voeto.ru страница 1
скачать файл

«Содержание и организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в образовательном учреждении»

Боярцева Т.В.,

Хатаева Н.М.,

педагоги-психологи

МБОУ «Гимназия№2»
Психолого-медико-педагогический консилиум в образовательном учреждении.

Психолого-педагогическое сопровождение – психолого- педагогические технологии, предназначенные для оказания помощи ребенку на определенном этапе его развития в решении возникающих у него проблем или в их предупреждении.

Необходимо обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения. Это сопровождение включает не только специальную коррекционно-развивающую работу с детьми в индивидуальной форме, но  обязательно и работу с администрацией образовательного учреждения, педагогическим и детским коллективом, родителями.

С целью обеспечения диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях организуется работа психолого-медико-педагогического консилиума. Деятельность ПМПк ведется в соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. № 27/90-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», Законодательством Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», рекомендациями ПМПК.

1. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) - это совещательный, систематически действующий орган, совещание лиц, участвующих в учебно-образовательный процессе, для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия на обучающегося.

2. Основная цель ПМПк - выработка коллективного решения по представленным психолого-педагогической, социальной службами диагностическим и аналитическим данным о наиболее соответствующем психофизиологическим особенностям ученика или группы учащихся содержании обучения и способах профессионально-педагогического воздействия.

3. Общее руководство деятельностью ПМПк осуществляют заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по учебной работе.

4. В состав ПМПк входят постоянные участники – представители психолого-педагогической службы, социальный педагог, школьный врач (медсестра), специалисты-консультанты (работники кафедр психологии и социологии, врач-психоневролог или психиатр, специалисты РУО, правоохранительных органов, администрации района - приглашаются по мере необходимости).

5. В качестве временных участников ПМПк, приглашенных на конкретное заседание, могут быть классные руководители, родители (представители родительского комитета), учителя предметники, в зависимости от специфики рассматриваемого вопроса.
II. Задачи ПМПк

1. Выявление характера и причин отклонений в поведении и обучении учащихся, обобщение причин отклонений.

2. Практическое решение проблемы предупреждения и преодоления школьной дезадаптации, проявляющейся в неуспеваемости, нарушениях поведения и проблемах межличностного воздействия.

3. Принятие коллективного решения о специфики содержания образования и обучения для ученика (группы учащихся).

4. Разработка плана совместных психолого-медико-педагогических мероприятий в цепях коррекции отклоняющегося развития, специфики работы с учащимися, имеющими различный уровень учебных возможностей.

5. Консультация в решении сложных, конфликтных ситуаций.

6. Отслеживание проявления отклонений в обучении и поведении обучающегося.
III. Принципы деятельности ПМПк


  • Основополагающим принципом работы ПМПк является общепедагогический принцип уважения личности и опоры на положительные качества ребенка. Собеседование на ПМПк нацелено на распознавание в одинаковый степени, как недостатков развития, так и положительного потенциала учащегося.

  • Принцип максимальной педагогизации диагностики определяет приоритет педагогических задач ПМПк и предполагает, что смысл консилиума - в интегра­ции психологического и педагогического знания. Каждая выявленная особенность развития должна быть последовательно осмыслена с точки зрения тенденций зоны ближайшего развития и с учетом этого трансформирована в конкретную воспитательную меру.

  • Принцип закрытости информации предполагает строгое соблюдение этических принципов участниками ПМПк. Конкретизация и обнаружение противоречий и трудностей развития не должно привести к снижению самооценки учащегося, углубить проблемы взаимоотношения со сверстниками и родителями. Строго должна соблюдаться тайна психолого-медико-педагогической диагностики. Информация о психической патологии, неблагоприятном статусе в коллективе и прочая не подлежит публичному разглашению и обсуждению, особенно в коллективе сверстников


ІV.Функции ПМПк

1. Прогностическая:



  • выявление и прогнозирование перспектив отклонения в обучении и поведении обучающегося.

2. Диагностическая:

  • распознание характера отношений в учении и поведении школьника;

  • изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе;

  • выделение доминанты нравственного психического и социального развития.

3. Воспитательная:

  • разработка воспитательных мер, рекомендуемых учителям, классному руководителю, родителям, ученическому активу, общественности;

  • непосредственное воспитательное воздействие на личность учащегося в ходе беседы.

  • интеграция воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей и сверстников на ученика;

  • обеспечение преемственности педагогических воздействий педагогического коллектива, родителей и сверстников на ученика.

4. Реабилитирующая:

  • защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.

