voeto.ru страница 1
скачать файл


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя школа №49

Современное кино. Вред или польза?
(Исследовательская работа)

Выполнила

ученица 10 «А» класса

Чапанова С.

Руководитель

учитель обществознания

и права СОШ № 49 г.Томска

Иваненко Н.Г.

__________________

Томск 2008

Содержание
Содержание…………………………………………………………………………………....3

Введение………………………………………………………….…………...........................4



1. Теоретическая часть….…………………………………………….............................6

1.1. Современное кино: определение и жанры…………………....……......................6

1.2. Основы сценарного творчества……………………………………………………...8

1.3. Основные компоненты сценария…………………………………….......................12



2. Эмпирическая часть…………………………………………………..........................19

2.1. Программа социологического исследования……………………..………………19

2.2. Интерпретация собранных данных………………………………………………....22

3. Заключение………………………………………………………………………………..28

Список используемой литературы…………………………………………....................29

Приложение. Вопросы для интервью…………………………………………………...30



Введение
На сегодняшний день в мире существует столько проблем, что даже страшно подумать, а эти проблемы граничат с успехом людей в разных делах. Каждый день происходит много нового и интересного о чем бы все хотели знать, а также столько загадочного и необъяснимого о чем мы можем только догадываться. Все это нашло свое отражение в кинематографе. Люди снимают кино о том, что интересно, о том, что волнует людей! Все фильмы несут социальную значимость - ведь без зрителя кино не будет существовать.

Поэтому я бы хотела поподробнее узнать, как же кино делается и какова же его социальная значимость? Что оно несет людям: знания и позитивные эмоции или наоборот?

В моей теме сразу же заявлен вопрос « Современное кино. Вред или польза?» именно на этот вопрос я и буду отвечать, это мой проблемный вопрос.

Кинематограф был на пике популярности 30 лет назад, он популярен сейчас и через 30 лет он будет востребован. А вот зачем он нужен и какая от него польза, чему он может научить и может ли вообще, это и есть сфера моего интереса.

Моей главной целью является выяснение мнений людей о кино разных возрастов (на примере г. Томска). Для осуществления поставленной цели мне нужно во-первых изучить демографическую статистику, во-вторых проанализировать книги по социологическим исследованиям (для того чтоб точнее разобрать методику интервью), в-третьих я найду информацию о самом кино: определения и жанры и в-четвертых мне надо будет составить вопросы для интервью и собственно говоря, его провести.

Я буду выделять три возрастных группы: 15-25лет,25-55 лет и 55 лет и старше. Разделение я буду проводить, потому что у каждого поколения свои взгляды на все, в том числе и на кинематограф. И все эти поколения росли в разные времена: кто-то рос в послевоенное время, кто-то в советские времена, а кто-то во времена перестройки. Очень интересно будет узнать мнения людей, в зависимости от духа их времени, когда они росли и получали воспитание. А чтоб получить наиболее точную информацию, я опрошу людей в процентном соотношении, ведь людей разных возрастов разное количество, таким образом, моя выборка будет репрезентативной. Я проведу социологическое исследование, где методом сбора информации будет выступать интервью. Так я смогу больше узнать, и усовершенствую свои коммуникативные компетенции. Поговорив с людьми, я обработаю собранную информацию и сделаю выводы.

Поскольку моя работа является исследовательской, значит, у меня должна быть гипотеза, и она есть, точнее они, потому что их несколько.

1)Люди в возрасте от 15 до 25 лет относятся к кино положительно. Любят смотреть и иногда подражать актерам, героям фильмов, что может негативно сказываться на их психике т.к. существует множество фильмов с содержанием ненормативной лексики и сценами жестокого насилия над животными и людьми. Я считаю, что молодежь более зависима от фильмов, чем другие возрастные группы.

2)Люди 25-55 лет могут относиться к фильмам как позитивно, так и негативно. В основном смотрят кино для развлечения и отдыха. Женщины в этой возрастной группе наиболее подвержены стрессам и переживаниям от просмотра фильмов, чем мужчины.

3) Я считаю, что люди 55 лет и старше относятся к фильмам негативно, поскольку считают, что в современном кино стало больше насилия и жестокости, а также откровенных сцен. Это люди пережившие войны и перестройку и им тяжело смотреть современное кино, поскольку в них так ярко и подробно показано насилие, войны, убийства. Но люди этой возрастной группы предпочитают смотреть семейные фильмы и сериалы т.к. чаще всего они сидят дома.

Права я была или нет узнаю после того как проведу интервью.

Продуктом своей деятельности я пока вижу только статью, но в ходе работы может многое измениться, а пока все так.



1.1. Современное кино: определение и жанры
Я бы хотела начать с определения, что же такое кино?

Кино- то же, что и кинофильм. Кинофильм-произведение киноискусства, предназначенное для демонстрации на экране. Кинофильмы многогранны и первое что делит кинофильмы - это жанры. Жанров существует большое количество и в последние время бывает, что жанры смешивают, по сколько не могут соотнести фильм к какому-то одному жанру.

Некоторые виды и жанры кинематографических произведений.

Анимация, боевик, вестерн, война, детектив, документальный, драма, исторический, комедия, мелодрама, мюзикл, приключения, триллер, ужасы, фантастика, фильм – катастрофа, фэнтэзи.

Агитфильм — короткометражный художественный или документальный фильм публицистического характера, используемый в целях политической агитации.

Вестерн — жанр американского кино, получивший широкое распространение; посвящен, как правило, героизации первых поселенцев Запада. Достоинствами вестерна являются острота сюжета, занимательность и динамизм действия.

