voeto.ru страница 1
скачать файл
Календарно-тематический план

Старшая группа

Тема: Разговор «Что мы знаем о воде?»

Задачи

Коррекционная работа

Познакомить со свойствами воды; уточнить представления, где больше пресной воды и значение воды в жизни всего живого

Д/и «Назови ласково» (река – реченька; вода – водичка; капля – капелька и т.п.)

Д/и «Один – много» (озеро – озера; река – реки и т.п.)

Пальчиковая гимнастика «Вот протек на кухне кран

Капли капают в стакан,

Подскажите как нам быть

Что нам в кране заменить»



Тема: Экскурсия в лабораторию

Задачи

Коррекционная работа

Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди изучающие мир и его устройство), о способе познания мира – эксперименте (опыте), о назначении лаборатории в детском саду. Дать представление о культуре поведения в лаборатории.

Игра «Нюхаем, слушаем, видим, ощущаем»

Игра «По волнам», используя силу звука, по схемам пропеть звук;

Игра «Один – много» (стакан – стаканы, лупа – лупы, пипетка - пипетки).


Тема: «Какую форму имеет вода?»

Опыт

Коррекционная работа

  1. Капнуть из пипетки на поднос. Определить форму капли.

  2. Налить воду в перчатки и шарик.

  3. Налить воду в сосуды различной формы.

Вывод: вода принимает форму сосудов, в которые налита.

Игра «Капелька» ( на развитие дыхания)

Игра «Водяной» (дети читают стишок: Дедушка водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выгляни на чуточку,

На одну минуточку.

Водяной, не открывая глаз, подходит к детям и на ощупь определяет кто это.

Задание: пипеткой, на подносы, накапать цветные капли


Тема: «Имеет ли вода вкус?»

Опыт

Коррекционная работа

  1. Налить в один стакан сок, попробовать. Сок имеет вкус фрукта.

  2. В первый стакан положить сок, во второй – сахар, в третий кусочек лимона, попробовать через трубочку.

Вывод: вода принимает вкус вещества, которое в нее добавлено.

Д/и «Узнай по вкусу»

Во время приема пищи определить вкус сока (из какого фрукта?)

Игра «Нарисуй дождь» (задания к игро-визерам)


Тема: «Имеет ли вода цвет?»

Опыт

Коррекционная работа

В первый стакан положить кофе, во второй - 2-3 кристаллика марганцовки, в третий – капнуть краски.

Вывод: вода приобретает цвет вещества растворенного в ней.



Упражнение. Объяснить в чем ошибочность суждений:

- вода имеет форму шара

- вода зеленого цвета

- пресной воды больше чем соленой

- ручей шире реки

Упражнение. «Что изменилось?» Взять 4 стакана с водой, различного цвета, обсудить, какого цвета вода. Дети закрывают глаза, воспитатель меняет местами стаканы с водой.



Тема: «Интенсивность цвета»

Опыт

Коррекционная работа

  1. Вспомнить, что вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества. В первый стакан положить 2 кристаллика марганцовки, а во второй 10 кристалликов. В первом – розовая вода, во втором – фиолетовая.

  2. В первом стакане – пол чайной ложки кофе, а во втором 1 чайная - ложка кофе.

  3. В первый стакан – 5 капель краски, во второй – 10.

Вывод: интенсивность цвета зависит от количества вещества

Дети тщательно размешивают воду с красителем в стаканах.

Упражнение. «Сколько раз я назову звук у» У; у-у; у-у-у; у-у-а.

Повтори звуковую цепочку: ом-ом-от, оу-оу-оп, оу-оу-ох, ома-ома-оха.

«Прочитай слова по стрелкам» - игро-визер



Тема: «Чем пахнет вода?»

Опыт

Коррекционная работа

  1. Предложить понюхать воду в стакане, затем капнуть в один стакан каплю валерьянки, а во второй - кофе (дети не должны видеть, что кладется в стакан). Пусть еще раз понюхают.

Вывод: вода пахнет тем веществом, которое в ней растворено.

Упражнение на развитие дыхания. Длительный вдох и выдох. Дифференциация нос – рот; прерывание выдоха; с помощью жеста показать, как нюхают незнакомые запахи.

Истолковать пословицу. Не зная броду, не суйся в воду.



Тема: «Превратим воду в лед?»

Опыт

Коррекционная работа

  1. Налить воду из графина в форму для льда и поставить в морозилку. На следующий день достать, рассмотреть, вспомнить начало опыта.

Вывод: в холоде вода замерзает.

