voeto.ru страница 1
скачать файл

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Село: Тюбук

МОУ «Тюбукская СОШ № 3»

Учитель: Глазырина Г.М.

Класс: 6


Тема учебного занятия: «Химический состав растений».

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: Урок изучения нового материала

Цели: Сформировать представление о химическом составе растений; познакомить с основными органическими веществами.

Продолжить развивать умения проводить биологический эксперимент, наблюдать и делать выводы; развивать речь учащихся.

Воспитание коммуникативных качеств (умения общаться в процессе парного взаимодействия); воспитание рефлексивных качеств.

Оборудование: Мультимедийный проектор. Презентация. На столе учителя – бутылка растительного масла, стакан с водой, картофелина, коробочка сахара, пакетик крахмала, пакетик семечек. На партах – картофелина, скальпель, йод, марлевый мешочек (или кусочек марли), стакан с водой, семена подсолнечника и льна, чистый лист бумаги. Спиртовая горелка, спички, металлическая пластинка.

Дидактические материалы к учебному занятию: инструкция к лабораторной работе.

Ход учебного занятия:

I этап Организационный




Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

II этап


Введение в тему. Актуализация

3 мин

Настроить учащихся на изучение темы







Наглядно - иллюстративный

фронтально

Презентация – слайды 2 - 11

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- «Прежде чем мы начнем работать, посмотрите на экран, внимательно послушайте стихотворение Ефима Ефимовского и подумайте, как оно может быть связано с новой темой»

Учитель показывает видеоряд и читает стихотворение

Прошу мне ответить без всякой запинки:

Ракета сложней или проще травинки?

Вы скажете сразу: ракета сложнее,

Она и нужнее, она и важнее.

Она состоит из мильона деталей,

Ее миллион человек собирали.

Тогда вам услышать, быть может, в новинку,

Что сделать нельзя полевую травинку.

Верней, для травинки найдутся детали,

Но вы соберете травинку едва ли…

Вам даже не сделать пустячной соринки –

Кусочка от этой зеленой травинки…

Выходит, травинка сложней, чем ракета.

Как просто все это! Как сложно все это!

О чем же сегодня пойдет речь?»

- «что вам уже известно об этом?».

- «Наша задача заглянуть еще глубже внутрь растений и познакомиться с другими, более мелкими составными частями организма. Мы начинаем с вами новую большую тему «жизнь растений». На протяжении нескольких уроков мы будем изучать, как живут растения, какие процессы в них происходят.

- Посмотрите на мой стол, рассмотрите предметы, которые лежат на нем. Разгадайте мой замысел, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Молодцы! Сегодня на уроке мы с вами попытаемся выяснить из каких веществ состоят растения. А тема нашего урока (открывает слайд11) «Химический состав растений», запишите в тетрадь».

Возможны ответы о сложности живого организма, о его строении.

Вероятно, вспомнят о клетках, тканях, органах
Возможные ответы – из чего состоит растение; все это можно получить из растений; очень много веществ в растениях и т.п.
Записывают тему в тетрадь





Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

III этап


Изучение нового материала

27 мин

Сформировать представление о химическом составе растений; познакомить с основными органическими веществами

Органические вещества, минеральные вещества, значение этих веществ

Проводить простейшие опыты и на их основании делать выводы

Эвристическая беседа, лабораторная работа

Фронтальная работа, работа в парах

Презентация

слайды 12 - 14



Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.- «Вам, наверное, уже известно, что все живые организмы состоят из различных веществ. Какие вещества вы уже знаете из курсов окружающий мир, природоведение, биология?»

Открывает слайд 12 часть I

«Откройте печатные тетради на стр. 45 № 105 и начинаем заполнять»

Открывает слайд 12 часть II

- «Какие вещества называют минеральными, где они часто встречаются?

А органические - это какие вещества

Так как минеральные вещества часто встречаются в неживой природе, их в отличии от органических, называют неорганические.

- какие минеральные вещества вы знаете?

- какие органические вещества вы знаете?»

Открывает слайд 12 часть III «Давайте проверим»


- «Белки, жиры, углеводы – это основные, главные органические вещества, но есть и другие, без которых невозможна жизнь живых организмов. Давайте познакомимся с основными органическими веществами».

Открывает слайд13



2. «Для того, чтобы убедиться что растения состоят из перечисленных нами веществ, выполним лабораторную работу. Прежде чем вы начнете работать самостоятельно, посмотрите опыты, которые я вам продемонстрирую»

А) « в этой пробирке лежат кусочки стебля, корня, листьев и несколько семян. Я нагреваю пробирку. Что вы наблюдаете?

Какой вывод мы можем сделать?

Б) а сейчас нагреем кусочки растений. Что вы видите?

Это сгорают органические вещества. Остается зола, состоящая из несгораемых минеральных веществ. Какой вывод можем сделать?»
А сейчас вы самостоятельно выясните, какие органические вещества входят в состав растений. Напоминаю вам, что работать надо внимательно, со скальпелями особенно осторожно – не направлять острый край на себя или товарища; выполняем работу аккуратно и только на листе бумаги. В конце работы привести рабочее место в порядок. Приступая к работе, прочтите инструкцию».

3. (обсуждение л/р)

- Как вы доказали, что в составе растений имеются жиры?

- Как можно убедиться, что в растениях есть углеводы, в частности крахмал?

- Что такое клейковина? Вы его видели, что он из себя представляет?

