voeto.ru страница 1
скачать файл
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №586 Василеостровского района Санкт-Петербурга

5 класс. История Древнего мира.


учитель истории Фомичева И.А.

2013г.

ТЕМА «РИМ ЦАРСКИЙ И РЕСПУБЛИКАНСКИЙ»

5 класс, история, 2 часа



Цель изучения темы:

Учащийся должен овладеть способностью использовать приобретенные знания и умения при составлении исторического портрета на основе:



  • знаний о происхождении римлян, о хозяйственной деятельности, политической жизни и управлении римским государством в VIII-III вв. до нашей эры;

  • понимания связи римской культуры и традиций с этрусской и греческой;

  • умения определять роль личности в историческом процессе.


ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ

Личностный:

- определять потребности в освоении учебной темы;

- проявлять интерес к учебной теме;

- осознавать успешность своей деятельности;

- проявлять творчество при выполнении задания;

- проявлять отношение к основным моральным нормам.

Метапредметный:

Познавательные умения:

- определять значение и смысл термина;

- осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием;

- оптимизировать информацию;

- переводить информацию в разные формы представления;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства;

- формулировать вопросы и ответы, однозначно адекватные друг другу;

- создавать творческий продукт;

- предъявлять информацию в различных языковых формах.

Регулятивные умения:

- принимать и сохранять учебное задание;

- устанавливать последовательность действий по выполнению задания;

- контролировать выполнение результата;

- преодолевать затруднения;

- оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие.



Коммуникативные умения:

- внимательно слушать и слышать партнера;

- корректно взаимодействовать с другими людьми;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- участвовать в диалоге.

Предметный:

- определять значение и смысл терминов;

- определять значение личности в историческом процессе;

- структурировать информацию об устройстве римской республики;

- сравнивать государственное устройство греческого демократического полиса и римской республики;

- устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением Италии и занятиями населения;

- определять значение этрусского наследия для политической организации и культуры Рима;

- определение влияния внешних обстоятельств и условий жизни на формирование характера римлян и их системы ценностей.



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Блок 1. Древняя Италия.

Блок 2. Римские цари и установление республики.
Термины и понятия по теме: италики, латины, этруски, матрона, гаруспики, патриции, плебеи, республика, народные трибуны, сенат, консулы, магистраты, диктатор, форум.

Исторические личности и географические объекты: Италия, Тибр, по Апеннинский полуостров, Палатин, Капитолий, Рим, Эней, Марс, Ромул, Рем, Тарквиний Гордый.

Даты: 753 год до н.э., 509 год до н.э.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Межпредметные связи:

МХК – мифы и легенды Древнего Рима



Ресурсы:

- История , 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Е.В. Саплина, Б.С. Ляпустин, А.И. Саплин. Москва, Дрофа, 2008

- Хрестоматия по истории Древнего мира. Пособие для учителя/ Сост. Е.А. Черкасова. - Москва, Просвещение, 1991г. – 288с.

- Карта «Древняя Италия»



Формы работы школьников: индивидуальная, фронтальная, групповая.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

I этап. Самоопределение к деятельности

Ситуативное задание

Необходимо составить исторический портрет римлянина эпохи ранней республики для стенгазеты в рамках недели истории в школе.



Проверка выполнения задания, обсуждение, подведение к пониманию, что необходимы новые знания и умения, которые можно получить в рамках изучения темы «Рим царский и республиканский».
II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)
Блок А. Древняя Италия

Содержание блока осваивается школьниками на основе пар. 41, карты и текста Саллюстия из хрестоматии… в соответствии с данной структурой:

1. Географическое положение и население Италии.

2. Легенда о Ромуле и Реме. Возникновение Рима.

3. Соседи Древнего Рима.
1. На основе пункта 1 параграфа 41 и карты

Задание 1 (З) индивидуальная, фронтальная



Опишите место проживания древних италиков

Задание 2 (П). индивидуальная, фронтальная

Обоснуйте взаимосвязь природных условий и занятий населения Италии, приводя аргументы к каждому положению.

