voeto.ru страница 1
скачать файл


XVI районная научно-практическая конференция учащихся

«Первые шаги в науке».


Секция « Историческое краеведение»


Казачий род Матвиенко

(станица Холмская)

Автор:ученица 7 класса

МОУ СОШ №43

станицы Холмской

Абинского района

Краснодарского края

Дуванская Яна Вячеславовна
Научный руководитель :

Учитель музыки и кубановедения ст. Холмская Абинского района Краснодарского края

Дуванская Виктория Викторовна
2011 г.

Абинск
Содержание




Введение………………………………………………………………………..2
Глава I – Истоки……………………………………………………………..3
Глава II – П.И. Матвиенко………………………………………………..6
Глава III – сын Пелагеи Ивановны…………………………………….7
Глава IV – Продолжение рода…………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………..11
Список используемых источников литературы……………………12
Приложение…………………………………………………………………..13

2
Введение


Осмысление любви к родному краю, развитие чувства патриотизма и гордости за свой род невозможно без глубокого познания своих истоков.

Начав исследовательскую работу по истории моей семьи, передо мной стал вопрос: «С чего же начинать?»

На сегодняшний день я живу в казачьей семье, учусь в школе, которая носит статус казачьей, в классе казачьей направленности, занимаюсь в хоре «Станичники» Холмского казачьего общества.

А кто же были мои предки? Как жили, чем занимались? Какова их судьба?

Предметом исследования стала история казачьего рода Матвиенко.

Хронологические рамки проекта – конец XIX – начало XXI века.

Географически работа охватывает территорию Мингрельской и Холмской станиц Абинского района.

Цель данной работы – проследить историю казачьего рода Матвиенко, начиная от Ивана Андреевича, родившегося в 1883 году, до наших дней.

Для того, чтобы добиться поставленной цели, решались следующие задачи:


  1. Собрать устную информацию о жизни казачьего рода Матвиенко.

  2. Работа с документальными источниками

  3. Попытаться раскрыть жизнь казаков с элементами обрядов в XIX – XX веках на примере нашего рода.

3
Глава I. Истоки

Слава Кубани!

Слава дедам!

Слава великим

«Батькам – казакам»!

Слава станицам,

Садам, куреням

Слава

Кубанским казачьим корням!



Т. Котова
В 1883 году в станице Мингрельской в семье казака Андрея Матвиенко родился мой прапрадедушка Иван Андреевич.

Как и водилось в старину семья была большая. Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Иоанну – воину. (9, с. 16)

Почитание родителей, крестных, старших являлось жизненно-бытовой необходимостью казачьей семьи.

Но прежде всего, как и в каждой казачьей семье, в семье Матвиенко свято хранили веру Православную, молились единому Богу Иисусу Христу и жили по заповедям Господним.

Как рассказывает внучка Ивана Андреевича Галина Федоровна Порох: «Дед Иван обладал хорошим голосом и пел в церковном хоре.

Семья казака Андрея Матвиенко считалась зажиточной. Имели несколько гектаров земли (раньше она называлась «паи» или «десятины»), лошадей, скот, домашнюю птицу.

У каждого члена семьи было свое дело, батраков не нанимали, справлялись своими силами». (1, с. 1)

В 1901 году Ивана призывают на службу в царскую армию.

Как рассказывает старожил из станицы Мингрельской Владимир Павлович Шамрай, проводы казака в армию были значимым событием для всех станичников. (2, с.2)

Казак с конем в обмундировании прибывал на сход. Атаман и старейшины просматривали все предметы, которые казак брал с собой на службу (а их могло быть более семидесяти), оценивали подготовку казака к службе.

На проводы обычно сходились все жители станицы, обязательно приносили подарки: хлеб, полотенца, платочки, бритву, деньги.

4
После третьего тоста начинали петь.

Но самое главное – молодежь спиртного не пила, можно было только старшим.

Когда отец призывника выходил к гостям с подносом и говорил: «На коня!» - все гости должны были положить деньги, компенсируя затраты хозяев.

Поздно вечером молодежь расходилась по домам, а старики сидели до утра, вспоминая свои боевые походы, сражения и пели.

Утром поднимался плач, крик. Казака благословляли родители, мать зашивала в воротник молитвы, обычно «Отче наш» и «Живые в помощи» (Псалом 90), отец вручал землю с подворья в платочке и хлеб, который призывник отдавал первому встречному.

