voeto.ru страница 1
скачать файл
Муниципальное образовательное учреждение

Кладовская основная общеобразовательная школа Ярославской области


Рассмотрен Утверждён

на заседании МО Приказ по школе №

протокол № от «___» ___________ 2011г.

от «___» ___________ 2011 г.
Рабочая программа

за курс основного общего образования

по историческому краеведению для 9 класса

Учитель: Смирнова Т. И.



Кладово, 2011

пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе документов:

  • БУП 2004

  • Письмо Департамента образования Ярославской области № 244/01-01 от 31.01.2006г. «О переходе на новый учебный план и федеральный компонент государственного стандарта»

Изучение истории родного края призвано помочь ребенку:

- ощутить свою сопричастность с историей края, и через историю края с историей страны;

- понять ценность исторического и культурного наследия края, необходимость его сохранения;

- успешно интегрироваться в общество, позитивно взаимодействовать с конкретными личностями, группами людей, коллективами;

- оценивать события и деятельность людей на основе категорий морали, нравственности, соответствия принципам гражданского общества.

Общие цели изучения регионального содержания соответствуют целям государственного образовательного стандарта. Изучение регионального содержания историко-обществоведческого образования направлено на:

- духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника, где духовное воспитание – это, прежде всего, воспитание в традиции гуманизма, это приобщение к национальным и культурным ценностям через изучение нравственных норм, ценностей и культуры родного края, формирование способности к самовоспитанию и духовному совершенствованию. Патриотическое воспитание – это воспитание национальной идентичности, бережного отношения к истории, нравственным ценностям и культурному наследию края, воспитание уважения к достижениям, что создавались талантом и руками людей, живущих в крае;

- приобретение знаний о важнейших событиях истории края в их взаимосвязи и хронологической последовательности, формирование целостного представления о месте и роли Ярославского края в отечественной и всемирной истории;

- овладение умениями и навыками поиска исторической информации, элементарными методами исторического познания;

- применение полученных знаний и представлений для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе на основе принципов ненасилия, толерантного отношения к представителям других народов и государств, для участия в межкультурном взаимодействии.

Принципы преподавания региональной истории:

- приоритет воспитательных целей, акцентирование ярких и значимых событий в истории края, достижений жителей края;

- персонализация истории, внимание к судьбам не только знаменитых земляков, но к истории семей, к повседневной жизни жителей края;

- деятельностный и практикоориентированный подходы преподавания региональной истории;

- личностная направленность обучения.

Цель программы: формирование гражданских качеств учащихся на основе знания и уважения нравственных ценностей и исторических традиций своего народа.

В 9-х классах общеобразовательных школ выделяется один час в неделю на преподавание интегрированного предмета - «Историческое краеведение».

В соответствии с методическим письмом Департамента образования Ярославской области «Особенности преподавания истории в 2008-2009 учебном году» курс исторического краеведения охватывает историю Ярославского края XX-начала XXI века.

В настоящее время для учащихся имеется два пособия: «История Ярославского края с древнейших времён до конца 20-х годов XX века» под ред. Селиванова А.М. и «История Ярославского края(1930-2005)», авторы Рязанцев Н.П., Салова Ю.Г., рекомендованные Департаментом образования Администрации Ярославской области для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений, которые можно адаптировать для 9 класса основной школы.
Поурочно-тематическое планирование


Дата изучения

№ п/п

Тема урока

Стр. учебника







Тема 1. Ярославский край в начале 20 века







1

Промышленное развитие губернии. Сельское хозяйство и проведение Столыпинской реформы.

Здесь и далее А.М.Селиванов

Стр.193-203






2

Общественно-политическое развитие края в начале 20 в.

203-217




3

Культурное развитие края.

219-229







Тема 2. Ярославский край в 1917г.







4

Революционные события в Ярославском крае (февраль-октябрь 1917г.)

