voeto.ru страница 1страница 2
скачать файл


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»

Факультет русской филологии

Кафедра истории русского языка и общего языкознания
Одобрено УМС ГОУ ВПО МГОУ

Протокол №___ от «________» 20__ г.


Председатель_______________

/В.М. Клычников/




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Направление подготовки

032700. 62 Филология
Профиль подготовки

Отечественная филология
Срок обучения

3,5 года
Квалификация (степень)

Бакалавр
Форма обучения

заочная

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол «___» _______ 2012г. №_

ГОУ ВПО МГОУ Завкафедрой истории русского

« « _________________ 201___г. языка и общего языкознания

Начальник УМУ _________________ _________________________

/В.Г. Голышев/ / Л.Ф. Копосов/
Москва - 2012
Автор – составитель

РУПОСОВА Л.П.

кандидат филологических наук, профессор
Рабочая программа дисциплины «История русского литературного языка – составная часть ООП ВПО по направлению 032700.62 «Филология» (квалификация (степень) «бакалавр»).

Рабочая программа дисциплины является основным методическим инструментом,

определяющим: цель и задачи дисциплины; место дисциплины в структуре ООП:

требования к минимуму содержания и уровню освоения дисциплины; компетенции обучающихся; объем часов и распределение учебного времени по видам занятий и разделам изучаемого курса. Методические материалы соответствующих разделов программы содержат тематическое планирование лекционных занятий, виды занятий, распределение часов по темам. Предназначены для организации индивидуальной и самостоятельной работы бакалавров заочного отделения факультета русской филологии по дисциплине.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования,

Утвержденным приказом Министерства образования и науки России по направлению 032700.62 «Филология» (квалификация «бакалавр»), профиль подготовки «Отечественная филология» от 14 января 2010г. (№ 34). Рабочая программа дисциплины является приложением к основной образовательной программа по направлению подготовки 032700.62 «Филология», утвержденной 09 июня 2011 года (протокол № 10).

Дисциплина «История русского литературного языка» входит в базовую часть исторического и естественно-научного цикла учебного плана ООП по направлению 032700.62 «Филология».

Программа обсуждена на заседании кафедры истории русского языка и общего языкознания МГОУ (протокол № 1 от 30.8.2012 г.).



Рецензент - к.ф.н., доцент Коренева Ю.В.

Программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии факультета русской филологии МГОУ и рекомендована к использованию в образовательном процессе (протокол № 2 от 04.09. 2012 года).

Председатель УМК факультета

русской филологии

доктор педагогических наук, доцент И.Ю. Гац

©Рупосова Л.П., 2012

©ГОУ ВПО МГОУ, 2012

Содержание

1.Цель и задачи освоения дисциплины………………….. …… ……4


2.Место дисциплины в образовательном процессе……… … ……...6
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины …………………………………………………………..7


4.Структура и содержание дисциплины…………………..................8

4.1. Общая трудоемкость дисциплины………………………. … 8

4.2.Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий… …… 9

4.3.Содержание дисциплины……………………………………….11


5.Образовательные технологии, применяемые в процессе

освоения дисциплины…………………………………………. ….. 26

5.1 Признаки инновационного занятия…………………………….. 26

5.2. Структура инновационного занятия…………………………… 26


6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

студентов. Оценочные средства для текущего контроля

успеваемости, промежуточной аттестации по итогам

освоения дисциплины…………………………………………… 27

6.1. Формы самостоятельной работы………………………………27

6.2. Методические средства самостоятельной работы …………...30

6.2.1.Содержание самостоятельной работы…………………..30

6.2.2.Тематика рефератов инновационной и

традиционной формы……………………………………33

6.2.3.Тематика презентации…………………………………..34

6.2.4.Требования к слайдам презентации…………………….35

6.3. Организация текущего и рубежного контроля………………..35

6.3.1.Текущая аттестация……………………………………….36

6.3.2.Промежуточная аттестация………………………………36

6.3.2.1.Контрольная работа…………………………….….37

6.3.2.2.Тестирование………………………………………38

6.3.3.Рубежная аттестация………………………………………39

6.4.Критерии оценки знаний, умений и навыков студентов….…..39

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины……………………………………………………….41

7.1.Основная литература для изучения дисциплины…………….41

7.2. Дополнительная литература и словари……………………….41

7.3. Программное обеспечение и электронные ресурсы………...43

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины…...……43



1.Цель и задачи освоения дисциплины «История русского литературного языка»
В соответствии с одной из задач профессиональной деятельности выпускника по направлению 032700.62 «Филология» (квалификация «бакалавр»), профиль подготовки «Отечественная филология», целью освоения дисциплины «История русского литературного языка» является формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по названному выше направлению с учетом особенностей подготовки, развития коммуникативных и психологических качеств специалиста; формирование у студентов системы знаний по историческому и сравнительно-историческому языкознанию, представлений о специфике языковедческой науки, ее проблематики в плане синхронии и диахронии.

