voeto.ru страница 1
скачать файл


Международный семинар

«Система школьного образования Финляндии»

International seminar «The system of secondary education in Finland»

15-19 апреля 2012 г., Финляндия, Хельсинки

Стенографический отчет

Приветственная речь. Выступление на тему «Структура системы школьного образования Финляндии.

Сравнительный анализ системы среднего образования Финляндии и других стран»

(09.00–11.00)

16.04.2012 г.

Финляндия, Хельсинки

Выступающие:

Кристина Вольмари, глава Департамента по международным отношениям Национального Комитета Финляндии по образованию, доктор наук

Кристина Вольмари: Кроме того, что это регенирируется, этой международной деятельностью я занимаюсь углубленно. В индикаторной работе координирую. В рамках «неразборчиво» я занимаюсь «неразборчиво». Education at the glass. Может быть, вам знакомо это выражение. Оно означает «направить взор на образование». Мы проводим анализы, как развивалось образование в Финляндии по сравнению с другими европейскими странами. Национальное управление в Финляндии находится в ведении Министерства образования Финляндии. В северных странах типичным является то, что административные органы в области образования двухступенчатые. Министерство занимается политическими и законодательными вопросами. Мы – оперативный орган. Мы готовим учебные планы, программы. Много занимаемся научно-исследовательской деятельностью и вообще вопросами развития образования. Для начала я хочу задать вам вопрос: насколько вам знакома финская система образования?

Зал: Мы знаем точно, что образование в Финляндии занимает первые места. Мы сюда приехали узнать, как у них это получается, что у них есть, «неразборчиво».

Кристина Вольмари: Если вам будет что-то непонятно или захотите что-то уточнить, задавайте вопросы по ходу выступления. Хотелось бы вам такой хороший пакет дать. Вы приехали издалека, у вас напряженная работа. Я часто начинаю свои выступления с этой фотографии северного оленя. Это животное вам знакомо. Во-первых, потому что это очень симпатичное животное, во-вторых, по трем разным образам символизирует наше образование. Как вы знаете, северные олени живут у нас в Лапландии. На самом севере редко населенный пункт – Лапландия, на самом севере только 1,5 человека на 1 кв.км. Вам, наверное, понятно, что это большая сложная задача для системы образования. Это, конечно, задача для нашего принципа равноправия в области образования. Эта задача наиболее сложная, потому что школьная сеть должна покрывать всю страну, всем быть доступна. Это еще сложная задача потому, что на периферии еще есть и другие большие проблемы социальные, безработица. Финансирование образования поступает главным образом от муниципалитетов.

Второй символический вопрос – это то, что в Лапландии язык, на котором говорят, тоже относится к полуофициальным языкам Финляндии, саамский язык. В трех регионах на севере Лапландии саамский язык является официальным языком, поэтому дети имеют субъективное право изучать этот язык. Вы, наверное, знаете, что в Финляндии 2 официальных языка: финский и шведский. Хотя численность шведоязычного населения всего 5,5 %, то они имеют право по всей стране получать образование на шведском языке. К счастью, это население сконцентрировано на западном побережье и на юге Финляндии.



Третья причина, почему хорошо символизирует этот олень – это то, что это – полудикое животное. То есть кто-то владелец, но вообще они свободно гуляют по тундрам. Это как финское образование. Для системы образования в Финляндии характерно то, что очень низкий уровень регулирования. Если мы рассматриваем наши законодательные акты, то очень важно отметить, что они очень комплексные, то есть не точно регулируются. Как я уже отметила, у нас равноправие, равенство является основополагающим статусом образования. Так было всегда, насколько я помню. Это тоже 1 политическая ценность, которую ни одна партия не ставит под вопрос. У нас новый Министр образования с прошлого лета. Он очень акцентирует внимание на вопросах равноправия, равенства. Равноправие, равенство в разных политических сферах немного по-разному понимается. Сейчас у нас Министр образования от социал-демократической партии, он считает, что все 9 классов нужен одинаковый пакет образования предлагать. До этого было правительство правого направления. Тогда Министр образования считал, что нужно увеличить количество факультативных предметов. Сейчас новая целевая установка в области образования до 2020 г. когда мы первый раз ее увидели, то первая мысль была о том, что в образование ввели элемент конкурирования. Это означает, что у нас других богатств, кроме уровня образования, нет. То есть нам надо выдерживать конкуренцию с другими странами в образовании. Правда, сейчас нашли золото, но это, конечно, тоже очень противоречивое дело, потому что считают, что природа от этого страдает и туризм. Также нам в области образования надо знать, будем ли мы готовить специалистов по горнодобывающему делу или по делу гидов в северных регионах. В общем, у меня здесь собрание специфических для финской системы образования разделов, связанных с содержанием образования.

