voeto.ru страница 1
скачать файл

МОУ « Владимировская общеобразовательная средняя школа»

Белгородская область Ивнянский район с. Владимировка
« Отечество – 2009 »

Секция «Летопись родного края»

Исследовательская работа



на тему:

«Судьба села Владимировка в судьбе страны»


Выполнила:

ученица 11 класса

Прахова Елена Андреевна

Руководитель:

Зубкова Людмила Викторовна

с. Владимировка

2009 г.

Не зная прошлого,

Нельзя понять настоящее

И познать будущее.

Н.Т. Чернышевский
Мы смотрим на старую русскую жизнь

( ее культуру, быт …),

как на свое кровное наследие.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ. ____3-6____

ГЛАВА 1. История села Владимировка с момента

Возникновения и до конца Х1Х века. ___7-16_____
ГЛАВА 11. Социально – экономическое и

Политическое развитие

Владимировки в ХХ столетии. ____17-23____

ГЛАВА 111. Культурное развитие села ____24-29____


ЗАКЛЮЧЕНИЕ. __30-31_______
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИСТОЧНИКОВ. ___32_____

ВВЕДЕНИЕ.


АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

Владимировка – одно из сотен селений России, которое обозначено лишь на географических картах районного и областного масштаба. Но оно является составной частью Российского государства, имеет свой возраст, свою биографию, свое лицо. История Владимировки неотделима от истории России. Этой истории более 220 лет.

Предки нынешнего поколения Владимировки были участниками и свидетелями славных и трагических исторических событий, происходивших и в России и во Владимировки, внесли определенный вклад в укрепление государства и развитие Владимировки. Они оставили в наследство потомкам родной язык, культуру, жизненный уклад, обычаи, традиции, которые определяют русскую национальность, русскую историю.

Изменились границы и та территория, государственное устройство и форма правления России, но нерушимым, нетленным остается патриотическое чувство принадлежности к великой России и к своей малой Родине Владимировке.

Знание истории страны своего села имеет большую воспитательную цель для нынешнего и будущих поколений, пробуждает и усиливает патриотические чувства, которые объединяют людей и создают стабильность в обществе и силу государства. Любовь к Родине начинается с любви к маленькой Родине – городу или селу, где родился и рос, радовался ее удачам и сопереживал несчастье, познал радость встреч и горечь разлук с ней.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Охватывают период с 1798 года, и до настоящего времени 2004 года. Это был наиболее сложных и интересный период в истории края.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ

История села Владимировка до настоящего времени не являлась предметом специального исследования и отдельно не изучалась. Однако поскольку оно имеет очень богатую и длительную историю, то сведения о нем, хотя и незначительные, можно найти как в современных изданиях, так и в старинных книгах.

О научной деятельности местного помещика Устимовича можно найти интересную информацию в большой Советской энциклопедии. О том, что К. Н. Устимович, был учителем великого Ивана Павлова будущего знаменитого Нобелевского лауреата, свидетельствует тот факт, что на павловских работах кровообращению отразились идеи и терминология Устимовича. С помощью нашего земляка Константина Николаевича, Павловым были сделаны первые значительные шаги в большую науку.

В дореволюционных публикациях как в общероссийских, так и в местных, получили отражение лишь отдельные стороны жизни и быта жителей села, даны описания лишь некоторых событий из его богатой истории.



Цель исследования:
Целью данной работы с точки зрения исторической науки является изучение истории села Владимировка с момента возникновения до времени.
Задачи исследования:
В ходе работы темой над темой исследования автором были поставлены и решены следующие задачи:

1.Показать историю возникновения и развития Владимировки с 1789 года и до конца 19 века;

2.Выделить основные периоды истории села Владимировка и охарактеризовать тенденции развития села и особенности в каждом из периодов.

3.Проследить социально-экономическое и политическое развитие Владимировки в период с начала 20 века и до начала Великой Отечественной войны.

4.Осветить военные события Великой Отечественной войны на территории села.

5.Воспроизвести основные события социально-экономического и культурного развития села, с повседневного периода и до конца 20 - го столетия.


Источниковая база:
Основой источниковой базы исследования явились архивные материалы Государственного Архива Белгородской области, сельского историко-бытового музея, школьного музея, а также документы которые были опубликованы в газете «Родина», «Белгородская правда», «Крестьянское дело». За многолетнюю деятельность сельского музея, его основатель Н.С.Косов собрал большой по объему материал (более 12 тысяч экспонатов) этот материал представляет главным образом копии документов, а большее их количество храниться в его архивных фондах. И весь материал размещен в больших альбомах, папках каждая из которых имеет свой порядковый номер, а внутри некоторых сделана нумерация страниц.

Значительный интерес для исследования представляют копии документов из ГАБО (Ф 1317, Оп.6, Д.344;и др.).Здесь содержатся сведения и переписка об организации сельхозартелей, борьбе с бандитизмом, ликвидации неграмотности и обращения о поведении «недель по ликвидации неграмотности». В этих фондах содержится информация сходов крестьян, отчеты, доклады, сведения и переписка о работе сельсоветов, развитие сельского хозяйства, культуры, здравоохранения, благоустройстве села и закрытии церкви.

В сельском музее имеются данные о количестве дворов в селе, ее населении, церкви, мельницах. Здесь же храниться характеристика быта местного населения, данное в начале 20 века старожилами.

Дополнением к архивному материалу стали ряд документов, фотографий, расположенных на стендах и экспозициях музея. Это прежде всего информация о Устимовичах, которым принадлежало село в период с 1812 по 1917 годы, личные вещи Константина Николаевича и его семьи. А также материалы о участниках гражданской войны, оружие периода войны и другие. История гражданской войны представлена здесь как славное героическое прошлое, а не как трагедия российского народа. Чувствуется явно завышенная оценка действий красной армии. Войсками белогвардейцев дается негативная характеристика.

Интересный материал по истории установления советской власти на территории Обоянского уезда и в селе Владимировка можно почерпнуть об изъятии хлеба у крестьян, о создании в селе комитета бедноты.

Значительную группу документов по теме нашего исследования содержат опубликованные сборники документов. Так в сборнике итоги статистического исследования и сборнике статистических сведений по Обоянскому уезду содержатся цифровые данные о состоянии крестьянских хозяйств Владимировки, посевные площади, обеспеченность инвентарем, рабочим скотом и другим. Здесь имеется характеристика структуры посевов, почвам, взаимоотношениям между крестьянами и помещиками. Из документов можно сделать вывод: что в 19 веке в волости преобладали общинные порядки.

События Октябрьской революции и Гражданской войны получили отражение в сборнике документов «Борьба за Советскую власть на Белгородчине (март 1917года-март 1919года), в годы огневые: Белгородчина в период иностранной интервенции и Гражданской войны 1917- 1920х годов». Хроника «Белгородская деревня 1917-1941 годы является логическим продолжением изданной в 1991 году, хроника «Крестьянское движение в белгородской дореволюционной деревне». Как в том, так и в другом издании материал изложен в кратком хронологическом изложении. В хронике имеются документы, раскрывающие отношения советской власти к религии, о широких и шумных антирожденственских, антипасхальных и иных компаниях.

Ценные дополнения к документам и архивным сборникам являются материалы опубликованные в районной газете «Родина» и областной «Белгородская правда». Так в публикации Н.Сергеева «Знатные земляки» мы узнаем о страницах истории Вознесеновки и Владимировки во времена Устимовичей. Значительный материал имеется в названных газетах о культурном развитии села, стихийных бедствиях, местных промыслах, развитии сельского хозяйства Владимировки, медицинского обслуживания населения, о работе земских органов.

В газете «Родина» содержится информация о состоянии народного образования как в дореволюционных период, так и в настоящее время. А также имеются списки жителей Вознесеновского сельского совета, павших в годы ВОВ, чьи имена занесены во всесоюзную книгу памяти.

Масса документов повествует о претворении в жизнь гуманной идеи всеобщей грамотности. Судя по архивным документам, напечатанным в данной хронике, в Владимировке неплохо решались проблемы обязательного всеобщего начального обучения детей. А обучение грамоте взрослых крестьян было менее успешным, хотя и принимались почти ежегодно на всех уровнях многочисленные директивы с указанием сроков ликвидации неграмотности.

Безусловно, публикации в местных газетах интересны и полезны для исследователя, однако полностью доверять им не следует, так как отдельные события описываются либо произвольно, без ссылки на документы, либо тенденциозно в угрозу правящей партии.

При работе над исследовательской работой использовались воспоминания старожилов.


Методология:
Методологической и теоретической основой для написания работы послужили труды отечественных историков, в том числе «Культурная жизнь в Белгородской области» И.Г.Пархоменко, А.П.Чиченков (Белгород,1997), «Белгородский алфавит» Б.Осыков (Воронеж,1990), «Полное географическое описание нашего Отечества» В.П.Семенов. (СПб.,1902).

