voeto.ru страница 1
скачать файл

Развитие творческих способностей в начальной школе.

Развитие творческих способностей является одним из звеньев организации системы исследовательской деятельности в начальной школе.



Дивергентное мышление – мышление, с помощью которого мы преодолеваем мысленные шаблоны и стереотипы. Дивергентное мышление необходимо в том случае, когда возникают задачи, для решения которых не придумано шаблонного решения. Подобные задачи возникают повсеместно, начиная со взаимоотношений между людьми, заканчивая применением необычных методов в промышленности. В основу легла теория Гилфорда, который представлял структуру интеллекта, как трехмерную модель. Интеллект содержал 120 ячеек-факторов. Гилфорд квалифицировал интеллект по трем измерениям

Гилфорд выделял 5 основных операций интеллекта человека: память, познавательные функции, конвергентное мышление, оценка и дивергентное мышление. Дивергентное мышление содержит 24 фактора, на развитие которых и направлена данная методика. Все 24 фактора можно свести к развитию 4- х основных составляющих:


  1. Беглость (способность быстро генерировать поток идей и т.п.),

  2. Гибкость (способность применять различные стратегии и подходы в решении проблемы),

  3. Оригинальность (способность придумывать нестандартные, оригинальные идеи и решения),

  4. Способность к детальной разработке (способность расширять, детально разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты).

В последнее время все насущнее становится проблема мотивации учащихся. И связана она не с конкретным учеником и учителем, а скорее, является ответом существующей системе образования.

«Знаниевая» парадигма образования не дает ученику возможности реализации своей субъектности, себя и своих интересов.

Включение творческой компоненты в образовательный процесс расширяют для учащегося его рамки.

Необходима работы с инструментальной стороной обучения. То есть мы можем говорить о «школе компетенций». Развитие исследовательских способностей позволяют ученику быть более успешным в широком спектре учебных дисциплин, а вспоследствии занимать исследовательскую позицию к происходящему в целом.

Однако организация системы исследовательской деятельности учащихся диктовала собой использование диной системы организации занятий. При организации системы развития творческих способностей становится довольно сложно использовать мини исследования в качестве основы для развития способностей, однако возможно использовать в основе организации занятий идею проблемного обучения и деятельностного подхода.

Таким образом, если брать программу Ю.Б. Гатанова, которая легла изначально в основу занятий развития творческих способностей основывается на главенстве педагога и выполнений заданий по образцу. Что в целом способствовало развитию способностей, однако не повышало у учащихся мотивации к посещению данных занятий. В результате форма занятий претерпела ряд изменений, хотя тематика осталось от программы Ю.Б. Гатанова.

Во-первых, основным принципом, который лег в основу нашей программы – активность ребенка, в первую очередь активность умственная (по отношению к урокам развития творчества – активность фантазии). Таким образом, занятие строится таким образом, что учащимся представляется пара упражнений, который наталкивают детей на тему занятия. Чаще всего, это некая игра, связанная с физической подвижностью. Затем на основе первых упражнений учащиеся вырабатывают для себя, друг для друга на основе мозгового штурма выдвигают критерии знака и символа, с которым необходимо работать в рамках данной темы. После чего учащимся предлагается самостоятельно выполнить задание.

Вторым, основным принципом работы данного направления – является обсуждение результата. После выполнения контрольного занятия, учащимся предлагается обсудить результат, совместно оценить насколько они сами смогли выполнить задание.

Так же, при организации работы занятия по работе с развитием творческих способностей учитывается уровень развития показателей креативности, которые измеряются с помощью теста Торенса. Если у учащихся присутствует заниженная оценка при вербальной или не вербальной беглости, то при организации урока присутствуют элементы, направленные на развитие данного показателя.

Таким образом, в результате работы на площадке, программа развития творческого мышления претерпела свои изменения. От формы занятий, в которой наблюдалась главенство роли педагога и основная форма по данному направлению шла по линии тренировки данных способностей, то на данный момент в занятиях присутствует педагог – как организатор, как ведущий. Учащиеся играют активную роль в данном процессе. Развитие творческих способностей затрагивает не только творческие способности, но так же и коммуникативные компетенции учащихся.



Однако, данная программа является в дальнейшей доработке и выработке системы оценивания результата, помимо методики диагностики Торенса.

скачать файл



Смотрите также:
Развитие творческих способностей в начальной школе
33.33kb.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством внутренней и внешней интеграции Митрофанова Н. А., учитель мхк высшей категории мбоу «Гимназия №14 г. Йошкар-Олы»
71.82kb.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу под редакцией Б. Н. Неменского
38.98kb.
Развитие творческих способностей
67.04kb.
Развитие творческих способностей в соответствии с их интересами и склонностями
61.28kb.
Развитие творческих способностей школьников на уроках и во внеклассной работе
240.2kb.
Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства
459.67kb.
Классный час в 1 а классе, школа №28
98.22kb.
Начальные классы
47.82kb.
Сценарий праздника, посвящённого Дню матери, в 5
81.35kb.
Проектная деятельность на уроках технологии
48.34kb.
Привитие учащимся интереса к предмету; расширение математических сведений; развитие творческих способностей
96.12kb.