Как я уже отметила, у нас образование – это приоритет, поэтому ни одна политическая партия не ставит его под вопрос. Это одна из причин тому, что мы справляемся на этих исследованиях, что у нас есть непрерывность в образовании. Я уже отметила, что у нас очень низкий уровень регулирования образования, система децентрализована. Это направление началось в 70-х гг. Может быть, саамы активный период, когда это проводилось, - в 70-х гг. Конечно, это означало очень большие изменения в работе директоров школ и преподавателей. Еще одна характерная черта – это когда у нас бывают иностранные гости. Они удивляются тому, что у нас очень доверяют директорам школ и преподавателям, доверяют также государственным органам. Это, конечно, очень облегчает нам жизнь. Это тоже отражается в том, что у нас нет такого уже контроля. 20 лет назад прекратили инспекцию. Как раз оценка качества основана на самих школах и организаторах обучения, то есть сперва предоставляется хорошее образование директорам школ и преподавателям, а потом им дают спокойно работать. Иногда выступают с такими инициативами, чтобы повысить контроль, но, к счастью, такая инициатива не осуществилась. С децентрализованной системой связано то, что мы управляем, направляем, но не контролируем. То есть государственным органам мы даем информацию и направляем финансирование таким образом, чтобы оно оказывало поддержку именно тому желаемому управлению. И такое в национальном порядке управление, чтобы гарантировать равенство образования во всех странах. Это основано, главным образом, на базовом учебном плане, который мы здесь вырабатываем. То, что всем надо соблюдать, но это на очень общем уровне. В основах учебного плана очень хорошо описаны цели обучения, то, какие знания ученик должен иметь на определенной стадии по определенному предмету. Например, если говорить об иностранном языке, там может быть такое требование, ученик должен в какой-то социальной ситуации справляться. На национальном уровне это более точно не определяется, это на местном уровне. Составляют преподаватели местные учебные планы. Это их обязанность. В их учебных планах должно быть показано, как будут достигнуты национальные установки. Например, должны быть выражены ценности данной школы, количество уроков по факультативным предметам. То есть в национальном порядке мы определяем минимальное количество уроков по предметам, но школы могут потом свободно увеличивать их количество. В местном учебном плане должно быть указано, какие иностранным языкам обучают и как организована связь между школой и родителями, с здравоохранением, с социальными органами, как организовано специальное обучение, обучение эмигрантов. Это все на местном уровне. Также на местном уровне определяют то, на что пойдет финансирование. В общем, главным образом за финансирование образования отвечает местный уровень самоуправления, муниципальный. Это 30 % за счет государства. То есть муниципальные органы могут свободно определять , на что эти 30 % будут применены. Для нашего образования является важным связь с различными заинтересованными группами. Где-то лет 30 назад школа была таким закрытым миром, но, к счастью, уже нет. Кроме государственных органов в этом сотрудничестве участвуют родители и стороны рынка труда, например, профсоюзы. Я об этом еще расскажу более дробно, когда мы будем рассматривать учебный план. Мы тоже говорим, что верим в эволюцию, а не в революцию, поэтому это облегчает жизнь.

В Европе это обычное явление, когда приходит новое правительство, происходят большие изменения в политике образования. А у нас в Финляндии, к счастью, когда к власти приходит новое правительство, больших изменений не бывает. То есть мы медленно идем вперед. В Финляндии ничего быстро не происходит. То есть все реформы занимают довольно много времени в осуществлении, потому что мы хотим узнавать мнение, консультирование всех сторон. И другой важный вопрос- то, что большая часть образования предоставляется за счет общественных средств. Менее 2 % детей, которые учатся в основной, девятиклассной школе, менее 2 % учатся в частных школах. Большей частью частные школы не отличаются от общественных, потому что они тоже имеют общественное финансирование. Есть некоторые школы, у которых по педагогическому специальный профиль по системе Штайнера, языковые школы, например, финско-русская, французская, английская. У нас Министерство не очень охотно относится к тому, чтобы основывали частные школы. И с общественным финансированием связано и то, что образование на всех уровнях бесплатное. В основном, бесплатность охватывает и питание, и учебники, и транспорт, если далее, чем в 5 км. Живет учащийся от школы. Конечно, в таких периферийных, отдаленных местах эта задача нелегкая, потому что такси их возит в школу. Но в гимназии с 9-го класса, с 10-го по 12-ый класс приходится самим платить за учебники. И уже на уровне университета приходится платить за все остальное, кроме того, что нет семестровых вкладов. То есть само обучение бесплатно, но за учебники и за все остальное приходится самим платить.



