voeto.ru страница 1
скачать файл

Система образования Кубы


В настоящее время Куба занимает лидирующее место по показателям уровня образования не только среди стран Латинской Америки, но и среди развитых государств.

С первых дней революции 1959 года на Кубе в сфере образования начались коренные перемены. До этого образование в стране было доступно лишь представителям зажиточных слоев. По данным переписи населения 1953 г., около 550 тыс. детей в возрасте от 6 до 14 лет (практически половина детского населения) не посещали общеобразовательных школ, в то же время 10 тыс. учителей были безработными. К моменту революции Куба представляла собой страну, в которой 30% населения были неграмотны, а 90% находились между полной и функциональной безграмотностью [1]. Одной из первых мер, предпринятых кубинским правительством в 1959г., стало увеличение числа начальных школ, а с 1972 г. начала действовать программа по гарантии среднего образования всем гражданам страны. Сегодня на Кубе средний уровень образования составляет не менее 9-ти классов и является обязательным. Развернулась кампания по универсализации высшего образования: высшие учебные заведения должны будут охватывать все муниципии страны. Если говорить об основных решенных кубинским государством задач в области образования, то к ним можно отнести: полную ликвидацию безграмотности, внедрение разнообразных и более эффективных форм обучения, создание и совершенствование среднетехнического и профессионального образования, увеличение не только количества школ, но и высших учебных заведений, устранение различий в обучении между юношами и девушками, иных социальных различий.

Социальные особенности кубинской системы образования проявляются в следующих основных принципах ее функционирования.

1. Определяющая роль социальной политики государства в развитии национальной образовательной системы. Государство не только несет ответственность за ее структуру и деятельность, но и финансирует все затраты в этой сфере. Все текущие и инвестиционные расходы системы образования (строительство школ, оборудование и т.д.) покрываются из госбюджета. Достаточно сказать, что в 1990-2001 годах, несмотря на имеющиеся в стране финансово-экономические трудности, удалось удерживать бюджетные расходы на образование в процентном отношении от ВВП на весьма высоком уровне (около 8%), а в процентном выражении от общих расходов даже увеличить с 15,8% в 1990 г. до 18,1% в 2001 г. В 2003 г. бюджетные расходы кубинского государства на образование составили примерно 3 млрд. песо [2].

2. Обеспечение бесплатности образования на всех уровнях. В Конституции Кубы записаны принципы: "Обучение во всех учебных заведениях страны (начальная школа - университет) является одинаково доступным для всех" и "Образование является бесплатным". Эти принципы не просто декларируются, но имеют соответствующие гарантии их реализации. Кубинские дети бесплатно получают необходимые школьные принадлежности, школьную форму, в школах интернатах - обеспечивается бесплатное питание и безвозмездно выдаются предметы первой необходимости; во всех медицинских учреждениях страны школьникам и студентам оказывается бесплатная медицинская помощь и т.д.

3. "Всеобуч" и равноправие в получении образования, т.е. предоставление равных возможностей независимо от возраста, пола, расы, вероисповедания и места проживания. На Кубе существуют организации: Министерство Образования, Комитет по защите революции, Национальная полиция и др., которые контролируют как поступление детей в школы, так и их последовательное обучение в них. Ведется планомерная работа с неблагополучными и неполными семьями, они получают поддержку и материальную помощь, чтобы позволить детям учиться на равных условиях с детьми из нормальных семей. Недавно создана "школа комплексного повышения квалификации "Кохимар", предназначенная для решения двух основных задач: предоставить возможность продолжить или получить университетское образование молодежи от 17 до 35 лет, не учащейся и не работающей, а также подготовить социальных работников, которые будут помогать вышеперечисленным организациям обеспечивать на местах всеобщее обучение.

4. Учеба без отрыва от производства. На Кубе учёба совмещается с работой во имя осуществления главной цели образования - соединить теорию с практикой, школу с жизнью, а образование с производством. Использование этого принципа развивать сознательность учеников как будущих производителей социальных благ. Например, школьники вносят реальный вклад в обеспечение населения продуктами питания.

