voeto.ru страница 1
скачать файл

Чувашский республиканский институт образования

Кафедра дошкольного и начального образования

Проект

по теме:
Развитие творческих способностей школьников на уроках и во внеклассной работе

Научный руководитель - кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования
Рыбакова А.В.

Выполнен - Макаровой Галиной Алексеевной,

учителем МОУ «СОШ № 2» г. Шумерля

Чебоксары

2009
Творчество – это умственная гимнастика

Творчество – это ключ для развития мышления

Творчество – это свобода деятельности и мысли
Проблема: Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения?
Сравнительно низкая результативность участия детей в творческих и интеллектуальных конкурсах и необходимость поддержки прав детей на полноценное развитие и реализацию своих творческих способностей натолкнули на мысль «Как активизировать творческую деятельность детей на уроках русского языка, чтения?»
Цель проекта:

1 Поиск приемов, ориентирующих учащихся на высокий уровень интеллекта.

2 Активизация творческой деятельности младших школьников

на уроках русского языка, чтения.


Задачи:

1 Поиск путей, направленных на развитие и успешную реализацию творческих способностей детей.

2 Создание благоприятных условий для реализации их личных творческих способностей.

3 Создание системы целенаправленной работы по развитию творческих способностей, поддержки детской одаренности, таланта.

4 Стимулирование творческой деятельности.
Ожидаемый результат:

Формирование стремления реализовывать свои творческие способности.


Конечный результат:

Обобщение опыта работы по формированию у школьников творческого подхода к любой работе.


Актуальность

Общеизвестно, что основные пути, ведущие к повышению эффективности обучения и воспитания, заключаются во взаимодействии процессов развития мышления ребенка и формировании у него осознанных знаний, прочных навыков. Особенностью организации урока с детьми младшего школьного возраста является его насыщенность разными формами деятельности. Развитие творческих способностей – важная задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Отсутствие творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач интерпретации материалов первоисточников и т.п. Из этого следует, что перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом. Творческую деятельность школьника В.А. Сухомлинский рассматривал не только как высшую форму активности и самостоятельности, но и как высшую радость в духовной жизни человека. Ребенок должен жить в мире творчества. Потребность в творчестве представляет отклик на ту обстановку, среду, которая окружает ребенка; она проявляется в такой мере, в какой окружающей ребенка мир стимулирует, формирует её. Наилучшим стимулом является такая организация жизни и среды для ребенка, которая создает возможности для творчества. Наличие поисковых ситуаций на уроках способствует развитию творческого потенциала у младших школьников. Выполнение каждой творческой работы требует от учащихся умение наблюдать, представлять, развивает мышление, речь.

Для формирования у школьников творческого подхода к любой работе нужны системы заданий, направленных на развитие познавательных интересов.

Тщательно продуманное и целенаправленное обучение основным видам творческих работ поможет учителю в решении сложных задач воспитания и развития учащихся на уроках и во внеклассной работе. Главное помочь каждому ребенку найти себя в деятельности для него предпочтительной.



Поэтому темой своего проекта выбрала «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеклассной работе» и выделила для себя проблему «Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения?»

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ


Ожидаемый результат: 2

Формирование стремления реализовывать свои творческие способности. 2

Обобщение опыта работы по формированию у школьников творческого подхода к любой работе. 2

Актуальность 3

Общеизвестно, что основные пути, ведущие к повышению эффективности обучения и воспитания, заключаются во взаимодействии процессов развития мышления ребенка и формировании у него осознанных знаний, прочных навыков. Особенностью организации урока с детьми младшего школьного возраста является его насыщенность разными формами деятельности. Развитие творческих способностей – важная задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Отсутствие творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач интерпретации материалов первоисточников и т.п. Из этого следует, что перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом. Творческую деятельность школьника В.А. Сухомлинский рассматривал не только как высшую форму активности и самостоятельности, но и как высшую радость в духовной жизни человека. Ребенок должен жить в мире творчества. Потребность в творчестве представляет отклик на ту обстановку, среду, которая окружает ребенка; она проявляется в такой мере, в какой окружающей ребенка мир стимулирует, формирует её. Наилучшим стимулом является такая организация жизни и среды для ребенка, которая создает возможности для творчества. Наличие поисковых ситуаций на уроках способствует развитию творческого потенциала у младших школьников. Выполнение каждой творческой работы требует от учащихся умение наблюдать, представлять, развивает мышление, речь. 3