Задание 3 (У). индивидуальная, фронтальная

Составьте словарь терминов и названий, связанных с Древней Италией.
2. На основе описания пункта 2 параграфа 41и текста Саллюстия из хрестоматии( стр.204)

Задание 1 (З). индивидуальная, фронтальная

Назовите предков римлян

Задание 2 (З). индивидуальная, фронтальная

Назовите дату возникновения Рима

Задание 3 (З). работа в паре, взаимопроверка

Соотнесите слова из колонок стрелками

Эней основатель города Рима

Ромул бог войны

Марс троянский царевич

Рем сын бога войны

Задание 4 (З). индивидуальная, фронтальная

Назовите причину, по которой потомки Энея основали свой город.


Задание 5 (П, У). индивидуальная, фронтальная

Составьте предложение о моральных качествах первых римских поселенцев, используя нужные слова и обоснуйте свой выбор.

…………………………………………………
3. На основе пункта 3 параграфа 41

Задание 1 (З) индивидуальная, фронтальная

Назовите достижения этрусков

Задание 2 (П, У) индивидуальная, фронтальная

Дополните предложение «Римляне являются наследниками _________( народа), так как __________________.

Диагностическое задание.

Постройте предложение о том, наследником каких народов являются римляне.

Блок Б. Римские цари и установление республики.

Содержание блока осваивается школьниками на основе пар. 42, 43 в соответствии с данной структурой:

1. Римские цари

2. Установление республики в Риме


1. На основе п.1 пар. 42

Задание 1 (З). индивидуальная, фронтальная

Назовите, кто был первым царем в Риме.

Задание 2 (З). индивидуальная, фронтальная

Укажите сколько всего царей правило.

Задание 3 (П). индивидуальная, фронтальная

Сделайте вывод об отношениях патрициев и плебеев и обоснуйте его.

Задание 4 (У). индивидуальная, фронтальная

Сформулируйте значение терминов: патриции, плебеи, сенат. Составьте словарик.
2. На основе текста п.2 пар.42и трактата Цицерона

Задание 1 (З). индивидуальная, фронтальная

Укажите, что из себя представляло римское войско.

Задание 2 (З). индивидуальная, фронтальная

Перечислите ключевые слова, которыми Цицерон характеризует римлян в глубокой древности.

Задание 3 (У). индивидуальная, фронтальная

Дополните предложение «Последний царь _______ был ________ из Рима, так как ______________________.


3. На основе п.1 пар.43

Задание 1 (З). индивидуальная, фронтальная

Укажите причину, по которой патриции пошли на уступки в борьбе с плебеями.

Задание 2 (З). индивидуальная, фронтальная

Назовите термин, который обозначает защитника интересов плебеев. Задание 3 (З). индивидуальная, фронтальная

Назовите древнейший сборник римских законов.

Задание 4 (З). индивидуальная, фронтальная

Укажите, когда плебеи добились полного равноправия с патрициями.

Задание 5 (П). индивидуальная, фронтальная

Приведите аргументы в доказательство значимости народных трибунов для плебеев.

Задание 6 (У) индивидуальная, фронтальная

Продолжите составление словаря терминов с определениями


3. На основе п.2 пар.43

Задание 1 (З) индивидуальная, фронтальная

Распределите по столбикам права и обязанности римского гражданина.

Владение земельным наделом, участие в работе народного собрания, служба в народном ополчении.

Задание 2 (П) индивидуальная, фронтальная

Согласны ли вы с тем, что римский гражданин был патриотом. Свое мнение обоснуйте.

Задание 3 (У) индивидуальная, фронтальная

Дополните предложение : «Римская гражданская община была похожа на греческий полис, так как в ней__________________________________».



3. На основе п.3, 4 пар.43

Задание 1(З) индивидуальная, фронтальная

Назовите термин, которым обозначались выборные должностные лица в Риме

Задание 2 (З) индивидуальная, фронтальная

Определите роль консулов в Римской республике.

Задание 3 (З) индивидуальная, фронтальная

Определите роль сената.

Задание 4 (П) индивидуальная, фронтальная

Приведите аргументы в пользу высказывания : « В греческом полисе гражданин принимал большее участие в управлении, нежели римлянин в своей гражданской общине.»