5. Демократическое участие всего общества в решении задач народного образования. Этот принцип подтверждает общественный характер кубинского образования. В обеспечении всеобщего обучения участвуют не только социальные и негосударственные организации и институты, но и общественность. Родители, например, оказывают помощь школам в организации и проведении культурных, эстетических, спортивных, а также разного рода развлекательных мероприятий.

6. Дифференцированный и комплексный подход в процессе школьного обучения. В каждой школе стремятся выявить как способности, так и возможные проблемы детей с учетом обстановки и воспитания в семье. Проводится изучение каждого ребёнка, анализируется положение семьи, окружающей её среды и после этого учитель работает персонально с каждым учеником. В частности, такое внимание оказывается развитию и участию девочек в школьной жизни. И не случайно: в настоящее время, по официальным данным, именно девушки играют лидирующую роль в студенческих организациях.

Теперь более конкретно рассмотрим, как социальные особенности системы образования на Кубе проявляются в специфике разных уровней этой системы. Начнем с дошкольного воспитания, которое квалифицируется здесь как подготовка детей в возрасте от 0 до 5-ти лет к последующему успешному школьному образованию. Учитывая, что детские сады и учреждения так называемого "дошкольного учебного года" имеют возможность посещать сравнительно небольшой процент кубинских детей (в 2002 г., например, соответственно - 17% и 12% [2]) и для того чтобы дошкольники, не посещающие государственные воспитательные учреждения, смогли успешно влиться в учебный процесс, в 1992 г. принята социальная программа "Обучи своего ребенка". Эта программа позволяет подготовить членов семьи самостоятельно осуществлять воспитательную работу с детьми в домашних условиях. Анализ эффективности данной программы, проведенный в 1994-1999 годах показал высокий уровень развития детей, подготовка которых велась на ее основе. Отметим главные особенности работы с дошкольниками на базе программы "Обучи своего ребенка": родители (семья): ведется систематическая подготовительная работа по вопросам воспитания и развития ребенка; индивидуальный подход: консультации врачей от одного до двух раз в неделю членов семей, имеющих детей в возрасте до 2 лет в медпунктах по месту жительства; работа с группами: двухчасовые встречи по два раза в неделю с семьями, имеющими детей в возрасте от 2 до 5 лет. Дети в возрасте от 5 до 6 лет, проживающие в отдаленных или труднодоступных сельских районах Кубы, кроме индивидуального воспитания, посещают два раза в неделю ближайшую начальную школу в сопровождении кого-либо из членов семьи.

Для обучения членов семей и контроля за исполнением воспитательных мероприятий внутри семьи, привлекаются на добровольных началах учителя, преподаватели, воспитатели, врачи, медсестры, пенсионеры, студенты и общественные работники. Число участников указанной Программы из года в год увеличивается.

Начальное образование на Кубе является обязательным и составляет 6 лет. В начальных школах большое внимание уделяется развитию умственных способностей, формированию практических навыков к самостоятельной работе, приобретению и соблюдению общественных норм поведения и правил проживания в коллективе. Дети получают элементарные знания об окружающей природе и обществе, учатся трудиться на пришкольных участках, выращивая зелень и овощи для школьных В упомянутых школах не наблюдается отсева учащихся, и не случайно. В настоящее время Куба занимает самое высокое место в Латинской Америке по числу учащихся, поступивших и закончивших обучение в начальной школе [3].

Примечательны и такие факты: в 2002 г. почти 20 тыс. кубинских преподавателей начальных школ прошли подготовку по работе с компьютером; между школами было распределено 82 тыс. телевизоров (один телевизор на 40 учеников) и 22,5 тыс. видеомагнитофонов, 24 тыс. персональных компьютеров, в том числе 8976 компьютеров поступило в начальные школы.

Что касается неполной средней школы, то она включает в себя обучение с 7-го по 9-й класс включительно. Учеба в этих классах сочетается с трудовой деятельностью, трудовым воспитанием, ведется работа по профориентации. Заметим, что в сельских школах обучение ведется по принципу интерната. А учащиеся городских школ на 5-7 недель в году выезжают на сельхозработы. Государством выделяются значительные средства на повышение качества обучения и технической базы данных учебных заведений.

