voeto.ru страница 1
скачать файл


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей»

УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО


Директор МКОУ Зам. директора по учебно-

«Кировский лицей» воспитательной работе



Г. И.Ильина Е. В. Папорова

2. 09. 13 30.08.13

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ


в 9 классе на 2013-2014 учебный год

Составила:

учитель истории

МКОУ «Кировский лицей»

Винокурова Т. Ю.

г. Киров 2013


Рабочая программа учебной дисциплины «Новейшая история зарубежных стран. 20- начало 21 в.» 9 класс составлена на основании:

1. Федерального компонента Госу­дарственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089. Стандарт опубликован в издании «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть1. Начальное общее образование. Основное общее образование.» (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004) .

2. Федерального базисного учебного плана 2004г.

3.«Программы общеобразовательного учреждения по новейшей истории», для 9 класса. Авторы: А. О. Сороко-Цюпа, О. Ю. Стрелова, М., «Просвещение», 2007.


Составила:

Винокурова Татьяна Юрьевна, учитель истории муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кировский лицей».

Рабочая программа рассмотрена и принята на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы, иностранного языка, общественных дисциплин


Протокол № 1 от 27.08.13

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.



  1. Пояснительная записка 4




  1. Структура и содержание учебной дисциплины 6




  1. Календарно-тематическое планирование 14




  1. Информационное обеспечение обучения 15




  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основании:

1. Федерального компонента Госу­дарственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089. Стандарт опубликован в издании «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть1. Начальное общее образование. Основное общее образование.» (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004) .

2. Федерального базисного учебного плана 2004г.

3.«Программы общеобразовательного учреждения по новейшей истории», для 9 класса. Авторы: А. О. Сороко-Цюпа, О. Ю. Стрелова, М., «Просвещение», 2007.

Реализация рабочей программы осуществляется по учебнику «Новейшая история зарубежных стран» 9 класс. Авторы: О. С. Сорока-Цюпа, А. О. Сорока-Цюпа, М., Просвещение, 2010.
Основные цели курса:


  • воспитание гражданственности, национальной идентичности;

  • развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

  • формирование у обучающихся знаний проявления заботы о людях, культуре;

  • обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.  

В результате изучения истории обучающийся должен



знать:

  • основные этапы и ключевые события истории XX века зарубежных стран и выдающихся деятелей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • определять последовательность и длительность важнейших событий новейшей истории;

  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • уметь анализировать исторические явления, процессы факты; группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям новейшей истории в XX веке, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения для понимания причин событий и явлений современной жизни;

Количество часов: всего – 34 (из расчета 1 учебный час в неделю).



Примечание. Годовой календарный учебный график на 2013-2014 учебный год в МКОУ «Кировский лицей» в 9 классе включает 34 учебных недели, а программа рассчитана на 35 часов, поэтому в календарно-тематическом планировании сокращен 1 час ( Тема 3. «Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX в.» с 3 часов сокращена до 2 часов.)

Структура и содержание учебной дисциплины



Введение. Новейшая история как историческая эпоха (I ч)
Периодизация новейшей истории XX — начало XXI в. и особен­ности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи XX столетия. [Образ XX в. в воспоминаниях его современников.] Достижения и проблемы XX в., определяющие историю человече­ства в новом тысячелетии.
т*

РАЗДЕЛ I. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ.

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX в. (22ч.)

Тема I. Страны Европы и США в 1900—1918 гг.

Первая мировая война (6 ч)

Мир в начале XX в.— предпосылки глобальных конфликтов. Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. [Техни­ческие изобретения, изменившие жизнь людей в передовых стра­нах Европы и США.] Вторая промышленно-технологическая ре­волюция как основа важнейших перемен в экономическом развитии ведущих стран Европы и США. Индустриальное общест­во в начале XX в.: главные векторы исторического развития н чер­ты социальной жизни. Страны мира в новую индустриальную эпо­ху: лидеры и догоняющие Особенности модернизации в начале XX в. Усиление регулирующей роли государства в экономике. Причины и формы вмешательства государства в экономическую жизнь в на­чале XX в. Социальный реформизм как один из основных элемен­тов государственной политики индустриально развитых стран. [Со­циальные реформы в ведущих странах Европы и США в конце XIX — начале XX в.] Социальные реформы и милитаризация как два альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами экономического потенциала в первой трети XX в. [Быт и образ жизни европейцев и североамериканцев в условиях массо­вого промышленного производства.]

Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его последствия. [Причины прорыва США в экономи­ческом развитии. Факторы экономического роста в Германии, эко­номической стабильности в Великобритании и экономического отставания во Франции, Италии и Австро-Венгрии.] Неравно­мерность экономического развития как характерная черта эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индуст­риальными странами.

Основные направления демократизации социально-политичес­кой жизни в начале XX в. Политические партии и главные идео­логические направления партийной борьбы: консерватизм, либера­лизм, социализм, марксизм. [Религиозные и националистические партии и движения.] Социалистическое движение в начале XX в.: внутренние разногласия, эволюция социал-демократии в сторону социал-реформизма. Либералы у власти. [Особенности политичес­кого развития в Европе и США в начале XX в.] Рабочее движение в новую индустриальную эпоху. [Политики-профессионалы: Ллойд Джордж, Вудро Вильсон, Жорж Клемансо и др.)

Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно- политических союзов. Раскол великих держав на два противобор­ствующих блока — Тройственный союз и Антанту. Гонка вооруже­ний. [Локальные конфликты конца XIX — начала XX в. как предвестники «Великой войны».] Рост националистических настро­ений в европейском обществе.

Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. [Гаврило Принцип.] Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой вой­ны. [Важнейшие битвы и военные операции 1914—1918 гг. на Западном фронте. Война на море. Дипломатия в ходе войны.| Изме­нение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Человек и общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разру­шений: Первая мировая война как самая кровавая и разрушитель­ная за всю историю человечества. [Морально-психологические по­следствия войны.].

Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. [Программа « 14 пунктов» В. Вильсона как проект по­слевоенного мирного урегулирования.] Новая карта Европы по Вер­сальскому мирному договору. [Другие договоры бывших противни­ков и союзников.] Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. [Устав Лиги Наций.] Вашингтонская конференция (1921 —1922 гг.), договоры колониальных держав. Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее про­тиворечия . Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений.
Тема 2. Версальско-Вашингтонская система в действии (10 ч)
Социальные последствия Первой мировой войны. [«Потерянное поколение».] Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни (всеобщее избирательное право). [Участие широких масс в политике как развитие демократии и как угроза во­влечения масс в реакционные, стихийные движения.] Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал-демократии в политической системе.[Рабочие и социал-демократические партии — путь от оппозиции до формирования прави­тельства.] Раскол в рабочем и социалистическом движении: образование леворадикальных сил — коммунистических партий. [Создание Коммунистического Интернационала (1919 г.) и его роль в международной политике в 1920-е гг.] Активизация праворади­кальных сил — образование и расширение влияния фашистских партий. Революции, распад империй и образование новых госу­дарств как политический результат Первой мировой войны. [Рево­люции в Германии, Австрии и Венгрии: общее и особенное. Меж­дународная роль Октябрьской (1917 г.) революции ]

Развитие международных отношений в 1920-е гг. [Генуэзская (1922 г.) международная конференция. Советско-германские переговоры в Рапалло (1922 г.), их экономические и политические по­следствия.] Эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг. [Локарнские договоры (1928 г.). Пакт Бриана—Келлога (1928 г.).]

Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гт. Эко­номический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Евро­пе. План Дауэса и перемещение экономического центра капита­листического мира в США. Эпоха зрелого индустриального обще­ства. (Культ наживы на фоне экономического подъема в США и «закат Европы» как мироощущение европейцев первого после­военного десятилетия. Кумиры и символы 1920-х гг.]

Причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его мас­штабы. Великая депрессия: социально-психологические последст­вия мирового экономического кризиса. [Человек и общество в ус­ловиях мирового экономического кризиса.] Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пу­ти выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель — социальные реформы и государственное регулирование. | Неолиберализм и кейнсианст во — идеология и практика государственного регулирования эконо­мики.] Тоталитарный и авторитарный режимы, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторита­ризма в 20—30-е гг. XX в.

Особенности экономического кризиса в США. Кризис традици­онного либерализма. [Е Гувер и его политика в годы Великой де­прессии.] Ф.Рузвельт—политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные при­оритеты. Начало социально-ориентированного этапа развития со­временного капиталистического государства как главный историче­ский итог «нового курса» Ф. Рузвельта. [Реакция американского общества на «новый курс» и отношение к Ф. Рузвельту как к го­сударственному деятелю.] Внешняя политика США в 1930-е гг.

