voeto.ru страница 1
скачать файл

Провела: воспитатель

Ручкина Н.В.

Русский мир.
Музыкально – театрализованное представление.
Цель: гармоническое развитие личности

Формирование нравственных качеств личности на основе народных культурных традиций.
Нам многое простит эпоха.

Отлюбит с нами. Отгрустит.

Но, что Россию знаем плохо, -

Того уж, видно, не простит.

( Вс. Рождественский)


Действие первое «Русская азбука»

Сцена оформлена в стиле русской избы. По краям сцены стоят лавки и две ширмы, в центре – стол, на столе самовар и чашки для чая. Вся сцена украшена баранками, Русскими народными игрушками, кухонной утварью, предметами русского быта.



Звучит стихотворение. На сцену выходят участники представления: трое ведущих и шесть участниц музыкальной группы. Ведущие садятся за стол в центре сцены, девушки – на скамьи по бокам.
Голос за кулисами.

Вечер, лампа у окошка,

Дремлет рыженькая кошка,

И жужжит веретено.

Деревенские девчата

Собираются по хатам,

Посиделки начинают,

Песню тихо напевают.



(Девушки тихо напевают песню «Соловушка».)

В стороне за чаем бабы

Жизнь былую вспоминают

И глядят в окно.

Каждая здесь мастерица,

Пряха или кружевница,

Вышивальщица, швея,

Петь, плясать готовая.


Песня «Соловушка»(каждая строчка и куплета и проигрыша повторяется дважды).

Ты воспой в саду соловей .

Ох, я бы рад тебе воспеть.

Я бы рад, я бы рад тебе воспеть.

Ох, мово голосу не стало.

Потерял, растерял я свой голосочек.

Ох, по чужим садам летая.

По чужим садам , по садам летал.

Ох, горькую ягоду все клевал.

Проигрыш:

Горькую ягоду, ягоду калину.

Ох, сладкую малину.
Ведущие встают.
1-й ведущий.

Гласит старинное преданье:

На Руси из века в век

Все традиции и знанья

Передавал потомкам человек.

2-й ведущий.

Да, особенно известны

Русской азбуки творцы:

Брат Кирилл и брат Мефодий –

Славянской азбуки творцы.


3-й ведущий. В 863 году произошло знаменательное событие: по заданию византийского князя Ростислава болгарские просветители братья Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит. Часть букв взяли у греков, часть придумали сами для обозначения тех звуков, которые были только в славянской речи. И перевели с греческого на славянский язык основные богослужебные книги. За это братья подверглись гонениям со стороны тех, кто препятствовал распространению книжной мудрости на Восток. Но много лет спустя Кирилл и Мефодий были причислены православной церковью к лику святых. День этих святых отмечается в России 24 мая, как День славянской письменности и культуры.
1-й чтец. Нынче к нам на «Русский мир»

Поутру невесть откуда –

Чудо цвета изумруда! –

К нам прислали сундучок.

В малахитовых разводах

И окован серебром…

Вот узнать бы, что таится

В сундучке старинном том!

Может в нем таится клад

И сокровища лежат?..

Гляньте – грамотка на нем!

Мы сейчас ее прочтем.


Второй чтец разворачивает лежащую на сундучке «грамотку» и читает.

2-й чтец. Здесь, дружок, таится клад

И сокровища лежат.

А какие – угадай!

Но сундук не открывай,

А взгляни скорей на крышку.

Коли есть чуть – чуть умишка,

И смекалки хоть на грош,

Надпись здесь ты разберешь!

Надпись хитрая гласит,

Что сундук в себе таит.


На крышке сундука надпись, в которой зашифровано слово «письменность».
3-й чтец. Открываем сундучок –

В нем лежит не пятачок.

Здесь старинный русский клад:

Буквы строчками лежат.

Мы достанем их сейчас,

Познакомим с ними вас.

Первой встретим букву АЗ !

( Чтец раздает буквы, написанные на альбомных листах, другим участникам программы, которые становятся в ряд и показывают буквы зрителям.)

А вторая буква, БУКИ,

Не даст умереть от скуки.

Третья, ВЕДИ, всех вперед

За собою поведет.