«История русского литературного языка» завершает исторический цикл филологических дисциплин в образовательном процессе будущих учителей, поэтому он построен с учетом знаний, полученных при изучении «Введения в славянскую филологию», старославянского языка, исторической грамматики русского языка, русской диалектологии, истории российского государства, истории русской общественной мысли. Курс «История русского литературного языка» предполагает углубленное изучение вопросов становления, развития, функционирования системы норм и стилей отечественного языка.



Цель курса- аргументированное, объективное суждение о всех факторах, способствующих становлению и функционированию русского литературного языка. Курс истории русского языка изучает развитие русского литературного языка во времени и пространстве расселения русского и русскоязычного населения. С дисциплиной связана необходимость расширить познавательное и научное поле студентов в области истории русского языка, выработать навыки анализа языковых единиц, реализующихся в разных подсистемах. Проверить умение пользоваться научной, научно-методической, учебной литературой

Особого внимания заслуживают вопросы, связанные с выяснением отношений литературного языка как ведущей разновидности национального языка с живыми формами речи, профессиональными жаргонами, социальными и территориальными диалектами в разные периоды истории русского литературного языка, как их роли в пополнении и совершенствовании литературного языка, так и воздействии литературного языка на нелитературные формы. Разграничение литературного языка и языка художественной литературы – особенность курса. Речь идет не только о языковых средствах создания образности. Это - вопрос полифункциональности системы литературного языка, обслуживающей все потребности русской нации, включая художественную литературу и изучение идиолектов и идеостилей авторов, работавших в разные периоды истории отечественного языка. Определение статуса литературно-письменного языка, его типов, статуса церковнославянского и старославянского языков, их изводов, их роли в становлении, развитии, функционировании русского литературного языка - одна из важнейших задач научного понимания истории русского литературного языка, объективно сложившихся отношений церковнославянского и старославянского, литературно-письменного/ литературного языка. Важное место занимает вопрос о деловом языке/деловом стиле. Важно понимание, какие языковые формы обслуживали потребности русской народности и нации как исторически сложившейся общности людей на определенном этапе исторического развития.



Задачи курса:

-выяснение основ и источников русского литературного языка, отбор и изучение памятников письменности с целью объективной интерпретации фактов современного русского литературного языка, освещение роли писателей, общественных и научных деятелей, лексикографов в истории русского литературного языка;

-исследование взаимосвязи родов, жанров литературы и характера функционирования средств литературного языка;

-выявление влияния экстралингвистических .факторов: политических, социально-экономических, исторических, географических, религиозных - на развитие русского литературного языка;

-изучение типов литературного языка в киевский, московский периоды и в новое

время;


-изложение позитивных и негативных сторон и следствий реформ русского языка (киприанская,ПетраI,шахматовская,1956г.)

-анализ стилистических систем М.В.Ломоносова, А.С. Пушкина, карамзинистов, писателей конца XIX –начала XXвв.

-определение связи русского литературного языка с живыми формами русской речи.

- раскрытие значения литературного языка для формирования русской культуры;


-оценка влияния литературного языка на становление и развитие разноуровневых единиц системы русского языка;

- история изучения дисциплины в отечественной лингвистике.

Курс оперирует понятиями, которые не получили еще однозначного определения и оценки: литературный язык/национальный язык, литературно-письменный язык/ общенародный язык; язык русской народности; старославянский язык/ церковнославя нский язык; языковая ситуация; языковая норма, кодификация, функционирование языковых единиц в тексте, функциональный стиль/ стилевая категория; двуязычие и диглоссия. Не решен окончательно вопрос о происхождении русского литературного языка, его периодизации, системе трех стилей и путях перехода от нее к системе функциональных стилей, поэтому необходимо изложение разных точек зрения.

Научно-методический подход - филологический с широким спектром составляющих, включая отношения: грамматика/ лексикография/литература.



Методы: описательный, сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный, структурно-семантический; метод реконструкции, метод наблюдения и интерпретации.

Основная образовательная программа подготовки филолога, будущего преподавателя русского языка и литературы, состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально- регионального компонента, факультативных дисциплин, дисциплин по выбору. Курс истории русского языка входит в качестве обязательного в национально-региональный блок. Курс содержательно дополняет дисциплины, указанные в федеральном компоненте:

История русского литературного языка. Языковой аспект культуры славян. Сравнительно-исторический метод. Историческая фонетика и грамматика. Эволюция словарного состава русского литературного языка. Исторический комментарий фактов современного русского языка.
Требования к уровню освоения курса

Предполагается углубить знания по истории русского языка в целом и в части истории русского литературного языка об основных тенденциях и понятиях во времени и в социальном пространстве, о роли личности в историческом развитии языка, формах существования литературного языка.

Студент должен профессионально работать с учебной, методической литературой, со словарями и интернет-ресурсами; грамотно выделять в художественном тексте и классифицировать языковые единицы разного происхождения; систематизировать и анализировать языковой материал, извлеченный из источников;

грамотно оформлять мысли в устной и в письменной формах


Организация курса

На заочном отделении факультета русской филологии курс изучается в следующем объеме: 8 часов лекций, 2 часа практических занятий,62 часа самостоятельной работы.

