voeto.ru страница 1
скачать файл

Большетерновская ООШ

Панорама открытых уроков

Урок географии в 8 классе

Тема:

«Тектонические структуры Украины»

Учитель географии:

Петушкова Ирина Петровна

16 декабря 2010г.

Развитие аналитического мышления путём изучения георгафии

Урок №13



Тема: Тектонические структуры Украины.

Цели урока: охарактеризовать тектоническую карту Украины; научить учащихся читать схемы тектонического районирования Украины, определить возраст и расположение тектонических структур, сопоставлять тектоническую карту с физической, анализировать и обьяснять взаимосвязь современной орографии, простирания и выраженость в рельефе низменостей, возвышеностей, гор в зависимостиот их принадлежности к тектоническим структурам; развивать у школьников воображение и абстрактно – образное мышление; формировать понимание необходимости географических знаний

Оборудование: тектоническая карта Украины, атлас Украины, контурные карты

Тип урока: комбинированый,

Структура урока

1. Организация класса.

2. Актуализация опорных знаний и умений

« Географическое моделирование»

3. Мотивация учебной и познавательной деятельности –

4. Изучение нового материала:

  • Неоднородность земной коры

  • Тектоническая карта Украины

5. Закрепление изученного материала

6. Выводы

7. Домашнее задание

Ход урока

1. Организация класса.

2. Актуализация опорных знаний и умений

Тема прошлого занятия? Характеристика возвышеностей и низменностей на территории Украины. Давайте вспомним основные понятия изученой темы



Начертите общую схему рельефа, определите понятия: (5мин)

( оценивание понятий 0,5 б, форма рельефа – 0,5 б /итого 5б)

1) низменность (равнинная территория земной поверхности с абсолютными высотами неболее 200м)

2) возвышенность(равнинная территория земной поверхности с абсолютными высотами от 200- до 500м)

3) горы (это большие участки земной поверхности, высоко поднятые над прилегающей равнинной территорией , со значительными перепадами высот и расчлененным рельефом)

4) рельеф ?

5) орография (наука о рельефе)

5000м


3000 м

1000м


500м

200м


ОФР=Р +Г (ОФР – основные формы рельефа)



3. Мотивация учебной и познавательной деятельности

« Пятиминутка возле карты» -незаконченое предложение (5мин)

( на карте учащиеся показывают низменности, возвышенности, наивысшие точки географических обьектов оценивание 1 вопрос 1 б /итого 7б)


  • А мы расположены между Днестром и Днепром, а зовут нас

( Подольская и Приднепровская возвышенности)

  • Я нахожусь на севере Украины, а называют меня … (Полесская низменность)

  • А я расположена на юге, мои берега омывает Черное море, а имя мое .. ( Причерноморская низменность)

  • Я простираюсь на Левобережье, в среднем и нижнем течении Днепра, а зовут меня …( Приднепровская низменность)

  • Найди меня на северо – западе Украины, в южной части Волынской и Ровенской областей с наивысшей точкой Мезоцкий кряж, а зовут меня…(Волынская возвышенность)

  • На юго – востоке Украины лежит… ( Приазовская возвышенность)

  • На западе простираются отроги Украинских Карпат с наивысшей точкой…

( Говерла 2061)

  • Южный берег Крыма отделяет нас от моря, а зовут нас…

( Крымские горы)

Общая оценка за Д/з

Хотя физическая карта отображает все разнообразие форм рельефа, но она не дает ответ на вопрос: почему эти формы рельефа расположены именно так, а не по другому? Почему определенные части территории характеризуются преимущественно низменным рельефом, а другие – возвышенным, а отдельные - горным? Ответить на эти вопросы поможет наука? – тектоника а также анализ тектонической карты Украины.

По этой теме мы работаем 2 урока: 1. Тектонические структуры(на доске);

2 Характеристика основных тектонических структур и П/р№3

Каковы цели нашего сегодняшнего урока?

