voeto.ru страница 1
скачать файл

Интегрированный урок географии и мировой художественной культуры в


5 классе с использованием Интернет-ресурсов.

Учитель географии ГОУ СОШ 1405 Сафоклова Елена Викторовна.



Тема: «Нил и культура Древнего Египта»



Цель: показать значение Нила для развития культуры и хозяйства Древнего Египта, научить школьников находить взаимосвязи между природными условиями и развитием ремесел, скульптуры, живописи. Урок призван помочь ученикам сформировать образ Египта, неразрывно связанный с великим Нилом.
Урок проходит в форме инсценировки. Жанр урока: урок-путешествие.

Участники: ученый географ, скульптор, писцы, историк, художник, жрец



Учитель: (www.maat.ru)


«Ребята, давайте представим себе, что мы находимся в Древнем Египте и принимаем участие в необычной экспедиции. В ней принимают участие представители различных слоев египетского общества, которые в действительности не могли бы вместе отправиться на поиски ответа на вопрос: «Какую роль играет Нил в развитии Египта?». Как вы думаете, почему в составе экспедиции не смогли бы встретиться вместе жрец, ученый, художник, скульптор и люди других профессий?»

Ожидаемый ответ:

«Из-за расслоения в обществе».
Учитель:

«Однако мы не сможем получить полный ответ на наш вопрос, не собрав вместе людей из разных слоев общества и не выслушав их мнение о значении Нила для Египта».


Жрец: (http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/06/hm6_2.html , раздел «Древний Египет, География, илл. «Долина Нила»)

«О Нил! Твоя вода, текущая через поля, подобна амбре,

Она вкусна, как мед.

Два берега твоих – ворота в рай,

Твоя долина – лучшее место в мире.

О Нил! Твоя любовь подобна легкому ветру,

Если нет воды, нет жизни на земле.

О Нил! Кто попробует твоей воды хоть раз,

Навеки будет вместе с тобой».
Ученый географ: (http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/06/hm6_2.html , раздел «Древний Египет, География, илл. «Полноводный Нил»)
«Мы все понимаем, что благодаря Нилу – самой длинной реке в мире, существует наша страна. Я предлагаю совершить путешествие по долине Нила и изучить нашу прекрасную реку»
Все соглашаются. Путешествие начинается.
Историк:

« Художественную культуру Древнего Египта можно разделить на несколько этапов: Древнее царство, Среднее и Новое. Многое унаследовал современный мир от древних египтян в архитектуре и других видах искусства, а также в письменности, литературе, астрономии».


Географ:

« Если мы посмотрим на карту древнего Египта (penza.fio.ru/personal/40/2/8/karta), то обнаружим, что площадь современного Египта почти равна площади Древнего.

-Как вы думаете, ребята, почему?

Ожидаемый ответ: и в древности и в современном Египте люди заселяли долину Нила.

Действительно, главной осью развития страны и в древности и в современном мире является Нил. По карте хорошо видно, что именно в долине Нила сосредоточены главные города и поселки.

Почему же древние египтяне обожествляли эту реку? А как же иначе! Ведь река текла из пустыни; более того, она разливалась в самое жаркое время года!»


Жрец:

«От того, какую площадь заливал Нил при половодье, зависела площадь плодородных земель, на которых он оставлял ил. Это, безусловно, зависело от того, как народ Египта исполнял волю богов, и праведную ли жизнь вели его жители».



Географ:

« Река, дающая жизнь Египту, образуется у города Хартума при слиянии Белого и Голубого Нила. Белый Нил рождается в зоне тропических дождей, в темных и сырых лесах близ экватора. Спустившись с возвышенного участка, Нил широко разливается и образует знаменитые болота Нила длиной в 500 км и шириной до 800 км.

Наиболее характерное и знаменитое растение этих болот – папирус, образующий заросли». (http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/06/hm6_2.html , раздел «Древний Египет, География, илл. «Папирус»)

Писец обращается к классу:

«Как вы думаете, ребята, на чем писали мы, древние египтяне?»

Ожидаемый ответ: на папирусе. iraq.strana.ru, www.vodolaz.org

« Верно, из папируса мы научились делать материал для письма. Тростник сначала разрезается на полоски, затем сушится, склеивается, а для придания гладкости разглаживается камнем. На папирусе мы пишем тоненькой

тростинкой твердыми чернилами, которые растворяем водой. Чернила бывают черные и красные. Текст мы пишем черными чернилами, а начало каждого нового раздела выделяем красным цветом. Так появилось выражение «красная строка», которым вы и сейчас обозначаете новую строку в начале абзаца. Папирусные свитки хранятся очень долго и из них наши

потомки узнают о нашей культуре и обычаях. Наш священный Нил дает нам папирус для письма»


Жрец:

«С Нилом были связаны и наши божества. Например, Себек – это бог воды. http://schools.keldysh.ru/school1413/religija/egypt2.gif Он изображается с головой нильского крокодила. Богиня Тауэрт изображается в облике самки гиппопотама и покровительствует новорожденным детям. Наш самый почитаемый бог солнца Ра каждый день переплывает небо в своей ладье».


