voeto.ru страница 1
скачать файл
УМК «Школа России»
Предмет – внеклассное чтение

Учитель – Карникова Клара Ибрагимовна

Класс – 2 А
Тип урока – урок- викторина.

Особенности данного урока:


Ø данный урок является последним уроком по теме «Сказки Г.Х.Андерсена»;
Ø на данном уроке использовались активные формы организации деятельности учащихся, продолжалась работа над развитием креативных способностей ребёнка,
Ø приступая к изучению темы “Сказки Г.Х. Андерсена”, учитель предупреждает детей о предстоящем уроке, дает опережающее задание: перечитать наиболее известные сказки Андерсена, подобрать эпизоды для инсценирования, нарисовать иллюстрации к любимым сказкам.
Тема урока: «Сказками увенчан, как цветами».
Цель урока:
обобщить знания детей по прочитанным сказкам Г.Х.Андерсена
Задачи:

дидактические: расширять и углублять представления детей о сказках Г. Х. Андерсена; проверка умения анализировать характеры героев, определять главную мысль произведения; самостоятельное изучение сказок Г. Х. Андерсена, анализ характеров главных героев, определение главной мысли;
воспитательные: на примерах героев сказок Г. Х. Андерсена воспитывать доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки; учить взаимовыручке, формировать умение работать в коллективе; воспитывать сознание ответственности за свои поступки; мысль о могуществе добра, любви, верности, силы дружбы;
развивающие: развивать творческий потенциал ребёнка; посредством различных видов искусства развивать в детях чувство прекрасного, умение ценить настоящую красоту,


Оборудование:
Портрет писателя, выставка книг Х. Г. Андерсена, фрагменты иллюстраций художников по сказкам Г.Х. Андерсена, рисунки детей к сказкам Г.Х. Андерсена, 2 зонта, волшебная шкатулка.


План урока.
Организационный момент. (Создание эмоционального настроя ) (1 мин)
Чтение учителем стихотворения , посвящённого Андерсену.
Сказки Андерсена.
…Сказками увенчан, как цветами,

Строк его вкушаем благодать.

Наши папы, бабушки и мамы

Брали сказки в детскую кровать.

Открываю том его прекрасный

В поле, в доме , в школе и в лесу…

Сказок его радужные краски

Я сквозь жизнь , как праздник , пронесу!

А. Трофимов.

II. Сообщение темы и целей урока. ( 1 мин)

Учитель: Наш сегодняшний разговор -о жизни и творчестве Х.Г. Андерсена. Наверное, нет в мире человека, которому бы не было известно имя замечательного датского сказочника Г.Х. Андерсена. Волшебный мир его сказок покорял и покоряет своей добротой и поэтичностью.

“Там сверкали бенгальскими огнями стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором, как лепестки цветов, отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья”. (К.Г. Паустовский).
Сегодня вы докажете не только то, что вы любите сказки Андерсена, но и то, что вы их хорошо знаете, а в конце урока будете знать ещё больше , чем сейчас.
III. Вступительное слово учителя ( 3 мин.)

Учитель: Андерсен создал так много сказок, что нам понадобилось бы много времени для перечисления их. А уж о его героях и говорить нечего. Они любимы, вы их прекрасно помните, знаете.

А поможет нам приоткрыть дверь в этот чудесный мир сказок ... волшебная шкатулка
(На столике – два зонтика, шкатулка, в ней цветок, яйцо, осколок зеркала)
Учитель берёт два зонтика.
Учитель: Узнаёте ли вы эти вещи? Кто их хозяин?
(ответы детей)
Учитель: Похоже ли я на Оле-Лукойе? Почему?
(ответы детей)
Учитель: Оле-Лукойе я стать не могу, но сказки рассказывать я умею. Сегодня я буду сказочницей. Никто на свете не знает столько сказок, сколько знаю их я. Я рассказываю свои сказки и истории только хорошим, добрым людям. Для вас я припасла очень интересную историю, историю жизни человека, который стал королём, не имея короны, и покорил весь мир, даже не умея держать в руках меч.
Это будет необыкновенная история. Слушайте ...
... Жил-был однажды в маленькой стране на берегу голубого моря бедный башмачник. Жена его стирала бельё и вела скудное хозяйство. И был у них единственный сын – Ганс. Бледный худенький мальчик. Больше всего на свете он любил мечтать, бродить по лугам, усыпанным цветами, и лесам, слушать старинные сказки, песни.
Иногда ... иногда и сами цветы рассказывали ему невероятные сказочные истории.
IV. Работа по содержанию сказок Г.Х.Андерсена (17 мин.)
1. «Дюймовочка»
Учитель достаёт из шкатулки цветок.
Учитель: Из какой сказки Г.Х.Андерсена этот прекрасный цветок, кто мог поместиться в этой чашечке?
(ответы детей)
Выходит Дюймовочка
Дюймовочка: Ах, как долго я спала! Какие чудные сны видела! Я - Дюймовочка, девочка, которая родилась из цветка…….. Я была такая маленькая, всего с дюйм ростом, поэтому и назвали меня Дюймовочкой. Скорлупка грецкого ореха служила мне колыбелью, голубые фиалки - матрацем, а лепестки розы - одеяльцем. Все это было так мило!