Из дома казак должен выходить спиной во двор, закрывая все двери, чтобы вернулся со службы живой и здоровый.

Во дворе бросал полотенце вперед (счастливой дороги) и назад (чтобы вернуться домой).

Призывника выводили за ворота, младший брат выводил коня, казак садился, и все гости провожали его до станции или межи, выпивали три тоста, казак отправлялся в путь, не оглядываясь назад (6).

Иван Андреевич, покинув родную станицу, явился в Славянск, где был пункт сбора призывников, так как он прибыл на коне и был хорошо подготовлен к воинской службе, его зачислили в кавалеристы.

В 1909 году Иван Андреевич возвращается в родную станицу завидным женихом. Многие станичные девушки мечтали выйти за него замуж. Но сердце парня было отдано дочери казака Никиты Зеленского – Евдокии.

В 1910 году Иван Андреевич и Евдокия Никитична создают свою семью.

По христианскому обычаю венчаются в церкви, гуляют всей станицей веселую свадьбу.

В подарок от родителей получают дом, землю и хозяйство.

Но в 1914 году грянула первая Мировая война.

Многие казаки из станицы Мингрельской уходят воевать. В их числе Иван Андреевич.

К сожалению фотографий того времени не сохранилось, но я разыскала сына друга прапрадедушки Нелень Дмитрия Филипповича, который проживает в станице Мингрельской, ему 88 лет.

Вот что он рассказал: «Мой отец Нелень Филипп Иванович призвался в царскую армию в 1912 году. Был пластуном, т.е. пехотинцем» (3, с.3). (Приложение I. Фото 1)

Пластуны составляли особые команды стрелков-разведчиков. Комплектовались эти команды в основном из охотников-профессионалов. Охота – школа войны: пластуны владели навыками бесшумного движения по любой местности, легко подражали шагу и крику зверей, умело маскировались, прекрасно ориентировались…

Но главное их достоинство – меткий выстрел, вошедший в легенды.

(7, С.132).

Дмитрий Филиппович поведал, что после войны Иван Андреевич и Филипп Иванович вернулись в родную станицу. Иван Андреевич Матвиенко в чине офицера с множеством наград. (3, С.3)

5
Но, к сожалению, к этому времени ничего не сохранилось, обидно, что старшее поколение не смогло сохранить семейные реликвии для своих потомков, но вернемся к прошлым событиям.

Во время революции перед казаками был поставлен вопрос – остаешься в «беляках» - расстрел, переходишь в Красную Армию – живи, занимайся хозяйством.

Вот и решили, как рассказывает Д.Ф. Нелень, семьи казачьи, к тому времени имевшие своих детей, перейти на сторону Советской власти

(3, С.4)


Из воспоминаний Г.Ф. Порох внучки И.А. Матвиенко: «За свою жизнь Иван Андреевич и Евдокия Никитична родили и воспитали шестерых детей: Анастасию, Григория, Михаила, Пелагею, Андрея, Екатерину.

До коллективизации имели свое хозяйство. В 1933 году всей семьей вступили в колхоз, Евдокия Никитична была кухаркой, Иван Андреевич – ездовым. (1. С.1)

В 1941 году семья Матвиенко снова встала на защиту Родины.

Григорий Иванович погиб на Керченской переправе в 1942 году, а прах Михаила Ивановича покоится в братской могиле станицы Неберджаевской. Андрей Иванович воевал в морской пехоте, защищая Малую землю, дошел до Берлина.

Сам Иван Андреевич воевал в своей родной кавалерии и в апреле 1945 года с ранением вернулся домой. До пенсии работал в колхозе. Умер в 1963 году.

6
Глава II. П.И. Матвиенко


Пелагея Ивановна Матвиенко, дочь Ивана Андреевича и Евдокии Никитичны. Родилась в 1914 году.

Повзрослев, нянчила младших братишку и сестренку, работала в поле.

Как вспоминает Анастасия Васильевна Коростилина (1922 года рождения) в девичестве Олейник, дочь репрессированного казака Василия Олейника:

«В 1929 году из города Новороссийска с двумя детьми Дмитрием и Владимиром в станицу Мингрельскую приехал Афанасий Дуванский.

До революции Афанасий с женой (имя восстановить не удалось) имели в городе столярное дело (Приложение II. Фото 2). Жили зажиточно. Но в 20-х годах все добро перешло новой власти.

