voeto.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Конь – Колодезь

Хлевенского муниципального района Липецкой области

Утверждаю

Директор

______________ Н.А. Пальчикова

Приказ № ______ от ___________

Рабочая программа по английскому языку для группы реализующей программу дошкольного образования

на 2013 – 2014 год

Составитель М.А. Кобцева воспитатель

2013 г.

Пояснительная записка.

Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности на развитие личности поистине уникальны. Известно, что дошкольный возраст является благоприятным для усвоения иностранного языка, так как у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память.

Настоящая программа предназначена для детей подготовительной группы (5-7 лет). В этом возрасте ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.

В процессе овладения новым средством общения у детей формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Обучая детей дошкольного возраста, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей, учитывая неустойчивость внимания малышей. Ребёнок утомляется не деятельностью, а её однообразием, и хорошо запоминает только то, что для него интересно и вызывает у него эмоциональный отклик. Овладение иностранным языком на элементарном уровне в детском саду выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе.



Дошкольный возраст является благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенностей. Все, что ребенок учит в это время, надолго запоминается – прекрасно развита долговременная и оперативная память. Он способен запоминать языковой материал целыми блоками, но это происходит только в том случае, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Если для достижения успеха в игре ребенку нужно совершить какое-то речевое действие, то оно осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные условия для овладения языком, а особенно продуктивна она в дошкольном возрасте.  Поэтому в данном курсе обучения дошкольников английскому языку широко использованы игровые технологии.

Занятия строятся так, чтобы атмосфера игры царила от первой до последней минуты. Учет особенностей возраста - отправная точка для конструирования курса обучения. Хорошо то обучение, которое забегает вперед развития (Л.С. Выготский). А «зоной ближайшего» развития принято считать, те действия, которые сегодня ребенок выполняет под руководством педагога, а завтра будет выполнять самостоятельно.

Главные задачи курса - развивать речевые и познавательные способности ребенка, опираясь на речевой опыт, как в родном так и в иностранном языке.

В данном курсе обучение грамматической стороне речи на английском языке строится с опорой на эмпирические представления ребенка о коммуникативной функции изучаемых грамматических категорий, которые в большинстве случаев имеют соответствия в родном языке (время, число).

Обучение фонетике не ограничивается имитацией, а сознательно сопоставляет интерферирующие звуки родного и иностранного языка, добивается осознания различия звуков двух языков, а затем правильного произношения.

Для развития ребенка крайне важным является и постепенное развитие произвольного внимания и запоминания, так как у детей данного возраста все еще преобладают соответствующие непроизвольные механизмы. Но учение – большой труд, требующих произвольных целенаправленных усилий. И одна из задач курса - организовывать работу детей таким образом, чтобы постепенно формировать у них потребность в совершенствовании своих знаний, самостоятельной работе над языком.

Систематическое повторение необходимо для развития способностей детей: обобщать, анализировать, систематизировать, абстрагировать.

Концептуальные методические положения курса обучения дошкольников английскому языку (принципы и цели обучения)

  1. Цели обучения на начальном этапе обучении должны соотноситься с конечными целями обучения в школе. Формирование коммуникативных умений: умения слушать собеседника, реагировать на его вопросы, начинать, поддерживать и завершать разговор.

  2. Формирование личности через приобщение к культуре и быту другого народа, через воспитание дружелюбного, уважительного отношения ко всем людям, независимо от языка, на котором они говорят, через выработку норм поведения в обществе.

  3. Развивающий аспект обучения, который предполагает развитие речемыслительных способностей детей. Изучение иностранного языка на ранних этапах способствует формированию коммуникативности как свойства личности, произвольности внимания и запоминания, лингвистической наблюдательности, самостоятельности, планирования речи, самоконтроля.

  4. Необходима опора на опыт учащихся в родном языке, которая подразумевает познавательную активность детей по отношению к явлениям родного и английского языка. Опора на эмпирические представления ребенка о системе родного языка, формирование через низ аналогичных представлений в иностранном языке.

