voeto.ru страница 1страница 2
скачать файл

Уроки 11 - 18
Задание на дом. Написать сочинение на тему «Тревожный закат».
Урок 11. «Тревожный закат»

Осуждение сочинений
«Бывает ли тревожный закат в природе? Или это мы наши тревоги переносим на природу?»

Из сочинений
У. Тему «Тревожный закат» вы выполняли дома для какого журнала?

Д. «Художественная литература».

У. Ясно, что в таком случае автор должен ставить художественные задачи. Но всегда ли так поступали авторы?

Сейчас мы прочитаем несколько сочинений, а вы определите, какую задачу решал автор работы, что для него было главным: описать состояние природы или выразить свое состояние, порассуждать о том, где тревога: в природе или в человеке.


Сочинение Дины

Закат совершенно не похож на восход.

Восход — это начинающийся день, предчувствие чего-то нового. Закат же — это конец, это ожидание тьмы ночи.

Когда смотришь на закат, немного страшно и таинственно. Особо красив и таинственен закат, когда он красно-черный, когда ярко-красные зловещие полоски солнца как будто разрывают темно-синее небо. Кажется, что они сейчас, как молнии, ударят по темной мгле и она разойдется. И начнется пожар.

Мне очень нравится смотреть на такие закаты.

Вывод: задача автора — описание заката. Зарисовка. Сочинение в журнал «Художественная литература».
Сочинение Димы

Однажды, когда я отдыхал в деревне, я решил пойти на речку, а бы­ло темновато, начинался закат. Один я бы, конечно, не пошел, я по­шел со своим другом. Мне очень хотелось испытать ласты и маску.

Мы дошли до речки и хотели искупаться. Я забыл сказать, что папа с мамой решили пойти чуть попозже и прийти к нам. Так вот, мы искупались, отдохнули и полезли снова. Только тут я заметил, что небо уже красное, и на нем сгущаются тучи. Я сказал об этом Диме, и сразу стало как-то жутковато. Обоим захотелось побежать домой, но мы решили искупаться последний раз. Мы вошли в воду и на какое-то время забыли обо всем, но когда вылезли, то снова на нас легло тяжелое чувство чего-то. Могу сразу сказать, что ничего особенно страшного не было, но предчувствие грозы, сама обстановка, красное небо — все это очень угнетало.

Родители так и не пришли. Мы стали торопливо одеваться. Тучи сгущались, и вдруг мы оба увидели вещь, которую раньше я никогда не видел. Там, где мы стояли, все было тихо, но метрах в трехстах от нас, вверх по реке, был мир, совершенно не похожий на наш. Я видел, как на меня двигалась серая масса, настолько силен был этот дождь, она двигалась довольно быстро, а за серой стеной была примятая трава, мокрые кусты, бурливая речка. Рядом же с нами все было спокойно.

Вдруг я понял мощь стихий земли. Мне захотелось поиграть в страх. Я представил, что от того, добегу ли я до дома раньше дождя или нет, зависела моя жизнь. У Димы появилось такое же чувство. Красное солнце наполовину ушло, а с другой стороны к нам несся дождь. Мы тоже понеслись.

Сначала трудно было представить, но потом я вошел в роль. Я бе­жал так, как редко бегал в своей жизни до этого. Мы оба разом за­кричали. Мы бежали и понукали друг друга воплями. Оба начали вы­дыхаться, а дождь настигал, падали первые капли. Солнце почти скрылось. Дождь справлялся со своей работой, сминая все позади себя.

Тут мне действительно стало страшно, честное слово. Я убедил себя в страхе, а теперь не мог побороть его. Я побежал быстрее. Дима стал отставать, но скоро нагнал меня из-за такого же страха. Мы стали бежать без воплей. Дождь уже накрапывал. К страху примешивалось чувство одиночества.

