voeto.ru страница 1
скачать файл
Сценарий урока по теме «Химические элементы в клетках живых организмов».

Автор Трушина Наталья Рахматуллаевна,


учитель химии МАОУ «Лицей №8» г. Перми
Пояснительная записка.

Данное занятие ориентировано на учащихся 9-х классов, но может быть проведено и с учащимися 11-х классов с корректировкой содержания в сторону усложнения по любой авторской программе по химии. Занятие построено с учетом методических приемов технологии развития критического мышления (приложение 2. Проект «Развитие критического мышления учащихся на уроках химии»). В яркой, эмоциональной форме учащимся предлагается система разнохарактерных заданий личностно значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных способностей и личностных качеств ученика, повышает мотивацию к изучению предмета. Важным в данном занятии является самостоятельность, самоконтроль и самооценка обучающихся, дифференциация домашнего задания и возможность выбора. Такой подход к обучению позволяет каждому ученику выстроить индивидуальную образовательную траекторию, т.к. к одному и тому же результату они могут прийти разными путями. Урок сопровождается презентацией, выполненной в программе Smart Notebook, 10.

Этот урок – второй при изучении темы «Неметаллы», он следует после урока по теме «Общая характеристика неметаллов». Урок способствует развитию умений учащихся применять свои знания, свой опыт в реальной ситуации, формирует общеучебные умения (умение структурировать информацию, выделять главное; тренирует память, внимание; учит решать нестандартные задачи, развивает критическое мышление).

Представленная форма проведения занятия может быть использована как универсальная на примере многих тем курса химии, а также на любом другом учебном предмете.



Цели урока.

Образовательная: изучение роли химических элементов в жизнедеятельности живых
организмов.

Развивающая: развитие критического мышления учащихся, самостоятельности и
способности к рефлексии.

Воспитательная: формирование положительной мотивации учения, адекватной
самооценки, чувства ответственности, умения выстраивать
взаимоотношения с окружающими.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: ноутбук, медиапроектор, презентация к уроку в программе
Smart Notebook, 10, мобильный класс для проведения индивидуального
тестирования (возможна замена мобильного класса на тесты на бумажных
носителях).
План урока.


  1. Стадия вызова: включает задание по поиску идеи, объединяющей изображения («Отсроченная отгадка»), составление мини-рассказа, объединяющего данные изображения или некоторые из них; блеф-игры «Верите ли вы…», таблица ЗХУ (Знаю. Хочу узнать. Узнал), формирование групп, инструктаж, получение дидактического материала




  1. Стадия осмысления: индивидуальная и групповая работа с информационным текстом, инсерт (прием маркировки текста), составление толстых и тонких вопросов, прием «Зигзаг», отчет групп о результатах работы.




  1. Стадия рефлексии: тестирование с взаимопроверкой, таблица ЗХУ, синквейн.

Ход урока.

1 стадия – вызов.

1 задание: «Что объединяет эти изображения?» (слайд 1)
правильный ответ – химические элементы находятся в организмах растений, животных, человека, т.е. во всех живых организмах.

2 задание: «Составить мини-рассказ по картинкам» (слайд 1).

3 задание: сформулировать тему урока – учащиеся делают это самостоятельно
(слайд 2).

4 задание: блеф-игра «Верите ли вы, что…» (слайды 3-4)

- развитие такого заболевания как эндемический зоб связано с недостатком йода в организме (это верное высказывание, так, например, чтобы предотвратить развитие столь опасного заболевания используют в питании иодированную соль);

- при большой концентрации углекислого газа в воздухе наступает удушье ( это верное высказывание, действительно, при большом содержании CO2 в воздухе наступает удушье из-за недостатка кислорода. Максимальная продолжительность пребывания человека в помещении с концентрацией CO2 до 20% (по объему) не должна превышать 2 ч. В Италии имеется получившая широкую известность пещера («Собачья пещера»), в которой человек стоя может находиться длительное время, а забежавшая туда собака задыхается и гибнет. Дело в том, что примерно до пояса человека пещера заполнена тяжелым (по сравнению с азотом и кислородом) углекислым газом. Поскольку голова человека находится в воздушном слое, то он не ощущает никаких неудобств. Собака же при ее росте оказывается в атмосфере углекислого газа и потому задыхается);

- еще в начале прошлого века водопроводные трубы в городах изготавливали из свинца, который является сильным ядом (это верное высказывание, свинец и его соединения являются довольно сильными ядами, подумать страшно, что еще в начале текущего столетия водопроводные трубы в городах изготавливали из свинца. Затем их постепенно заменяли железными. В Санкт-Петербурге замена свинцовых труб в старых домах была завершена лишь в 50-х годах прошлого века);

- мышьяк прописывается врачами для улучшения аппетита человека (верное высказывание, встречаются элементы, которые в относительно больших количествах являются ядами, а в низких концентрациях оказывают полезное влияние. Например, мышьяк — сильный яд, нарушающий сердечно-сосудистую систему и поражающий почки и печень, в небольших дозах полезен, и врачи прописывают его для улучшения аппетита);

- при недостатке калия в почве у растений снижается интенсивность процесса фотосинтеза (неверное высказывание);

- кислород, необходимый человеку для дыхания оказывает ядовитое действие (верное высказывание, кислород, необходимый человеку для дыхания, в высокой концентрации и особенно под давлением оказывает ядовитое действие);

- полное отсутствие микроэлементов в питании так же, как и их избыток, вызывает заболевания и гибель живых организмов (верное высказывание).