  5. Индивидуализация процесса обучения исходя из интересов детей, их общеинтеллектуальной и речевой подготовки, а также типологических и возрастных особенностей.

  6. Интенсификация процесса обучения осуществляется за счет использования разных приемов: познавательных и ролевых игр, драматизации, инсценирования, а так же использования в обучении современных компьютерных технологий, цифровых образовательных ресурсов.

  7. Необходимость широкой опоры на зрительную, слуховую и моторную наглядность, которая не только стимулирует разные анализаторы, но и мобилизует разные виду памяти, включая двигательную.

Сочетание разных организационных форм работы: индивидуальных, парных, групповых, коллективных, а также отчетных мероприятий в виде праздников и представлений на английском языке.

Предлагаемая программа также учитывает методические принципы построения образовательного процесса при обучении иностранному языку. Это такие принципы, как:

1. Принцип учета возрастных особенностей (задания составлены так, чтобы они были понятны детям 5-7 лет) .

2. Принцип ролевой организации учебного материала и процесса.

3. Принцип коммуникативной направленности – отбор лексического и грамматического материала, представляемого значимость для ребенка (названия времен года, природных явлений, птиц, растительного и животного мира на английском языке, создание ситуаций и условий, приближающих к общению в естественных условиях.

4. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

5. Принцип межпредметных связей в процессе обучения иностранному языку (интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Художественное творчество»).

Особенности программы:

Среди особенностей программы выделяются следующие:

1. Комплексный подход к изучению английского языка детьми дошкольного возраста и применения в процессе обучения разных методов и видов деятельности (игровая, продуктивная и т. д.). Такой подход позволяет превратить каждое НОД в увлекательную деятельность, которая позволит дошкольникам развивать творческие способности.

2. Каждое занятие содержит в себе элементы артехнологий и арттерапии, позволяющие не только повышать мотивацию в изучении английского языка, но и способствуют психологической разгрузке детей.

3. Содержание программы помогает углублять экологическое образование детей, формировать целостную картину мира через изучение английского языка в ДОУ.

4. Материал подобран таким образом, что его могут усваивать дети разных возрастов в одной группе.

5. В программе присутствует интеграция различных образовательных областей: «Художественное творчество», «Музыка», «Здоровье», «Социализация», «Познание», что соответствует требованиям ФГТ.

Цель программы:

Развитие у дошкольников общеязыковых, интеллектуальных, познавательных и креативных способностей, уметь использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения.



Задачи программы:

  • Ознакомление с природными явлениями, миром животных, птиц, растений. Формирование бережного отношения к природе.

  • Развитие элементарных языковых умений и навыков.

  • Развитие творческих способностей.

  • Расширение кругозора детей и их экологической культуры.

  • Развитие умений и навыков коллективной работы в группе.

  • Вызвать у детей интерес к изучению иностранного языка.

  • Воспитание и развитие личности ребенка посредством приобщения к экологии.

  • Ознакомить детей с несложной лексикой, доступной и соответствующей уровню их развития.


Виды и формы работы:

1. Использование экологических игр.

2. Использование рифмовок, песен и стихов экологического содержания на английском языке.

3.Элементы арттехнологий и арттерапии (музыкотерапия, кинезитерапия, изотерапия).

4.Работа с тематическими картинками: описание картинки, дидактическая игра.

5. Разучивание стихов, песен.

6. Творческая деятельность.

7. Создание образов: визуальных, музыкальных, пластических.



Организация работы в группе

Создание в группе непринужденной обстановки, теплого психологического микроклимата. Во время НОД дети сидят кругом или полукругом на стульях. Быстро сменяются виды деятельности. Используются ИКТ, прогулки на участке, музыкальное сопровождение. При выборе тематики, лексико-грамматических конструкций учитывался уровень развития детей, их мотивация, интересы, а также соотнесенность с учебными планами по развитию познавательных способностей и речи на русском языке. НОД проводится один раза в неделю продолжительностью 25-30 минут.