Для формирования у школьников творческого подхода к любой работе нужны системы заданий, направленных на развитие познавательных интересов. 4

Тщательно продуманное и целенаправленное обучение основным видам творческих работ поможет учителю в решении сложных задач воспитания и развития учащихся на уроках и во внеклассной работе. Главное помочь каждому ребенку найти себя в деятельности для него предпочтительной. 4

Введение 7

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения 12

Введение

Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. Психологи считают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, нужна целенаправленная работа по развитию творческого мышления младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»-так писал В.А. Сухомлинский. Врагом номер один творчества является стереотипность или психологическая инерция, проявляющаяся в мышлении. В школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, расковывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового, ориентировать на самоопределение и самоактуализацию. Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, формированию нестандартного, продуктивного мышления, становлению индивидуальности. Творческий акт – это реализация неповторимости, индивидуальности, уникальности человека.

Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у младших школьников на уроках.
1.1 Понятие творческих способностей.

Творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности. Эта субъективная новизна, создаваемая и переживаемая ребёнком, имеет важное развивающее и образовательное значение – через неё ребёнок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом – значение творчества для формирования личности.

Творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. И не только потому, что иначе он не сможет ассимилировать нужным образом сумму "специальных знаний той или иной области трудовой деятельности, необходимую для ее дальнейшего развития, но и потому, что иначе он не сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество,

Для творчества решающее значение имеют не само по себе содержание знаний, а их структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались. Без развитого внутреннего плана действий осуществлять требуемый тип деятельности невозможно. Развитый внутренний план действий обходимое условие психологического уровня организации творчества,

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся - данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить.

Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе.

1.2 Психолого-возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Развитие творческого мышления необходимо осуществлять с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также методов и средств творческого развития, соответствующих этому взрасту.

В младшем школьном возрасте закладываются первоначальные представления о характере взаимоотношений человека с природой, осознается место человека в природе, поэтому этот возраст является наиболее благоприятным для эффективного усвоения знаний, формирования основ научного мировоззрения, развития мышления.

Для эффективного развития творческого потенциала учащихся в первую очередь необходимо обеспечить информационную базу деятельности, основой которой являются знания. В это время ребенок, как губка впитывает все, что дает учитель, что дает ему окружающий мир. Важно, чтобы каждый день приносил ему что-то интересное, помогал ему накапливать эти знания, усваивать различные виды деятельности.

Занятия творчеством помогают развивать логику, способствуют формированию пространственного воображения, умственных способностей учащихся.

У учащихся младшего школьного возраста происходят важные процессы развития всех сторон личности, в этом возрасте могут быть развиты стимулы творческого мышления и творческой деятельности

Творческие работы развивают фантазию, позволяют ребенку чувствовать себя увереннее вне занятия. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

Если учитель использует методы на развитие творческого мышления, учит детей нестандартно подходить к решению проблемы, то можно развить творческие способности. Творческие способности не даются от рождения и не возникают на пустом месте. А для их развития нужны условия.

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения


    1. Виды работ на уроках русского языка


Дошкольники, которые приходят в нашу школу, уже находятся на стадии освоения одной из форм культурного поведения – они достаточно хорошо владеют устной речью Но письменная речь открыта им пока только со своей «технической» стороны. Необходимо, чтобы она предстала перед детьми в полном объеме как умение человека передать на письме свои мысли и чувства, используя средства языка. Такая работа ведется на уроках обучения грамоте по следующим параллельным линиям.

1. Смыслосодержательная работа в устной речи – подражание рассказу учителя, придумывание устных текстов, досочинение, рисование сюжетных картин (это помогает выстроить последовательность событий, разворачивающихся в тексте). Здесь очень важно познакомить детей с жанровой организацией устной речи.

2. Параллельно проходит работа по формированию у детей идеальных представлений о письменной речи как авторском продукте. Это происходит через выразительное чтение учителем текстов, которое сопровождается рассказами об авторе, его жизни, доступными опыту ребенка.

