voeto.ru страница 1
скачать файл
Приложение 7

Серийные игры – как один из способов популяризации географических знаний в школе.

Географические игры, викторины, конкурсы, вечера – давно всеми признанные формы внеклассной работы. Практически у каждого учителя географии есть свой игровой комплекс, но, как правило, все эти игры носят единичный характер, то есть каждая игра носит свои, присущие только ей цели.

Такие мероприятия не имеют общей направленности на какую-то конечную цель, итог, действие. Поэтому, на мой взгляд, интереснее, новее и в духе времени проводить серийные игры. Каждая игра может состоять из наора отрывков различных игр, имеющихся в вашем распоряжении. Можно и даже в каком-то смысле удобнее, брать за основу сюжеты телевизионных игровых программ: «Счастливый случай», «Поле чудес» и т.д., потому что все знакомы с правилами.

Каждая игра повторяется несколько раз, при этом необходимо только лишь менять пожборку вопросов, оставляя при этом сюжет и сценарий игры. В каждой игре серии могут встречаться разные команды – и по составу игроков, и по возрасту, но будет правильнее комплектовать команды по двум принципам. Первый – подбирать команды из параллельных классов.

2-ой – смешанные команды, где в каждой есть представители разных параллелей в равных пропорциях.

Разные принципы формирования команд подразумевают и разное развитие событие в серии игр.

Финал серии – это игра учеников с учителями. Школьники в силу своего максимализма всегда стремятся к тому, чтобы доказать свою состоятельность, а учителя, в силу своего консерватизма, не хотят уронить авторитет. Поэтому в таких играх никаких компромиссов не бывает и игра вызывает сильнейший интерес, собирает много зрителей. Но это бывает в конце, а до этого …

При первом варианте формирования команд каждая игра в серии проходит в параллели, где выявляется сильнейшая команда, а по реакции болельщиков или жюри, специально для этого созданного, определяются лучшие игроки в команде победителей. Затем из лучших игроков формируется команда для игры с учителями.

При втором варианте лучше использовать олимпийскую систему, определяя пары методом жеребьевки. В таком случае на игру с командой учителей попадает команда – чемпион.

При умелой рекламе и организации игр, у каждой команды появляются свои болельщики из числа школьников, которые с удовольствием ходят на игры своих команд. Поэтому было бы справедливо объявить конкурс на лучшего болельщика; довольно разумно было бы организоать во время игры тур для болельщиков.

Неверно также было бы забывать о проигравших. Было бы правильно выбрать из числа проигравших 1-2 лучших игрока и включить их в состав участников команды финальной игры.

О команде из учителей придется позаботиться заранее. Включить в состав можно любого, выразившего желание играть, лучше, если это окажутся классные руководители. Если желающих не окажется, приложить немного такта и терпения, но результат не преминет остаться положительным.

Теперь о названии таких игр. Оно должно быть ярким, броским, запоминающимся и отражающим интригу борьбы. Например, «Гео-Шоу», «Географический бой», «Битва Титанов» и т.п. За два-три дня до игры в холле школы нужно вывешивать яркие, привлекающие внимание афиши-анонсы, где указать участников, место и время проведения игры. Местом проведения лучше выбрать актовый зал, который стоит оформить: развесить цветы, расставить скамейки, кресла, столы для игроков, развесить географические карты, изготовить эмблему игры. Даже в этом деле у Вас появится множество добровольных помощников, что тоже немаловажно. Свет в зале лучше отключить, оставить освещенной лишь сцену – это создает атмосферу некоего представления, усилит интригу игры. Желательно, чтобы игра сопровождалась звуковым оформлением: ритмичная музыка, микрофон.

А теперь хочу предложить один из вариантов такой игры.



Игра «Три королевства».

Правила игры.

Сначала определяется состав участников игры – он должен быть не более 24 человек (3 команды по 8 человек). После этого случайным путем выбираются три капитана будущих команд.