Задание 5 (П, У) индивидуальная, фронтальная

Приведите доказательство республиканской формы правления в Риме с 509 года до н.э. и дополните схему управления Римской республикой

СЛАЙД

Задание 6 (У) Домашнее

Продолжите составление словарика

Блок К. Контроль освоения содержания темы.
Задание: Докажите, что республиканская форма правления в Риме похожа на демократию в греческих полисах.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Задание А (информативный уровень)

Составьте исторический портрет римлянина периода ранней республики, используя изученные материалы, дополнив предложенный вариант, и предъявите результат.

В период ______ веков до нашей эры римляне проживали не территории _______ полуострова, где мягкий климат и плодородные почвы позволяли им заниматься _______.

Своими предками они считали ________ , ________, _________ и других италиков. Они многое переняли от соседей в области устройства________ , ________ деятельности и ________.

В древнейшие времена Римом правили _____. Особо почитали римляне ________, основателя города и реформаторов Нуму Помпилия и _________ ________. Римляне уважали _______ и считали, что никто не должен вершить несправедливость, поэтому они изгнали ________ царя _______ ________ и установили в ______ году до нашей эры ______, где граждане могли принимать участие в _________.

Римское общество делилось на _______ и ________. ________ были потомками первых поселенцев и владели лучшими _________._________ пришли в Рим позже и поначалу не получили ни _______, ни ________ граждан , занимались _______, ________ . Они настойчиво боролись и в V веке до нашей эры добились _________.

Римляне считали свое государственное устройство __________, так как они смогли сочетать большую личную власть _________ с авторитетом мудрецов из _________ и волей народа в лице ________ ________.

Такие качества характера, как _________, решительность, _________, уважение к _________, и __________ позволили немногочисленным поселенцам стать могущественным народом.



Задание Б (импровизационный уровень)

Составьте исторический портрет римлянина эпохи ранней республики, используя изученные материалы и памятку, и предъявите результат. Памятка: при составлении исторического портрета необходимо указать время и место проживания, основные занятия, слои римского общества, значительные факты истории раннего Рима, исторические личности, оказавшие влияние на ход событий , основные черты характера и вид государственного устройства.




Задание В (эвристический уровень)
Составьте исторический портрет римлянина эпохи ранней республики, используя изученный материал, и предъявите результат.
Учащиеся определяют самостоятельно удобный для них способ деятельности – индивидуальный или групповой и организуются для выполнения задания.
IV этап. Рефлексивная деятельность.
Задание 1 (самоанализ)

Закончите предложения:



Для меня было полезно изучать древнейшую историю Рима потому что, ______________________________________________________________

Чтобы составить портрет римлянина эпохи ранней республики нужно знать _______________________________________________________________
Задание 2 (самооценка)

Дополните предложение:



1 - Я доволен(льна) ___________(вполне, средне, недоволен) своей работой(историческим портретом), который составил(а) сам(а).

2 - Я оцениваю свою работу по теме «Рим царский и республиканский» на _____________(отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что __________________________________.
скачать файл



Смотрите также:
Тема «рим царский и республиканский»
102.45kb.
Системы счисления древнего мира
335.27kb.
Республиканский детский управленческий форум
217.1kb.
Гу “Республиканский оперативно-спасательный отряд” мчс рк
200.56kb.
Фредерик Коплстон История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том II
3273.86kb.
Республиканский комитет
499.97kb.
Царский указ "О чеканке и выпуске в обращение золотых монет" вышел 3 января 1897 года. Рубль был фактически на треть девальвирован. Новые деньги менялись на "старые" с разницей 1 к 5
19.19kb.
Сказка по математике «Закрепление. Сложение и вычитание в пределах 10»
56.94kb.
Республиканский медицинский информационно-аналитический центр здоровье населения республики Алтай в 2012 году
1820.67kb.
Конкурс «Моя родословная»
56.66kb.
Петербургские святыни. Пос. Вырица – г. Санкт-Петербург – Царское село
35.45kb.
Республиканский научно-практический центр «дарын» Районная олимпиада по биологии. Теоретический тур. 10 класс
37.87kb.