voeto.ru страница 1
скачать файл

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области


«Искитимский медицинский техникум»

Рабочая программа

«Истоки общения»

Разработчик:

Е.В. Никишина

Искитим 2013



Пояснительная записка

Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с близкими рождают наиболее острые и напряженные переживания, наполняют смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее светлые и радостные чувства – любовь, признание, понимание, рождаются близостью и связанностью с другими. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные, но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем такого отношения со стороны близких нам людей. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, т.е. духовному слою, что чрезвычайно важно на современном этапе развития общества.

Содержание программы направленно на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнениям собеседника, умение пойти на компромисс в нужной ситуации. Когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Программа «Истоки общения» не только поможет детям овладеть средствами коммуникации, но и убедит их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их первым восприятием и пониманием.



Цели: развитие коммуникативных способностей, формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

Задачи:

  1. Развитие навыков групповой работы;

  2. Обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

  3. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и сопереживания к другим людям;

  4. Формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;

  5. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленности на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

  6. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формирование терпимости к мнению собеседника;

  7. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Ожидаемые результаты:

  1. Научаться входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности.

  2. Дети научаться управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.

  3. Развитие творческих способностей и коммуникативной культуры.

  4. Снижение уровня тревожности, депрессии, беспокойства.

Правила проведения занятий:

  1. Первое и самое важное правило – добровольность участия. Необходимо добиться того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в игре, выполнение психологического упражнения.

  2. Доброжелательная комфортная обстановка в группе.

  3. Взаимное доверие и возможность свободно высказывать свое мнение.

  4. Принцип «не навреди» лежит в основе всех наших правил.

  5. Правило «здесь и теперь» мы не имеем право выносить за пределы группы информацию личного характера о конкретных людях. О себе, о своих впечатлениях и чувствах за пределами группы говорить можно, о других – нельзя! Все, что здесь происходит, здесь и остается.

  6. Для того чтобы наши занятия приносили максимальную пользу, от вас потребуется максимум инициативы. Поощряется активность в высказывании своего мнения, о выполнении творческих заданий.

  7. Правило свободы выбора – означает, что выполнение упражнений – дело добровольное. Никто никого не заставляет.

  8. Правило личной ответственности. Оно предполагает принятие личной ответственности в случае нарушение правил.

Программа «Истоки общения» является своеобразным мостом в личностном развитии юношей и девушек, которая обеспечивает преемственность прошлого и будущего.

В содержание программы включены проективные методики, приемы социодрамы, ролевые игры, сложный блок теоретической информации по психологии. Кроме того используются групповая оценка и дискуссия как базовые методы социально-психологического тренинга.

Программа рассчитана на 20 занятий (22-28 часов). Могут проводиться педагогом-психологом – в рамках групповой психокоррекционной работы во внеурочное время на факультативной основе. Занятия проводятся 1 раз в неделю на протяжении всего учебного года.

Тематический план:



Основные темы

Содержание

1.

Формирование позиции взаимодействия на занятиях

Смена позиции обучаемого на позицию участника процесса познания и научения. Актуализация собственных проблем учащихся. Разделение понятий бытовой и психологической проблемы. Понятие психологических защитных механизмов. Сложность структуры личности человека. Выделение сферы сознания и подсознания. Влияние бессознательного на общение. Мифы и реальность психологической практики. Описание области коллективной работы группы. Предложение правил работы и самоопределения. Выбор модели работы группы в режиме постановки задач, исследования реального общения.

Е. Мелибруда «Формирование образа собственного «Я». Упр-ние «Паровоз», «Намерения».



2.

Межличностное взаимодействие

Значение индивидуального восприятия. Безоценочность в общении. Выявление закономерностей, помогающих в общению в группе. Формулирование правил работы. Заключение психологического контракта (на совместную работу) сензитивности. Развитие чувствительности. Тренировка восприятия партнера в общении.

Е. Мелибруда «Формирование картины мира».

Упр-ние «Броуновское движение», «Самопрезентация», «Свободный микрофон». Игра «Телеграф».


3.

Рефлексия

Введение в тему. Развитие внимания к окружающим в совместной деятельности. Осознание своих чувств и действие психологических защитных механизмов. Разделение субъективного образа партнера и реального. Помехи и затруднения в общении и роль рефлексии. Ограничения в осознании своих чувств. Возможность и необходимость самопознания. Методы рефлексии. Самонаблюдение и самоанализ.

Е. Мелибруда «Основные социальные установки личности».

Упр-ние «Улыбка», «Выражение лица», «Характеризуем себя», «Ищем секрет», «Самое хорошее и самое плохое», «Карта цели».

Игра «Мы похожи».



4.

Пространство и его организация в межличностном общении

Влияние организации пространства в межличностном общении. Взаимозависимость дистанции субъективно осознаваемой безопасности и характера коммуникации. Личностные особенности человека и выбор оптимальной дистанции. Позиции партнеров в общении.