Способы выбора капитанов.

1 способ. Жеребьевка при помощи помеченных бумажек.

2 способ. Игра наподобие игры «Арам шим-шим». Все игроки встают в круг и двигаются по кругу в одну сторону. Водящий из числа организаторов игры встаёт в центр круга с вытянутой рукой и вращается в другую сторону. По сигналу все останавливаются, и на кого будет указывать рука водящего – тот и капитан. Так проделывается трижды.

После выбора капитанов происходит формирование команд. Капитаны по очереди вызывают к себе в команду любого из оставшихся игроков. И так до тех пор, пока в командах не станет по 8 игроков.

Образовавшиеся команды – королевства, а их капитаны – короли. Они воюют между собой за господство над соседями, но не мечами и луками, а знаниями и эрудицией. Но, как в настоящей войне у них будут потери и трофеи. После каждого раунда игры проигравшая команда обязана будет отдать одного игрока победителю раунда. Так команда, занявшая второе, место отдает одного игрока той команде, которая заняла первое место, а проигравшая – по одному игроку в команды соперников. Поэтому победитель получит сразу двух игроков. При этом победитель сам выбирает свой «трофей».

У всех подданных короля есть право перейти в команду соперника на условиях, которые установят короли между собой по договору, а сами короли могут предложить соперникам свои условия передачи им одного из игроков соперничающего королевства в свое подданство. То есть, перед началом следующего раунда, но после объявления его условий, есть возможность усилить свое королевство количественно или качественно. Но при этом нельзя забывать, что конце концов победит та команда, которая будет в финале игры иметь наибольшее количество игроков. Так что победителем может оказаться не только самая умная, сильная и ловкая команда, но и самая хитрая.



Ход игры.

1 раунд.

Игра называется джокер. На столе разложены рубашкой вверх 24 карты. Все они разбиты по парам: например, валет-валет, при этом пары одноцветные. Перед раскладкой карты перетасовывается, поэтому, где лежат пары – никто не знает, это и предстоит выяснить командам. Одна из карт – джокер, а какая из них – ведущий объявит в начале игры. Задача состоит в следующем. Первый игрок из какой-либо команды подходит и указывает на первую карту, которую он хочет открыть и вторую, которая, по его мнению, парная к первой. Если он угадал, то продолжает игру в том же порядке. Если нет, то ход переходит к другой команде. Игроки из команд будут по очереди подходить к игровому столу и указывать на ту карту, которую следует открыть. Если открытая карта окажется парной, то игрок продолжает игру, а в противном случае ход переходит к соперникам. Открытые пары игроки берут себе. Выиграет та команда, которая наберет большее количество карт, за джокера начисляется дополнительное очко. По ходу раунда игроки имеют право коллективно решать, какую карту должен открыть следующий игрок. Но не имеют права кричать с места, подсказывать ему, а тем более подбегать и показывать за него – это карается пропуском хода.



ОБМЕН ИГРОКАМИ

2 раунд.

Блеф. Здесь играющим командам по очереди будет дано несколько определений загаданного слова. Король вправе назначить четырех играющих. Они будут по очереди задавать ведущему наводящий вопрос так, что бы он смог ответить на него только да или нет. При этом вопросы не могут носить конкретного характера. Они могут касаться качеств предмета, но не его названия. Кроме того вопроса типа «Оно большее?» тоже ничего не дадут, так как для вас оно может быть и большое, а для ведущего – нет. Тоже и с цветом предметов. Например, вы спросите: «Оно белое?», а если оно неодноцветное, то ответ ведущего будет отрицательный, так как утверждение должно быть однозначно положительным или отрицательным. Так команда задает три вопроса, а четвертый игрок отвечает. Команда обязяна задать именно три вопроса, даже если с первого хода станет ясно, о чем идет речь. При этом запрещается подсказывать активному игроку. Нарушение карается переходом хода. Выигрывает команда, набравшее большее количество правильных ответов.