Всё, дождь догнал, и сразу стало темно. Мы стояли и мокли, страх прошел. Дождь догнал, и ничего не случилось. Мне вдруг захотелось смеяться, я стал хихикать, а потом громче и громче. Я слышал, что не один упражняюсь в смехе. Это был простой смех...

Домой мы пришли мокрые до капли, но счастливые.

Вывод. Задача автора — передать свое эмоциональное состояние, которое вызвало в нем необычное явление природы. Сочинение написано для журнала «Художественная литература».
Сочинение Саши

Бывает ли тревожный закат в природе? Или это мы наши тревоги переносим на природу?

Я помню в своей жизни очень много тревожных вечеров. Из-за событий дома. Болезни, невстречи, опоздания. Всю ночь — стук пишущей машинки, голоса, телефонные звонки.

Или самая лучшая тревога: как и где переночевать, когда стоянки не нашли, дождь, что-то срывается, ночлега нет как нет, а тьма спустилась, ночь пришла. Эти случаи — самые лучшие, так как, если не вечером, то уж обязательно утром — все хорошо и спокойно. Так обычно бывает в путешествиях.

Но с закатом у меня не связывается тревога. В городе заката мы не видим, как не слышим птиц, не видим жизни леса. В городе — всегда тревоги, всегда суета.

А закат мы видим на природе. Природа как раз освобождает нас от забот, от тревог. Только за городом можно раствориться в бестревожной жизни леса, тополей, неба.

Закат всегда очень торжественный. Солнце — большое, спокойное и независимое, чем днем. Видно его движение. Точно так же оно садилось и сто и тысячу лет назад. Ощущение времени и вечного хода событий снимает тревогу.

Я гораздо больше тревожусь, глядя на часы. Стрелки неумолимо бегут вперед. Завтра — день тревог и забот.

А солнце выходит и заходит и обволакивает нас покоем и тишиной.

Вывод. Это сочинение-размышление. Но возможно и другое мнение — лирическая миниатюра.

Сочинение автора N

Тревожный закат — это, по-моему, очень красивое время. Если честно, то я не видел тревожных закатов. Конечно, вы спросите, как это я не видел тревожных закатов. Или, что, мол, автор никогда не видел закатов перед грозой или перед штормом?

Я на это могу сказать так. Конечно, видел, но особого внимания я на них не обращал. Мало, закат и закат. Конечно, красиво: красное солнце склоняется к земле и освещает своим зловеще-красным светом окружающие его облака. Конечно, я видел много закатов и восходов, тревожных и радостных, но особого внимания я на них не обращал. И только это сочинение заставило меня подумать именно о тревожном закате.

По-моему, для человека любой закат может быть тревожным, это зависит от самого человека, от его настроения, от того, что этого человека ожидает в дальнейшем.

И все-таки, если бы меня спросили: «Какой закат тебе нравится больше: тревожный или радостный?» Я бы ответил: «Радостный».
Вывод. Главная мысль автора — тревожен не закат, а человек. Всегда ли так бывает? Может ли быть тревога в природе, а не в человеке. Это сочинение можно поместить в любой из журналов.
Сочинение Юли
«Дождливые вечера»

Сегодня закат был особенно красив, но внезапно подул ветер и принес с собой огромную серую тучу, которая заняла почти все небо. Сделалось темно. После нескольких ветвистых молний зачастил дождь. Сперва капли были большие и редкие. Они тяжело бухались об жесть. Постепенно капли становились чаще. Глаза постепенно привыкали к темноте (свет мы не зажигали), но за окном было ничего не видно: сплошная, колеблющаяся на ветру, дождевая завеса. Мелкие капли тихо барабанили по жести, тоже почти сливаясь. Временами это было похоже на шелест листьев, подавляемый язвительный смех, а иногда — на человеческий голос, добродушный бас. Казалось, еще чуть-чуть, и можно будет разобрать слова. Иногда бас разбивался на множество других голосов, злых и неприятных, которые шептали за спиной всякие гадости. А потом снова бас, снова листья, смех, толпа. Повторяется и повторяется. И уже не уйти от дождя никуда: даже в самой звуконепроницаемой комнате в ушах звучит застрявшая мелодия.