Особенности экономического кризиса 1929—1933 гг. в Вели­кобритании и Франции. Британская и французская модели борь­бы с экономическим кризисом и социальными проблемами. [Н. Чемберлен и его политический курс на оздоровление экономики­

Великобритании.] Внешняя политика Великобритании в 1930-е гг. Народный фронт (1936—1939 гг.) во Франции. [Л. Блюм.] Исто­рическое значение либерально-демократической модели преодоле­ния кризисных явлений в экономике и социальной сфере.

Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в стра­нах Европы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации внешней экспансии. Италия в 1920—1930-е гг. Политические и социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. |Б. Муссолини.] Особенности итальянского фашизма.

Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая не­стабильность и обострение социальных проблем в условиях миро­вого экономического кризиса. Нацистская партия на пути к влас­ти. [А. Гитлер и его сообщники. «Пивной путч».] Идеология национал-социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима (1933 — 1939 гг.). Роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности гер­манского фашизма. [Немецкое общество в эпоху Третьего рейха.] Внешняя политика Германии в 1930-е гг.

Испания в годы мирового экономического кризиса. Революция 1931 г. и свержение монархии. Глубокий раскол в испанском об­ществе: левый и правый лагерь. Непримиримые противоречия сре­ди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936—1939 гг.). [Испанская республика и советский опыт. Ин­тернациональные бригады добровольцев.] Предпосылки образова­ния военно-авторитарной диктатуры. [Франко.] Особенности испан­ского фашизма.

Международное положение СССР в !930-е гг.— конец эры пацифизма. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Япо­нии в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны веду­щих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно- политический блок Берлин — Рим — Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор (1938 г.). Советско-германские договоры (1939 г.) и секретные со­глашения к ним. [Дискуссии историков о роли тайных соглашений в истории Второй мировой войны и о политике СССР накануне войны. | Провал идеи коллективной безопасности.
Тема 3. Страны Азии и Латинской Америки в первой половине XX в. (3 ч)
Географические и политические параметры понятия «Восток». Положение в странах Востока в первой половине XX в. Культурно-цивилизационные особенности и проблемы модернизации в ус­ловиях формирования единого мирового хозяйства. Способы осу­ществления модернизации: реформы или революции. [Синьхайская революция (1911 —1912 гг.) в Китае.] [Кемалистская революция (1918—1923 гг.) в Турции.] Проблема синтеза традиций и модер­низации в странах Востока. Возможные пути модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии.

|Социально-экономическое и политическое развитие Японии в первой половине XX в.— путь реформ. Своеобразие японской модернизации. «Японский дух, европейское знание». Внешняя по­литика Японии — пять войн за полвека.]

| Реформы и революции в истории Китая в первой половине XX в. «Сто дней реформ» и полвека на две революции и две граждан­ские войны. Сунь Ятсен и Чан Кайши в борьбе за объединение страны и ее модернизацию. Гражданская война (1928—1937 гг.) в Китае. Советское движение и причины его поражения. Агрессия Японии в Северном Китае. Японо-китайская война 1937—1945 гг.]

| Индия — британская колония в первой половине XX в. Уме­ренное и радикальное общественно-политические течения в Индии. М. Ганди и его учение. Кампании ненасильственного сопротивления и их значение в ликвидации колониального режима.]

Культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Особенности социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в первой половине XX в. Фак­торы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в стра­нах Латинской Америки. [Мексиканская революция 1910—1917 гг. и развитие Мексики в первой половине XX в. как пример эволю­ционной модели модернизации.] [Кубинская революция 1933 — 1934 гг. и ее итоги. Пример характерных для Латинской Америки смены циклов: революция — реформы —диктатура — революция.]
Тема 4. Вторая мировая война и ее уроки (3 ч)
Причины и характер Второй мировой войны (1939—1945 гг.)

Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Основные воен­ные операции в 1939—июне 1941 г. [Основные направления внешней политики СССР на начальном этапе

Второй мировой вой­ны и их результаты.] Подготовка Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 — 1944 гг.

Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Гено­цид. [Холокост] Движение Сопротивления и его герои.