И сейчас придем к рассмотрению содержания образования. Я думаю, что это вам будет интересно, так как вы – специалисты в области образования. В Финляндии довольно поздно, в семилетнем возрасте начинается обязательное обучение. Шестилетки могут учиться в дошкольном учреждении, то есть в нулевом классе. Нулевой класс не обязателен, но можно сказать, что 98 % шестилеток учатся в нулевом классе. У нас не селективная система. Обычно указывают ближнюю систему, где могут обучаться дети. Но это не обязательно. Если есть желание в другой школе учиться, если там место есть. В принципе, раньше было разделение, были более узкие, краткие курсы, более расширенные, а сейчас все обучаются по одной программе. В 70-х гг., когда мы перешли на систему основной школы, еще были такие разделения на уровни по математике и по иностранным языкам, но потом заметили, что если учащийся выбирал самый краткий курс, то уже потом не мог учиться в гимназии после 9-го класса.

Вопрос из зала: Извините, с 1-го по 9-ый класс эта программа?

Кристина Вольмари: Административно у нас не отличают младшие классы от старших. Вы это увидите, когда будете посещать школы. Некоторые с 1-го по 6-ой класс находятся в отдельном здании. Обычно директор у них один и тот же. Эта реформа была проведена в 1998 году. То, что вы видите, с 1-го по 6-ой класс – обычно классный учитель учит, а с седьмого по девятый класс уже предметники учат. Хотя мы говорим, что нет этого разделения на уровни, неофициально их группируют, например, если говорить на родном языке, белки, зайцы и медведи. Очень гибкая система, но не во всех школах пользуются этим. Это зависит от преподавателя и самого учителя. Часто бывает, что в классе есть 2 учителя, если ученики нуждаются в особой помощи. В связи с идеологией равноправия, у нас очень большая потребность в оказании поддержки учащимся. Раньше в отношении этой поддержки решение могли принимать муниципальные органы управления. Но сейчас уже год, как у нас в силе закон, что учащиеся имеют субъективное право на поддержку. Раньше это поддерживающее обучение осуществлялось, если в муниципалитете были на это деньги были, но это надо сейчас в обязательном порядке предоставлять, если, например, болел учащийся или по какой-то другой причине отстал от других. Главное, у нас внимание обращается на обучение, а не на тестирование. Как я уже отметила, у нас уже более 20 лет нет инспекции, но только в 19 лет у нас ЕГЭ для всех. До этого все оценки основаны на оценке, которую дает преподаватель. Национальное управление проводит ту оценку результатов обучения. Где-то 15 % учащихся основной школы в этом участвуют, то есть выборная система. Цель при этом: не установить, какая школа лучше, какая хуже, а именно как в стране в среднем достигнуты цели учебного плана. Если в этих результатах отмечаются какие-то недостатки, то тогда финансирование направляют на повышение квалификации преподавателей и на разные проекты. То есть каждый второй год у нас проводят оценку результатов по математике, каждый второй год – по родному языку. Прошлый раз озабочивающим фактором оказалось то, что мальчики стали хуже писать. По математике отметили, что парни лучше в уме считают, а девочки прикладные задачи лучше решают. То, что тоже было озабочивающим – это то, что различия между школами стали больше. Но это, конечно, негативный фактор, потому что, в принципе, каждый должен в своей школе получать одинаковое, равное с другими образование. Как вы, может быть, знаете, в этой оценке PISA у нас самые небольшие различия между школами по всей стране.