А ГЛАГОЛЬ расскажет всем,

Как решить пятьсот проблем.

А ДОБРО вам принесет

Жизнь без бед и без хлопот.

Много букв в том кладе есть –

Все вы видите их здесь.



(Показывает алфавит).

В любой старинной книжице

Их можно прочитать:

ОМЕГА, ФИТА, ИЖИЦА…

А также буква ЯТЬ.
1-й ведущий. А в сундучке еще что – то есть! Вы узнаете что, если угадаете слово. Кирилл и Мефодий придумали это слово, составив его из названия двух славянских букв. Кто назовет это слово? Правильно, АЗБУКА. ( Достает из сундучка азбуку.) А здесь еще и записка:

« В книгах – своя глубина.

Кто доберется до дна,

Тот и получит в награду

Все драгоценные клады».

Действие второе “Русская природа».
2-й ведущий. Достоянием земли русской являются ее природные богатства: могучие вековые леса и бескрайние цветущие поля, полноводные реки и хранящие несметные богатства горы. А символом русской природы считают кудрявую березку.
На сцену выходят музыкальная группа и девушка-березка .
3-й ведущий. Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой.
Береза. На поляне, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокорые березки –

Символ Родины моей.

Ты так мила мне,

До любой росинки.

В твоих просторах

Дремлет тишина,

Березовая русская Россия,

Ромашковая добрая страна.



Музыкальная группа исполняет танец «Березка», вовлекая в него зрителей (основные элементы танца – хоровод и ручеек.)


Действие третье «Кострома».
1-й ведущий. Я хочу вам рассказать, что у наших прабабушек существовал такой обряд: если в семье кто-нибудь болел или было какое-то несчастье, то женщина давала обет – обещание Богу, что она за один день из сухого льна сделает пелену для храма. То есть в течение дня лен надо было обмять, потрепать, почесать, спрясть, соткать, сшить и отдать в церковь.
2-й ведущий. Конечно женщина в одиночку не могла справиться с такой огромной работой, поэтому она звала на помощь подруг, и они все вместе ранним утром начинали «творить» обетную пелену. Постепенно этот обряд превратился в игру, в которой полностью обыгрывается процесс обработки льна.
3-й ведущий. В нее с удовольствием играли и дети и взрослые. Игра называлась «Кострома» по названию ненужного стебелька у льна – костра. Главная героиня игры – Кострома – ленивая баба, которая просит у всех помощи, как раньше это делала женщина, давшая обет.
Проводится игра «Кострома». Все участницы встают в круг, в центре которого стоит Кострома. Звучит песня «Кострома» из репертуара группы «Иван Купала», участницы двигаются по кругу, приговаривая:
Костромушка, Кострома,

Чи ты дома, чи нема?


Все останавливаются, ждут реакции Костромы.
Кострома. Ой, помочь, помочь!
Все идут дальше по кругу, поют песню, делают вид, что сеют лен. Круг останавливается по окончании песни, одна из девушек вступает в диалог с Костромой:


  • Здорово, Кострома!

  • Здорова, кума.

  • Что делаешь?

  • Мне нужно лен собирать, а у меня пятка на правой ноге болит.

  • Тебе помочь?

  • Ой, помочь, помочь!

Все снова поют песню, идут по кругу, делают вид, что выдергивают лен из земли правой рукой и складывают его на левую. Диалог второй девушки с Костромой:




  • Здорово, Кострома.

  • Здорова, кума.

- Что делаешь?

  • Мне нужно лен молотить цепом, а у меня пятка на левой ноге болит.

  • Тебе помочь?

  • Ой, помочь, помочь!

Все снова идут по кругу, поют песню, делают вид, что молотят лен цепом. Диалог третьей девушки с Костромой:




  • Здорово, Кострома.

  • Здорова, кума.

  • Что делаешь?

  • Мне нужно лен расстелить, а у меня правое ушко болит.

  • Тебе помочь?

  • Ой, помочь, помочь!

Все идут по кругу, поют песню, делают вид, что бросают лен с телеги. Диалог четвертой девушки с Костромой:




  • Здорово, Кострома!

  • Здорова, кума.