Д/и «Определи форму льдинки»

Упр. «Живой – неживой» (пингвин – живой, лед – неживой, рыба – живая, снежинка – неживая)

Повтори слоговые цепочки: ма-ма-ам, ама-ама-ам, амо-амо-ом, мау-мау-мы.


Тема: «Почему лед не тонет?»

Опыт

Коррекционная работа

  1. В миску с х. водой кладут железные предметы - Что произошло? Затем высыпать кубики льда - Что произошло?

Вывод: лед легче воды

  1. Предложить из формочки достать ледяные кубики не переворачивая контейнер. Опустить контейнер в миску с горячей водой на одну минуту Дети сами делают вывод

Д/и «Четвертый лишний» (льдина, айсберг, сосулька, стакан с водой; фигура изо льда, ледоход, иней, фонтан)

Рассматривание иллюстраций и определение явления ледоход (айсберг).

Пальчиковая гимнастика с мячом:

С холодного неба снежинки слетают,

Летят и на солнышке зимнем сверкают

*


Тема: Испарение воды

Опыт

Коррекционная работа

  1. Налить горячую воду в стакан накрыть пластиной. Через 3 минуты показать, что пар превращается снова в капли и падает в низ. Предложить зарисовать. Пар превращается обратно в воду.

  2. Кипяченую воду налить в 3х литровую банку, сверху положить пластину, а на нее кубики льда. Поднимаясь в верх, пар станет охлаждаться. Превращаться в облако и падать каплями вниз.

  3. В 3 чашки налить кипяток, в 1 положить кофе, во 2 – соль, в 3 – сахар, затем поочередно подержать холодную сухую ложку над каждой чашкой. Через несколько секунд на ложке появятся капли. Когда остынет дать попробовать.

Вывод: испаряется только вода. Пар касаясь холодных предметов, всегда превращается в обычную воду.

  1. Два стакана перевернуть вверх дном и поставить рядом (один на тарелку, а другой на землю) оставить на 1-2 часа. Спустя отметить что стакан - на земле запотел внутри и по стенкам стекают капли воды. Стакан же – на тарелке остался сухой.

Вывод: Трава и земля содержат влагу, которая на солнце испаряется и поднимается в виде пара наверх. Охлаждаясь, превращается в воду и падает вниз. Это явление называется круговорот воды в природе.

Упр. «Спрячь слоги в ладошки» (отхлопать количество слогов в словах: пар, вар, жар, парилка)

Подробно рассказать о представлениях с помощью вопросов взрослого (лужа – это такая яма в земле

А в асфальте может быть лужа?

А эта яма пустая?

Как туда может попасть вода?

Лужа очень глубокая?

В ней можно утонуть? и т.п.)

Пальчиковая гимнастика с мячом. Ребенку предлагается покатать шарик поочередно правой и левой рукой.

Дождик крапал, капал, лил

И по улице бродил.

Намочил он всех прохожих.

Лишь под зонтик не попал:

Капнул в лужу – и пропал!


Тема: «Что такое растворимость?»

Опыт

Коррекционная работа

  1. Налить воду в стаканы, в 1 положить – сахар, во 2 – соль, в 3 – мед, в 4 – кофе. Тщательно перемешать.

Вывод: все вещества растворились в воде.

  1. Налить воду в стаканы, в 1 положить - речной песок, во 2 – рис, в 3 – греча, в 4 – опилки древесные. Тщательно перемешать.

Вывод: все эти предметы в воде не растворяются. Пока их размешивали, они находились в подвешенном состоянии, а затем осели на дно или всплыли. Такие предметы называются не растворимыми.

  1. Смешивание в стакане.

  2. Упражнение с мячом, сидя на стуле, мяч пол левой (правой) ногой. Дети катают мяч вперед – назад.

Разомнем мы ноги сами,

Покатаем мяч ногами.

Правой нагою туда и сюда –

Левая все повторяет всегда



  1. Повтори слоговой ряд: ак-ак-ак-мак; ак-ак-ак-рак; ак-ак-ак–бак; ак-ак-ак-лак.

  2. Если согласен с утверждением – хлопни: сахар растворяется в воде, опилки не растворяются в воде, соль не растворяется в воде, песок не растворяется в воде, рис растворяется в воде.

Тема: «Можно ли склеить бумагу водой?»

Опыт

Коррекционная работа

  1. Взять два листа бумаги, приложить их друг к другу.

- Попробуйте их сдвинуть ( один в одну сторону, другой в другую). А теперь сложите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду. Попробуйте сдвинуть листы.

