voeto.ru страница 1
скачать файл



Комитет образования администрации

Муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район»

Муниципальное образовательное учреждение

«Уразовская средняя общеобразовательная школа № 1

имени Ф. Энгельса»

экологическая акция «Покорми птиц зимой»

номинация: «Не забывай о птицах зимой»

«Наши пернатые друзья»

Внеклассное мероприятие

(Классный час)

Автор: Андреенко Валентина Алексеевна

учитель начальных классов

МОУ «Уразовская средняя

общеобразовательная школа № 1

имени Ф. Энгельса»

п. Уразово, 2011

Наши пернатые друзья

внеклассное мероприятие



(Классный час)

Андреенко Валентина Алексеевна- учитель начальных классов МОУ «Уразовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Ф.Энгельса»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Трудно переоценить роль внеклассных занятий по предметам в начальной школе. Мало того, что они существенно углубляют знания, полученные учащимися на уроках, они позволяют выйти далеко за рамки программы, расширить кругозор детей, показать обычное явление под новым углом зрения.

В наше время выпускается огромное количество всевозможных энциклопедий, занимательной и научной литературы для детей. Но по разным причинам этот прекрасный обучающий и развивающий материал остается мало востребованным детьми. Часто, если родители и смогли приобрести дорогостоящую книгу, учащийся полистает ее, рассмотрит картинки и отправляет пылиться на полку, так как школьные занятия, выполнение домашнего задания, телевидение, игры занимают у ребенка все дневное время. А родители, занятые работой и домашними хлопотами, надеются, что он прочтет книгу сам. И лежит кладезь мудрости...

А вот для неравнодушного, творчески работающего учителя такое количество разнообразной информации - просто рай. В библиотеках таких книг не сыщешь, но стоит лишь сказать детям - и подготовка к внеклассным занятиям превращается в удивительный коллективный творческий труд учителя и учеников.

Особенно интересными, на мой взгляд, являются не узконаправленные по одному предмету занятия, а занятия, которые объединяют разные, казалось бы, несовместимые предметы. Немного фантазии, смекалки, труда - и объединяется чудесный мир природы, родного языка и литературы...

В занятии принимают участие все ученики класса.


Цели мероприятия.

Познакомить с зимующими птицами нашего края. Объяснить понятия: птицы- кочевники, промысловая птица, оседлые птицы.



Задачи мероприятия.

Воспитывать любовь к природе .

Учить детей заботиться о птицах, помогать им в зимнее время.

Расширение экологических представлений младших школьников.

Углубление теоретических знаний учащихся по окружающему миру, формирование ряда основополагающих экологических понятий.

Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по данной теме.


Оборудование.

рисунки птиц,

кормушки,

выставка книг о птицах,

магнитофон и записи музыки ,

словарь,

выставка сочинений о птицах.

Возраст детей: 8-10 лет, класс- 3-4.

Место проведения: кабинет.

Оформление кабинета: выставка плакатов, детских рисунков.

План мероприятия

1. Организационный момент. Значение птиц зимой.

2. Репортаж с лесной опушки.

3. Кормушки и их виды.

4.Игра «Определи корм».

5. Викторина «Узнай птицу».

6.Загадки и народные приметы о птицах.

7. Итог занятия. Рефлексия.



Участники мероприятия: учителя, ученики школы 3-4 классов.

Методические рекомендации на подготовительный период.

1.Разучить стихи о птицах.

2.Собрать материал для сообщений о корме для зимующих птиц.

3.Изготовить кормушки.

4.Подготовить сценку.

Ход мероприятия

1. Организационный момент. Значение птиц зимой.

Учитель. Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.



С. Есенин

- Сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу, поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.

- Как называют таких птиц? (Зимующие птицы).

- Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Они создают красоту природы. Являются санитарами леса, способствуют размножению растений).



2. Репортаж с лесной опушки.

Учитель.- Сейчас мы услышим репортаж с лесной опушки, где собрались её обитатели. (“Птицы” сидят кружком).

(Звучит запись “Голоса птиц”).



Учитель.- Первая птица, у которой я взяла интервью, сидела на стволе дерева. Она была очень красивая: перья красные, жёлтые, чёрные и белые. Клюв у птицы прямой, гранёный и очень красивый.

(Дятел встаёт и проходит перед ребятами, давая возможность им полюбоваться разнообразием красок своего костюма).



Дятел. Хоть я не молоток – по дереву стучу;

В нём каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.

- Кто же это, ребята? Вы догадались? (Это дятел.)



Дятел. Правильно, ребята.

Учитель. Судя по окраске, вы большой пёстрый дятел. Какое разнообразие красок в вашем костюме. Вряд ли у кого найдёшь такое сочетание. Это о вас говорят: “Дятел – лучший друг леса”, вас ласково зовут Тук Тукич, о вас складывают загадки, например: “Не дровосек, не плотник, а лучший в лесу работник”.

Дятел. Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущие в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Питаюсь я также и семенами хвойных деревьев.

Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два пальца направлены вперёд, а два – назад. Это помогает мне прочно держаться за кору деревьев.



