voeto.ru страница 1
скачать файл

Тема занятия: Дифференциация звуков [З] - [Ж].
Перечень необходимого оборудования для занятия:

Демонстрационный материал:

две куклы – Золушка в платье с заплатками и в нарядном платье;

панно с изображением жука в левом углу и разных предметов со звуком З на правой стороне (змея, берёза, козлёнок, стрекоза, коза, заяц, забор, роза); лазерная указка;

ткань зелёного цвета (полянка);

ткань синего цвета (река);

яркие цветы, вырезанные из картона;

«камни» - мешочки с песком;

фонограммы - «Одинокий пастух», «Золушка», «Звуки леса»;

магнитофон, фартук, мнемотаблица.

Раздаточный материал:

картон с пластилиновой основой и выложенными из гороха буквами; тарелочки с горохом и фасолью;

жуки и комары на резинке по количеству детей;

картинки со звуками [З],[Ж];

схемы звуков с картинками;

фломастеры.

Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная группа)
Интегрированное логопедическое занятие

в подготовительной группе

(дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)
Тема: Дифференциация звуков [З] - [Ж].

Цель: учить дифференциации З-Ж


Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить сравнивать звуки [з],[ж] по акустическим и артикуляционным признакам;
- учить дифференциации звуков [з],[ж] в слогах, словах, предложениях;
- совершенствовать умение детей пользоваться в речи предлогами НА, НАД, К;
умение употреблять в речи множественное число существительных;
- закреплять навыки чтения коротких слов с буквами З,Ж.

- пополнять и активизировать словарь детей


Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать умение быть доброжелательными, говорить спокойно, не повышая голоса;
- воспитывать умение действовать в подгруппе.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед встречает детей в фартуке.

- Ребята, отгадайте, кому я сегодня помогала? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов и она потеряла хрустальную туфельку на ступеньке. (Золушке.)


Логопед показывает куклу – Золушку в платье с заплатками. На платье сидит жук.
- Дети, скажите, какое сейчас настроение у Золушки? (грустное, печальное…)
- А вы хотите, чтобы оно стало весёлым и радостным? Для этого нам необходимо выполнить несколько заданий, и тогда Золушка превратиться в настоящую принцессу.
Определение темы занятия
- Посмотрите, кто сидит на платье у Золушки? (Жук.)
- Какой звук мы слышим в начале слова жук? [Ж].
- Какой первый звук в слове «Золушка»? [З].
- Дети, сегодня мы будем учиться различать звуки [З] и [Ж].
Сравнение звуков [З]-[Ж] по артикуляционным и акустическим признакам
- Возьмите зеркала, спойте песенку комара и жука и расскажите о том, что делают губы, какое положение принимают зубы и язык, когда мы произносим эти звуки. (При произношении звука [З] – губы в улыбке, язык за нижними зубами, при произношении звука [Ж] – губы вытянуты вперёд, язык виде «чашечки»).

- Давайте послушаем, как звучат эти звуки? (Твёрдо).

- Какая фишка нужна для обозначения этих звуков? (Синяя).
Развитие фонематического восприятия
Логопед благодарит детей за правильные ответы и приглашает на полянку. Звучат звуки леса.

– Ребята, а у меня кто сидит на фартуке? (На фартуке сидит жук и комар).


- Посмотрите, кого много на полянке? (Жуков, комаров).

Логопед раздаёт каждому ребёнку жука и комара.


- Посадите на левую ладонь жука, а на правую комара. Если в слове услышите звук [ З]- поднимите комара, если [Ж]- жука. (Журавль, зуб, жёлудь, флажок, зал, крыжовник, вокзал, лужайка).
Физкультминутка с использованием мнемотаблицы.

- А как жука и комара назвать одним словом? (Насекомые). И мы сейчас превратимся в насекомых.






Прилетела к нам вчера полосатая пчела.

А за нею –

шмель-шмелёк



и весёлый мотылёк.

Два жука

и стрекоза (как фонарики глаза).

Приходили муравьи и травинку принесли.

А паук на всех смотрел, сети плёл и песни пел.







Произношение звуков [З, Ж] в слогах
Логопед привлекает внимание детей к преграде на их пути (река).
- Дети, перед нами преграда. Давайте подумаем, как её преодолеть (высказывания детей). Давайте пройдём по камням, но при этом произнесём слоговую цепочку (за-жа-за, зы-зы-жи, жо-зо-жо, жу-зу-жу…).
Произношение звуков [З, Ж] в предложениях
- Молодцы! Преграду прошли успешно. Давайте отдохнём, присядем на «камни». (Дети садятся)

Перед детьми выставляется панно. Логопед ведёт лазерной указкой с жука на предметы.

- На кого сел жук? (Жук сел на козу).

- К кому подлетел жук? (Жук подлетел к зайцу).

- Кто смотрит на жука? (На жука смотрит стрекоза) и т.д.
Дидактическая игра «Отбери картинки»
Дети делятся на две команды и садятся за столы (1 команда «Комары»- отбирают картинки со звуком [З], 2 команда «Жуки»- со звуком [Ж]).

Дидактическая игра «Соедини картинку со схемой».

Дети меняются названиями команд и соединяют картинку со схемой. Затем оценивают друг друга.


Закрепление букв З, Ж, чтение слов
- Какой буквой мы обозначаем звук [З]- (З), [Ж] - (Ж).
- Золушка просит ей помочь разобрать фасоль и горох и выложить недостающие буквы (З-Ж). Дети выкладывают недостающие буквы, затем читают получившееся слово (звучит фонограмма «Одинокий пастух»).
Итог занятия.
Логопед показывает куклу-Золушку в красивом платье. (Звучит музыка)
- Ребята, посмотрите, Золушка превратилась в принцессу. Скажите, какое сейчас настроение у Золушки? (весёлое, радостное…) Она благодарит вас за помощь и очень хочет, чтобы вы всегда были похожи на неё. Были как она - красивыми, трудолюбивыми, добрыми и отзывчивыми.

Используемая литература:

1.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М, Мозаика-Синтез, 2005

2.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2007

3.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада с ОНР. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2008

4.Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М, Владос, 1999

5.Сахарова И.И. Чистоговорки в картинках. М, 2008



6.Степанова Н.М., Аюпова Е.Е. Развитие речи ребёнка-дошкольника. Пермь, 2009
скачать файл



Смотрите также:
Тема занятия: Дифференциация звуков [З] [Ж]
43.6kb.
Занятия по произношению и постановке звуков- индивидуально
70.28kb.
Дифференциация звуков з ж
30.08kb.
Дифференциация и индивидуализация воспитательного процесса
79.39kb.
Дифференциация звуков [В]- [Ф]
46.77kb.
Дифференциация звуков [д], [т] в слогах, словах, предложениях
79.55kb.
Тема: Мультимедиа технологии
63.65kb.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»
47.4kb.
Занятия «Знакомство с животными Африки» Для проведения занятия педагог использовала интерактивную презентацию, которая демонстрировалась на проекционном экране, через медиапроектор на протяжении всего занятия
24.14kb.
Урок географии в 8 классе Тема: «Тектонические структуры Украины» Учитель географии
127.92kb.
Процесс обмена информацией
49.6kb.
Конспект лекционного занятия №1 Тема занятия : «Самостоятельная работа студентов при использовании новых образовательных технологий»
180.47kb.