Еще одна такая отличительная черта: у нас в школах меньше уроков, чем в других странах. Когда рассматривали результаты PISA, то такое мнение было высказано, что, наверное, тогда много домашних уроков задают. В общем, провели такой опрос и установили, что это не так. Может быть, можно сказать, что общество в целом и то, что там происходит способствует обучению, освоению. Например, в 60-х гг. думали над тем, следует ли дублировать эти иностранные программы по телевидению или проводить с субтитрами, Финляндия была бедной страной. Остановились на субтитрах, потому что это более дешевая система. Это, можно сказать, бесплатная система освоения языка и также можно учиться читать. У нас много библиотек. Все они заказывают какую-то газету ежедневную и дают пример своим детям, что они читают газету за утренним кофе. У нас очень хорошо поставлено образование преподавателей. От всех преподавателей требуется образование магистра. Только в дошкольных учреждениях достаточно иметь бакалавра. Образование преподавателей идет по положительному направлению, потому что сама я тоже преподаватель. В то время немного было все по-другому. Я училась на магистра, затем нужно было специализироваться по педагогическому направлению. Сейчас предметники довольно на ранней стадии выбирают эту направленность. Так что педагогическое обучение связано с обучением предмета. Когда я еще училась, говорили, что это тот метод, который считается хорошим по направлениям. Но теперь учащимся дают методы направления, они сами выбирают, какой метод они хотят, на каком хотят обучаться. У классных учителей образование магистра и главный акцент на педагогических науках. У предметников, конечно, предмет, который они преподают.



Вопрос из зала: Скажите, а получается, что там готовят классных руководителей для вузов?

Кристина Вольмари: Да, это педагогический факультет при университете. Еще нам также везет в том плане, что профессия преподавателя у нас очень популярная. У нас ограниченное поступление в вузы, идет отбор. Обычно на основании по результатам ЕГЭ нужно сдавать вступительный экзамен в вуз. С первого по шестой класс те, кто обучается на классных учителей только 12 % принимают на обучение. В Хельсинском университете 10 % от желающих. Если говорить о предметниках, то легче всего поступить на обучение по физике, химии, математике. Самое трудное – это поступить на обучение иностранным языкам. Здесь как раз сборная таблица западной системы с финской системой. Если вас это интересует, внизу написано: «неразборчиво» и на английском языке «Финская система образования PISA» 2010 года. Это небольшое произведение можно найти в Интернете. Я говорила о том, что у нас много геттостей. Учащимся преподают широкую основу, на которой можно продолжать строить. Нижнее в западной системе означает контроль, инспекцию, отчетность. Может быть, вам покажется, что я так хвалили нашу систему, что мы много денег тратим на это, но в инвестициях по образованию мы находимся на среднем уровне в ОСР. Вот Россия, но это не совсем сравнимы показатель, потому что это общественное финансирование, затраты средние на образовательные учреждения в виде процента ВНП. Это показывает, насколько важным считается образование по сравнению с другими затратами, расходами. Как вы видите, с 1995 года у нас снизились эти затраты. Как вы видите, наши другие северные соседи больше денег используют. У нас у государства такой лозунг, что у нас эффективная система, но все равно мы не используем больше средств, чем другие. Может быть, и эффективная, но и в очень большой степени используется то, что директора школ и преподаватели школ относятся к своей работе очень ответственно. Объем работы директоров и преподавателей школ очень увеличился. И то, что еще сильно увеличивает объем работы директоров школ, - это именно децентрализованная система. Вместо того, чтобы все поступало сверху, в централизованном порядке, нужно самим в большой степени.

Вопрос из зала: Скажите, как удалось добиться, что у вас такой большой конкурс в педагогические вузы? Какая мотивация?

Кристина Вольмари: Можно, конечно, по-разному теоретически высказывать, но в Финляндии нет такой работы, чтобы не на полный день. Как вы знаете, работа директором школы, преподавателем – это работа не на полный день.

Зал: В России директор отдыхает 24 часа.

Кристина Вольмари: Для женщин хорошо, что в школе можно находиться не только на уроках, можно легко объединить работу с семейной жизнью.

Вопрос из зала: Мотивация, может быть, заработная плата?

Кристина Вольмари: Средний уровень. Это не главное. Главная мотивация все-таки в престижности.

Вопрос из зала: Мотивация у учеников высока?

Кристина Вольмари: Варьируется. Вообще, Финляндия – это страна, где ценят образование. У нее нет природных богатств. Все-таки это бедная страна. Образование - единственный способ (никаких аристократов у нас тоже не было) подняться по этой лестнице. Большая часть учеников поступает из семей, где ценят образование, но, к сожалению, есть такой элемент отчуждения от общества, есть определенная маргинализация.

Вопрос из зала: Если я правильно поняла, то ЕГЭ по новому договору или это не обязательно?

Кристина Вольмари: Не обязательно.

Вопрос из зала: Как учитываются результаты ЕГЭ при выборе дальнейшего образования учащегося?

Кристина Вольмари: У нас в университетах полная автономия и дают очки учащемуся по результатам, как он сдал ЕГЭ. Затем надо принять участие в вступительных экзаменах. По этим двум работам складываются очки. Для ленивых парней есть квота, где только на основании вступительного экзамена можно поступить.

