voeto.ru страница 1
скачать файл

5 класс

Урок литературы по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Учитель русского языка и литературы

МОУ – СОШ № 14 Рыжкова Надежда Михайловна



Тема: «Роль портрета в литературном произведении. Урок- практикум»

Цели:

1.дать начальное представление о портрете как средстве характеристики образа персонажа;



2.закрепить определять роль портрета литературного персонажа произведении;

3. развивать навыки анализа литературного произведения.

Основные виды деятельности: работа с учебником; выполнение практических заданий ; сопоставление портретов трех персонажей; определение характера и роли портрета в произведении.

Оборудование: учебник- хрестоматия, презентация, тетради по литературе.

Термины: портрет, портрет- описание, портрет- впечатление, портрет- сравнение.

Ход урока.

  1. Оргмомент

1. Вступительное слово учителя об основных задачах урока-практикума. Читатели, всегда с интересом рассматривающие живописные, графические и иные портреты знакомых и не знакомых им людей, часто пропускают портретные описания в литературных произведениях, упуская при этом очень важную информацию о персонажах и об авторском отношении к ним.

В литературном произведении для характеристики героев мы встречаемся с тремя видами литературных описаний. ( Слайд 4.)

Портрет - одно из главных средств характеристики персонажа. (Слайд 5,6) Запись в тетради определение портрета.

Портрет включает в себя:



  • описание лица

  • особенности фигуры

  • особенности одежды

  • манеры поведения

  • мимику

  • жесты

2. Место портрета в литературном произведении (Слайд 7)

III. Практическая работа.



  1. Перед вами портретные характеристики героев произведения В.Г. Короленко « В дурном обществе», они вам знакомы, проанализируем их.

Вопросы для беседы:

- Портреты каких героев перед вами?

-Выявите, в чем их сходство?

( Портреты даются не автором, а одним из героев произведения. )

- Чем данные портреты отличаются? ( Подробность, детали, развернутость, «монолитность», динамика). Слайд 15.

- Портрет пана Тыбурция.

(Дан в начале повествования, он развернутый, достаточно подробный, дает сразу полное представление о литературном герое).( Сдайд 8.)

-Портрет Валека.

(Дан в несколько раз, рассказчик выделяет наиболее яркие детали его внешности( возраст, рост, волосы, одежда). Он более фрагментарен по сравнению с портретом пана Тыбурция.(Слайд 9)

- Портрет Маруси .

(Наиболее развернут, героиня описывается на протяжении всего произведения, характеризуются различные детали внешности ( возраст, рост, фигура, волосы, глаза, смех, руки, одежда). Описание деталей дано в динамике,) (Слайды 9, 10, 11, 12)

- О каком герое у вас складывается более полное впечатление?

2. Почему В.Г. Короленко по – разному строит описание? Какова художественная роль каждой из портретных характеристик?

(О Тыбурции и Валеке мы узнаем самое главное: первый прожил трудную жизнь и сейчас живет трудно, второй- беден, честен, любит сестру и заботится о ней.)

3.Обратимся к портретным характеристикам Маруси? Проследим, с кем из героев сравнивает рассказчик внешность маленькой девочки, какие изменения происходят в облике героини?

( Рассказчик сравнивает Марусю с сестрой Соней. «Я невольно сравнивал

ее с моей сестрой; они были в одном возрасте, но моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту. А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик, которого на десять шагов уже не слышно. Платье ее было грязно и старо, в косе не было лент, но волосы у нее были гораздо больше и роскошнее, чем у Сони, и Валек, к моему удивлению, очень искусно умел заплетать их, что и исполнял каждое утро.»

Он постоянно возвращается к описанию таких деталей внешности как глаза, руки, движения, показывая, как «серый камень высосал из нее жизнь».)

3. По портрету какого героя мы можем судить о его характере?( Портрет Пана Тыбурцыя).

4. Почему автор описывает подробно портреты именно этих героев, уделяя меньше внимания характеристикам внешности героя – рассказчика, Сони, отца? ( Это связано с главной идеей произведения).

III. Заключительное слово учителя. В основе творчества каждого писателя лежит интерес к человеку, стремление понять его. Каждый человек- личность. Одним из важных средств его раскрытия является портретная характеристика героя. Условно портреты можно разделить на портреты- описания,портреты- сравнения, портреты- впечатления. Главное в каждом из них- раскрытие человеческого характера.(Слайд 17)

Домашнее задание разноуровневое:


  1. Составить рассказ об одном из героев, включив описание внешности.

  2. Составить выборочный пересказ : «Портрет Тыбурцыя», «Портрет Маруси».

  3. Нарисовать иллюстрацию к произведению

Рефлексия:

1.С каким видом описания мы с вами работали на уроке?

2. Что было наиболее трудным при характеристике портретов героев?

3.Что нового вы для себя узнали?



4. Какое из предложенных домашних заданий будете выполнять и почему?
скачать файл



Смотрите также:
Урок литературы по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» Учитель русского языка и литературы
40.21kb.
Нарциссова Ирина Рэмовна, учитель русского языка и литературы, Лаврова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы, Гуща Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы, Гапонова Татьяна Владимировна
274.71kb.
Создания условий для качественного процесса обучения и воспитания школьников
11.66kb.
«Лингвистическое ассорти» для учащихся 9-10-х классов в рамках декады русского языка и литературы. Провела учитель русского языка и литературы: Гаджиева Заира Загировна
118.54kb.
Лесина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы высшее учитель русского языка и литературы по специальности русский язык и литература
76.79kb.
2010 год Вместо предисловия… Гавриш Мария Ивановна Учитель русского языка и литературы моу сош №29 им. В. С. Погорельцева с. Поливянское, Заслуженный учитель школ РФ
600.95kb.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
154.21kb.
Урок защита проекта по прочитанным сказкам Тинчурина Диния Исхаковна учитель русского языка и литературы моу сош с. Кобылкино
37.26kb.
Исследование «Видеть рядом с собой человека…» по теме 6 кл. В. Г. Короленко «В дурном обществе»
140.67kb.
Молодых специалистов, работающих в дневных образовательных учреждениях области
631.58kb.
Интегрированный урок русского языка и литературы «Нравственная проблематика и язык повести И. С. Тургенева «Первая любовь»
207.82kb.
Урок русского языка в 6-м классе. Тема: «Презентация части речи «Глагол» Из опыта работы учителя русского языка и литературы
61.52kb.