Жена Афанасия заболела и умерла, а он с сыновьями отправился искать новое место жительства.

В станице Мингрельской Афанасий Дуванский женился на казачке Марфе Сергеевне Олейник, тете А.В. Коростилиной, но спустя три года умер, и вдове пришлось одной воспитывать мальчиков.

Живя в одной станице, обедневшие семьи казаков как могли, помогали друг другу.

А кто не подчинился новой власти, были раскулачены и отправлены в Сибирь, некоторых расстреливали.» (4. С.5)

Дмитрий с Владимиром работали в колхозе «Революционный путь» (позже переименован в колхоз им. С.М. Кирова). В 1936 году Дмитрий Афанасьевич Дуванский женится на Пелагее Ивановне Матвиенко.

В 1937 году рождается дочь Раиса, в 1940 – сын Виктор (мой дедушка), затем Иван, Григорий, Таисия и Людмила.

Во время Великой Отечественной войны Дмитрия Афанасьевича призывают в кавалерию в город Мурманск, как называли в народе в «Буденовские войска» пулеметчиком.

В боях был ранен, контужен, потерял более 50% слуха, лечился в госпитале – и снова в строй – дошел до Берлина.

После войны вернулся домой, работал в колхозе им. С.М. Кирова ездовым, а Пелагея Ивановна – рабочей в полеводческой бригаде.

В 1969 году Дмитрий Афанасьевич погиб на железной дороге, не услышав предупредительных сигналов поезда.

Пелагея Ивановна умерла в 2006 году в возрасте 92 лет.


7
Глава III . Сын Пелагеи Ивановны.


Виктор Дмитриевич Дуванский, внук Ивана Андреевича Матвиенко.

Родился 7 апреля 1940 года в станице Мингрельской. Военное детство, пережил «голодовку» в 1947 году.

Как рассказывает старшая сестра Раиса Дмитриевна Сердюк, время было очень тяжелое. Люди пухли от голода, вымирали целыми семьями. Дети выкапывали корешки и ними питались.

Но как бы трудно не было, старались не забывать казачью культуру и особенно песни.

По наследству от Ивана Андревича внукам Раисе и Виктору передались хорошие вокальные данные. И чем бы ни занимались дети – собирали колоски, искали пищу или помогали по хозяйству – постоянно пели. (Приложение III).

И Раиса, по старшинству, если что-нибудь не получалось у младшего Виктора, награждала его оплеухой, да приговаривала: «Не туда тянешь!»

Подростком Виктор помогал своему отцу в колхозе (5, С.6)

В 1959 году Виктора Дмитриевича призвали в армию. (Приложение IV. Фото 3)

Со временем обряд «проводы в армию» претерпел некоторые изменения.

Получив повестку, призывник обходил друзей, родню, нареченных, крестных отца и мать, соседей и приглашал их в назначенный день и время на проводы.

В первый день проходил «обед» или «ужин», собственно застолье. Во второй день с утра – «выряжание» призывника.

В назначенное время все приглашенные приходили на проводы. Одаривали призывника, вручая ему то, что могло пригодиться в дороге: бритву, мыло, рубашку и т.д. Общими усилиями собирали «торбу» (чемодан) солдату.

Мать перевязывала сына крест-накрест двумя полотенцами, рушниками. Крестная мать надевала на шею новобранцу крестик. Невеста цепляла на грудь первый, специально ею подготовленный и вышитый платочек, а правую руку перевязывала полотенцем. Затем все девушки прикрепляли платочки на одежду и фуражку; этим участники обряда желают солдату доброго пути.

Бабушкой или матерью вручалась написанная от руки молитва, которая зашивалась под подкладку фуражки.

За столом произносились напутствия новобранцу. Обычно – по старшинству. Дед – отец – крестный отец, потом уже дядья и бывалые приглашенные вспоминают о своей службе в назидание новобранцу. И поются песни.

Состав песен, исполняемых до революции, почти полностью восстановился в послевоенные годы.

Застолье длится до поздней ночи. Молодые уходят гулять, а потом и провожать друг друга по домам.

Пожилые остаются до возращения провожаемого. Потом прощаются до следующего дня.

Утром все собираются для «выряжания» призывника. Продолжается и застолье.

В назначенное время новобранец выходит из хаты. Крестная мать, благословляя его на службу, вручает иконку. Читаются молитвы.


8
Со двора призывник выходил первым, за ним родители, потом все остальные.

