voeto.ru страница 1
скачать файл


Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Квалификация преступлений против жизни»

«Qualification of Crimes Against Life»


Язык (и) обучения русский

Трудоемкость 3 зачетных единиц

Регистрационный номер

рабочей программы:


2012 /

Cанкт - Петербург

2012
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины
1. 1 Цель изучения дисциплины: дать студентам, освоившим базовые курсы Общей и Особенной частей уголовного права, более глубокие знания по проблемным вопросам квалификации преступлений против жизни.

Результаты изучения дисциплины:

формирование у студентов знаний и представлений о проблемах, возникающих при квалификации преступлений против жизни; обучение правилам квалификации преступлений против жизни, разграничению от смежных составов преступлений; развитие умений и навыков по применению статей УК РФ; анализ сложных проблем правоприменительной практики, связанных с преступлениями против жизни; выработка аргументаций по толкованию норм уголовного закона.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Требуется освоение учебных дисциплин «Уголовное право (Общая часть)», «Уголовное право (Особенная часть)», «Криминология».
1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

ПК-1 Знает состав, структуру и тенденции правового регулирования отношений в соответствующей сфере;

ПК- 2 Знает цели, задачи и направления правового реформирования общественных отношений на современном этапе;

ПК- 3 Знает закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования;

ПК- 4 Знает состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере;

ПК- 5 Знает соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизм функционирования межотраслевых институтов;

ПК- 6 Знает методологию получения юридических знаний; философские основы формирования представлений о правовой действительности;

ПК- 7 Знает основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по специализации магистра;

ПК- 8 Умеет применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики;

ПК- 9 Умеет аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений;

ПК- 10 Умеет анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;

ПК- 11 Умеет квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии, проводить экспертизу правовых актов; объяснить действие норма права их адресатам;

ПК- 12 Умеет проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации;

ПК- 13 Умеет самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний;

ПК- 15 Владеет навыками устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах; аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике; ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом;

ПК- 16 Владеет навыками составления экспертных заключений; владеет навыками изучения правовой действительности с помощью научной методологии;


1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся
1.4.1. По результатам обучения магистр должен знать

- состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений, возникающих в связи с совершением преступлений против жизни;

- цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе;

- закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования ответственности за совершение преступлений против жизни;

- законодательство об ответственности за совершение преступлений против жизни;

- методологию получения юридических знаний о квалификации преступлений против жизни;

- основные этапы в развитии норм об ответственности за совершение преступлений против жизни
1.4.2. По результатам обучения магистр должен уметь

- применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики;

- аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений;

- анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;

- квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии;

- проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам об ответственности за совершение преступлений против жизни и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации;

- самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации о преступлениях против жизни.
1.4.3. По результатам обучения магистр должен обладать навыками

- составления письменных документов юридического содержания о квалификации преступлений против жизни;

- устных выступлений по вопросам квалификации преступлений против жизни, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике;

- ведения дискуссии по вопросам квалификации преступлений против жизни;

- изучения правовой действительности с помощью научной методологии.
1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебной работы по дисциплине

Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы:

классические лекционные методы – 6 часов; интерактивные занятия – 10 часов; семинары, включающие диспут и разбор конкретных ситуаций – 16 часов; всего аудиторных часов – 32 часа; самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя – 62 часа.

1.6. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Текущего - проверка знаний во время семинаров и интерактивных занятиях

Промежуточная аттестация – контрольная работа.

Итоговая аттестация – зачет в письменном виде.