Такие вечерние дожди бывают и неприятны, особенно, если устанешь или на что-то разозлишься. Тогда уже не замечаешь доброго и ласкового баса, а чувствуешь за собой злой смех.

У. Сильные и слабые стороны сочинения Юли?

Д. ...
Задание на дом. Написать сочинение на тему «Какого человека я бы мог назвать счастливым?»
Урок 12. «Какого человека я бы мог назвать счастливым?»

Осуждение сочинений

«Счастливых людей много. Некоторые не сознают, что они счастливы».

«Я думаю, что ни одного человека нельзя назвать счастливым всегда».

Из сочинений
У. Спасибо вам за интересные размышления. Каждый, естественно, по-своему понимает эту тему. И я думаю, вам будет интересно почитать журнал, а также поразмышлять и на уроке над некоторыми суждениями.

Сейчас я вам прочитаю два сочинения. Какую позицию отстаивает каждый автор? Кто из них делает это убедительнее?


Сочинение автора N

Серьезный вопрос. Он заставляет задуматься. Ведь есть же среди нас счастливые люди, но они и не догадываются, что они счастливы. И все же счастье можно понимать по-разному. Двоечнику счастье представляется круглыми пятерками. А у отличников жизнь духовная, им счастье кажется в том, что есть у двоечников, это их непосредственность, независимость.

Есть такие дети, единственные и неповторимые для их родителей, у которых все есть. И высокопоставленный Папа, который всегда может устроить их в любой институт. И многочисленные друзья-товарищи, которые только тем и занимаются, что выпрашивают разные побрякушки у своего «лучшего» друга, от которого выносят всякие оскорбления, смеются над его тупыми шутками. Но когда все вокруг тебя ходят на цыпочках и сдувают каждую пылинку с твоей модной куртки, разве ты будешь счастлив?

Есть же другие ребята, которые не столь богаты, и у них не все хорошо в семье. Эти ребята сами пробивают себе дорого в жизнь и становятся потом такими высокопоставленными Папами. Таких ребят я лично считаю счастливыми, но они будут это отрицать.

Что касается меня, то я не отношусь ни к тем, ни к другим, могу только сказать, что я очень ленив.

Сочинение Артема

Что такое счастливый человек? По-моему, это человек, который достиг всего, чего хотел, и больше ему ничего не нужно. Ему уже ничего не интересно. Он ни к чему не стремится, ни о чем не мечтает.

И в то же время такого человека быть не может. Достигнув чего-то, человек стремится познать больше, и ему хочется новизны. Удовлетвориться в потребности познавать и получать больше, чем он имеет, человек не может. По-моему, человек может быть счастливым лишь частично, в отдельных случаях жизни. Получается, что каждый человек по-своему счастлив, и несчастливого человека быть не может.

Себя я считаю частично счастливым человеком.

На вопрос, заданный в теме, я отвечу так: абсолютно счастливых людей, по-моему, не бывает.

Если бы все люди были счастливыми, жизнь на земле бы остановилась. Не было бы смысла жить.



Д. ...

У. А теперь подумайте, в чем состоит основная мысль сочинения Данилы? Согласны ли вы с ней?

Сочинение Данилы

Я назвал бы счастливым человеком праведного человека, человека, делающего только добро. Зло делать противоестественно, мы не любим делать зло само по себе, значит, естественно было бы нам делать добро. Когда мы ведем себя неестественно, мы несчастливы, вот и получается, что делать добро — быть счастливым.

У нас плохое настроение (я сужу по себе), когда мы наделаем неприятности другим. Когда мы не отдаем никакого тепла и не уделяем внимания окружающим нас людям, то опять же не истинно счастливы.