ОБМЕН ИГРОКАМИ
Вопросы:

1 команда

2 команда

3 команда

1. Европейская страна-карлик (Ватикан)

4. Животное с герба Австралии (кенгуру).

7. Нелетающая птица (пингвин).


2. Транспорт (поезд, железнодорожный).

5. Отрасль тяжелой промышленности (металлургия)

8. Великий путешественник эпохи Великих Открытий


3. «Пустынный» материк (Антарктида)

6. Полосатая ягода (арбуз

9. Сигнальное средство (маяк).


ОБМЕН ИГРОКАМИ
3 раунд.

Конница – в атаку. Король назначает трех игроков в конницу. Как и положено коннице она будет скакать, но не на конях, а через скакалку. У каждого конника 15 секунд на то, чтобы ускакать как можно дальше, то есть сделать как можно больше скачков через скакалку. Способ скачки игрок выбирает сам. Выиграет команда, наскакавшая в сумме большее количество прыжков.



ОБМЕН ИГРОКАМИ

4 раунд.

Кто это сделал? На столах разложены карточки с именами великих путешественников. Ведущий рассказывает о географическом открытии, которое принадлежит кому-либо из них. А играющим командам следует поднять карточки с нужными именами. Помните, что открытие могли совершить не один, а два путешественника, а может быть и так, что это открытие никто из представленных путешественников не совершал. Карточки разложены надписями вниз, поэтому помощники будут следить за тем, чтобы команды не жульничали. По команде ведущего «ВРЕМЯ», команды обязаны поднять карточки и держать их поднятыми до тех пор, пока не прозвучит команда ведущего «ОПУСТИТЬ КАРТОЧКИ». Оценивается скорость и правильность ответа. Поднимать и опускать карточки во время проверки ответов нельзя – это карается отстранением от возможности ответа на поставленный вопрос.



ОБМЕН ИГРОКАМИ

Вопросы.


  1. морской путь в Индию вокруг Африки (Васко да Гама)

  2. открытие Вест-Индии (Х. Колумб)

  3. первым достиг Северного полюса (Роберт Пири)

  4. совершил хождение за три моря (Афанасий Никитин)

  5. руководитель первой русской кругосветки (Крузенштерн)

  6. первыми достигли берегов Антарктиды (М.П. Лазарев и Ф.Ф. Беллинсгаузен)

  7. Первым достиг Южного полюса (Руаль Амундсен)

  8. Доказал, что Австралия – отдельный материк (Джеймс Кук)

  9. Руководитель первой кругосветной экспедиции (Фернан Магеллан)

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ.

Зрителям предлагается выйти на сцену – по одному за каждую команду. Им дается задание из конкурса «Самый, самый, самый…»

Они по очереди называют географический объект, при это он должен быть самым: большим, глубоким, высоким, длинным и т.п.

Например, самое глубокое озеро мира – Байкал. Или: самое большое озеро в России – Байкал. Или: самое большое по запасам пресной воды озеро мира – Байкал. Не исключено, что один и тот же объект может иметь несколько «самых» признака.

Победитель приносит дополнительное очко своей команде, на случай ничьей.


5 раунд.

Гонка за лидером. Задается 15 вопросов. Оценивается правильность и время. Отвечает король, обсуждают вместе, если ответа не знают – командуют «дальше».



ОБМЕН ИГРОКАМИ

Вопросы берутся из раздела страноведения.

Называется страна, а в ответ – ее столица. Можно поменять. Можно называть вразнобой, но это уже – высший пилотаж для играющих.