  • Что делаешь?

  • Я лен собрала, просушила, а теперь его надо мять, а у меня левое ушко болит.

  • Тебе помочь?

  • Ой, помочь, помочь!

Все идут по кругу с вытянутыми руками, хлопают перед собой по принципу работы мялки. Диалог пятой девушки с Костромой:




  • Здорово, Кострома.

  • Здорова, кума.

  • Что делаешь?

  • Мне нужно лен потрепать, а у меня носик болит.

  • Тебе помочь?

  • Ой, помочь, помочь!

Все идут по кругу, делают вид, что в левой руке держат лен, а правой бьют по нему трепалом. Диалог шестой девушки с Костромой:




  • Здорово, Кострома!

  • Здорова, кума.

  • Что делаешь?

  • Я холсты соткала, побелила, покроила, мне теперь их сшить надо…

  • Тебе помочь?

  • Ой, помочь, помочь!

Все стоят на месте, делают вид, что шьют. Диалог восьмой девушки с Костромой:




  • Здорово, Кострома.

  • Здорова, кума.

  • Что делаешь?

  • Вот больна, помираю.

  • Я тебя вылечу, только давай поросенка, две курицы да петуха.

  • Ой, я жива, жива!

Кострома вскакивает и вместе с девушками танцует.

Действие четвертое «Русские игрушки».
1-й ведущий. Я слышала, что наши прабабушки куклы мастерили своими руками.
2-й ведущий. Да и я могу показать как.
Ведущий берет кусок ткани, ватой набивает голову, на четыре конца привязывает ленточки, символизирующие ручки и ножки.
3-й ведущий. Куклой – оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой - нибудь напасти. Есть сказки, в которых кукла предстает волшебной помощницей: охраняет свою хозяйку, спасает от беды, дает мудрые советы. Таких кукол любили и оберегали, передавали по наследству.
1-й ведущий. Крестьянские куклы - пеленашки очень просты в исполнении (можно показать). Лица никогда не рисовали, боялись, что кукла станет чересчур «настоящей», «живой», а следовательно, опасной.
2-й ведущий. Были деревянные игрушки: человечки, лошадки, домики, - а потом родилась матрешка. Ее быстро полюбили, и она стала одним из символов русского народа. Глиняные игрушки, бумажные, фарфоровые, а позднее пластмассовые и резиновые куклы – это наше сокровище, это наша культура. Все игрушки передавались из поколения в поколение и были радостью для малышей.
Песня «Спи, мой малыш» (автор Н.А. Смокотнина). Пока звучит песня, девушки – старшеклассницы дарят самостоятельно изготовленные куклы младшим девочкам.
Пела в детстве мама мне

Песенку простую.

Тихо сядет на кровать,

Нежно поцелует.


Припев:

Спи, усни, мой малыш,

Ничего не бойся.

Я с тобой, зайчик мой,

Ты не беспокойся.

Знаю я, как устает

Мама на работе.

Лишь домой она войдет,

Спросит: «Как живете?»

Припев.

Знаю, годы пролетят,

И я повзрослею,

И своих я малышей

Песенкой согрею.

Припев.

1-й ведущий. Одной из любимых игрушек и детворы и взрослых был Петрушка – главный герой уличных кукольных представлений.
2-й ведущий. А вы были в кукольном театре?
Зрители. Были.
3-й ведущий. А раньше кукольный театр сам приходил к зрителям. На главной площади города, средь шумной толпы, появлялся шарманщик со своим другом Петрушкой, заводил шарманку, и начиналось представление.
Скоморох.

Внимание! Внимание!

Заходи сюда, народ, и слева и справа,

Начинаем представленье шуткой и забавой!

Шевелись, детвора, хлопайте в ладоши,

Ведь сейчас горевать негоже!

Сколько крику, сколько шуму,

Сколько радостных затей!

Шуткой, смехом и весельем

Мы приветствуем гостей.


Из – за ширмы появляются куклы Ванька и Танька: во время представления они раздают зрителям бублики за правильные ответы.
Ванька. А вот и мы! Я - Ванька!

Танька. А я – Танька!

Ванька. Танька в сарафане!

Танька. Ванька в кафтане!