Проводятся мероприятия, направленные на сокращение числа учащихся в каждом классе до 15 человек с целью обеспечения индивидуального подхода преподавателя к каждому ученику в процессе обучения и воспитательной работы.

Неполное среднее образование является обязательным. По его завершении ученикам предоставляется выбор между продолжением образования в средних школах или переходом в профессионально-технические училища. Для продолжения же образования в университете нужно завершить полное среднее образование.

Средняя школа по-испански - preuniversitario - является заключительным этапом среднего образования и знаменует собой важное звено в формировании личности. В этих школах (10-12 классы) идет процесс расширения и углубления знаний, развиваются способности и навыки, необходимые для продолжения учебы в высших учебных заведениях, техникумах, профтехучилищах или начала трудовой деятельности. В стране действуют 193 городских и сельских средних школы, в которых обучаются более 93 тыс. учащихся. Количество школьников, получивших среднее образование, увеличилось в стране с 23,4% в 1999 г. до 34,9% в 2002 г.

Процент отсева учащихся за этот период удалось снизить с 3,6% до 2,7% [2]. Эти данные свидетельствуют о росте возможностей кубинской молодежи для получения среднего образования, усилении социальной защищенности кубинской системы образования, которая позволяет повышать уровень образованности населения.

В сети школьных учреждений обеспечивающих среднее образование, профильные школы, в которых ведется тщательный отбор учащихся в соответствии с их способностями: Речь идет о школах со специальной программой по изучению точных наук; профильных школах по подготовке педагогических кадров, в том числе преподавателей искусств; школах начального спортивного уровня, а также высшего спортивного мастерства; наконец, школах искусств. Кроме того, действуют еще несколько средних школ военного типа, выпускникам которых предоставляется возможность поступления в высшие военные учебные заведения. Для поступления в профильные школы необходимо сдать вступительные экзамены по родному языку, математике и истории. В обычные же полные средние школы принимают на основании среднего балла с которым ученики заканчивают неполную среднюю школу. Попасть в специализированные школы удается только ученикам с высокими проходными баллами.

Особое внимание уделяется средним школам с педагогическим уклоном (их более 30), где обучаются дети, обладающие педагогическими наклонностями. Они имеют важнейшее значение в формировании будущего преподавательского состава. В школах подготовки преподавателей искусств, например, учатся школьники, обладающие музыкальными, художественными, прикладными, театральными и танцевальными способностями, которые после 4-х летнего обучения могут работать в качестве инструкторов искусств в учебных заведениях национальной системы образования и домах культуры. В стране действует 15 таких школ, в которых обучаются более 11 тыс. учащихся [5]. В школах начального спортивного уровня и высшего спортивного мастерства общеобразовательная программа сочетается со спортивными тренировками и обучением различным видам искусств.

Среди специализированных школ выделяется школа "Ленина", с программой усиленного обучения точным наукам. Для поступления в нее государство выделяет определенное число мест для каждого района страны. При этом центральные районы, где в основном проживают семьи с более высоким материальным и социальным положением и где уровень знания детей значительно выше, чем у детей из более отдаленных районов, получают меньше вступительных мест и конкурс для них, естественно, выше. Это делается с целью компенсировать социальные различия в условиях жизни детей из менее развитых районов, которым в большинстве случаев удается завершить свое образование в школе "Ленина", где в процессе обучения идет отсев учащихся, чей средний балл снизился до 85 (по 100-бальной системе оценки). Это школа-интернат, ученики живут здесь 5-6 дней в неделю, и лишь в выходные дни могут побывать дома.