Создание антигитлеровской коалиции и ее роль в разгроме фа­шизма. Проблема открытия второго фронта. Конференции глав го­сударств-участников антигитлеровской коалиции (Тегеран. 1943 г.; Ялта и Потсдам. 1945 г.), решения о координации военных дейст­вий и послевоенном устройстве мира. [Ф. Рузвельт. У. Черчилль, И. Сталин, Г. Жуков, Д. Эйзенхауэр.]

Особенности заключительного этапа Второй мировой войны ( 1944—1945 гг.). Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом океане (1944 г.) и разгром Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии. [Атом­ные бомбардировки США городов Японии (1945 г.): их цели и ре­зультаты.] Итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для человечества.

Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в ми­ре во второй половине 1940-х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Мирное урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух германских госу­дарств. [Договор с Австрией.] Сепаратный договор с Японией. [Про­блема заключения мирного договора между СССР и Японией.] Об­разование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский (1945—1946 гг.) процесс над главными военными преступниками. Преступления против человечности. [Токийский процесс (1946—1948 гг.) над главными японскими военными преступниками.]
РАЗДЕЛ II. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX в. (12 ч)
Тема 5. Мир во второй половине XX в.: основные тенденции развития (5 ч)
Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюс­ный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. [Преследование инакомыслящих. Маккартизм.] «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических бло­ков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдер­жав — СССР и США. Ядерное оружие — равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения. [Ло­кальные конфликты, их особенности, способы разрешения и роль сверхдержав.)

Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1945—1970-е гг. Стаби­лизация международной валютной системы. [Бретон-Вудские согла­шения] Либерализация мировой торговли. [Создание ГАТТ, затем ВТО.| Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением ча­стнопредпринимательской инициативы. [ Неокейнсианство — массо­вому производству должно соответствовать массовое потребление ! Государство благосостояния, его основные характеристики. Проти­воречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зре­лого индустриального общества, ее атрибуты и символы.

Причины экономического кризиса 1974—1975 гг. и 1980 — 1982 гг. Новый этап научно-технической революции. Предпосылки перехода к постиндустриальному (информационному) обществу, его важнейшие признаки. Изменения в структуре занятости. Инфор­мация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе. [Ценности постиндуст­риального (информационного) общества. Три этапа социально-эко­номической политики ведущих капиталистических стран Запада в 1970—1990-е гг.: либерально-реформистский, социал-реформист­ский, консервативно-реформистский. Противоречия социально-эко­номического развития современных стран в конце XX — начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех центров современ­ной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония).

Главные идейно-политические направления партийной борьбы во второй половине XX в.: консерватизм, либерализм, а также со­циалистическое и коммунистическое течения. Изменения в партий­но-политической расстановке сил в странах Запада во второй по­ловине XX в. Появление в лагере консервативных сил христианско-демократических партий. Подъем и крах коммунисти­ческих партий и международного коммунистического движения. По­следовательное увеличение влияния социал-демократов и переход на платформу умеренного реформизма,, [«Декларация принципов» об основных целях деятельности и ценностях социалистических и социал-демократических партий.) [Международное профсоюзное движение.] Факторы возрождения правых экстремистских группи­ровок и партий во второй половине XX в. Неофашизм. Крайности современных националистических .движений. Демократизация как вектор исторического развития во второй половине XX — начале XXI в.



Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй половине XX — начале XXI в. Новые социальные движения в мире: антивоенное движе­ние, новое левое движение молодежи и студентов, экологические, феминистское и этнические движения, культурные связи, группы взаимопомощи и др. Процесс формирования гражданского обще­ства и отражение в нем противоречий перехода к постиндустри­альному обществу. Новые социальные движения как движения гражданских инициатив («Врачи без границ», «Гринпис».)
Тема 6. Страны и регионы мира во второй половине XX в.: единство и многообразие (4 ч)
США. Предпосылки превращения США в центр мировой поли­тики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутрен­ней и внешней политики США в 1945—1990-е гг. Отражение в по­литической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США — сверхдер­жава в конце XX — начале XXI в. [США в эпоху президентов Д. Эйзенхауэра, Дж. Кеннеди, Р. Никсона, Р. Рейгана, Б. Клинтона, Дж. Буша-младшего.|

Великобритания. «Политический маятник» 1950—1990-х гг.: лейбористы и консерваторы у власти. Социально-экономическое раз­витие Великобритании. М. Тэтчер — «консервативная революция». Э. Блэр — политика «третьего пути». Эволюция лейбористской пар­тии. [Северная Ирландия на пути к урегулированию. Расширение са­моуправления — «деволюция». Конституционная реформа.] Приори­теты внешней политики Великобритании. [М. Тэтчер, Э. Блэр.]