В определенный момент у отдельных ребят техническая оснащенность в письме и инициативное устное сочинительство совпадают в единой направленности творческого действия. Очень важно уловить этот момент и перевести его в увлекательную традицию. А вот здесь наступает кризисная ситуация: возможности детей придумать и записать устный текст ограничены неумением построить его по принципу письменной речи. Именно в этот момент от учителя и потребуются особые действия, помогающие ребенку создать письменный текст. Это работа, направленная на так называемые переходные формы:

– тексты для досочинения;

– заготовки сюжетных начал;

– составление словесных ассоциаций («что на что похоже»);

– перестраивание текстов.

Сначала эта работа проводится как коллективная, а потом она становится индивидуальной. Например, на уроке русского языка в 3м классе по теме «Понятие об окончании» в конце урока дети получили следующий текст с заданием вставить пропущенные окончания и дописать его:

Сказка про ёлочк_.

В дремучем лес_ жил_ ёлочк_. Ря_дом с ней жил_ хитр_ лис_, сердит_медвед_ и зубаст_ волк_. Но ёлочк_никого не боял_сь. Только было ей груст_но и одиноко.И вот однажды...

По мере того как у детей развивается воображение, фантазия, практически все они переходят к сочинительству. Некоторым из них переходные формы действия с письменным текстом необходимы в большей мере, другим – в меньшей.

Но кроме этих «технических» средств детям необходимо привнести в свое маленькое произведение собственные чувства, мысли, настроение, переживание, «оживить» ими свое творение. Только тогда это будет настоящим творчеством.

Очень хорошим подспорьем для этого служит работа по развитию творческого воображения, которую мы с детьми проводим на уроках чтения. Самые распространенные задания при такой работе с текстами – предположи, домысли, нарисуй словами, творчески перескажи – позволяют «включить» воображение, которое является основой для развития творческого познания

Отдельно хотелось бы остановиться на стихотворчестве. Сразу хочу оговориться: я не ставлю своей задачей научить детей писать стихи. Этому научить нельзя. Стихи должны рождаться вдруг, сами собой, но ввести детей в мир поэтического творчества вполне возможно.

Эта работа начинается с 1_го класса. Сначала – на уроках обучения грамоте, затем она продолжается на уроках чтения. Начинаем с того, что используем много стихотворного материала: сказки, загадки, шуточные стихи. Потом детям предлагается самим закончить фразу – зарифмовать слоги:

за – за – за – на дворе стоит коза

ра – ра – ра – во дворе идет игра

ми – ми – ми – выше руки подними

до – до – до – покатилось колесо

и т.д.

Все эти «пробы пера» проходят очень весело, с шутками и смехом, с большим желанием. Постепенно задания усложняются и дети переходят к сочинению двустиший. Часто я делаю так: предлагаю 2 стихотворные строчки, а дальше нужно досочинить стихотворение самому или даю слово (например, картошка) и прошу придумать к нему две рифмованные строчки или четыре.Вот такие строчки получились у моих ребятишек:



О, варенная картошка!

Я поем тебя немножко.

Может будет мне и худо,

Но наполню я желудок

О, прекрасная картошка!

Дай попробовать немножко.

Без тебя мне очень худо,

Потому болит желудок.

В 3-4 классах предлагаю детям сочинить стихи на определенную тему. Например, такие стихи сочинили дети на тему «Пища».

Ешьте, ребята, капустный салат.

Он витаминами очень богат

Тут и капуста, морковь и лучок,

Уксус немножко и масла чуток. Ахлестина М.

Салат – вкусная еда,

Просто объеденье.

А посмотришь на него,

Просто загляденье. Мидукова Н.

Я решил испечь пирог всем на удивленье

Взял муки, стакан воды и еще варенье.

Все смешал и получил…

Сладкое печенье. Ушков Л.

А вот такие стихи придумали дети к теме «Платье

Белое платье изящно, красиво.

Мама купила его в магазине.

Розы пришиты на платье моем

И все гипюром обшито кругом.

« Чудное платье»- можно сказать.

Буду как бабочка в нем я порхать. Горбунова Л.

Дочка надела белое платье,

Мама сказала: « Да, еще кстати,

Белые туфли, колготки надень,

Радостным, праздничным

Будет твой день»

Денисова К.

Мама в магазине платье мне купила

Белое, как лебедь, платье это было.

В платье, как принцесса, дома я кружилась.

Думала о платье, когда спать ложилась.

Ахлестина М.