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся


Т

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.удоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся


Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

с

минары

консультации



практические
занятия

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

в т.ч. с использованием методических материалов

текущий контрол

промежуточная


аттестация

очная форма обучения

С2

6

16




10













1

62













10

3

ИТОГО:

6

16




10













1

62













10

3

Указываются виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулям и формам обучения в таблице:

Виды, формы и сроки
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

очная форма обучения

С2

Зачет

 до 29 июня

 Контрольная работа и аттестация

 до 25 мая

 

 

 

 

 





    1. Структура и содержание учебной дисциплины


Тема 1. Понятие преступлений против жизни

Жизнь как объект уголовно-правовой охраны. Вопрос о начале и конце жизни. Система преступлений против жизни. Понятие убийства. Понятие причинной связи в уголовном праве. Основные теории причинной связи. Основные признаки причинной связи. Особенности причинной связи в преступлениях против жизни. Основные виды ошибок, допускаемых при квалификации убийств, связанных с составом преступления. Особенности уголовно-правовой охраны жизни в зарубежном законодательстве (США, Германии и др.). Уголовно-правовая охрана жизни в международно-правовых актах.



Интерактивные занятия – 2 часа. Дискуссия по темам: «Время начала и окончания уголовно-правовой охраны жизни», «Особенности причинной связи в преступлениях против жизни», разбор конкретных ситуаций, возникающих в судебной практике.

Семинар – 2 часа. Разбор казусов, касающихся причинной связи в преступлениях против жизни.

Самостоятельная работа студентов - 12 часов. Изучение рекомендованной литературы (п.п. 1 – 8, 11), сбор и изучение опубликованной судебной практики по вопросам причинной связи в преступлениях против жизни, подготовка к работе на семинаре и участию в дискуссии, письменное решение задач.

Пример задачи. Сиренко, находясь в нетрезвом состоянии, стал приглашать Жерголину пойти с ним вечером в кино. Поскольку Жерголина не согласилась, Сиренко снял с ее руки часы, и, заявив, что она получит их только в кино, ушел. Жерголина рассказала об этом Руссову и попросила его отобрать у Сиренко часы. Руссов согласился выполнить ее просьбу. Он догнал Сиренко и потребовал вернуть часы. Сиренко заявил, что часы ему не отдаст. Между ними возникла ссора, и Руссов дважды ладонью ударил Сиренко по лицу. В результате ударов у Сиренко наступило кровоизлияние в оболочки и желудочки мозга, от чего он тут же скончался. Действия Руссова судом были расценены как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч.4 ст.111 УК 1996 г.).

Проанализируйте данную судом квалификацию.


Тема 2. Вина и разграничение убийств со смежными составами преступлений

Вина. Умысел и неосторожность в преступлениях против жизни. Влияние формы и вида вины на квалификацию преступлений против жизни. Покушение на убийство. Вид и содержание умысла при покушении. Разграничение составов угрозы убийством от покушения на убийство. Отграничение причинения умышленного вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть, от убийства. Отграничение причинения умышленного тяжкого вреда здоровью, повлекшего за собой по неосторожности смерть, от неосторожного причинения смерти. Отграничение убийства, совершенного с косвенным умыслом, от неосторожного причинения смерти по легкомыслию. Отграничение неосторожного причинения смерти от невиновного лишения жизни.



Классическая лекция – 2 часа. Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Характеристика умысла и неосторожности применительно к преступлениям против жизни.

2. Понятие покушения на убийство. Отличие покушения на убийство от угрозы убийством и умышленного причинения вреда здоровью.

3. Разграничение преступлений, предусмотренных ст.ст. 105, ч. 4 ст. 111 и 109 УК РФ.

Интерактивное занятие – 2 часа. Вопросы для обсуждения на занятии: Квалификация убийств при фактических ошибках в объекте, личности, отклонении действия, причинной связи, последствиях. Дискуссия по вопросам: Понятие и виды фактических ошибок в преступлениях против жизни. Влияние фактических ошибок на квалификацию преступлений против жизни, разбор конкретных ситуаций, возникающих в судебной практике.

Семинар – 4 часа. Разбор казусов, касающихся вопросов разграничения убийств и смежных составов преступлений, а также фактических ошибок при совершении преступлений против жизни.

Самостоятельная работа – 14 часов. Изучение специальной литературы (п.п. 1, 2, 3, 10, 12); сбор и анализ опубликованной практики по рассматриваемым вопросам; письменное решение задач.