Структура НОД:

1. Приветствие.

2. Фонетическая зарядка.

3. Работа над лексическим и грамматическим материалом (введение новых слов по теме, грамматических структур, работа с тематическими карточками, рифмовки, стихи)

4. Экологические игры, песни.

5. Творческая деятельность.

6. Элементы арттерапии и арттехнологий.
Ожидаемые результаты:

1. Развитие коммуникативных умений и навыков детей.

2. Повышение экологического образования детей.

3. Формирование психологической стабильности детей.

4. Развитие креативных способностей.

Сроки реализации программы

Программа реализуется в 2013 – 2014 учебном году.



Экологическое воспитание дошкольников в свете образовательной деятельности по английскому языку.

Развитие личности ребенка в настоящий момент предусматривает использование принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу.

Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а именно:

- поведение и деятельность дошкольников представляет собой недостаточное дифференцированное целое;

- «схватывание» целого раньше частей позволяет ребенку видеть предметы интегрально.

Интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую деятельность сферы личности ребенка. Образовательная деятельность осуществляется:

1. в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной;

2. в ходе режимных моментов;

3. в самостоятельной деятельности детей;

4. в процессе взаимодействия с семьями детей.

Такой интегрированный подход применяется и при обучении дошкольников иностранному языку. В данной программе осуществляется интеграция таких образовательных областей, как «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество». Каждая тема включает в себя разнообразные задания по одной тематике. Например, дети знакомятся с дикими животными через лексику на английском языке, песни, рифмовки, стихи, экологические игры, творчество. Такая взаимосвязь обеспечивает не только легкое усвоение лексических и грамматических единиц на английском языке, но и формирует познавательные процессы детей, расширяет кругозор, непосредственное восприятие предметов природы, ее разнообразие.

В процессе экологического воспитания и обучения английскому языку могут иметь место следующие виды деятельности:

1. детское творчество на основе впечатлений от природы;

2. речевая деятельность;

3.просмотр картин, слайдов природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению уже имеющихся представлений о природе.

Расширение лексического материала происходит не только в работе с тематическими карточками, но и в экологических играх. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляются легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучающие ситуации. Экологические игры тренируют употребление слов в речи, закрепляют усвоенный материал, формируют дополнительное представление о животном и растительном мире.



Взаимосвязь различных видов деятельности при изучении английского языка. Элементы арттехнологий и арттерапии при изучении английского языка детьми дошкольного возраста.

Арт-технология – обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. В основе арт-технологий лежит использование техник и приемов арттерапии.

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие всех познавательных процессов. Основываясь на гуманистическом подходе, арттерапия преследует единую цель – гармоничное развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства. Современная арттерапия может быть следующих направлений:

- изотерапия (воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством);

-имаготерапия (воздействие через образ, драматизацию, театрализацию);

- музыкотерапия (воздействие через восприятие музыки);

-кинезитерапия (воздействие через танцевально-двигательную, коррекционную ритмику (воздействие движением, хореотерапия.

К арт-технологиям обучения английскому языку относятся:

- средства иллюстративной наглядности (фотографии, картины, карикатуры, диаграммы, коллаж, слайды);

- сказки, песни, рифмовки, стихи, игры;

- театральные постановки, танец, рисование.

Спонтанность, креативность и творчество являются важнейшими составляющими арт-технологий.

Как видно из определений, арт-технологии и арттерапия очень взаимосвязаны между собой. Их элементы можно интегрировать в различных образовательных областях. Арт-технологии в обучении детей английскому языку очень эффективны, они позволяют педагогу повысить мотивацию образовательного процесса, дети успешнее усваивают материал, так как элементы арт-терапии вносят интерес в занятия. Применение арт-технологий включает фантазию ребенка, а также творческое мышление, что положительно сказывается на его эмоциональном состоянии.

