voeto.ru страница 1
скачать файл

Школьная газета

детского объединения «Новая волна»

МОУ Тюковской СОШ


Ноябрь, 2003

Выпуск 2, посвящённый русскому фольклору




Откуда мы родом? «Из детства» – скажите вы и будете правы. Детство было у всех: и у ваших родителей, и у дедушек, и у бабушек – через века тянется цепочка событий, в которых участвовали наши предки: знаменитые и не совсем, герои и самые обыкновенные люди. Знаете ли вы их поимённо? Вряд ли. Храните ли вы их вещи, творчество? Все мы родом из огромной страны, имя которой – Россия.


Россия, я твоя росинка,

Песчинка малая твоя,

Когда метель-то я снежинка,

В ручье – я капелька ручья.

Из этих капелек – росинок

Большие реки потекли,

И если б не было песчинок,

Тогда бы не было земли.

Мы возвратили флаг старинный

Россия, в нём твои черты:
И красный – сколько красоты!

В нём белизна твоих буранов

И синева твоих озёр.

Твои надежды, муки, раны

И вечный огневой задор

Россия-тройка, песня, птица,

Страна с особенной судьбой,

Должна Россия возродиться

И возродимся мы с тобой.

(В.Крючков)


Россия – богатая страна. Одним из её богатств является народное устное поэтическое творчество. Введённый Вильямом Томсом в 1846году английский термин «фольклор» состоит из двух слов «фольк» -народ и «лор»-знание, мудрость, в переводе на русский язык обозначает «народная мудрость». Русское народное поэтическое творчество отличается необычайным богатством, своеобразием видов произведений и художественных форм, включает в себя разнообразные жанры словесного творчества: обрядовые песни, причитания, сказки, сказы, предания, легенды, пословицы, загадки, былины, исторические лирические песни, частушки. Народные драмы. Обычно нам точно и хорошо известны авторы произведений письменной литературы. Авторы же большинства произведений народной поэзии неизвестны. В науке одно время существовала ложная теория, будто фольклорные произведения и не имели отдельных авторов, что они сложены народом. Авторы, конечно, были. В старину произведения складывались отдельными талантливыми людьми, а затем входили в широкое употребление, передавались из уст в уста, из места в место, из поколения в поколение, исполняли их тысячи людей, а имя первого автора забывалось, или его не знали. Благодаря мастерам народной поэзии, собирателям фольклора мы и сейчас можем наслаждаться красотой и мудростью русского слова.

Касумова Ж. К.


Пословица, наряду с прибаутками, небылицами, загадками, – одно из первых проявлений творчества народа. Поражает разнообразие пословиц – они касаются всех предметов, проникают во все области человеческой жизни, помыслы, житейские обычаи, душу человека, его здоровье, характер. Изучением пословиц занимался знаменитый Владимир Даль. Он выделил для своих пословиц сто семьдесят девять групп: пословицы о предметах веры, о судьбе, о счастье, о богатстве и бедности, о достатке и скупости, о бережливости и прочем. Тематика пословиц также обширна как жизнь народа. Трудно назвать всё то, на что брошен критический взгляд народа. Он говорит о праздности, крикливости, неумении, поспешности, щегольстве, угодливости – это обширная энциклопедия человеческих пороков и недостатков. Но всегда рядом и одобрение – хвалят трудолюбие, скромность, мастерство, правдивость, храбрость – это столь же обширная энциклопедия добродетелей и достоинств. «Жизнь дана на добрые дела» - обобщает пословица.

Доказательства обширности и глубины смысла пословиц укладывается в ёмкое сравнение Н.В.Гоголя: заключая свои размышления о русских пословицах. Писатель назвал их «стоглазым Аргусом» – мифическим бессонным стражем, – глядит его каждое око на мир, всё ведает, всё знает, всё понимает, обо всём догадывается.

Пословицы переходят из века в век – ими не утрачивается их жизненная и поэтическая ценность. Пословицы пришли в нашу речь, от нас перейдут к людям грядущего поколения. Их время не минуло. Долгий век пословицы продолжается


Среди учителей нашей школы был проведён небольшой опрос. На вопрос: «Ваша любимая пословица или поговорка?» - отвечали по-разному.
«Не плюй в колодец, придётся воды напиться» (Лебедев А.В.)

