voeto.ru страница 1
скачать файл
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством внутренней и внешней интеграции

Митрофанова Н.А., учитель МХК высшей категории

МБОУ «Гимназия №14 г. Йошкар-Олы»

Главной составляющей любой деятельности является целеполагание, определение принципов, средств деятельности, изучение полученных результатов. Цель школьного курса мировой художественной культуры– использование силы воздействия различных видов искусств для формирования личности ученика, его идейно – нравственных убеждений, развитие интеллектуальных и творческих способностей. Интеллектуальные способности человека имеют сложную структуру. Интеллект понимается как способность человека мыслить, принимать решения, целесообразно использовать свои способности для успешного выполнения определенного рода деятельности. Интеллектуальные способности человека включают в себя множество взаимосвязанных компонентов, которые реализуются в выполнении человеком разнообразных социальных ролей. В настоящее время принято выделять логико-математические; лингвистические способности (способность понимать и раскрывать значение текстов и слов; беглость речи); пространственные (способность создавать в уме модель расположения предмета и использовать эту модель); натуралистические; музыкальные способности; интерличностные способности (способность понимать мотивы действий других людей и знать, как работать с людьми); интраличностные способности (способность формировать правильную модель себя и использовать эту модель для успешного функционирования в жизни). Решая задачи, поставленные перед курсом МХК в современной гимназии, развитие самых разнообразных способностей происходит естественно и планомерно.

Важнейшими принципами педагогической деятельности считаю принцип интеграции, поскольку курс МХК по своей сути является интегрированным, принцип историзма, который позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития художественной культуры, принцип опоры на творческий метод, который дает возможность развернуть широкое поступательное развитие различных искусств в их идейных и художественных взаимосвязях. Опора на интеграцию и творческий метод позволяет ввести ученика в мир искусства, углубить его понимание языка различных искусств.

Требования современной школы ориентируют учителя образовательной области «Искусство» развивать обучающихся в личностно- ценностном, творческом и прикладном планах. Только искусство может закономерно развивать чувства детей: душевную чуткость, эмоциональную отзывчивость, нравственную, ценностную сферы. Приобщение к искусству пробуждает у ребенка способность видеть и ценить красоту мира, чувство сопричастности природе, истории, жизни людей, чувство личной ответственности за все. На этой единой основе естественным путем решаются разные образовательные и воспитательные задачи, которые не решаются по отдельности, явочным порядком и декларативными средствами.

Занятия искусством формируют хороший вкус и целый ряд навыков, знаний и способностей, нужных во многих областях деятельности и житейских ситуациях – от тонкого различения цветов до культуры речи, понимания ее смысловых и интонационных оттенков, способности ярко выразить мысль. Задача общеобразовательной школы – вырастить не художника – практика, а такого зрителя, читателя, слушателя, который испытывает потребность в общении с искусством.

К сказанному хочется добавить, что знание мировой художественной культуры помогает растущему человеку осознать общность принципов, на которых строится культура всех народов, постигнуть истоки общечеловеческой морали и осознать себя не только гражданином своей страны, но и частью вселенной.

В своей педагогической практике проблемы развития интеллектуальных и творческих способностей решаю системно, пытаясь задействовать разнообразные методические приемы.

Считаю важным соблюдение принципа интеграции с другими предметами: по целям (предметы гуманитарного цикла), по темам (история, обществознание, литература), по методам (изобразительное искусство, музыка, литература), по формам работы (практически со всеми учебными предметами). Связь с другими предметами не всегда бывает параллельной, иногда она носит опережающий или обобщающий характер.



Важнейшим фактором развития творческих способностей считаю формирование у обучающихся навыка самостоятельного анализа художественного произведения с привлечением знаний и умений, полученных при изучении различных школьных курсов. Здесь выделяю следующие этапы: 1–умение найти произведение искусства среди других, определить его язык, особенности данного вида искусства 2 – ориентация учащихся в общей схеме видов, жанров, форм искусства, 3 – умение разобраться с понятием «художественный образ», в каждом конкретном произведении, 4 – изучение композиции произведения (соотношение частей, размер, формат, точка зрения, динамика и статика, ритм, контраст, симметрия – асимметрия, 6 – выражение своего отношения к произведению.

Непосредственно в урочной деятельности это выглядит следующим образом. На первом уроке курса в 9-м классе, посвященном теме «Что такое искусство», детям дается представление о различных видах искусства. Язык живописи демонстрирую на примере двух произведений, посвященных одной теме- образу матери, но написанных в разные эпохи. Обучающимся предлагаю самим определить, в чем различия изображений, какие идеи и настроения пытаются мастера выразить, показать знания об эпохе, в которую было создано произведение. Делается вывод, что образ матери- главный в искусстве на протяжении веков, но в разные эпохи воплощается он по-разному.

Урок «Век портрета. Рокотов Федор Степанович» предваряется цитатой: «Рокотов среди многих своих современников, русских портретистов XVIII века, остался в какой-то непроницаемой маске, под которой скрылся облик этого интересного подлинного художника» - Н. Врангель. Перед учащимися ставится задача – «снять маску» и посредством созданных произведений познакомиться с личностью художника. Опираясь на изученный материал, используя приемы сравнения, сопоставления, обобщения, обучающимся предоставляется возможность самим увидеть и почувствовать своеобразие личности мастера, его отношения с окружающим миром.

Например, отношения с властью раскрываются через сравнение коронационных портретов императрицы Анны Иоанновны, художника Каравакка, Елизаветы Петровны, художника Вишнякова и Екатерины Великой, написанной Рокотовым. Ребята вспоминают личностные характеристики царствующих особ, особенности их правлений. Открывается ожидание Рокотовым приближения власти к народу, диалога с гражданским обществом. Портреты, написанные художником, дополняют скупые биографические данные и являют нам яркую личность творца.