Эти частушки мы с детьми сочинили на уроке по теме

«Устное народное творчество».

В нашем классе есть мальчишки.

Каждый день играют в фишки.

На урок звенит звонок,

А они все «хлоп», да «хлоп».

А девчонок лучше наших

В целой школе не найти.

Познакомиться захочешь,

Лучше к ним не подходи.

На каждом уроке чтения мы проводим «творческие пятиминутки», на которых дети читают свои стихи, сказки, сочинения, ими самими придуманные.

Конечно же, художественные достоинства приведенных творений не столь уж велики, видна и подражательность, и скованность в выборе изобразительно-выразительных средств, но нельзя не отметить искренности, увлеченности детей, их стремления выразить свои чувства.

Как положительный фактор я хочу отметить, что при выполнении таких работ дети стали пользоваться толковым словарем, что я рекомендую и поощряю, у них возросли интерес, взыскательность, самостоятельность суждений, увлеченность при чтении настоящей поэзии. В этом, наверное, и заключается наибольшая ценность поэтических занятий моих учеников.

Особо хочется сказать о детском сочинительстве. Написанию сочинений детей надо учить. Прирожденный талант к сочинительству есть лишь у единиц, а задатки – у большинства. Но если задатки не развивать, то они могут попросту исчезнуть. И развивать их надо как можно раньше!

На русском языке большое внимание уделяю составлению творческих письменных работ. Именно сочинение – высшая форма проявления творческих способностей, занимает особое место в системе развития речи ребенка. А успехи учащихся в связной речи обеспечивают успех в работе по всем предметам.

В обучении сочинению ставлю перед собой две цели: учить детей оформлять свои мысли и обогащать словарный запас школьника. Наиболее характерные виды сочинений, которые провожу, следующие:


  1. сочинения по одной картине или серии картин;

  2. сочинения на основе виденного и слышанного на экскурсии;

  3. сочинения по опорным словам, указывающим на содержание и определяющим последовательность мыслей в сочинении;

  4. сочинения по предложенному учителем началу и концу;

  5. сочинения по аналогии с прочитанным материалом;

6) сочинения из личного жизненного опыта ученика

. На специальных уроках русского языка по развитию речи я делаю акцент на пробуждение творческих сил, литературных способностей младших школьников, расширяю сферу их речевого общения, повышаю культуру письменной речи – самого сложного вида речевой деятельности.

Большое значение я придаю соблюдению на этих занятиях трех условий:

1) обеспечению правильной речевой среды;

2) созданию предпосылок для самостоятельных устных и письменных высказываний учащихся;

3) активизации словаря.

В каждом классе провожу ряд занятий, которые предполагают коллективную и самостоятельную индивидуальную творческую работу.

Таким образом, в сочинениях находит практический выход работа над стилистикой, культурой речи, изучается построение текстов разных жанров (к сожалению, на уроках времени на это не хватает).

В сочинениях дети делятся своими переживаниями, мыслями. Это особая форма самовыражения и действительно творческая и интеллектуальная работа для маленького ученика –рассказать о каком - то событии по- своему, передав свои настроения, чувства.

На этих занятиях передо мной стоит еще одна очень важная задача – создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, атмосферы творчества, в которой дети «купаются» и радостно творят. Я не стараюсь критиковать, поправлять их творения, а только хвалю – даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение со стороны учителя – это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству.

На каждом уроке русского языка присутствует момент «Сочиняйка», где учу детей отбирать нужный материал, рассуждать по теме сочинения, обогащаю словарный запас провожу орфографическую подготовку. С 1 класса даю детям близкие, понятные и интересные темы. Работу провожу в устной форме. Со 2 класса сочинения учимся писать в тетради. С каждым годом обучения работа по развитию речи усложняется тем, что все сложнее и разнообразнее становятся те предметы, события, которые дети наблюдают и сравнивают. Язык сочинений тоже заметно изменяется. Успех работы над сочинением зависит в конечном итоге не только от того, насколько прочно владеют ученики определенным запасом слов, от их умения раскрыть тему, но и оттого, создан ли учителем эмоциональный настрой, появилось ли желание писать на предложенную тему. Подготовка к сочинению начинается задолго до того, как дети будут писать его. При подготовке к сочинению провожу: а) лексические упражнения по выбору синонимов и сравнений; б) упражнения, дающие представления о многозначности слова; в) трудные слова, которые ученики могли бы употребить в сочинении, записываем в тетрадях по развитию речи.