Мы должны с вами сегодня:



  • углубить знания о тектонике как науке

  • научиться читать схемы тектонического районирования Украины,

  • сопоставлять, анализировать и обьяснять взаимосвязь современной орографии, простирания и выраженость в рельефе низменостей, возвышеностей и гор в зависимостиот их принадлежности к различным тектоническим структурам

На доске

  1. Наука тектоника

  2. Схема тектонического районирования

  3. Сопоставление, анализ и объяснение взаимосвязи современной орографии с тектоническими структурами

4. Изучение нового материала: Вспомните, что изучает наука тектоника.

? Тектоника одна из геологических наук, изучающая строение и движение литосферы.

? С какой целью изучают тектоническое строение земной коры?

(С тектоническим строением земной коры связано расположение основных форм рельефа и размещение месторождений полезных ископаемых.)



  • Мы знаем что земная кора неоднородна в своем строении

Внутренние силы Земли глубинными разломами распределили литосферу на отдельные блоки – литосферные плиты, которые постоянно движутся

В пределах крупнейших тектонических структур выделяют меньшие

( ? какие платформы).

Платформа – малоподвижный участок литосферной плиты, который образован кристалическим или складчатым фундаментом и осадочным чехлом. Так в состав Евразийской литосферной плиты входят древняя Восточно – Европейская и относительно молодые Западно – Европейская и Скифская платформы

По мощности осадочного чехла различают два типа тектонических структур – щит и плита.



Щит – часть платформы, в пределах которого кристалический фундамент выходит на поверхность или перекрывается маломощным ( менее 500 м ) осадочным чехлом.

Плита – часть платформы, перекрыта мощным (более 500м) чехлом осадочных пород.

? -Какие формы рельефа могут соответствовать щитам? Плитам? Почему?

Удлиненные участки между литосферными плитами, в пределах которых проявляются интенсивные горизонтальные и вертикальные тектонические движения, называют подвижными поясами.



? Что представляют подвижные пояса в рельефе

(представляют собой горные системы, впадины и внутренние моря.)



ВЫВОД: земная кора неоднородна, разбита на литосферные плиты, которые в свою очередь делятся на платформы и подвижные пояса, платформа состоит из щитов и плит

З,К литосф.плиты. платформы щит возвышенности

плита низменности

геосинкл.пояса горы

  • Тектоническая карта Украины

Рассмотрим тектоническую карту Украины и выявим общие особенности тектонического строения земной коры в пределах Украины

Территория Украины расположена в пределах:



    • Древней ( докембрийской) Восточно – Европейской платформы ( большая часть)

    • Молодых ( палеозойских) Западно-Европейской и Скифской платформ

    • А также Средиземноморского (альпийского) складчатого пояса, представленого двумя складчатыми системами: Карпатской и Крымской

ВЫВОД на территории Украины тектонические структуры представлены в виде платформ и геосинклинальных поясов

Практические задания

  1. С помощью тектонической карты Украины определите тектонические структуры Украины и нанесите их на контурную карту (5мин)

( используем контурные условные знаки, подписываем аккуратно печатными буквами, карандашом)

  1. Установите соответствие между названиями тектонических структур и формами рельефа.(3мин)

А. Украинский щит

1. Среднерусская возвышенность

Б. Скифская плита

2. Полесская низменность

В. Львовская впадина

3. Северокрымская низменность

Г. Воронежский кристаллический массив

4. Приднепровская возвышенность

Д. Донецкое складчатое сооружение

5. Карпаты

Е. Причерноморская впадина

6. Донецкий кряж

Ж. Альпийская складчатая область

7. Причерноморская низменность

(а-4, б-3,в-2,г-1,д-6,е-7,ж-5)

  1. Расположите названия тектонических структур в направлении с запада на восток:

Волыно – Подольская плита, Донецкое складчатое сооружение, Украинский щит, Днепровско – Донецкая впадина (1 мин)

  1. Игра « Трехминутка»

За 3 мин. Вспомнить и написать как можно больше известных вам тектонических структур Украины. Начинаем и заканчиваем все вместе. После 3 мин. Записывать новые объекты или изменять их нельзя. Необходимо помнить, чтокаждый записаный объект надо показать на карте и если учащийся не может его показать ответ не защитывается.