«Плюй на всё, береги здоровье» (Губанова О.И.)

«С друзьями горе-пол горя, радость - вдвойне» (Белоусова А.А.)

«Не всё коту масленица» (Бредихина Л.И.)

«Век живи, век учись» (Головина Е.А.)

«Мал клоп, да вонюч» (Карпович В.Г.)

«Под носом проросло, а в голове не посеяно» (Лебедева Л.В.)

«Без труда не вытащишь рыбки из пруда» (Попова Н.Е.)

«Куй железо пока горячо» (Касумова Ж.К.)

«Не боги горшки обжигают» (Чижикова Е.А.)

«Семеро одного не ждут» (Головина Е.Ал)

«Семь раз отмерь, один раз отрежь» (Коленко Н.М.)

«Как аукнется, так и откликнется» (Гладкова Т.С.)

«Мал золотник, да дорог» (Чижиков В.А.)

«С лица воды не пить» (Карпович А.А.)

«Волка ноги кормят» (Шеина Н.И.)

«Дорога ложка к обеду» (Авакян И.А.)

«Одна голова хорошо, а две лучше» (Бабанина Л.А.)

«Не хлебом единым сыт человек» (Рогова З.Н.)

«Кто не работает, тот не ошибается» (Маликова Н.В.)

«Кто не работает, тот не ест» (Шеин Е.В.)

Что нового?
В селе Тюковка в здании детского сада открыт краеведческий музей. Экспозиция музея представляет собой большую горницу избы с русской печью. В нём собраны предметы быта наших бабушек и прабабушек: деревянная посуда, искусно украшенная резьбой, крынки, кувшины, ухваты. В старину каждая девушка умела прясть, вязать, вышивать, шить, то есть занималась рукоделием. А для этого были нужны чёски, гребёнка, веретено, прялка и.т.п. Всё это можно увидеть в музее. Главным украшением любой избы была кровать. Кровать застлана покрывалом, из под которого виден подзорник. На стопке самодельных подушек – наволоки, вышитые гладью и крестом. В углу икона, покрытая расшитым полотенцем.

Заходя в комнату, кажется, что перешагиваешь порог времени. Прислушаешься и услышишь жужжание прялки, треск дров, почувствуешь запах свежеиспечённого хлеба. Всё это наши истоки, наша история. Не зная своего прошлого, нельзя построить будущего.

Школа благодарит за оказанную помощь в создании музея Сячину М.А., Свиридову Т.М., Гладкову Т.С., Бабанину Л.А., Шаталову Н.В., Сергееву Надю, Стецурина Рому, Сячина Алёшу.

Просим посетить наш музей и по возможности пополнить его экспонатами.


(Старикова Маша)



Когда я была маленькой, летом я ездила в гости к бабушке с дедушкой. Бабушка мне часто рассказывала сказки, пела колыбельные. До сих пор в памяти остаётся бабушкина потешка:
А тари, тари, тари,

Куплю Маше янтари,

Останутся деньги,

Куплю Маше серьги.


Или такая колыбельная:
Ой люли, люли, люленьки

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать.


И сказки были самые необыкновенные, самые интересные про колобка и репку, про зайца и лису, про Бабу Ягу и Иванушку. Когда я пошла в школу и научилась сама читать, я прочла много сказок и про этих героев и про других. Но я заметила, что в сказках из книг и в бабушкиных сказках есть много несовпадений, обычно заканчивались они по-разному. Я думаю это потому, что бабушкины сказки – настоящее устное народное творчество. В своё время их рассказала их её бабушка, а той – ещё кто-то. Сказки передавались из уст в уста, где придумывалось что-то своё, более интересное. Если какой-то эпизод забывался, приходилось подставлять новое. И так продолжалось столетиями. Ни одна книга не расскажет так, как это делала бабушка. Хочется сохранить чувства, душу бабушкиных сказок и передать их своим детям, внукам, чтобы настоящая русская сказка была жива всегда.

(Старикова Маша)


  • Что возвратить нельзя?

  • То толстеет, то худеет, во весь дом голосит.

