voeto.ru страница 1страница 2
скачать файл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе 5 класс составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной, М.: Просвещение, 2007г. и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной Литература. в 2ч., М.: Просвещение

Актуальность курса литературы объясняется тем, что художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель обучения литературе в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа, из расчёта 3 часа в неделю.

В процессе обучения используются различные методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Программа предусматривает прочное усвоение материала.

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.



Требования ГОСТа :

1 Развитие общих учебных умений, навыков и способов человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

2 Достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.

3 Формирование целостных представлений о литературе ,осуществляющееся в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений

4 Воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков.

5 Формирование умения формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.



Основные виды деятельности учащихся на уроках литературы :

- решение тестовых заданий;

- различные виды пересказа(выборочный, с творческим заданием и др.);

- выполнение различных видов разборов текста;

- чтение художественных произведений;

-знакомство с биографиями писателей и поэтов, иллюстраторами художественных произведений;

- работа с различными лингвистическими словарями.
Учебно-тематический план.


Содержание

Введение. Книга в жизни человека.

Устное народное творчество

Русские народные сказки.

Из древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века.

Из литературы XIX века.

Из литературы XX века.

Из зарубежной литературы.


Содержание тем учебного курса.
Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.



Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)



Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.



«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.



«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).



Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).



Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).



Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.



«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.



Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.



Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.



Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.
Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада

(начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; .сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения.


Учащиеся должны уметь:

-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, конкретному произведению;

-выявлять основную нравственную проблематику произведения;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

-прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

-воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах проявление авторского отношения к изображаемому;

-различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

-пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

-ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);

-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая

жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

-подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

-словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

-аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

-видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

-написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;

-создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению



Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература для учителя



  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.

  2. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса.

  3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2004

  4. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. М. Просвещение. 2008

  5. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» (электронный вариант)

  6. Карасева И.В., Пташкина В.Н. Литература 5 класс: поурочные планы по учебнику В.Я Коровиной. -Волгоград:т Учитель, 2012

  7. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по

литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005

  1. М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах.- М.:Айрис Пресс,2012г

Литература для учащихся.


  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. – М.: Просвещение, 20011

  2. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса

  3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по литературе: 5 класс.

– М.: Просвещение, 2006.

Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс на 2013-2014 учебный год


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Основные виды деятельности на уроке

Виды контроля, измерители

Материально-техническое обеспечение урока

план

факт

1.

Введение. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

1

2.09.




Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами.

Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника.

ИД, презентация «Роль книги в жизни человека»
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе 5 класс

2.

Фольклор – коллективное устное народное творчество.

Малые жанры фольклора.



1

4.09.




Чтение статьи учебника; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров.

Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка – цветочек, пословица-ягодка»?

диск

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Литература 5 класс.»



3.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки .


1

5.09.




Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление

текстов с иллюстрациями



Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, и бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок

ИД,

презентация



4.

Сказка «Царевна-лягушка»

1

9.09.




Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки

Составление плана «Особенности волшебной сказки».

Фонохрестоматия,

диск


«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Литература 5 класс.»


5.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы

1

11.09.




Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир»

Пересказ сказки «Царевна- лягушка».





6.

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Поэтика волшебной сказки

1

12.09.




Пересказ с изменением лица рассказчика); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций художников с текстами сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки

Составить план характеристики главных героев.




7.

Развитие речи.

Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок



1

16.09.




Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника

Ответить на вопросы статьи учебника




8.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

1

18.09.



Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы.

Выразительное чтение.

Фонохрестоматия,

диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Литература 5 класс.»





9.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки.

1

19.09.




Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование.

Составить план сказки.




10.

Внеклассное чтение

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». Русские народные сказки



1

23.09.




Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках»

Анализ сказок

Фонохрестоматия

11.

Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

25.09.


Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям.


Чтение по ролям. Словарная работа



Фонохрестоматия

12.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

1

26.09.




Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова; чтение статьи учебника (с. 49), ответить на вопросы (с. 49-50)

Составление цитатного плана. Пересказ.




13.

М.В.Ломоносов (биография, литературная деятельность)

«Случились вместе два Астронома в пиру…»



1

30.09.



Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения

Подготовить рассуждение: согласны ли вы с тем , что псевдоучениям, размышлениям и сомнениям Ломоносов противопоставил житейский, практический опыт простого человека?




14.

Роды и жанры литературы.

И.А. Крылов: детство, начало литературной деятельности



1

2.10.




Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове,); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки

Чтение по ролям.




15.

И.А.Крылов.

Басня «Волк на псарне»



1

3.10.




Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Ответить на вопрос: «Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?» Чтение по ролям

Фонохрестоматия,

Диск


«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Литература 5 класс.»

16.

И.А.Крылов.

Басни


«Свинья под дубом»,

«Ворона и Лисица»



1

7.10.




Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица»

Инсценированное чтение

Фонохрестоматия

17.

Развитие речи

Жанр басни. Повествование и мораль в басне



1

9.10.




Сочинение басни на основе одной из понравившихся басен

Создание басни




18.

Внеклассное чтение.

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова



1

10.10.




Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен

Чтение по ролям. Инсценирование басен. Конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?».




19.

В.А.Жуковский: детство и начало творчества. Сказка «Спящая царевна»

1

14.10




Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Беседа по прочитанному, выборочное чтение. Доказать, что произведение Жуковского – сказка.

Фонохрестоматия,

Диск


«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Литература 5 класс.»


20.

В.А.Жуковский «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

1

16.10.




Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт

Доказать, что произведение Жуковского – сказка.




21.

Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

1

17.10.




Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.

Чтение по ролям

Фонохрестоматия

22.

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»

1

21.10.




Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение

Выразительное чтение

Фонохрестоматия

23.

Внеклассное чтение.

Р. Л. Стивенсон: жизнь и творчество. «Остров сокровищ» и другие произведения



1

23.10.




Творчество Р.Л. Стивенсона

Чтение и анализ произведений Р.Л. Стивенсона




24.

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

1

24.10.




Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение

Ответ на вопросы

Фонохрестоматия,

Диск


«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Литература 5 класс.»


25.

А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание



1

28.10




Краткий пересказ, выразительное чтение

Выразительное чтение




26.

В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps»

1

30.10.




Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение; установление ассоциативных связей с иллюстрацией художника И. Пчелко

Выразительное чтение эпизодов сказки




27.

«Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения

1

31.10.




Выразительное чтение, анализ содержания, работа со статьей учебника «Поразмышляем над прочитанным»

Выразительное чтение




28.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…»

1

11.11




Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование

Найти эпитеты, сравнения, метафоры и определить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца. Выразительное чтение

Диск

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Литература 5 класс.»




29.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

1

13.11




Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, ха-рактеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Сопоставление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов

Фонохрестоматия,
Диск

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Литература 5 класс.»




30.

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1

14.11




Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение

Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаической?





31.

Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность

1

18.11




Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом

Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка – «прямая наследница народной»? Чтение по ролям, сравнительная характеристика героев




32.

Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки

Контрольная работа №1

Тест по теме «Литературные сказки»


1

20.11




Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы

Работа по стилистике сказки А.С.Пушкина

Контрольная работа №1

Тест по теме «Литературные сказки»







33.

Урок внеклассного чтения

Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»



Контрольная работа №2

Тест по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»


1

21.11




Работа с иллюстрациями, восстановление деформированного текста,

Работа с текстом,
Контрольная работа №2

Тест по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»




Фонохрестоматия,

Диск


«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Литература 5 класс.»

34.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

1

25.11




Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией

Выразительное чтение, самостоятельная работа с текстом. Аргументированный ответ на вопрос: «Что важнее для автора-передать истории-ческую правду о Бородин-ком сражении или дать оценку этому событию, подвигу солдата?»

Фонохрестоматия,

Фонохрестоматия,

Диск

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Литература 5 класс.»



35.

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

Контрольная работа №3

Тест по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»



1

27.11




Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников

. Чтение и осмысление материала рубрики «Поразмышляем над прочитанным».

Контрольная работа №3

Тест по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»




Фонохрестоматия,

Диск


«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Литература 5 класс.»

36.

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»

1

28.11




Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям

Составление вопросов к учебной статье. Составление таблицы «Язык повести», плана повести

Диск

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Литература 5 класс.»


37.

Н.В.Гоголь.

«Заколдованное место»


Реальное и фантастическое в сюжете повести

1

2.12




Пересказ легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести

Инсценирование эпизодов. Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести?




38.

Урок внеклассного чтения

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»



1

4.12




Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями

Устные фантастические рассказы. Выписать слова и выражения, передающие колорит народной речи. Пересказ смешных эпизодов из повести «Майская ночь, или Утопленница»

Диск

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Литература 5 класс.»


39.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»

1

5.12




Чтение статей о поэте, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения (ответы на вопросы); выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; составление цитатного плана

Выразительное чтение

Фонохрестоматия, презентация

40.

Н.А.Некрасов

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»



1

9.12.




Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы,

Выразительное чтение

Фонохрестоматия, презентация

41.

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

Анализ стихотворения



1

11.12




Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста

Чтение по ролям сценки встречи главного героя с Власом.




42.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

1

12.12




Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста

Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы?

Фонохрестоматия

Диск


«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Литература 5 класс.»



43.

И.С.Тургенев «Муму».

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение



1

16.12




Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами

Чтение диалогов

Диск

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Литература 5 класс.»


44.

И.С.Тургенев «Муму».

Герасим и Муму. Счастливый год.