Требования к проведению лекций:

-расширить и оформить представления студентов об образовании русского литературного языка, о роли о влиянии живых форм на устные и письменные формы бытования русского литературного языка в разные периоды его развития;

-продемонстрировать направления научного поиска и решения научных проблем;

Материал должен вызывать интерес и желание работать с текстами, анализировать и сопоставлять языковые факты.

Выпускник филологического факультета МГОУ должен уметь решать следующие профессиональные задачи (п. 2.4. ООП):

-в области педагогической деятельности:

- изучать возможности, потребности, достижения обучающихся и проектировать на основе полученных результатов образовательные программы, дисциплины и индивидуальные маршруты обучения, воспитания, развития;

-организовывать обучение и воспитание в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику областей знаний (в соответствии с реализуемым профилем);

-организовывать взаимодействие с общественными и образовательными органами, детскими коллективами и родителями для решения задач профессиональной деятельности;

-использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе, – с применением информационных технологий;

-с опорой на образовательные программы МГОУ воспитывать у учащихся интерес к истории Родины и ее языка;

-осуществлять профессиональное самообразование и личностный образовательный рост, проектировать дальнейшее развитие профессиональной карьеры;



-в области культурно-просветительной деятельности:

-изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в представлении нового, интересного, материала, в освещении вопросов культурологии и истории;

-организация культурного пространства;

-в области научно-исследовательской деятельности: сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования, включая сведения из области славистики;

-разработка новых педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса нового времени, задач воспитания, обучения и развития личности;

-проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, в том числе,- интернет-ресурсов; анализ результатов.

Результаты освоения ООП ВПО определяются по приобретаемым выпускником МГОУ компетенциям, т.е. по способности выпускника применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. Компетенции выпускника по направлению подготовки бакалавров непосредственно связаны с областью, объектами, видами и задачами профессиональной деятельности выпускника.

Для успешной реализации этой задачи будущий бакалавр должен получить в вузе историко-лингвистическую и сравнительно-сопоставительную научную базу, чтобы в дальнейшем видеть специфику языковой системы (языковых систем) универсальность ее структуры; уметь идентифицировать, анализировать различные языковые единицы.


2. Место дисциплины в структуре ООП
«История русского литературного языка» является необходимой составляющей современного университетского филологического образования.

«История русского литературного языка» является базовой общей дисциплиной ряда предметов языковедческого плана. Данная дисциплина, изучаемая на втором курсе заочного отделения, закладывает фундамент системных знаний в области сравнительно-исторического языкознания, являясь основной среди дисциплин, обеспечивающих специальную подготовку будущих педагогов области сравнительно-исторического языкознания. Она знакомит бакалавров с основными понятиями лингвистической науки, в первую очередь, - компаративистики, с ее понятийным аппаратом и соответствующими средствами выражения специальных понятий. «История русского литературного языка» подводит итоги изучения исторической грамматики русского языка, русской диалектологии и готовит к восприятию курса общего языкознания.

«История русского литературного языка» способствует пониманию студентами современного русского языка как члена славянской группы, отличающегося от других рядом особенностей в плане синхронии и диахронии, но одновременно сохраняющего свои древние основы на всех языковых уровнях. Эта дисциплина способствует преодолению разрыва между школьным и вузовским преподаванием отечественного языка. Этот курс должен привить интерес к лингвистической науке, показать широкий языковой и культурный фон формирования и развития русского языка, его места в подгруппе восточнославянских языков, восходящих к древнерусскому языку. «История русского литературного языка» демонстрирует разнообразие и многочисленность языковых явлений и процессов, которые раскрывают направления конвергенции и дивергенции.

При соблюдении должного научного уровня новой информации курс «История русского литературного языка» может излагаться в живой, доступной для студентов форме.

Культурологический аспект дисциплины пробуждает интерес к проблемам культурологи. Эта дисциплина помогает по-новому осознавать языковые факты, которые представляются системными, а не изолированными. Опора на этимологизацию дает студентам возможность не только заучивать материал, но и осознавать его как отражение русской ментальности.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Статус и место дисциплины «История русского литературного языка» в системе подготовки бакалавра отечественной филологии определяет набор компетенций, формирование которых позволит обеспечить данный аспект профессиональной деятельности.

Бакалавр должен обладать:



общекультурными компетенциями (ОК):

-владеть культурой мышления; обладать способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановки цели и выбору путей ее достижения (ОК- 1);

-владеть нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

-владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов укрепления здоровья, быть направленным на достижение должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности



профессиональными компетенциями (ПК):

-в педагогической деятельности:

-готовностью к распространению и популяризации филологических знаний и к воспитательной работе с учащимися (ПК-1).



-в прикладной деятельности:

-владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов ПК – 12);

-в проектной деятельности:

-владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительных учреждениях (типа «Дня славянской культуры»/ «Дня славянской письменности»), а также в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК – 13, 16).

В результате освоения дисциплины «История русского литературного языка» бакалавр должен знать:

-предмет и аспекты славянской компаративистики; взаимосвязи русского языка с другими славянскими и западноевропейскими;

- взаимозависимость языка и культуры;

-основы генеалогической, типологической и морфологической классификации языков и место русского языка в этих классификациях

-уровни языка, их единицы, особенности функционирования этих единиц;

-основы дифференциации русского языка по территориальному, этническому, социальному признаку;

-основы теории сравнительно-исторического и синхронического языкознания.