После этого все учащиеся обмениваются листами. С листа с наибольшим колличеством записаных объектов зачитываются названия объектов с незначительными интервалами. Когда учащиеся находят у себя названный объект, они вычеркивают его и сообщают об этом. Тоже делается и на том листе с которого читают названия. Закончив проверку первого листа, переходят к другим, причем чем дальше тем меньше остается объектов на листах. В конце остаются лишь те объекты которые неповторяются.

Их а также зачеркнутые объекты подсчитываем и в каждом листе записываем результаты в виде дроби, в чилители-объекты, которые уже встречались, а в знаменателе – те что неповторялись. Объекты, которые не повторялись показыватся на карте. Результаты игры переводим в баллы с расчета один балл за объект который повторялся, и два за тот который неповторялся. Выигрывает тот кто наберет наибольшее колличество баллов.

Творческие задания


  1. Украинские Карпаты и Крымские горы образовались одновременно с такими горными системами, как Альпы и Гималаи. Но в отличии от своих однолеток они не имеют острых вершин. Чем можно объяснить куполообразные вершины этих гор?

  2. Могут ли появиться действующие вулканы на севере Крымского полуострова? Дайте обоснованый ответ, сделав анализ тектонической карты Украины.

  3. Если снять слой осадочных пород, покрывающих Днепрово – Донецкую впадину, то перед глазами откроется большая балка глубиной до 18 километров, который наполнен осадочными породами из глины, песчанника, известняка. Чем объясняется такой состав и мощность осадочных пород?

ВЫВОД: земная кора неоднородна, имеет различный состав г/п, на границах платформ могут образовыватся геосинклинальные пояса, в формировании рельефа участвуют как внутренние так и внешние процессы

5. Закрепление изученного материала

Игра « Верю – не верю»

  1. Верите ли вы, что в пределах платформы происходят интенсивные тектонические движения?

  2. Верите ли вы, что часть территории Украины принадлежит к Альпийско – Гималайскому геосинклинальному поясу?

  3. Верите ли вы, что фундамент Украинсого щита перекрыт мощным чехлом осадочных пород?

  4. Верите ли вы, что территория Украины расположена в пределах одной платформы?

  5. Верите ли вы, что в Крымских горах могут возникать землетрясения?

  6. Верите ли вы, что на платформе могут происходить тектонические движения?

  7. Верите ли вы, что расположение основных форм рельефа в значительной мере зависят от тектонического строения территории?



  1. Выводы:мы с вами научились читать схему тектонического районирования территории Украины, определили все крупные тектонические структуры в пределах Украины;

-выявили прямую взаимосвязь современной орографии с тектоническими структурами

ОЦЕНИВАНИЕ

  1. Домашнее задание:

§10 прочитать параграф, ответ на вопросы 1-2 стр 52

Проанализировав тектоническую карту Украины, выучить тектонические структуры в пределах Украины



Начертите общую схему рельефа, определите понятия:

( оценивание понятий 0,5 б, форма рельефа – 0,5 б /итого 5б)

1) низменность -

2) возвышенность –

3) горы -

4) рельеф -

5) орография -

5000м


3000 м

1000м


500м

0м 200м


Начертите общую схему рельефа, определите понятия:

( оценивание понятий 0,5 б, форма рельефа – 0,5 б /итого 5б)

1) орография -

2) горы -

3) возвышенность –

4) рельеф -

5) низменность -

5000м


3000 м

1000м


500м

200м




  1. Установите соответствие между названиями тектонических структур и формами рельефа.

А. Украинский щит

1. Среднерусская возвышенность

Б. Скифская плита

2. Полесская низменность

В. Львовская впадина

3. Северокрымская низменность

Г. Воронежский кристаллический массив

4. Приднепровская возвышенность

Д. Донецкое складчатое сооружение

5. Карпаты

Е. Причерноморская впадина

6. Донецкий кряж

Ж. Альпийская складчатая область

7. Причерноморская низменность



  1. Установите соответствие между названиями тектонических структур и формами рельефа.