И.М. Юсупов «Межличностное пространство».

Упр-ние «Страхи», «Иван Сусанин».

Игра «Ледокол».

Псих. тест «Личность».


5.

Эмоции и чувства.

Особенности восприятия и выражения эмоций. Проявление проблемы «суженного» опыта восприятия и трансляции чувств. Невербальные способы эмоционального самовыражения. Осознание и вербализация чувств. Деструктивное воздействие подавления эмоций на личность и здоровье человека.

Г. Щербакова «Вам и не снилось» (отрывок из повести».

Упр-ние «Зеркало», «Слепой и поводырь», «Скульптура», «Монета».

Характеристики каналов получения и переработки информации.

Псих. тест «Понимаете ли вы язык мимики?»


6.

Самопомощь в ситуациях эмоционального дискомфорта.

Противоречивые, сложные чувства как выражение внутриличностного конфликта, их драматизация как средство самопомощи. Специфика проявлений чувств в экстремальной ситуации. Способа «выхода» из деструктивных состояний. Специфика ситуации расставаний и потерь. Специфика ситуации повышенной значимости (угрозы базовым ценностям). Смена образа жизни и эмоциональное переживание перемен. Актуализация внутренних ресурсов личности.

Ди Снайдер «Ярлыки и ценники».

Движение от манипуляции к актуализации как движение от болезни к здоровью.

Упр-ние «Резервуар», «Дерево», «Фантазии», «Напиши себе письмо».



7.

Слушание.

Закономерности восприятия вербальной информации. Правила «хорошего слушания». Конструктивные и деструктивные формы влияния на собеседника. Цели собеседников и результативность слушания. Интонирование голоса и результативность общения. Темп речи в общении. Расширенное слушание.

В. Сатир «Как мы говорим и как мы слушаем».

Упр-ние «Три истины», «Коррекция взаимоотношений», «Прояснение».

Игра «День толчков».

Псих. тест «Умеем ли мы слушать».


8.

Искусство полемики.

Постановка вопроса в общении. Виды вопросов. Открытые и закрытые вопросы. Простые и сложные вопросы. Формы ответов. Стиль поведения и дискуссии. Активность в постановке вопросов.

Упр-ние «На обнаружение и корректировку незаконченности фраз собеседника».

Опросник «Активный ли Вы слушатель»


9.

Конструктивное взаимодействие.

Доминантность-недоминантность в общении. Инициатива в общении. Экстраверсия-интроверсия. Начало общения. Знакомство и проблемы связанные с ним. Факторы, влияющие на продолжительность контакта. Адекватность продолжительности контакта конкретной ситуации. Выход из общения.

В. Сатир «Этапы процесса общения».

А.Б. Добрович «Коммуникативные навыки и будущий характер».

Псих. тест «Трансактный анализ общения»

Игра «Место в маршрутке».


10.

Личное обаяние и общение.

Роль доверия в общении. Влияние личного обаяния. Обаятельность и ее составляющие. Выявление наиболее эффективной манеры поведения в общении.

Упр-ние «Ситечко», «Подумай», «Личные особенности».



11.

Помехи в общении.


Ориентация в типах контакта. Причины ограничения контакта. Безличное общение и его влияние на структуру личности. Искажение информации, стереотипы, ярлыки, мышечные зажимы. Личностные особенности и врожденные факторы, осложняющие общение. Характер и темперамент.

Я. Л. Коломинский «Характер и темперамент».

Е. Мелибруда «Эмоциональные переживания в общении».

Игра «Сломанный телефон».

Упр-ние «Основная система восприятия мира».

Псих. тест «Изучение темперамента».



12.

Общение в конфликте.

Определение конфликта. Эмоциональные аспекты конфликтных ситуаций. Диагностика конфликта. Конструктивные и деструктивные конфликты. Информационные, структурные, ценностные и поведенческие конфликты. Динамика конфликта. Основные стратегии поведения в конфликте. Выбор стратегии в конкретной ситуации.

Упр-ние «Любовное послание»

А.Б. Добрович «Основы психологической коррекции общения».


13.

Стратегия сотрудничества в конфликте.

Стратегия сотрудничества как основа конструктивного общения в конфликте. Различие интересов и предложений. Этапы разрешения конфликта (удовлетворение по существу, психологическое удовлетворение, процедурное удовлетворение). Искаженное понимание интересов другой стороны в конфликте.

Упр-ние «Достраивание конфликта».



14.

Посредничество в конфликте.

Роль и функции посредника. Особенности общения посредника в конфликте. Правила построения коммуникации посредником. Организация процедуры разрешения конфликта через посредника. Организация в деятельности посредника.

Игра «Молекула»

Х. Корнелиус, Ш. Фэйр . Выиграть может каждый.


15.

Общение в семье.

Особенности проявления манипулятивных систем в семейном общении. Роль самооценки во взаимоотношениях взрослых и детей. Эмоциональные аспекты общения в семье. Ролевая принадлежность и стереотипы поведения. Мифы и реальность семьи.