Учитель. Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражён лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он ещё и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел; и его дупла служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие очень полезные птицы.

Дятел. А что вы знаете, ребята, о моих “кузницах”? (Они расположены на пнях. Вы закладываете шишку в щель и разбиваете её.)

Дятел. А как можно найти эти кузницы в лесу? (Вокруг пня, где расположена ваша кузница, очень много пустых шишек.)

(Звучит запись “Голоса птиц”).
Учитель. А кто это так бойко перескакивает с одного сучка берёзки на другой? Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: “Синь-синь-синь”? прислушайтесь…

Синичка. Скинь кафтан, скинь кафтан.

Пусть я птичка-невеличка. У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода, прямо с севера сюда!

Учитель.- Ребята, вы узнали эту птицу? (Это синица.)

Синичка. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, я маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений.

Учитель. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочёвывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклёвывают завёрнутые в бумагу продукты. Любят они несолёное сало. Зимой трудно найти синицам пищу, поэтому надо устраивать для них “столовые”. К кормушке, куда насыпают сухой паёк, можно привязать и кусочки сала.

Синичка. Ребята, а как зовут эту птицу?

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют.

Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегирь.)

Снегирь. Я снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно моё имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый чёрный клюв.

Им я вылущиваю семена ягод черёмухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и берёзы. Голос у меня скрипучий “жи-ши”, вместе с тем я издаю и мягкие звуки “фю-фю” (“фьи-фьи”).



Учитель. А что это за стайка маленьких, сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: “чуть-жив, чуть-жив”?

Воробей. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птица – и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи ненужные птицы? Нет, мы главные защитники – сторожа городских парков и садов. Своё многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.

Учитель. Спасибо вам, птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой. Что вы можете пожелать ребятам?

Синица. Не забывайте о нас, ребята, зимой. Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное зимнее время. А мы привыкнем к вашей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес.

Учитель. А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется “Перелётные и зимующие птицы”. Если я назову перелётную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны присесть.

3. Кормушки и их виды.

Учитель.- Как вы считаете, ребята, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?

- Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают.

В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Ученик. Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму.

Мы готовим кормушки – угадайте, кому?

Кто летает, как мячик, мячик серенький мой?

Наше дело ребячье – уберечь их зимой.

Пуховые подушки на осинах белы.

Сыпьте зёрна в кормушки, сыпьте корм на столы.

И они нам за это, зорко сад сторожа,

От вредителей летом сберегут урожай.

Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму.

Мы готовим кормушки – угадайте, кому?



Учитель.- Многие из ребят изготовили кормушки. Давайте их рассмотрим. Какая из кормушек наиболее удачная, удобная для птиц?

(Учитель вместе с учащимися рассматривает и обсуждает различные виды кормушек).



Учитель.- А где надо развешивать кормушки? (Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.)

Ученик. Висит кормушка на окне на радость нам и птицам.

И каждый день по сто друзей в окно моё стучится.

Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры –

Стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры.

Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!

Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.



Учитель.- Давайте познакомимся с правилами наблюдения за зимующими птицами.

1. Определите всех птиц на кормушке и подсчитайте количество птиц каждого вида .

2. Выясните, какие птицы какой поедают корм.

3. Выясните, каковы взаимоотношения птиц на кормушке.


4Игра «Определи корм».

Учитель.- Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток.

- Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.

- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овёс едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьёв. Семена репейника – основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе – сентябре, пока они ещё не осыпались. Для заготовки семян срезают всё растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать их лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несолёного сала подвешивают на ниточках.

- Вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте поиграем в игру и проверим.



Игра “Определи корм”

Учитель.С завязанными глазами вы должны будете определить корм и вспомнить, кто им питается. (В игре участвуют 4-6 человек).

- Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц какой корм любит.



5. Викторина “Узнай птицу”.

Учитель.- Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вокруг блеснёт солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это … птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них знаете и легко узнаете птиц по описанию.
(По словесному описанию ученики должны узнать птицу. Если птица названа верно, её иллюстрация помещается на доске.)

Ученик 1.Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. ВОРОБЕЙ.

Ученик 2.Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто- зелёная, а брюшко – жёлтое. СИНИЦА.

Ученик 3.У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. СНЕГИРЬ


Ученик 4.У этой птицы красивое пёстрое оперенье: верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. ДЯТЕЛ.




Ученик 5.Это небольшая птичка красного цвета,

с цепкими лапками и очень характерным крестообразной формы клювом.

КЛЁСТ.




Ученик 6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. СОРОКА.

Ученик 7.У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. ВОРОНА.
Ученик 8.Эта птица славится своими зимними кладовками. Величиной она поменьше галки, слегка похожа на скворца: такой же тёмной окраски, со светлыми пестринками по всему туловищу.

Ученик 9.В конце августа слетаются эти птички в кедровые леса. Наберёт она полон рот орехов, а потом, подобно сойке, засунет куда-нибудь: в земляную щёлку или мох. Забытые птицами такие кладовки со временем прорастают. Поэтому птичку называют сеятель леса.