Студент-бакалавр должен уметь:

-оперировать терминологией данного курса;

-анализировать графические, лексико-семантические, грамматические явления, языковые факты разных эпох с учетом соответствующих экстра- и интраязыковых факторов в плане диахронии и синхронии;

-с системных позиций оценивать сходства и различия, проявляющиеся в разные периоды истории отечественного языка.

Студент – бакалавр должен владеть:

-представлением о языке как знаковой системе;

-приемами использования полученных знаний на практике при анализе языкового материала древнерусского, среднерусского языка, языка нового времени, современного русского языка, понимаемого в широком и узком смысле;



-методологией компаративистики, чтобы использовать полученные знания применительно к диахронному и синхронному материалу.
4. Структура и содержание курса «История русского литературного языка»

4.1. Общая трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 час.). Дисциплина изучается на втором курсе заочного отделения в 3-м семестре.



Вид работы

Трудоёмкость, час.

4 семестр

Всего

Общая трудоёмкость

72

72

Аудиторная работа

Лекции (Л)

6

6

Практические занятия (ПЗ)

2

2

Лабораторные занятия (Лаб)

0

0

Самостоятельная работа

64

64

Реферирование (Реф)

8




Составление словаря терминов (СлТ)

6

Подготовка к тестированию и к контрольной работе (КР и Т)

30

Самоподготовка (СП – самостоятельное изучение разделов, повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, подготовка к промежуточному и рубежному контролю)

20



Форма аттестации

экзамен



4.2. Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий


Раздел

дисциплины

(модуль)

Всего

Виды учебной работы

Заочная форма обучения

Формы текущего контроля успеваемости



Л

ПЗ

СР




1.Введение. Предмет и задачи курса «История русского литературного языка». Разделы курса.Терминология.Теории происхождения русского литературного языка.Периодизация.

10

2

-

8

ПР-1, ПР-4


2.Литературно-письменный и книжно-славянский язык древнерусской народности.Проблема деловой письменности.


6

0

-

6

ПР-1,ПР-2, ПР-3,ПР-4

3.Литературно-письменный язык великорусской народности

6

0

-

6

ПР-1,ПР-3

4.Русский литературный язык начального периода формирования русской нации


6

0

-

6

ПР-2, ПР-3

5.Русский литературный язык второй половины XVIII в.- начала XIXв. Роль М.В. Ломоносова. Роль Н.М. Карамзина и карамзинистов. Роль И.А. Крылова, декабристов, А.С. Грибоедова

8

1

-

7

ПР-1,ПР

-2, ПР-


3, ПР-4

ИК


6.Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. А.С. Пушкин – основоположник новой стилистической системы русского языка.

9

2

1

6

ПР-1, ПР-2,

ПР-3, ПО-4

ИК


7.Русский литературный язык 40-х/50-х гг.XIX в. Роль М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя в истории русского художественного стиля. Роль В.Г. Белинского в формировании публицистического стиля

9

2

1

6

ПР-1, ПР-2,

ПР-3,ПР-4

ИК


8.Русский литературный язык второй половины XIX в.Роль писателей-реалистов в развитии русского литературного языка и его стилей

6

-

-

6

ПР-1,

ПР-3,


ПР-4

9. Русский литературный язык к.XIX– нач. XXвв. Основные тенденции развития

6

1

-

5

ПР- 1,ПР-3,

ПР-4


10.Русский литературный язык в XX-XXIвв. Основные тенденции развития норм и полифункциональности

6

-

-

6

ПР-3

ПР-4





72

8

2

62






Примечание:1. Об организации текущего, промежуточного и рубежного контроля

См. раздел 6.3. РУП.

2.устный опрос (УО) - экзамен.

3.письменные работы (ПР): подготовка к тестированию и тестирование (ПР- -1), контрольная работа (ПР-2), презентация (ПР-3), реферат (ПР-4)

4.индивидуальные консультации (ИК)

4.3.Содержание дисциплины
МОДУЛЬ 1. Введение. Предмет и задачи курса. Терминология. Теории происхождения русского литературного языка

Общий объем аудиторных занятий -2 час.

В том числе лекции-2 час.
Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса «История русского литературного языка»

(лекция- 1 час)



План

1. История русского литературного языка как научная и учебная дисциплина

2.Предмет курса «История русского литературного языка». Разделы курса. Связь курса с другими науками. Обобщающий характер курса

3. Русский литературный язык в широкой и узкой интерпретации/ письменный (литературно-письменный) язык. Общенациональный язык, его разновидности

4.Пути формирования литературных языков. Формирование русского литературного языка, его база.

5. Источники «Истории русского литературного языка».


Литература:

1.Виноградов В.В. Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития. М., 1982.

2. Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. М., 2009.

3.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. Электронная версия

4.Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.

5. Кожин А.Н. История русского литературного языка. Хрестоматия. М., 1989.


6.Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI -XIX вв.) М., 1994.

7.Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М., 1981.