Счастлив тот, кто что-то творит. С творчеством у всех связаны и огорчения, но они не вытесняют радости творчества. Я думаю, что наличие большого количества материальных ценностей не приводит к счастью. Человек, стремящийся к счастью — человек, стремящийся обрести духовные ценности.

Если судить о счастье человека только по внешним признакам его жизни, по безжизненным датам, то можно прийти к тому, что у И.-C. Баха была серая, ужасно скучная жизнь — внешние обстоятельства его жизни, однообразные даты, бесконечная ругань с бюргерами могут привести нас к только такому выводу. Но если мы почувствуем музыку И.-С. Баха, то мы поймем, что его существование, его внутренний мир были необыкновенно богаты, и композитор был счастлив уже только потому, что мог так выразить свои чувства в своей музыке.
Д. ...

У. Что утверждает автор следующего сочинения? Нет ли противоречия в его мыслях? Во всем ли вы с ним согласны и почему?
Сочинение автора NN

Счастье — понятие растяжимое. Можно думать о себе, а можно о всем человечестве. Человек может творить для себя самого и запирать все свои творения себе в сундук, а может творить для других людей, поколений.

Человек для окружающих некрасив, нелюдим, даже, если хотите, ненормален. А что он сам думает о себе? Может, ему снятся радужные сны, и все дни напролет он чувствует себя на вершине своего счастья. Он не обращает внимания на все мнения о нем других людей, он живет в своем мире. Не обязательно один человек, их может быть много. Но не нужно забывать, что и человек, отомстивший кому-то, и просто убийца, сделавший свое дело, тоже счастливы.

С моей точки зрения, в счастье должны входить элементы самодовольства, иначе, какой же человек счастливый, если сам ничего не чувствует от своих дел. Он должен жить своей жизнью, но не слепо восторгаться собой, а думать о других людях.

Люди должны совершенствоваться во всех направлениях, и пока совершенствование не зайдет в тупик — они будут счастливы!

Д. ...

Далее обсуждаются следующие сочинения.


Сочинение Алеши

Этот вопрос равнозначен вопросу: «В чем смысл жизни?» Так как если ответить на него, сразу можно приготовить рецепт счастья человечества. Подобные попытки предпринимались многими. Насколько же жалок этот листочек перед толстенными томами утопий. Известно, правда, чем они закончились.

Каждый человек — это мир со своими законами. И ни в коем случае нельзя сразу несколько миров закабалять неким одним законом построения жизни на земле. Но, безусловно, есть какие-то общие свойства счастья, наблюдаемые у многих счастливых людей, но будут и исключения, не укладывающиеся в эти правила.

Например, счастливый человек наверняка имеет цель в жизни, пусть и не «смысл». И он знает, что вот эта неудача не страшна по сравнению с той целью, к которой он стремится. Человек же, не имеющий цели, мечется в поисках ее. Его жизнь скучна, не имеет настоящего движения.

Поскольку цель служит человеку опорой, она помогает ему ощутить себя значимым, имеющим ценность, а не песчинкой над обрывом. К тому же цель обычно не служит интересам лишь самого к ней стремящегося, она имеет некое положительное воздействие на других людей (семью, друзей, человечество). Так как все-таки основой человеческого духа остается добро. я не буду сейчас это доказывать, это уже проделано многими, например, К. Льюисом. Стремление к добру служит опорой. Можно себе сказать: «Я живу не просто так. Другим людям мое существование принесет пользу. Оно как бы продлит мою жизнь и сделает ее не бесполезной».

Как видно из этих рассуждений, а также, например, из классических произведений всех эпох, человек нуждается в некоем стержне, твердой основе своей, в общем-то краткой жизни. Ему нужно осознать себя в «мировом контексте» каким-нибудь образом. И человека, достигшего этого, открывшего это в себе, на мой взгляд, можно назвать счастливым.



Сочинение Миши

В моем представлении счастливый человек — это человек, который занимается любимым делом, и у него для этого есть все необходимые материалы, инструменты, станки и полная свобода действий. Тот человек, который это имеет, по-моему, поистине счастлив.