Затем провожаемый должен был вернуться во двор, как бы что-то забыв. И потом уже мать окончательно выводила его со двора платочком, один конец дает ему, за другой держится сама.

Путь от дома до места сбора новобранцев все провожающие, вместе с призывником в центре, совершали обязательно пешком.

Всю дорогу пели песни. По пути заходили в ателье фотографироваться.

По прибытии к месту сбора, провожаемому давались последние напутствия, выпивали «по чарци».

Перед отправлением в дорогу призывник снимал с себя полотенце и платочки. Платочки оставлял у себя, а рушники вручал матери, которая хранила их до возращения сына. (8, С. 110-126)

Начал Виктор Дмитриевич свою службу в городе Переяславле – Залесском в учебке для младших командиров. Оттуда в город Лиду Белорусской ССР в войска ПВО.

В 1962 году в звании старшины вернулся домой. Учился на водительских курсах в городе Краснодаре, где и сделал предложение своей землячке Нелле Александровна Бабешкиной, работавшей на консервном заводе.

Нелля Александровна 1940 года рождения из крестьянской семьи. (Приложение V. Фото 4).

Ее дедушка Стефан Петрович Бабешкин и бабушка Варвара Матвеевна имели девять детей, пятеро умерли в младенчестве. После смерти родителей младших сестер Феодосию (мою прабабушку), Наталью, Марию воспитывала старшая сестра Марфа.

Наталья Стефановна вышла замуж за казака Павла Максимовича Шамрая; Мария Стефановна – за кадрового офицера Перепечаева Сергея Васильевича, который во время Великой Отечественной войны тяжело раненный попал в плен вместе с сыном Сталина – Василием.

У Марфы Стефановны семейная жизнь не сложилась, перед войной она умирает, и забота о двух ее дочерях ложится на плечи Феодосии Стефановны, муж которой, Александр, в первый год войны стал числиться без вести пропавшим.

Нелля Александровна, окончив школу, поступает в сельскохозяйственный техникум в городе Краснодаре, затем – трудовая жизнь.

В марте 1963 года Виктор Дмитриевич и Нелля Александровна вступают в законный брак и вместо свадебного путешествия, по комсомольской путевке выезжают на строительство Томь – Усинской ГРЭС, что в Сибири.

В 1964 году рождается дочь Таня (в замужестве Короткова Татьяна Викторовна, работает в ОАО «Кубанские авиалинии» бортпроводницей, имеет двоих детей Юрия (в 2008 году вступил в Холмское казачье общество) и Марину).

А в 1969 году, уже на Кубани рождается вторая дочь Виктория-Алла.

Виктор Дмитриевич основную трудовую жизнь провел за рулем, работая шофером.

Нелля Александровна – в потребительской кооперации. Ветеран труда, имеет знак «Отличник потребкооперации».

В то время, когда стало возрождаться Кубанское казачество, Виктор Дмитриевич вступает в Холмское хуторское казачье общество. В 1994 году – командир дружины. Участвовал в V Общероссийском Большом

9
круге союза казаков России в 2000 году в городе Москве, где был награжден медалью «За возрождение казачества». (Приложение VI. Фото 5)

Имеет воинское звание – хорунжий.

Виктор Дмитриевич постоянно идет «с песней по жизни». Тринадцать лет был солистом народного фольклорного коллектива «Красная вишня».

После трех инфарктов снова встал «в строй» - активно участвует в казачьей жизни, является наставником в МОУ СОШ №43, поет в хоре «Станичники» Холмского казачьего общества вместе со своей женой, дочерью и внуками.

Седьмого апреля 2010 года дедушке исполнилось 70 лет, а 19 мая эту же дату праздновали бабушке.

Я горжусь своим старшим поколением, их жизненной позицией, оптимизмом, очень надеюсь, что их здоровье позволит в 2013 году собрать всю нашу семью, чтобы отпраздновать «Золотую свадьбу» супружеской четы Дуванских.

10
Глава IV. Продолжение рода


Виктория Викторовна Дуванская, дочь Виктора и Нелли Дуванских (моя мама). Имя Виктория дали при рождении, а крестили именем Алла. С тех пор у мамы два имени, одно документальное, а вторым называют в миру.

Имеет высшее образование. Педагогический стаж – 21 год, работает в Холмской МОУ СОШ №43 учителем музыки. Имеет двоих детей – Яну и Сережу.