Но однажды ночью, когда я спала в своей колыбельке, через разбитое окно влезла большая жаба, мокрая, безобразная! Она прыгнула прямо на стол, где я спала, и….. о ужас! Взяла кроватку вместе со мной и поскакала в сад…….


Дюймовочка задает вопрос классу.
-А что произошло в сказке со мной дальше?
(ответы детей)
Учитель: Какой же можно сделать вывод?
(ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО)
2. «Гадкий утёнок»
Учитель: Я продолжаю свою историю, и на свет появляется новый предмет
Учитель достаёт из шкатулки яйцо.
Учитель: Что это? Из какой сказки?
(ответы детей)
Учитель: Когда мальчик Ганс подрос, он решил стать знаменитым артистом или поэтом, но он понимал, что в маленьком городке ему не осуществить своей мечты, и когда ему исполнилось 14 лет, он покинул родительский дом и уехал в столицу Дании в город Копенгаген. Мама плакала. Она была прачкой и знала, как плохо быть бедным и как тяжело зарабатывать на жизнь. Он тоже плакал и на вопрос мамы: «Зачем?» Он ответил: « Чтобы стать знаменитым!» Да . ребята, Андерсен стал знаменитым и бессмертным писателем.

В родном городе Андерсена ,Оденсе, есть музей знаменитого сказочника. Где собраны письма.личные вещи и издания его сказок чуть ли не на всех языках мира.

2 апреля , в день рождения Х.Г.Андерсена, ежегодно проводится Международный день детской книги.

В 1956году была учреждена Междунаролная премия им. Х.Г.Андерсена , которая вручается лучшему детскому писателю и лучшему художнику-иллюстратору детских книг.

Скажите, что ещё нужно для бессмертия?

Но вначале судьба оказалась немилосердной к юноше, обошлась с ним так же, как с гадким утенком. Знаете ли вы, как появилась на свет эта сказка?


Об этом нам расскажет вторая группа. Кто у вас выступает?
Рассказ ученика
Сейчас я поведаю Вам одну удивительную историю. Однажды Ганса Христиана Андерсена попросили написать автобиографию, где он родился и кто его родители? Но у него никак не получалось. И вот когда он, наверное, в сотый раз начинал всё сначала, ему вдруг вспомнилась фраза: «Гадкий утёнок». Так его однажды назвали в детстве. Тогда у маленького Андерсена рос длинный нос, а уши походили на крылышки. Мать, правда, не печалилась. Но соседи смеялись. И маленький Андерсен часто плакал от обиды, а потом вдруг начинал мечтать, он непременно вырасти красивым принцем. И как в сказке «Гадкий утёнок» Ганс Христиан Андерсен становится замечательным детским писателем.
Очень сильное впечатление на меня произвёл следующий отрывок из сказки «Гадкий утёнок», послушайте его: «Утёнка охватила какая-то непонятная грусть, когда он увидел трёх прекрасных белых лебедя. «Полечу к ним, к этим величавым птицам. Они, наверное, заклюют меня на смерть за то, что я, такой гадкий, осмелился приблизиться к ним. Но всё равно! Лучше погибнуть от их ударов, чем сносить щипки уток и кур, пинки птичниц, да голод и холод зимой. И он опустился на воду и поплыл на встречу прекрасным лебедям, а лебеди, завидев его, замахали крыльями, и поплыли прямо к нему. – Убейте меня! – сказал гадкий утёнок и низко опустил голову. И вдруг в чистой, как зеркало, воде он увидел своё собственное отражение. Он был уже не гадким тёмно-серым утёнком, а красивым белым лебедем!
Я думаю, «Гадкий утёнок» - это сказка жизни Андерсена, одна из самых добрых и чистых надежд.
Учитель: Понравился ли вам главный герой этой сказки?
Что хотел сказать нам Г.Х. Андерсен в этой сказке?
Чему научила нас эта история?
(ответы детей)
Учитель: И в этой сказке ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО

3. «Снежная королева»


Учитель: Шли годы. Много невзгод претерпел бедный, но способный юноша. Он стал сочинителем книг и сделался знаменитым. Его приглашали в знатные дома. Сам сказочник мечтал написать прекрасную сказку о Любви.
Вот ещё одна загадка.
Учитель достаёт из шкатулки осколок зеркала.
Учитель: Из какой сказки этот опасный предмет?
(ответы детей)
Учитель: О чём это сказка?
(ответы детей) О любви
Учитель: А могла бы рассказать о любви Снежная королева?
(ответы детей)
Учитель: Разве может о любви рассказать тот, у кого вместо сердца кусок льда?! Конечно, нет.
Герда: Это могу сделать я – Герда.
(Тихо звучит музыка , она постоянно усиливается.)
Идет инсценировка из сказки «Снежная королева»
Кай складывает слово из кубиков льда.
Входит Герда.

-Герда: Кай! Милый Кай! Я нашла тебя. Ты узнал меня, Кай? Это я – Герда. Наконец-то я нашла тебя. Тебе холодно? Ты как льдышка. Давай твои руки.


(Герда своим дыханием пытается согреть руки Кая)
Почему ты молчишь? Мы снова вернемся домой, нас ждет бабушка. Кай!
(Герда плачет, обнимая Кая)

-Кай: (как бы очнувшись ото сна) Герда?! Милая Герда! Где же ты была так долго? Где был я сам? Как здесь холодно?


-Герда: Пойдем скорее отсюда, пока не вернулась Снежная королева.
-Кай: Она не вернется. Твоя любовь и верность победили ее!
(Громко звучит музыка Грига «Песня Сольвейг»)
Учитель: Когда я была маленькой, в конце этой сказки я плакала, плакала от счастья, что так хорошо всё закончилось.

Что помогло Каю очнуться и вспомнить Герду?

Как вы думаете, почему осколок попал Каю, а не Герде?
А если случилось такое несчастье, и осколок попал в чьё-то сердце, можно спасти человека? Что может спасти человека? (ответы детей)
Учитель: И опять ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО

4. «Русалочка»


Учитель: ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО А всегда ли это так? Давайте вместе поразмышляем над этим вопросом. Вспомним героиню, которая погибла, превратившись в морскую пену. Кто это? (ответы детей)


Учитель: Она погибла, значит, зло победило? (ответы детей)
Учитель: Русалочка погибла не потому, что победило зло, а потому, что она не может совершить зло ради своего спасения. Русалочка жертвует собой ради любимого. Счастье – в стремлении к добру, в самоотверженности ради счастья принца! Нет, она не погибла, любовь делает её душу бессмертной.
В Дании, при входе в город Копенгаген со стороны моря, находится самая известная скульптура – Русалочка. Она перед вами. Да, да это та самая удивительная красавица, которая жертвует жизнью во имя любви к человеку.

V. Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена ( 8 мин.)

С помощью волшебной шкатулки мы вспомнили только несколько сказок Г.Х.Андерсена, но он их написал гораздо больше. Как вы думаете, сколько сказок он написал? (ответы детей)


Учитель: 170 сказок! Назовите сказки Андерсена, которые вы читали (ответы детей)
А теперь пришло время выяснить, на сколько хорошо вы знаете сказки Г.Х.Андерсена. И узнаем мы это при помощи блиц- турнира.
Я задаю вопрос, а каждая группа, посовещавшись, отвечает на них, записывая свой ответ.
« Гадкий утёнок»

1. Назовите приёмную мать прекрасного лебедя.-Утка.

2. Как называла старуха кота и курицу?-Сын и дочка.
« Новый наряд короля»


  1. Назовит любимое занятие короля.-Наряжаться.

  2. Они сказались ткачами, а на самом деле были…-отпетыми мошенниками.

« Принцесса на горошине»



  1. Кто открыл городские ворота принцессе, попавшей в страшную бурю?-Король.

  2. Сколько тюфяков и сколько перин из гагачьего пуха составили постель настоящецй принцессы?- 20 и 20.

« Дюймовочка»



  1. Почему не понравилась барышням –жукам Дюймовочка ?

  2. Назовите новое имя Дюймовочки, которое дал ей принц-эльф,её жених?- Майя.

« Снежная королева»





  1. Какого героя русской сказки напоминает вам Снежная королева?Морозко.

  2. Какое слово складывал Кай из льдинок? –Вечность.

Подведём итоги, подсчитаем правильные ответы.