Работая над исследованием, прежде всего опиралась на принципы историзма, объективности и системности. Отвечая на поставленный в начале работы вопросы, стремилась рассмотреть возникающие вопросы проблемы.

Основным методом, которым пользовалась в работе, был сравнительно-исторический, генетический анализ. При анализе текстов и документов использовала и общенаучные методы, такие как метод анализа и синтеза, проблемный. Методологическую основу составляет общецивилизационный подход к рассмотрению этой темы.
Структура работы:
Работа состоит из введения, 3х глав, заключения, списка источников, литературы и приложений.

Глава1. История села Владимировка с момента

возникновения и до конца Х1Х века.


Важную роль в заселении и освоении нашего Белгородского края сыграло переселение сюда с реки Оки – границы Русского государства. В конце XVI века здесь были построены города-крепости: они играли роль южных постов русского государства и располагались вблизи основных татарских дорог, преграждающих крымским татарам путь на север. Появление городов-крепостей способствовало освоению и заселению южных пространств. Предприимчивые русские люди пробирались в наши края, промышляя охотой на зверя, рыбной ловлей, занимаясь бортничеством.

Об освоении и заселении земельных пространств Владимировки свидетельствуют доклады Курской губернской Земской управы. Обоянский уезд, как слабо населенная окраина Российского государства обладал массою пустопорожних и «диких» земель, что строгой паспортной системы, подобно ныне существующей, не было, а правительство, в особенности во времена введения подушной подати, даже заинтересовано было в заселении этого края, можно предположить, что при коренном населении из служилого сословия оно составляло в течение 16 столетия колонизационный пункт, где силились и занимали «дикую» землю, частью с разрешения правительства, а частью контрабандой, все те, кому становилось тесно на месте его первоначального жительства.

… Частичкой белгородской области является Владимировка, старинное село, находящееся недалеко от автомагистрали Москва-Симферопль. История Владимировки до настоящего времени не являлась предметом специального исследования и отдельно не изучалась. Поэтому очень мало известно о далёком прошлом нашего села.

Первое упоминание о Владимировки встречается в Справочной книге о церквях, приходах и притчах Курской епархии за 1908 год. В 1789 году в Вознесеновском построили деревянную церковь Вознесения, к которой относились 4 благочинные округа с одним престолом и количеством православных 987 человек. В состав приходцев входили деревни Богдановка и Владимировка, располагавшиеся в трёх верстах от церкви._1

Служащим в церкви являлся священник Елисеев Алексей Павлович, который имел образовательный ценз воспитанника семинарии и был введён в сан священника в 1904 году. О чём свидетельствуют архивные данные «Просьба из ходатайствовать изъ Курской губернии Обоянского уезда Курасовской волости села Вознесеновского, метрическую выпись на детей. Принадлежащих Ивану Захаровичу Захарову на сына Алексея, родившегося в 1904 г. марта 15 дня и дочь Ульяна, родившаяся в 1906 г. июля в последних числах.

Крещены священником Алексеем Елисеевым бывшего того времени, так как метрическая выпись весьма требуется.

Ответ: В.Н Теренчульский Волостной Рев комитет доносит что дети крестились в Вознесеновсксй церкви Курасовской волости Обоянского уезда Курской губернии Священником Алексеем Елисеевым марта 28 дня 1910 года ._2

А также служащим в церкви, являлся жалобщик Медведев П.Ф, с казенным содержанием 392 р.

К церкви относилось 33 десятины полевой земли.

После строительства церкви, названной в честь престольного праздника широко празднуемого не только в Вознесенском, но и не Русь, село получило название Вознесеновка.

О данном периоде истории села Владимировка почти ничего не известно.

По всей видимости, оно так же как и окрестные селения являлось государственным селом, вплоть до 19 века. История развития Владимировки тесно связана с историей Вознесеновки

К началу 19 века Россия стала одним из самых могущественных государств Европы. И сокрушить могущество России, захватить её богатства, покорить её народ не раз мечтали чужеземные захватчики . Вначале 19 века грозная опасность нависла над нашей страной : император Франции, Наполеон покоривший почти всю Европу, двинул свои полчища на Россию.

В июне 1812 года много тысячная армия вторглась в пределы Российского государства. Но уже в ноябре незадачливые покорители мира убрались восвояси.

За участие в войне с Наполеоном и успешное ее завершение Александр 1 наградил усадьбой генерала царской армии, статского советника Адриана Прокофьевича Устимовича. Усадьба располагалась на территории села Вознесенское, в которую входили села Вознесенское, Владимировка, Богдановка, хутор Горки.

Ему также принадлежало 3000 десятин пашни , 540 десятин леса, луговые уголья, река Солотинка и 2000 крестьянских душ .

Недолго прожил Адриан Прокофьевич в своём поместье и после его смерти усадьба перешла к племяннику Константину . _3

Константин Николаевич – последний помещик из рода Устимовичей, но в то же время наиболее известный из этой фамилии. Он родился в далёком 1837 году в Обоянском уезде Курской губернии в селе Вознесеновка.

Среднее образование Константин получил в частном пансионе Эннесе в Москве, который окончил в 1854 году.

В этом же году поступил на медицинский факультет Московского Университета и окончил его в 1859 году со знанием лекаря и уездного врача.

После окончания университета переехал в родное имение, где занимался лечебной практикой. Врачевал молодой доктор не только людей богатых.

Но и простых крестьян со всей округи, к тому же бесплатно.

Несколько раз выезжал за границу для дальнейшего обучения медицине и для собственного усовершенствования. В течение 1860 – 1861 годов он посещал лекции в Гейдельбергском университете, занимаясь анатомией, физиологией и химией. В 1863 году изучал в Вене физиологию

физику. В 1860 – 1/872 годах работал в лаборатории профессором Люддвига в Лейпциге.

Докторские экзамены в Харьковском университете, в 1871 году представил в Петербургскую медико - хирургическую академию диссертацию на тему «Экспериментальные исследования теории мочеотделения», которую с успехом защитил.

В январе 1874 Устимович получил ому звание приват – доцента кафедре физиологии ветеринарного отделения медико – хирургической академии. Представленные им работы для получения этого звания получили высокие отзывы профессора И. Ф. Циона и других видных специалистов - современников .

В мае 1874 года Устимович был представлен на открывшуюся вакансию экстраординаторного профессора по ветеринарному отделению для преподавания физиологии. Лекции по физиологии он начал читать в январе 1875 года, а в июне того же года был назначен адьюнкт – профессором кафедры физиологии ветеринарного отделения медико – хирургической академии. Возглавив кафедру Устимович занялся оборудованием лаборатории. Помощником по кафедре стал Иван Петрович Павлов, который окончил университет, поступил на 111 курс медико – хирургической академии.

О том. что К. Н. Устимович был учителем великого Ивана Павлова, будущего знаменитого ученого, нобелевского лауреата, свидетельствует тот факт, что на Павловских работах по кровообращению отразились идеи и терминология Устимовича. С помощью нашего земляка Константина Николаевича, Павловым были сделаны первые значительные шаги в большую науку.

Устимович проработал с Иваном Петровичем 4 года, а затем в 1879 году покинул академию, переехав в Вознесенское._4

В течение долгого времени Устимович был крупным земским и общественным деятелем. Много лет он являлся губернским гласным Земской управы от Курской губернии и в качестве такового участвовал в работе Курского губернского земского врачебного Совета.

Но помимо того, что Устимович являлся профессором военно – медицинской академии, видным ученым, он был еще и членом Государственной Думы, делегатом 11 съезда РСДРП._5

Константин Николаевич многим обязан жене – Юлии Ксешинской, которая в свое время была известной певицей. Но, сорвав голос, переехала жить в усадьбу и в отсутствие мужа следила за состоянием усадьбы и воспитывала детей. В семье Юлии и Константина было пятеро детей – сын Юрий и четверо дочерей: Ольга, Любовь, Инна и Мария.

Устимовичи жили в двухэтажном особняке, обложенном кирпичом. Вокруг дома был большой и красивый сад, в котором росли яблони, груши, а также экзотические растения и кустарники, которые Константин Николаевич завез из Крыма. До сих пор сохранились липовые аллеи, а также барбарис, папирус, которые не встречаются в нашей местности.

В барском поместье Устимовичей красовалась беседка, расположенная над водоемом, имелись колодцы, озеро, мельница . На усадьбе находились две конюшни. Рядом с домом стояла церковь, ее последним служителем был отец Елисей, в доме которого располагалась начальная школа.

Помимо садоводства, Устимович занимался охотой. В живописных местах Владимировки зверья было видимо – невидимо. Лишь только болото кишело куропатками и совами, дикими утками и гусями. В лесах водились дикие кабаны, лоси , косули, волки, лисы и множество диких зверей.

