voeto.ru страница 1
скачать файл

Тема: Система методической деятельности (технологии, принципы, самооценивание) в реализации ФГОС. Образовательная система «Школа 2100»

В Концепции модернизации общего образования до 2010 года сказано: «Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.-с.10).

«Приоритет начального общего образования – формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения». (Федеральный компонент государственного стандарта).

Основные особенности стандартов второго поколения – подход к стандарту как к общественному договору, реализация деятельностной парадигмы образования, нацеленность стандартов и регулируемого ими учебного процесса на достижение результата – требуют внесения изменений во все компоненты учебного процесса: организацию и содержание совместной работы деятельности учителя и школьников, отбор и организацию учебного материала, учебную среду. Соответственно, изменяется и система оценивания.

Важнейшие задачи образования в начальной школе – формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной.

Цели создания нового комплекта учебников:


  • учесть характеристику современного младшего школьника и модель классного коллектива начального звена образования;

  • учесть изменившиеся требования к образованию (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (начальное образование))

  • учесть новые требования к учебнику, продиктованные развитыми информационными технологиями.

Система методической деятельности в реализации ФГОС основывается на дидактические принципы гуманистического воспитания и современные педагогические технологии. Всего 7 основных принципов ОС «Школа 2100».

  1. Принцип деятельности предполагает такую организацию обучения, когда обучающийся не получает готовое знание, а «открывает» его в процессе собственной деятельности.

  2. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук.

  3. Принцип непрерывности означает организацию учебного процесса, при которой результат деятельности на предыдущем этапе обеспечивает включение в деятельность на последующем этапе.

  4. Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню и обеспечить усвоение этого знания по минимальному уровню.

  5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стресс образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

  6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. формирование способности к систематическому перебору возможных вариантов и выбору оптимального варианта.

  7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы обучения, развивая идеи традиционной дидактики, интегрируют полезные и не конфликтующие между собой идеи из новых концепций образования с позиций преемственности научных взглядов. Они не отвергают, а продолжают и развивают традиционную дидактику в направлении решения современных образовательных задач.

К современным педагогическим технологиям реализации ФГОС относятся 5 основных технологий. Это технология развития критического мышления, технология проектного метода, технология проблемного обучения, технология формирования УУД, технология оценки достижения планируемых результатов.

Особое внимание в настоящее время уделяется двум последним технологиям. Итак, технология формирования УУД. Функции УУД (универсальная учебная деятельность – ОСНОВА УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ!)


  1. Регуляция учебной деятельности:

  • принятие и постановка учебных целей и задач;

  • поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач;

  • контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности.

  1. Создание условий для саморазвития и самореализации личности:

  • готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться;

  • формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе;

  • развитие высокой социальной и профессиональной мобильности.

  1. Обеспечение успешности обучения:

  • формирование целостной картины мира;

  • формирование компетентностей в любой предметной области познания;

  • усвоения знаний, умений и навыков.

Виды УУД:

Личностные (самоопределение, смыслообразование и мотивация, нравственно-этическая ориентация и моральное действие);

Коммуникативные (взаимодействие, кооперация/сотрудничество, интериоризация);

Познавательные (общеучебные, включая знаково-символические; логические, постановка и решение проблем);

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция).

Личностные УУД (не оцениваются):

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

• развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

• установка на здоровый образ жизни;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;



• эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей.

Метапредметные УУД - Коммуникативные УУД (формируются через технологию продуктивного чтения, работу в парах, группах):

  • понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • умение формулировать собственное мнение и позицию;

  • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • умение задавать вопросы;

  • умение контролировать действия партнера;

  • умение использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, включая монологическую речь и диалог.

Регулятивные УУД (формируются через проблемный диалог, технологию оценивания, самооценку):

  • принятие и сохранение учебной задачи;

  • умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

  • итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватное восприятие и понимание оценки учителя;

  • дифференциация способа и результата действия;

  • адекватная оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные УУД (предметные результаты – цели предмета – 1 уровень (необходимый); 2 уровень – спрограммированный; 3 уровень – максимальный):

  • поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • использование знаково-символических средств, включая модели и схемы для решения задач;

  • произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

  • основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;

  • анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • синтез как составление целого из частей;

  • сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;

  • установление причинно-следственных связей;

  • рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • установление аналогий;

  • общий прием решения задач.