Документальное кино (хроникальное, монтажное и пр.) — вид киноискусства; как правило, основано на съемках подлинных жизненных фактов и явлений.

Исторический художественный фильм- жанр киноискусства; кинопроизведение, в котором в игровой форме воссоздаются исторические события.

Киножурнал — вид кинохроники, содержащий короткую информацию о жизни страны, внутренних и международных политических событиях и др.

Кинокомедия — жанр киноискусства, главной особенностью которого является изображение характеров, конфликтов и ситуаций, вызывающих смех зрителей.

Киномюзикл — жанр, соединяющий в себе признаки музыкального и драматического произведения (например, оперетта), иногда оперу или балет.

Кинохроника — оперативная киноинформация (репортаж) об актуальных событиях и фактах современной жизни.

Музыкальное кино — вид киноискусства, в котором музыка играет главенствующую роль.

Мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая мультипликация) или объемных (объемная мультипликация) объектов. Развивается в разных жанрах. Излюбленный жанр мультипликации — сказка.

Научное кино — область кинематографии, развивающаяся в четырех самостоятельных видах: научно-популярное, учебное, научно-исследовательское и научно-производственное кино.

Научно-популярное кино — один из видов научного кино, которое рассказывает в общедоступной форме об основах различных наук, популяризирует достижения во всех областях знания. Использует специальные виды съемки (замедленная, ускоренная, в рентгеновских лучах, микросъемка), мультипликационное (графическое и объемное) моделирование. К этому виду кино традиционно относят фильмы по искусству, спорту, кинопутешествия и т. д. Научно-популярное кино включает в себя такие жанры, как кинолекция, киноочерк, фильм-наблюдение, фильм-размышление, фильм-исследование, фильм-предупреждение и т. д.

Научно-фантастическое кино— вид киноискусства; основной прием — мысленный эксперимент, показ возможностей и опасностей научного прогресса, постановка перед зрителями важнейших проблем современного мира (нравственных, философских, социальных). Заставляет задуматься о будущем человеческой цивилизации.

Приключенческий фильм (триллер)— фильм приключенческого жанра, для которого характерна острая, напряженная фабула, основанная на приключении, то есть происшествии неожиданном, нарушающем привычный ход событий, заключающем в себе потенциальную опасность и побуждающем героя к действию.

Панорамное кино — вид кинематографа, В котором фильм обычно снимают одновременно на три кинопленки, причем на каждой получается треть изображения объекта; проецирование осуществляется тремя проекторами на сильно прогнутый экран больших размеров.

Стереокино — вид кинематографа, технические средства которого (очки и др.) позволяют создавать у зрителя иллюзию объемности изображаемых на экране объектов.

Телевизионные журналы — способы отображения окружающего мира на телеэкране: очерк, интервью, репортаж, телеспектакль, многосерийный телефильм и т. д. Современная система телевизионных жанров объединяет различные жанры журналистики, искусства, научной популяризации, формы развлечения и обучения.

Художественное (игровое) кино — вид киноискусства, включающий фильмы эпического, лирического и драматического жанров. Изображает действительность в образах, созданных соединенными усилиями сценариста режиссера, оператора, актера.

Так как в процессе глобализации мы смотрим все фильмы, за исключением фильмов которые противоречат этническим взглядам, поэтому я не буду разделять зарубежное и отечественное кино.
1.2 Основы сценарного творчества
Чтоб лучше узнать структуру кино я обращусь к книге Р. Уолтера в которой подробно описывается нужная мне информация. Но я не буду списывать всю информацию из книги, а сделаю выборку и выделю такие подгруппы: а) «Фильм и зритель», б) «Реальность и вымысел».

«Сценарное мастерство: кино - и теледраматургия как искусство, ремесло и бизнес»

Ричард Уолтер - профессор, заведующий кафедрой сценарного мастерства факультета театральных искусств (отделения кино и телевидения) Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, кинодраматург.

а) Фильм и зритель.

Уолтер подчеркивает, что фильм делается для зрителей. Полотно живописца, которое обрело хозяина, живет века. Стихотворение, изданное даже небольшим тиражом, приносит поэту бессмертие. Но фильм без публики имеет тот, же эффект, что и кинолента, которой вообще нет. Конечно, технически фильм может существовать, но без зрителей талант и труд, воплощенные в картине, равны нулю. Отсюда следует, что сценаристы не должны стесняться желания привлечь к своему фильму как можно больше зрителей.

Автор иллюстрирует свою мысль следующим примером. Возьмем отдаленную радиостанцию ограниченного диапазона действия. Представим себе одинокого диск-жокея ночной джазовой программы. Не исключено, что в одну из ночей, в какой то момент ни одна душа не настроилась на его передачу. Осуществляется ли в этом случае процесс коммуникации?

Аристотель более двух тысячелетий назад отмечал, что процесс коммуникации включает три компонента: источник, сообщение и адресат. Если отсутствует хотя бы одна составная часть, коммуникации нет. Поэтому, если диск жокея никто не слушает, никакой коммуникации нет, ибо отсутствует получатель информации. Примечательно, однако, что сам диск-жокей пребывает в неведении относительно размеров своей аудитории.

Специфика работы сценаристов мало чем отличается от положения этого диск-жокея. Драматурга можно назвать источником, его сценарий - сообщением, а публику - адресатом. Однако ни один сценарист заранее не знает, будет ли его произведение воплощено в фильм. Сценарные отделы кино- и телестудий завалены пьесами для экрана. Но даже тем сценариям, по которым сделаны фильмы, не всегда удается дойти до публики, так как после съемок - по самым разным причинам - картины иногда попадают на полки хранилищ.