Чтобы поохотиться на них в устимовские богатые места приезжали из соседних поместий, из столицы и даже из – за границы, о чем свидетельствуют фотографии. Это говорит о том, что Устимович занимал высокое положение в обществе, к его словам прислушивались даже в правящих кругах. К тому же брат Константина являлся курским губернатором._6

19 февраля 1861 года вышло положение об отмене крепостной зависимости. Помещики отрезали лучшие земли крестьян, заставляли их выкупать свою землю. Крестьяне получали 2-3 десятины земли на ревизскую (т. е мужскую) душу. До выкупа крестьяне отбывали оброк и барщину у помещика, платили государственную подать, вносили мирские и земские сборы, несли расходы по строительству и ремонту дорог, мостов, гатей и т. д. _7

То время было тяжелым для крестьян, так еще с 1839 по 1840 гг. жители села перешли на общинную форму землевладения и поделили землю на душу населения, заручившись, таким образом общинной взаимопомощью и взаимоподдержкой. Это больше привлекало жителей села по сравнению с четвертным землевладением, которое было во Владимировке до 1839 года._8

Поскольку Устимович являлся делегатом 11 съезда РСДРП и членом Государственной думы, в 1914 году, после возвращения в Петроград, Константин Николаевич участвовал в работе Государственной думы и 11 съезда РСДРП. Он знал многих видных людей, таких, как Сеченов, Боткин, с которым сделал впервые операцию на грыже. А также был знаком и переписывался с такими учеными – медиками, как Сибури и Джонсон и пользовался у них авторитетом, о чем свидетельствует письмо:

« Позволим себе Вам послать настоящее письмо, так как думаем, что Вы сторонник принципа отвлечения болезней, которые могут быть устранены посредством внешнего лечения. Достигнутые результаты этого лечения тем более ценны, что они устраняют у больного желудочные и кишечно – гастритные расстройства, которые могут возникнуть при внутреннем лечении. Нет более простого, чистого и богатого целебными свойствами средства, как современные каучуковые пластыри, из которых самый лучший и усовершенствованный – Бенсонъ, образец которого прилагаем.

Действие его только механическое , как действие обыкновенного пористого пластыря, но также представляет из себя медицинский пластырь, тщательно изготовленный, заключающий в себе богатые медицинские качества значительно

помогающие от ревматизма, невралгии, ломоты в бедрах, боли в пояснице, воспалении легких, при различных вывихах.

Наш пластырь Бенсонъ был прописан с успехом как в Америке, так и в Европе лучшими докторами.

Позволим себе обратить на это ваше внимание, надеясь, что Вы используете случай попробовать на Ваших пациентах этот способ лечения ».

С глубоким почтением

Сибури и Джонсон. _9

Старожилы часто вспоминают барина как добрейшего человека. О тех славных временах Виктор Федорович Кременев ( 1923 – 1994 гг. годы жизни ), сын Федора Кременева, который работал кучером у Устимовича, написал стихотворение :

ЗДЕСЬ БЫЛ РАЙ.

Вот он рай здесь земной – не усадьба!

Тут Устимовичи жили когда – то,

Отзвенела там жизнь, что веселая свадьба

И умчалась потом безвозвратно куда-то.

Дом красавец стоял там на взгорке.

А вокруг тополя и сирень,

Две рябины росли у балкона

Отдавая ему свою сень.

У парадного подъезда

Гостей встречали по праздничным дням,

Открывались ворота для въезда

Всем знакомым, родным и друзьям.

Старый барин был доктор – ученый -

Хлебосолом считался всегда.

Демократом он был закаленным,

Уж Сарбонну в Париже окончил тогда.

Знал языки: английский, французский, немецкий, испанский.

И прекрасно латинским владел,

Но имея потомственный статус дворянский

Никогда им гордиться не смел.

Были гости из города Питера-

Чаще летом являлись сюда.

Посещали с прислугой « Юпитера» -

В доме комнат хватало всегда._10

В честь Константина Николаевича Устимовича жители имения, называли усадьбу Устимовкой.

В начале шестидесятых годов Х1Х века правительство нашей страны вынуждено было приступить к разработке проекта реформ школы (как составной части буржуазных реформ 60-70 годов). В 1864 году было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Перед начальной школой ставилась задача утверждать в народе религиозные понятия. Был введен единый


учебный план, который включал закон Божий, чтение церковных и гражданских книг, счет (арифметические действия) церковное пение. Развитие начальной школы 60 –70 гг. тесно связано с деятельностью земств. _11

За 1865 –1974 гг. в 34 губерниях, в том числе и Курской, где были учреждены земства, сеть начальных школ значительно увеличилась. В Земских школах не только обучали чтению, но и давали сведения по естествознанию, географии, истории.

В 1874 году правительством было утверждено новое « Положение о начальных народных училищах », которое действовало до 1917 года. С 80-х годов правительство и церковь усиленно насаждают церковно – приходские школы на наиболее благонадежные._12

Такая школа была открыта и в Вознесенском. Школа была смешанной, где занимались мальчики и девочки. Учили детей грамоте учительница и законоучитель, священник. В эту школу ходили и дети из Владимировки, т. к. в это время в селе не было своей школы. Но все же численность учащихся была очень низкой. Это явление можно объяснить тем, что дети помогали родителям летом в поле, а зимой ухаживали за животными.

Ведь главным ядром хозяйства всегда служил надел. Большая часть крестьян имела наделы и занималась на них земледелием и скотоводством. Свои наделы крестьяне обрабатывали вручную с применением лошадей, поэтому основным занятием являлось хлебопашество. На небольших «клочках» земли крестьяне выращивали рожь, овес, пшеницу, просо, картофель, капусту, огурцы, помидоры, гречиху, морковь, а также технические: коноплю и лен, которые давали возможность крестьянам обуть и одеть себя. А урожаи убирали серпами вручную.

Земля под парами не удобрялась и обработка пара начиналась не раньше 29 июня. Вспашка же проводилась на 1-2 вершка. Поэтому урожай хлебов на крестьянских полях был ниже, чем на помещичьих. Так, например, в 1882 году крестьяне сняли урожай пшеницы, не превышающий пяти четвертей с десятины (5-6 ц.) между тем, как в помещичьем хозяйстве он составил 8 четвертей (10-12 ц.) с десятины._13

Более половины крестьян имели наделы, неспособные прокормить семьи, поэтому крестьяне прибегали к различным заработкам, а также к аренде земли у Устимовича за отработки. Так, помещиком было сдано в аренду 154 десятины под озимые и 153 десятины под яровые: а также 108 десятин неудобной земли._14

Безнадельные крестьяне вели хозяйство на купленных или арендованных участках, но их было сравнительно малое количество. Недостаток в земле и невыгодность аренды заставляли крестьян отыскивать себе различные заработки для пополнения бюджета. В том числе наниматься на постоянную работу к местному помещику Устимовичу._15

В имении помещика насчитывалось 2747 десятин земли, 1388 десятин которой занимала пашня, засеянная сельскохозяйственными культурами. Главное место среди них занимала пшеница, под которую отводили 232 десятины, а свеклу выращивали на 150 десятинах, т. к. в соседнем селе Ивне с 1855 года имелся сахарный завод.

Под остальные культуры оставляли 286 десятин, среди которых рожь (113 дес.), овес (100 дес.), гречиха (50 дес.), просо (21 дес.), картофель (2 дес.), а вот выращивание гороха и ячменя помещик не практиковал.

Обработку барской земли крестьяне осуществляли инвентарем помещика, в котором насчитывалось 24 плуга, 4 сеялки и 2 молотилки.

Имение славилось лесами; расположившимися на 400 дес. земли. Строевой лес занимал 281 дес., дровяной – 119, а заросли кустарника –31 дес. Обработка барской земли осуществлялась по принципу четырехполья. Но зерновые культуры были посажены лишь на двух полях, т.е. 1,3 а 2 и 4 оставляли под пар.

Для повышения плодородия земли и увеличения урожайности на помещичьи земли, вывозили навоз, часть из его собственного хозяйства, а часть покупали у жителей села. Так, за 1883 год Устимович вывез на 100 десятин 160 000 кг. Органического удобрения, из которого 10 000 кг. Купил у населения.

Кроме пахатной земли помещику принадлежало 19 дес. Лугового сенокоса, 869 дес. Полевой и выгонной земли, среди которой было 54 дес. Неудобной земли.