Пример задачи. Бештов в помещении клуба учинил хулиганские действия, за что был привлечен к уголовной ответственности. Ханиева и ее дочь были очевидцами преступления Бештова и давали об этом показания на предварительном следствии и в судебном заседании. Обозлившись на Ханиеву,Бештов стал преследовать ее семью. Однажды Бештов со своим родственником Куркневым пришел к дому Ханиевых и стал их оскорблять. Ханиев взял ружье, зарядил его дробью, вышел на улицу и с целью убийства Бештова выстрелил в него, но попал в подбежавшего в этот момент Куркнева, смертельно ранив его.

Проанализируйте субъективную сторону совершенного Ханиевым преступления и квалифицируйте его действия. Изменится ли квалификация действий Ханиева, если он видел, что Куркнев стоял рядом с Бештовым?


Тема 3. Квалификация убийств, предусмотренных ч. 2 ст. 105 УК РФ

Убийство двух или более лиц. Единство умысла виновного лица на лишение жизни нескольких потерпевших. Одновременность и разновременность причинения смерти нескольким потерпевшим и влияние данного обстоятельства на квалификацию действий виновного лица с учетом направленности его умысла. Мотив при посягательстве на убийство двух или более лиц. Перерастание умысла виновного лица с убийства одного на убийство двух или более лиц.

Покушение на убийство двух или более лиц. Особенности умысла виновного лица при покушении на убийство нескольких лиц. Квалификация покушения убийства двух или более лиц в зависимости от количества предполагаемых жертв и фактически наступивших последствий.

Квалификация посягательства на жизнь нескольких лиц, когда жизнь кого-либо из потерпевших охраняется специальной статьей.

Отличие убийства двух или более лиц от совокупности убийств. Основания выделения составов. Содержание, направленность и момент возникновения умысла на причинение смерти нескольким лицам при совершении рассматриваемых составов преступлений. Мотив действий виновного лица.

Отличие убийства двух или более лиц от убийства, совершенного общеопасным способом. Разграничение и совокупность данных составов преступлений. Квалификация содеянного виновным в случаях, когда опасности подвергалась: 1) жизнь двух лиц; 2) более чем двух лиц.

Разграничение убийства двух или более лиц от преступлений против жизни с привилегированными составами. Разграничение убийства двух или более лиц от детоубийства двух или более новорожденных. Убийство двух или более лиц и деяния, совершенные в состоянии необходимой обороны или при задержании преступников, а также при нарушении правомерности обстоятельств, исключающих преступность деяния.

- Убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга. Правомерное поведение потерпевшего. Близкие. Осуществление служебной деятельности. Выполнение общественного долга. Характер и направленность умысла виновного при совершении данного преступления. Отличие убийства в связи с выполнением потерпевшим общественного долга от убийства из хулиганских побуждений. Отграничение от иных убийств, совершенных в связи с осуществлением потерпевшим служебного или общественного долга. Особенности составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 277, 295, 317 УК РФ.

- Убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, сопряженное с похищением человека, совершенное при захвате заложника. Понятие “беспомощное состояние”. Спорные проблемы признания потерпевшего находящимся в беспомощном состоянии. Анализ судебной практики по квалификации убийства лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии. Общее и особенное составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 127, 126 и 206 УК РФ. Признаки объективной и субъективной стороны данных составов преступлений. Момент окончания преступлений. Отличие похищения человека от незаконного лишения свободы, а также от захвата заложника. Соотношение убийства лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, и убийства, сопряженного с похищением человека либо совершенного при захвате заложника. Квалификация похищения человека с целью убийства.

- Убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности. Особенности данного состава преступления. Понятие “заведомо для виновного”. Ошибка виновного в состоянии беременности женщины при совершении убийства и ее влияние на квалификацию содеянного.

- Убийство, совершенное с особой жестокостью. Отличие убийства, совершенного особо мучительным способом для потерпевшего от убийства, совершенного с особой жестокостью. Соотношение с особой жестокостью таких понятий как: “мучения”, “истязания”, “пытка”, “издевательство”, “садизм”.

