voeto.ru страница 1
скачать файл

Управление образования администрации МО «Коношский муниципальный район»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Коношеозерская средняя общеобразовательная школа»


Рекомендована

методическим объединением

учителей гуманитарного цикла

Протокол №__от «__»______2013 г.

Утверждена

приказом директора

__от «__»_______2013 г.



Рабочая программа
Учебного курса «Обществознание» для 9 класса.

Ступень образования - основное общее образование.

На 2013 – 2014 учебный год.

Составлена на основе примерной программы: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию.

Составлена на основе авторской программы по обществознанию А.И.Кравченко, Т.А.Корнева (автор-составитель). «Глобус», 2008 г.

Составитель программы:

Пиличев А.Д.
п. Коноша.

2013 год.



2. Пояснительная записка.

Основными целями обучения по предмету «Обществознание» в 9 классе являются:

  1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, способности к самоопределению и самореализации.

  2. Воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам.

  3. Освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; сферах человеческой деятельности; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  5. Формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  1. Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  2. Сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  3. Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  4. Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.


Структура рабочей программы.

Рабочая программа по обществознанию представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения, список контрольно-измерительных материалов.



Сведения о примерной учебной программе.

Настоящая программа по Обществознанию для 9 класса составлена на основе примерной программы: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию;

Авторской программы по обществознанию А.И.Кравченко, Т.А.Корнева (автор-составитель). «Глобус», 2008 г.

Особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой.

Существенных отличий от авторской программы в данной рабочей программе нет. Содержание тем и количество часов соответствует авторской программе.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Срок реализации рабочей программы.

Рабочая программа рассчитана на один учебный год со 02.09.2013 по 30.05.2014 г. Количество часов в неделю – 1. Количество часов в год – 34.



Формы и методы работы.

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную форму работы обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность. В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом, самостоятельно с помощью учебника, с помощью подготовленных учениками докладов. Работа с текстом учебника, ответы на поставленные вопросы, задания группам, составление таблицы, письменные задания, использование ранее изученного материала для решения познавательных задач, поиск информации (работа со СМИ), работа с источниками, составление схемы. Продолжительность практической работы составляет не более 20 минут от урока.



Условия реализации рабочей программы.

Рабочая программа будет успешно реализована при соблюдении следующих условий:

-наличие УМК, соответствующего ФГОС, примерной программы по учебному предмету;

-проведение запланированного количества уроков в установленных объёмах (100%);

-наличие дополнительного оборудования (наглядно-иллюстративный материал, дидактические материалы и др.).

Формы и средства проверки оценки результатов обучения по данной рабочей программе.

Для отслеживания результатов обучения используется текущий, рубежный и итоговый контроль (обобщение материала). Проверка результатов обучения осуществляется в форме различных видов опроса, пересказа, тестов и т.д.



3. Учебно-тематический план

По Обществознанию. 9 класс.

Классы 9.

Учитель: Пиличев А.Д.

Количество часов

Всего: 34 часа; в неделю: 1 час.

Практических работ - 8 , тестов – 3, контрольные работы – 1.

Планирование составлено на основе авторской программы по обществознанию А.И.Кравченко.

Учебник: «Обществознание. 9 класс». А.И.Кравченко. М.: «Русское слово», 2009 год.






Название раздела, темы

Кол-во часов

Практические виды занятий, включенные в содержание разделов и тем в соответствии с примерной программой.

1

Политическая сфера.

10

Тест по теме «Политическая сфера». Практические работы №1-3.

2

Человек и его права.

11

Тест «Трудовой договор». Практические работы №4-6.

3

Духовная сфера.

9

Тест по теме «Духовная сфера». Практические работы №7-8.

4

Итоговое повторение.

4

Итог: 34 ч.



Тестирование по уровням сложности. Контрольная работа по итогам курса.



4. Содержание учебной темы (основные изучаемые вопросы, раскрывающие содержание данного раздела, темы).


    1. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Политическая система общества. Общие признаки государства. Суверенитет. Внешние и внутренние признаки государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство: сходство и различие. Одно- и многонациональное государство. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская). Сущность и классификация политических режимов. Авторитаризм. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Гражданское общество и правовое государство. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Роль референдума в политической жизни. Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Однопартийная и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Роль политических партий в обществе. Классификация политических партий.

    2. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов. Равенство перед законом. Структура Федерального Собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Правоохранительные органы. Конституция как основной закон государства, ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физическое и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда. Потребитель, изготовитель, услуги. Закон «О защите прав потребителя». Трудовое право, трудовой договор (контракт). Расторжение трудового договора, сверхурочная работа. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Правоспособность. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел и неосторожность как формы выражения вины. Причины преступности, ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

    3. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и его универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни, привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм. Основные формы культуры. Особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре. Субкультура и контркультура. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Куль предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства». Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное, школьное и домашнее образование. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.

    4. Повторение основных понятий курса.



5. Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса.