Но, к сожалению, в нашей жизни, чтоб так было, надо стать таким великим в своем деле, чтоб в мире было всего несколько человек, способных с тобой конкурировать. Только тогда тебе, может быть, предоставят свободу действий в работе. А чтоб стать великим, надо много учиться, нужно еще кормить себя и семью, делать много всего, что отвлекает тебя от любимого дела. Так может вся жизнь пройти, а счастливыми будут какие-то моменты.

Хорошо, если бы на работе можно было быть таким счастливым, ведь человек работает 8 часов в день. Уже было бы много счастья. А то может попасться плохой начальник, которому все равно, он может начать давить все хорошие помыслы. И вообще, надо, чтоб в окружающем тебя мире была благоприятная обстановка. Я думаю, что счастливым стать очень тяжело.



Сочинение Иры

Многие люди определяют счастье как материальное благо, успех в работе, личных делах. Греческие ученые считали, что путь к счастью — это путь к морали, т.е. счастье — это мораль. Я же думаю, что счастье для каждого свое.

Счастливый человек — это тот человек, который сам себя считает счастливым. Ему не всегда все удается, возможно, у него какие-то неприятности в жизни, но он не сдается и остается счастливым; для других — может нет, но для себя — да. Все про него говорят: «Его выгнали из института, от него ушла его девушка, бедный, каково ему сейчас!» А он в это время просыпается и думает: «Боже мой, как мне хорошо!» Конечно, это зависит от оптимизма человека.

Есть другое счастье, вернее, не счастье, а счастливые люди, это зависит от интересов. Возьмем ученого. Он ночами не спит, бьется над проблемой Бермудского треугольника, его это захватывает, ему это интересно, для него это — счастье. Люди же про него думают: «Несчастный, живет на 100 рублей в месяц, не берет отпуск, как ему, наверное, тяжело!»

Есть люди, которые не знали, что они были счастливы. Ведь если люди знают, что человек счастлив, то они ему завидуют, а если его счастья никто не знает, то все его жалеют, и этот человек автоматически становится несчастным, его никто не поддерживает. Все это люди, люди строят счастье друг другу, люди же его и рушат.

У. В заключение обратимся к отрывку из сочинения Саши. Она выписала определение из словаря: «Счастье — понятие морального сознания, состояния человека, соответствующего внутреннему удовлетворению своим бытием, полноте и осмысленности жизни». И удивилась: как можно такое хрупкое, невечное понятие характеризовать такими твердыми, сухими словами?

Но словари бывают разные. Вот у Сергея Ивановича Ожегова дано такое определение: «Счастье — чувство и состояние полного высшего удовлетворения».

А вот как определил значение этого слова Владимир Даль: «Благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь без горя, смут, тревоги; покой и довольство; вообще, все желанное, все то, что покоит и доволит человека, по убеждениям, вкусам и привычкам его.»

Какое из этих определений ближе к вашему пониманию того, что такое счастье?



Д.
Задание на дом. Написать сочинение «Воспоминания старой обуви».
Урок 13. «Воспоминания старой обуви»

Обсуждение сочинений
«Я сам не знаю, живой ли я, есть ли у меня душа».

Из сочинений
У. Сочинение на тему «Воспоминания старой обуви» вы писали в начальной школе, но не правы были те, кто говорил, что тема — «детская». Вспомните рассказ Куприна «Сапсан», где повествование ведется от имени собаки. Вы его читали во втором классе, но разве это детский рассказ? Вам еще предстоит прочитать рассказ Льва Николаевича Толстого «Холстомер», в нем повествование идет с точки зрения лошади, но это взрослый рассказ. А вот в повести Георгия Владимова «Верный Руслан» автор попытался посмотреть на жизнь в сталинском концлагере глазами собаки, охраняющей заключенных.