Письмо. Не надо забывать, что у детей еще недостаточно знаний по грамматике, поэтому важно предупредить ошибки. Если дети в чем–то затрудняются, они могут обращаться к учителю. Это сочинение, написанное в черновике, стараюсь проверить к следующему дню. Затем анализируем сочинение. Читаю лучшие. На первых уроках сама отмечаю, почему сочинение считаю удачным, подчеркиваю образность и яркость языка. Позже к анализу привлекаю ребят. При анализе сочинений провожу разные виды работ:

а) упражнения на замену повторяющихся слов;

б) упражнение в подборе слов – синонимов к данным;

в) упражнения в подборе антонимов;

г) упражнения в составлении предложений (слова записаны на доске).

Последний этап в работе над сочинением – это его переписывание. Для детей эта работа тоже творчество. Переписывая, они обязательно добавляют что–то новое. Как правило, переработанные сочинения становятся лучше по содержанию и по стилю, в них меньше грамматических ошибок. В 3-4 классах заводим тетради по развитию речи, в которой записываем все, чем занимаемся в плане развития речи. Здесь и сочинения- миниатюры, лексические задания, работа по составлению планов к прочитанным произведениям, запись характеристик на героев художественных произведений, упражнения в редактировании текстов, составление предложений по словосочетаниям. В этих тетрадях дети пишут сочинения; придуманные на уроках стихотворения, частушки; фразеологизмы, загадки, пословицы, приметы - в общем, все, что идет по плану развития речи. Кроме этих тетрадей, мы с учениками работаем в тетрадях для диктантов. В этой тетради, начиная со 2 класса, мы пишем диктанты и изложения. Цель работы в этих тетрадях - совершенствование орфографических навыков .Чтобы довести орфографические навыки до автоматизма, нужна постоянная тренировка в применении полученных знаний. Для формирования орфографического навыка использую различные виды упражнений. Но, на мой взгляд, самый продуктивный вид работы - это диктанты, которые приучают детей задумываться над грамотностью своего письма, помогают видеть орфографические трудности, вырабатывают навыки самоконтроля. После каждого диктанта обязательна работа над ошибками. Дома эти слова заучить. В неделю даю 2-3 диктанта. По ошибкам, допущенным в диктантах, провожу словарный диктант.

Работу по развитию речи, грамотностью письма необходимо проводить систематически, целенаправленно, по возрастающей степени трудности. Только тогда будет виден успех работы. Ниже я привожу темы сочинений, проводимых с учениками.

2 класс 1) Прекрасна русская природа осенью

2) Мой котенок

3) Белка

4) Первый снег

.

3 класс 1) Прогулка в лес



2) Как мы ходили в цирк

3) Что такое доброта?

4) Зимний парк

5) Хлеб – всему голова

6) Любимое дерево

7) Зима


8) Заяц

4 класс


1) Выходной день

2) Моя любимая игрушка

3) Осенью в лесу

4) Первый снег

5) Сочинение по картине В. Васнецова «Аленушка»

6) Сочинение по картине В. Маковского «Свидание»

7) Сочинение по картине М. Врубеля «Царевна – лебедь»

8) Самый интересный случай из моей жизни



1.2 Виды работ на уроках литературного чтения

К числу основных видов творческих работ, используемых на уроках чтения, можно отнести: иллюстрирование, рассказывание и драматизацию (инсценирование). Для каждого из этих видов характерно наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется переход известного содержания (текста художественного произведения) в новую форму: иллюстрацию, сценку, спектакль и т. д. Эти три вида отличаются друг от друга характером деятельности, последовательностью выполнения действий, конечным результатом. В ходе таких работ дети учатся представлять воссоздавать в воображении прочитанное, словесно оформлять возникшие представления, передовать особенности характера и настроение персонажа в инсценировках. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения. Это способствует также развитию речи. Однако, если проводить инсценирование на уроках, то это займет много времени, вызовет нецелесообразную трату сил учеников. Вот поэтому такие инсценировки я провожу во внеурочное время при подготовке к утреннику. На уроках чтения использую формы драматизации, но менее сложные:



  1. с помощью жестов, мимики попробуйте изобразить героя;

  2. чтение текста по ролям;

  3. изображение живых картин (отрывок художественного произведения).