Развитие способностей личности на интегрированных и бинарных уроках происходит наиболее полно и разносторонне, когда раскрытие одной темы или эпохи показано в разных видах искусств. Урок «Художественная культура России первой половины XIX века» содержит материал по истории, литературе, архитектуре, музыке, живописи. Обучающиеся не просто овладевают теоретическими знаниями, но и непосредственно соприкасаются с художественными произведениями, дают им собственную оценку.

Наиболее ярким примером интегрирования работы гимназии с другими организациями в деле развития способностей обучающихся является “Университет искусств», созданный на базе Республиканской юношеской библиотеки им. Колумба в 2003 году. Своеобразным лейтмотивом деятельности которого являются слова Дмитрия Фурманова: «Искусство имеет цель – не выдуманную, не деланную, но рождаемую его полнотой и чистотой. Искусство будит мысли… Искусство рождает порыв, а порывы рождают святые дела».

В течение 9 лет организуются волнующие и притягательные «встречи с прекрасным» для обучающихся нашей гимназии. Девиз деятельности преподавателей и слушателей Университета: «Твори добро на всей Земле. Твори добро на радость людям».

Университет искусств открыт для всех, кто любит искусство, кто хочет научиться понимать его непростой и своеобразный язык, кто хочет лучше знать отечественную и зарубежную историю искусств.

Цель деятельности Университета определяется как привлечение внимания к искусству, побуждение к самостоятельным размышлениям и наблюдениям при восприятии произведений искусства, а также расширение знаний в области мировой культуры и культуры родного края.

Занятия в университете представляют собой не только обучение, но и театрализованные встречи, игры, беседы, в целом это трудный, ни с чем несравнимый путь к Прекрасному, Доброму, Вечному.

Работа университета построена в соответствии с Уставом – знать и исполнять который обязаны все слушатели. Это регулярное посещение заседаний. Добросовестное выполнение поручений. Активность. Оказание помощи библиотеке в пропаганде книг.

Образование в Университете рассчитано на 4 года. 1-й год обучения – на занятиях «Лоцманы книжных морей», «Внимая свету и простору» «Музыка вокруг нас», «Волшебство цвета и света», «Жили-были мастера», «Игра. С игрою об игре», «Радуга искусств» - происходит знакомство с основными видами искусства.

2-й год обучения посвящен изучению Великих чудес света: ребята знакомятся с историей создания и с характеристиками таких памятников, как (Египетские пирамиды), (Висячие сады Семирамиды, Храм богини Артемиды), (Статуя Зевса Олимпийского, Мавзолей в Галикарнасе), ( Колос Родосский), (Колизей), (Великая Китайская стена), (Эйфелева башня), (Статуя Свободы).

3-й год обучения построен на знакомстве с шедеврами мирового искусства. Ребята путешествуют по музеям мира. Это Государственный Эрмитаж, Государственный русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Музей крепостного творчества Останкино, Музей Прадо в Мадриде, Дрезденская картинная галерея, Лондонская национальная галерея, Версаль.



4-й год обучения посвящен искусству марийского народа–«Мой край родной - частица Родины Большой». Занятия: «Художник и человек» (творческий портрет А.В. Григорьева), «Народные традиции в творчестве марийских художников», «Поэзия марийского костюма», «Марийские обереги» (символы в марийской вышивке), «Певец земли родной» (творчество композитора А.Эшпая), «Масленка» (Уярня), «Штрихи к портрету города» (архитектурные и скульптурные достопримечательности г. Йошкар-Олы). В качестве примера предлагаю вашему вниманию занятие, посвященное жизни и творчеству Александра Владимировича Григорьева. Во-первых, дается представление о творчестве художника. Во-вторых, на широком историческом фоне показана деятельность Григорьева как руководителя ассоциации художников революционной России. В-третьих, на занятии происходит виртуальная экскурсия в Козьмодемьянский художественно-исторический музей – главное детище Александра Владимировича, который он называл «Малая Третьяковка». Тесное сотрудничество нашей гимназии с республиканской юношеской библиотекой имени Валентина Колумба длится уже 9 лет. Здесь была представлена одна из его форм, но не единственная. Обучающиеся также посещают уроки мировой художественной культуры, внеклассные мероприятия, проводимые на базе библиотеки. Традиционными стали занятия, посвященные искусству о Великой Отечественной войне, проводимые в канун 9 мая, образу женщины в искусстве, проводимые ко Дню матери.
скачать файл



Смотрите также:
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством внутренней и внешней интеграции Митрофанова Н. А., учитель мхк высшей категории мбоу «Гимназия №14 г. Йошкар-Олы»
71.82kb.
А. С. Пушкина г. Йошкар-Олы прошёл практико-ориентированный семинар
16.26kb.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
154.21kb.
Разработала учитель музыки и мхк высшей кв категории
73.93kb.
«Развитие творческих способностей обучающихся через систему урочной и внеурочной деятельности посредством внедрения современных технологий»
111.75kb.
Развитие творческих способностей в начальной школе
33.33kb.
Москва юзоуо гимназия №1507 Мозжухина Л. Н., учитель высшей категории Почётный работник народного образования Мировая художественная культура
140.89kb.
Проектная деятельность на уроках технологии
48.34kb.
1 Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения конкурса красоты «Мисс Дзержинка 2014»
72.68kb.
«Развитие творческих способностей обучающихся через организацию исследовательской деятельности на уроках математики»
118.35kb.
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу под редакцией Б. Н. Неменского
38.98kb.
«Россия при Павле I» Технология критического мышления /А. В. Фёдоров, Е. В. Саплина/ Учитель: Боева Елена Алексеевна мбоу сош №5
99.42kb.