"Первая, последняя и единственная заповедь сценариста, - утверждает Уолтер, - будь достоин аудитории, дорожи ее мнением, вниманием и временем. Единственное нерушимое правило сценарного творчества: не быть скучным".

Есть сценаристы, полагающие, что уважать зрителей - значит идти у них на поводу, учитывать вкусы публики - значит сводить творческий процесс к проституированию. Настоящий художник, утверждают они, не должен угождать толпе, перед ним стоит задача более возвышенная. Он погружается в счастливый духовный транс, от которого начинают струиться его творческие соки, играет творческое воображение, данное богом. И все, что он ни делает, прекрасно, потому что прекрасен он сам.

По мнению Уолтера, все это - по сути самообожествление, пагубная для настоящего искусства чепуха. Ибо хороший сценарий всегда находит свою аудиторию. Но это не означает, что успехом пользуются только хорошие фильмы и что любой хороший фильм ожидает несомненный успех. Даже Аристотель признавал такую вещь, как неудача. Уолтер не считает, что о достоинствах картины можно судить по размерам аудитории.

Почему зрители загораются от тех или иных кинолент - извечная тайна.

б) Реальность и вымысел.

Кино - это подделка под реальность, - пишет автор, считая, что в этом утверждении нет ни доли преувеличения. (Кстати, преувеличение - вполне, законный стилистический прием сценаристов.) Ибо только компоненты картины можно так вольно организовывать, выстраивать в порядок, смешивать, превращать в объекты манипулирования. Время, пространство, сюжет и персонажи вырисовываются и перекраиваются по воле сценариста и для его удобства. Актеры, часто хорошо знакомые зрителям как реальные люди, изображают персонажей, которыми, разумеется, они не являются. Они действуют в ситуациях, срежиссированных до мелочей с помощью грима, костюмов, париков, света. Они декламируют заученные диалоги, которые, как всем известно, написали сценаристы и т. д. Более того, как знает даже новичок в киноискусстве, сцены фильма развертываются на экране не в той последовательности, как были сняты. Даже большая часть диалогов вероятней всего была записана - и перезаписана - в другом месте и в другое время. Конечно, публика не должна об этом думать, глядя на экран.

Действительность доступна бесплатно на улице. Зрителям нужна не правда, а сладкая, соблазнительная ложь, - говорит Уолтер. "Откровенно говоря, задача сценариста - умело и обаятельно лгать". Однако у некоторых драматургов, особенно начинающих, наблюдается саморазрушительная тяга к реализму. Конечно, она имеет прямое отношение к самой природе кино, его технологии, его традициям.

Когда Томас Эдисон изобрел свой кинескоп, он тренировался на всем, что двигалось. Первые фильмы Эдисона - только о движении карет, трамваев, пешеходов, снующих по улице за окнами его мастерской-студии. Простого движения было достаточно, чтобы заворожить публику, но на пороге века кинематографисты осознали необходимость синтезировать действия и события, придать случаям и происшествиям некоторое подобие порядка, чтобы задержать внимание аудитории хотя бы на несколько минут.

Эти первые шаги раннего кино, регистрировавшего реальность, наряду с портативностью камеры объясняют, по крайней мере, отчасти, упорное стремление кино- и телесценаристов к правдоподобию.

Несмотря на то, что большая часть кинопроцесса происходит сегодня не на натуре, а в павильонах студии, любого, кому случится быть на съемочной площадке с декорациями, не может не поразить удивительное сходство с натурой. Кинокамера - чудесный аппарат, позволяющий изображать вещи даже реальнее, чем они есть на самом деле.

Как-то на одной из голливудских студий Уолтеру пришлось пройти мимо декораций небольшого американского городка. Жара в тот июльский день стояла немилосердная. Но городская площадь была подготовлена под съемки зимнего эпизода: везде толстым слоем лежал сухой белый порошок, с сугробами у машин и стен домов. По имитированной заснеженной дороге были проложены четкие отпечатки колес машин, полупрозрачные виниловые сосульки свисали с водосточных труб и карнизов окон. Эффект зимы был таким сильным, что даже в такой знойный день Уолтер невольно поежился и поднял воротник. Точной передачи холода было более чем достаточно, чтобы вызвать у человека вполне натуральный озноб.

Следует признать, отмечает автор, несмотря на все недостатки, Голливуд всегда достигает необыкновенного совершенства в создании первоклассной копии действительности.

Именно не к реализму, а к этому слепку с реальности должны стремиться сценаристы. Ибо жизненные, правдивые сюжеты с реальными, правдоподобными героями противоречат главному постулату сценарного мастерства - они скучны. Ведь с бытовыми проблемами люди сталкиваются каждый день. А в жизни господствует скука.

И слава богу, восклицает Уолтер. Потому что без нее не нужно было бы ни искусство, ни творчество в целом, ни кино в частности.

Автор советует остерегаться тех фильмов, которые претендуют на роль носителей скрупулезной истины. Лауреат Нобелевской премии, физик и математик В. Вайскопф считает, что истина существует в двух видах: внешняя истина и внутренняя истина. К первому типу относится истина, противоположное значение которой - ложь. Обратное понятие второго типа истины - неким образом тоже истина. Поисками именно второго вида истины занято искусство. Истина этого порядка предполагает нечто большее, чем точное знание числа горошин в чашке.