Можно использовать и развлекательные вопросы, например:


  1. На каком материке нет рек (Антарктида)

  2. Какое озеро самое глубокое в мире (Байкал)

  3. Какое животное самое ушастое в мире (Слон)

  4. Палено с носом (Буратино)

  5. Какие животные вылезают из кожи (Змеи)

  6. Что делает дерево зимой (Спит)

  7. Какай самая большая птица в мире (Страус)

  8. Листья, каких деревьев осенью краснеют (Клён)

  9. С какого дня по календарю начинается весна (с 1 марта)

  10. Название, какой птицы – сорок букв (Сорока)

  11. Что вниз вершиной растёт (Сосулька)

  12. Что было вчера и будет завтра (Сегодня)

  13. Какие съедобные грибы появляются первыми (Сморчки)

  14. сколько ног у паука (Восемь)

  15. 3 планета от солнца (Земля)




  1. Изобретатель радио (попов)

  2. из чего плели лапти (лыко)

  3. самое быстрое животное (гепард)

  4. где течет Лимпопо (Африка)

  5. столица Японии (Токио)

  6. где жил Чебурашка (телефонная будка)

  7. Самое большое наземное млекопитающее (слон)

  8. застывшая смола (янтарь)

  9. у кого уши на ногах (кузнечик)

  10. шоколадное дерево (какао)

  11. раздетая капуста (кочерыжка)

  12. молодой осел (ослик)

  13. рыбное имя человека (карп)

  14. басня Крылова о горе музыкантах (квартет)

  15. парижская река (сена)




  1. спутник Земли (луна)

  2. формула воды (аш 2 о)

  3. где раки зимуют (в норах)

  4. адрес карлсона (крыша)

  5. старушка любительница крыс (шапокляк)

  6. самое крупное млекопитающее (кит)

  7. желтый металл (золото)

  8. самая маленькая птица (колибри)

  9. как ел бутерброды матроскин (колбасой вниз)

  10. первая женщина космонавт (Терешкова)

  11. самое глубокое озеро (Байкал)

  12. год войны с наполеоном (1812)

  13. за сколько щелчков поп нанял балду (3)

  14. разговор между двумя лицами (диалог)

  15. линия между странами (граница)



6 раунд.

Королевский конкурс «Обгонялки». Играют только короли. Сигнал к ответу – хлопок. Если ответ неверный, то ход переходит к сопернику справа.



ОБМЕН ИГРОКАМИ

Вопрос: о каком обитателе Африки идет речь:



  1. полосатый быстроног (зебра)

  2. зеленый зубастик (нильский крокодил)

  3. пернатый бегун (страус)

  4. гривастый и когтистый (лев)

  5. длинноносый большезуб (слон)

  6. пустынный корабль (верблюд)

  7. горный родственник людей (горилла)

  8. однорогий гигант (носорог)

  9. длинношеее животное (жираф)

  10. водяная лошадка (гиппопотам, бегемот)


Подведение итогов. Выигрывает та команда, которая в конце игры будет иметь наибольшее количество игроков. Победитель награждается почетным трофеем в виде желания для исполнения проигравшим.
скачать файл



Смотрите также:
Серийные игры – как один из способов популяризации географических знаний в школе
92.38kb.
Многое здесь я собрала из разных источников, и некоторые моменты могут повторяться, но важно все в целом
296.33kb.
Занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности. Форма урока: деловая игра. Задачи урока
138.66kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 10. «История великих географических открытий» для студентов, обучающихся по специальности 020401. 65 "География"
220.12kb.
Тема Тема урока, практической работы
688.96kb.
Поурочное планирование. География 8 класс по учебнику А. И. Алексеева и др
277.78kb.
Слово "пазл" происходит от английского puzzle загадка, головоломка. Существует несколько версий изобретения этой занятной настольной игры-загадки
91.46kb.
Традиционным мероприятием в нашей школе стали интеллектуальные игры, начиная с 2002 года
38.91kb.
Проектная деятельность, как один из способов реализации деятельного подхода
41.86kb.
Курсовая работа Категория модальности в современном английском языке
21.4kb.
Дать возможность обучающимся определить стартовый уровень знаний и умений, которые будут необходимы им в учебном году для дальнейшего обучения
295.5kb.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
30.88kb.