Понятие особой жестокости. Характеристика умысла виновного лица при совершении убийства с особой жестокостью. Признаки и обстоятельства, свидетельствующие о совершении убийства с особой жестокостью. Квалификация действий виновного лица в случаях, когда он стремился причинить особые страдания потерпевшему и (или) его близким, но не смог этого сделать в силу различных причин.

Особенности способа убийства, совершенного с особой жестокостью. Множественность ранений как один из признаков особо жестокого способа убийства. Обстановка преступления, свидетельствующая о совершении убийства с особой жестокостью. Квалификация убийства, совершенного в присутствии близких потерпевшего. Иные обстоятельства, свидетельствующие о совершении убийства с особой жестокостью. Время проявления виновным особой жестокости при совершении убийства.

Соотношение убийства с особой жестокостью и истязания. Отличие убийства, совершенного с особой жестокостью, от убийства лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии. Разграничение убийства, совершаемого с особой жестокостью, от убийств, совершенных при смягчающих обстоятельствах.

- Убийство, совершенное общеопасным способом. Соотношение понятий “способ, опасный для жизни многих людей” и “общеопасный способ”. Обстоятельства, свидетельствующие о совершении убийства общеопасным способом. Средства, используемые виновным при совершении убийства общеопасным способом. Обстановка совершения преступления. Наличие реальной опасности для жизни иных, кроме потерпевшего лиц, как обязательный признак убийства, совершенного общеопасным способом. Характеристика умысла виновного лица, совершившего убийство с особой жестокостью.

Правила квалификации убийства, совершенного общеопасным способом, в зависимости от направленности умысла виновного лица и фактически наступивших последствий. Отличие от смежных составов преступлений.

- Убийство, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой. Убийство, совершенное в соучастии. Отличие от преступления, совершенного соисполнителями. Признаки убийства, совершенного группой лиц по предварительному сговору – два или более лица, предварительный сговор на совершение убийства, полное или частичное выполнение объективной стороны убийства. Перерастание умысла при избиении потерпевшего. Отличие убийства, совершенного группой лиц, от убийства, совершенного группой лиц по предварительному сговору. Субъективные и объективные признаки соисполнительства при убийстве. Сложные проблемы квалификации убийства, совершенного группой лиц по предварительному сговору. Участие двух или более лиц в убийстве нескольких потерпевших. Организованная группа лиц. Отличительные признаки организованной группы при убийстве. Особенности квалификации убийств, совершенных организованной группой.

- Убийство, предусмотренное п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Корысть как побуждение, характеризующее субъективную сторону убийства, предусмотренного п. “з” ч. 2 ст. 105 УК РФ. Время возникновения корыстного мотива. Направленность умысла виновного при совершении убийства из корыстных побуждений. Цель: 1) получения материальной выгоды для виновного или других лиц; 2) стремление избавиться от материальных затрат. Квалификация действий соучастника убийства, не стремившегося извлечь корыстную выгоду, но сознававшего, что исполнитель действует из корыстных побуждений.

Убийство по найму. Отличие от убийства из корыстных побуждений. Понятие материального или иного вознаграждения.

Квалификация действий соучастников убийства из корыстных побуждений или по найму при добровольном отказе исполнителя и при покушении на убийство.

Убийство, сопряженное с разбоем. Особенности данного состава преступления (способ – нападение, цель – завладение имуществом, время завладения имуществом – в процессе убийства или сразу же после него). Совокупность убийства, сопряженного с разбоем и разбоя, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Квалификация действий виновного лица в случае введения в организм потерпевшего #G0опасных для жизни и здоровья сильнодействующих, ядовитых или одурманивающих веществ с целью приведения его таким способом в беспомощное состояние и завладения чужим имуществом.

Отличие убийства из корыстных побуждений от убийства, сопряженного с разбоем, а также убийства из корыстных побуждений, сопряженного с кражей чужого имущества.

