voeto.ru страница 1
скачать файл
Волоценко Д.И.,

учитель русского языка и литературы

Донецкой общеобразовательной школы № 96

Урок литературы в 5 классе
Тема. Торжество самоотверженной преданной любви и дружбы над

бессердечием и эгоизмом в жизни и чувствах.



Цели урока.

  1. образовательная – научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы, изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором и с учетом собственных впечатлений.

  2. развивающая – развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал, способствовать развитию речи, логического мышления воображения, творческой фантазии, развивать чувство радости у детей.

  3. воспитательная - воспитывать уважение к великой силе любви, дружбы, верности учить ценить и беречь эти чувства совершенствовать работу в группах.

Оборудование: мультимедийная установка, учебник, портрет

Т.Х.Андерсена, презентация, музыкальные произведения, розы, лед.



Тип урока: комбинированный

Методы работы: словесный, наглядный, практический, поисковый. проблемный, игровой.

Форма обучения: коллективная, работа в группах

Ход урока

І. Проверка домашнего задания

1. Разгадывание ребуса.

2. Ответы по картинкам (дом. задание)

ІІ. Работа по теме урока.


  • Мы продолжаем с вами окунаться в волшебный мир сказок.

Я думаю, что не найдется ни одного человека, который бы не любил сказки.Сказка всегда рядом с человеком. Она учит нас любить красоту, осуждать зло и восхищаться добром. Сказка – светлячок и для тех, кто слушает и для тех, кто рассказывает.

Чтобы определить тему урока, я предлагаю выполнить задание. (синквейн)

1.работа с синквейном (сравнительная характеристика снежной королевы и Герды)

2. Какова же тема урока?

3. Работа с текстом (показ картинок).

Сказка «Снежная королева» многогранна. Она о добре и зле, о крепкой дружбе, о хитрости, о взаимопомощи, верности и, конечно же, о самоотверженной любви.



  • Героев в сказке много. Но кто же является главным героем?

  • Найдите описание Снежной королевы (презентация, слайд№1, кластер). На что вы обратили внимание? С чем ассоциируется у вас Снежная королева? (сказка 7). Холодно было здесь…

  • Представьте кусок льда. Блестит, переливается на солнце. Красота? Прикоснитесь к нему. Что вы чувствуете? Почему это не приносит радости? (учитель предлагает детям прикоснуться к большому куску льда, подготовленному заранее.)

  • И вот в руки Снежной королевы попадает бедный Кай. Не выбраться ему никогда от нее.

  • Почему он складывает слово Вечность. С чем оно ассоциируется у вас?

  • Герда отправляется на поиски Кая. Что движет ею? С каким сердцем она отправляется в путь?

Я сто дорог смогу пройти,

Чтоб брата милого найти!

Я верю, что любви тепло

Способно уничтожить зло;

Любовь ведет меня вперед

И к сердцу брата приведет!

Я сто дорог смогу пройти,

Чтоб Кая милого найти.

(работа с кластером под музыку Чайковского)

На пути у Герды встречаются препятствия, но есть и помощники. Кто же препятствует ей? А кто помогает?



  1. Река

  2. Старушка – препятствует или помогает?

  3. Ворон и ворона

  4. Принц и принцесса (что было главным для Герды?)

  5. Маленькая разбойница Могла она остаться и - первая встреча спокойно жить. - последняя встреча - почему изменилась маленькая разбойница? - значит ли, что любовь способна изменить человека? Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

  6. Лапландка и финка. Сказка 6 - почему финка не дала силы десяти богатырей Герде? - что пришлось преодолеть Герде на пути к чертогам Снежной королевы? - каким Герда нашла Кая? (сказка 7, слайд). - как смогла возродить его к жизни? ТЕАТРАЛЬНАЯ ВСТАВКА СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА:

О снежной королеве всем известно,

Да это я. Я соткана из льда.

Но жизнь людей мне мало интересна:

Вы нерациональны, господа.

Нелепы ваши бурные искусства,

Вам не понять снежинки красоты.

Вы вспыльчивы, надеетесь на чувства,

В вас нет холодной, мудрой пустоты.

Вы так нелепы. Так ассиметричны,

Над вами разум не имеет власть.

Вы вспыльчивы, глупы и истеричны,

А я не знаю, что такое страсть.


ГЕРДА
А я с тобою вовсе не согласна,

И все, что ты сказала - ерунда!