Франция. Социально-экономическая и политическая история Франции во второй половине XX в. От многопартийности к режи­му личной власти генерала де Голля. Идея «величия Франции» де Голля и ее реализация. Социальные волнения 1968 г. и отставка генерала. [Либеральный курс В. Жискар Д'Эстена.] Попытка «ле­вого эксперимента» в начале 1980-х гг. Практика сосуществования левых и правых сил у власти — опыт Ф. Миттеран;] и Ж. Ширака. Внешняя политика Франции. Париж — инициатор европейской интеграции. [Шарль де Голль, Франсуа Миттеран, Жак Ширак.|

Италия. Провозглашение республики. Политическая нестабиль­ность как особенность итальянской партийно-политической систе­мы во второй половине XX в. Реформа избирательной системы. | Мафия и коррупция. Операция «чистые руки». | Развал прежних партий и формирование двух блоков: правых и левых сил. Особен­ности социально-экономического развития Италии. [ Богатый Се­вер и «бедный Юг— региональные проблемы Италии.] [С.Бер­лускони.]

Германия. Три периода истории Германии во второй половине XX в.: оккупационный режим (1945—1949 гг.), сосуществова­ние ФРГ и ГДР (1949—1990-е гг.), объединенная Германия (с 1990 г.— ФРГ). Историческое соревнование двух социально- экономических и политических систем в лице двух германских го­сударств и его итоги. Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Бер­линской стены. Объединение Германии. Социально-экономические и политические проблемы объединенной Германии. [Трудности ре­интеграции восточных земель. Г. Коль — первый канцлер объеди­ненной Германии. Завершение 16-летней эпохи правления христи­анских демократов. Приход к власти социал-демократов в коалиции с «зелеными» (выборы 1998 и 2002 гг.). Г. Шнейдер — прагматич­ная политика нового центра».] [К. Аденауэр, Г.Коль, Г. Шредер]

Восточноевропейские страны. Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Принципы формирования мировой социалистической системы (социалистический лагерь)

Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевро­пейских странах. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1935 г.), в Польше и Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.). [Неудавшиеся по­пытки реформ.] Революции 1989—1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX — XXI вв.



Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация.

Проблемы выбора путей развития и модернизации общества в ос­вободившихся странах Азии и Африки. Культурно-цивилизационные особенности развития Азиатско-Тихоокеанского региона, индо-буддийско-мусульманского региона в 1970—1990-е гг. Основные мо­дели взаимодействия внешних влияний и исламских традиций в му-

сульманском мире. Противоречивые итоги социально-экономичес­кого и политического развития стран Африки, Азии к концу XX в. [Экономический успех «молодых тигров» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Стагнирующие регионы Африки к югу от Сахары.) Место стран Азии и Африки в системе международных отношений.

Япония. Основные направления реформирования послевоенной Японии и их итоги. Факторы, обусловившие «японское экономиче­ское чудо» во второй половине XX в.

Китай. Гражданская война (1946—1949 гг.) и провозглашение КНР. Восстановление национальной экономики в 1949—1957 гг. «Большой скачок» и его результаты. [Советско-китайские отноше­ния в 1945—1980-е гг.] Мао Цзэдун. Культурная революция 1966—1976 гг. Начало реформ в Китае в 1978 г. Ден Сяопин. Особенности китайской модели реформирования экономики в кон­це XX в.



Индия. Пути реформирования индийского общества во второй половине XX в. [Дж. Неру, И. Ганди.] Внешняя политика Индии, ее роль в современном мире.

Латинская Америка. Особенности индустриализации и ее вли­яние на социально-экономическое развитие стран Латинской Аме­рики во второй половине XX в. [Революции, военные режимы и диктатуры в истории стран Латинской Америки второй половины XX в.] [Че Гевара..) Варианты модернизации в странах Латинской Америки. [Национал-реформистские и левонационалистические по­литические силы.] Региональная экономическая интеграция. [Фи­нансовые кризисы и долговая проблема.] Демократизация в лати­ноамериканских странах — тенденция в конце XX — начале XXI в.