Обучающимся необходимо уметь:

1. Описывать основные социальные объекты, основные социальные роли;


  1. Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  2. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  3. Приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; деятельности людей в различных сферах;

  4. Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  5. Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;

  6. Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;

  7. Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности).

Обучающимся необходимо использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    1. Повседневного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

    2. Общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

    3. Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

    4. Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

    5. Первичного анализа и использования социальной информации;

    6. Сознательного неприятия антиобщественного поведения.

6. Календарно-тематическое планирование

По Обществознанию. 9 класс.

№ урока

Дата

проведения



Тема урока

Кол-во часов

Тематика практических занятий

план

факт










1. Политическая сфера.

10




1







Роль политики в жизни общества. Политическая власть.

1




2







Государство.

1




3







Национально-государственное устройство.

1




4







Формы государства.

1




5







Политические режимы.

1




6







Гражданское общество и правовое государство.

1

Пр. р. №1.

7







Участие граждан в политической жизни.

1

Пр. р. №2.

8







Политические партии.

1

Пр. р. №3.

9







Местное самоуправление.

1




10







Повторение.

1

Тест по теме 1.










2. Человек и его права.

11




11







Право, его роль в жизни общества и государства.

1




12







Отрасли права.

1




13







Конституция РФ. Основы конституционного строя.

1

Пр. р. №4.

14







Права и обязанности гражданина.

1




15







Право и имущественные отношения.

1




16







Права потребителей.

1




17







Трудовые правоотношения.

1

Тест

Трудовой договор».



18







Семейные правоотношения. Права ребенка.

1

Пр. р. №5.

19







Административные и гражданские правоотношения.

1




20







Уголовное право.

1

Пр. р. №6.

21







Повторение.

1













3. Духовная сфера.

13




22







Что такое культура.

1




23







Культурные нормы.

1

Пр. р. №7.

24







Формы культуры.

1




25







Мораль, основные ценности и нормы морали.

1




26







Религия.

1




27







Искусство.

1




28







Образование.

1

Пр. р. №8.

29







Наука.

1




30







Повторение.

1

Тест по теме 3.

31







Итоговое повторение.

1




32







Итоговое повторение.

1




33







Итоговое повторение.

1

Контрольная работа по итогам курса.

34







Итоговое повторение.

1




7. Перечень учебно-методического обеспечения.
Основная литература: 1. Примерная программа: Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию.

2. Авторская программа по обществознанию А.И.Кравченко, Т.А.Корнева (автор-составитель). «Глобус», 2008 г. А.И.Кравченко. Обществознание: 9 класс. – М.: Русское слово, 2009 г.;

3. Учебник: «Обществознание. 9 класс». А.И.Кравченко. М.: «Русское слово», 2009 год.
Дополнительная литература: 1. Е.А.Певцова. Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 9 класс. – М.: Русское слово, 2005 г.;

2. Школьный словарь по обществознанию под редакцией Ю.И.Аверьянова. – М.: Просвещение, 2007 г.

3. Контрольно-измарительные материалы. Обществознание. 9 класс/ Сост. А.В.Поздеев. – М.: ВАКО, 2014. – 96с.

4. А.В.Поздеев. Поурочные разработки по обществознанию к учебникам Л.Н.Боголюбова (М.: Просвещение) и А.И.Кравченко (М.: Русское слово).



8. Контрольно-измерительные материалы.

Вид контроля, измерители: - анализ учебного пособия, - составление словаря темы, - понятийный диктант, - тестовые задания, - моделирование ситуаций и их анализ, - творческое задание (написать мини-сочинение), - решение проблемных задач, - анализ учебника, - работа в группах по заданиям, - работа с документами, - выполнение проблемных заданий, - практические работы, - контрольная работа.





скачать файл



Смотрите также:
Управление образования администрации мо «Коношский муниципальный район»
145.39kb.
Администрация муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области на основании постановления администрации Сланцевского муниипального района от 02. 06
26.4kb.
Муниципальная модель повышения социального и профессионального статуса классного руководителя
218.11kb.
Программа проведения зонального семинара по обобщению и распространению передового опыта в области военно
30.43kb.
Муниципальное управление Отдел образования Администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан
163.14kb.
1. Повысить с 1 октября 2012 г в 1,06 раза размеры должностных окладов работников, осуществляющих первичный воинский учет в администрации мо «Мари-Биляморское сельское поселение»
14.7kb.
Управление образования администрации муниципального образования Кувандыкский район
34.67kb.
Волоконовский р-н, с. Афоньевка тел
135.29kb.
Управление образования
130.97kb.
Справка по итогам проверки деятельности администраций школ по внедрению фгос ноо ноябрь, 2011г. В соответствии с планом работы отдела образования администрации мо «Матвеевский район»
107.46kb.
Муниципального образования «лениногорский муниципальный раион», мэр города лениногорска
20.85kb.
Му «Управление образования местной администрации г о. Прохладный кбр»
133.8kb.