Вот и вам дали эту тему с тем, чтобы посмотреть, выросли ли вы? Умеете ли использовать этот прием в своих творческих сочинениях? Для начала послушайте два сочинения одного автора, написанные им во втором классе и сейчас. Какое из них лучше?


Автор N. Сочинение 1

Благодаря своему хозяину мы с братом имели интересную, полную опасностей жизнь. Я — резиновый сапог, купленный моим хозяином 20 лет назад. Вначале он холил нас и лелеял, после грязной слякотной погоды он нас мыл и ставил сушить на батарею. Мы с братом сушились и скучали. Но вдруг наша жизнь круто изменилась. Хозяин весь день напролет куда-то шагал, мы ныли и даже всплакнули — нам было больно, мы были сплошь заляпаны грязью. Во время этой неприятной холодной прогулки мы познакомились с другими сапогами. Вскоре мы пришли в какой-то огромный парк, в котором было мало людей и сапог, а были только деревья. Мы дрожали и хотели на свою теплую батарею. Но вдруг что-то рыжее вспыхнуло перед нашим носом. Нам стало тепло и уютно, и мы заснули на ногах своего хозяина. Мы вернулись домой, пропахнувшие дымом и счастливые, что имеем много друзей (они рассказали много интересных опасных историй про себя). Мы до сих пор ходим в такие прогулки. И хоть я и стар, я считаю, что потратил свою жизнь не зря.



Автор N. Сочинение 2

У меня есть старший брат. Он весь зеленый, с маленькой ромашкой на носу. У него есть белая стелька, она очень мягкая и пушистая. Нас носит одна маленькая девочка. Когда она приходит с улицы, то снимает сапоги и надевает сначала моего брата, а по­том меня.

Однажды девочка растеряла нас обоих, я очень скучал. Я очутился в ванной комнате, а мой брат — не знаю где. Потом меня взяла чья-то рука. Меня кто-то положил на большой красный ковер. Чья-то нога залезла в меня. Эта нога была очень красивая и стройная. Но все-таки я жал эту ногу, потому что я был маленький, а нога — большая. Эта нога была одета в красивый синий гольф; он был весь кружевной и с кисточками. Оказывается, меня надевала Мама моей хозяйки. Мама рассердилась, что ее нога не влезает, и сказала: «У этого тапочка какой-то другой хозяин!» Они перепутали тапочки. Мама положила меня на ковер и ушла.

Прошло две минуты. И в меня влезла другая нога, побольше. У нее были широкие пальцы и толстая розовая пятка. Это была нога папы девочки. Я так рассердился, что надулся и из зеленого цвета стал фиолетовым. А Папа тоже рассердился. Он вынул ногу и сказал: «Этот тапочек достоит маленького хозяина!» Он тоже положил тапочек на ковер...

Прошло пять минут. И вот в меня влезла очень плавная и красивая ножка. Она влезла в меня до конца. Я почувствовал, что мне стало хорошо и уютно. Значит, это была моя хозяйка. Я обрадовался и опять стал зеленым. Я все равно был не очень веселый, потому что мой брат пропал. Девочка тоже вспомнила о нем. Она вместе со мной пошла его искать. Мы нашли его на кухне, за холодильником. Он был холодным, и от него пахло колбасой. Мы с девочкой засмеялись. И он.

И теперь мы опять ходим в паре.

Ученики высказывают свое мнение и приводят доказательства.

У. Какое же из них написано младшим школьником и почему вы так считаете?

Д.

У. В этом году автором было написано первое сочинение.

Послушайте следующее сочинение.



Сочинение автора NN

— Эй, тебе не нужен ботинок?

— А зачем?

— Да так. Модельная обувь. Ха-ха-ха.

Невозможно весь день слышать разговоры про самого себя, пошлые шуточки на свой счет, которые повторяются изо дня в день, они все сделаны на конвейере, они одинаково подлые, пошлые и злые. А они не знают про мою жизнь, они ничего не знают. А я когда-то ходил, меня чистили, но это я почти не помню. Зато я помню отдельные моменты. Я иду по улице, вхожу в дом, сажусь за стол и слышу такой разговор:

— Как его зовут?