Технология оценки достижения планируемых результатов широко применяется с 2011 – 2012 учебного года, в связи с введением ФГОС в начальную систему образования. Подробное описание системы оценки образовательных результатов, предусмотренных ФГОС, в ОС «Школа 2100» дано в Методических рекомендациях для учителя по курсу математики с элементами информатики. (Козловой С.А., Рубина А.Г., Горячева А.В.) для 1 класса-М.: Баласс, 2012.-с. 288-316. Предлагаемые материалы являются методическим руководством и способом разрешения вопросов, возникающих в процессе внедрения системы оценки.

1 правило: «Оценка результатов и отметка» дает ответы на следующие вопросы: - Что оцениваем? Что такое результаты ученика и в чем их оценивать? (оценка, отметка). Могут ли быть исключения из этого правила? Что такое результаты учителя и как их оценивать?

2 правило: «Самооценка» - Кто оценивает? Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? (дается алгоритм для выработки самооценки). Как ученик определит свою отметку? Что делать в 1 классе, если ученик не готов к адекватной самооценке и признанию своих ошибок? Если ученики закончили 1 класс, как обучить их правилу «Самооценка»?

3 правило: «Одна задача – одна отметка» содержит вопросы: - Сколько ставить отметок за один урок? Куда ставить несколько отметок, если в журнале только одна клетка на один урок? Какие исключения существуют правиле «Одна задача – одна отметка»?.

4 правило состоит из 2 частей – часть 1 – «Таблица образовательных результатов», часть 2 – «Портфель достижений». Вопросы и ответы части 1

- Где ставить отметки и накапливать оценки? Как составляются таблицы результатов, какие они бывают, где размещаются, как заполняются, когда, как ими пользоваться, как анализировать и переносить отметки за контрольные работы из таблиц в журнал? Как научить учеников иногда пользоваться таблицами предметных и метапредметных результатов? Как работать с таблицами образовательных результатов при использовании МАКСИмального уровня системы оценки? Как действовать учителю, который хочет регулярно использовать таблицы предметных результатов, как обучить учеников использовать эти таблицы?



Вопросы и ответы части 2 –

- Что такое «Портфель достижений», обязателен ли при официальном оценивании, зачем он нужен, в каком виде существует, кто и когда его пополняет, какие разделы содержит?

Далее идет подробное описание возможных материалов «Портфеля достижений» по разделам:

1.Кто я и чего хочу;

2.Чему я научился на всех предметах;

3.Чему я научился на разных предметах;

4.Достижения вне учебы.

5 правило: «Право отказа от отметки и право пересдачи» - Когда ставить и не ставить отметки по предмету? Почему ученик имеет право отказаться от выставления текущей отметки, он всегда может отказаться? Как отметки за контрольные работы отличать от текущих? Как быть, если ученик ХОЧЕТ пересдать и получить отметку выше неудовлетворительной? Кто и когда принимает решение о пересдаче материала контрольной работы? Как найти время для пересдачи контрольной работы?

6 правило: «Уровни успешности» анализирует следующие вопросы – По каким критериям оценивать результаты учеников? В чем специфика оценивания предметных результатов? Когда применять уровни успешности? Как оценку по уровням успешности перевести в предметную отметку? В ем специфика оценивания метапредметных и личностных результатов? Как оцениваются диагностические работы по УУД в ОС «Школа 2100»? Как определять комплексную оценку по материалам «Портфолио достижений»? Как определить комплексную накопленную оценку образовательных результатов? Кто, как и когда определяют комплексную оценку? Как нучиться использовать правило «Уровни успешности»? Какие особые ситуации возникают при использовании уровней успешности?

7 правило: «Итоговая оценка и итоговая отметка» содержит ответы на следующие вопросы: - Как определить итоговый результат? Как определить четвертные оценки и отметки по предмету? Могут ли ученики сами определять свои четвертные отметки? Как определить итоговую оценку за ступень начальной школы? Как используется итоговая оценка?