Важный элемент НОД по английскому языку является фонетическая зарядка. В ней элементы арт-технологий присутствуют в виде обыгрывания небольшой ситуации (маленький рассказ экологического содержания, что позволяет не только работать над правильным произношением звуков, но и повышать экологическое образование детей).

Использование рифмовок, песен, стихов на английском языке позволяет детям овладеть лексическим и грамматическим материалом без особых усилий. Песни помогают формировать лингвистическую компетенцию, развивают навыки произношения. Содержание песен, стихов и рифмовок помогают расширить активный запас слов, а также повысить экологическое образование детей.

Использование таких элементов арт-технологий, как художественные картины, слайды, предметные картинки стимулируют активность и интерес детей, так как через применение данных технологий соблюдается принцип наглядности. Основная функция наглядности – повышение мотивации, развитие воображения, творческого мышления, усвоение лексического материала. Работа с наглядностью стимулирует на говорение и аудирование.

В данной программе также присутствуют такие элементы арттерапии, как: изотерапия, слайд-терапия, музыкотерапия.

Упражнение «Цветы» с применением слайд-терапии происходит при следующих условиях: звучит тихая мелодичная музыка, настраивающая на то, чтобы почувствовать нежность, удивление и восхищение миром живой природы, на экране – крупным планом цветы, разные цветы. Красота заполняет все пространство, она проникает в детские сердца. Обычно мы не замечаем детали в природе, поэтому именно на слайде можно увидеть и «остановить» красоту лепестков, ворсинок на стебле цветка, капельки росы, пыльцу, отражение солнечного света. Слайд помогает запечатлеть в мозге особые эмоции восхищения.

Непосредственно просмотр слайд-фильма занимает 10-15 минут. Каждый слайд экспонируется 10-15 секунд. После просмотра слайдов можно придумать или рассказать сказку о понравившемся цветке. Можно также повторить фильм или остановить тот или иной кадр, чтобы получше рассмотреть цветок.
Музыка в игровой терапии и музыкальная терапия реализует несколько целей:

1) позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать;

2) помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка;

3) повышает самооценку на основе самоактуализации;

4) способствует отреагированию чувств;

5) развивает эмпатические способности;

6)увлекает и оказывает сильное успокаивающее действие на большинство гиперактивных детей;

7) замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. Улучшается речевая функция.

В данной программе применяются элементы музыкотерапии с помощью произведений прекрасного русского композитора П. И. Чайковского «Октябрь», «Март», «Полет шмеля» Римского-Корсакого, а также музыкальная игра «Кто как ходит? ».

При прослушивании произведения «Октябрь», дети рисуют осень, как они ее представляют в свете прослушанной музыки. Можно постараться передать свои чувства, отношение к этому времени года. Связь музыки и рисования поможет детям развивать их творческие способности.

Произведение «Март» - это упражнение на свободное выражение эмоций. Детям предлагается придумать танец весны, как пробуждается природа, какая она нежная весной. Все это выполняется посредством кинезитерапии (движения).

«Полет шмеля» - прекрасная возможность для активизации физиологических процессов в организме детей, фантазии и творчества. Детям предлагается представить себя в образе шмеля и показать его полет. Осуществляется разгрузка и выплеск эмоций.

С помощью музыкальной игры «Кто как ходит? » происходит связь восприятия звука и слова.

Изотерапия – это мощное средство самовыражения ребенка. Она помогает детям делиться своими ощущениями на бумаге. При применении элементов данной терапии ребенку на выбор предоставляются разные художественные материалы: краски, карандаши, бумага, кисти. Дети также получают удовольствие от технических приспособлений на занятии. Во время упражнений можно использовать секундомер или песочные часы.