Тема 2. Терминологические понятия курса

Лекции- 0



План



  1. Старославянский и церковнославянский язык. Изводы.

  2. Язык древнерусской и великорусской народности (древнерусский и среднерусский). Койне (интердиалект)/ диалект;

  3. Литературный язык; литературно-письменный язык.

4.Язык нового времени.

5. Понятие нормы и кодификации, нормы и традиции

6.Понятие стиля. Функциональные стили русского литературно-письменного и

литературного языка. Стилевая категория.

7.Языковая ситуация как фактор развития литературных языков. Двуязычие и диглоссия.


Литература:

1.Виноградов В.В. Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития. М., 1982.

2. Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. М., 2009.

3.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. Электронная версия.

4.Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.

5. Кожин А.Н. История русского литературного языка. Хрестоматия. М., 1989.

6.Русский язык. Энциклопедия//под ред. Ф.П.Филина. М.,1979.

7.Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI - XIX вв.)

М., 1994.

8. Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М., 1981.


Тема 3.Периодизация истории русского литературного языка (лекция – 0 час.)

План

1.Язык древнерусского периода.

2.Язык московского периода.

3. Язык нового времени. Хронологическое членение.

3.1.Язык Петровской эпохи.

3.2.Язык середины XVIII в.

3.3.Язык второй половины XVIII в.

4. Язык предпушкинской поры.

4.Язык пушкинской эпохи.

5.Язык 40-х – 50-х гг. XIX в.

6.Язык второй половины XIX в.

7.Язык конца XIX-начала XX вв.

8.Язык советского периода. Хронологическое членение.

9.Язык конца XX-начала XXI вв.

10.Особые подходы к периодизации русского литературного языка (Б.А.Успенский).

Литература:

1.Виноградов В.В. Основные этапы истории языка//Избранные труды: История русского литературного языка. М., 1978.

2.Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII – XIX веков. М., 1982.

3.Виноградов В.В. Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития. М., 1982.

4. Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. М.,

5.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. Электронная версия

6.Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.

7. Русский язык. Энциклопедия//под ред. Ф.П.Филина. М., 1978.

8.Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI -XIX вв.) М., 1994.

Тема 4. Теории происхождения русского литературного языка.

Лекции -1 час



План

1.Вопросы истории русского литературного языка в трудах Ф.И. Буслаева, Я.К.Грота,

И.И. Срезневского, А.И. Соболевского.

2.Теория А.А. Шахматова: «обрусение» южнославянской основы;

3.Теория С.П. Обнорского: «оболгарение» русского языка;

4.Теория В.В. Виноградова: единство языка на общенародной основе;

5.Взгляды Ф.П. Филина.

6.Теория диглоссии Б.А. Успенского. Неприятие теории диглоссии (В.В. Колесов).


Литература

1.Виноградов В.В. Избранные труды: История русского литературного языка. М.,

1978.

2.Виноградов В.В. Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития. М., 1982.



3. Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. М., 2009/

4.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. Электронная версия

5.Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.

6.Дурново Н.Н. Очерк истории русского языка. М., 2000.

7.Колесов В.В. Древнерусский литературный язык. Л., 1989.

8.Обнорский С.П. Происхождение русского литературного языка старейшей поры//

Избранные работы по русскому языку. М., 1960.

9.Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI -XIX вв.).

М.,1994.

10.Успенский Б.А. История русского литературного языка (XI – XVIIвв.). М.,2002.

11. Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М., 1981.

МОДУЛЬ 2. Литературно-письменный язык древнерусской народности

Общий объем аудиторных занятий – 0 час.

из них лекций – 0 час.
План

1.Киев – центр древнерусcкой народности. Происхождение названия.

2.Языковая ситуация в Киевском государстве и экстралингвистические факторы, ее подготовившие. Понятие о древнерусском языке. Особенности графики, фонетики, грамматики, лексики. Краткая справка об истории древнерусского языка.

3.Литературно-письменный язык древнерусской народности и его два типа: книжно-славянский и народно-литературный. Их разновидности.

4.Памятники древнерусской письменности, отражающие особенности книжно-славянского языка: «Изборник кн. Святослава1073г.»; «Изборник 1076г.», «Ефремова

Кормчая». Роль старославянского языка в Киевском государстве. Церковнославянский язык древнерусского извода.

5.Памятники древнерусской письменности, отражающие особенности

народно-литературного языка: «Слово о полку Игореве»; « Повесть о битве на

Калке»; «Слово о погибели Русской земли»; « Повесть о разорении Батыем Рязани».

6.Статус деловой письменности в Древней Руси. Вопрос о ее отнесенности к

литературному языку. Бытовая письменность.

7.«Русская правда» как памятник делового языка.


Литература:

1. 1.Виноградов В.В. Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития. М., 1982.

2. Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. М., 2009.

3.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. Электронная версия

4.Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.

5.Дурново Н.Н. Очерк истории русского языка. М., 2000.

6.Никитин О.В. Деловая письменность в истории русского языка (XI- XVIIIвв.):

Лингвистические очерки. М., 2004.

7. Трубачев О.Н. В поисках единства: Взгляд филолога на проблему истоков Руси.

М.. 2005.