задание 4: заполнить таблицу ЗХУ, первые две колонки «Знаю», «Хочу узнать».
Что вы знаете о влиянии химических элементов на живые организмы и что хотели бы узнать? (отметить 2-3 позиции).

2 стадия – осмысление.

1 задание: формулировка цели урока учащимися.

2 задание (домашнее): задание состоит из 2-х частей обязательной и по выбору, в обязательной части – материал параграфа по данной теме и классификация химических элементов (макро- и микроэлементы); в части задания по выбору учащимся предлагается составить схему(таблицу), в которой необходимо отразить биологическую роль одного (по выбору учащегося) элемента, указать последствия недостатка и избытка его на живые организмы или составить таблицу, в которой отразить информацию о том, в каких продуктах какие химические элементы содержаться.

3 задание: работа с информацией (приложение 1), используя прием маркировки текста «инсерт», сначала в парах, потом в группах сменного состава (прием «Зигзаг» - сначала идет работа в группах одного состава с определенной частью текста, потом происходит смена состава групп таким образом, чтобы в новых группах были представители из разных групп и вновь организованные группы владели полной информацией по тексту), подготовка «толстых»(сложных, требующих размышления) и «тонких»(простых, констатирующих) вопросов, афиширование результатов работы группы.

Примечание: инсерт – прием маркировки текста. Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки:
«V» – галочкой отмечается то, что известно;
«–» – знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения;
«+» – знаком «плюс» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным;
«?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно.
Распределение учащихся по группам (схема «Зигзаг»)

1А группа 2А группа 3А группа







1Б группа 2Б группа 3Б группа

3 стадия – рефлексия
1 задание: оценка выступления работы групп, «тонкие» и «толстые» вопросы для групп-участников. При афишировании результатов каждая группа должна раскрыть биологическую роль химических элементов в клетках живых организмов, а сама презентация может быть самой разнообразной, материал может быть представлен в виде схемы, таблицы, кластера, денотантного графа и т.д. Главное, чтобы переработанная информация была понятна, доступна и содержательна.

Критерии оценки работы группы.

1. отобранное содержание соответствует теме, максимально раскрывает ее;

2. представленный материал удобен для восприятия и понятен другим учащимся;

3. выступающие смогли удержать внимание аудитории, громкость выступления была


оптимальной;

4. использовались иллюстрации, схемы, таблицы и т.д.


2 задание: тестирование с взаимопроверкой
тест с сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»,

Каталог 9 класс Химия Планирование к учебнику «Химия», 9 класс, Габриэлян О.С. 32. Химические элементы в клетках живых организмов.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/23e76235-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/ch09_16_01.swf

Если нет возможности выхода в интернет во время урока, то данное тестирование можно заменить графическим диктантом соответствующего содержания.


3 задание: синквейн по теме урока;

правила составления синквейна


1 строка – одно существительное (тема);
2 строка – два прилагательных;
3 строка – три глагола;
4 строка – крылатая фраза или собственное высказывание;
5 строка – одно существительное, выражающее суть.
4 задание: возвращение к таблице ЗХУ, заполнение 3-й колонки таблицы «Узнал», соотнесение того что хотел узнать на уроке с тем, что узнал, выводы по уроку, планирование на перспективу после анализа работы с таблицей ЗХУ.
Список литературы:

1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие


для учителя. М.:Просвещение, 2004г.

2. С.В.Дендебер. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее


обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении,
компьютерные технологии / С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. - 2-е изд.- М.,
2008.- 112с.- (методическая литература)
2. В.В. Лаврентьев Требования к уроку как основной форме организации учебного
процесса в условиях личностно- ориентированного обучения / В.В. Лаврентьев // Завуч. -
2005. - № 1.
3. Личностно- ориентированное обучение: теории и технологии. Учебное пособие. / Под.
Ред. Н.Н.Никитиной.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.- 104с.
4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб:
Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.
5. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200302802
скачать файл



Смотрите также:
Сценарий урока по теме «Химические элементы в клетках живых организмов»
70.02kb.
Элементы содержания
389.45kb.
Домашнее задание Элементы содержания
338.32kb.
Роль воды в жизни организмов
40.94kb.
Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
323.47kb.
Увлажнение в офсетной печати
112.78kb.
Сценарий урока русского языка в 5 классе по теме «самостоятельные и служебные части речи»
73.69kb.
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии
182.03kb.
Ее работы: «Влияние поверхностного натяжения воды на жизнь и деятельность живых организмов»
9.55kb.
Тематический план лекций по общей химии
62.37kb.
Здоровье среды
53.38kb.
1. «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека.»
101.13kb.