Имение славилось лесами, расположившимися на 400 дес. Земли. Строевой лес занимал 281 дес., а дровяной – 119 дес., а заросли кустарника – 31 дес. _16

Лес был не только кормильцем для жителей села, но и защитником. Он обогревал и одевал. Все нужное человеку, например, дом, мельница, баня, соха, сани, ложка, лапти, сундук или детские игрушки – все делали из дерева. Оно во все времена было прекрасным строительным материалом: прочное, легкое, удобное в обработке. Для постройки домов использовали твердые породы древесины, которые росли в лесу помещика, такие, как ель, сосна, дуб и другие. А вот для изготовления детских игрушек, которые были почти у всех ребятишек, использовали мягкие породы дерева. Из них особым и ножами вырезали деревянных коней, петушков, кукол, зайчиков, белочек и многое другое.

Частенько жители села ходили в лес за лыком, из которой зимой плели лапти. Но чаще лыку заменяли пенькой, которую получали из конопли, выращиваемой на огородах.

Вторым важным направлением в развитии сельского хозяйства села было животноводство. Наиболее развитыми его отраслями было производство крупного рогатого скота. Так, на 1883 год в 151 доме крестьян насчитывалось 233 лошади, 99 жеребят, 167 коров, 123 теленка, 780 овец, 176 свиней. А в двух дворах даже занимались разведением пчел численностью 35 колодок. В своих хозяйствах крестьяне имели коз, кур, гусей, уток и другую живность. Таким образом, можно сделать вывод о том, что появляются семьи, имеющие пару лошадей, несколько свиней, коров и более 5 овец. В таких семьях, как правило, на одной лошади работали в поле, а на другой выезжали на праздники, ярмарки._17

В имении помещика тоже занимались разведением крупного рогатого скота, среди которого насчитывалось 17 лошадей, 5 из которых были рабочими, а 12 упряжными, на них семья Устимовичей выезжала по окрестностям, по праздникам на ярмарки или в гости.

Для работы в поле Устимович выращивал 27 волов, на которых пахали землю, перевозили урожай с полей к усадьбе помещика и выполняли тягловые


работы. Из продуктивного скота разводили 11 коров, 19 телят, 3 свиньи. За этими животными ухаживали 13 мужчин и 3 женщины, отрабатывая, таким образом, аренду земли. На лето же Устимович дополнительно нанимал 20 мужчин. Всего же в усадьбе Устимовичей, расположенной на 40 десятинах, насчитывалось более трех десятков строений (оцененных на сумму 34550 рублей): 22 деревянных строения, 13 каменных и всего одно плетенное._18

Но все же основной кормилицей семьи была корова, от которой получали основной продукт питания: молоко, масло, сметану, творог.

Как только заканчивался сезон полевых работ, люди брались за свое ремесло: отработку волокна: конопли, льна, овечьей шерсти. Женщины всю зиму пряли, ткали, вязали, шили, вышивали т.е. готовили материал из которого весной изготавливали одежду, обувь, постельные принадлежности.

Мужчины вили веревки из пеньки, плели корзины, циновки, лапти – основную обувь для всей большой семьи. В лаптях ходили и стар и млад вплотную до ХХ века. Валенки, сапоги, туфли можно было увидеть только у членов семьи попа Елисея, учителя или на Устимовичах.

Каждое лето, после весенних полевых работ, населению села выделялась целая неделя для заготовки торфа (топлива). На местное болото люди выходили целыми семьями. Из болотной глубины мужчины копали торф, женщины и дети раскладывали его для просушки в специальные клети. После просушки каждая семья перевозила заготовленные клети и бурты торфа к своим подворьям.

Ведь для приготовления пищи, отопления использовалось местное топливо- торф, вместе с дровами и соломой. В каждом доме были выложены русские печи, которые наряду с отоплением, служили для приготовления пищи.

Печь в каждом доме (хате) была основным и любимым местом для отдыха, сна, постелью. Спали на печи в основном дети и старики. Печи клали из кирпича, вместительность которой была большой и занимала печь почти четверть дома.

Для приготовления круп (пшена, гречневой и ячменной) служили ступы, которые выдалбливали из крупных деревьев и имелись в каждой семье ( ступа и толкач).

В каждом доме имелись сундуки, в которых хранили одежду и посуду, припасы на зиму и многое другое.

Муку мололи на ручном жернове или на мельницах, которые были построены курасовским умельцем дедом Зуем.

Самым лучшим временем года для крестьян была зима. Это была годовая пора годовых праздников и отдыха. Многие обычаи села связаны с вероисповеданием. В дни весеннего равноденствия владимировцы отмечали праздник Масленицы, шумно и весело провожали зиму, встречали весеннее солнце. Во всех домах пекли блины – символ Солнца, целую неделю ходили в гости друг к другу. Катались на санях, запряженных лошадьми, а также на санях с горок, строили снежные городки и устраивали соревнования за взятие снежных крепостей. Ходили в церковь. А в воскресенье наряженные в русские народные костюмы, разукрашенные, ходили за околицу села, выносили чучело,-

символизирущее Масленицу, и сжигали его. После до утра веселились у костра, прыгали через него и пели песни.

Но все – таки, самым большим и долгожданным праздником села считался престольный праздник – Скорбящее. В этот день люди семьями шли на службу в церковь Вознесения.

Неизменным спутником всех праздников и народных гуляний у народа была песня. В песнях, сказах народ выражал свои мечты, отчаяния. Бытовали свадебные песни, плясовые припевки, шуточные песни, частушки. В свадебных песнях преобладает любовная тематика. Местная обрядовая песня звучала в исполнении женщин села.

Богата, разнообразна тематика частушек нашего села. Остроумные, полные задора сатирические и лирические частушки, богаты по содержанию и художественному исполнению.

Итак, почти за два столетия небольшое частно- владельческое поселение, расположенное в живописной и богатой местности, названное Владимировкой, превратилось в удивительно красивое село со своими традициями и обычаями.

Неизгладимый след в социально – экономическом развитии села оказал Константин Устимович.

Шли годы. Строилось и расширялось село, улучшались условия жизни крестьян.



СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 1.


  1. Справочная книга о церквах, приходах и притчах Курской епархии за 1908 год. Курск электрическая – типо – литография., т-3, Либерман, 1909г.

  2. Справочная книга о церквах, приходах и притчах Курской епархии за 1908 год. Курск электрическая – типо – литография.. т-3, Либерман, 1909 г.

  3. Газета « Родина» 19 апреля 1997 г. № 31 (7740) статья Н. Сергеева.

  4. Большая советская энциклопедия, т-19 , 3–е издание.

  5. Большая Советская энциклопедия, т- 31, издание 2-е , страница 516.

  6. Сельский краеведческий музей Вознесеновки. Фотоальбом Устимовичей.

  7. Из книги « Крестьянское движение в Белгородской дореволюционной деревне. Хроника. Белгород. Гос. Архив Белгородской области, 1991 г., с. 57

  8. Курская губерния. Итоги статистического исследования. Курск 1887, стр. 723.

  9. Сельский краеведческий музей села Вознесеновка. Фотокопия письма из Нью- йорка от 15 февраля 1910 года. Хранится в музее с. Вознесеновка.

  10. Из воспоминаний старожила села Вознесеновка Кременева Виктора Федоровича.

  11. Большая Советская энциклопедия т-17, стр. 377

  12. Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1913 г., стр. 97.

  13. Доклады Курской губернской земской управы, ч. II, стр. 79.

  14. Доклады Курской губернской управы, ч. II, стр. 331.

  15. Курская губерния. Итоги статистического исследования. Курск 1887 г., стр. 631.

  16. Сборник статистических сведений по Обоянскому уезду (Курской губернии) Земская сельскохозяйственная статистика. Москва, 1883 г.

  17. Доклады Курской губернской управы 1913 г., г-4, стр.701.

  18. Сборник статистических сведений по Обоянскому уезду (Курской губернии). Земская сельскохозяйственная статистика. Москва., 1883 г.



Глава 2. Социально-экономическое развитие села Владимировка в начале ХХ века.
Конец 19 и начало 20 века были временем созревания революции 1905-1907 годов. Отчетливо просматривается борьба за политические свободы, за улучшение социального положения отдельных групп и слоев, за национальное освобождение.

Экономический кризис 1900-1903 годов, неурожай, неудачи в войне с Японией (1904-1905 годы) ускорили социальный взрыв.

Первая мировая война вырвала миллионы людей из их естественного окружения, превратила их в маргиналов и научила убивать. Для многих отнюдь не лучших членов общества война стала уникальным шансом сделать карьеру, выбиться в люди.

И хотя боевые действия Первой мировой на территории села Владимимровка не происходили, все же жители села принимали участие в боевых сражениях, так как являлись солдатами старой армии и попали в Австро-Германский плен. В результате этого многие семьи Владимировки остались без мужей сыновей.