Вопрос из зала: Скажите, а существует ли какая-то система отбора поступающих на педагогические факультеты? Может быть, они какие-то психологические данные должны иметь?

Кристина Вольмари: Да, теперь как раз больше обращают внимание на то, насколько человек подходит для данной работы, чем на академические достижения. Если раньше на вступительном экзамене могли задать вопрос: «Что означает эта теория?», то теперь задают вопрос: «Что вы думаете об этой теории. Ваше мнение». При обучении преподавателей сначала письменный вступительный экзамен, потом интервью, потом ситуация в группе под наблюдением.

Вопрос из зала: Скажите, пожалуйста, в частных в школах в Финляндии какой процент государственности составляет? Финансируются ли они родителями учеников или государством и муниципалитетом?

Кристина Вольмари: То есть менее 2 % обучаются в частных школах от возрастных групп.

Вопрос из зала: Финансирование кто обещает?

Кристина Вольмари: После того, как они получили разрешение от Министерства образования организовать обучение, они получают государственную субсидию. Кроме того, они могут у родителей собирать семестровую оплату. В Хельсинках, например, много таких частных школ, которые по историческим причинам, но они работают как и другие школы общественные. То есть где-то когда-то была частная школа, ее не хотели закрыть. Она продолжает работать.

Вопрос из зала: Ответственность семьи, образование, дисциплина?

Кристина Вольмари: Обязанность родителей, конечно, дать хорошее домашнее воспитание детям. Так как у нас довольно поздно дети начинают учиться. Если до этого не воспитывали, то уже очень трудно воспитывать в семилетнем возрасте. Надо сказать, что в Финляндии не очень много семья, родители участвуют в деятельности школы. Они в школьной жизни не принимают участие. У меня дочь в пятом классе обучается. По всем предметам она получает электронную почту. За каждый урок получает небольшое сообщение от преподавателя по @mail. В большинстве школ есть электронная тетрадка, в которой могут знакомиться родители. Что касается участия родителей, в Англии принимают участие в самой школьной деятельности пару дней, может быть, в неделю. Родители. У нас в школах дирекции, где представлены родители. Родители в зависимости от муниципалитета принимают участие в приеме учителя на работу. Конечно, вечера для родителей.

Вопрос из зала: Следующая проблема: «Школа и родители».

Кристина Вольмари: В школе это дело школы, но все же в сотрудничестве, если возникают проблемы, связываются с родителями. Конечно, ежедневная работа в школе - это дело школы.

Вопрос из зала: Финансирование школы зависит от количества учащихся или от чего-то другого?

Кристина Вольмари: Муниципальные сами решают, государственные - от 7 до 15 лет по возрастным группам, сколько в муниципалитете, внутри муниципалитета, хотя у них принцип самоуправления. В основном, финансирование по количеству учащихся. В Хельсинках происходит позитивная дискриминация, то есть на малообеспеченные районы направляют больше государственных средств.

Вопрос из зала: А если, предположим, у муниципалитета нет доходной части, где берутся средства муниципальные, то есть государственные?

Кристина Вольмари: От налогоплательщиков. То есть когда мы говорим о муниципальных, государственных средствах, это налогоплательщики. И в муниципалитетах, и в государственном финансировании стремятся на идти на такое поощрительное финансирование по результатам. Например, в профессиональном образовании по определенным государственным результатам, критериям финансирования.

Вопрос из зала: Многочисленно, очень активно участвуют инвестиции в образовании. Имеют ли равноправно участвовать в оценке качества деятельности образовательных учреждений? Если да, то какие?

Кристина Вольмари: Единственный способ, которым мы в стране определяем, - это выборочный результат обучения. В общем, это школы рапорты, отчеты предоставляют муниципалитетам. Раньше у нас назывались губерниями, но сейчас какая-то новая система. Более высокий орган. Это больше статистика, например, по количеству учащихся, чем качественная оценка. Оценка качества в большей степени основана на самооценки преподавателей в школах. У нас родители очень заинтересованы, что происходит в школе. И они легко жалуются, если что-то не так.

Вопрос из зала: Ваши цели соответствуют определенному возрасту, да? Они от возраста к возрасту достаточно плавно переходят, «неразборчиво» или есть определенный момент скачка. То есть здесь были одни требования, а дальше они возрастают?