Все элементы арттехнологий по обучению иностранному языку и арттерапии в данной программе связаны с экологическим воспитанием ребенка. Данная интеграция позволяет не только интересно проводить НОД по английскому языку, но и способствовать развитию ребенка в эмоциональной и творческой сфере, а также в экологическом воспитании. Данные элементы арттехнологий и арттерапии подходят для детей с различными способностями и в группах с их смешанным уровнем, так как они позволяют каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой труд индивидуально.

Особое значение арттехнологий и арттерапии в развитии дошкольника заключается в том, что позволяет ставить перед ребенком творческую задачу, давать ему возможность придумать, сочинить, сделать что-то самостоятельно. При выполнении творческих заданий и упражнений у ребенка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать образы, широко использовать свой опыт. Весь этот процесс сопровождается развитием коммуникативных навыков и умений на английском языке, так как дети усваивают лексику и получают задание на английском языке.



Учебно-тематическое планирование



Тема НОД

Дата по плану

Дата фактическая

1

Кто ты?

2.09.2013




2

Кто ты?

10.09.2013




3

Как тебя зовут?

17.09.2013




4

Как тебя зовут?

24.09.2013




5

Как у тебя дела?

1.10.2013




6

Как у тебя дела?

8.10.2013




7

Как у тебя дела?

15.10.2013




8

Это хорошо? Это плохо?

22.10.2013




9

Это хорошо? Это плохо?

29.10.2013




10

Это хорошо? Это плохо?

5.11.2013




11

Я рад тебя видеть!

12.11.2013




12

Я рад тебя видеть!

19.11.2013




13

Я рад тебя видеть!

26.11.2013




14

Это большое? Это маленькое?

3.12.2013




15

Это большое? Это маленькое?

10.12.2013




16

Это большое? Это маленькое?

17.12.2013




17

Дай мне этот мяч! Дай мне тот мяч!

24.12.2013




18

Дай мне этот мяч! Дай мне тот мяч!

7.01.2014




19

Дай мне этот мяч! Дай мне тот мяч!

14.01.2014




20

Что у тебя есть?

21.01.2014




21

Что у тебя есть?

28.01.2014




22

Я люблю играть!

4.02.2014




23

Я люблю играть!

11.02.2014




24

Посмотри!

18.02.2014




25

Посмотри!

25.02.2014




26

Посмотри!

4.03.2014




27

Принеси мне медведя!

11.03.2014




28

Принеси мне медведя!

18.03.2014




29

Принеси мне медведя!

25.03.2014




30

Где котенок?

1.04.2014




31

Где котенок?

8.04.2014




32

Как они говорят?

15.04.2014




33

Как они говорят?

22.04.2014




34

Какого цвета?

29.04.2014




35

Какого цвета?

6.05.2014




36

Это грязный? Это чистый?

13.05.2014




37

Это грязный? Это чистый?

20.05.2014




38

Ты можешь петь? Ты можешь танцевать?

27.05.2014




Учебно-методическая литература:

Карлова Евгения Английский для маленьких + CD (Английские песенки и рифмовки), СПб, 2012.
скачать файл



Смотрите также:
Составитель М. А. Кобцева воспитатель 2013 г
291.22kb.
Составитель М. А. Кобцева воспитатель 2013 г
173.58kb.
«Развитие экспериментального и детского изобразительного творчества с использованием технологии «батик» на областной научно-практической конференции «Управление качеством образовательного процесса в доу»
27.1kb.
Подбор содержания и оформление: Радзевич С. Ю – воспитатель, детский сад №97, г. Краснодар Дереза Е. В. – воспитатель, детский сад №97, г. Краснодар Ссылки
815.31kb.
Составитель Т. А. Бурмистрова
482.62kb.
Екатерина Ивановна воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №72 г
325.6kb.
-
5379.3kb.
Семинар практикум «Воспитательная система в рамках духовно патриотического воспитания» составитель
108.17kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины
1108.49kb.
Провела: воспитатель
144.78kb.
Составитель доц., к ф. н. Красовский В. Е
34.71kb.
Г о. Новокуйбышевск, 2010 год
1639.57kb.