3.1 Механизм оценивания позволяет отслеживать динамику личностных достижений обучающихся. Есть специальные тетради для проведения контроля и оценивания по всем предметам. Рекомендации по проведению контроля даны по каждому предмету в методических рекомендациях. Различают 3 основных вида оценивания: текущее, промежуточное, итоговое (итоговая проверочная работа).

Текущее и итоговое оценивание по отдельным предметам может проводиться в форме устного опроса, письменной самостоятельной работы, диктанта, контрольного списывания, тестового среза – тематического, промежуточного, итогового, графической работы, изложения, творческой работы и т.д.

К методам текущего оценивания относятся: наблюдение (форма фиксации результатов – лист наблюдений): именные – деятельность определенного ученика и аспектные – данный аспект деятельности у всего класса); линейки достижений (форма фиксации результатов – листы наблюдений); памятки (форма использования на уроке – карты ООД – ориентировочной основы действий).



Листы наблюдений индивидуальных достижений позволяют выяснить и технику чтения (слоговое, словами, ударение, безошибочность, выразительность), и понимание прочитанного, и пересказ, и навыки письма, и вычислительные навыки и т.д.

Текущее оценивание включает в сея оценку успешности и оценку динамики. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в портфеле достижений.

Необходимый (базовый) уровень успешности оценивается на «Хорошо», повышенный (программный) – «Отлично», максимальный (необязательный) – «Превосходно».

К методам итогового оценивания относятся итоговое тестирование и итоговые комплексные работы.



Итоговая комплексная (письменная) работа проводится в конце года и включает в себя ряд заданий по русскому языку и литературному чтению, математике и окружающему миру на основе не сплошного текста. Образцы таких контрольных работ есть в пособиях:

        1. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы». 1 класс. – М.: Баласс, 2011.

        2. Логинова О.Б, Яковлева С.Г «Мои достижения. Итоговые комплексные работы!. 1 класс, - М.: «Просвещение», 2011.

    1. «Личный еженедельник первоклассника» (Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, А.А. Вахрушева и др.) – М.: Баласс, 2012. – ОС «Школа 2100» предназначен для развития умения у обучающихся ребят самооценки и самостоятельного оценивания своей деятельности. На стр. 3 дан диалог, который поможет первоклассникам самостоятельно оценивать свою деятельность. На стр. 5 показано, как с помощью условных значков каждый обучающийся оценивает свой успех. Стр. 118 – 121 отражает 17 основных предметных и общеучебных умений: «Главное чему я научился в 1 классе». На стр. 122 дана таблица для заполнения: «Мои успехи в этом году» в школе, вне школы. Стр. 123 – 128 содержат пошаговую инструкцию – алгоритм – «Развитие умения самооценки» - для использования учителем технологии оценки достижений планируемых результатов.

Формирование алгоритма самооценки у младших школьников начинается с первых дней пребывания в школе.
скачать файл



Смотрите также:
Система методической деятельности (технологии, принципы, самооценивание) в реализации фгос. Образовательная система «Школа 2100»
112.61kb.
Рабочая программа по технологии для учащихся 1 класса на 2013-2014 учебный год Базовый уровень
301.14kb.
Урок математики во 2 классе. Образовательная система «Школа 2100»
87.19kb.
Программа создана на основе: Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа 2100. Москва, изд-во баласс, 2013 год
223.61kb.
Система внутришкольного контроля. Система внутришкольного контроля (далее – вшк) – это "инструмент" управления
190.93kb.
"Пищеварительная система человека"
137.46kb.
План методической работы моу есинской сш на 2015-2016 учебный год Методическая тема школы: «Управление процессом достижения нового качества образования как условие реализации фгос». Направления методической работы
221.12kb.
Образовательная программа мбоу «Черновская средняя общеобразовательная школа им А. С. Пушкина»
681.02kb.
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены гост 0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения», гост 1
1439.01kb.
«Социальная адаптация старшеклассников в процессе освоения программы «Школа лидера»»
39.49kb.
Секция «Инновационные средства обучения как условие оптимизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов в условиях реализации фгос»
26.6kb.
1. Дайте определения автоматизированной информационной системы и технологии и определите основные задачи управления, решаемые на их основе. Автоматизированная информационная система управления
45.33kb.