Международные отношения в условиях биполярного мира. Карибский кризис (1962 г.) и его значение при переходе от кон­фронтации к переговорам. Гонка вооружений и проблема разору­жения. Напряженность и разрядка в международных отношениях. Окончание «холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в единственную сверхдержаву. [Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).] Расшире­ние НАТО на Восток и превращение ее в глобальную силовую структуру. Роль ООН в современном мире. Региональная интег­рация в мире: американский и европейский варианты. Образова­ние Европейского союза и его расширение на Восток. Угроза международного терроризма. Российско-американские отношения в конце XX — начале XXI в. [Международные и региональные конфликты, способы их регулирования во второй половине XX — начале XXI в.|
Тема 7. XX век и культура (2 ч)
Культура в первой половине XX в. Революция в естествозна­нии и новая картина мироздания в начале XX в. Кризис рациона­лизма, интерес к проблемам бессознательного и иррационального. | Философия жизни — А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Учение о психо­анализе — 3. Фрейд. Учение о творческой интуиции — А. Бергсон.] Науки об обществе в начале XX в. [М. Вебер.]

Новая художественная система — от модернизма и авангардиз­ма начала XX в. до постмодернизма конца XX — начала XXI в.

Новые идеи и направления в художественной культуре в нача­ле XX в. Стиль модерн (художественные направления — импресси­онизм, постимпрессионизм, символизм и др.). Авангард (художест­венные направления — абстракционизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм и др.). Архитектура стиля модерн. Конструктивизм и функ­ционализм в архитектуре.

Символизм в музыке (Р.Вагнер), в литературе (Ш.Бодлер, П. Верлен, С. Маларме), в изобразительном искусстве (О. Бердс­лей, П. Де Шаванн, Г. Климт, А. Беклин).

Литература критического реализма. Новая драматургия в нача­ле века (Г. Ибсен, А. Чехов, Г. Гауптман). Литература «потерянно­го поколения» (Э. Хемингуэй, Д. Дос Пасос, Э.-М. Ремарк). Лите­ратура авангарда (Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст). Антиутопии в литературе (Е. Замятин, А. Платонов, О. Хаксли, Дж. Оруэлл).

Кинематограф в начале XX в. как новый вид массового искусст­ва. Кумиры начала XX в. (Андре Дид, Макс Линдер, Чарлз Чаплин).

Наступление тоталитаризма в 1930-е гг. Эмиграция научной и культурной элиты. Нью-Йорк — новый художественный центр мира. Наука и искусство в тоталитарном обществе. Наука на служ­бе войны, искусство на службе у пропаганды.

Культура во второй половине XX в. Научно-техническая рево­люция. Достижения и проблемы. Формирование постиндустриаль­ного (информационного) общества. Роль науки, знаний информа­ции и образования в современном мире. Революционное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Персональ­ный компьютер. Интернет.

Новые философские направления: от экзистенциализма до постмодернизма (М.Фуко, Ж. Деррида). Осмысление проблем ин­формационного общества.

Литература второй половины XX в. Антифашистская литерату­ра. Философская литература (Т. Манн). Литература экзистенциа­лизма (Ж.-П. Сартр, А. Камю), авангарда (Э. Ионеско), магическо­го реализма латиноамериканских писателей (X. Борхес, Г. Маркес), постмодернизма (У. Эко. «Имя розы», М. Павич. «Хазарский сло­варь», П. Коэльо. «Алхимик»),

Изобразительное искусство во второй половине XX в. Нью- Йоркская (1945—1960 гг.) и европейская (1945—1960 гг.) худо­жественные школы. Новые художественные направления (поп-арт, гиперреализм, концептуализм и др.). Постмодернизм в архитектуре.

Кинематограф второй половины XX в. Направления и жанры. США — главный поставщик массовой кинематографической про­дукции. Музыкально-коммерческая индустрия (шоу-бизнес), рок- и поп-музыка. Роль средств массовой информации. Массовая куль­тура и элитарное искусство. Двойственная роль массового искус­ства.
Тема 8. Глобализация, тенденции и проблемы современного мира (1 ч)
Глобализация как явление современного мира, ее основные компоненты. Предпосылки глобализации и ее противоречия. Глоба­лизация в сфере финансов, производства и мировой торговли, ее социально-экономические последствия. Роль государства в услови­ях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства: проблемы и перспективы. Глобальные проблемы современности, пути их решения.

Календарно-тематическое планирование



Урок №


Тема урока

Месяц

1

Введение в новейшую историю

7.09

2

Индустриальное общество в начале хх в.