1.3 Основные компоненты сценария
Все литературные произведения следуют примерно по одинаковой схеме с маленькими различиями (вступление, завязка, середина, кульминация и развязка). Все фильмы тоже имеют некую схему. И для того чтоб узнать ее я опять обращусь к книге Р. Уолтера. Также сделаю выборку и поделю на следующие подгруппы: а) «Сюжет и его конструирование», б) «Начало», в) «Тональность», г) Главный герой, д) «Середина», е) «Предсказуемость», ж) «Случайность», з) «Конец», и) «Стереотипы».

а) Сюжет и его конструирование.

Хотя все элементы сценария важны и существуют взаимосвязано друг с другом, отмечает Уолтер, самый важный и, несомненно, самый трудный его компонент - сюжет. Главное в сценарии - это: 1) структура, 2) структура, 3) структура. Не все новички - равно как и большинство опытных драматургов - понимают, что означает структура применительно к сюжету. Со структурой здания легче. Дом состоит из множества элементов, но основных три - пол, стены, крыша.

На первый взгляд, сюжет не имеет ничего общего с домом. Однако сюжет - это тоже конструкция, но внутренняя, интеллектуальная, эмоциональная по своей природе. Он состоит не из балок, а мыслей, построен не из кирпичей, а из слов. Структура сюжета включает три основных компонента - начало, середину и конец.

Это понятие трехсоставной сюжетной структуры сформулировано Аристотелем почти две с половиной тысячи лет назад. Начало сюжета, по Аристотелю, это та часть, которая идет первой и перед которой ничего нет.

Ссылаясь на свой богатый опыт рецензирования сценариев, Уолтер отмечает, что самая типичная ошибка сценаристов заключается в том, что они не могут определить, с чего начать. "Крамер против Крамера" - это пример фильма, начинающегося в нужном месте. В первых кадрах миссис Крамер (в прекрасном исполнении Мерил Стрип) стоит в дверях, вещи упакованы, она пытается довести до сознания мужа, что покидает его, что их супружеская жизнь закончилась.

Менее опытный сценарист вероятней всего начал бы с дней учебы этой пары в колледже, их свиданий, ухаживаний и свадьбы. Затем последовало бы подробное описание постепенного ухудшения их отношений. Он выдавливает пасту с середины тюбика, это ее бесит. Она бросает свои трусики в раковину и оставляет их там, что вызывает у него отвращение. Его служебная карьера под угрозой, и он задерживается на работе, она уныло проводит одинокие часы перед телевизором, забывая о ребенке, поглощая виски и кокаин. Примерно к концу второго действия, где-то на семидесятой-восьмидесятой странице сценария напряженность их отношений выливается в грандиозную ссору. Она рыдает из-за отсутствия внимания с его стороны. Он жалуется на то, что она не помогает ему продвигаться по служебной лестнице. Она угрожает уйти. Он бросает ей обидное слово. В конце концов, она собирает свои вещи и покидает дом.

Но сценарист Роберт Бентон знает, что фильм не о муже и жене, а об отце и сыне, не о разводе (мужа и жены), а о примирении (одного из родителей и ребенка). Вначале мальчик и отец, практически чужие друг другу, их разделяет эгоистическая забота отца о карьере. Поэтому сценарий начинается правильно: вещи упакованы, мать стоит в дверях. Не важно, от чего развалился брак. Это не значит, что сложные отношения между супругами не могут быть темой фильма, просто этот фильм о другом. В картине "Крамер против Крамера" разрыв супружеской жизни - завязка действия. Фильм начинается с подлинного начала, ни один кадр не тратится впустую.

Уолтер советует сценаристам всегда задавать себе вопрос: "Действительно ли это начало? Та ли это точка, до которой ничего нет? Что потеряется, если начать с восьмой страницы? Или с одиннадцатой? С двадцать второй? Если до одиннадцатой страницы сценарий ничего не теряет, начинайте оттуда. Если начало с двадцать второй страницы ведет к потере какой-то разбросанной, но важной информации, можно вставить ее в другое место, переместив в контексте определенные реплики персонажей, заменив конкретные поступки того или иного героя. Случайная информация не оправдывает двадцать две страницы до подлинного начала".

Вопрос - это действительно начало? - следует задавать применительно не только к сценарию в целом, но и, что важнее, к каждой строке диалога.

Если сцена происходит, например, в ресторане, не нужно показывать, как действующие лица приходят, здороваются друг с другом, усаживаются за столик. Зрители не должны видеть, как раздают карточки меню, или слышать, как выбирают вина. Если можно перейти сразу к середине (технически - к началу) действия или события, драматург должен сделать именно так: пропустить меню, коктейли, вина и перескочить прямо к сути сцены. Если без сцены в ресторане не обойтись, то ее нужно начать, когда все персонажи сидят за столом.

Даже единственная строка диалога заслуживает того, чтобы проверить, начинается ли она с начала. Так, не следует открывать диалог со слов "посмотри", "послушай". Для проверки нужно просто убрать сомнительное начало и решить, потерялась ли какая-нибудь важная информация: есть ли существенная разница между "Послушай, я люблю тебя" и "Я люблю тебя"?

Одна из заповедей творчества гласит: все, что может быть исключено, должно быть исключено.

В более широком смысле сценаристы должны рассматривать сюжет как отражение окружающего нас мира, в котором любая часть наделена свойствами целого. Драматургам следует помнить, что малейшей частичке фильма присущи черты, характеризующие картину в целом, - так живая клетка содержит в ДНК всю генетическую информацию, необходимую для воспроизведения всего организма. Попросту говоря, структура кино- и телефильма, включающая начало, середину и конец, повторяется в его отдельных частях, например, в сценах, действиях, диалоге.