Выборочные опросы выпускников названной школы в 2003 г. показали, что из 1400 поступивших около 200 учеников не смогли завершить свое образование. Среди причин отчисления - не только снижение успеваемости, но и проблемы с дисциплиной. Большинство опрошенных констатировали непростые условия обучения, когда приходится выполнять жесткие требования как в учебе, так и в поведении в быту, когда пропускать уроки или опаздывать даже на 5 минут считается серьезным нарушением. Готовиться к контрольным работам, семинарам и экзаменам необходимо самостоятельно, без рассчета на помощь родителей или репетиторов. Каждые две недели нужно 5 дней отработать в поле. Вместе с тем, окончившие школу положительно оценивали товарищескую атмосферу, которую в ней сумели создать педагоги. Большинство учеников отметили, что смогли успешно закончить свое обучение в школе "Ленина" только потому, что научились жить в коллективе, делясь со своим товарищами, помогая друг другу. По их словам, эта школа учит солидарности и равенству. Строгая, единая форма не позволяет учащимся выделяться своим материальным положением, и все их усилия, в основном, концентрировались на процессе обучения и углубления знаний.

Теперь рассмотрим некоторые особенности высшего образования на Кубе. Оно нацелено на подготовку высококвалифицированных специалистов по широкому спектру специальностей. В кубинских вузах студенты получают знания, сочетая учебу с производственной практикой, в ходе которой сталкиваются с реальными проблемами общества. Довольно широкое развитие в вузах получила научно-исследовательская деятельность как преподавательского, так и студенческого состава, что позволяет им вносить существенный вклад в общественно-экономическое развитие страны.

Учитывая социальные различия кубинских граждан, система высшего образования предоставляет студентам возможность обучаться на дневном, вечернем и заочном отделениях вузов. Дневное отделение предназначено для студентов, поступивших сразу после окончания средней школы. Вечернее и заочное отделения - для работающих студентов. Длительность обучения на вечернем отделении на год больше, чем на дневном. Заочное обучение базируется на самостоятельной подготовке студентов и консультациях с преподавателями.

Принимая во внимание существенные изменения, произошедшие как во всем мире, так и в кубинском обществе за последние годы, в стране были внесены определенные коррективы в планирование и подготовку специалистов с высшим образованием. Этим объясняется динамика количества выпускников системы высшего образования (тыс. чел.) в 1997-98 - 2001-02 уч. годах: 1997-98 гг. - 19,4; 1998-99 гг. - 16,9; 1999-00 гг. - 16,5; 2000-01 гг. - 17,0; 2001-02 - 16.8 [2].Как видим, численность специалистов - выпускников вузов в последние годы несколько уменьшилась. Одновременно осуществлялись меры по повышению качества высшего образования, обеспечению более эффективного использования человеческих и материальных ресурсов.

В настоящее время на Кубе идет разработка программы универсализации высшего образования. Цель ее состоит в том, чтобы все желающие получить высшее образование могли это сделать, и к тому же бесплатно. Для этого создаются университетские центры, предназначенные для обучения студентов по месту их жительства. Эта программа имеет строгую социальную направленность, предусматривая, в первую очередь, решить проблему обучения студентов из отдаленных районов, материально менее обеспеченных. Одновременно продолжается работа над повышением качества и эффективности высшего образования.



Этому способствуют курсы повышения квалификации. Действуют более 200 учебных заведений, на базе которых проводятся эти курсы более чем по 100 специальностям. Приоритетными направлениями повышения квалификации специалистов с высшим образованием являются: образование; генная инженерия и биотехнология; производство медикаментов; программа производства продуктов питания; сфера туризма. По указанным направлениям ежегодно повышают свою квалификацию около 125 тыс. кубинских специалистов.
скачать файл



Смотрите также:
Система образования Кубы
100.95kb.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общёго образования
108.97kb.
1. 3 Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
178.63kb.
Система дополнительного образования Калининградской области на современном этапе. Состояние и перспективы развития
449.09kb.
Муниципального образования кавказский район
1850.98kb.
Система методической деятельности (технологии, принципы, самооценивание) в реализации фгос. Образовательная система «Школа 2100»
112.61kb.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования
117.06kb.
Управление образования администрации красногвардейского района
74.15kb.
Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
606.21kb.
ІХ. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
419.66kb.
Система дополнительного образования
121.98kb.
Семинар «Система школьного образования Финляндии»
231.66kb.