voeto.ru страница 1
скачать файл

  1. Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Ее основными функциями являются: ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

  2. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня.

  3. В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

  4. Применяемая педагогом система оценки достижения планируемых результатов, должна определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки. Для выполнения этого требования ФГОС педагог в ходе организации и проведения оценочных процедур должен соблюдать следующие принципы:

- формулировать диагностичные цели обучения в рамках темы, раздела, предмета и конкретизировать шаги по реализации цели посредством их разбиения на образовательные результаты;

- формулировать образовательный результат с учетом его специфики так, чтобы он был конкретным, однозначно понимался всеми участниками образовательного процесса, мог быть измерен средствами педагогической диагностики;

- формализовать процедуры оценки, сделав их прозрачными для всех участников образовательного процесса и заинтересованных сторон;

- заранее извещать всех участников процесса оценивания о критериях, по которым будет производиться оценивание;

- контролировать и оценивать в режиме педагогического измерения только образовательный результат без учета в балльной оценке бонусов и наказаний за прилежание, поведение, мотивированность на достижение результата;

- выставлять итоговую отметку, не ориентируясь на «средний балл», рассчитываемый на основе простого механического сложения всех отметок, полученных обучающимся за обозначенный период времени;

- обсуждать заранее с обучающимся все критерии оценки того или иного результата и создавать условия для осознанного принятия решения обучающимся о том, какой результат, на каком уровне им будет освоен и на какую отметку обучающийся в этом случае может претендовать.


  1. Традиционная система оценки и оценка в рамках ФГОС кардинально меняют весь учебно-воспитательный процесс, построенный на репродуктивном уровне обучения. Важнейший приоритет сегодня - это формирование общеучебных умений и навыков. Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.

Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

  1. В традиционной школе проверка труда учителя отслеживалась по «накопляемости» отметок, и не секрет, что реально баллов у нас четыре (5,4,3,2), допустимых – три, а положительных – два (5 и 4). По ФГОС – система оценивания другая, но стереотип работы учителя по-старинке трудно преодолим.

  2. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к оценке уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования по каждому предмету прописаны формулировки Знать/понимать в виде краткого перечня, и много формулировок конкретных действий что должен уметь и использовать в деятельности:…при изучении конкретной темы и предмета в целом.

  3. Согласно ФГОС овладению системой учебных действий при изучении учебного материала измерению подлежат три группы образовательных результатов: личностные, метапредметные и предметные. К измеряемым средствами педагогической диагностики образовательным результатам относятся:

  • в составе предметных результатов –применение знаний и самостоятельное изучение,

  • в составе метапредметных результатов – коммуникация и познавательная деятельность

  • в составе личностных результатов – самоопределение и морально-этическая ориентация.

Все они ориентированы на способность решения учеником учебно-познавательных и учебно-практических задач.



2.png

10.



11 Согласно ФГОС ООО в системе оценивания образовательных результатов к компетенции образовательного учреждения относится:

1) описание организации и содержания: а) промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; б) итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся; в) оценки проектной деятельности обучающихся;

12. 2) адаптация инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, разработанного на федеральном уровне, в целях организации:


  • оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля;

  •  промежуточной аттестации (системы внутришкольного мониторинга);

  •  итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию;

3) адаптация (при необходимости — разработка) инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов по предметам и/или междисциплинарным программам, вводимым образовательным учреждением;

4) адаптация или разработка модели и инструментария для организации стартовой диагностики;

5) адаптация или разработка модели и инструментария для оценки деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом в целях организации системы внутришкольного контроля.

13. В структуру основной образовательной программы основного общего образования раздела «Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП ООО»

Описание места и роли системы оценки достижений в реализации требований Стандарта.


    • Описание функций, цели оценочной деятельности, объектов оценивания.

    • Описание основных подходов к организации системы оценивания (уровневый, комплексный).

    • Определение процедур мониторинговых исследований.

  1. Оценка личностных результатов

  2. Оценка метапредметных результатов

  3. Оценка предметных результатов

  4. Итоговая оценка выпускника

14. Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся.

Оценка результатов образовательной деятельности - внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования на основе централизованно разработанного инструментария.

К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном ОУ

15. Основным объектом оценки личностных результатов –сформированность УУД по 3 блокам:



  • 1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

  • 2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации.

  • 3) сформированность социальных компетенций.

16. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения ООП в разделах:

  • «Регулятивные универсальные учебные действия»,

  • «Коммуникативные универсальные учебные действия»,

  • «Познавательные универсальные учебные действия»

  • программы формирования УУД, планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

17. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.

обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

• стартовой диагностики;

• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
18. Отслеживание динамики образовательных достижений учащихся фиксируется в Портфели достижений учащихся, где собраны не только грамоты и проекты, которые он выполнил, но и элементы рефлексии, его интересы, намерения и т.д. Динамику достижений каждого ученика можно увидеть через систему внутришкольного мониторинга (оценочные листы, классные журналы, дневники учащихся и другие формы накопительной системы оценки).

19. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

20. Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.

Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10%) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

21. Оценку предметных результатов проводят:

1. Учитель в рамках: внутришкольного контроля административные контрольные работы и срезы; тематического контроля по предметам и текущей оценочной деятельности; по итогам четверти, полугодия; промежуточной и итоговой аттестации

2. Администрация школы: заместитель директора по УВР в рамках внутришкольного контроля: по изучению состояния преподавания предметов инвариантной части учебного плана и компонента образовательного учреждения в рамках промежуточной и итоговой аттестации; на этапах рубежного контроля (входной, по полугодиям)

3. Ученик через самооценку результатов текущей успеваемости, по итогам четверти, года, промежуточной и итоговой аттестации (оценочные листы; выполнение заданий базового или повышенного уровня)

22. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений (входной контроль) целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний и установление исходного уровня развития разных аспектов личности учащегося (состояния познавательной деятельности, в первую очередь индивидуального уровня каждого ученика.)

23. Оценка знаний и учебных достижений обучающихся в рамках текущего (тематического) контроля складывается из: 1) индивидуального наблюдения за работой учащегося: внимательность при объяснении материала, активность и творческий подход к работе на уроке, отношение к учёбе. 2) показателей полноты и глубины усвоения материала, умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях, которые оцениваются по 4-х бальной шкале.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

• стартовой диагностики;

• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

•  творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

24. В качестве оценки предметных результатов рассматривается система основополагающих элементов научного знания (система предметных знаний) и система формируемых действий (система предметных действий).

25. На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

• результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;

• оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;

• оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;

• оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее — ГИА).


26. Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки - чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.
Развитие самооценки потребует от вас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите как дети станут другими!
Как показала практика они говорят: «Теперь понятно зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!»
скачать файл



Смотрите также:
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования
117.06kb.
Решением Педагогического Совета Приказом по гбоу сош №481 №15/1 от 31. 08. 2012 г
117.7kb.
Положение о системе оценки качества образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы городского округа Восход Московской области
76.76kb.
О системе оценки качества образования в моу –оош с. Розовое Советского района Саратовской области
139.47kb.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общёго образования
108.97kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна : I
213.38kb.
1. 3 Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
178.63kb.
Информационные технологии в системе образования республики татарстан
96.91kb.
Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются
1208.12kb.
Проблема преемственности в обучении иностранным языкам в контексте непрерывного образования. Часть Межвузовский сборник научных статей аспирантов. / Под ред. Горловой Н. А., Маяковой Е. В., Горловой О. А. М
1908.41kb.
ІХ. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
419.66kb.
Д. Д. Данилов I. Введение: что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?
763.15kb.