Это не просто философские рассуждения, а конкретная прагматическая стратегия улучшения сцены, действия, кусков диалога и всего сценария. Каждый элемент должен быть на своем месте, выполнять определенную функцию и иметь точное назначение.

б) Начало.

Каким бы трудным ни было для сценариста начало, оно все же дается легче, чем середина и конец. Многие в киномире утверждают, что у них есть великолепное начало для фильма, но пока нет середины и конца. Прясть различные сценарные нити намного проще, чем связать их в один красивый узел в конце.

Для сценаристов крайне важно помнить, что структура - это не формула. Объединение разрозненных элементов в экранном сюжете совсем не похоже на сборку трехколесного велосипеда. Хотя сценарий создается по непреложным законам, чудо в том, что он сохраняет индивидуальность так же, как сочиняющий его драматург.

Приступая к работе над любым сценарием, отмечает автор, нужно решить некоторые очевидные задачи - прежде всего, задать фильму тональность, ввести главного героя и дать необходимую экспозицию.

в) Тональность.

Тональность фильма - комедийная, трагическая, мелодраматическая - должна быть постоянной. Смешение тональностей чаще всего лишний раз подтверждает неумение сценариста справиться со структурой сюжета.

Тонкие стилистические переходы доступны лишь настоящим гениям.

Несмотря на то, что тональность задается с самого начала, было бы ошибкой заранее решать, какой будет тональность фильма или передачи. Она появляется в процессе работы над конкретным сценарием. Бывает, скажем, так: сценарист собрался написать драму, но постепенно стала вырисовываться комедия. Значит, он ошибся в выборе тональности, набросил на сюжет стилистическую смирительную рубашку. Драматург должен предоставить самому сценарию свободу обретения тональности, которая есть не что иное, как отражение его собственной индивидуальности, таланта и способностей.

г) Главный герой.

В идеале он - единственная личность в фильме. Иногда роль главного героя делят несколько персонажей. Именно здесь возникают проблемы. Поскольку чем мельче дробление, тем размытее фокус всего фильма.

Коллективный главный герой - подлинное бедствие для структуры сюжета.

Творческий отбор суть - искусства. Сочиняя сценарий, драматург отбирает слово за словом, сцену за сценой. Именно из этой бесконечной цепочки трудных выборов рождаются персонажи, диалог и все другие индивидуальные качества сценария. Уолтер не исключает возможность создать хороший сценарий с коллективным главным героем и при этом четко выписать одного центрального персонажа.

Каждому фильму нужен главный герой с четкими целями и препятствиями на пути к их достижению. И этот персонаж, и эта цель, и эти препятствия должны быть определены в начале картины.

д) Середина.

Некоторые теоретики считают развязку самой трудной частью трехсоставной модели сюжета. Но, по мнению Уолтера, наиболее трудна середина.

Во-первых, середина - самая длинная из трех частей, она в несколько раз больше начала и конца, вместе взятых. Но дело не только в этом.

К тому времени, когда драматург садится за сценарий, у него уже есть план и он знает, как начать. Более того, он уже примерно решил, как и где закончить. Если он достаточно умен, то подготовлен к правкам и неожиданностям, которые придется вносить в разработанную схему, чтобы сделать ее более эффективной.

Но зритель знает, что фильм не может закончиться через десять-двенадцать минут после начала. Он ждет осложнений. Если начало - пусковой момент картины, то в середине сюжет сгущается. Встают препятствия.

Действительно, некоторые специалисты утверждают, что единственный способ создать солидное произведение - это поместить главного героя здесь, а его цель - там и разбросать на пути к ней всевозможные препятствия. Конечно, подобный метод создания сценария слишком прост, однако в нем есть здравый смысл.

В конце вступительной части, когда все происходящее на экране кажется удивительно легким, отлаженным, зрители обычно расслабляются и, несмотря ни на что, надеются, что все закончится благополучно. Но благополучный финал хорош в жизни, а в фильме он непростительно скучен.

Вот тут-то и важно разбить всю безмятежность вдребезги.

е) Предсказуемость.

Разумеется, сюжетные линии не должны быть слишком предсказуемы, и тем не менее, изрядная доза предсказуемости желательна. Но какой величины? Если бы на этот вопрос был легкий ответ, отмечает Уолтер, писать сценарии было бы простым делом.

Публика любит сюрпризы. Конечно же, предсказуемость может сильно повредить тому волнению, которое возникает у зрителей от неожиданных зигзагов сюжета. Но если в сценарии не было бы, ни капли предсказуемости, зрители смотрели бы фильм - даже самый прекрасный - всего один раз. Узнав, чем он кончается, они теряли бы к нему интерес.

Однако, подобно детям, взрослые любят бесконечно слушать некоторые любимые истории. И если во время того или иного пересказа в сюжет для разнообразия вносится самое незначительное изменение, слушатель гневно призывает рассказчика строго придерживаться исходного текста.

Хотя ни один разумный сценарист не захочет заранее сообщать о будущих событиях, некоторая предсказуемость, тем не менее, полезна, даже необходима, чтобы помочь зрителю пройти по сюжету. Предсказуемость в фильмах можно сравнить с детской игрой в «пугалку». Что страшнее? Пройти по коридору, совершенно не зная, что кто-нибудь выпрыгнет из двери, или догадываясь об этом? Конечно, второе. Зная, что кто-то прячется за той колонной, в той нише или где-нибудь еще (где угодно) - жертва невольно сжимается, напрягается в тягостном ожидании того, что должно случиться. И когда что-то действительно происходит, эффект намного сильнее благодаря предсказуемости.