VI. Физкультминутка ( 1 мин.)


VII. « Самые-самые--сказки и герои» ( 2 мин.)
Команды поочерёдно в течение 10-15 секунд отвечают на вопросы.


  1. Самая короткая сказка.

  2. Самая грустная сказка.

  3. Самая зимняя сказка.

  4. Самая смешная сказка.

  5. Самая крошечная девочка.

  6. Самый богатый жених.

  7. Самый красивый наряд короля.

  8. Самая настоящая принцесса.

  9. Самая злая королева.

  10. Самая знатная утка.

  11. Самый бедный принц.

  12. Самая старая и уродливая ведьма.

  13. Самая правдивая история.

  14. Самый гадкий и страшный жених.

  15. Самый молчаливый герой.

  16. Самая молчаливая героиня.

  17. Самая любимая сказка Андерсена.


VIII. Игра « Ассоциации» ( 2 мин.)
Какие человеческие качества приходят вам на ум, когда вы слышите имена этих героев?
Дюймовочка—маленькая, хрупкая, красивая, добрая.

Гадкий утёнок—терпеливый, добрый, обиженный, некрасивый.

Голый король—ленивый, спесивый.

Элиза—добрая,трудолюбивая,самоотверженная,невинная.

Русалочка—любящая, красивая, самоотверженная.

Снежная королева—красивая, холодная, жестокая.

Принц-свинопас—бедный, трудолюбивый.

Лебедь—белый,молодой,красивый,скромный.

Принцесса из « Свинопаса»--бездельница, глупая, пустая.

Герда—верная, добрая, смелая, стойкая, любящая.


IX. Художественный салон ( 5 мин.)
А сейчас мы отправляемся в художественный салон, где каждая группа подготовила свою персональную выставку.

Каждая группа представляет свои рисунки по сказкам «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Снежная королева»


Учитель: Ребята, я очень довольна вашей работой, молодцы!
X. Итог урока ( 1 мин.)

Завершается наш урок. Великий сказочник Х.К.Андерсен ... Мне думается, что он не умер, а путешествует на своём ковре-самолёте. Облетает землю. Смеётся над голыми королями и принцессами на горошине, учит в некрасивом утёнке видеть прекрасного лебедя, растапливать лёд в сердцах.


Сегодня он прилетал к нам. До свидания, добрый сказочник, добрый друг, мудрец и волшебник! До новой встречи!
Ребята, на каждом уроке я получаю огромное удовольствие от общения с вами, но сегодня меня переполняют чувства счастья, радости и гордости за вас – моих учеников, наверное, потому что сегодня вы все замечательно работали.
XI. Домашнее задание. ( 1мин.)
Написать сказку о каком-либо предмете из сказок Андерсена.


XII. Рефлексия (2 мин.)
Я бы хотела, чтобы у нас осталось что-то на память от этой встречи. Предлагаю вам создать «Букет настроения», чтобы потом, спустя какое-то время, посмотрев на него, вспомнить этот удивительный день и героев сказок Г.Х.Андерсена. Вам понравился урок? Каждый из вас выберет цветок, который соответствует вашему настроению. А составлять мы будем его из роз. Кстати, в какой сказке Г.Х.Андерсена упоминались эти цветы?

Составление букета



Учитель: Читайте сказки и верьте в чудеса, ведь они происходят на самом деле!
скачать файл



Смотрите также:
«Сказки Г. Х. Андерсена»
108.18kb.
«Шел по городу волшебник»
27.71kb.
Методические приемы
272.83kb.
Пропп В. В. Морфология «волшебной» сказки. Ст
88.3kb.
I. Сказка как жанр устного народного творчества
238.71kb.
В мире сказок Ханса Кристиана Андерсена
83.14kb.
Ф. Тютчев и верно. Уже более тридцати лет существует наша игра. Подземелья&Драконы. Все это время она жила и развивалась в рамках мысли характерной для человека западного. В рамках его веры, его сказки
107.23kb.
Особенности содержания и построения волшебной сказки «Несмеяна царевна»
51.93kb.
Асбьёрнсен П. К. На восток от солнца, на запад от луны Афанасьев А. Н. Русские детские сказки Бажов П. П. Малахитовая шкатулка Гримм В., Гримм Я. Детские и семейные сказки Грин Р. Л
10.81kb.
Урок 15. Х. К. Андерсен «Штопальная игла» текст к уроку
466.72kb.
Неизданное (стихи, рассказы, сказки)
218.41kb.
Сказка по произведениям г-х андерсена и Е. Шварца "Снежная королева"
305.77kb.