Убийство, сопряженное с вымогательством – убийство, совершенное в процессе вымогательства. Анализ состава вымогательства. Объективная и субъективная сторона состава вымогательства. Особенности насилия и угроз при вымогательстве. Момент окончания состава вымогательства. Отличие вымогательства от грабежа и разбоя. Отличие вымогательства от преступления, предусмотренного ст. 179 УК РФ.

Убийство, сопряженное с бандитизмом – убийство, совершенное в процессе бандитизма. Понятие, признаки и формы бандитизма. Признаки организованности, устойчивости, вооруженности, наличие двух или более соисполнителей, цель – совершение нападений на граждан или организации. Отличие бандитизма от смежных составов. Соотношение бандитизма с разбоем и незаконным оборотом оружия. Отличие соучастия в бандитизме от участия в банде или в совершаемых бандой нападениях.

Убийство из хулиганских побуждений. Отграничение убийства, совершенного из хулиганских побуждений, от иных видов убийств.

Убийство, совершенное с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, а равно сопряженное с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера. Краткая характеристика убийств, совершенных по иным мотивам.



Классическая лекция – 2 часа. Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Убийство двух или более лиц.

2. Убийство, сопряженное с иным преступлением.

3. Убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, относящихся к признакам субъективной стороны.

4. Групповое убийство.

Интерактивные занятия – 4 ч. Дискуссии по сложным проблемам квалификации убийств, совершенных при отягчающих обстоятельствах, предусмотренных п.п. «а-м» ч. 2 ст. 105 УК РФ, отграничению от смежных составов преступлений:

Отличие убийства двух или более лиц от убийства, совершенного общеопасным способом. Разграничение и совокупность данных составов преступлений. Квалификация содеянного виновным в случаях, когда опасности подвергалась: 1) жизнь двух лиц; 2) более чем двух лиц. Отличие убийства в связи с выполнением потерпевшим общественного долга от убийства из хулиганских побуждений. Отграничение от иных убийств, совершенных в связи с осуществлением потерпевшим служебного или общественного долга. Отличие убийства, совершенного с особой жестокостью, от убийства лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии. Разграничение убийства, совершаемого с особой жестокостью, от убийств, совершенных при смягчающих обстоятельствах. Отличие убийства из корыстных побуждений от убийства, сопряженного с разбоем, а также убийства из корыстных побуждений, сопряженного с кражей чужого имущества. Обсуждение иных вопросов, возникающих в судебной практике при квалификации убийств, совершенных при отягчающих обстоятельствах.



Семинары – 6 часов. Разбор казусов, касающихся сложных вопросов квалификации убийств, совершенных при отягчающих обстоятельствах.

Самостоятельная работа – 22 часа. Изучение специальной литературы (см. п.п. 1, 2, 3, 6, 817, 18, 19), сбор и анализ опубликованной практики по проблемам квалификации убийств, совершенных при отягчающих обстоятельствах, письменное решение задач.

Пример задачи. Антипов, Пилюгин и Мачишадзе обвинялись в том, что они, знакомясь в гостинице с командированными в Москву гражданами, спаивали их водкой с примесью быстродействующих наркотических веществ. После того, как потерпевшие теряли сознание, преступники овладевали их ценностями, деньгами и вещами. В результате указанных преступных действий Иванову был причинен тяжкий вред здоровью —ожог слизистой оболочки желудка, а Мамедов скончался от отравления.

Квалифицируйте содеянное Антиповым, Пилюгиным и Мачишадзе.



Тема 4. Квалификация убийств, совершенных при смягчающих обстоятельствах, а также иных преступлений против жизни

Особенности состава преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ. Отличие от убийства, предусмотренного ст. 105 УК РФ. Убийство матерью новорожденного ребенка во время или сразу же после родов. Убийство матерью новорожденного ребенка в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости. Убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации. Разграничение убийства матерью новорожденного ребенка от аборта и от оставления в опасности. Уголовно-правовая оценка убийства новорожденного при возрасте матери от 14 до 16 лет. Проблемные вопросы соучастия в убийстве матерью новорожденного ребенка.