В курской губернии установление Советской власти началось с уездного в то время города Обоянь, где имелось боеспособная большевистская организация. Поздней в селе Вознесенском был создан комитет бедноты. Председателем которого был назначен Волков П.Ф., а затем Цуканов С.Л.1

В этих условиях 13 мая 1918 года ВЦИК издал указ «Декрет о продовольственной диктатуре», устанавливающий хлебную монополию, а также санкционирующий на решительные действия по борьбе с кулачеством, укрывающим хлебом и спекулянтами.

Декрет обязывал крестьян сдавать излишки хлеба на государственные ссыпные пункты. Лица, укрывающие хлеб или изготавливающие из него самогон, объявлялись врагами народа и привлекались к судебной ответственности. Действия уездной власти в этот период носят достаточно жесткий и решительный характер.

Следующим шагом новой власти, направленным на свое упрочение, явился Декрет об организации и снабжении деревенской бедноты, который был принят ВЦИК 11 июня 1918 года. Задачей комбезов являлось помощь продотрядам в заготовке хлеба. Комбез совместно с направляемыми ему в помощь продотрядами проводили частичную экспроприацию кулачества, занимались изъятием произвольно установленных излишков хлеба, а также землю, сельхоз. инвентаря, рабочего скота, домов. Так, решением волостного исполкома был конфискован дом у Устимовича.

После 1917 года Константин Николаевич вернулся в имение. Но революционные события не обошли стороной красивую и богатую усадьбу Устимовичей. Когда явился отряд красногвардейцев в село в 1917 году под командованием Кузнецова, Устимович уже был болен, но выступил с лекцией для бойцов, в которой призывал их к сохранению своего имения, не допустить его разорения. Но спустя несколько дней комитет бедноты выселил семью Устимовича из дома в церковную сторожку, где Устимович и доживал в бедности вместе с Инной и Марией. Ему помогали жители села, кто одеждой, а кто и продуктами, т.к. помнили добрые дела барина. Но спустя несколько месяцев Константин Николаевич умер. Похоронили своего знатного земляка на месте его усадьбы в церковной ограде. Хоронили его Анокина Н.М., Чернявская А.С. и другие жители села. Жена Устимовича до этого времени не дожила, она умерла еще в 1902 году.

После революционных событий сын Юрий, отслужив офицером в царской армии, уехал в Германию, где получил медицинское образование. Затем эмигрировал во Францию, а потом в Америку, где стал профессором в области медицины. О поре детства Юрий оставил в селе множество фотографий, которые в настоящее время являются музейными экспонатами.

После революции в доме барина предполагали создать школу садоводства и агрономии, но сломали дом и перевезли материал для постройки административного здания Верхопенской волости в 1928 году. А позже строй материалы перевезли для постройки Ивнянского Райисполкома (в настоящее время здесь находится типография районной газеты «Родина»)2.

После разорения дома дочери Инна, Мария и Ольга уехали в Обоянь. Мария и Ольга преподавали в начальных классах школы. Любовь уехала во Францию, откуда присылала лекарства, а младшая сестра Иннушка лечила людей, т.к. в былые времена получила большие знания и практические навыки от отца. А село Вознесенское было переименовано в село Вознесеновка3.

Комбезы имели право на получение 25% от конфискации имущества. Безусловной задачей комбезов являлось обеспечение хлебозаготовок по Госзаказам для снабжения городов и Красной Армии. Неотъемлемой частью политики военного коммунизма являлось издание ряда декретов. Декреты предусматривали широкий диапазон действий органов власти, от прямых реквизиций продовольствия до налогообложения.

Одним из законодательных актов был декрет о чрезвычайном революционном единовременном налоге, изданный в октябре 1918 года. Налог поэтому декрету отнюдь не являлся заменой разверстки, а был дополнением к ней4.

Тому пример-приказ исполнительного волостного комитета «Приказывается Вознесеновскому сельскому исполкому принять самые решительные меры по перевозке из агрономического пункта при селе Вознесеновка в город Обоянь на сдаточный пункт капусты, для чего в порядке трудовой повинности мобилизировать ежедневно по 10 подвоз 21-23 октября настоящий приказ является боевым и подлежит неуклонному исполнению5.

По государственной разверстке сдать на склад Упродкома доброкачественный картофель будет конфисковывать, а председатель сельского совета будет предаваться суду на основании: приказа Упродсовещания от 18 октября №356.

Гражданам сдавать по разверстке хлебные продукты и фураж не смешивая, а сдавать в отдельности каждый «овес, просо, гречиху, коноплю, сено, солому яровую и озимую». Смесь конфисковывается бесплатно, основание предписания Упродкома от 11 октября №411.10 Деятельность комбезов не вызывала одобрения середняков и энтузиазма у большинства бедняков7.

Вместе с тем, комбезы сыграли значительную роль в перегруппировке классовых сил в деревне к ее «осереднячиванию»8, а также в обеспечении хлебозаготовок, спасших население от голодной смерти, но не от голода.

Однако в результате деятельности комбезов, в деревнях создалось «двоевластие», приведшие к путанице в отношениях и даже к претензиям комбезов на передачу им политической власти из рук Советов, остававшимися к тому времени по своему составу преимущественно беспартийными 9.

Советское правительство не могло этого допустить. Поэтому декретом ВЦИК от 2 декабря 1918 года было провозглашено, что ввиду сложившейся в деревне обстановке, «двоевластия» насущно необходимо провести перевыборы в сельские советы, и после них Советы должны оставаться единственным органом власти, а комбезы должны быть распущены10.

Глубокий кризис в экономике, разразившийся летом 1918 года, был многократно усилен начавшейся гражданской войной. От промышленного центра линиями фронтов оказались отрезанными районы, поставлявшие сырье для промышленности (Средней Азии-с хлопком, Украина и Юг-с хлебом, Кавказ-с нефтью, Урал-с метолом). Нарушились экономические связи между предприятиями. В результате германской оккупации были утеряны крупные промышленные районы Прибалтика, Донбасс. Голод, разруха в городах вызывала отток рабочих в деревню.

Победа в гражданской войне досталась большевикам дорогой ценой. И хотя боевых действий на территории Владимировки не было, все же жители села принимали участие в гражданской войне под знаменем большевиков. Многие из них являются без вести пропавшими в годы империалистической и гражданской войны11.

После изгнания белогвардейцев с территории Курской губернии жизнь в селе начала возвращаться в мирное русло После окончания гражданской войны произошло деление земли в селе Вознесеновка и Владимировка. На представлении от 12 июля 1920 года за №905 уземуправление сообщает, что все служившие как в старой, так и в красной армии, годы призыва некоторые демобилизированы и не возвратились к месту жительства, землей не наделяются, но в обществе должен быть запасной фонд для наделения на случай, если кто-либо из них возвратиться. Красноармейцы, состоящие в данное время на службе, наделяются землей.

В вопросах о судебных делах предлагается руководствоваться, циркуляром уземуправления от 17 августа 1920 года за №643.12. Шло время, село росло.

В порядке трудовой повинности Поселковому сельскому исполкому приказывалось мобилизовать 10 подвоз с веревками и веретьями и таковые выслать к Волостному исполкому для перевозки торфа с Устимовского болота 13. 19 августа 1920 года №451 Укомтруд предлагает мобилизировать 250 подвоз из села Курасовака, Ивня, Устимовка, Круглик и Федчевка для перевозки 23 кубометра дров из Устимовской дачи для Обоянского Упродкома отдела заготовления 14.

Условия жизни постепенно улучшались, но жизнь Владимировцев, как и во всей стране была еще тяжелой. Не хватало продовольствия. За воровство на колхозных полях крестьяне наказывались. Но жизнь шла своим чередом. Все важные вопросы решались на сельских сходах.

В конце 1800 – х годов наше село состояло из 2 деревень Владимировки и Богдановки. Богдановка – это деревня в Курасовской волости Обоянского уезда. По переписи 1882 года – 44 домовладения (50 изб), 296 жителей, из них только один грамотный мужчина; у богдановцев – 127 лошадей, 66 коров. В 1889 г в Богдановке – 685 человек (347 мужчин, 338 женщин). К 1932 г в Богдановке 314 жителей. А к 1960 г Богдановка исчезла с карты области.

В 1882 г. во Владимировке 84 двора (98 изб) крестьян собственников, 505 жителей, из них грамотных три мужчины и одна женщина. Четыре дома имели пчел – 74 колодки.

Во Владимировке и соседней деревне Богдановке было 17 промышленных заведений и один кабак.

С июля 1928 года Владимировка в Вознесеновском поселении. В 1931 году в деревне 568 жителей, на 12 января 1979 г 568 жителей, на 12 января 1989 – 472 (190 мужчин, 282 женщины) В 1997 г 221 домовладение 595 жителей.

В 20е годы население к школе относилось с уважением, так как школа оказывала благотворное влияние на жителей села, что видно из уничтожение в среде крестьян суеверий и предрассудков, а также из гуманного отношения мужчин к женщинам15.