230-250







Тема 3. Ярославский край в годы гражданской войны







5

Июльский 1918г. мятеж в Ярославле

251-256




6

Экономическое развитие губернии в годы гражданской войны

265-272




7

Ярославская деревня в годы гражданской войны

272-288




8

Ярославцы на фронтах гражданской войны

288-294







Тема 4. Ярославский край в годы нэпа (1921-1928)







9

Накануне нэпа. Промышленность и сельское хозяйство в годы нэпа

295-315




10

Культурное развитие края в послеоктябрьский период

320-345







Тема 5 Ярославский край в годы предвоенных пятилеток







11

Политика индустриализации в крае

Здесь и далее Н.П.Рязанцев

Стр.5-16





12

Коллективизация в ярославской деревне

16-24




13

Ярославская область накануне Великой Отечественной войны

24-36




14

Культура края в годы предвоенных пятилеток

36-62







Тема 6. Ярославская область в годы Великой Отечественной войны







15

Ярославская область на начальном этапе войны

67-79




16

Ярославцы - фронту

79-86




17

Ярославцы на фронтах Великой Отечественной войны

86-95




18

Культура Ярославского края в годы войны

95-112







Тема 7. Ярославская область в годы восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства (1945-1964)







19

Восстановление ярославской промышленности

116-122




20

Трудности послевоенной деревни

122-124




21

Развитие Ярославской области в годы правления Н.С.Хрущёва

124-136




22

Культурное развитие Ярославской области в 1946-1964 гг.

136-149







Тема 8 Ярославская область в середине 1960-х – середине 1980-х годов







23

Ярославская область в период хозяйственной реформы середины 1960-х годов

153-168




24

Ярославская область в годы «застоя»

168-185




25

Культурное развитие края в середине 1960-х – 1980-х г..

185-203







Тема 9. Ярославская область в годы перестройки







26

Попытки реформ и нарастание социальной напряжённости на предприятиях области

207-210




27

Сокращение сельскохозяйственного производства

210-214




28

Рост общественно-политической активности ярославцев

214-220




29

Культурное развитие области в годы перестройки

220-230







Тема 10. Ярославская область на современном этапе







30

Экономические преобразования в области в 1990-е гг.

235-236




31

Сельское хозяйство области в 1990-е гг.

236-243




32

Общественно-политическая жизнь области в условиях рыночных реформ 199-х гг.

243-250




33

Культурные процессы в крае в 1992-2005гг.

250-263




34-35

Итоговое повторение



В результате изучения курса «Историческое краеведение» учащиеся должны



знать/понимать

-ключевые события истории Ярославского края; выдающихся деятелей ярославской земли;

-важнейшие достижения культуры и систему ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития на Ярославской земле;

-изученные виды исторических источников;



уметь

- соотносить даты событий отечественной истории и истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территорию края, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры.

Практически полностью переносится из государственного образовательного стандарта блок «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии края;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях населения края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Литература:



  1. Атлас Ярославской области. История. География. М., 1999.

  2. Вглядись в минувшее бесстрастно… Документы и материалы. Под ред. Селиванова А.М. Ярославль. 1995.

  3. Ермолин Е.А. Культура Ярославля. Ярославль 1998.

  4. История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х гг. XX века. Под ред. Селиванова А.М. Ярославль. 2000.

  5. Марасанова В.М., Федюк Г.П. Ярославские губернаторы. Ярославль. 1998.

  6. Методические рекомендации Департамента образования Администрации Ярославской области по проведению урока России на тему «Ярославль красоты неописанной. Всюду Волга и всюду история» Ярославль. 2000.

  7. Методические рекомендации Департамента образования Администрации Ярославской области по проведению урока России на тему «Губерния – оплот Отечества. Ярославль. 2002.

  8. Рязанцев Н.П., Салова Ю.Г. История Ярославского края (1930 -2005гг.) Ярославль. 2005.

  9. Рязанцев Н.П. Спасти живую старину. Ярославль. 2000.

  10. Хохлов. А. Юность мужает в борьбе. Ярославль 1978.

  11. Ярославский край в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Под ред. Селиванова А.М. Ярославль. 1996.

12.Ярославский район: страницы истории. Под ред. Селиванова
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа за курс основного общего образования по историческому краеведению для 9 класса
108.32kb.
Рабочая программа основного общего образования по предмету геометрия для 7 класса. Количество часов: 68
229.59kb.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне
487.78kb.
Рабочая программа основного общего образования по предмету литература для 7 класса Количество часов: 68
458.24kb.
Управление образования администрации зато г. Североморск
393.07kb.
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 9 класса на 2013-2014 учебный год
457.41kb.
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05. 03
144.48kb.
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на использование учебника И. И. Зубаревой, А
484.44kb.
Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего( полного) общего образования»
2939.24kb.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
394.36kb.
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03
507.96kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса составлена на основе
198.97kb.