voeto.ru страница 1
скачать файл

Предмет: «Обществознание», учитель Насонова Е.А.

Тема урока: «Свобода в деятельности человека». 11 класс, базовый уровень.

Цель: обучающийся поймет свободу как осознанную необходимость выполнения законов для самосохранения себя в окружающем мире.

Тип урока: формирование новых знаний.

Этапы урока

Содержание

Способы организации деятельности

Планируемый результат

1 этап

Мотивационно-целевой

Задача: Вызвать интерес к теме.


Приветствие.

То, о чем мы сегодня будем с Вами говорить безусловно волнует каждого человека. Попытайтесь определить, о чем идет речь в разные исторические эпохи, по какому принципу они объединены??

На слайде: Первобытность(Принадлежать роду, племени «Быть своим»)

Античность (Распоряжаться судьбой, которая была в руках богов)

Средние века (Ведение духовной, праведной

и безгрешной жизни)

Эпоха возрождения (Развитие человеческой личности, раскрепощение творческого сознания )

Новое время ( Равенство, равноправие всех граждан)

В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю вам слова немецкого философа Ф. Ницше втор.пол. XIX в.

Ты называешь себя свободным.

Свободным от чего и свободным для чего?

Вывод: В разные исторические эпохи человечество двигалось от несвободы многих людей к свободе каждого человека. Свобода во все времена воспринималась как святыня. Согласны ли вы с этим?

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о свободе.

Тема урока: (слайд 2) «Свобода в деятельности человека»

Запрос цели: зачем нам надо говорить о свободе сегодня на уроке? В чем актуальность данной темы для вас?

- Свобода – сложный феномен. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки. Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода».

Игра «Ассоциации». Каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове «свобода» (слайд 4).

Резюме: Я поняла, что для вас понимание свободы такое…… свобода от зависимости, от принуждения.соответствует ли это современной трактовке современного общества?

Проблемное задание: Каковы границы свободы в деятельности человека, чем они определяются?. Каковы границы свободы в деятельности человека, чем они определяются?. Обладает ли человек свободой воли, иначе говоря, обусловлены или нет его намерения и поступки внешними обстоятельствами?

А в постиндустриальном обществе может ли случится так, что каждый человек сможет обрести абсолютное освобождение от любых ограничений, в том числе и от общественных?

Для этого давайте поработаем над понятием «Свобода»



Индивидуальная работа


понимание учащимися того , что сегодня, как никогда важно знать, какими свободами и в какой мере мы обладаем и каким

образом мы можем защищать свою свободу.

Ответ: Свобода.

Подвести ребят к тебе урока:

«Свобода в деятельности человека».

Современное общество ?(?????)

Чтобы знать и понимать что такое свобода. Узнать какую роль она играет в жизни человека. В чем ее ценность.

Свобода – это одна из вечных ценностей, и сегодня как никогда важно знать, какими свободами и в какой мере мы обладаем и каким образом мы можем защищать свою свободу.

Ассоциации к слову «Свобода»: вседозволенность, делать все что хочу, ответственность, выбор, обязанности, соблюдение прав человека, активность, желание




2 этап

Поисково-операционный

Задачи:

-осознание понятия «свобода»;

-показать неразрывную связь общества и человека,

-освоить способ работы с понятием «свобода»,

-составить дерево понятий «Свобода»


-Что такое свобода?( Работа с понятием, работа со словарем)

  1. Свобода - это независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность… общества и его членов. (Ожегов С.И. Словарь русского языка.)

  2. Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна, она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя... Все в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободой, через отвержение соблазнов свободы. Бердяев Н. А.

  3. Свобода — возможность самоопределения, возможность достигать намеченных целей. В праве — закрепленная в конституции или другом законодательном акте возможность определенного поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.). Большая актуальная политическая энциклопедия/ Под общ.ред. А. Белякова и О. Матвейчева.