Убийство, совершенное в состоянии аффекта. Отличительные особенности состава. Основания возникновения аффекта у обвиняемого. Противоправное или аморальное поведение потерпевшего: 1) насилие; 2) издевательство; 3) тяжкое оскорбление; 4) иные противоправные действия; 5) аморальные действия. Понятие психотравмирующей ситуации. Аффект как признак субъективной стороны состава преступления. Умысел, мотив и цель в аффектированных преступлениях. Признаки (критерии), свидетельствующие о совершении преступления в состоянии аффекта. Анализ квалифицированного вида состава убийства в состоянии аффекта. Отличие убийства в состоянии аффекта от смежных преступлений.

Убийство при превышении пределов необходимой обороны. Условия правомерности необходимой обороны, относящиеся к посягательству и относящиеся к защите. Основания возникновения права на необходимую оборону. Обстоятельства, исключающие право необходимой обороны. Наличность посягательства. Действительность посягательства. Правила квалификации при действиях, совершенных в состоянии мнимой обороны. Отличие мнимой обороны от воображаемой. Понятие превышения пределов необходимой обороны. Отличие от убийства в состоянии аффекта и при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

Причинение смерти по неосторожности. Отличие от убийства и невиновного причинения вреда. Доведение до самоубийства. Особенности субъективной стороны преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ.

Классические лекции – 2 часа. Вопросы, рассматриваемые на лекции:

Особенности и проблемы квалификации преступлений, предусмотренных ст.ст. 106, 107, 108, 109, 110 УК РФ.



Интерактивные занятия – 2 часа. Вопросы для обсуждения:

Разграничение убийства матерью новорожденного ребенка от аборта и от оставления в опасности. Уголовно-правовая оценка убийства новорожденного при возрасте матери от 14 до 16 лет. Проблемные вопросы соучастия в убийстве матерью новорожденного ребенка. Отличие убийства в состоянии аффекта от смежных преступлений. Понятие превышения пределов необходимой обороны. Отличие от убийства в состоянии аффекта и при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. Обсуждение докладов, посвященных проблеме уголовной ответственности врачей за совершение преступлений против жизни, а также причинения смерти во время участия в спортивных соревнованиях.



Семинары – 4 часа. Разбор казусов, касающихся сложных вопросов квалификации преступлений против жизни, предусмотренных ст.ст. 106, 107, 108, 109 и 110 УК РФ.

Самостоятельная работа – 14 часов. Изучение специальной литературы (см. п.п. 1, 2, 3, 6, 7, 15 и др.); сбор и анализ опубликованной практики по рассматриваемым вопросам; письменное решение задач.

Пример задачи. Пьяный Добровольский около 12 часов ночи по ошибке влез через окно в дом Сергеева, полагая, что это дом его знакомой Шиловой. Сергеев, также находившийся в нетрезвом состоянии, принял Добровольского за вора. Свалив Добровольского на пол, Сергеев ударил его по голове деревянной подставкой для цветов. В результате полученных повреждений Добровольский скончался.

Содержится ли в действиях Сергеева состав преступления, если да, то какого? Изменится ли юридическая оценка действий Сергеева, если: 1. Будет установлено, что было достаточно светло, и он мог узнать своего соседа Добровольского, но поторопился нанести удар; 2. Узнать Добровольского Сергеев не мог ввиду темноты, но он нанес два удара по голове подставкой для цветов, причем второй, смертельный удар, после того, как Добровольский упал от первого и попытки подняться не делал.


Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины
2.1. Методическое обеспечение учебной дисциплины
2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы включает Рабочую программу учебной дисциплины
2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов:

- Перечень рекомендованной литературы;

- Бюллетень Верховного Суда РФ;

- Информационно-правовые базы данных «Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс».