Упр-ние «Сходства»

Г. Щербакова «Стена» (отрывок из повести).


16.

Конвенциальный стиль.

Основные стили общения и их определение. Характеристика фаз контакта партнеров в коммуникации. Взаимонаправленность и взаимоинформирование. Актуальная роль собеседника и ее определение. Конвенциальный стиль общения и определение приориететной зоны его использования.

Упр-ние «Стулья»

Игра «Таможня»

Игра «Угадай стиль общения».



17.

Примитивный стиль общения.


Примитивный стиль общения. Структура примитивной группы и принципы взаимоотношения в ней. Личностная и социальная незрелость как причина выбора данного стиля общения. «Противопримитивная защита».

Игра «Мафия»

Игра «Угадай стиль общения».


18.

Манипулятивный стиль общения.

Общие характеристики манипулятивного стиля общения. Особенности личностной структуры человека-манипулятора. Роль эмоциональной сферы в манипулятивном общении. Виды манипуляций. Характеристики манипулятивных систем. Манипулятивное общение как деструктивный фактор. Разрушение личности человека-манипулятора. «Противоманипулятив-ная защита».

Игра «Угадай стиль общения».

Упр-ние «Несчастная Лисонька» и «Крутой» Волк – рэкетир».


19.

Актуализированное общение.

Актуализированное общение как фактор, определяющей здоровье личности и конструктивность межличностных взаимоотношений. Основные характеристики здоровой творческой личности. Актуализированное общение и личностный рост.

Игра «Угадай стиль общения».

Упр-ние «Ассоциативный ряд», «Моделирование ситуации экзамена».


20.

Духовное общение.

Духовный стиль общения и его характеристики. Эмпатия как средство общения. Возможности ее развития. Самопознание и необходимость развития рефлексии для понимания мыслей и чувств собеседника. Любовь и духовность в общении. Общечеловеческие ценности, свобода и ответственность в общении.

Упр-ние «Подарки»

Игра «Угадай стиль общения».

Литература



  1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 2007.

  2. Зимбардо Ф. Застенчивость, что это такое и как с ней справляться. С.-Пб.: Питер, 2005.

  3. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый (как разрешать конфликты) / Пер. с англ. М.: Стрингер, 2002.

  4. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. Психологические возможности улучшения общения / Пер. с польск. М.: Прогресс, 2006.

  5. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. М.: «ВАКО», 2008.

  6. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 2003.

  7. Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2002.

  8. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ /Пер. с англ. М.: Прогресс –Универс, 2003.

  9. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарск. Книжн. изд-во, 2001.

Рецензия


на программу «Истоки общения»

педагога-психолога Е.В. Никишиной.

Программа рассчитана на юношеский возраст (15-17 лет). Задача программы научить юношей и девушек общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, при этом одновременно решаются сопутствующие личностные проблемы, такие как напряженность, тревога, страхи, агрессивность. Программа помогает также развитию произвольных функций, развивает умение брать на себя ответственность в процессе взаимодействия с другими людьми и т.д.

Программа чрезвычайно актуальна с одной стороны, в связи с тем, что данный возраст благоприятен для развития личностного общения и в этом отношении представляет собой важный аспект подготовки к профессиональному самоопределению, с другой стороны, проблема развития общения является существенной стороной социокультурного развития детей особенно в современной социокультурной ситуации, способствующей повышению тревожности, агрессивности, напряженности.



Содержание программы выстроено на основе хорошего понимания особенностей и проблем развития детей в юношеском возрасте. Формы работы и конкретные методики соответствуют специфике возраста. Задание хорошо подобранны, носят игровой характер и интересы для юношеского возраста.

Программа построена в гуманистической и гуманитарной парадигме, характерной для современной отечественной психологии, представляет личностно-ориентированный подход в образовании. Программа рекомендуются для работы с детьми юношеского возраста.
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа «Истоки общения»
133.87kb.
Рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса школы
264.33kb.
Рабочая программа учебного курса «Информатика и икт»
558.54kb.
Рабочая программа наименование дисциплины Страноведение (на иностранном языке) По направлению подготовки
225.31kb.
Рабочая программа наименование вуза
7587.1kb.
Рабочая программа наименование дисциплины Углубленный курс иностранного языка По направлению подготовки
234.51kb.
Рабочая программа дисциплины
1704.36kb.
Рабочая программа по учебному предмету
397.21kb.
Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 07. 01. Гидравлика по специальности (направлению) 260601 Машины и аппараты пищевых производств
434.54kb.
Рабочая программа по новейшей истории в 9 классе на 2013-2014 учебный год
279.84kb.
Рабочая программа дисциплины «Фтизиопульмонология» Область применения
332.29kb.
Рабочая программа по биологии 10 11 класс учителя первой квалификационной категории Барабаш Инны Александровны
169.81kb.