voeto.ru страница 1страница 2
скачать файл
Пояснительная записка.

Рабочая программа по Литературе 9 кл разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника: Литература. Начальный курс. 9 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.



Рабочая программа рассчитана на 105 часов по 3 часа в неделю

Учебных недель 35 Всего 105 часа.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.



Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.



Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.
Программа предусматривает работу по развитию речи:




п/п

Содержание

Кол-во часов




Подготовка к сочинению по поэме «Слово о полку Игореве»

1




Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

1




Контрольное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

2




Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

2




Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1


Обоснованность программы
9 класс - это этап литературного образования, который можно считать переходным, так как именно в этот период формируется представление об основах историко-литературного процесса. 9 класс готовит учеников к историко-литературному курсу старших классов. Теория литературы в 9 классе помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Усложняются понятия о структуре произведения, о стихотворной речи, о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле.

Не случайно при множествах проблем, общих для преподавания в средней школе, возникает одна особо важная: как привить любовь к чтению, как помочь осознать значимость литературы в обществе? Ведь, как справедливо отметил В.Г. Белинский, «кто читает что-нибудь, уже гораздо выше того, кто ничего не читает». Учащиеся испытывают затруднения в определении тематики произведения, комплекса проблем, рассматриваемых в нем, системы авторских оценок и представлений об идеале, роли языковых средств выразительности, что в итоге приводит к неполному восприятию художественного текста. Ученики затрудняются в выявлении «сквозных тем», конструктивных проблем русской литературы, не научены рассматривать их в контексте мировой культуры. Обучение их этому позволит сформировать представления о непрерывности литературного процесса, способствует осознанию нравственных ценностей; таких, как справедливость, честь, совесть, доброта, любовь, дружба, патриотизм в качестве главных приоритетов культурного человека. В этой связи особо важное значение в курсе преподавания литературы является формирование читательской компетенции. Согласно государственному стандарту по литературе, под читательской компетенцией понимается формирование у учащихся потребности в чтении художественной литературы, широкого культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, развитие познавательной, информационной, коммуникативной компетенции. Кроме того, особо значимым в условиях существования Единого Государственного Экзамена является формирование у ребенка представлений не только о фабуле произведения, но и о других его компонентах (проблема, идея, система авторских оценок, комплекс средств художественной выразительности, пейзаж, портрет, интерьер и др.).




Формы организации учебного процесса

1. Работа в группах сменного состава;

2. КСО (коллективный способ обучения);

3. Работа в разноуровневых группах;

4. Фронтальные беседы;

5. Исследовательские работы:

Эти методы работы соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении.
Основные теоретико-литературные понятия


  • Художественная литература как искусство слова.

  • Контекст: литературный контекст, биографический контекст, исторический контекст, культурологический контекст.

  • Художественный образ.

  • Фольклор. Жанры фольклора.

  • Литературные роды и жанры.

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой, художественное время и пространство (хронотоп), изображенный мир, интерьер, функции интерьера (обозначение места и времени действия, средство создания образа человека, форма присутствия автора, средство создания образа эпохи).

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха. Гипербола. Аллегория. Синтаксические фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание, пропуск, инверсия, анафора, эпифора, градация, парцелляция, умолчание.

  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа рассчитана на 105 часов по 3 часа в неделю Учебных недель 35 Всего 105 часа
602.37kb.
Заместитель руководителя по увр мкоу сош п
528.76kb.
Директор школы В. И. Глушкова
521.25kb.
Программа по направлению «Органическая химия» 10 класс 68 часов, 2 часа в неделю
324.91kb.
Пояснительная записка к курсу «Технология»
347.2kb.
«Основы языка Pascal» для учащихся 10 и 11 классов старшей школы. Курс рассчитан на 102 часа, в течение двух учебных лет: 10 класс по 2 часа в неделю
267.75kb.
Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10А класса, 3 часа в неделю, всего 102 часа
35.82kb.
Рабочая программа по дисциплине
17.34kb.
Программа рассчитана на 136 часов, по 2 часа в неделю в каждом классе
69.18kb.
Рабочая программа по предмету «математика»
459.86kb.
Согласно Учебного плана школы рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, в год 70 часов
400.1kb.
Пояснительная записка к курсу «Изобразительное искусство»
213.35kb.