КЕДРОВКА.



Учитель.Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись к друг другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.

Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держаться на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.

В наших лесах чаще всего встречается большой пёстрый дятел. Он – украшение нашего леса. Дятел – труженик. Расклюёт дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за ним.

Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.

Клестов называют “северными попугайчиками”. Такое прозвище они получили за то, что, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клёста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими ноготками, достают из неё семена. Если шишка падает на снег, клёст не опускается за ней на землю, а срывает новую.

Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты - единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза.

Сорока – ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью человека.
6. Загадки и народные приметы.

Учитель.- На этой страничке много необычного и занимательного. Мы вспомним народные приметы, загадки о наших пернатых друзьях.

- Послушайте загадку. Кто это?

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает.



(Воробей)

- А какие загадки о зимующих птицах знаете вы?

(Ученики загадывают загадки).

“Тук-тук-тук!” – поутру носом он долбит кору.

Сколько пользы этот нос нашим яблокам принес!

Эта птица – молодчина: выбирает всех личинок,

Ну, а чтоб жилось тепло, мастерит себе дупло.

Много времени потратил на своё жилище… (дятел).

Он щебечет: “Чик-чирик!” Серый, ростом невелик.

Скачет, скачет по дорожке, ищет зёрнышки и крошки.

Что с опаскою глядишь? Что на крышу не летишь?

Я не трону, не робей, эй, пугливый… (воробей).

Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.

И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому.

Натаскает ваты, пуха – хорошо птенцам и сухо.

И в колодец – дымоход ни за что не влезет кот!

Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?... (Галка)

Ей на месте не сидится; всё летает целый день,

Суетится, суетится, целый день звенит: “Тень-тень!”

Угадай-ка, что за птица? То весёлая… (синица).

Стойкий, стужам неподвластный, песней славит он зарю.

Знать, недаром галстук красный дан с рожденья… (снегирю).



Учитель.- А теперь, ребята, я назову вам несколько народных примет о птицах: “Воробьи дружно расчирикались – к оттепели”; “Дикие гуси летят, зимушку на хвосте тащат”; “Синица к избе – зима на дворе”; “Осенью птицы летят низко – к холодной зиме; высоко – к тёплой зиме”.

- А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами?

(Учащиеся называют народные приметы).

Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат – к ясной погоде и потеплению.

Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению.

Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза.

Если ворона купается ранней весной – к теплу.

Если грачи прилетели до 14 марта – быть лету мокрому, а снег сойдёт рано.

Гуси высоко летят – воды будет много, низко – мало.

Увидел, скворца – знай: весна у крыльца.

Летом ворона купается – к дождю.

Если вороны летом летают стаями, высоко, поднимаются под тучи – к ненастью.

Синица пищит – зиму вещает.

Если журавли осенью летают высоко – осень будет продолжительной.


(Звучит запись “Голоса птиц”. Учащиеся читают стихотворения о птицах, о том, как человек помогает им пережить зимние холода и недостаток кормов).
7. Итог занятия. Рефлексия.

Учитель.- Послушайте стихотворение и подумайте, о чём оно.

(Учитель вывешивает плакат со стихотворением. Первая буква каждой строки выделена красным цветом.)

С утра и до позднего вечера,

Освоив полянки страниц,

Хозяйствует в книжке доверчиво

Раздольная музыка птиц.

А может быть, с этого времени

Наступит иная пора –

И станет для птичьего племени

Милее ещё детвора?!

Порадуют снова пернатые

Руладами сердце и слух,


И крепче подружат с юннатами

Речушка, и роща, и луг.

От неба до мира подводного

Давайте ж, как Родины речь,

Умом и душой благородною

Здоровье планеты беречь!

Единое многообразие

Мы будем ценить неспроста,

Любя и Европу, и Азию,

И наши родные места!

- Что хотел сказать автор?

- А теперь запишите первые буквы строк этого стихотворения и прочитайте фразу, которая получилась. (Сохраним природу земли.)



Учитель.- Об этом мы должны помнить всегда!


скачать файл



Смотрите также:
Трудно переоценить роль внеклассных занятий по предметам в начальной школе
142.23kb.
Анализ информационныХ систем в логистике предприятия
87.75kb.
Всё хорошее в людях из детства
53.17kb.
Во-вторых, потому, что как раз в такого рода суждении субъектив­ные упования индивида играют роль, которую трудно переоценить
45.74kb.
Методическая работа
221.91kb.
Материально – техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №4 города Новошахтинска Перечень компьютеров, имеющихся в оу
208.27kb.
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования
51.19kb.
Развитие творческих способностей в начальной школе
33.33kb.
Положение о паспортизации учебных кабинетов по специальным предметам художественно-эстетической направленности мбудо «дши «Гармония» п. Гайны
21.83kb.
Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения
1920.81kb.
Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту
162.73kb.
Военно-патриотическому воспитанию в Славянской школе всегда уделялось большое внимание. В 60-80-х годах предмет нвп (начальной военной подготовки) для юношей и девушек был обязателен
44.98kb.