Летом 2008 года к маме обратились старейшины Холмского казачьего общества с просьбой создать и возглавить вокальный коллектив, и закипела работа.

Первыми исполнителями были: Сотник ХКО Михаил Иванович Ковалев, хорунжий Виктор Дмитриевич Дуванский, подъесаул Валентин Алексеевич Копытов, казачок Иван Неверов, казачки Татьяна Александровна Луткова, Лидия Степановна Гнедаш, Юлия Коденец.

Сохраняя традиции преемственности в коллективе стали заниматься и дети.

Приняв присягу в Свято – Покровском храме, мы пополнили ряды Холмского казачьего общества. На сегодняшний день в хоре «Станичники» 30 человек от пяти до семидесяти семи лет. Самый младший мой брат Сережа, а старший – Алексей Владимирович Гнедаш. Мы очень любим наших «старшеньких», всегда с интересом слушаем их воспоминания, учимся кубанскому говору.

В репертуар хора входят как старинные казачьи песни, так и современных кубанских композиторов. Автором многих песен является Валентин Алексеевич Копытов. Это исторические, патриотические, духовные произведения. Его гимн «Возрождение Кубанского казачьего войска» стал Гимном Краснодарского кадетского корпуса им. атамана Бабыча. А песня «Станица Холмская» является визитной карточкой хора.

Коллектив участвует во всех станичных мероприятиях, частый гость в районе, неоднократно награждался почетными грамотами, благодарственными письмами.

Яркое впечатление оставила поездка в Тамань, где наш хор выступал на закрытии сезона.

В свободное время коллектив посещает места боевой и трудовой славы нашей малой Родины, а также прекрасные уголки кубанской природы.

15 августа 2010 года нашему хору исполнится всего три года, но мы вместе со старшим поколением будет продолжать сохранять и преумножать традиции, обряды и песни нашего кубанского казачества.

Кроме основной работы Виктория Викторовна Дуванская является педагогом – организатором дополнительного образования.

В 2009 году награждена почетной грамотой Атаманом Кубанского казачьего войска Н.А. Долудой «За большой личный вклад в патриотическое воспитание молодежи на основе исторических и культурных традиций кубанского казачества».

(Приложение VII. Фото 6)

11
Заключение
В процессе работы нам удалось собрать значительную информацию о жизни казачьего рода Матвиенко.

В семье Матвиенко свято хранили веру Православную, обладали великим трудолюбием, верно служили, защищая Отечество.

В семье соблюдались исконные казачьи традиции, особенно связанные с военизированным бытом Кубанских казаков.

Большое внимание уделялось воспитанию детей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, их так же воспитывали по не писанным домашним казачьим законам: уважительное отношение к старшим, безмерное почитание гостя, уважение к женщине (матери, сестре, жене).

В работе прослеживается, что песенное творчество передавалось из уст в уста на протяжении исследуемого временного отрезка конца XIX – начало XXI вв.

- Не будь родников – откуда ручьям и рекам взяться?

А не будь речек – и моря не будет.

Поэтому хороший хозяин родничок бережет.

Так и мы – правнуки великих дедов должны беречь свою историю.

12
Список используемых источников и литературы.


Источники:

  1. Полевой дневник (ПД) №1 информатор (Инф.) Порох Г.Ф. (1935 г.р.), ст. Холмская, Абинский район, 2010 г.




  1. ПД №1 Инф. Шамрай В.П. (1937 г.р.), ст. Мингрельская, Абинский район, 2010 г.




  1. ПД №1 Инф. Нелень Д.Ф. (1922 г.р.), ст. Мингрельская, Абинский район, 2010 г.




  1. ПД №1 Инф. Коростилина А.В. (1922 г.р.), ст. Холмская, Абинский район, 2010 г.




  1. ПД №1 Инф. Сердюк Р.Д. (1937 г.р.), Ст. Мингрельская, Абинский район, 2010 г.


Литература:


  1. Воронин В.В. Проводы на службу. Очерки традиционной культуры казаков Кубани. Краснодар, 2005 г.




  1. Родная Кубань. Страницы истории: книга для чтения (Под ред. проф В.Н. Ратушняка). Краснодар, 2003 г.




  1. Ткаченко П.И. Кубанские обряды. Краснодар, 2010 г.




  1. Фролов П.В. Обычаи, традиции, нравы казаков. Краснодар, 2006 г.

