voeto.ru страница 1
скачать файл
Сценарий открытого урока «Народное творчество» - разработка фольклорного праздника «Покров» - «Осеннины»
Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к

своим национальным истокам.


Задача: Эстетическая, а так же идейно-нравственная.
В настоящее время проблема воспитания детей средствами музыкального фольклора уделяется большое внимание. Активно внедряются в педагогическую практику программы и методики по народному творчеству. Наполняя ума и сердца детей с малолетства настоящими образцами русского фольклора, мы развиваем их нравственно. Личность, обладающая знанием высокохудожественных образов и эстетических представлений, умеющая понимать и оценивать подлинную ценность предметов и явлений, может противостоять вредному воздействию массовой "субкультуры".

Осенины.
(Сценарий открытого урока "Народное творчество" - праздник Покрова)


С песней выходят все участники праздника и заводят общий хоровод, поют русскую народную песню " Вдоль по улице молодчик идет".
На слова "Ой, жги, жги, говори!" хоровод останавливается, и дети хлопаюв ладоши. Исполняя каждый новый куплет, они меняют направление движения (по часовой стрелке или против). Если в празднике много участников, можно образовать два или три хоровода.
1-й ведущий. Вот и лето прошло. Осень - красна девица просится на двор.

Солнышко меньше греет, да погода чаще меняется.


2-й ведущий. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит,

рвет. Сверху льет, снизу метет.


1-й ведущий. К осени собран урожай, сделаны запасы, чтобы зиму в сытости

прожить. Ведь лето – припасиха, а зима – прибериха. В это время

и нелюбого гостя всякой снедью потчуют – не напотчуют, а

весной и любой куска хлеба напросится.


2-й ведущий. Неспроста в народе говорят: «Холоден батюшка-сентябрь, да

кормить горазд».


Дети под аккомпанемент поют р.н.п. «Патока с имбирем» инсценируют ее.

3-й ведущий. Праздник урожая на дворе. Урожайным было лето, значит, и празднику нашему не будет конца.
4-й ведущий. Встречайте гостей, родителей да друзей широким хлебосольством.
Ведущие проводят с детьми конкурс поговорок и загадок о хлебе, о том, что собирают осенью.
Хлеб всему голова.

Без соли, без хлеба – худая беседа.

Не красна изба углами, красна пирогами.

Худ обед, когда хлеба нет.


Меня бьют, колотят, режут.

А я всё терплю,

Людям добром плачу.

(Хлеб)
Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.



(Гриб)
В поле росла,

Под жерновом была,

Из печки на стол

Караваем пришла.



(Пшеница)
Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?



(Картошка)
Над землёй трава,

Под землёй алая голова.



(Свекла)
В роще у березки

Повстречались тезки!

(Подберезовики)
5-й ведущий. Веселье – от всех бед спасенье.
6-й ведущий. Всякая душа празднику рада.
7-й ведущий. Не скучай народ – заводи хоровод.
8-й ведущий. Дружно за руки берись, в хороводе веселись.
Дети заводят хоровод и поют р.н.п. «Плетень».
Ведущий то запутывает, «заплетает» хоровод, то в соответствии со словами песни «расплетает» его.
1-й ведущий. Кто всю ночь по крыше бьет,

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает?

(Дождь)
2-й ведущий. Осень идет и дождь за собой ведет.
3-й ведущий. Знать, осень в сентябре по грязи, в октябре на одном часу и дождь

и снег.
4-й ведущий. На дворе дождь силен, не дробен. Не ситечком сеет, ведром

поливает.
Детский оркестр народных инструментов исполняет обработку р.н.п. «Дождик».
1-й ведущий. Холоден батюшка октябрь, а ноябрь и его перехолодил.
2-й ведущий. В ноябре зима с осенью борется. Неспроста народ отмечал

праздник Покрова. На Покров земля покрывается — где листком,

где снежком.
3-й ведущий. На Покров до обеда осень, а после обеда — зимушка-зима.
4-й ведущий. В это время, чтобы зиму в тепле провести, люди избы конопатили

да приговаривали: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а

хозяина добром!»
5-й ведущий. На Покров люди печи топили и блины пекли.
6-й ведущий. Готовили пищу и питьё, мыли полы и стены, просили: "Покров,

натопи избу без дров!"


