.

Слайд 22

- « …. Мы любим родные места …за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.



На первый взгляд - это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю». К.Паустовский.
- Ребята, прислушайтесь к этим мудрым словам великого русского писателя. Любите и дорожите своей малой родиной!

Учитель задаёт на дом задание и благодарит учащихся за работу на уроке: тесты в тетради стр. ; чит. стр. , отвечать на вопросы стр.
скачать файл



Смотрите также:
Урок окружающего мира по теме "Поверхность нашего края в технологии развития критического мышления"
117.36kb.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Водоёмы нашего края»
76.71kb.
«Воды Мирового океана»
65.73kb.
Бразилия -«экономический локомотив» Латинской Америки
401.12kb.
Мастер-класс по использованию технологии развития «критического мышления» при подготовке и проведении этической беседы «О добрых людях Земли Русской»
102.44kb.
Обучающий семинар для родителей с использованием технологии развития критического мышления в сельской школе адаптивного типа. Тема: «Как помочь ребенку сдать экзамен»
126.99kb.
Модели и моделирование Человек стремится познать объекты окружающего мира, он взаимодействует с существующими объектами и создает новые объекты. Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование
161.87kb.
Новые информационные технологии и Искусственный интеллект (ИИ)
24.59kb.
«Освоение технологии критического мышления в рамках системно – деятельностного подхода в образовании и воспитании»
167.32kb.
Формировать приемы умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира
73.28kb.
Сказка «Не рвите цветы!»
46.66kb.
Открытый урок по немецкому языку во 2 классе по теме «Die Familie» Цель урока : I. Учебная – учить употреблять лексику по теме в устной речи
12.54kb.