В 1927году в селе был создан Комитет бедноты, в который вошли бедные односельчане, вдовы, иными словами все те, кто не мог своими силами вести хозяйство. Его организатором был Зубков Тимофей Гаврилович. В состав комитета входило 25 дворов. В активе этой небольшой крестьянской организации были Зубков Т.Г., Прешпективый П.И., Прешпективая Т.И., Цуканова А.М., Филатов Ф.П., Зубкова А.К. и т.д. Члены «комитета» занимались совместной обработкой земли, выращивали в основном хлеб. Живности у членов «комитета» было мало, в основном лошади, позже стали появляться коровы и свиньи. Все хозяйство вели совместно. В 1929 году Зубков Тимофей Гаврилович проводит агитацию среди односельчан и членов «Комитета бедноты» о вступлении их в колхоз.

В 1930 году на территории Богдановки был образован колхоз имени Буденного, председателем которого был избран Батурин Павел Иванович, а затем Зубков Тимофей Гаврилович.

На Хохлатчине был образован колхоз имени Карла Маркса, председателем был избран Семенов Григорий Григорьевич. Хозяйство колхоза было небольшим.

В 1931 году к колхозу имени Парижской коммуны присоединился колхоз имени Карла Маркса, а в 1933 г. и колхоз имени Буденного. Так был образован один колхоз имени Парижской коммуны. Здесь выращивали рожь, пшеницу, просо, гречку, овес. Большую часть урожая сдавали государству. Оплата за трудодень равнялась 200 гр. Зерна и 5 коп.

В 1933 году на селе был сильный голод. Многие жители села умерли, не легко пришлось крестьянам в эти страшные годы. Не легко было и детям, им приходилось работать с раннего возраста16.

Но страшное время миновало и в 1936 году самый высокий урожай был получен в колхозе, где с гектара получили по 17 центнеров озимой пшеницы и 11, 7 центнеров ячменя. Урожайность возросла, более, чем в 2 раза17.

Во второй половине 30-х годов угроза новой войны продолжала нарастать. В 12 часов дня 22 июня все радиостанции передали обращение советского правительства к народу с призывом встать на защиту своей Родины. В тот же день была объявлена мобилизация военнообязанных.

Так в первые дни войны колхозники Вознесеновского сельского совета дали для Красной Армии 150 кг, шерсти, 80 метров полотна, 5 пар теплых перчаток, большое количество продукта18. наступление фашистской армии началось 30 сентября. И уже 28 октября 1941 года они оккупировали Ивнянский район. А в село Владимировку пришли в ноябре 1941 года. Об их приходе с горечью вспоминают жители села.

Фашисты стали заходить в дома требовать еду: яйца, сало, молоко. У некоторых забирали коров. Заставляли людей работать на себя.

Когда снег заваливал дорогу, соединяющую трассу Москва – Семфирополь с дорогой на Ивню, владимировцев посылали очищать дорогу от снега вместе с другими жителями Ивнянского района. К счастью немцы в селе не жили, а приезжали и забирали жителей на работу, а также приезжали за продуктами.

Фашисты убивали, уничтожали безоружных, слабых, больных; убивали стариков, женщин, детей. Над населением производились пытки и издевательства. Жителей села постоянно запугивали, держали в страхе. За малейшее неповиновение могли переломать руки и ноги. Вырвать волосы, разбить голову, повесить, а в лучшем случае расстрелять.

Особенно досталось женщинам и молодому поколению в войну им приходилось рыть окопы, таскать на себе мешки с зерном, растить и убирать хлеба, освоить технику. Не было такой работы, какая была бы русской женщине не под силу.

Село было освобождено 14 февраля 1943 года. Восстановить хозяйство пришлось с большими трудностями, силами стариков, детей и женщин. Все трудоспособные мужчины были на фронте. Девушек-подростков посылали на курсы механизаторов, на строительство оборонительных объектов. Это было трудное время, но каждый сознательный человек, стар и мал, отдавали все силы на восстановление хозяйства, чтобы помочь фронту. В колхозе была организована строительная бригада под руководством старика Татаренко И.Ф.. В состав бригады вошли в основном мальчиков возрасте 11-13 лет19.

Для строительства животноводческих помещений женщины на коровах возили лес, а для заливки стен делали саман. В 1943-1945 годах пахали на коровах, уцелевших у колхозников20.

Итак, жители села внесли немалый вклад в великую победу над фашизмом, они героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Не щадили себя и в тылу. Благодаря таким людям Россия смогла защищать свою Родину и освободить страны Европы от порабощения фашисткой Германии.

Итак, за первые сорок лет двадцатого столетия, немало произошло событий во Владимировке, как и по всей стране. Это гражданская война, создание колхозов, раскулачивание, голод и все тяготы, и испытания легли на плечи народа. Так, во время раскулачивания пострадало немало замечательных, трудолюбивых людей, которыми нужно было бы гордиться, а не подвергать репрессиям.

Но в это трудное время уделялось внимание улучшению благосостоянию народа. Была построена изба-читальница, открыта школа. Повысилась урожайность на полях. К концу 40-х годов жить крестьяне стали лучше. Но мирную жизнь, как и всех советских людей перечеркнула войны 1939-1945 годов, которые несли людям страдание, разруху, голод, лишения, потерю близких людей21.



СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЕ К ГЛАВЕ II
1.Воспоминания Кременева Ф.Н.

2.Сельский краеведческий музей села Вознесеновка.

3.Собрание узаконения. №82, С.864, Москва.1917-1918.

4.ГАБО, Ф.403, Оп.1, Д.5, С.21.

5.ГАБО, Ф.403, Оп.1, Д.5, С.28.

6.Тамже.


7.История СССР, Кукушкин Ю.С.,С.76, Москва. 1985.

8.История Советской России, Карр Э. С.529, Москва.1990.

9.Собрание узаконения. С.864, №12, Москва. 1917-1918.

10.Полное собрание сочинений. Ленин В.И., С.352, Т.37.

11.ГАБО, Ф.403, ОП.1, Д.49, С.20.

12.ГАБО, Ф.403, Оп.1, Д.18, С.54.

13.ГАБО, Ф.403, Оп.1, Д.1, С.65.

22.ГАБО, Ф.403, Оп.1, Д.7, С.219.

14.ГАБО, Ф.403, Оп.1, Д.9,С.3.

15.ГАБО, Ф.403, ОП.1, Д.51, С.24.

16.ГАБО, Ф.1368, Оп.1, Д.2, С.8.

17. ГАБО, Ф.952, Оп.1, Д.1, С.7.

18.ГАБО, Ф.403, Оп.2, Д.1, С.22-23.

19.Курская область в период Великой Отечественной войны Советского Союза. Сборник документов. Т.2, С.601-606, 1941-1945.

20.// Родина « Из объяснительной записки к акту комиссии по расследованию зверств гитлеровцев в Ивнянском районе.

21.Курская область в период Великой Отечественной войны Советского Союза. Сборник документов. Т.2, С.601-606, 1941-1945.




Глава 3. Культурное развитие села.

В двадцатые годы население к школе относилось с уважением, т.к. школа оказывала благотворное влияние на жителей села, что видно из уничтожения в среде крестьян суеверий и предрассудков, а также из гуманного отношения мужчин к женщинам.

В 1913 году во Владимировке была построена школа по решению земства. Она представляла собой дом, обитый доской желтого цвета. Состояла школа из одной большой комнаты, где проходили занятия, в ней же и жила учительница, и комната, где располагалась печь для отопления дома. В здании было два входа – один со стороны сада, второй – с левой боковой стороны.

В первый год учебы в школу пошли около 30 человек, разных возрастов. Все эти дети пошли в первый класс. Учились только мальчики, а девочки пряли, ткали, помогали по дому. Их родители считали, что девочкам грамота не нужна. В первом наборе были только 2 девочки: Елизавета Гавриловна Батурина и Екатерина Павловна Прешпективая 1904 года рождения. Они окончили три класса с похвальными листами. Учила детей Екатерина Ивановна Рязанова, которая являлась и учителем и директором школы. Учительница была грамотная, начитанная, но в тоже время строгая, требовательная, старалась дать знания детям. Поэтому в школе была хорошая дисциплина и успеваемость, да и сами ученики были уже взрослые и стремились к грамоте. Многие из детей оканчивали начальную школу с похвальными грамотами.

С приходом Советской власти в село Владимировку, Екатерина Ивановна уезжает из села. Её работу продолжает Ирина Петровна Беспалова. В это время количество учеников увеличивается до 50 человек.

В то время во Владимировской начальной школе изучались следующие предметы.