8.Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI -XIX вв.) М., 1994.
МОДУЛЬ 3. Литературно-письменный язык великорусской

народности эпохи Московского государства (XIV- 1 половина XVII вв.)

Общий объем аудиторных занятий – 0.

В том числе: лекций – 0.
Тема 5. Формирование великорусской народности и ее литературно-письменного языка

(самостоятельная работа)


План

  1. Москва - центр великорусской народности.

  2. Языковая ситуация в Московском государстве. Пути развития разговорного и

литературно-письменного языка. Причины, способствовавшие увеличению разрыва между разговорным и литературно-письменным языком

  1. Особенности великорусского языка. Основные фонетические и грамматические отличия московского говора от древнерусского языка. Русский язык в кругу восточнославянских. Особенности графики и лексики. Письменный язык великорусского извода.

  2. Второе южнославянское влияние.

  3. Реформа церковнославянского языка (Киприанова справа) и ее отражение в памятниках письменности книжно-славянского типа литературно-письменного языка великорусской народности. Архаизация языка публицистики (Нил Сорский).

  4. Стиль «плетения словес». Памятники, отражающие второе южнославянское влияние: « Житие Ст. Пермского»; «Слово о житии и преставлении вел князя Дмитрия Ивановича»; « Повесть о взятии Царьграда». «Пышная» риторика иосифлян.

  5. Переписка Ивана Грозного с А. Курбским.

  6. Развитие, роль, функции делового языка в Московском государстве.

  7. Двуязычие, его особенности: появление корреляций: церковнославянский/разговорный, письменный/ неписьменный; Пути преодоления двуязычия. Памятники московской письменности, отражающие процесс преодоления двуязычия: «Хожение за три моря» А. Никитина, «Сказание о Магмете-салтане» И. Пересветова, «Стоглав», «Домострой», « Повесть об азовском осадном сидении».

  8. Первые словари и грамматики.

  9. Никонова справа.



Литература:

1.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. М., 2009.

2.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. Электронная версия

3.Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.

4. Кожин А.Н. История русского литературного языка. Хрестоматия. М., 1989.

5. Кондрашов Н.А., Рупосова Л.П.Историческая грамматика русского языка. Историческая лексикология. Ч.2.М., 1990.

6.Никитин О.В. Деловая письменность в истории русского языка (XI- XVIIIвв.):

Лингвистические очерки. М., 2004.

7. Ремнева М.Л. Пути развития русского литературного языка XI - XVIIвв. М.,2003.

8.Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI -XIX вв.) М., 1994.


МОДУЛЬ 4 Русский литературный язык начального периода формирования

русской нации и русского национального языка (2 половина XVII

- начало XVIII вв.)

Общий объем аудиторной работы- 0 час..

Из них лекций – 0.
Тема 6. Русский язык второй половины XVII – начала XVIII вв.

(самостоятельная работа)


План

1.Образование русской нации и национального языка.

2.Языковая ситуация начального этапа образования русской нации. Экстралингвистические факторы, подготовившие образование русской нации.

3.Особенности русского языка начального этапа формирования русской нации.

4.Тенденции развития русского языка, русской литературы и культуры во 2 половине

XVII - начале XVIIIвв.

5.Особенности языка памятников письменности: « Житие Аввакума», «Повесть о

Горе-Злосчастии», «Повесть о Фроле Скобееве», «Праздник кабацких ярыжек»,

« Повесть о Ерше Ершовиче», « Повесть о Шемякином суде», «Записки» Григория

Котошихина, Предисловия Федора Поликарповича Орлова к географии Варения.

6.Процессы архаизации русского литературного языка в период формирования

русской нации.

7.Судьба книжно- славянского типа литературно-письменного языка в конце XVII-

начале XVIII вв.


Литература

1.Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв.

М., 1982.

2.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. М.,2009.

3.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. Электронная версия

4.Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.

5. Живов В.М. Язык и культура в России XVIII в. М., 1996.

6.Никитин О.В. Деловая письменность в истории русского языка (XI- XVIIIвв.):

Лингвистические очерки. М., 2004.

7. Сорокин Ю.С. Литературный язык XVIIIв. Проблемы стилистики. Л., 1982.

8. Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI -XIX вв.)

М., 1994.


Тема 7. Петровская эпоха в истории русского литературного языка.

Языковая ситуация в Петровскую эпоху

(Самостоятельная работа)



План

1.Роль культурных связей с юго-западной Русью и Западной Европой.

2.Языковая ситуация в Петровскую эпоху. Первый словарь русского языка и первая

русская грамматика.

3.Взгляды Феофана Прокоповича на литературный язык, его нормы и стилевую

дифференциацию.

4.Роль А.Д. Кантемира в истории русского литературного языка и историю

литературы.

5.Значение деятельности В.К.Тредиаковского. Взгляды Тредиаковского на

нормы, стили, «вкус» употребления литературного языка, на старославянский

язык. «Разговор об орфографии» – руководство по фонетическому принципу

написания.

6.Заимствования и их роль в процессе развития русского литературного языка.

Литература

1.Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв.

М., 1982.

2.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. М.,2009.

3.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. Электронная версия

4.Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.