  4. Свобода – это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей. (Философский энциклопедический словарь)

  5. Свобода своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле. (В.Даль.Толковый словарь)

  6. «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его». (Платон)

  7. 7.Свобода есть не что иное, как пунктуальное соблюдение общественных законов, справедливых и равных для всех. (К. Ботто)

8. Свобода – это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий; короче говоря, быть свободными – значит не предаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать. (Ж. Лабрюйер)

9. Свободным человек может стать только через свободу других людей. ( Симона де Бовуар)

10.«Большинство людей в действительности не хотят свободы потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит.З. Фрейд

-Прочтите определенияиСоставьте «Дерево понятий»

СВОБОДА закреплена в Законе

Ценность выбор

отвественность мера отвественности

( в пределах озможностей

человека)

Принятие решений границы свободы

Необходимость внутренние и внешние

осознанная неосознная свободное общество

свобода воли

после того как группы выступили

Задание группам.

«Что изменилось в вашем представлении о свободе после того, как прослушали выступление других групп»?

Задание. Каждому участнику, необходимо составить рейтинг из трех высказываний, которые вы бы порекомендовали взять за основу для составления манифеста свободного человека , который мы с вами будем составлять чуть позже.

Вывод: 1.Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями. Свобода – это возможность правильного выбора.

2. Обладая свободой выбора, человек может выбрать лучшее из того, что предлагает мир. Но человек не один. Он живет в обществе себе подобных. А значит его желания, желания одного могут войти в противоречие с желаниями другого человека. Тут-то человек и сталкивается с ограничением свободы.

Давайте назовем их: ЗАВИСИМОСТЬ (от мнения окружающих, привычек, пороков, родителей, оценки окружающих, правил поведения, денег).

Пожалуй, достаточно. А теперь подумаем, что лежит в основе этих зависимостей? (ответы учащихся). Страх! Мы боимся показаться глупыми, смешными, неловкими, немодными и т.д. Страх трансформируется в штампы: меня не поймут, что обо мне подумают, вдруг кто-то увидит.

Как вы думаете, почему человеку сложно делать выбор?

Какой выход? (Переложить тяжесть решения на чужие плечи).

На чьи плечи мы обычно перекладываем груз ответственности? Кого обвиняем в своих неудачах? (родителей, государство).

Но когда мы все же решаем сделать выбор, перед нами встают три вопроса.

Давайте поработаем с заданием № 3 дидактического материала.

Но всегда ли совпадают ответы на все три вопроса? Часто человек разрывается между противоположными стремлениями, альтернативами, между тем, что он ХОЧЕТ, МОЖЕТ и ДОЛЖЕН делать.



Приведите пример несовпадения ответов на эти три вопроса из собственного жизненного опыта.

Таким образом, существуют внутренние и внешние ограничения свободы человека.Зачем они нужны?

Общество следит за соблюдением норм, принятых в нем. Государство поддерживает права и свободы личности в обществе законодательным путем. Если свобода человека и гражданина нарушается, то государство ограничивает свободу нарушителя – каким образом? (Тюрьмы, психиатрические больницы).



Предлагаю составить «Манифест свободного человека»

«Манифест свободного человека»

1. Выбор и ответственность являются неотъемлемой частью свободного общества.

2.Никто не может заставить человека жить определенным образом.

3.Невозможно навязывать истины.

4.Каждый может научиться свободно выбирать.

5.Свободный человек осознает ответственность за свое здоровье.

6.Необходимо активно участвовать в политической жизни общества.

7.Анализировать критически осмысливать информацию СМИ.


-работа в парах

работа в группах составление дерева понятий

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Работа в парах


Результат:

Осознание понятия «свобода» и ее сущность.

Выделение ключевых слов

Составляют (Дерево понятий «Свобода»)

Представление результатов работы группы

ЗАВИСИМОСТЬ (от мнения окружающих, привычек, пороков, родителей, оценки окружающих, правил поведения, денег).

Пожалуй, достаточно. А теперь подумаем, что лежит в основе этих зависимостей? (ответы учащихся). Страх! Мы боимся показаться глупыми, смешными, неловкими, немодными и т.д. Страх трансформируется в штампы: меня не поймут, что обо мне подумают, вдруг кто-то увидит.

Во-первых, человек ощущает ответственность за свой выбор и при этом неуверенность в нем.

«Что я хочу?» - что отражает этот вопрос? (желание, потребности).

«Что я могу?» - что отражает этот вопрос? (Способности: физические, интеллектуальные, психические, а также обстоятельства, то есть влияние ситуации).

«Что я должен?» - что отражает этот вопрос? Кто или что заставляет людей совершать выбор? (Долг, ответственность, совесть, этикет, нормы морали, традиции, общественное мнение, закон, социальные стандарты, культурные традиции и т.д.).