В первом классе:

  • арифметика устный счет (2ч)

  • чтение (4ч)

  • письмо (2ч)

  • арифметика письменного правила (2ч)

  • чистописание (1ч)

  • арифметика устные задачи (2ч)

  • заучивание стихов (1ч)

  • списывание с книги (1ч)

  • беседа по произведению (1ч)

  • диктант (1ч)

  • рисование (1ч)

Первоклашки занимались 6 дней в неделю по 3 урока в день. Всего у них было 18 уроков.

Во втором классе:



  • арифметика письменные правила (2ч)

  • грамматика упражнений (2ч)

  • чтение статей (2ч)

  • переложение (1ч)

  • диктант (1ч)

  • объяснительное чтение (1ч)

  • арифметика устной задачи (2ч)

  • арифметика выяснение правил (1ч)

  • списывание с книги (2ч)

  • чтение (1ч)

  • естествознание (2ч)

  • заучивание стихов (1ч)

  • арифметика устного счета (1ч)

  • чистописание (2ч)



  • рисование (1ч)

во втором классе было 22 урока в неделю, занимались 6 дней по 3-4 урока в день

В третьем классе количество уроков увеличилось до 28. дети учились по 4-5 уроков в день, 6 дней в неделю.

Предметы, изучаемые в з классе:


  • арифметика задач (2ч)

  • переложение (1ч)

  • чтение (3ч)

  • проверка переложения (1ч)

  • диктант (2ч)

  • арифметика устного счета (2ч)

  • грамматика упражнений (2ч)

  • география (2ч)

  • физика (2ч)

  • арифметика выяснение правил (2ч)

  • описывания картин (1ч)

  • объяснительное чтение (1ч)

  • проверка описания картин (1ч)

  • естествознание (1ч)

  • заучивание стихов (1ч)

  • арифметика (1ч)

  • чистописание (1ч)

  • геометрия (1ч)

  • переложение стихов (1ч)

  • рисование (1ч)

В начале войны даже школа прекратила работу. Позднее в 1942-1943 годах школа была переоборудована в госпиталь. Жители села помогали ухаживать за ранеными. Чаще это делали дети-подростки. Им приходилось копать могилы и хоронить умерших. Это было самое страшное время для людей, которое принесло страдания, разруху. Голод, лишения, потерю близких людей.

То страшное время не обошло стороной и здание школы. В то время в ней работали Козлов Константин Иванович и Батурина Александра Ильинична. От школы уцелели только крыша и стены, разбитые осколками снарядов. Хотя крыша была и железная. Но из-за попадающих снарядов были образованы большие дыры, и она протекала.

В послевоенные годы детей обучали:

Воеводина Зинаида Сергеевна

Беспалова Ольга Павловна

Кашлакова Вера Ивановна

Дюкарева Мария Николаевна

С 1946 года после окончания Обоянского педагогического училища стала работать во Владимировской школе учительница начальных классов Несмачная Мария Ивановна.

Вот что она вспоминает: «Вместо парт стояли столы и скамейки. Где вмещались по 4-5 человек. Наполняемость классов была где-то по 30 и более человек. Окна были заложены кирпичами, застеклены были только 4 шипки.

Учебников и тетрадей не хватало. Но дети учились добросовестно, т.к. постоянно ощущался их интерес к знаниям, хотя жили бедно, но было весело: в школе проводились самые различные мероприятия. Т.к. денег в школе на подарки не было, учителя сами пекли пироги, различные сладости и поощряли детей.

Школа была излюбленным местом односельчан, туда спешили, как говорят, и стар и млад для того, чтобы посмотреть праздник, подготовленный учениками школы, а также узнать про успехи и неудачи своих детей.

С 1958 года Владимировскую школу возглавила Дюкарева Мария Николаевна. С 1967-1968 годов школа стала семилетней. Воспитателями и преподавателями здесь работали:

Директором и учителем русского языка была Трошина Анна Фёдоровна; учителем трудового обучения был Трошин Николай Федорович; учителем физкультуры был Батурин Степан Александрович, а его жена Батурина Татьяна Андреевна была учителем немецкого языка; также учителем немецкого языка была Моисинкова Христина Андреевна; учителем начальных классов – Несмачная Мария Ивановна; учителем физики и математики – Прешпективых Иван Филиппович.

Ученики Владимировской школы интересуются историей села, обращаются за помощью к взрослым. Так, из воспоминаний заместителя директора Прешпективых Ивана Филипповича, они узнали, что во время ВОВ. Школа была частично разрушена, нужно было ее ремонтировать вновь. Иван Филиппович закончил 5 классов в 1934 году, а через 2 года закончил Курасовскую семилетку. В семье было 6 детей. Поэтому дальнейшее обучение было невозможным. Но он все же окончил Рыльский рабфак ИВХТИ, получал повышенную стипендию. При поступлении в ВХТИ он столкнулся с настоящей проблемой, т.к. на одно место было 9 желающих обучаться. Денег, конечно же, у Прешпективых не было, но он сдал вступительные экзамены и поступил. Возвращаясь с другом, домой, Иван Филиппович нашел на дороге спичечный коробок и, чтобы быстрей добраться домой, футболил его. Но через некоторое время решил поднять коробку и не поверил своим глазам, в ней лежало 10 рублей. Счастью не было предела.

В конце августа Ивана Филипповича вызвали в ВХТИ. Но через несколько месяцев вышло постановление Сталина о платном обучении и отмене стипендии. Конечно же, студенты устроили забастовку, а в 1941 году началась война, Иван Филиппович проработал учителем 1 год в Воронежской области. А в 1942 пошел на фронт, недалеко от Харькова; через несколько месяцев получил контузию, что отразилось на зрении. Затем сильно заболел. Переливание крови не принесло должных результатов. Не дождавшись выздоровления, Иван Филиппович опять отправился на фронт под Харьков. Его назначили составителем вещей, имеющихся у солдат ВНХВД.

Вместе с войсками прошел Румынию, Болгарию, Югославию,…

Знание немецкого языка помогло при освобождении Австрии, где Иван Филиппович работал при штабе делопроизводителем. Но контузия давала о себе знать все чаще и чаще. В результате чего он был комиссован и получи 3 группу инвалидности.

С войны вернулся вначале к брату в Воронежскую область, а вскоре переехал во Владимировку. Долгое время работал директором Вознесеновской школы, а затем в 60-е годы перешел во Владимировскую школу завучем. Преподавал физику и математику. Сам начертил эскиз пристройки к школе и руководил строительными работами. Ушел на пенсионный отдых в 1985 году. Но еще не раз его просили поработать в школе, и Иван Филиппович соглашался.

С 1981 года школа стала восьмилетней. Директором школы была назначена Афанасьева Галина Федоровна.

До 1985 года в начальном звене Владимировской школы работал один учитель Несмачная Мария Ивановна, которая обучала одновременно три класса. А в 1986 году она ушла на заслуженный пенсионный отдых и на смену Марии Ивановны, закончив Белгородское педагогическое училище, пришла Дуракова Елена Николаевна. Спустя два года учительский состав начальной школы пополнился. Из Ивни приехала молодая учительница Лидия Петровна, которая начала обучать детей с шести лет. Это был первый пробный класс, который обучался в новом красивом здании Детского сада. А также учителями малышей стали Харев Владимир Анатольевич Шахгельдиева Анна Владимировна.

С 1989 года в начальном звене дети стали обучаться 4 года, и школа получила статус девятилетней.

В то время в школе работали:

Директор школы, учитель русского языка – Афанасьева Галина Федоровна;

Учитель математики – Иванисова Зинаида Александровна;

Учитель физкультуры, труда – Пархоць Федор Владимирович;

Учитель иностранного языка – Пархоць Клавдия Александровна;

Учитель истории – Переверзева Валентина Алексеевна;

Учитель химии и биологии – Рыбаконенко Раиса Алексеевна;

Учитель русского языка и литературы – Чернов Павел Иванович;

Из стен школы вышло не мало замечательных людей:


  • Потрясаев Василий Николаевич, который долгое время руководил заводом «Новатор» в г. Белгороде. А с 2002 года был избран жителями города Белгорода на должность Мэра. Он внес огромный вклад в строительство нового здания школы во Владимировке.

  • Лысенко Сергей Павлович – капитан налоговой инспекции. (г. Белгород)

  • Тарасов Григорий Васильевич – заведующий отделением информации ГТРК «Белгород», настоятель храма Иконы Божией Матери «Скоропослушница».

  • Петров Николай Степанович – заслуженный ветврач РФ

  • Цуканова Валентина Марковна – заслуженный работник торговли РФ

  • Кременев Михаил Анатольевич – передовик колхоза

  • Несмачный Сергей Викторович – механизатор, художник-оформитель в свободное время

  • Поедало Юрий Викторович – директор ООО «Холдинг»

В 2000 году Владимировская школа получила статус муниципальной средней общеобразовательной школы и новое здание школы.