- Сайт Верховного Суда РФ, а также сайты областных и краевых судов.
Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется:

Проверка письменных заданий по темам – 48 часа;

Консультирование по вопросам выполнения письменных заданий – 14 часов.
2.1.3. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (контрольно-измерительные материалы)
- Методика приема зачета:

Зачет принимается в письменной форме. Письменная работа предполагает два раздела.



Раздел 1. 5 вопросов, относящихся к юридическому анализу признаков отдельных составов преступлений против жизни, а также разграничению смежных составов преступлений.

Критерии оценки выполнения задания раздела № 1.

Максимальное количество возможных баллов составляет 50. Полный, правильный ответ на каждый вопрос дает 10 баллов. Если при ответе допущены отдельные ошибки частного характера или неточности – ответ оценивается в 5 баллов. Неправильный, недостаточно полный или аргументированный ответ баллов не приносит.



Раздел № 2. Решение задачи.

Критерии оценки выполнения задания раздела № 2.

50 баллов – полный, правильный ответ;

40 баллов – решение верное и аргументированное, допущены одна – две неточности, не носящие принципиального характера;

30 баллов – ответ правильный, но неполный, допущены пробелы в аргументации;

20 баллов – при решении допущены неточности; неполно проанализирована ситуация; правильное решение при отсутствии убедительной аргументации;

10 баллов – при решении допущена ошибка или ошибки, позволяющие, однако, считать, что задача решена;

0 баллов - решение неверное.

Итоговая оценка определяется суммой баллов. Получение более 50 баллов дает основания для зачета.
Пример задания по дисциплине «Квалификация преступлений против жизни»

Раздел 1. Вопросы, относящиеся к юридическому анализу отдельных составов преступлений

1.1. Дайте характеристику субъективной стороны убийства, совершаемого общеопасным способом.

1.2. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст. 106 УК РФ и в каких случаях?

1.3. Раскройте понятие «убийство, совершенное из корыстных побуждений».

1.4. Каковы особенности состава убийства, сопряженного с иными преступлениями.

1.5. Покажите отличие убийства двух или более лиц от совокупности убийств.

Раздел 2. Решение задачи

Абрамову и Грачеву понадобилось оружие для вооруженных нападений на квартиры граждан. С этой целью они ночью напали на сотрудника милиции Павлова, убили его и забрали пистолет с семью боевыми патронами. Осуществить свои дальнейшие замыслы виновные не смогли, так как были арестованы.

Как квалифицировать действия Абрамова и Грачева?


2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины
2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины
От лиц, допущенных к преподаванию дисциплины, требуется знание доктрины уголовного права, а также проблем правоприменительной практики, наличие публикаций по преподаваемой дисциплине, опыта практической и (или) преподавательской деятельности, ученой степени и ученого звания.
2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом
Для преподавания настоящей учебной дисциплины не требуется вспомогательный персонал
2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

Не предусмотрены


2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий:

В целях подготовленности аудиторий к проведению занятий по настоящей учебной дисциплине требуются стандартно оборудованные лекционные аудитории (доска, фломастеры для доски), мультимедийное оборудование и компьютерные классы с выходом в Интернет.


2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования:
 Программно-технические средства для показа презентаций.
 2.3.3. Требования к специализированному оборудованию:
Специализированное оборудование для аудиторных занятий по настоящей учебной дисциплине не требуется.
2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению:
Не требуется.
 2.3.5. Требования к перечню и объему расходных материалов:
  Стандартные требования к перечню и объему расходных материалов.
2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины

Общая справочная и учебно-методическая литература – перечень рекомендованной литературы, нормативных актов и судебных решений размещен на сайте юридического факультета.


2.4.1. Обязательная литература

1. Бабий Н. А. Квалификация убийств. Минск: «Тесей», 2009. – 602 с.

2. Борзенков Г. Н. Преступления против жизни и здоровья: закон и правоприменительная практика. М., 2009. -255 с.

3. Бородин С. В. Преступления против жизни. СПб, 2003. – 465 с.

4. Козаченко И. Я. Проблемы причины и причинной связи в институтах Общей и Особенной частей отечественного уголовного права. СПб. : Юрид. центр Пресс , 2003 - 789 с.