Кристина Вольмари: Сейчас я вам покажу пример. Это пример распределения уроков. Сейчас мы как раз находимся на начальной стадии информирования базового учебного плана, при этом преследуем цель, что к 2016 году школы будут иметь учебные планы, которые будут основаны на новых основах. И здесь как раз указано минимальное количество уроков по определенным урокам. Здесь некоторые предметы, не все. Это национальный минимум. На первом месте литература, родной язык, математика, А – классы, ступень. Язык А – первый иностранный язык, язык Б – второй иностранный язык, биология, география, история, обществоведение.

Вопрос из зала: Скажите, это недельное количество часов?

Кристина Вольмари: Это то, что сейчас в силе. Совсем небольшие изменения. Красным обозначено. То есть это недельное количество уроков, умножьте на 38, получите «неразборчиво». 14 - значит взято вместе первый и второй год. То есть школа может сама решать, будет ли она на первой или второй ступени, или она разделит количество этих уроков? Это трудно так представить, потому что здесь есть вариация. Школа имеет право решать, как она распределит это количество.

Вопрос из зала: Пребывание ребенка в течение дня какое? То есть, какие сроки в среднем?

Кристина Вольмари: В первом, во втором, самых младших классах – до 1 часу, до двух, а потом в других классах до 3-х часов учатся.

Вопрос из зала: У вас пятидневная или шестидневная система?

Кристина Вольмари: Пятидневная.

Вопрос из зала: это частевая нагрузка, в среднем от 38 до 42-х часов, вы говорите. А если при пятидневной неделе не превысит случайно?

Кристина Вольмари: 38 – это количество школьных недель. Вы видите, здесь 222 часа умножить на 38, вы получите годовое количество уроков. То есть не очень длинные школьные дни.

Вопрос из зала: Во всех классах такая нагрузка – 38 или во втором, в третьем и в шестом разная?

Кристина Вольмари: 38 – это недель в год.

Вопрос из зала: Учебный год?

Кристина Вольмари: Да.

Вопрос из зала: Все-таки если тот скачок, по которому уже был вопрос, имеется в виду нагрузка, как готовят детей по более интенсивной программе в лицейских классах, в университете. Маленьких деток не очень нагружают, а потом как готовят? Увеличивают количество часов или что-то другое? Какая работа существует?

Кристина Вольмари: Это международное сравнение количества уроков. Вы видите, синим обозначено от 7 до 8 лет, красным - от 9 до 11, зеленым - от 12 до 14 лет. Как вы видите, не должны быть изменения между этими возрастными группами. Здесь России нет, к сожалению. Еще хотели узнать про зарплату преподавателей. Сравнение между преподавателями, врачами, юристами. Юристы уже устарели. Они не хотят сообщать, но это юристы для общественного сектора только.

Вопрос из зала: 3500 евро – это зарплата учителя?

Кристина Вольмари: Месячная. Это не так, как в России, как у всех. В России налог 13 %. У нас прогрессированное налогообложение. Чем выше зарплата, тем выше налог с этой зарплаты. Эта сумма головная сумма. С этой суммы он в среднем платит примерно 20-30 % налог. Здесь зарплата сопоставлена с покупательной силой. Почему в Финляндии очень высокий показатель, потому что у нас преподаватели более старшего возраста, у них доплаты идут уже по стажу. Внизу средняя финская зарплата в 2009 году 2940 евро. У мужчин немного выше, чем у женщин. То есть менее всего воспитатели детских садов получают. Конечно, она все время повышается.

Вопрос из зала: В 2009 году у вас где-то 2 000 евро, а сейчас где-то 4 000 евро средняя зарплата учителей?

Кристина Вольмари: Уже нет более новых данных.

Вопрос из зала: Все равно от 3000 до 4000 евро?

Кристина Вольмари: 3 000 евро – средняя зарплата учителей. Это материал, собранный статистическим центром. Здесь охвачена средняя зарплата всех профессий. Так как это основывается на осуществленных зарплатах, то это немного задним числом идет. Очень больших изменений не произошло, всего в несколько сот евро.

Вопрос из зала: Скажите, зарплата только от стажа зависит?

Кристина Вольмари: В общем, зарплата преподавателя зависит сначала от его минимума, потом от всего комплекса задач, его целого. Здесь играет роль предмет, количество уроков, но возможны и другие функции. Например, могут быть какие-то административные функции у преподавателя. Например, надо будет отвечать за студию языковую.

Вопрос из зала: Достижения учащихся влияют на базовую единицу?

Кристина Вольмари: Нет.

Вопрос из зала: Система премирования существует в школе?