АННОТАЦИЯ

ПРОСТАЯ ШКОЛЬНИЦА КУБАНСКАЯ

КАЗАЧКА ХОЛМСКАЯ-ЯНА ДУВАНСКАЯ

«Я К МОЕМУ РОДУ НЭМА ПЭРЭВОДУ» -

ХОЧУ ДОКАЗАТЬ

ПРО МОЮ ПОРОДУ И «ДЕРЕВО ЖИЗНИ» ВАМ РАССКАЗАТЬ»

И В СВОИ «КАЗАЧЬИ КОРНИ» НА ДЕЛЕ ПОКАЗАТЬ.

НЕ ПОДДАЁТСЯ ЭТА ИСТИНА ГОДАМ:

«О ПОЛЬЗЕ ДРЕВА СУДЯТ ПО ПЛОДАМ»,

О ПОЛЬЗЕ ЧЕЛОВЕКА-ПО ДЕЛАМ,

О СИЛЕ ДРЕВА СУДЯТ- КОРНЯМ,

О МОЩИ РОДА- ПО ЕГО ДЕДАМ!

ТЕКУТ ГОДА- МЕНЯЕТ ДРЕВО КРОНУ

ПО БОГА НЕПРИЛОЖНОМУ ЗАКОНУ.

Я В ЭТОЙ «КРОНЕ» - МАЛЕНЬКИЙ ЛИСТОК

ИЩУ, ИЩУ – БОЛЬШОЙ «РЕКИ» ИСТОК

ПРАВНУЧКА МАТВИЕНКО-КАЗАКА,

(ХОТЬ МЕЖДУ НИМ И МНОЙ ПРИШЛИ ВЕКА)

ИСТОРИЯ СЕМЬИ МНЕ ВСЁ Ж БЛИЗКА!

ВНИКАЮ В ЖИЗНЬ ПОДРОБНО, В ИХ ТРУДЫ,

МНЕ ДОРОГИ «КОЗАКОВ» ТЕХ СЛЕДЫ,

И РОДА МОЕГО ОБИЛЬНЫЕ ПЛОДЫ.

ОБРЯДЫ ИХ, СЛОВА

ВСТРЕЧАЯ, ТУТ И ТАМ

Я ЕЗЖУ И ХОЖУ

ПО ПАМЯТНЫМ МЕСТАМ

ИХ ПОДРОЖАЮТ В ПЕСНЯХ ГОЛОСАМ…..

ХОЗЯЙНИЧАЮ:

ШЬЮ, ВЯЖУ, ПЛЕТУ-

НЕЛЬЗЯ МНЕ ПОДВОДИТЬ

ПОРОДУ ТУ;

ТРАДИЦИИ И ЗАПОВЕДИ

ЧТУ!


И В ХОРЕ Я ПОЮ СО ВСЕЙ СЕМЬЁЙ

ПУСТЬ ДЕДЫ СЛЫШАТ



ЗВОНКИЙ ГОЛОС МОЙ!
скачать файл



Смотрите также:
Секция «Историческое краеведение» Казачий род Матвиенко
174.51kb.
Учебное пособие по изучению дисциплины «Историческое краеведение» (для студентов) «Мой край родной, казачий»
1995.03kb.
С 12 по 14 июля в г. Шилка состоялся краевой фестиваль казачьей культуры “Пляши и пой, казачий род!”
452.52kb.
Программа дополнительного образования «Историческое краеведение» Принята Педагогическим советом
113.56kb.
Рба (Секция сельскохозяйственных библиотек, Секция высших учебных заведений)
273.66kb.
Титеева Т. М. Секция
58.62kb.
Секция краеведение Название работы «Тирис-Усмановская школа в годы Великой Отечественной войны»
237.42kb.
Тема VII. Морфологические нормы: существительные и прилагательные Род существительных
33.49kb.
Программа курса «Краеведение»
55.85kb.
Род имен существительных. Изменение имен существительных по числам
60.17kb.
Поселение расположено в степной зоне, в бассейнах рек Хопер и Бузулук. В реку Хопер впадает река Паника, в реку Бузулук впадает река Кардаил
244.97kb.
Занятие по сообщению нового учебного материала Программа для 6 класса, В. В. Дерягина, М. С. Гитиса под общей редакцией В. М. Кузнецова «Введение в краеведение Челябинского Урала», Рабочая программа по краеведению
43.7kb.