Выполнение каждой творческой работы требует от учеников умение представить, т. е. воссоздать в воображении прочитанное, воспитывает в детях стремление к чтению, развивает мышление, речь. На уроках чтения активизирую детей с помощью загадок скороговорок, пословиц, даю задания такого типа: пофантазируйте и передайте текст стихотворения рисунком; при помощи мимики, жестов передайте эмоции, характер героя (К. Чуковский «Федорино горе»); придумайте стихотворение или частушку.

Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:



  • Замечать любые творческие проявления учеников;

  • Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.

С целью развития творческой активности на уроках литературного чтения необходимо использовать систему творческих заданий, которая отвечает следующим требованиям:

  1. познавательные творческие задания должны строится на междисциплинарной интегративной основе, и содействовать развитию памяти, внимания, воображения детей;

  2. творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично- поисковым, а затем и к собственно творческим.

  3. система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы.

Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста , литературные игры и т. д.

Активизировать читательскую деятельность детей, помочь им увидеть детали произведения, обобщить полученные знания, закрепить их, проверить свою сообразительность и смекалку позволяют литературные игры.

На уроках чтения ученикам следует предлагать разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность, - головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды, ребусы, анаграммы, конкурсы, шарады, викторины, шутки, перевертени.

Таким образом, творческому развитию детей способствуют различные виды и формы учебной и читательской деятельности, в том числе занимательные игры на литературном материале.

Применение творческих заданий на уроках литературного чтения позволили сделать следующие выводы. У многих детей появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они постепенно начали проявлять более высокую степень самостоятельности; научились задавать вопросы и находить на них ответы, соразмышлять и сопереживать, а также делать анализ прочитанного текста; понимать чужие мысли, заключённые в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию.

У детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.



Заключение

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, его индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Прогресс нашего общества зависит от творческих людей Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к творческой познавательной деятельности. Но можно посмотреть на творчество и с другой стороны – как на один из приемов создания положительной мотивации учения, ситуации успеха. Наверное, многим из учителей приходилось наблюдать ситуацию, когда ребенок, за которым прочно укрепилась репутация «троечника» и бесперспективного ученика, вдруг преображался, удивлял и педагогов, и детей своими творческими работами, когда он мог «раскрыться», проявить свою индивидуальность. А ведь это именно то, без чего ни один ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность. У каждого ребенка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее, таланты каждого человека можно развивать.

Литература
1. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

2 Афонина Р.Н.Развитие творческого мышления учащихся в процессе выполнения экспериментов. Журнал «Начальная школа»№6 20007.

3 Дуганов Р.В. Природа творчества.-М.:Сов.писатель, 1990.-352с.

4 Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества.

5.Левин В.А. Воспитание творчества.-Томск:Пеленг, 1992.-56с.

6.Лук А. И, Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976

7.Лук А. Н. Психология творчества. М, Наука, 1978.

8.Лысенкова С. Н. Когда легко учиться : из опыта работы учителя начальных классов школы № 587 г. Москвы. М., 1982.

9 Степановская В,М. Воспитание творчеством. . Журнал «Начальная школа»№6 20007.

10Смирнова О.И. Виды творческих письменных работ на уроках русского языка. Журнал «Начальная школа»№1 20009



11 Сидорова С.Я. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка. Журнал «Начальная школа»№1 20009

скачать файл



Смотрите также:
Развитие творческих способностей школьников на уроках и во внеклассной работе
240.2kb.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу под редакцией Б. Н. Неменского
38.98kb.
Развитие творческих способностей в начальной школе
33.33kb.
Самообразования
24.51kb.
Проектная деятельность на уроках технологии
48.34kb.
Естественно-научное направление
104.72kb.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством внутренней и внешней интеграции Митрофанова Н. А., учитель мхк высшей категории мбоу «Гимназия №14 г. Йошкар-Олы»
71.82kb.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
154.21kb.
Развитие творческих способностей
67.04kb.
Развитие творческих способностей в соответствии с их интересами и склонностями
61.28kb.
«Развитие творческих способностей обучающихся через организацию исследовательской деятельности на уроках математики»
118.35kb.
Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства
459.67kb.