  • На десятерых братьев двух шуб хватает.

  • Привяжешь пойдут, отвяжешь останутся.

  • Кругло и широко, дыр много, а пролезть нельзя.

  • Старая бабка по двору шныряет, чистоту соблюдает.

  • Лежит на земле: не закрасить, не завалить, не соскоблить.

  • У человека одно, у ворона два, у медведя нет ни одного.

  • С виду клин, а развернёшь – блин.

Первый, ответивший правильно, получит приз!












Однажды Лена пускала мыльные пузыри. Дунула она в трубочку, и вылетели три разноцветных пузырика.

Решили они отправиться в путь. Один из них вылетел в окно, его подхватил ветер. Пролетая над рекой, пузырь увидел тонущего паучка. Он опустился, подхватил его и перенёс на берег.

Другой пузырь вылетел на балкон. Там скучал рыжий котёнок. Пузырик решил развеселить его. Он стал прыгать по балкону, а котёнок за ним. Очень понравился котёнку его новый друг.

А третий пузырь попал на кухню. Там летала большая муха. Пузырик скорчил рожицу. Муха испугалась и улетела.

Когда пузыри устали путешествовать, они сели на землю возле дома, превратились в капельки воды, а на этом месте потом выросли красные тюльпаны.

Решили козочки отправиться в совместное путешествие. Шли они шли и забрели в дремучий лес. Сзади летучие мыши за ними летят. Выбежали козы на поляну и видят избушку на курьих ножках. Подошли к избушке, услышали, что кто-то плачет. Козы открыли дверь. Там сидела девочка. Её Баба Яга украла. Козы посадили девочку к себе на спину. Видят, лежит волшебное полотенце. Взяли они его с собой. Только вышли из избушки, а Баба Яга тут как тут. Побежали козочки, а ведьма за ними. Бросила девочка полотенце. Разлилась широкая река. Стала Баба Яга воду из реки пить. Пила, пила и лопнула.

А козочки отнесли девочку к её родителям и сами домой вернулись.

Свиридова Женя.




В маленькой лужице от коровьего копытца жила капелька со своими подружками. Было им там хорошо. Однажды сильно припекло солнце. И капельки взлетели вверх. Их подхватил ветерок. Сначала им было страшно. А потом стало интересно. Они пролетали над лесами, над лугами. Капельки поднимались всё выше и выше. Им стало холодно. Чтобы согреться они стали прижиматься друг к другу. Они решили спрыгнуть вниз. Взялись за ручки. Раз, два, три - капельки полетели вниз. Пошёл дождь. А его долго ждали на земле: и люди, и цветы, и звери. Так закончилось путешествие капельки.

Головина Вероника.



Я на кран похож подъёмный

С длинной шеей, я огромный,

В зоопарке я живу

И с деревьев ем листву.

Я жёлтый пернатый

И нравлюсь ребятам.

Курица, петух и я

Вместе дружная семья.

У меня берут носки,

У меня берут платки,

Если спинку почесать,

Можно варежки связать.






Свиридова Женя.



скачать файл



Смотрите также:
Школьная газета детского объединения «Новая волна» моу тюковской сош
67.24kb.
Школьная газета детского объединения «Новая волна» моу тюковской сош
78.67kb.
Анализ работы школьного детского объединения «Школьная республика «бэмс» за 2009-2010 учебный год моу «Алгазинская сош»
119.81kb.
Инновационная программа развития моу сош №11
100.58kb.
Положение о школьной историко-краеведческой музейной комнате моу сош №8 . Общие положения
42.59kb.
Школьная детская общественная организация Мясниковского района «Алые паруса» (моу сош №1) Лидер – Гайламазова Алла
28.22kb.
Программа деятельности детского объединения
196.05kb.
Педагогическим советом Приказ №245 «11. 12.» 2012г
21.24kb.
Занятие интеллектуального объединения команды «Магистраль»
38.64kb.
Анализ результатов гиа по географии за курс основной школы за 2009-2010 учебный год
20.2kb.
Наша новая школа
18.69kb.
В г. Новая Ладога Волховского муниципального района на базе моу дод «Дома детского творчества» проходил традиционный xv-ый Областной фотоконкурс
78.96kb.