Кристина Вольмари: В принципе, это возможно, но когда вы будете в профсоюзе, там можете задать вопрос премирования.

Вопрос из зала: Руководители образования - десятый класс и второй учитель – это дополнительное финансирование или уже сразу школа получает финансирование?

Кристина Вольмари: 9 лет – это обязательно, в десятом классе тоже могут еще учиться. У муниципалитетов нет обязанности организовывать десятый класс. В таких больших городах это организуется. И то, кажется так, что если аттестат девятого класса плохой, то можно в десятом классе свои оценки улучшить. Или учащийся не знает, что ему дальше делать, поэтому есть у него время в десятом классе подумать. Это муниципалитет финансирует, но только 2,6 % возрастной группы участвует в этом в десятом классе.

Вопрос из зала: Домашние задания, о которых вы говорили. Все-таки ценность финской системы образования домашних заданий состоит в чем?

Кристина Вольмари: О домашних уроках таблицы не было. Было сделано такое в ОСР. На сайтах можете посмотреть, опрос был проведен учащихся, не больше.

Вопрос из зала: Вообще существуют домашние задания в школах?

Кристина Вольмари: Конечно.

Вопрос из зала: Ответственность за выполнение на ком лежит?

Кристина Вольмари: Конечно, бывают ситуации, когда приходят в школу, домашние уроки не сделаны. Конечно, это влияет на его оценку, потому что у нас все основано все на непрерывном показании. Например, не все преподаватели в младших классах проводят контрольные работы. То есть оценка основывается тогда на трех разных факторах: на контрольных работах, если они устраиваются, как сделаны домашние уроки, какие знания проявляет в классе. Третий фактор – это интерес, который проявляет учащийся к предмету. Просили перевести эту таблицу от и до. Воспитатели детских садов – 2400 евро, классный преподаватель с первого по шестой класс – 3200 евро, предметник старших классов основной школы – 3600 евро, предметник гимназий после девятого класса – 4000 евро, преподаватель профессиональных учебных заведений получает 3 700 евро, директор в основной школе – 4700 евро, директор в гимназии после девятого класса -5 400 евро, в профессиональном учебном заведении директор получает 5 000 евро.

Вопрос из зала: Обучение детей по состоянию здоровья осуществляется в общих школах или есть специализированные учебные заведения?

Кристина Вольмари: У нас в Финляндии довольно много учащихся, которые требуют специализированной поддержки. Последние данные – 8, 6 % учащихся от возрастной группы. Есть такое у них официальное решение, по которому они нуждаются в специальной поддержке. Но от этих 8, 6 % примерно половина интегрирована с общей системой образования. Для детей с высокой степенью инвалидности есть специальные классы в школах, есть специальные школы, в техникумах тоже.

Вопрос из зала: Скажите, пожалуйста, в классах сколько человек?

Кристина Вольмари: По международной статистике и нашей отечественной в среднем от 20 до 25 учащихся в средней школе девятиклассной. В начале я сказала, что в школах у нас очень большая свобода. Социально определять – здесь нет такой жесткой нормы.

Вопрос из зала: Скажите, пожалуйста, существуют ли родительские комитеты. Если существуют, насколько сильно они могут влиять на управление школой?

Кристина Вольмари: Есть такие общества родителей, которые по определенному вопросу их мнение узнавать, но в школах есть дирекции, в которых всегда присутствуют родители.

Вопрос из зала: Какое их количество?

Кристина Вольмари: Этот вопрос вам надо задать в школах. Нет никаких нормативных актов в этом.

Вопрос из зала: Учитель получает дипломные работы. Есть какие-то нормы, через какое время он должен переучиться?

Кристина Вольмари: Когда профсоюз преподавателей и муниципальные органы договариваются о зарплате, договариваются и о повышении квалификации 2-3 дня в год. Это в обязательном порядке, но большинство преподавателей в большем объеме участвуют в этом.

Вопрос из зала: А рассчитываются «неразборчиво»?

Кристина Вольмари: Само.

Вопрос из зала: Скажите, а качество учащихся с возрастом наблюдается?

Кристина Вольмари: Это, конечно, связано с биологией, то есть в определенном возрасте уже другие вопросы интересуют.

Вопрос из зала: Мы поняли, что образование в Финляндии демократическое без лишних административных рычагов. В то же время мы сейчас услышали, что профсоюзы большую роль играют в управлении образованием, но в развитии общественной организации основание: почему они решают формирование фондов зарплаты, формирование премий и т.д.? То есть фактически они несут «неразборчиво», метод общественной организации.