Ванька. Порознь мы никуда:

Друзья – не разлей вода.



Танька. Как вместе сойдемся,

Шутим да смеемся.



Ванька. Сегодня праздник,

Всех товар наш дразнит:

Веселые потешки,

Русские пересмешки.



Танька. Приговорки, шутки,

Сказки, прибаутки.



Ванька. Свежие, моченые,

Сладкие, соленые.



Танька. Задорные и лихие,

Выбирайте, кому – какие.



Ванька. С лучком, с чесночком,

С маком, с перчиком.

Я и сама куплю 200 грамм.

А вам даром отдам!



Танька. Кому? Кому?

С пылу, с жару,

Хоть пятак, хоть пару.

Вот остры да колки

Наши поговорки.

Ванька. Я знаю много поговорок. Хошь, расскажу! Была бы охота, найдем и доброхота. И еще! Не всякому слуху верь, разузнай да проверь.
1-й ведущий. Молодец, Ванюшка! Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки? А ну-ка, вспоминайте!
Ведущий начинает пословицу, зрители заканчивают. Пословицы и поговорки:


  1. Чему быть…(того не миновать).

  2. С кем поведешься…(от того и наберешься).

  3. На всякий роток…(не накинешь платок).

  4. Слово не воробей…(вылетит – не поймаешь).

  5. Мели, Емеля…(твоя неделя).

  6. Хлеб – соль ешь…(да правду режь).

  7. На чужой каравай…(рта не разевай).

  8. Сколько волка не корми…(а он все в лес смотрит).

  9. Не имей сто рублей…(а имей сто друзей).

  10. Кто к нам с мечом придет…(от меча и погибнет).

  11. Один с сошкой…(семеро с ложкой). И др.

1-й ведущий. А сейчас сами назовете мне пословицы – кто знает?
Проводится конкурс пословиц. Награждение победителей бубликами.

Ванька. А вот народные загадки –

Не горькие, не сладкие.

Кто их разгадает,

Забот не узнает.



Танька. Загадка первая!

Просьба – не слушать,

Которые нервные.

Ванька. В печь несут – жидко, холодно,

Из печи несут – твердо, горячо.



Танька. Вот и молодцы!

Надо б вам за это огурцы…

Да вот, пока вы нас слушали

Огурцы на огороде зайцы скушали.



Ванька. Вот загадка вторая –

Серьезная, не смешная.



Танька. И комковато, и ноздревато,

И мягко, и ломко, а всех милей.



Ванька. Молодец, дружок!

Дать бы тебе морковки мешок…

Да вот, пока вы нам внимали,

Зайцы и морковку всю растаскали.


Танька. Ну ладно, загадка третья –


На нее и ответьте.

Ванька. В брюхе баня,

В носу решето,

Всего одна рука,

Да и та на спине.



Танька. Эту загадку знают редко.

Надо бы за труд дать вам сладкую репку,

Да вот только, пока вы гадали,

Зайцы и сладкую репку украли.



Ванька. Может, еще послушать хотите?

Тогда за загадку полушку платите.

А не хотите, я пойду другим мозги пудрить

Да лапшу на уши вешать.



Танька. Закопай – не греет,

Кинь в воду – не тонет.



Ванька. Летели две сороки,

У них четыре хвоста.



Танька. Не знаешь, не знаешь!

Ну ничего, брат, я и сама не знаю!



Ванька. Не хотят они твои загадки слушать,

Хотят петь, плясать да баранки кушать.


Песня «Барыня».

У нас нонче субботея,

А назавтра воскресенье.

Барыня ты моя, сударыня ты моя.

А –я воскресенье.

Ко мне нонче друг Ванюша приходил,

Три кармана друг Ванюша приносил.

Барыня ты моя, сударыня ты моя.

А – я приносил.

Первый карман со деньгами,

Второй карман с орехами.

Барыня ты моя, сударыня ты моя.

А – я с орехами.

Второй карман с орехами,

Третий карман со изюмом.

Барыня ты моя, сударыня ты моя.

А – я со изюмом.

Со деньгами любить можно,

От орехов зуды больно.

Барыня ты моя, сударыня ты моя.