(Они призваны обеспечивать свободу людей).

Составление Манифеста свободного человека


3 этап

Рефлексия

Задача:

осознать что свобода человека это осознанная необходимость выполнения законов для самосохранения себя в окружающем мире.



Рефлексия:

Рейтинг высказываний. Резюме соответствует манифест

Вернуться к ассоциации : Устраивает ли вас ваш ассоциативный ряд? Чтобы вы убрали и чем бы дополнили.

Выполнение тестовой работы по вариантам. Взаимопроверка. выставление оценок.

Д/з Прочитать притчу. В тетрадь записать, чему учить притча, в чем смысл.

В чем смысл выражения древнегреческого философа Платона - «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его».

(У человека рождается ощущение вседозволенности; далее происходит вырождение личности, деградация, духовный упадок; для государства – тоталитарный режим).

Вывод: Свобода - одно из самых больших богатств человека, но и очень большая ответственность, т.к. свобода выбора и действий одного человека может означать произвол в отношении других людей.

Выставление оценок за урок.



Индивидуальная работа


Ассоциации к слову «Свобода»: ответственность, выбор, обязанности, соблюдение прав человека, активность.

Рефлексия: Я понял что, свобода это осознанная необходимость выполнения законов для самосохранения себя в окружающем мире.

Я понял, что абсолютной свободы не бывает

Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в негативную свободу.

Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.

При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей.

Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, как личности, так и общества.

Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее.

Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.

Притча
Однажды некто пришел к Соломону в миг, когда тот забавлялся с охотничьей птицей, и сказал:

– Царь, помоги мне, я в печали. Вчера я освободил своих рабов, а сегодня они закидали мой дом камнями.

Царь внимательно взглянул на него, после чего спросил:

– Для чего освобождал ты рабов своих?

Пришедший за советом ответил так:

– Мне досталось богатое наследство, и я решил освободить тех из рабов, с кем провел детство. Я мнил сделать их счастливыми.

Тогда Соломон спросил:

– А кто сказал тебе, что свобода – это счастье, а счастье – это свобода?

И еще сказал он:

– Взгляни на этого хищного сапсана. Хотя он содержится в клетке, на охоте он – господин и повелитель. Если он не захочет охотиться, его никто не заставит – и все равно вечером он получит своего кролика. Он волен улететь, и его никто не задержит – значит, он со мной, покуда сам того желает. Для него свобода – не счастье, она для него – жизнь.

И добавил он:

– Есть и другая птица – курица. День-деньской она ходит по двору или высиживает яйца. Если ее выпустить в степи, она одуреет от свободы, а через день погибнет. Для нее свобода – несчастье, она для нее – смерть.

Спросил тогда отчаявшийся проситель:

– В чем же тогда мудрость?

И ответил Соломон:

– Мудрость хозяина в том, чтобы отделить сапсанов от кур. Первых ты погубишь неволей, вторых – свободой.

И еще сказал он:

– Сапсанов мало, кур много, но нужно беречь и тех, и других.


В чем заключается мудрость притчи?..........
скачать файл



Смотрите также:
Тема урока: «Свобода в деятельности человека». 11 класс, базовый уровень
112.26kb.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). учебник «Технология»: 10-11 класс
107.86kb.
В. П. Максаковского «География. 10 класс. Базовый уровень». Учебник
447.49kb.
Программа по географии 10 класс География мира Базовый уровень
208.9kb.
Конспект урока по правоведению посвященный 60-и летию принятия ООН всеобщей декларации прав человека Класс
67.65kb.
Рабочая программа учебного предмета «Биология» 9 класс, базовый уровень Разработана Павленко В. Г. учителем биологии
818.52kb.
Цена, заплаченная за 12 лет членства в церкви Шелковцев ввц вс асд рд
152.76kb.
План конспект урока класс 5 Предмет социально-бытовая ориентировка тема: «Личная гигиена» Тема урока: «Выполнение гигиенических процедур»
115.78kb.
Цветковой Екатерины Николаевны по учебному предмету «Изобразительное искусство» 1 класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год
253.64kb.
Тема § 43. Право на личную свободу
75.06kb.
Приказ № от 2013 г. Рабочая программа по физике, 7 класс, основная школа, базовый уровень
312.04kb.
Контрольная работа по биологии 6 класс. Базовый уровень. Декабрь
119.03kb.