Ну, что с того, что ты умна, прекрасна,

Коль вместо сердца – лишь кусочек льда.

Почему же маленькая, хрупкая девочка победила Снежную королеву?


  • Почему Герда не остановилась перед препятствиями, опасностями в поисках друга? (тестирование)

  • Почему розы?

  • Наш урок подходит к концу. Борьба со Снежной королевой закончилась. Красота живого человеческого сердца, любовь и верность победили красоту льда. А теперь слово Каю и самому автору.

КАЙ
Ребята. Я вам всем так благодарен,

Мне помощь вашу не забыть вовек.

Мне этот мир как заново подарен

Я плачу. Я смеюсь, я человек.

Теперь я знаю, дружба непреложна,

И в счастье, и в беде друзей зови.

Жить без друзей на свете невозможно,

И жить нельзя, коль в сердце нет любви.


АВТОР

Я сочинил героев, я мечтатель,

Они мне стали ближе, чем родня.

Но жить ли им – решает лишь читатель,

И их судьба в руках не у меня…

В тот миг, когда девчонки и мальчишки

Садятся тихо за столом,

Опять живут герои этой книжки.

И вновь добро сражается со злом.

Пусть Снежная не злится Королева,

свою мораль она не утвердит.

Мы различим, где право, а где лево,

И правда непременно победит.


  • Я хочу закончить урок словами великого сказочника Г.Х. Андерсена «Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!»

  • Подведение итогов урока учителем и учениками.

Домашнее задание:



  1. Почему Снежная Королева выбрала Кая, а не Герду (письменная работа)

- Найдите соответствие

Троль

«… в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами»

Снежная королева

Необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!»

Кай

«Злой – презлой, сущий дьявол»

Герда

«…держался он вообще непринужденно и мило»

Старушка, которая умела колдовать

«Ах, как ныли её бедные, уставшие ножки!»

Принцесса

Умница, каких свет не видывал!»

Принц

Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой.»

Маленькая разбойница

Глаза у неё были совсем черные, на какие –то печальные.»

- Расположите события сказки в последовательности.

Дополнительный материал к уроку
Тестирование.


  1. О том, что Кай жив, Герде сказали: орлы, розы, рыбы?

  2. Заветное слово, которое Кай пытался сложить из льдинок во владениях Снежной королевы: снежинка, сосулька, вечность?

  3. Владения Снежной королевы: пустыня, чертоги, усадьба?

  4. Голуби сообщили Герде, что саки Кая несла на спине белая: курица, лошадь, собака?

  5. Маленькая разбойница подарила Герде: башмачки, перчатки, рукавицы?

  6. Герду к владениям Снежной королевы вез: козел, олень, кабан?

  7. Оружие маленькой разбойницы: лук, меч. Нож?

Синквейны




  1. _____________ (верность)

  2. Надежный стойкий

  3. Не предавать, хранить, любить

  4. Стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга

  5. Постоянство


  1. _____________ (дружба)

  2. Сплоченный, единодушный

  3. Общаться, переживать. Выручать

  4. Доверие укрепляет ее и делает прочнее

  5. Взаимоотношения



  1. ______________ (любовь)

  2. Беззаветная, бескорыстная

  3. Обожать, боготворить, страдать

  4. Испытывать внутреннюю склонность к чему-либо

  5. Увлечение. – определите слово синквейна.
скачать файл



Смотрите также:
Урок литературы в IV классе учителя начальных классов моу «Гимназия №6» г. Новочебоксарска
125.14kb.
Урок литературы в 11 классе «История любви Сергея Есенина» Урок с использованием интерактивных технологий
121.54kb.
Урок литературы в 5 классе
65.63kb.
Урок литературы в 11 классе (Базовый уровень)
84.28kb.
Урок литературы в 11 классе Учитель: Атякшева Ирина Васильевна
95.41kb.
Урок литературы в 11 классе
116.87kb.
Урок чтения во 3-м классе по теме Н. Некрасов \"Дедушка Мазай и зайцы\"
44.56kb.
Урок литературы в 10 классе по теме: «Драма А. Н. Островского «Гроза» глазами критики»
70.41kb.
Урок в 11-м классе по предмету
41.58kb.
Урок литературы по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» Учитель русского языка и литературы
40.21kb.
Урок по учебному плану во 2 классе Тема : «С чего начинается Родина» Тип урока: изучение нового материала
103.07kb.
Урок литературы в 7 классе по теме: «Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха»
74.99kb.