А – я зубы больно.

От изюма губы сладки, Нельзя с милым целоваться.

Барыня ты моя, сударыня ты моя.

А – я целоваться.

Нельзя с милым целоваться,

Можно только обниматься.

Барыня ты моя, сударыня ты моя.

Барыня – барыня, сударыня – барыня.


Ванька. Торопись, налетай,

Скороговорки покупай!

Скороговорки, что крепкий орех !

Для Тани, для Вани,

Для Маши – для всех!

Танька. Подходи, люд божий,

Крытый рогожей!

Кто сломает зуб,

Возвращаем рупь.



Ванька. Товар смотри

И давай повтори !



Танька. Сыворотка из – под простокваши.

Ванька. Выдери лычко из – под корычка.

Танька. Стоит поп на копне, колпак на попе,

Копна под попом, поп под колпаком.

Ванька. На горе, на пригорке

Стоят двадцать два Егорки.

Раз Егорка, два Егорка…

Двадцать два Егорка.

Танька. Кто сломал зуб –

Возвращаю рупь,

А заместо рублика –

Дырка от бублика.

Ванька. Хватит жевать бублики!

Продавцы, подсчитай скорее рублики.

Денежки любят точный счет,

Закрывай торговый ряд на учет!
1-й ведущий. Да, богат наш русский язык поговорками, скороговорками, загадками.
2-й ведущий. Но язык еще и душа народа, его дух.
3-й ведущий. А где, как не в сказке, этот русский дух живет?.. Помните, у Пушкина: «Там русский дух, там Русью пахнет!»
1-й ведущий. До чего разумны шутки,

Приговорки, прибаутки,

Небылицы и былины

Православной старины!


2-й ведущий. Слушать так душе отрадно –

И не пил бы и не ел,

Все бы слушал да сидел.

Кто придумал их так складно?


3-й ведущий. Сказки свои народ сочинял сам. Правда, в русской литературе есть и литературные сказки, то есть написанные писателями, но по своему языку они очень близки к народным.

1-й ведущий. Их язык отражает обычаи и традиции народа, точно соответствует народному быту и представлениям. Язык – это наш повседневный быт, наша жизнь.


Действие пятое «Заключительное».


1-й ведущий. Испокон веков гостеприимство, щедрость и хлебосольство были свойственны нашему народу. Старинная русская половиц гласит: «Все, что есть в печи – на стол мечи».
2-й ведущий. Что и говорить, любим мы угощать, особенно тем, что приготовлено своими руками. У каждой хозяйки есть свои секреты, свои коронные кушанья. Это целый кладезь народного творчества.
3-й ведущий. Эти секреты передаются по наследству от матери к дочери, пополняются новыми, современными рецептами и постепенно становятся семейной реликвией. Одной из древнейших традиций русского народа, дошедшей до наших времен, является подношение каравая дорогим гостям.
Ведущий выносит на вышитом полотенце каравай хлеба с солью и угощает зрителей. Все участники представления кланяются зрителям.
Все. Мы помним всегда золотые слова:

Хлеб – всему голова!






скачать файл



Смотрите также:
Провела: воспитатель
144.78kb.
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» Провела: Куклина В. В., воспитатель 2 класса
59.6kb.
Подбор содержания и оформление: Радзевич С. Ю – воспитатель, детский сад №97, г. Краснодар Дереза Е. В. – воспитатель, детский сад №97, г. Краснодар Ссылки
815.31kb.
Г в Моу сош №1 р п. Чаадаевка для учащихся 10-х классов Лукъянова Н. И. провела урок мужества
10.8kb.
Екатерина Ивановна воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №72 г
325.6kb.
Мастерская письма «Жизнь – радуга» (5 класс) Мастерскую письма провела
91.06kb.
«Все мы немного лошади»
9.08kb.
Организационно-педагогические мероприятия
28.91kb.
Праздник Здравствуй, лето
104.26kb.
Перелік запитань до теми «Організація І проведення змагань з гімнастики»
30.44kb.
Составитель М. А. Кобцева воспитатель 2013 г
291.22kb.
Консультация для родителей. «Экологическое воспитание в семье»
50.69kb.