- Какой вывод вы сделали?

4. Итак, в состав растений входят минеральные и органические вещества. Необходимо отметить, что количество этих веществ в разных частях и в разных растениях различается. Откройте учебник на стр. 143. посмотрите таблицу. Сравните содержание веществ в семенах подсолнечника и пшеницы. Что вы можете сказать и какой вывод сделать?

Таким образом, в растениях содержаться одни и те же вещества, но количество разное.



5. Ребята, вы все, наверное, пробовали молодой горох и горох осенью. Сравните вкусовые качества семян гороха летом и осенью.

Правильно, молодой горох мягкий и сладкий, а созревшие семена не такие сладкие. Это происходит потому, что сначала в них растворимый углевод – глюкоза, которая позже превращается в нерастворимый крахмал (слайд 14). Когда весной размочим семена, они вновь становятся сладкими. Дело в том, что передвигаться по растению вещества могут только в растворенном виде, а образуются они в листьях».




Учащиеся отвечают на вопрос


В ходе беседы заполняют №

Возможный ответ – в минералах, камнях, неживой природе

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Заполняют № 105 стр. 45

Учащиеся читают вслух

Учащиеся наблюдают и делают выводы


«На стенках пробирки – капельки воды»

« В растениях есть вода»

Дым, кусочки обугливаются
« в состав растений входят минеральные вещества»

Учащиеся выполняют работу по инструктивной карточке.


Обсуждают результаты работы, отвечают на вопросы.

Количество веществ в семенах разное


Сладкий – не сладкий; мягкий - твердый

Отмечают схему в тетради





Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

IV этап


Закрепление

7 мин

Закрепление и уточнение полученных знаний




Использовать знания в знакомой и незнакомой ситуации




Фронтальная работа

Презентация

Слайд15


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Как вы думаете..(слайд 15) подсказки на вопросы можно найти в тексте учебника на стр. 143 начиная с пятого абзаца и на стр.144

Молодцы!


Учащиеся отвечают на вопросы




Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

V этап


Выводы по уроку

2 мин

Подвести к основному выводу урока

Значение питательных веществ

Делать выводы

Эвристическая беседа

Фронтальная работа




Деятельность учителя

Деятельность ученика

- «Что мы с вами узнали, какие выводы по сегодняшнему уроку мы сделали?»
На основе знаний о химическом составе растений рассматривается единство растительного мира.

- Все растения состоят из минеральных и органических веществ

- Органические вещества – это белки, жиры, углеводы

- все эти вещества необходимы растению для построения тела и всех процессов жизнедеятельности





Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VI этап


Оценивание работы учащихся

1 мин

Оценить работу учащихся




Самооценки




Индивидуальная работа




Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сегодня все очень хорошо поработали. Как вы считаете, кто из вас работал на «отлично», поднимите руки. Учитель оценивает ребят.

Самооценка.




Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VII этап


Домашнее задание


1 мин

Повторение изученного материала

Химический состав растений

Проводить простейшие опыты и делать вывод

Методы

организации учебно-познавательной деятельности



Индивидуальная работа

Презентация

Слайд 16


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Откройте дневники и запишите д/з. (слайд 16) Учитель комментирует.

Записывают в дневники




Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

VIII этап

рефлексия


4 мин

Переосмысление работы на уроке




Дать оценку деятельности на уроке

беседа

Индивидуальная и фронтальная работа

Презентация

Слайд 17


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд 17

Чем мы сегодня занимались?

Что мы для этого делали?

Что у нас получилось хорошо?

Что нам пока не удается?

Одни отвечают устно, другие письменно и сдают без подписи







Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

дополнительно
























Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Почему из семян пшеницы не делают масло, а из семян подсолнечника не пекут хлеб?

- Почему в клетках растений в запас откладывается не сахар (глюкоза), а крахмал?



Отвечают на вопросы


Слайд 18
Список литературы, используемой для подготовки к уроку:

  1. Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе: мастер – класс. – М.: Дрофа, - 2005. – с.288.

  2. Ишкина И.Ф.Биология: поурочные планы. – Волгоград: - Учитель – АСТ, - 2002. – с.144.

  3. Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения: учебник для 6 класса. – М.: Дрофа, - 2000. – с.272.

  4. Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология. Бактерии. Грибы. Растения: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. 6 класс». - М.: Дрофа, - 2004. – с.80.
скачать файл



Смотрите также:
Учебного занятия: «Химический состав растений»
124.68kb.
Тема. Разнообразие растений
53.26kb.
Морфологический химический состав мяса
24.65kb.
Литература по теме учебного занятия 20 Дополнительные визуальные материалы 22 Материалы по проведению учебного занятия (5-8 классы)
360.27kb.
Перечень контрольных вопросов Модуль Общая и специальная вирусология
34.49kb.
Закон республики армения о защите растений и карантине растений
154.01kb.
Учебного занятия
198.05kb.
«Химия атмосферы». Вопросы к экзамену. 2 курс
18.14kb.
Одна таблетка массой 0,5 г содержит
35.12kb.
Занятие 4 химические вещества клетки Все живые организмы это биологические системы, имеющие сходные черты строения и жизнедеятельности
102.78kb.
Урока №2 «Строение, свойства костей, их соединения»
25.03kb.
Урок «Знакомство с растениями. Морфология растений» 5 стр. Игровой урок «Клеточное строение растений. Физиология растений»
302.5kb.