ж) Случайность.

Может ли сценарист включить в свой сюжет яркую, убедительную случайность? Да, но только один раз. Дело в том, что сама наша жизнь состоит из случайностей.

Но жизнь - это жизнь, а фильм - это фильм. И за свои деньги публика хочет необычную, хорошо разработанную картину с искусно сплетенными событиями. Случайность можно использовать в завязке или развязке фабулы. Но зрители ждут, кроме того, идеально выстроенный сюжет. Они отвергают зависимость от случайностей, ибо знают причину их появления - лень сценариста.

Публика может вытерпеть всего одну случайность, поэтому драматург должен сделать ее значимой, использовать в качестве стартовой площадки для запуска важного действия или ввести в конце сюжета как фундамент для заключения.

з) Конец.

Когда вдали появляется финиш, сценарий набирает темп. В идеальном случае, конечно, финал должен быть заложен еще в начале сюжета.

Это так, это должно быть так потому, что концовки предназначены для уравновешивания начала и середины. Каким бы естественным этот процесс ни был, он должен осуществляться методично, с величайшей осмотрительностью. Бездумное заполнение страниц чем угодно - лишь бы побыстрее закончить сценарий - чревато катастрофой. Сценаристы обязаны бороться с искушением ускорить темп, когда сюжет приближается к концу.

После того, как на экране появится надпись "конец" и в зале зажжется свет, публика должна чувствовать себя не приподнятой, не одухотворенной, не благочестивой, а наоборот, придавленной, несчастной, подчеркивает автор. "У каждого зрителя должно появиться сильное ощущение своей неисправимой греховности. Каждому нужно напомнить о его несовершенстве. В каждом зрителе должно зародиться чувство, что все происходящее на экране действительно о нем. Публика должна почувствовать, что показанные в фильме ситуации бывают и в ее жизни".

и) Стереотипы.

Большинство кино- и телефильмов, считает Уолтер, страдают заштампованностью. Виновники этого не только актеры, но практически все участники кинотелепроизводства, в том числе сценаристы.

"Драматург, если ему повезло, и он прославился, чаще всего приобретает известность как автор комедийных фильмов, либо приключенческих картин, мелодрам, лент на женскую и мужскую тему. К сожалению, сами сценаристы нередко способствуют возникновению такой репутации, населяя свои произведения толпами готовых к употреблению, привычных персонажей, больше похожих на карикатуры".

Сценаристы бывают только двух видов - хорошие и плохие, причем хорошие избегают трафарета. Намного легче ввести в сценарий решительного бизнесмена, доброго ирландского священника, пахнущего пивом простака полицейского, глупую блондинку, чем создавать свежий, оригинальный характер, который запомнится своей уникальностью.

Такой подход не только отравляет человеческий дух, он ведет к появлению плохих картин. Если сценаристы, работающие в столь общественно значимых и популярных видах искусства, как кино и ТВ, не могут поставить мракобесие и предрассудки на место, кто же еще возьмет на себя эту важную задачу, спрашивает Уолтер. Драматурги обязаны избегать расовых, этнических и культурных стереотипов, дабы не усиливать предубежденность зрителей.

Аудитория должна получать удовольствие от персонажей картин. Оно возникает тогда, когда герои не похожи на действующих лиц многих других фильмов. Уолтер предлагает сценаристам несложный прием: "просто представить себе знакомый стереотип и изобразить его полную противоположность".

Если сценарист стремится к достоверности, почти ничто не мешает ему населить свои произведения оригинальными, непредсказуемыми героями.



2.1 Программа социологического исследования.

Цель исследования.

Целью исследования является установление отношения населения г. Томска к современному кино.



Задачи исследования.

1. Изучить возрастные группы, состоящие из людей разного пола и возраста и составить группы, интересующие меня и удовлетворяющие целям моего исследования.

2.Составить вопросы для интервью.

3. Провести сбор социологической информации.

4.Сделать интерпретацию собранных данных.

5.Научиться строить таблицы и диаграммы.



Объект исследования.

Объектом исследования является население г. Томска. Чтоб выяснить отношение людей к современному кино, я разделила все население на три возрастные группы. А именно 15-25,25-55 ,55 и старше. И в соответствии с разделением выдвинула три гипотезы, о которых я уже говорила ранее, но повторюсь.

1)Люди в возрасте от 15 до 25 лет относятся к кино положительно. Любят смотреть и иногда подражать актерам, героям фильмов, что может негативно сказываться на их психике т.к. существует множество фильмов с содержанием ненормативной лексики и сценами жестокого насилия над животными и людьми. Я считаю, что молодежь более зависима от фильмов, чем другие возрастные группы.

2)Люди 25-55 лет могут относиться к фильмам как позитивно, так и негативно. В основном смотрят кино для развлечения и отдыха. Женщины в этой возрастной группе наиболее подвержены стрессам и переживаниям от просмотра фильмов, чем мужчины.

3) Я считаю, что люди 55 лет и старше относятся к фильмам негативно, поскольку считают, что в современном кино стало больше насилия и жестокости, а также откровенных сцен. Это люди пережившие войны и перестройку и им тяжело смотреть современное кино, поскольку в них так ярко и подробно показано насилие, войны, убийства. Но люди этой возрастной группы предпочитают смотреть семейные фильмы и сериалы т. к. чаще всего они сидят дома.