  • выявление и выработка мер по развитию потенциальных возможностей ученика;

  • выбор наиболее оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;

  • выработка рекомендаций по медицинской реабилитации учащихся;

  • семейная реабилитация: повышение статуса ребенка в глазах родителей, повышение его ценности как члена семьи; выработка рекомендаций для эффективных занятий с ребенком, развития его потенциальных возможностей методами семейного воспитания, запрещение или предупреждение методов психического и физического воздействия на ребенка.


V. Примерный состав специалистов ПМПк:

  • заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума),

  • учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк,

  • учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы,

  • учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп,

  • педагог-психолог,

  • учитель-дефектолог и/или учитель-логопед,

  • врач-педиатр (невропатолог, психиатр),

  • медицинская сестра.



VI. Организация деятельности ПМПк

1. Заседания проводятся один раз в два месяца, в течение которых проводиться сбор предварительных диагностических, аналитических и других материалов, необходимых для решения конкретной психолого-медико-педагогической проблемы.

2. Заседание ПМПк может быть созвано заместителем директора в экстренном порядке.

3. Заседания ПМПк оформляются протоколом.

4. Организация заседаний проводится в два этапа:

• подготовительный этап: сбор, обобщение диагностических, аналитических данных, формирование предварительных выводов и рекомендаций;

• основной этап: обсуждение по итогам аналитических данных и предварительных выводов и выработка коллективных рекомендаций.

ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ КОНСИЛИУМЫ

Консилиумы бывают плановыми и внеплановыми


Плановый консилиум решает следующие задачи:

  • определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;

  • выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута;

  • динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;

  • решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года).

Как правило, плановые консилиумы проводятся один раз в полгода.


Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста, педагога или воспитателя.
В задачи внепланового консилиума входят:

  • принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;

  • изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;

  • изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учебного заведения).



РАССМОТРИМ СХЕМУ

В работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого.

Диагностика и обследование ребенка начинается либо с запроса родителей (лиц, их замещающих), либо с запроса учителя, воспитателя, администрации образовательного учреждения с согласия родителей. Последнее должно быть документально зарегистрировано в карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в образовательном учреждении.

Запросы и жалобы родителей или специалистов, контактирующих с ребенком, проанализированы в ряде пособий. Мы на этом вопросе подробно останавливаться не будем, отметим только, что желательно, чтобы описание проблем или жалоб происходило заранее, например, при записи ребенка на консультацию. Это можно рассматривать как предварительный этап сопровождения ребенка.


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА СПЕЦИАЛИСТАМИ

КОНСИЛИУМА

Важной проблемой этого этапа является определение последовательности «прохождения» ребенком различных специалистов. Кто из них должен первым обследовать ребенка, то есть проводить так называемый первичный прием? До сих пор на этот вопрос нет однозначного ответа. Несомненно, многое зависит от состава специалистов консилиума. Практика консультативно-диагностической деятельности показывает, что существует два приемлемых варианта. Если в учреждении имеется психолог с большим опытом работы, первичный прием целесообразно проводить ему. Если психолог не обладает необходимым опытом, первичный прием может проводить любой другой специалист, в первую очередь логопед или врач.

В первом варианте психолог определяет, кто еще из специалистов должен обследовать ребенка, а в некоторых случаях и последовательность их консультаций.

Психолог, осуществляющий первичное консультирование проблемного ребенка, собирает анамнестические сведения о нем и его семье (так называемый психологический анамнез). В этом случае другие специалисты дополняют и уточняют эти анамнестические данные.

Психологический анамнез ни в коем случае не снимает необходимости сбора классических сведений о заболеваниях ребенка, проводимого врачом (медицинская часть анамнеза).

Этот этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума.


КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА И КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ

Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет:



  • выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка;

  • определить общий прогноз его развития;

  • определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий;

  • выбрать образовательный маршрут.

При необходимости определяется последовательность работы с ребенком различных специалистов.

Часто встает вопрос, необходимо ли присутствие ребенка или его родителей (лиц, их заменяющих) на коллегиальном обсуждении? По нашему мнению, если это обсуждение проходит непосредственно после обследования ребенка всеми специалистами (в течение трех—пяти дней после последнего обследования), вполне возможно не приглашать ребенка и его родителей.

Родителям же сообщается заключение в понятной для них форме. Как правило, это делает руководитель консилиума или психолог.

В то же время следует помнить, что каждый специалист обязан проконсультировать родителей и дать им ясные и понятные рекомендации. С нашей точки зрения, в отдельных, наиболее сложных случаях специалист должен в доступной для родителей форме предоставить им прогноз дальнейшего развития ребенка.

