voeto.ru страница 1страница 2
скачать файл



Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Программы общего образования по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др).

Программа рассчитана на 2 ч. в неделю (68 часов), из них уроков развития речи -15 часов, контрольных работ – 7 часов.

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей основной школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические

сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи. Делая попытку найти пути решения указанных проблем, нельзя не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы развивающего образования.

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной,



языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с

этими видами компетенций выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами



предмета Русский язык.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

– Формирование у учащихся языковой интуиции.

– Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью

обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.



Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.

– Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении. Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.

– Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение

грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).

– Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов

разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

– Овладение продуктивными навыками и умениями различных

видов устной и письменной речи.

– Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.

Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых - лингвистах.

Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе

культурологический и воспитательный потенциал русского языка,

показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.

В 9-м классе изучается курс синтаксиса русского языка.

Материал излагается линейно и линейно-ступенчато.

Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность. Основные понятия – языковая система и ее реализация в речи.

Орфография и морфология изучаются рассредоточенно.

В 9-м классе осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.

Значительное место в программе для 9 класса занимает подготовка к ГИА выпускников общей школы.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны уметь:

производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных

предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;

по связной речи: заменять сложные предложения простыми

осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях; писать изложение с дополнительным заданием с использованием разных типов речи; писать изложение с элементами сочинения с использованием разных типов речи;

создавать тексты всех стилей и типов речи, писать доклад на тему школьной программы, составлять тезисы, конспект; писать рецензию, реферат; читать тексты разных стилей и жанров изучающим и ознакомительным чтением; производить полный анализ текста;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; правильно писать изученные в 5–9_м классах слова с непроверяемыми орфограммами; производить орфографический разбор слов;

по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;

классифицировать знаки препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения.

Критерии оценивания.

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1)полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2)обнаруживает понимание материала, может обосновать свой суждения, применять знание на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1)излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2)не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.



Оценка диктантов.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2-х орфографических и 2-х пунктуационных ошибок, или 4-х пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3-х орфографических, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4-х орфографических и 4-х пунктуационных ошибках, или 3-х орфографических и 5 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибках при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при пяти орфографических ошибках и 4-х пунктуационных ошибках.

Оценка «3» может быть поставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».



При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил не менее3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка сочинений и изложений

Изложения и сочинения в 9 классе проверяются по той же схеме, что и во время государственной итоговой аттестации выпускников основной школы. Это позволит учителю и учащимся вести учет типичных ошибок и недочетов на протяжении всего учебного курса 9 класса, а значит предотвратить их на экзамене.



Часть 1 (С1) - задание с развёрнутым ответом (сжатое изложение).

Умения учащихся:

  • верно понимать и передавать основную мысль исходного текста;

  • правильно выделять макро- и микротемы;

  • подробно, логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста в соответствии с его речевыми особенностями, соблюдая речевую норму;

  • строить высказывание, учитывая ведущий тип речи и элементы других типов;

  • выдержать в работе стилистическое единство.

Критерии оценивания ИЗЛОЖЕНИЯ

ИК1 Содержание изложения

  • Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы - 2 балла

ИК 2 Сжатие исходного текста

  • Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста - 3 балла

ИК 3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – 2 балла

Максимальное количество баллов за изложение

(ИК1 – ИК3) - 7.

При оценке грамотности (И1 – И3) следует учитывать объём изложения - не менее 90 слов.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1)

С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления. 2 балла



С1К2 Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления. 2 балла



С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения мыслей 2 балла

С1К4 Композиционная стройность работы 1 балл

Максимальное количество баллов за сочинение (С1К1 – С1К4) - 7.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2)

С2К1 Понимание смысла фрагмента текста 2 балла

С2К2 Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. 2 балла



С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения мыслей 2 балла

С1К4 Композиционная стройность работы 1 балл

Максимальное количество баллов за сочинение (С1К1 – С1К4) - 7.

Критерии оценки грамотности учащегося

ГК 1. Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки. 2 балла



ГК 2. Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. 2 балла



ГК3. Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка. 2 балла



ГК4. Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. 2 балла



ФК1 Фактическая точность сочинения-рассуждения

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет. 2 балла



Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям

ГК1 – ГК 4, ФК1 - 10.

При оценке грамотности (Г1 – Г4) следует учитывать объём изложения и изложения, суммарный объём которых должен составлять 140 (90 + 50) – 290 слов.

Отметка по 5-балльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичный балл

0 - 20

21 - 30

31 - 38, из них не менее 4 баллов по критериям ГК1 – ГК4

39 - 44, из них не менее 6 баллов по критериям ГК1 – ГК4
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Программы общего образования по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов
576.7kb.
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 9 класса на 2013-2014 учебный год
457.41kb.
Рабочая программа основного общего образования по предмету геометрия для 7 класса. Количество часов: 68
229.59kb.
Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса составлена на основе следующих нормативно- правовых документов
70.78kb.
Управление образования администрации зато г. Североморск
393.07kb.
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования на базовом уровне
214.56kb.
Программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
32.48kb.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
202.08kb.
Рабочая программа по литературному чтению построена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования 2004 год, на основе примерных программ начального общего образования 2004 год
1706.94kb.
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа
10.21kb.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
394.36kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе
473.84kb.