Вода: обладает склеивающим действием.



  1. Тактильно определить какая бумага

  2. Распевка гласных: «тихо – громко»

  3. Подбери по смыслу.

Снежинка – горит, кружится, тает, воет

Лед – трещит, горит, бежит, плывет

Вода – течет, поет, гудит, склеивает


Тема: «Животворное действие воды»

Опыт

Коррекционная работа

  1. Рассмотреть веточки. Одну поставить в сосуд с водой, другую – в сосуд без воды. Через несколько дней посмотреть у какой веточки раскрылись почки – вода дает жизнь всему живому.

  2. Рассмотреть луковицы, одну поставить в стакан с водой, а другую без воды. Зарисовать.

  3. На два блюдца выложить семена, одно блюдце накрыть салфеткой и регулярно смачивать водой. Дети вывод делают вывод сами. Надо помнить, что при проведении данных опытов, учитывается время, когда вторая ветка луковица и семена не распускаются, после наблюдения их поставить в воду.

  1. По схемам отстучать словами ритм

Кап-кап-кап; -- -- -- --: - - - - - -; ------- -------.

  1. Игра на развитие координации движения

Дождик, дождик, поливай,

(руки вверх, ритмично опустить вниз)

Будет хлеба каравай

(руки соединить кольцом перед собой)

Дождик, дождик, припусти,

(руки вверх, ритмично опустить вниз)

Дай гороху подрасти

(присесть, потянуться на носочках, руки вверх)

Дождик, дождик, поливай

Будет славный урожай

(ритмично опустить руки)

Будет белая пшеница,

Будет рож и чечевица

(руки вверх, плавно покачать ими)

В огороде лук, бобы

(изобразить, как дергают лук)

В лесу ягоды, грибы,

(изобразить, как собирают грибы, ягоды)

А в саду зеленый хмель,

(руки переплести между собой, плавно поднимать вверх)

Лей – ка, дождик целый день

(ритмичные хлопки)



Тема: Вода смачивает предметы

Опыт

Коррекционная работа

  1. Взять бумажную салфетку и осторожно положить ее в емкость с водой. Объяснить, что вода проникает в волокна и смачивает салфетку.

  2. Взять салфетку из ткани, положить в емкость с водой.

Вывод дети делают сами

  1. «Что у кого?» Сост. Сложносочиненных предложений. (мальчик стирает рубашку, а девочка платье; мальчик моет волосы, а девочка салфеткой вытирает пыль)

  2. «Скажи наоборот» (сухой – мокрый, детский - …, короткий -…, чистый - …, растворяемый - …)

  3. «Один – много» (салфетка – салфетки, стакан - …, капля - …)

  4. «О чем можно сказать» (ударили – мяч, скрепит - …, намочили - …)

  5. Пальчиковая гимнастика с мечем. По столу водят мяч пальцем

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец



Тема: Особенности соленой воды

Опыт

Коррекционная работа

  1. В 1 стакан положить 4 столовые ложки соли, во втором просто чистая вода. Положить по одному яйцу в стакан. В одном стакане яйцо утонуло, а в стакане с соленой водой яйцо всплыло.

Вывод: соленая вода обладает большей плотностью, чем пресная и поэтому выталкивает предметы.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Почему же наш большой

Крутит, вертит головой?

Он на судне капитан –

Изучает океан.



  1. Назови первый звук в словах.

  2. Д/и «Один – много»
скачать файл



Смотрите также:
Тема: Разговор «Что мы знаем о воде?»
79.97kb.
Тема: Вода растворитель. Превращение воды
50.75kb.
Занятие кружка «Разговор о правильном питании» 3 класс Тема: Молочные продукты. Задачи
57.04kb.
Вопросы интеллектуального марафона по естествознанию 2007-2008 уч год 7-8 классы
30.22kb.
Что мы знаем сегодня о физической природе света?
107.6kb.
Уровни одаренности: как распознать умного ребенка
41.64kb.
Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне
171.6kb.
Человек и то, что он любит
47.32kb.
Стрелковое оружие не поможет. Что же делать?
69.48kb.
«Что мы знаем о Национальных проектах?»
17.67kb.
Рассмотрим простой, сермяжный пример определения цены опциона с учетом всех основных факторов влияния на его стоимость
59.29kb.
Представляют собой группу инфекционных заболеваний, развивающихся при поражении человека вирусами рода Enterovirus, характеризующихся многообразием клинических проявлений
28.19kb.