НАПРАВЛЕНИЕ РЕБЕНКА НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ (РАЙОННУЮ, РЕГИОНАЛЬНУЮ) КОНСУЛЬТАЦИЮ
Ребенок направляется на консультацию более высокого уровня в том случае, если:

— школьный консилиум не приходит к общему мнению;

— родители не принимают решение и рекомендации консилиума.
Общее заключение консилиума передается в муниципальную (районную, региональную) консультацию. После дополнительного обследования ребенка это заключение возвращается в образовательное учреждение с рекомендациями специалистов.
СОГЛАСОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

Сейчас во многих школах, дошкольных учреждениях, домах ребенка и интернатах работают такие специалисты как психолог, логопед, социальный педагог, валеолог. Возникает необходимость эффективно распределить и согласовать их воздействие на ребенка. По нашему мнению, эта функция должна быть возложена на психолога, так как он в наибольшей степени является выразителем интересов и прав ребенка. Необходимость объединить усилия всех специалистов требует от психолога особых психотерапевтических навыков, умения создать деловую атмосферу в работе консилиума. Эта сторона деятельности психолога в междисциплинарной команде еще недостаточно разработана и требует дополнительных исследований.

Таким образом, одной из важнейших функций психолога остается координация деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения ребенка.
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ КОНСИЛИУМА

На этом этапе происходит реализация решений консилиума. Составляется план коррекционно-развивающих мероприятий. Они могут быть как внеурочными, так и включенными в процесс обучения. Коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и спецификой образовательного учреждения определяются интенсивность и продолжительность циклов занятий.

Наиболее важной задачей психолога на этом этапе является разработка (или подбор) программ для ребенка или группы детей. Детей нужно разделить на достаточно «гомогенные» группы, определить оптимальное количество участников для каждой группы. Кроме того, определяются показатели наполняемости таких групп и продолжительность цикла занятий и отдельных занятий. Все эти характеристики должны быть обоснованы в программе коррекционной работы.

На каждого ребенка заводятся соответствующие документы, в которых отражается ход коррекционной работы.

В завершение этого этапа работы проводится динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы), или итоговое обследование.

По результатам промежуточного обследования консилиум проводится только в следующих случаях:


— если отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития;

— если были получены значительные изменения состояния ребенка;

— если произошли какие-то незапланированные события, изменившие как состояние, так и условия существования ребенка.
В этом случае консилиум будет внеплановым.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

На этом этапе оценивается изменение состояния ребенка и необходимость дальнейшей работы с ним.

Если работа продолжается, то она проходит опять же по этой схеме.

Для специалистовПМПк важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированным в социум.
Основной целью деятельности специалистов консилиума является осуществление индивидуально-ориентированной психологической, социальной, медицинской и специальной педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.
Этапы деятельности специалистов консилиума.
I. Психолого-медико- педагогическая диагностика:
II. Выработка стратегии и тактики комплексного коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка со специальными нуждами:
III. Анализ успешности развития ребёнка, его продвижения в усвоении основных приемов деятельности, формировании основных компетентностей.


Информационные источники:
1. Борытко Н.М., Соловцова И.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. учеб.для студентов педагогических вузов. Изд. «Гуманитарная педагогика», вып.6., г.Волгоград, 2006.

2. Законодательство в образовании: Сборник основных нормативно-правовых документов в области образования. Издание: М.: Современный гуманитарный университет, 2004.

3. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании»/Отв. ред. В.И. Шкатулла.- М.: Юрист, 2001.

4. Конвенция ООН о правах ребенка (20 ноября 1989 г.)

5. Куров С.В. Защита права в образовании/С.В. Куров// Право и образование.-2002.-№5. с.116-140.

6. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения.

7.Национальная образовательная инициатива: «Наша новая школа».

8.О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 04.09.97 № 48.



9. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 18.04.2008 № АФ-150.

 
скачать файл



Смотрите также:
«Содержание и организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в образовательном учреждении»
120.02kb.
О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (пмпк) образовательного учреждения
287.88kb.
2012 года положени е о психолого-медико-педагогическом консилиуме муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №78
56.67kb.
Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико педагогического консилиума в системе коррекционно развивающего обучения
253.4kb.
Проблемы здоровья детей, обеспечения условий успешной социализации и создания равных стартовых возможностей для различных категорий, в том числе детей с ограниченными возможностями, на сегодняшний день очень актуальны
61.59kb.
«О порядке и условиях оплаты и стимулирования труда в Муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
347.53kb.
1 история темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении
328.18kb.
О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического
56.85kb.
Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательном учреждении в 2011-2012 уч году
17.71kb.
Условия реализации проекта
294.35kb.
Общие сведения об образовательном учреждении
134.6kb.
Наиболее актуальной задачей школы является подготовка незрячих и слабовидящих детей к самостоятельной жизни
517.62kb.