5. Сорокин Ю.С. Литературный язык XVIIIв. Проблемы стилистики. Л., 1982.

6.Никитин О.В. Деловая письменность в истории русского языка (XI- XVIIIвв.):

Лингвистические очерки. М., 2004.

7. Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI -XIX вв.)

М., 1994.

МОДУЛЬ 5. Русский литературный язык во 2 половине XVIII в.
Общий объем аудиторных занятий -1

Из них лекций -1


Тема 8. Роль Ломоносова М.В. в истории русского литературного языка

(лекция-1 час.)


План

1.Языковая ситуация во второй половине XVIII в. Классицизм и новые литературные направления.

2.Ломоносов М.В.- основоположник науки о русском языке.

Основные труды Ломоносова: «Российская грамматика», «О пользе книг

церковных в российском языке», «Краткое руководство к риторике», « Краткое

руководство к красноречию», САР-1.

3.Историко-генетическая основа стилистической системы различия русского и

церковнославянского с точки зрения происхождения, развития и совершенствования

лексики. Кодификация единиц русского языка. Стилистическая классификация

единиц разных языковых уровней.

4.Теория «трех штилей».Характеристика каждого стиля. Лексические нормы. Нормы

употребления единиц в каждом стиле: соотношение церковнославянских

(старославянских) по происхождению и общеупотребительных русских форм речи.

Грамматические формы в высоком и низком стиле. Орфографические

(фонетические) нормы использования звуковых единиц в высоком и низком стиле.

Литература

1. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв.

М., 1982.

2.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. М.,2009.

3.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. Электронная версия

4.Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.

5.Никитин О.В. Деловая письменность в истории русского языка (XI- XVIIIвв.):

Лингвистические очерки. М., 2004.

6. Сорокин Ю.С. Литературный язык XVIII в. Проблемы стилистики. Л., 1982.

7. Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI -XIX вв.)

М., 1994.
Тема 9. Преодоление узости системы трех стилей во второй половине XVIII в.

(изучается самостоятельно)


План

1.Узость и ограниченность системы трех стилей.

2. Поиск новых литературных форм. Направления поиска.

3. Роль писателей в процессе преодоления ограниченности системы трех стилей: оды

А.П.Сумарокова и Г.Р. Державина.

4. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.

5. Журналы Н.И. Новикова и И.А. Крылова.

6. Комедии Д.И. Фонвизина.


Литература:

1. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв.

М., 1982.

2.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. М.,2009.

3.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. Электронная версия

4.Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.

5.Горшков А.И. Язык предпушкинской прозы. М., 1982.

6.Кожин А.Н.Литературный язык допушкинской России. Л., 1986.

7.Никитин О.В. Деловая письменность в истории русского языка (XI- XVIIIвв.):

Лингвистические очерки. М., 2004.

8. Сорокин Ю.С. Литературный язык XVIIIв. Проблемы стилистики. Л., 1982.
Тема 10. Роль Н.М. Карамзина и карамзинистов в истории русского

литературного языка


  1. Взгляды Н.М. Карамзина на развитие русского литературного языка.

  2. Н.М.Карамзин - основоположник русской сентиментальной литературы и новой стилистической системы - «нового слога». Отбор слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слов, выражающих чувства, душевные переживания.

Внутренний мир личности. Диалог с читателем. Перифраза –одно из основных изобразительно-выразительных средств нового слога.

  1. Исторический подход к развитию и истории языка.

  2. Ориентация на сближение письменного и разговорного языка. Критерий вкуса -

главное руководство карамзинистов в отборе языковых средств. Салонный стиль как поле языкового экспериментирования в рамках «правильной прозы».

  1. Отбор лексико-фразеологических средств. Реальность и аллегория.

  2. Сочинение неологизмов. Расширение семантического объема русских и

церковнославянских по происхождению слов.

  1. Заимствование галлицизмов и германизмов. Метод описания значения заимствований. Калькирование.

  2. Пуризм в отношении просторечных форм и слов.

  3. Отношение к канцеляризмам.

  4. Отношение к архаичным старославянизмам.

  5. Реформа синтаксиса. Развитие традиций в синтаксисе, заложенных И.А. Крыловым и Д.И. Фонвизиным. Принципы синтаксических построений: свободы речи; легкого чтения; освобождение стиха и прозы от искусственных интонаций высокого стиля; параллелизм; простые предложения; бессоюзие; сложносочиненные предложения; отказ от длинных периодов с нерусским порядком слов. Приоритет присоединения.


Литература

1.Виноградов В.В. О стиле Н.М. Карамзина и его развитии (исправление текстов

повестей)//Процессы формирования лексики русского литературного языка

от Кантимира до Карамзина. М.-Л.,1966.-С.237 – 258.

2. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв.

М., 1982.

3.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. М.,2009.

4.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. Электронная версия

5.Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.

6.Кожин А.Н.Литературный язык допушкинской России. Л., 1986.

7.Никитин О.В. Деловая письменность в истории русского языка (XI- XVIIIвв.):

Лингвистические очерки. М., 2004.

8. Сорокин Ю.С. Литературный язык XVIIIв. Проблемы стилистики. Л., 1982.