Предмет исследования.

Предметом исследования является отношение объекта исследования к современному кино.



Обоснование выборки.

Как неоднократно упоминалось я разделила население г. Томска на три возрастные группы, но я исключила людей в возрасте до 15 лет. Я сделала это потому что: во-первых, до 15 лет у детей еще не сформировалось свое мнение и своя точка зрения на окружающее, они еще плохо могут доказывать и высказывать свое мнение, во-вторых, в этом возрасте дети не совсем понимают разницу между современным кино и советским, не знают всех жанров, а значит, не смогут сказать мне свое мнение по этим вопросам.

В начале проекта я хотела узнать мнение только молодежи и ограничиться только нашей школой, но позже я решила, что будет очень важно узнать мнение всех групп и усложнила себе задачу, сделав такое разделение по возрасту.

Чтоб быть более точной я воспользовалась таблицей распределения населения по полу и возрастным группам на начало 2007 года. И из этой таблицы рассчитала процентное соотношение всех трех групп и таким образом вычислила, сколько людей каждой возрастной группы мне надо опросить.



Распределение населения РФ по полу и возрастным группам на начало 2007 года [4]
Таблица 1

Возраст (лет)

Мужчины и женщины

Мужчины

Женщины

Все население

103778

47559

56219

0-4

5105

2624

2481

5-9

4337

2221

2116

10-14

4879

2494

2385

15-19

7684

3895

3789

20-24

9690

4851

4839

25-29

8574

4240

4334

30-34

7974

3925

4049

35-39

7053

3445

3608

40-44

7560

3577

3983

45-49

8818

4049

4769

50-54

8043

3550

4493

55-59

6840

2921

3919

60-64

3304

1337

1967

65-69

5339

1956

3383

70 и более

8578

2474

6104

Распределение населения от 15 лет до 70 и старше в процентном соотношении от общей численности населения


Таблица 2

Возраст (лет)

Мужчины

Женщины

15-19

8.18%

6.73%

20-24

10.1%

8.60%

25-29

8.91%

7.70%

30-34

8.25%

7.20%

35-39

7.24%

6.41%

40-44

7.52%

7.08%

45-49

8.51%

8.48%

50-54

7.46%

7.99%

55-59

6.14%

6.97%

60-64

2.81%

3.49%

65-69

4.11%

6.01%










70 и старше

5.20%

10.85%

Согласно задачам и гипотезам исследования я рассчитала, какое количество процентов от общей численности населения представлено в той или иной группе.
Таблица 3


Возраст (лет)

Мужчины

Женщины

Всего

15-25

8,42%

8,31%

16,73%

25-55

21,95%

24,31%

46,26%

55 и старше

8,37%

14,81%

23,18%

Планировалось опросить около 80 человек (в силу ограниченности ресурсов) и соответственно я примерно пыталась опрашивать респондентов в соответствии с половозрастной ситуацией.



2.2 Интерпретация собранных данных.

Я провела опрос среди населения города Томска в соответствии со статистикой и с разделением на три возрастные группы. Проводя анализ опроса я выделила основные сходства и особенности ответов.

15-25 лет.

Все опрошенные относятся к современному кино положительно и смотрят его с удовольствием. Многие, как я и предполагала в своей гипотезе, подражают актерам, но только в положительных моментах, а именно в умении одеваться, следить за собой, подражать образу и внешности, но без фанатизма, некоторые признались, что любят цитировать актеров. Предпочтений каким-то особенным жанрам нет и разброс невелик, это комедии и ужасы. Зато все, за исключением нескольких человек, отдают предпочтение зарубежному кино, т.к. считают, что оно ярче и красивее, а наше кино еще не очень хорошее и цитирую одного из респондентов: «Не научились в России снимать качественное кино. Есть хорошие идеи и сюжеты, но очень плохо поставлены и нет желания его смотреть». Многие смотрят кино для того чтоб «убить» время- « Кино люблю бесконечно. Ибо кино смотреть время убивать» (см. диаграммы 1-3).


Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

25-55 лет.

Большинство опрошенных, как и в другой возрастной группе относятся к современному кино положительно, есть те, кто придерживается нейтральной позиции. Радует и то, что зрителя все еще можно пробить на слезу трагедиями героев и привести в исступление от ужасов. Многие переживают за героев фильмов, а есть и те кто считает что в жизни и так много отрицательных моментов и тратить нервы смотря кино они не собираются. Жанровый разброс здесь побольше, чем в предыдущей группе. Так же многие предпочитают комедии, боевики, семейные фильмы, а есть и такие кто любит оперы, оперетты, лирические комедии, научно-популярное кино, триллеры, экшн, эпопеи и даже психологические драмы, а вот предпочтение ужасам отдают лишь немногие респонденты. И это очень радует, поскольку люди смотрят такие фильмы и не зацикливаются только на том, что показывают по ТВ. Люди сохраняют свою индивидуальность (см диаграммы 4-6).

Диаграмма 4


Диаграмма 5
Диаграмма 6

55 лет и старше.

Люди этой возрастной группы относятся к современному кино более негативно, чем две другие группы. Поскольку считают, что в современном кино присутствует слишком много жестокости и насилия. Эта группа отдает свое предпочтение старым советским комедиям, а вот ужасы и подавно никто не смотрит. Так же приятно удивили и тем, что сериалы не смотрят и вообще к разделу современное кино не относят. В целом если они и смотрят фильмы, то только добрые комедии и поясняют они свой выбор тем, что в реальной жизни слишком много проблем, войн и смертей, и смотреть это и переживать они не хотят (несколько человек из опрошенных были участниками войн).