1

18.12




Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни; комментирование художественного текста

Ответы на вопросы: как показывает Тургенев, что в крепостном Герасиме проснулся свободный человек? Почему рассказ называется «Муму»? Озвучить внутренний монолог Герасима в сцене спасения Муму

Диск

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Литература 5 класс.»


45.

И.С.Тургенев «Муму».

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.


Контрольная работа №4

Тест по рассказу И.С. Тургенева «Муму»


1

19.12




Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме


Обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа

Контрольная работа №4

Тест по рассказу И.С. Тургенева «Муму»







46.

Урок развития речи

Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Сочинение



1

23.12




Урок развития речи

Портрет, пейзаж, литературный герой, тема, идея сочинения, план, тип речи: рассуждение, повествование



Чтение диалогов. Художественный пересказ эпизодов. Составление плана характеристики литературного героя




47.

Урок развития речи

Анализ сочинений. Работа над ошибками




1

25.12




Анализ сочинений, работа над ошибками







48.

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

1

26.12.

.

Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение

Выразительное чтение

Диск

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Литература 5 класс.»


49.

Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

1

13.01




Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру

Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина в минуты опасности. Озаглавить каждое событие, записать название в виде плана.

Фонохрестоматия
ЦОРы, презентация

50.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы



1

15.01




Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей

Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувствовал в бою. Составление плана эпизода «Неудавшийся побег».

ЦОРы, презентация

51.

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

Жилин и татары.

Жилин и Дина


1

16.01




Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характеристика героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Ответить на вопросы (устно): почему Дина перестала видеть в Жилине врага? Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? Характеристика Дины (детали ее портрета, поведение, отношение к Жилину)

ЦОРы, презентация

52.

Урок развития речи

Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения


1

20.01




Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдения над языком рассказа, комментирование художественного произведения; анализ художественного текста

Ответить на вопросы: в чем своеобразие языка и композиции рассказа; как описания природы помогают понять переживания героев; почему Л.Н.Толстой сам считал рассказ своим лучшим произведением?




53.

Урок развития речи

Сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы»




1

22.01




Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами

Сочинение




54.

А.П.Чехов. Слово о писателе.

«Хирургия»



1

23.01




Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией


Чтение по ролям

Фонохрестоматия
ЦОРы, презентация

55.

Урок внеклассного чтения

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова



1

27.01




Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение; комментирование художественного произведения, анализ художественного текста

Художественный пересказ, чтение в лицах, инсценирование

ЦОРы, презентация

56.

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

1

29.01




Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки

Ответить на вопрос: почему весна символизирует расцвет природы и сил человека, лето – зрелость, осень – увядание, зима – финал, конец, умирание? Устное словесное рисование

Фонохрестоматия

Диск


«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Литература 5 класс.»



57.

Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков.

1

30.01




Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки


Устное словесное рисование, выразительное чтение (наизусть)

Фонохрестоматия

Диск


«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Литература 5 класс.»



58.

Урок развития речи

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения



1

3.02




Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; восстановление деформированного текста, анализ стихотворения


Анализ стихотворения




59.

И.А.Бунин: страницы биографии.

Очерк «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине



1

5.02




Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; комментированное чтение; анализ текста

Анализ текста. Ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа?

Фонохрестоматия

Диск


«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Литература 5 класс.»



60.

В.Г.Короленко.

Слово о писателе.

Повесть «В дурном обществе»


1

6.02




Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

Комментированное чтение главы «Я и мой отец». Ответить на вопросы: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? Устное словесное рисование «Вася и судья на скамейке»

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Литература 5 класс.»



61.

В.Г.Короленко.

Повесть «В дурном обществе»

Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»


1

10.02




Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение, составление плана повести, работа над планом характеристики героев

Составление плана

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Литература 5 класс.»



62.

В.Г.Короленко.

Повесть «В дурном обществе»

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру


1

12.02




Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей; сопоставительный анализ образов героев, работа с иллюстрациями

Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? Составление плана ответа на вопрос: какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни детей подземелья?

«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Литература 5 класс.»



63.

В.Г.Короленко.

Повесть «В дурном обществе»


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по литературе 5 класс составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 11 классы
516.8kb.
Шуйской Ирины Александровны, 13 разряд по литературе 5 класс 70 (2 часа в неделю) 2013 2014 учебный год
641.6kb.
К рабочей программе по географии
23.61kb.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне для общеобразовательных школ, программы общеобразовательных учреждений
187.44kb.
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В. Я
323.58kb.
В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. Просвещение 2007
355.93kb.
Программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
32.48kb.
2010г. Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г
446.38kb.
Рабочая программа по математике, 5 класс 2013-2014 учебный год Количество часов 204 за год, 6 часов в неделю
176.24kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе
473.84kb.
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования. Рабочая программа составлена на основе программы «История России 6-9 кл.» А. А
1028.33kb.
Рабочая программа основного общего образования по предмету геометрия для 7 класса. Количество часов: 68
229.59kb.