14.09

3

Политическое развитие в начале 20в.

21.09

4

«Новый империализм»

28.09

5

Первая мировая война

5.10

6

Последствия войны

12.10

7

Капиталистический мир в 20гг.

19.10

8

Мировой экономический кризис 1929-1933гг.

26.10

9

США: «новый курс Рузвельта»

2.11

10

Страны Европы в 30-егг.

16.11

11

Тоталитарные режимы в 1930-егг. В Италии, Германии, Испании

23.11

12

Тоталитарные режимы в 1930-егг. В Италии, Германии, Испании

30.11

13

Восток в первой половине 20в.

7.12

14

Латинская Америка в первой половине 20в.

14.12

15

Культура первой половины 20в.

21.12

16

Международные отношения в1930-егг

28.12

17

Вторая мировая война. Контрольная работа.

18.01

18

Послевоенное мирное урегулирование

25.01

19

Завершение эпохи индустриального общества

1.02

20

Становление информационного общества

8.02

21

Политическое развитие

15.02

22

Гражданское общество

22.02

23

США

1.03

24

Великобритания

7.03

25

Франция

15.03

26

Италия

22.03

27

Германия.

5.04

28

Страны Восточной Европы в 1945-2007гг

12.04

29

Латинская Америка во второй половине 20в.

19.04

30

Страны Азии и Африки в современном мире

26.04

31

Международные отношения

3.05

32

Культура второй половины 20- нач 21вв.

10.05

33

Глобализация в конце 20-начале 21вв.

17.05

34

Итоговый урок. Контрольная работа.

24.05

Информационное обеспечение обучения


Интернет – ресурсы
Информационно – образовательный портал «Гуманитарные науки» http://www. Auditorium. ru.

Мир энциклопедий. http: // www. encyc eopedia. ru

Портал «Гуманитарное образование» http: // www. humanities. edv. ru.
ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методический комплекс по курсу «Новейшая история зарубежных стран»:



  1. Учебник «Новейшая история зарубежных стран» 9 класс. Авторы: О. С. Сорока-Цюпа, А. О. Сорока-Цюпа, М., Просвещение, 2010.

  2. Тесты и задания по курсу «Новейшая история зарубежных стран» 9 класс. Авторы: О. С. Сорока-Цюпа, А. О. Сорока-Цюпа, М., Просвещение, 2010.

  3. «Методические рекомендации по курсу «Новейшая история зарубежных стран» 9 класс. Авторы: О. С. Сорока-Цюпа, А. О. Сорока-Цюпа, М., Просвещение, 2010.


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов.


Контрольная работа по теме: «НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX в.»

Знать:

основные этапы и ключевые события истории первой половины XX века зарубежных стран и выдающихся деятелей истории;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития





Уметь:

анализировать исторические явления, процессы факты; группировать исторические явления и события по заданному признаку;

уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними.


Контрольная работа по теме: «НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX в.»

Знать:

основные этапы и ключевые события истории второй прловины XX века зарубежных стран и выдающихся деятелей истории;



важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития






скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа по новейшей истории в 9 классе на 2013-2014 учебный год
279.84kb.
Рабочая программа по русскому языку в 4 классе на 2013-2014 учебный год г. Киров 2013г
415.55kb.
Рабочая программа по физике в 11 классе на 2012-2013 учебный год
389.68kb.
Рабочая программа по физике в 9 классе на 2012-2013 учебный год
589.77kb.
Мбоу сош №4 ст. Зольской Анализ учебной работы за 2013-2014 учебный год. Анализ учебной работы за 2013-2014 учебный год
2759.85kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» на 2013 2014 учебный год Классы 11А
293.2kb.
Рабочая программа по английскому языку для 4абв классов 2013-2014 учебный год
458.48kb.
Рабочая программа по музыке 5 класс 2013 2014 учебный год «Утверждено»: Директор мкоу семейской оош
640.32kb.
Тематика педагогических советов на 2013-2014 учебный год
37.53kb.
Рабочая программа по технологии для учащихся 1 класса на 2013-2014 учебный год Базовый уровень
301.14kb.
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 9 класса на 2013-2014 учебный год
457.41kb.
Рабочая программа Учебного курса «Физическая культура» для 7 класса. Ступень образования основное общее образование. На 2013 – 2014 учебный год
249.28kb.