Архитектор:

«Наше путешествие продолжается. Посмотрите вокруг – сплошные заросли тростника!»

Обращается к классу: как вы думаете, из каких материалов мы строим наши дома?

Ожидаемый ответ: из тростника, обмазанного илом, а также из кирпичей из нильского ила.

«Посмотрите на наши города (www.fortification.ru): улицы пересекаются под прямым углом, в центре – дворец и святилище, склады, казармы, дома – усадьбы вельмож, на окраинах – дома ремесленников и хижины бедняков. Храмы, дворцы украшены изображениями, взятыми из природы: солнце, считавшимися священными и растущими в долине Нила лотосами, папирусами.

Наиболее известные архитектурные сооружения – пирамиды строились из камня (history.rin.ru). И здесь роль Нила огромна – по его водной глади перевозили материал из каменоломен к месту строительства, а дальше по суше на катках. Чтобы уменьшить трение, дорогу поливали водой и полозья скользили по грязи, служившей своеобразной смазкой».


Художник:

« Друзья, посмотрите вокруг! Наше искусство восславляет красоту жизни.

Это красота солнца на вечно голубом небе, величественная красота огромной реки, дающей прохладу и изобилие плодов земных, красота яркой зелени пальмовых рощ среди грандиозной песчаной пустыни. Мы никогда не рисуем с натуры. При высекании рельефов, и при создании росписей мы руководствуемся строгими правилами – как строить фигуру, как располагать изображение на плоскости (показываем). Однако для успешного исполнения работы мы, художники, должны обладать наблюдательностью, великолепно знать изображаемые предметы и объекты».
Географ: (http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/06/hm6_2.html , раздел «Древний Египет, Нубия и её открытие, илл. «Первые пороги Нила»)
«За интересной беседой мы и не заметили, как добрались до верховьев Нила. Загадка летнего разлива Нила в Египте разгадывается просто. Мы с вами знаем, что свое начало Нил берет в тропических лесах, где летом начинаются обильные дожди; река становится полноводной и несет свои воды в Египет, где начинает разливаться и выходить из берегов, удобряя почву плодородным илом. Когда дожди прекращаются, вода возвращается в русло, а на полях крестьяне сеют пшеницу и другие сельскохозяйственные культуры, собирая по два урожая в год. Чем сильнее и продолжительнее дожди, тем большую площадь заливает вода».

Историк:

«Всего 10 000 лет назад воды Нила орошали так называемую «Зеленую Сахару». (http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/06/hm6_2.html , раздел «Древний Египет, География, илл. «Пустыня»)

Земля, которая сейчас превратилась в пустыню, в те времена, когда климат был более влажный, представляла собой обширную высокотравную степь – саванну, на которой на которой паслись стада диких быков, газелей, слонов и зебр. Ежегодно река разливалась, но когда вода отступала, поверхность земли покрывалась мириадами озер, прудов, и болот, которые сверкали на солнце. В этой влажной местности водились гиппопотамы и крокодилы, самые разнообразные рыбы и птицы. Это была необыкновенно благодатная среда, где кочевали охотники и собиратели, которые жили охотой, пасли скот и собирали урожай.

К 5000 г. до н.э. климат стал суше, постепенно приближаясь к современному, и люди, борясь за выживание, искали прибежища в долине Нила, где условия жизни были значительно легче. Так стали развиваться прообразы городов, а позднее образовалось государство Египет».



Учитель:

«Как вы думаете, наши путешественники ответили на вопрос о значении Нила в развитии одной из самых древних стран мира - Египта?



Если бы не Нил, Египет превратился бы в пустыню, где могли бы существовать, и даже весьма успешно, племена кочевников, как сейчас в Сахаре, но никогда бы на этой земле не возникла цивилизация со столь продолжительной историей».
В заключение урока учитель благодарит участников экспедиции и выставляет оценки им и тем учащимся, которые отвечали на вопросы.
скачать файл



Смотрите также:
Урок географии и мировой художественной культуры в 5 классе с использованием Интернет-ресурсов
56.54kb.
Курсовая работа Изучение темы: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии» в 4 классе
269.5kb.
Занятия ведут педагоги высшей квалификации с использованием технологий развивающего обучения
70.24kb.
Статья отнесена к разделу: Преподавание географии Цели и задачи урока
113.59kb.
№ п/п Название сайта или статьи
222.35kb.
Стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественой культуре
48.47kb.
Урок в 11-м классе по предмету
41.58kb.
Календарно-тематическое планирование уроков химии І четверть (18 ч)
99.46kb.
Урок в 11 классе. Урок построен с использованием технологии проблемного обучения
83.28kb.
Урок географии в 8 классе Тема: «Тектонические структуры Украины» Учитель географии
127.92kb.
Характеристика ооп бакалавриата
15.65kb.
Урок литературы в 11 классе «История любви Сергея Есенина» Урок с использованием интерактивных технологий
121.54kb.