Радостью и надеждой вошел день первого сентября со знаменитым звонком не только в классы, школьные кабинеты, залы, лаборатории, но почти в каждый дом, каждую нашу семью. Эти радость и надежда многократно усиливаются, если первый звонок извещает о начале учебного года в таком замечательном двухэтажном здании, где в классах и коридорах еще стоит запах новостройки, сверкают свежестью и чистотой разнообразные краски.

Этого радостного дня ждали с нетерпением все жители села на протяжении более 20 лет.

С 2000 года директором Владимировской школы была назначена Родионова Лариса Анатольевна, которой пришлось обустраивать и оформлять новое здание школы.

С этого времени школа является учебно-воспитательным комплексом. На ее базе открыта школа искусств, работают кружки, клубы по интересам, спортивные секции, детская общественная организация, возрождаются народные промыслы и традиции.

Педагогический процесс направлен на воспитание высоконравственного русского человека, знающего свою историю, культуру, традиции, обычаи, способного жить и работать на земле.

В 2006 году Родионова Л.А. назначена главой администрации Вознесеновского сельского поселения, а директором школы стала Лысенко Вера Николаевна.

А в 2008 году Лысенко В.Н. перевели директором в Ивнянскую школу №2, а Григорец Наталью Владимировну назначили директором во Владимировскую школу.

В каждом доме Владимировки есть выпускники нашей школы. Всех не перечесть, но в каждом из этих людей можно увидеть настоящего человека, любящего свое дело и жителей-односельчан.

За последнее время Владимировка выросла. На территории села, находятся: средняя школа, детский сад, Дворец культуры, библиотека, 2 магазина, медпункт.

Шло время… Изменился облик нашего села, а с ним изменилась жизнь, быт и обычаи односельчан. Люди своими усилиями благоустроили наше село, все дороги асфальтированы, во всех домах есть газ, проведена вода. Вокруг села расположены поля, на них труженики села выращивают зерно, свеклу, кукурузу и подсолнечник. В нашем селе люди умеют не только хорошо работать, но и веселиться от души.

Учащиеся школы собирают и бережно хранят экспонаты старины, материалы характеризующие культурную и духовную жизнь крестьян, их быт и уклад жизни. У русского народа из - покон веков было не мало интересного, самых разнообразных праздников и обрядов, своих традиций.

Так сохраняется связь поколений. Ведь мы знаем: народ, который не уважает прошлого, не имеет счастливого будущего.

Заключение.
Данная работа является попыткой исследования на основе специальной исторической литературы, архивных документов, истории села Владимировка с момента образования и до настоящего времени.

В 19 веке после Отечественной войны 1812 года Владимировка была отдана генералу царской армии Устимовичу Адриану Прокофьевичу. Очень много для развития села сделал Константин Николаевич Устимович, племянник Адриана Прокофьевича, которому было отдано село после смерти дяди. В те времена главным занятием являлось земледелие.

В 1874 году правительством было утверждено новое «Положение о начальных народных училищах», которые действовали до 1917 года.

После отмены крепостного права в селе в основном сохранилось общинное землепользование.

В начале 19 века 9 ноября 1906 года П.А. Столыпин издал указ, позволявший крестьянам закрепить за собой свой надел. Началась столыпинская аграрная реформа. Основной ее целью было стремление создать крепкое крестьянской хозяйство, основное на частной земельной собственности.

По указу 9 ноября, землевладелец получает также возможность выселиться из деревни на хутор и вести там самостоятельное хозяйство. В годы реформы из общин выделилось около 2-х миллионов хозяйств, в основном зажиточных. Это был успех политики Столыпина.

Массовые войны 20 века непосредственно касались каждого человека. Первая Мировая война вырвала миллионы людей из их естественного окружения, превратила их в маргиналов и научила убивать.

И хотя боевые действия Первой Мировой войны на территории села не происходили, все-же жители села принимали участие в боевых сражениях, так как являлись солдатами старой армии и попали в Австро-Герменский плен. В результате этого многие семьи остались без мужей, сыновей.

После революции 1917 года Константин Николаевич Устимович вернулся в имение, но революционные события не обошли стороной красивую и богатую усадьбу Устимовичей.

После разорения дома дочери Инна, Мария и Ольга уехали в Обоянь. Мария и Ольга преподавали в начальных классах школы. Любовь уехала во Францию, откуда присылала лекарства, а младшая сестра Иннушка лечила людей, так как в былые времена получила большие знания и практические навыки от отца.

После окончания Гражданской войны произошло деление земли. 31 декабря 1919 года на территории села были проведены выборы председателя на VIII съезде.

Таким образом, можно говорить о том, что цели исследования, поставленные перед началом работы, выполнены, подтверждением чего являются результаты.

Изучив историю села мы считаем, что оно прошло в своем развитии те же этапы, что и все государства в целом. Поэтому, изучая отдельные периоды развития государства, примером можно брать аналогичные периоды в истории села Владимировка, учитывая также и своеобразие его развития.

… Проходит время. К сожалению, оно быстротечно. Уходят люди, многое забывается, но связывает все поколения та невидимая нить, которая зовется памятью. Память священна. Мы не должны забывать то духовное родство, которое связывает отцов и внуков, мы должны беречь и хранить традиции своих предков, мы должны любить свою землю, свой край, где живем, взрослеем, гордиться ее духовным богатством.

Я думаю, что каждый человек должен знать историю своего края.

Список источников и литературы.

1. Архив и экспозиции сельского историко-бытового краеведческого музея.

2. Архив и экспозиции школьного краеведческого музея.

3. Воспоминания старожилов села Вознесеновка: Захаровой М.Е., Чернявского К.Ф., Кременева Ф.Н.

4. Государственный архив Белгородской области.

5. Итоги статистического исследования по Курской губернии. Курск. 1887.

6. Крестьянское движение в Белгородской дореволюционной деревне. Государственный архив Белгородской области. Белгород. 1991.

7. Копии документов из Московского Государственного архива древних актов, хранящиеся в архиве сельского историко-бытового краеведческого музея.

8. Копии докладов Курской губернской Земской управы.

9. Копии собраний узаконения.№81,№82,Москва. 1917-1918.

10. Курская область в период Великой Отечественной войны Советского Союза. Сборник документов. Т.2. 1941-1945.

11. // Родина. Ивнянского района, Белгородской области.

12. Сборник статистических сведений по Обоянскому уезду, Курской губернии. Москва.1883.

13. Справочная книга о церквях, приходах и притчах Курской епархии. Курск.1908.

14. Списки населенных мест Российской империи. СПб,1868.

15. Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1913-1914.


Литература.
1. Белгородский край в истории СССР. Воронеж. 1978.

2. Белгородская область. Воронеж.1974.

3. Белгородский численник. Белгород.1993.

4. Белогорье. Альманах. Белгород.1999.

5. Большая Советская энциклопедия, 2-е издание, т.17.

6. Большая Советская энциклопедия, 3-е издание, т.19.

7. Большая Советская энциклопедия, т.31.

8. Социально-культурное развитие. Ивнянский район. Багрянцев А.

9. Города Белгородской области. Воронеж. 1973.

10. Истоки. Выпуск-2, Белгород.1993.

11. История СССР. Кукушкин. 1935.

12. История Советской России. Карр Э. Москва. 1990.

13. Полное собрание сочинений. Ленин В.И. Т.35-37.

14. Белгородский алфавит. Осыков Б. Воронеж. 1990.

15. Белгородская деревня. Историческая хроника. Пархоменко И.Г., Чиченков А.П. Белгород. 1997.

16. Культурная жизнь в Белгородской области. Историческая хроника. Пархоменко И.Г., Чиченков А.П. Белгород. 1997.



17. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Семенов В.П. СПб.1902.



скачать файл



Смотрите также:
Судьба села Владимировка в судьбе страны
436.12kb.
«Я не верю судьбе» Литературная гостиная, посвященная 75-летию со дня рождения В. С. Высоцкого
154.35kb.
Молодежь и выборы. Россия, я твоя росинка
32.73kb.
Трагическая судьба Григория Мелехова
15.84kb.
Топоніми села баламутівка
56.21kb.
Центр и периферия мирового хозяйства
117.61kb.
Классный час «Освобождение города Воронежа в Великой Отечественной войне»
73.94kb.
М. С. Грушевський приділив велику увагу аналізу літописній інформації Болохівської землі, суперечливій політиці князів з сусідніми державами, етнічної незалежності болохівців
80.42kb.
Конспект урока по краеведению. Елховская школа Тема урока: «Святые места села Елховка»
29.84kb.
Свято мій рідний краю, рідний Норинськ, найкраще місце на Землі !
183.42kb.
«Страны Африки»
30.54kb.
«Семья» Подготовила учитель английского языка Пархоць К. А. с. Владимировка 2009 г Задачи
31kb.