5. Малинин В. Б. Причинная связь в уголовном праве / В. Б. Малинин .- СПб. : Юрид. центр Пресс , 2000 - 315 с.

6. Побегайло Э.Ф. Избранные труды. СПб, 2008.

7. Попов А.Н. Преступления против личности при смягчающих обстоятельствах. СПб, 2001. – 463 с.

8. Попов А.Н. Убийства при отягчающих обстоятельствах. СПб, 2003. – 896 с.

9. Рарог А. И. Квалификация преступлений по субъективным признакам.- СПб. : Юрид. центр пресс , 2003. - 279 с.

10. Якушин В. А.. Субъективное вменение и его значение в уголовном праве. Тольятти , 1998 - 290 с.
2.4.2. Дополнительная литература

11. Андреева Л. А. Влияние причинно-следственных связей на квалификацию преступлений против жизни и здоровья. Л., 1983 г.

12. Андреева Л. А. Значение установления субъективной стороны для квалификации преступлений против личности. Л., 1980.

13. Андреева Л. А. Квалификация убийств, совершенных при отягчающих обстоятельствах. Санкт- Петербург, 1998.

14. Андреева Л. А., Новик В. В. Доказывание направленности умысла виновного по делам об умышленных убийствах. Л., 1988.

15. Андреева Л. А., Рогачевский Л. А. Расследование убийств и тяжких телесных повреждений, совершенных в состоянии сильного душевного волнения. Л., 1988.

16. Грубова Е. И. Убийство матерью новорожденного ребенка: проблемы ответственности в российском и зарубежном уголовном праве. Нижний Новгород, 2009.

17. Капинус О. С. Убийства: мотивы и цели. М., 2004.

18. Краев Д.Ю. Проблемы уголовной ответственности за убийства, сопряженные с иными преступлениями. М., 2009.

19. Плаксина Т.А. Социальные основания квалифицирующих убийство обстоятельств и их юридическое выражение в признаках состава преступления. Барнаул, 2006.

20. Попов А.Н. Преступление, совершенное в состоянии аффекта (ст.ст. 107, 113 УК РФ). СПб, 2004.

21. Сташис В.В., Бажанов М.И. Личность под охраной уголовного закона. Симферополь. 1996.

22. Тишкевич И.С. Квалификация преступлений против жизни. Минск, 1991.

23. Чечель Г.И. Жестокий способ совершения преступлений против личности: Уголовно-правовое и криминологическое исследование. Ставрополь, 1992.


Раздел 3. Процедура разработки и утверждения рабочей программы учебной дисциплины


Фамилия, имя, отчество

Ученая степень

Ученое звание

Должность

Контактная информация (служебный адрес электронной почты, служебный телефон)

Попов Александр Николаевич

д.ю.н.

профессор

Профессор кафедры уголовного права

329-28-27















В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:



Первый уровень

(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)



Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола

Уголовного права

12 марта 2012 г.

9










Второй уровень

(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)



Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа










Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины



Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа



















Утверждение рабочей программы учебной дисциплины



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

Ученый совет Юридического факультета СПбГУ

21.06.2012

№ 8

Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа




















скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «Квалификация преступлений против жизни»
291.95kb.
Рабочая программа учебной дисциплины история
171.78kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Оренбург 2009 ббк г обсуждена на заседании кафедры
410.39kb.
К рабочим программам начального общего образования (гос 2004)
81.6kb.
3 Организационно методический раздел Рабочая программа учебной дисциплины «Философия» Цели учебного курса
871.26kb.
Составитель рабочей программы учебной дисциплины: доцент, к и. н., доцент кафедры Комбарова Л. А., Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории и социально-гуманитарных наук
625.05kb.
Рабочая программа по новейшей истории в 9 классе на 2013-2014 учебный год
279.84kb.
Рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр» ) Красноярск 2012
358.31kb.
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе на 2013-2014 учебный год г. Киров 2013г
415.55kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
623.9kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
179.65kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
608.3kb.