— Я не могу сказать вам точно, но я опишу внешность, — дальше следует описание, я его не помню.

— Так... подпишитесь... Все. Вот теперь вы можете уходить.

Я встаю и ухожу. А потом всю ночь шаги по комнате и обрывки слов. На следующий день опять та же комната.

— Я хочу забрать!!! Я так не могу.

— Извините, пожалуйста, что вы имеете в виду?

— Мой рассказ. Мой...

— Это невозможно.

А на следующий день я почему-то не стоял на земле, и не шел, а висел и качался.

Потом провал и опять разговор: «Он больше не нужен». И меня выбрасывают, и я лежу на помойке. А теперь все понял. Я знаю. Но я не скажу. Я свидетель, но я останусь немым. Всю жизнь.

Я сам не знаю, живой ли я, есть ли у меня душа. Я знаю, что она есть у людей, и что она всякая. А вот про ботинки я не знаю. Но лучше уж быть ботинком, тот, по крайней мере, не платит потом за дела, он платит только за мысли, у него нет слов, нет поступков. Есть мысли. Но какие? А, может, они и равны делам, может, они и больше. Это тяжело, жить без слов, и мысли из-за этого другие. Совершенно другие. А может, у меня нет души. Может, это все не настоящее, не живой я и не свидетель, а старый ботинок без души, мыслей и следующего наказания. Скажите мне это. Ну хоть кто-нибудь. Но я слышу пошлые, злые шуточки.



У. Мог ли такое сочинение написать младший школьник и почему?

Д. Нет, конечно, потому что очень взрослые размышления. Башмак размышляет о душе, он страдает, его переживания довольно сложные. И события очень печальные — с хозяином несчастье.

У. Удалось автору перейти на точку зрения своего героя - ботинка? Или это человеческая точка зрения?

Д. Да, конечно. Но и человеческое тут есть. Он сумел соединить и то, и другое.

У. Очень серьезный был замысел, но все ли удалось?

Д. Кое-что остается непонятным про его хозяина. Он написал рассказ, рассказ ему не вернули, и он почему-то от этого повесился. А, может быть, так и надо, чтобы ботинок до конца не все понял?

У. Сложный вопрос. Похоже, что это был рассказ – донос на кого-то. Может быть, ботинок на самом деле этого не понял. Во всяком случае ясно, что уже знакомая, казалось бы, детская тема может быть повернута как очень серьезная. Но главной задачей для вас в этом сочинении было — попытаться осуществить переход на точку зрения героя. Давайте почитаем еще некоторые сочинения и постараемся найти в них те самые яркие места, где автору удалось совершить этот переход.

Сочинение Миши

Здравствуйте, я старый валенок. Точнее, я раньше им был. Вы спросите, как это был? А очень просто, ну, вообще, не буду забегать вперед.

Это началось, когда я был уже поношенным валенком. Я и мой родной брат стояли на стойке для старой обуви, к сожалению, мы никому не годились, хозяйка подошла и стала осматривать нас и наших соседей. И вдруг она взяла моего брата и унесла куда-то.

Через некоторое время взяли и меня. У меня вырезали кусок носка и бросили на антресоли. Ох, и не знаю, как долго я там пролежал, но через некоторое время меня взял какой-то мальчик, он меня осмотрел и положил в сумку. После этого он взялся за ручки и поднял меня. Ох, как это было приятно, второй раз в жизни тебя несут, а не ты их.

Меня принесли в какой-то незнакомый дом. И в этот момент началось мое превращение. Меня разрезали вдоль и сделали из меня что-то непонятное. После этого пришили ко мне какие-то тряпки и еще непонятных плоских два предмета, как потом выяснилось, это были защитные пластины, неплохие ребята! Они мне и объяснили, что мы будем жить вместе и составляем теперь хоккейный щиток.