Делая выводы я считаю, что моя гипотеза полностью подтвердилась. К этим же выводам приходит Н.Б Кириллова в своей статье «Мифотворчество в медиакультуре». Она приводит данные социологического опроса в России, и там четко видна позиция людей по отношению к советскому и зарубежному кино, люди так же больше любят зарубежное кино, и считают что в России кино хуже (см.диаграммы7-9).



Диаграмма 7

Диаграмма 8
Диаграмма 9

3. Заключение.

В данной работе я ставила много целей и задач, некоторые осуществились, некоторые поменялись. За время работы над проектом я многому научилась и приобрела новый опыт.

За все время проекта кроме написания текста проекта, я составила вопросы интервью, провела социологический опрос, проинтерпретировала собранный материал, построила диаграммы и т.д.

За время работы над проектом я многому научилась, например я теперь знаю многое о социологических опросах, об их видах и методах проведения, я научилась строить диаграммы. Теперь я неплохо составляю вопросы для интервью и могу его провести. Я научилась интерпретировать собранные данные, научилась строить диаграммы, освоила новые компьютерные технологии. Научилась выдвигать гипотезы и доказывать их. И вообще в целом многое для меня было новым т.к. я делаю проекты первый раз и в следующем году мне будет легче.

Я считаю, что я полностью справилась с поставленными целями и задачами и в следующем году не буду продолжать этот проект, т.к.

Я считаю, что в целом работа состоялась, но у меня было мало времени (т.к. реальная работа над проектом началась только в 3 четверти. У меня немного поменялись цели и задачи, но это нисколько не помешало в работе.

В итоге я имею готовую исследовательскую работу с подтвержденной гипотезой и с богатым теоретическим материалом и думаю, что она может дать много интересной информации ее читателям.

И я возвращаюсь к своему главному вопросу: «Современное кино: вред или польза?». Однозначного ответа я так и не нашла. У каждой возрастной группы и у каждого человека в отдельности свое мнение на этот вопрос. Для группы в возрасте 15-25 современное кино больше польза и позитив, чем вред, а для группы 25-55 лет кино вред и польза примерно 50% на 50%, а вот для группы 55 лет и старше современное кино это однозначно вред. И это нормально что мнения так разделились, ведь люди разные , возраста, социальные факторы, все это различает людей в этом вопросе.

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов.
1. .Ерофеева Н. «Социология 10-11 классы №12 (088)//Практический курс-//Издательство гимназии «Открытый мир»//Москва 1995-с.80

2. Ерофеева Н. «Социология 10-11 классы №12 (138)//Практический курс-//Издательство гимназии «Открытый мир»//Москва 1995-с.80

3. Кириллова Н.Б. «Мифотворчество в медиакультуре»//Обществннные науки и современность.2005.-№5-с.155-167

4. Распределение населения РФ по полу и возрастным группам на начало 2007 года. http://www.gks.ru

5. Сикевич З.В.//Соц.иссл.: практ.рук.-спб.:Питер,2005.-320с.:ил

6.Сценарное мастерство: кино - и теледраматургия как искусство, ремесло и бизнес (реферат книги Р. Уолтера) (Москва, 1993) http://www.kayumovfilm.uz/books/book02.html

7.Филиппов С.// «Современное кино»//

http://www.krugosvet.ru/articles/106/1010661/1010661a13.htm#1010661-L-139

Приложение


Вопросы для интервью
15-25 лет.

Ответьте, пожалуйста, на пару вопросов.

Ваш возраст?

1) Как вы относитесь к современному кино и почему?

2) Подражаете ли вы актерам в чем – либо

3) Если да, то в чем?

4) Какого жанра фильмы вы предпочитаете?

5) Какое кино вам больше нравится? Зарубежное или отечественное и почему?



Большое спасибо!
25-55 лет.

Ответьте, пожалуйста, на пару вопросов.

Ваш возраст?

1)Как вы относитесь к современному кино?

2) Переживаете ли вы за героев фильма, который смотрите?

3)Какие чувства испытываете от просмотра фильмов?

4) Какого жанра фильмы вы предпочитаете?
Большое спасибо!
55 лет и старше.

Ваш возраст?


  1. Как вы относитесь к современному кино?

  2. Какие жанры предпочитаете?

3)Как вы считаете, какое кино лучше (интереснее) современное или отечественное? Почему?

4)Какие жанры предпочитаете?


Большое спасибо!

скачать файл



Смотрите также:
Современное кино. Вред или польза?
332.41kb.
Лекция №10 Тема: Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места План
111.48kb.
Польза и вред солнца
27.5kb.
Внешние файлы (видео, pdf ) Во многих случаях создатель вебсайта хочет обеспечить внешние файлы, как pdf-документы, листы Excel или подобный, или вставить кино или звуковой файл
10.34kb.
Игра «Формула здоровья»
211.73kb.
Кино молодых латвийских режиссеров. Программа
15.61kb.
Тип проекта: исследовательский, средней продолжительности (1 месяц) групповой, индивидуальный
97.85kb.
Кино и реальность
86.61kb.
Урок на тему: «Современное направление в сайтостроении»
132.11kb.
Закон от 29 декабря 2010 г. N 436-фз
33.13kb.
10 способов убить вечер. Как без ошибок подписать смертный приговор приятному вечеру
34.44kb.
Конкурс на участие в 12-ом фестивале «современное искусство в традиционном музее»
26.56kb.