Тема 11. Значение предпушкинской эпохи в истории русского

литературного языка

(самостоятельная работа)


План

  1. Языковая ситуация конца XVIII-начала XIXв.

  2. Колебания в использовании языковых средств представителями разных

литературных направлений и разных поколений носителей русского

языка.


  1. Состояние официально –делового стиля и « метафизического языка.

  2. Расхождения между языком прозы и поэзии.

  3. Полемика по вопросам русского литературного языка между сентименталистами и славянофилами («Беседа любителей русского Слова»

  4. Новаторство и народность И.А. Крылова в жанре басни. Иносказательность (паремия).

  5. Экспрессивно-эмоциональная окрашенность слов и форм. Средства выражения оценки.

  6. Функции церковнославянизмов в прозе и в поэзии.

9. Роль декабристов в истории русского литературного языка.

10.Место слова-понятия в теории художественной речи.

11.Ориентация на устное народное творчествово в отборе лексических средств.

12.Обращение к церковнославянским и древнерусским по происхождению

элементам. Функции архаизмов.

13.Роль А.С. Грибоедова в истории русского литературного языка. Народность языка

комедии «Горе от ума». Образные выражения и ФЕ. Дифференциация речи

персонажей в языковом и стилистическом плане.


Литература

1. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв.

М., 1982.

2.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. М.,2009.

3.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. Электронная версия

4.Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.

5.Горшков А.И. Язык предпушкинской прозы. М., 1982.

6.Кожин А.Н.Литературный язык допушкинской России. Л., 1986.

7Лотман Ю.М., Успенский Б.А.Споры о языке в начале XIX века как факт русской

культуры//Успенский Б.А. Избранные труды. Т.2. М.,1992.

8.Шанский Н.М. Краткий лингвистический комментарий к комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»//Русский язык в школе 2002, № 1-4.
МОДУЛЬ 6. Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка.

А.С. Пушкин – основоположник современного русского

языка (в широком понимании)

Аудиторных занятий -3 час.

Из них лекций -2 час.
Тема 12. А.С. Пушкин – основоположник новой стилистической системы

русского литературного языка
План

1.Лингвистические взгляды А.С. Пушкина. Вопрос об основе русского литературного

языка.

2.Работы А.С. Пушкина о языке и стиле. Критика салонного стиля.



3. Взгляды А.С. Пушкина на взаимоотношения русских и церковнославянских по

происхождению элементов. Зависимость не от жанра, а от контекста.

4.Отношение А.С. Пушкина к заимствованию европеизмов и экзотизмов.

5. А.С. Пушкин о русском просторечии и о разговорном языке.

6. А.С. Пушкин о русском фольклоре.

7.Разговорная речь как стилистическая категория художественного текста А.С.

Пушкина. Отношение к диалектизмам.

8. Новая стилистическая система, разработанная А.С. Пушкиным с опорой на живые

формы речи. Отказ от стилистической ровности как стилистическая и

лингвистическая проблема.

9.Работа в области системной организации русского литературного языка. Создание

реалистических образов прямыми обозначениями: отбор конкретных

существительных, прилагательных, глаголов действия.

10.Освобождение от украшательства и вялых метафор. Ямб как основной прием

ритмической организации стиха.

11.Народность в понимании Пушкина и характер народности языка произведений.

12.Реализм языка и стиля требования реализма к литературному языку.

13. Дифференциация персонажей по речевой и стилистической характеристике.

14. Создание авторской сказки.
Литература:

1. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. Изд.2. М., 1999.

2.Винокур Г.О. Язык и стиль русских писателей//Избранные труды. М.. 2003.

3.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. М.,2009.

4.Войлова К.А., Леденева В.В. История русского литературного языка. Электронная версия

5. Горшков А.И. Пушкин в истории русского языка. М., 2000.

6.Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. М., 1984.

7.Караулов Ю.Н. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности. М., 2

2000.

8Кожин А.Н.Литературный язык допушкинской России. Л., 1986.



9. Сорокин Ю.С. Значение Пушкина в развитии русского литературного языка//

feb-web.ru/feb/irl



Практическое занятие

(аудиторное – 1 час)


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины история русского литературного языка
804.98kb.
Рабочая программа учебной дисциплины история
171.78kb.
Рабочая программа дисциплины: «история педагогики и философия образования»
240.03kb.
Программа дисциплины «Философия русской литературы. XIX век русской классики»
385.8kb.
И рема. Последовательный и параллельный строй текста. Нерасчлененное высказывание. Порядок слов в предложении. Инверсия
74.2kb.
Рабочая программа наименование дисциплины Углубленный курс иностранного языка По направлению подготовки
234.51kb.
Рабочая программа по новейшей истории в 9 классе на 2013-2014 учебный год
279.84kb.
Рабочая программа дисциплины «История развития радиотехники» Направление подготовки: 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы
144.79kb.
Тема №5. Морфологические нормы русского языка
89.91kb.
Винокурова Татьяна Юрьевна, учитель истории муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кировский лицей». рабочая программа
199.12kb.
Рабочая программа дисциплины «практический курс коми языка»
637.74kb.
Программа дисциплины «Второй иностранный ур. B1»
421.18kb.