В новом положении мне нравится — хоть не сижу без дела.



Сочинение Саши

Мне все равно, по какой дороге идет мой хозяин. Зачем сопротивляться? Хочет влево, идет влево, хочет вправо, идет вправо. Мне что? Мое дело маленькое: не шаркать, крепко держаться за его ступню, а там — будь что будет, хоть и в грязь подошвой, хоть в лужу. И наплевать, на какой я ноге, на левой или на правой, сверху лучше видно. Хозяин сам решит. Мне терять нечего и думать незачем. Главное — уметь подчиняться. Единственная моя цель — не потерять шнурок. Ведь у всех ботинок есть шнурок или молния, а я, как все, даже трудно себе представить, как, без шнурков. Для чего-то ведь во мне проделали дырки и вставили в них эту веревку, значит, надо, а раз надо, значит, не мое дело. Главное — приспособиться. Да, мои мозги еще ничего, не куриные, они как у всех, — обыкновенные.



Сочинение Юли

А меня ну ни разочечка не надевали! Всех надевали, а меня — нет. Одна надежда — подарят кому-нибудь. А купили меня вместе с тапочками. Мы еще тогда стояли рядом на длинных полках, нас мерили, топая в грязь. Тапочки были с белым чубчиком, очень длинным и пушистым. Они говорили, что мы никогда не расстанемся. Нас вместе купили, а положили в разные коробки.

С тех пор и не виделись. Так и лежу. Темно, и душно, и нафталином уже насквозь пропахла. Даже веревочек не развязали. Прощайте, балы, праздники! Но, может, подарят. Да-а-а. Скука... «Где эти тапочки, где этот шкаф...». Да... А и хуже бывает. Вот в магазине говорили, что один раз от пары туфель осталась одна. А еще, что сапоги и по году и по два стоят. Ждут. А я здесь, и сколько, не знаю.

Сочинение Тани

Я была очень красивой туфелькой с железным слоником на подошве, который теперь служит мне единственной радостью и гордостью. Весь мой синий вельвет вконец истерся, но меня еще носят. Я живу в тепле и уюте, не зная старости и холода. Когда я была молодой, в теплую погоду я часто выходила на улицу, но вот как-то раз мы с сестрой бежали по улице, и вдруг сестра зацепилась за какую-то проволоку и осталась, а я еще бежала вперед. Но через некоторое время я пошла обратно за ней, и выяснилось, что моя сестра получила вечную травму, и с тех пор мы больше не ходили на улицу, а только иногда гуляли по дому, пока, наконец, и я не начала рваться. У нас стерся вельвет, и нас забросили в ящик с другой старой обувью.

Мы очень долго там лежали в пыли и темноте, пока, наконец, нас вместе с другой обувью не высыпали на пол. Всех нас стали раскидывать на две кучи. Одну из них положили в старую коробку. А меня положили в другую, я сначала обрадовалась, что наконец переменила место жительства. Но вот коробку понесли куда-то. Тут кто-то с криком побежал за нами и схватил меня и с ножом в руках стал отрывать последнюю мою радость — железного слоника с подошвы. Я очень огорчилась, но сказать ничего не могла, поэтому я так и осталась лежать, вся дырявая, протертая и с израненной резиной вместо слоника на подошве.

Но я утешаюсь тем, что этот слоник будет напоминать этому человеку меня. Тем более, что он его отрывал очень долго и даже пролил на меня кровь.


Ученики оценивают удачи, находки авторов.
Задание на дом. Написать сочинение на тему «Какого человека я мог бы назвать свободным?»
Урок 14. «Какого человека я мог бы назвать свободным»
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Тревожный закат
473.52kb.
Кризиса культуры Западной Европы была ошеломляюще одобрительно воспринята во всем мире, потому что ее пессимистический настрой совпал с мироощущением поколения, пережившего Первую мировую войну и последовавшие за ней кризис, хаос
19.64kb.