Кристина Вольмари: Как раз мы верим в сотрудничество. Профсоюз преподавателей в этом плане очень важная группа, с которой мы консультируемся, когда мы обновляем законодательство, когда учебный план обновляем.

Вопрос из зала: Профессиональный союз из числа учителей на общественных началах или на освобожденных?

Кристина Вольмари: Преподаватели платят членский взнос профсоюзу. У нас только по всей стране 1 союз преподавателей. 95 % преподавателей относятся к этому профсоюзу. Этот профсоюз - высокооцениваемый партнер по сотрудничеству, потому что они не только занимаются вопросами зарплаты, но также интересуются развитием образования.

Вопрос из зала: В школах имеются профсоюзные организации?

Кристина Вольмари: В школах нет. Есть местные профсоюзы, местные организации. Это те преподаватели, которые где-то относятся к этому профсоюзу. Они есть при школах, но эта местная профсоюзная деятельность не очень активная, больше на уровне праздников перед Рождеством, социальных мероприятий.

Вопрос из зала: Скажите, пожалуйста, кто занимается высшим образованием.

Кристина Вольмари: В принципе, нормами высшего образования занимается министерство. Но есть многие другие функции инерциального управления, которые тоже охватывают высшее образование.

Вопрос из зала: Конкурс в высшие учебные заведения, вы сказали, очень большой. А может ли принять система высшего платного образования? Высшего платного образования нет? Человек не может сразу оплатить и учиться?

Кристина Вольмари: Учащимся и так придется самим свою жизнь оплачивать или учебники. Это касается бесплатности семестровых взносов. Это по конституции. Бесплатность охватывает, в принципе, и иностранных учащихся. Сейчас как раз в экспериментальном порядке среди тех, кто поступает учиться извне, из ЕС, с них будет плата. При этом посмотреть, будет ли кто-то приезжать учиться в Финляндию.

Вопрос из зала: Сколько учителей-иностранцев работает в вашей системе?

Кристина Вольмари: Очень мало. В техникуме, в искусстве, может быть.

Вопрос из зала: Насколько быстро молодой специалист находит себя?

Кристина Вольмари: Академическая занятость сравнительно хорошая. Сейчас, конечно, нелегкое время. Может быть, не сразу постоянное место работы находит. У нас многие учащиеся работают и учатся одновременно, поэтому это облегчает им устройство на работу.

Вопрос из зала: Ваш учебный план не минимальный, да. В вашем минимуме физкультура, труд, музыка как-то представлены в учебном плане?

Кристина Вольмари:: Да, представлены.

Вопрос из зала: У вас ученическая преступность «неразборчиво» в образовании? У вас воспитывают?

Кристина Вольмари: Кроме самих предметов есть междисциплинарные, например, «Рост человека», «Экология», «Гуманизм», «Окружающая среда», «Этика». Моральное воспитание тоже считается важным.

Вопрос из зала: Я от «неразборчиво» автономного округа. Я по поводу Лапландии, у нас разрабатывается первая модель кочевой школы, «неразборчиво», где между народами имеется куча территориального кризиса. «Неразборчиво» как раньше было, но, в общем-то, это был задуманный эффект. «неразборчиво» в нашем городе «неразборчиво» и в материальной школе, потому что я считаю, что минималку надо. Мы сейчас развиваем мощное торговое сотрудничество «неразборчиво» Греции и забитого нашего «неразборчиво». Мы поняли, что все решают кадры.

скачать файл



Смотрите также:
Семинар «Система школьного образования Финляндии»
231.66kb.
Семинар «Чтение как учебный вид деятельности»
176.57kb.
«Система планирования работы с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с современными фгт»
46.7kb.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» провозглашено, что главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития
104.44kb.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общёго образования
108.97kb.
Семинар практикум «Воспитательная система в рамках духовно патриотического воспитания» составитель
108.17kb.
Как h-ural Европу покорял Текст: Юван Зайцев
589.1kb.
Повышение качества образования, эффективность управления и использование ресурсов в сфере общего образования
401.27kb.
1. 3 Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
178.63kb.
Unilever, «стс медиа», «Агентство Контакт» и «Агентство смелых решений «Мы» о важности для отрасли X семинара акмр «Система «Три К» 30-31 августа 2012
46.91kb.
Система дополнительного образования Калининградской области на современном этапе. Состояние и перспективы развития
449.09kb.
Семинар по проблемам науки и образования
33.32kb.