7-й ведущий. К предстоящей зиме готовились не только люди , но и звери.
8-й ведущий. Чтобы зиму лютую прожить, надо дом свой утеплить.
Несколько детей инсценируют русскую народную сказку «Зимовье зверей» из собрания А. Н. Афанасьева.
1-й ведущий. В ноябре ярмарки Покровские проводились.
2-й ведущий. Приспевай, товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке.
3-й ведущий. Продавали на ярмарке товары разные, кушанье да питье, самовары

да горшки крепкие.


4-й ведущий. Засиделся народ. Выходи играть, ловкость да умение показывать!
Участники праздника играют в народную игру «Горшки». Звучит мелодия р.н.п. «Пряха». На ее фоне разговаривают ведущие.
5-й ведущий. Покров – конец хороводам, начало посиделкам.
6-й ведущий. Все девки по понедельникам, средам и пятницам прясть

собирались.


7-й ведущий. Пряхи по ночам засиживались, а потом друг другу перед другом

своим шитьем и вышивкой хвалились.


8-й ведущий. Кавалеры рядом с ними сидели, на девиц поглядывали да

любезничали.


1-й ведущий. Весело поется — весело прядется.
Дети поют и инсценируют р.н.п. "Молодая канорейка".
2-й ведущий. Покров — свадеб покровитель. Считалось, что если весело

Покров проведешь - дружка найдешь.


3-й ведущий. Бел снег землю покрывает, девиц молодых замуж снаряжает.
4-й ведущий. А девицы-красавицы просят, не напросятся: "Покров-батюшка,

одари землю снежком, а меня женишком".


5-й ведущий. В это время молодые парни невест себе выбирать ходили.

Ходили, сватали девушек да приговаривали: "Отдайте молоду на

чужую сторону, во большую семью. Скрасит девку венец да

молодец".


Дети поют и водят хоровод р.н.п. "Как по морю синему".
6-й ведущий. У нашего двора нет веселью конца.
7-й ведущий. Игрушки да смешки, шутки да потешки.
8-й ведущий. Осенью молодежь на вечеринки да на посиделки собиралась.
1-й ведущий. Играми тешились и шутками отличались, танцами и частушками

забавлялись.


Ведущие проводят конкурс частушек.
2-й ведущий. Осень велика – зима долга, но весна придет – свое скажет.
3-й ведущий. Гуляй, народ, пляши, веселись от души.
Участники праздника танцуют финальную кадриль (р.н.п. «Как у нашего двора»). Группа детей аккомпанирует им на народных инструментах.

Список литературы:


  1. Воспитание школьников. Библиотека журнала., вып. 18; 2001г.

  2. Гусли звончатые. – М.: Гуманист., изд. центр ВЛАДОС; 2001г.

  3. Миронов В. А. – Месяцелов. Народный календарь. – сос. М53 М.; Агенство «ФАИР», 1998г.

  4. Науменко Г. М. – Жаворонушки. Русские народные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. – М.

  5. Пушкина С.А. — Мед играем и поем. — М.: Школьная Пресса, 2001г.

  6. Рытов Д.А. - Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей Изд.центр ВЛАДОС; 2001г.

  7. Яковишина Е.И.- Русская народная песня для детей. — СПб: Детство- ПРЕСС, 1999г.
скачать файл



Смотрите также:
Своим национальным истокам
54.69kb.
Концертный зал имени П. И
766.33kb.
Едут со всего мира, это местечко пользуется популярностью еще со времен Карла VI. Собственно ему Карловы Вары обязаны и своим названием, и своим статусом
33.06kb.
Аб “Киевская Русь”
91.71kb.
«национальная культура и наше село».
48.19kb.
Закон о реабилитации жертв политических репрессий
232.39kb.
Один из возможных путей использование игровых форм обучения
981.23kb.
Анализ учебно-воспитательной работы учителей башкирского, русского языка и литературы моу сош №2 с. Ермолаево за 2010-2011 учебный год
52.01kb.
Актуальность проблемы связана с обновлением духовной жизни нашего общества, со стремлением к приобщению к общечеловеческим ценностям, с поиском безусловных начал человеческого бытия, подтвержденных историческим опытом
159.33kb.
1. Подробно познакомьтесь вместе со своим ребенком с правилами и порядком проведения Государственной итоговой аттестации (гиа)
17.33kb.
Закон республики казахстан о государственных символах Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями от 28. 06. 2012 г.) Глава Государственные символы Республики Казахстан
220.24kb.
Знакомство с национальным парком «Зюраткуль», подъём на самую высокую точку Челябинской области хребет Нургуш (1406м), обучение подъёму на хребет в связках
24.57kb.