А. Украинский щит

1. Среднерусская возвышенность

Б. Скифская плита

2. Полесская низменность

В. Львовская впадина

3. Северокрымская низменность

Г. Воронежский кристаллический массив

4. Приднепровская возвышенность

Д. Донецкое складчатое сооружение

5. Карпаты

Е. Причерноморская впадина

6. Донецкий кряж

Ж. Альпийская складчатая область

7. Причерноморская низменность



  1. Установите соответствие между названиями тектонических структур и формами рельефа.

А. Украинский щит

1. Среднерусская возвышенность

Б. Скифская плита

2. Полесская низменность

В. Львовская впадина

3. Северокрымская низменность

Г. Воронежский кристаллический массив

4. Приднепровская возвышенность

Д. Донецкое складчатое сооружение

5. Карпаты

Е. Причерноморская впадина

6. Донецкий кряж

Ж. Альпийская складчатая область

7. Причерноморская низменность



  1. Установите соответствие между названиями тектонических структур и формами рельефа.

А. Украинский щит

1. Среднерусская возвышенность

Б. Скифская плита

2. Полесская низменность

В. Львовская впадина

3. Северокрымская низменность

Г. Воронежский кристаллический массив

4. Приднепровская возвышенность

Д. Донецкое складчатое сооружение

5. Карпаты

Е. Причерноморская впадина

6. Донецкий кряж

Ж. Альпийская складчатая область

7. Причерноморская низменность

  1. Установите соответствие между названиями тектонических структур и формами рельефа.

А. Украинский щит

1. Среднерусская возвышенность

Б. Скифская плита

2. Полесская низменность

В. Львовская впадина

3. Северокрымская низменность

Г. Воронежский кристаллический массив

4. Приднепровская возвышенность

Д. Донецкое складчатое сооружение

5. Карпаты

Е. Причерноморская впадина

6. Донецкий кряж

Ж. Альпийская складчатая область

7. Причерноморская низменность

Волыно – Подольская плита Донецкое складчатое сооружение Украинский щит Днепровско – Донецкая впадина

Волыно – Подольская плита Донецкое складчатое сооружение Украинский щит Днепровско – Донецкая впадина

Волыно – Подольская плита Донецкое складчатое сооружение Украинский щит Днепровско – Донецкая впадина

Волыно – Подольская плита Донецкое складчатое сооружение Украинский щит Днепровско – Донецкая впадина

Волыно – Подольская плита Донецкое складчатое сооружение Украинский щит Днепровско – Донецкая впадина

Волыно – Подольская плита Донецкое складчатое сооружение Украинский щит Днепровско – Донецкая впадина
скачать файл



Смотрите также:
Урок географии в 8 классе Тема: «Тектонические структуры Украины» Учитель географии
127.92kb.
Статья отнесена к разделу: Преподавание географии Цели и задачи урока
113.59kb.
Урок географии «Предмет и задачи курса географии России» 8 класс.
56.82kb.
Урок географии в 7 классе. Учитель Борисова М. О
31.4kb.
Учитель географии мбоу сош №12 Емельяненко Галина Юрьевна
111.03kb.
Уроков Урок географии «Население России»
10.44kb.
Урок по географии в 6 классе по теме "Географическая карта." Урок-практикум" Виртуальное путешествие по Алтайскому краю."
90.52kb.
В образовательной программе нашли отражение цели и задачи обучения географии на ступени основного (или среднего (полного) общего образования изложенные в пояснительной записке к примерной программе по географии
182.12kb.
Конкурса Школа Тема работы Руководитель Общий балл 1 Носенко Дмитрий сш №5
41.06kb.
Урок по географии в 7-ом классе Цели
58.96kb.
Урок географии. Тема: "Западная Сибирь: особенности природы". Цели и задачи урока
76.6kb.
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03
507.96kb.